Шварц «новые приключения кота в сапогах»

Писатель и драматург евгений шварц, биография

Биография

Сегодня актуальна проблема выбора молодыми людьми своей будущей профессии. Зачастую из-за отсутствия планов на будущее, талантов, увлечений или из-за незнания предрасположенности, выпускники школ поступают в ближайший вуз, вуз, в который отправляют родители, или в тот же вуз, в который идут их друзья. Чтобы после 5 лет просиживания штанов на парах пойти работать не по специальности.

Евгений Шварц

Но так ли это плохо на самом деле? Ведь есть же в мировой истории примеры, когда отучившись по одной специальности, человек добивался значительных результатов на другом поприще. Взять, к примеру, Евгения Шварца…

Шварц Евгений Львович: биография

Будущий писатель родился в Казани в 21 октября 1896 года в семье православного еврея Льва Борисовича Шварца и Марии Федоровны Щелковой, они оба были медицинскими работниками. Лев Борисович закончил Казанский медицинский университет, в котором он и познакомился со своей будущей женой Марией Федоровной, посещавшей в то время акушерские курсы. В 1895 году они поженились. В этом же году Лев Борисович стал православным христианином в Казанской Михайло-Архангельской церкви.

Вскоре у них и родился маленький Шварц Евгений Львович. Биография дальше указывает на то, что его семья переехала из Казани в Армавир.

https://youtube.com/watch?v=A1Xnk8a5jkA

«Два брата». Шварц. Герои

Писатель с удовольствием обращается к сказочным сюжетам, под ними он маскирует своё видение советской действительности, иронию, которую чиновники не всегда распознают, потом спохватываются, запрещают.

Но есть у автора и просто замечательные сказки для детей. Это уже детская литература, где преобладают вымысел, лёгкий сюжет и неназойливое поучение. Классический пример – «Два брата».

Шварц пишет добрую и поучительную историю, на которой выросло не одно поколение ребят. Ещё её называют фантастической, хотя герои сказки – обыкновенная семья: отец, мать и двое ребят. Правда, живут они в лесу, потому что у их отца не совсем обычная профессия. Он лесничий. Перед самым Новым годом с мальчиками происходит необыкновенное приключение.

«Убить дракона», 1988

Последняя киноработа Марка Захарова по пьесе Евгения Шварца «Дракон». И снова звездный состав любимых «ленкомовцев»: Александр Абдулов, Олег Янковский, Александр Збруев. Натурные сцены снимались на пленэре в живописных немецких замках и аутентичных немецких улочках. А вообще, к пьесе «Дракон» Захаров подбирался долго — в 1962 году тогда еще начинающий режиссер поставил ее в студенческом театре МГУ. На одной из генеральных репетиций присутствовали Олег Ефремов и Валентин Плучек. Спектакль просуществовал недолго, так как был признан идейно неудобным. Фильм тоже с трудом шел к зрителю через сито многочисленных худсоветов. Равно как и пьеса, которая была запрещена к постановке на долгие 18 лет. Королевство, где бесчинствует тиран Дракон, слишком было похоже на тоталитарное государство.

