Аннотация
Предисловие: «Как хорошо, что все мы умеем читать! Вот и сейчас раскроем эту книжку и прочтём про солнышко — Арека́г, которое на ночь спускается в чертоги своей матери — царицы света; и про мальчишку Чико́, который обвёл вокруг пальца царя и его придворных; и про чёрную страну, где и деревья, и цветы, и кони — всё чёрное…
Мы эти увлекательные сказки прочтём, но созданы они были тогда, когда и читать и писать умели немногие (возможно, тогда даже и письменности не было). Эти сказки создал армянский народ, пересказывая их, сохраняя в своей памяти, передавая от родителей детям.
В тёмные зимние вечера собирались крестьяне в дом к соседу, чья комната была достаточно велика, чтобы вместить гостей, и сказитель (чаще всего это был человек пожилой) начинал свою сказку: «Жил-был царь…»
Почему обязательно царь? В самом деле: в армянской народной сказке главный или хотя бы второстепенный герой — непременно царь. Почему? Потому, что так складывалась армянская история. Долгое время Армения была расчленена на бесчисленное множество мелких княжеств, и каждым из них правил свой царь — «нахарар».
Первоначально сказка отражала то, что было в действительности, а затем обязательное присутствие царя стало просто сказочным приёмом.
И то сказать: что же это за царь, что это за «самодержец» такой, когда он сам идёт в конюшню и собственноручно седлает коня, или сам ездит в поисках невесты для сына, или не оказывает сопротивления простой девушке, которая колотит его каблуком своего сапожка!
Это, безусловно, царь всего-навсего сказочный.
Есть в армянских сказках и совсем сказочные, просто фантастические существа.
Вот, например, дэвы — хо́вты, полулюди, полузвери. Огромные, сильные, они зачастую враждебно относятся к человеку, а иногда расположены к нему и готовы прийти на помощь.
Вот виша́п — своеобразный дракон, дальний родственник русского Змея Горыныча. Он похищает девушек, запирает их в тёмных пещерах; он сидит у истоков родников и лишает людей воды; он многоголов и отвратителен.
Ну хорошо, цари, дэвы, вишапы… Не из-за них же всё-таки живут эти сказки многие сотни лет, живут и не умирают, не исчезают из памяти народной! А тогда почему? Потому, что в этих сказках благородные юноши бесстрашно бьются с врагами, освобождая невинных людей от бедствий; потому, что они, рискуя жизнью, совершают поступки героические и возвышенные; потому, что в этих сказках живёт разум, доброта, человеколюбие и поэзия.
Но что там долго говорить, мы же все умеем читать! Поднимемся на гору Маси́с или Арага́ц, проскачем на огненном коне каменистой горной тропой, прислушаемся к разговору зверей и растений. И мы многое поймём сами.»
А. Назинян, И. Токмакова
Иллюстрации Г. Ханджяна