[править] Сочинения

Пьесы

  • «Ундервуд» — пьеса в 3-х действиях — 1928
  • «Пустяки» — пьеса для кукольного театра — 1932
  • «Клад» — сказка в 4-х действиях — 1934
  • «Принцесса и свинопас» — 1934
  • «Голый король» — сказка в 2-х действиях — 1934
  • «Похождения Гогенштауфена» — пьеса, 1934
  • «Красная шапочка» — сказка в 3-х действиях — 1936
  • «Снежная королева» — сказка в 4-х действиях на Андерсеновские темы — 1939
  • «Кукольный город» — пьеса для кукольного театра — 1939
  • «Тень» — сказка в 3-х действиях — 1940
  • «Сказка о потерянном времени» — «пьеса для кукольного театра» в 3-х действиях — 1940
  • «Брат и сестра» — 1940
  • «Наше гостеприимство» — 1941
  • «Под липами Берлина» (совместно с М. М. Зощенко) — антифашистская пьеса-памфлет — 1941
  • «Далекий край» — 1942
  • «Одна ночь» — пьеса в 3-х действиях — 1943
  • «Дракон» — сказка в 3-х действиях — 1944
  • «Сказка о храбром солдате» — пьеса для кукольного театра — 1946
  • «Сто друзей» — пьеса для кукольного театра — 1948
  • «Два клёна» — сказка в 3-х действиях — 1953
  • «Обыкновенное чудо» — сказка в 3-х действиях, 1956 (редакция под названием «Медведь» написана в 1954, но не опубликована).
  • «Повесть о молодых супругах» / «Первый год» — пьеса в 3-х действиях — 1957

Сценарии

  • 1930 — Настоящие охотники. Автор надписей
  • 1931 — Товарный 717. Немой фильм. Соавтор В. Петров. Режиссёр Н. И. Лебедев.
  • 1934 — Разбудите Леночку (среднеметражный, в соавторстве с Николаем Олейниковым)
  • 1936 — На отдыхе (в соавторстве с Николаем Олейниковым)
  • 1936 — Леночка и виноград (среднеметражный, в соавторстве с Н. М. Олейниковым)
  • 1938 — Доктор Айболит
  • 1945 — Зимняя сказка (в соавторстве с Иваном Ивановым-Вано), — мультипликационный, на музыку П. И. Чайковского
  • 1947 — Золушка (сценарий 1945 года)
  • 1948 — Первоклассница
  • 1957 — Дон-Кихот
  • 1959 — Марья-искусница
  • 1963 — Каин XVIII (сценарий 1947 года, по сказке «Два друга», — в соавторстве с Н. Р. Эрдманом)
  • 1966 — Снежная королева

Другие произведения

  • «Рассказы старой балалайки», 1925
  • «Два брата» (сказка), 1943
  • «Новые приключения кота в сапогах» (сказка)
  • «Первоклассница» (повесть), 1949
  • «Приключения Шуры и Маруси» (рассказ)
  • «Рассеянный волшебник» (сказка)
  • Стихи (1920-е — 1950-е гг.)
  • «Чужая девочка» (рассказ)
  • Мемуары. Париж, 1982
  • Дневники (опубликованы в 1989 г.)

Детство и юность автора

Евгений Шварц родился в 1896 году в Казани. Его отец, Лев Шварц, происходил из еврейской мещанской семьи, учился на медика, а потом стал земским врачом. Его специализация — хирургия. Мать знаменитого писателя, Мария Шелкова, перед замужеством была слушательницей акушерских курсов, а после их окончания стала акушеркой. Родители Евгения Шварца любили свои профессии, не гнались за деньгами и зачастую принимали пациентов бесплатно.

Несколько слов надо сказать и о дедушках писателя. Дед Шварца по материнской линии, Федор Ларин, был цирюльником и жил в Рязани. Дед со стороны отца, Берка Шварц, имел в Екатеринодаре свой мебельный магазин.

В Казани семья прожила недолго. Сначала отец получил назначение в подмосковный Дмитров, а потом, проведя полгода под арестом по подозрению в революционной агитации, переехал с женой и сыном в Майкоп под надзор полиции. Здесь, собственно, и прошли детские годы писателя.

С детства Женя не любил сказок с плохим концом. Его мама даже активно пользовалась этим: когда ей надо было заставить сына есть котлеты, она рассказывала сказку, герои которой оказывались в опасном положении, и обещала, что если он не доест, все они утонут.

Евгений Шварц, по собственным воспоминаниям, очень хотел стать либо юристом, либо писателем. Но сначала связал свою жизнь с юриспруденцией, поступив в 1914 году на юридический факультет Московского народного университета.

А потом началась война, юного Шварца призвали в армию, а в октябре 1917 года он стал прапорщиком. Во время Гражданской войны он воевал в Добровольческой армии, где был тяжело контужен, после чего несколько месяцев провел в госпитале.

Литературное творчество

Первой работой, которая принесла Евгению Шварцу успех, стала пьеса «Ундервуд», написанная в 1929 г. В 1934 г., подвергшись уговорам Н. Акимова, он создал первую сатирическую пьесу «Похождение Гогенштауфена».

В 1940 году была написана драма «Тень», которая представляла собой политическую сатиру, но она недолго пробыла на сцене — ее просто убрали из репертуара. Во время этого спектакля хохот стоял неимоверный, но потом в головах зрителей были горькие раздумья.

После этого Евгений Шварц работал над несколькими реалистичными, на современные темы, произведениями. В годы Второй мировой в эвакуации он проживал в Кирове и Сталинабаде. Там он создавал свой шедевр «Дракон», который попал в классификацию вредной сказки и, как и другие драматические работы, не имел долгого века на сцене.

После ряда таких провалов драматург шутил с друзьями, что, может быть, ему написать пьесу об Иване Грозном и назвать ее «Дядя Ваня»?

Только после смерти Сталина благодаря усилиям Ольги Берггольц, которая высоко ценила творчество Шварца, свет увидел его первый сборник произведений.

Читательский дневник по сказке «Два брата» Евгения Шварца

Название произведения: «Два брата».

Число страниц: 32.

Жанр произведения: сказка.

Главные герои: старший и младший братья, лесничий Чернобородый и его жена, прадедушка Мороз.

Второстепенные герои: птицы и зайчики.

Характеристика главных героев:

Младший брат — любознательный, настойчивый и иногда надоедливый.

Доверчивый.

Старший брат — вспыльчивый. Смелый и упрямый.

Совершил ошибку и понял это. Спас брата.

Прадедушка Мороз — холодный, злой и коварный.

Жестокий и бессердечный.

Чернобородый — отец братьев. Строгий, справедливый.

Мать — робкая, любящая.

Характеристика второстепенных героев:

Птицы и зайчики — друзья старшего. Спасали его от мороза.

Краткое содержание сказки «Два брата»

Дети лесничего часто ссорились между собой.

Перед Новым годом родители уехали в город, а Старший выставил брата на мороз, потому что тот мешал ему читать книгу.

Младший исчез, а отец выгнал Старшего из дома.

Мальчик прошёл через лес и добрался до владений злого Прадедушки Мороза.

Мороз заставил мальчика морозить на ледяном пламени трупики птиц и зверят.

Когда Мороза не было, Старший искал брата.

Он зажигал спичками костёр и согревал птиц и зверей.

Мороз узнал об этом и рассердился.

Он погасил костёр.

Но когда Мороз уснул, птицы украли связку ключей.

Старший нашёл брата и понёс его, совершенно холодного домой.

Мороз бросился в погоню, но зайчики повалил его, а птицы защитили братьев от стужи.

Недалеко от дома Старший упал и Младший разбился.

Но птички собрали все кусочки и склеили мальчика, а потом оживили.

Дети прибежали домой, где были встречены радостными родителями.

План сказки:

  1. Ссоры братьев.
  2. Одни дома.
  3. Младший за дверью.
  4. Исчезновение Младшего.
  5. Изгнание Старшего.
  6. Владения Мороза.
  7. Ледяное пламя.
  8. Костёр.
  9. Украденные ключи.
  10. Побег.
  11. Подвиги птиц.
  12. Разбитый мальчик.
  13. Оживление.
  14. Снова дома.

Основная мысль произведения «Два брата»

Главная мысль сказки заключается в том, что нужно любить своих родных и близких, дорожить ими.

Основная идея сказки в том, что ссоры между близкими несут только горе и слёзы.

Нужно всегда уметь помириться и попросить прощения.

Чему учит сказка

Сказка учит уважать и ценить своих родных, любить их и относиться с пониманием.

Учит быть добрыми, милосердными и отзывчивыми.

Учит исправлять свои ошибки, уметь попросить прощения.

Краткий отзыв о сказке «Два брата» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я задумалась над тем, правильно ли я строю отношения со своими родными.

Не повторяю ли я ошибки Старшего брата из этой сказки.

Он забыл о своём долге перед Младшим и оставил того в беде.

Был слишком увлечён собственными делами.

И когда понял, что натворил, раскаялся.

Старшему пришлось пройти огромный путь, выдержать схватку с ужасным Морозом, чтобы спасти брата.

Но несмотря на все трудности, это ему удалось.

И немалую роль в этом сыграла помощь друзей, птиц и зверей, которых брат спас от ледяной смерти.

Это очень интересная, хотя местами тяжёлая и даже жестокая сказка.

Но кончается всё победой добра, как и должно быть всегда.

Автору удалось создать произведение, которое проповедует настоящие семейные ценности.

Которое учит нас любить близких и помогать тем, кто попал в беду.

Мне очень понравилась настойчивость и смелость старшего брата, который сумел спасти Младшего.

Ему было очень тяжело, но он не отступил. И его милосердие и доброта помогли герою в этом.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, не забываем ли мы о своих родных, уделяем ли им достаточно внимания и любви.

Пословицы к произведению:

  • Любовь братская лучше каменных стен.
  • Единство и братство — великая сила.
  • Кто имеет старшего брата, у того есть защита.
  • Грызутся — как собаки за кость.
  • Где дружба, там и согласие.

Библиотека произведений автора пополняется.

«Обыкновенное чудо», 1978

Фильм Марка Захарова, разобранный на цитаты и вошедший во все учебники по истории кино. «— Вы негодяй! — Да. А кто нынче хорош? Вот я например, вижу: летит бабочка, головка крошечная, безмозглая, крылышками бяк-бяк, бяк-бяк-бяк… ну дура-дурой!». «То ли музыки и цветов хочется, то ли зарезать кого-нибудь», «Мне ухаживать некогда. Вы привлекательны, я чертовски привлекателен. Чего зря время терять? В полночь, жду». Андрей Миронов, Александр Абдулов, Евгений Леонов, Олег Янковский, Ирина Купченко, Евгения Симонова воплотили на экране лучшую пьесу Шварца. Много лет назад Волшебник придумал «сказку наоборот»: превратил медведя в человека и решил, что тот вернётся в свое обычное состояние, когда в него влюбится принцесса и поцелует его. И вот юноша — бывший медведь — встречает в доме волшебника прекрасную девушку, которая ему очень понравилась…

Личная жизнь писателя

Первой женой автора была актриса театра Ростова-на-Дону. Однако через некоторое время он с ней развелся и женился второй раз на Екатерине Зильбер, с которой прожил до смерти. Однако у них так и не появились дети. Евгения Шварца все называли чрезвычайно романтичным человеком, склонным к эксцентричным поступкам. Так, например, он добился согласия на брак первой жены тем, что прыгнул в холодную воду зимой. Этот первый брак оказался счастливым: у супругов родилась дочь Наталья, которая была смыслом жизни для писателя.

Однако вторая любовь драматурга оказалась намного сильнее, так что он решился пойти на этот разрыв. Автор скончался в 1958 году в Ленинграде. Причиной смерти стал инфаркт, так как раньше он долго страдал от сердечной недостаточности. В наше время творчество писателя по-прежнему актуально. Фильмы-экранизации часто можно увидеть по телевидению, не говоря уже о театральных постановках по мотивам его произведений. В школьной программе предусмотрено прочтение некоторых его сказок и пьес.

Театральные постановки

Ленинградский ТЮЗ
  •  — «Ундервуд» — режиссёры А. А. Брянцев и Б. В. Зон
  •  — «Клад» — режиссёр Б. В. Зон
  •  — «Кот в сапогах» — режиссёр П. К. Вейсбрём
  •  — «Снежная королева» — режиссёр Б. В. Зон
  •  — «Два клёна» — режиссёр П. К. Вейсбрём
Московский ТЮЗ
Театр Комедии
  •  — «Тень» — режиссёр Н. П. Акимов
  • (12 августа) — «Под липами Берлина» — режиссёр Н. Акимов
  •  — «Дракон» — режиссёр Н. П. Акимов
ЦДТ

«Снежная королева» — режиссёр А. А. Некрасова

Московский Театр киноактёра

1956 — «Обыкновенное чудо» — режиссёр Э. П. Гарин

«Современник»

1960 — Голый король — режиссёр О. Н. Ефремов

Московский драматический театр имени К. С. Станиславского

1960 — «Снежная королева» — режиссёр Е. Ю. Завадский

Театр Дождей (Санкт-Петербург)

1997 — «Снежная королева» — режиссёр Наталья Никитина

Московский театр музыки и драмы Стаса Намина

«Снежная королева» — режиссёр Г. В. Карпов

«Свободный Театр»

2003 — «Голый Король» — по сказкам Ханса Кристиана Андерсена и пьесе Е. Л. Шварца, режиссёр А. Л. Артименьев.

Театр «МЕЛ»
  •  — «Снежная королева» (спектакль театральной студии)
  •  — «Снежная королева» — режиссёр Е. Махонина
  •  — «Сказка о потерянном времени» — режиссёр Е. Махонина
  •  — «Голый король» — режиссёр А. В. Асташкина (спектакль театральной студии)
Театриум на Серпуховке п/р Терезы Дуровой

2006 — «Дракон» — режиссёр В. В. Мирзоев

Государственный музыкальный театр национального искусства п/р Владимира Назарова
  •  — «Тень» — режиссёр А. В. Назаров
  •  — «Золушка» — режиссёр А. В. Назаров
Немецкий театр

1947 — «Тень» — режиссёр Г. Грюндгенс

Театр на Юго-Западе

1981—2002 — «Дракон» — режиссёр В. Белякович

Пензенский областной драматический театр имени А. В. Луначарского
  •  — «Снежная королева» — режиссёр Ю. Мизецкий
  •  — «Два клёна» — режиссёр С. Шпанов
  •  — «Дракон» — режиссёр Валерий Белякович
  •  — «Два клёна» — режиссёр Анатолий Гуляев
  •  — «Красная Шапочка» — режиссёр Анатолий Гуляев
  •  — «Два клёна» — режиссёр Елена Бабаева
  •  — «Золушка» — режиссёр Герман Магнусов
  •  — «Обыкновенное чудо» — режиссёр Андрей Шляпин

Львовский Театр Юного Зрителя

2004 — «Дракон» — режиссёр Евгений Лавренчук, продюсер Дмитрий Балашов

Ленинградский государственный театр им. Ленинского комсомола

1988 — «Дракон» — режиссёр Геннадий Егоров

Московский Художественный театр имени А.П. Чехова

2017 — «Дракон» — режиссёр Константин Богомолов

Русский драматический театр «Мастеровые» г. Набережные Челны

  •  — «Снежная королева» — режиссер Валентин Ярюхин, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан
  •  — «Золушка» — режиссёр Георгий Цнобиладзе

Свобода

С наступлением настоящей свободы его пьесы сказки начали ставить за границей — в Германии, Израиле, США, Польше, Чехословакии и т.д. Наш современник режиссер Марк Захаров создал великолепный фильм «Обыкновенное чудо».

Зрители и читатели не устают восторгаться смелым полетом мысли писателя и его раскованностью, а когда-то это был «эзопов язык». Шварц восторгался и даже завидовал Пикассо, который был независим во взглядах, внутренне свободен и поэтому творил все, что хотел.

После смерти мэтра была издана его «Телефонная книга», где он записывал свои воспоминания о людях в алфавитном порядке. Эти мемуары необыкновенно интересны, ведь в них запечатлена эпоха 20-50-х, это его «вытоптанное поле» жизни.

В них Шварц не выступает как всепрощающий добряк, в своих воспоминаниях он предельно искренен и свободен. Здесь чувствуется некая беспощадность и изощренность, колкости и насмешки сыплются одна за другой. Его главным принципом было — смотреть фактам прямо в лицо и не уходить от них.

Краткая биография

  1. В 1914 г. Евгений поступил в Московский университет на юридический факультет, но проучился там недолго. Деньги, которые дали ему родители, юноша истратил на походы в театр, оперу и цирк. Когда средства кончились, студент вынужден был вернуться в Майкоп.
  2. В 1916 г. Шварца призвали в армию. Сначала он служит рядовым в царицынском (волгоградском) запасном батальоне. Затем его переводят и зачисляют в московское военное училище в звании юнкера. А в октябре 1917 г. Евгений получает звание прапорщика. Семья Шварца в это время перебирается в Екатеринодар.
  3. Во время Гражданской войны, в 1918 г., Евгений вступил в ряды Добровольческой армии. Он принял участие в Первом Кубанском («Ледяном») походе и его кульминационном сражении с красными войсками за Екатеринодар. В этом бою Шварц был контужен и, вследствие этого, всю жизнь страдал тремором рук. После контузии Евгений был демобилизован.
  4. В 1919 г. в Ростове-на-Дону молодой человек поступает в университет. Параллельно он работает в «Театральной мастерской», играет в спектаклях под руководством молодого режиссёра-экспериментатора Павла Вейсбрёма.
  5. В 1920 г. Шварц был зачислен в политотдел Кавказского фронта РККА как актёр и театральный инструктор.
  6. В 1921 г. вместе с театральной труппой Вейсбрёма Евгений переезжает в Петроград. Там он продолжает играть эпизодические роли в спектаклях, а также начинает писать статьи для газет.
  7. В январе 1922 г. труппа представила спектакль «Гондла» по пьесе уже расстрелянного на тот момент Николая Гумилёва. Весной этого же года «Театральная мастерская» прекратила свою деятельность.
  8. Шварц с женой подрабатывают в маленьких театрах. Некоторое время Евгений работает в книжном магазине, а затем – личным секретарём у писателя Корнея Чуковского.
  9. Также в эти годы, познакомившись с группой писателей «Серапионовы братья», Шварц пробует писать фельетоны, стихотворные сатирические обозрения и публикует их под различными псевдонимами.
  10. Летом 1923 г. Евгения Шварца и его друга Михаила Слонимского пригласили в город Бахмут в Донецкой области для работы в газете «Всероссийская кочегарка». Там Евгений начал сочинять небольшие рассказы на основе писем читателей. Также он занимался издательством приложения к «Кочегарке» – газеты «Забой».
  11. По возвращении в Петроград в 1924 г. Шварц публикует первое своё детское произведение под названием «Рассказ старой балалайки». О нём положительно отзывается С. Я. Маршак.
  12. С 1924 по 1925 г. писатель работает ответственным секретарём в журнале «Ленинград». Затем переходит в детское издательство «Радуга», где работает до 1928 г.
  13. В 1925 г. Маршак приглашает молодого писателя в «Госиздат» для работы редактором в детском отделе.
  14. В это же время Евгений сближается с литературной общиной ОБЭРИУ, которая сотрудничает с детскими журналами «Чиж» и «Ёж». Для них Шварц начинает писать рассказы, сказки, стихи, придумывает смешные подписи для картинок.
  15. В сентябре 1929 г. в ленинградском ТЮЗе была поставлена первая пьеса драматурга – «Ундервуд».
  16. В 1931 г. Евгений Шварц пишет сценарий для фильма «Товарный 717».
  17. В 30-е гг. писатель очень много и плодотворно работает, из-под его пера выходят пьесы, повести, рассказы, стихи, сценарии и пр. Он становится популярным. В 1934 г. Евгения Львовича принимают в Союз писателей СССР.
  18. В 1940 г. в ленинградском театре комедии вышла новая шварцовская пьеса «Тень». Она была запрещена сразу после премьеры.
  19. Во время Великой Отечественной войны Шварц пытается записаться добровольцем на фронт, но из-за тремора рук его не берут. В блокадном Ленинграде писатель работает в радиоцентре и в театре.
  20. В декабре 1941 г. писателя с женой эвакуируют из Ленинграда в Киров. Там он работает в местном драматическом театре.
  21. В 1943 г. вслед за эвакуированным Ленинградским театром комедии уезжает в Душанбе и становится завлитом театра. Там писатель работает над философской пьесой «Дракон», премьера которой состоялась в 1944 г. в Москве. После премьеры пьесу запретили.
  22. В 1947 г. по сценарию Шварца был снят художественный фильм-сказка «Золушка». Главную роль в нём сыграла актриса Янина Жеймо.
  23. В 1954 г. Шварц завершил работу над пьесой «Обыкновенное чудо», премьера которой состоялась спустя 2 года.
  24. В последние годы писатель пережил несколько инфарктов, почти не работал. Умер Евгений Львович Шварц 15.01.1958 в возрасте 61 года.

Евгений Шварц с котом

«Сказка о потерянном времени», 1964

Картина Александра Птушко с Олегом Анофриевым в главной роли. Этот фильм просто обязан быть во всех списках лент, обязательных к просмотру школьникам. Четверо злых волшебников решили вернуть себе молодость. Но для этого чародеям необходимо найти людей, бесцельно растрачивающих свое время. Удача улыбнулась им в лице четверых двоечников: школьники состарились, а волшебники омолодились. Злых волшебников сыграли Сергей Мартинсон, Георгий Вицин, Ирина Мурзаева и Валентина Телегина. Но добро, конечно, победило. А как может быть иначе, если сказку написал добрый волшебник Шварц.

Литература

Писать самостоятельно Шварц начинает только через два года. Под псевдонимом Дед Сарай публикует фельетоны во «Всероссийской кочегарке». Летом того же года издательство отправляет его в Бахмут, чтобы пройти стажировку в издательстве литературного приложения к «Кочегарке» — газеты «Забой».

Вернувшись в Петроград, Евгений пишет и издает свое первое детское произведение «Рассказ старой балалайки» (июльский номер альманаха «Воробей» за 1924 год). Этот рассказ замечает Самуил Маршак и в 1924 году приглашает писателя на работу в детское отделение «Госиздата» в качестве редактора. Писатели, которым довелось сотрудничать со Шварцем в это время, лестно отзывались об этом опыте, утверждая, что Евгений Львович делал важные замечания и давал ценные советы.

Писатель Евгений Шварц

Тогда же кто-то из молодых писателей предлагает Шварцу вступить в литературную общину ОБЭРИУ, сотрудничающую с детскими журналами вроде «Чиж» и «Еж». В них Евгений Львович публикует свои рассказы, сказки, а также некоторые стихи.

В 1928 году он пишет свою первую пьесу, которую называет «Ундервуд». Через год она уже ставится ленинградским Театром юного зрителя. В этом же году у писателя рождается его единственный ребенок — дочь Наташа. Когда девочке исполняется два месяца, Евгений уходит из семьи, чтобы жениться вновь.

Книги Евгения Шварца

С 1930 и до начала Великой Отечественной войны Шварц работает очень плодотворно. В 1931 году пишет сценарий к фильму «Товарный 717». В следующем году издает пьесу «Пустяки». В 1934 году одна за другой пишутся пьесы «Принцесса и свинопас», «Голый король» и «Клад», а также сценарий к фильму «Разбудите Леночку». Помимо этого в 1934 Шварц становится членом Союза писателей СССР. 1936 год – пьеса «Красная Шапочка» и сценарии «Леночка и виноград» и «На отдыхе».

В следующем году в журнале появляется сказка «Новые приключения Кота в сапогах». В 1939 году Шварц пишет пьесы «Снежная королева», по которой в 1966 году поставят фильм, и «Кукольный город». На следующий год Евгений Львович дописывает пьесу «Тень», ставшую второй частью трилогии пьес-памфлетов, в которую также входят «Голый король» (1934) и «Дракон» (1942-1943). В 1971 и 1991 году выходят одноименные экранизации «Тени». В 1940 году умирает отец писателя.

Евгений Шварц на репетиции спектакля «Тень»

Последними довоенными произведениями Шварца становятся «Сказка о потерянном времени», «Два брата» и антифашистская пьеса-памфлет «Под липами Берлина». Во время войны автор остается в блокадном Ленинграде, работая в радиоцентре. В 1941 году его эвакуируют в Киров, где он устраивается работать в местный театр. В 1942 году вслед за эвакуированным ленинградским ТЮЗом перебирается в Сталинабад (ныне – Душанбе, столица Таджикистана). ;

Там Евгений Львович пишет пьесы «Далекий край» и «Одна ночь», посвященные эвакуированным детям и защитникам Ленинграда соответственно. В том же 1942-ом умирает его мать. Спустя два года писатель перебирается в Москву, где издает пьесу «Дракон» и возобновляет сотрудничество с режиссерами театра и кино. В 1945 году выходит мультфильм «Зимняя сказка», снятый по его сценарию, и печатается сказка «Рассеянный волшебник».

Евгений Шварц с юными читателями

В 1947-ом выходит культовый фильм «Золушка», снятый по одноименной пьесе Шварца. Главные роли в этом фильме исполняют Янина Жеймо, Василий Меркурьев, Фаина Раневская, Эраст Гарин и Алексей Консовский. Кинопостановка возымела успех и на родине, и за рубежом. В 1948 выходит повесть Шварца «Первоклассница», ставшая основой для одноименного фильма.

Янина Жеймо в фильме по пьесе Евгения Шварца «Золушка»

В 1953 году умирает Сталин, который в тридцатых годах запретил публиковать произведения Шварца. Благодаря стараниям Ольги Берггольц этот запрет снимается. В тираж поступают первые авторские сборники.

В 1956 году писатель получает звание кавалера ордена Трудового Красного Знамени (до этого Шварца награждали медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в ВОВ»). Тогда же он заканчивает работу над самым известным своим произведением «Обыкновенное чудо». Годом позже выходит экранизация пьесы «Дон Кихот».

Евгений Шварц и Ольга Берггольц

Постановки на основе произведений Евгения Шварца можно было увидеть в московском и ленинградском Театрах юного зрителя, в петербургском Театре комедий, в московском академическом молодежном театре, в московском государственном Театре киноактера, в театрах «Современник» и «Свободный театр», в питерском театре «Дождь» и московском драматическом театре имени Константина Сергеевича Станиславского. Экранизации произведений автора выходили как при жизни, так и после смерти Шварца. В 1989 году были опубликованы «Дневники» писателя.

Аресты и ссылки отца

Хоть и был Лев Шварц из числа «неблагонадежных» студентов, однако он хорошо закончил учебу в университете и в 1898 г. уехал в город Дмитров. И в этом же году он был арестован за подозрение в антиправительственной пропаганде. Его семья была выслана в Армавир, потом Ахтырь и Майкоп. Однако это был не единственный эпизод разбирательств с представителями власти, еще будут аресты и ссылки.

Но на его маленьком сыне события, связанные с политическими пристастиями отца, почти не отразятся. Евгения тоже крестили в православной церкви, и поэтому он всегда считал себя к русским. Православие для него было равно принадлежности к русской национальности, и он никак себя от нее не отделял.

Смотреть галерею

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: