Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Гиена» как сделать?
Салтыков-Щедрин «Гиена» анализ сказки. Как проанализировать сказку «Гиена» Салтыкова-Щедрина?
!
Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Гиена» не так уж и просто сделать. Это не совсем сказка, в ней нет как такового сюжета, это поучение, рассуждение или размышление на тему «Гиена и человек. Что сильнее: человеческое или гиенское». Поэтому главных героев тоже как таковых в этой сказке нет, только гиены как существа в общем и люди.
Автор часто упоминает в повествовании ученого Брэма, который описывал гиен. Глаза гиен он сравнивает с глазками ксендзов и чиновников. Очевидно автор под гиенами понимает людей, которые ведут себя не очень хорошо, пользуются слабостью других людей, запугитают их своим «воем и хохотом»:
Так нередко ведут себя чиновники и начальство: «нападают» именно на подчиненных. Но победить гиену вполне можно, ведь по словам автора:
Главная мысль сказки «Гиена» указана самим автором в тексте такими словами:
Проще говоря добро обязательно победит зло. Не нужно падать духом, верить, что зло уже заполонило все, проникло во все сферы жизни, все испортило и изгадило, что искоренить его нельзя.
Вот еще один пример анализа сказки «Гиена» Салтыкова-Щедрина.
Сообщение о Монголии.
Численность населения оценивается в более 3 миллионов человек, столица город Улан-Батор.
Большую часть территории занимают пустыни и степи. Это очень красивая страна с практически нетронутой природой и красивейшими голубыми озёрами.
Есть в Монголии и таёжные леса, и заснеженные горы, и живописные оазисы, и крупнейшая пустыня Гоби, занимающая почти треть страны.
В горах Нэмэгэту находится, так называемое кладбище динозавров с сохранившимися в скалах, скелетами этих животных.
Монголия, достаточно развитая страна с функционирующими всеми видами транспорта и развитым шопингом. Славится Монголия своим лучшим в мире кашемиром. Туристы охотно покупают одеяла ковры и золотые украшения.
Прочитала все ответы и у меня появился вопрос: а почему же самые богатые люди страны не отдают своих детей в школу, а нанимают гувернанток и прочих, кто учит их детей. При этом их дети образованны, знают языки, разбираются в экономике, умеют поддержать беседу, много знают, адаптированы к обществу ничем не хуже, чем дети, посещавшие школу.
Я думаю, что можно обучать ребёнка на дому, если есть для этого условия, деньги у родителей, хорошие педагоги.
С моей дочерью начинала учиться в школе девочка, перешла на домашнее обучение.В 11 классе она пришла в школу, сдала все экзамены, окончила институт, работает. Всё как у всех остальных людей.
В век отсутствия радио, телевидения и интернета известным писателем можно было стать только через публикации в газетах и журналах, да ещё благодаря оценке критиков, иногда прямо противоположной.
В воспоминаниях Горький пишет:
Справка от нарколога берется в наркологическом диспансере по месту жительства (если в направлении не указана другая организация).
Для её получения необходимо подойти в регистратуру наркодиспансера (лучше заранее уточнить по телефону время выдачи) с паспортом, страховым полисом и направлением от той организации, в которую предполагается поступление.
О бесплатном получении справки необходимо договариваться в той организации, куда собираетесь поступать (это должно быть отражено в направлении). Иначе обследование будет стоить денег, так же как и при отсутствии направления.
Далее необходимо пройти беседу с наркологом (на которой надо вести себя адекватно и не болтать о себе ничего лишнего) и иногда сдать анализы. При удовлетворительных результатах справка будет выдана.
В стране два официальных языка: сесото (язык местных племен) и английский. В период с 1868-1966 гг. Лесото было колонией Великобритании и назвалось Басутоленд. Этим и объясняется наличие английского в качестве второго государственного языка. Стране удалось добиться независимости лишь в 1966 году, тогда она и стала королевством Лесото.
Источник
Краткое описание полосатой гиены
Полосатая гиена имеет внушительные размеры. Длина ее тела составляет 110-130 см без учета длины хвоста. Хвост у нее с длиной около 30-45 см. Высота данного хищника в холке приблизительно 65-80 см. Вес такой гиены от 35 до 65 кг, но случалось, когда вес самца такой гиены достигал и 70 кг. Самцы полосатых гиен более крупные, чем самки. Также как и пятнистые гиены, полосатые гиены имеют короткие задние ноги. В момент ходьбы кажется, что гиена шаркает задними ногами. Лапы у гиены длинные и обладают 4 пальцами. Шерсть данного зверя жесткая, грубая и длинная. Окрас шкуры у гиены серый и имеет полосы по всему телу.
История создания
История написания сказки «Дикий помещик» может похвастаться интересными фактами о произведении:
- Как и многие другие произведения, «Дикий помещик» был вдохновлён краткосрочной ссылкой писателя в район Вятки, где он мог наблюдать жизнь людей в русской провинции во всей её полноте.
- Сказка «Дикий помещик» была написана в 1869 году как ответ на разочарование в крестьянской реформе шестьдесят первого года, которая так и не решила земельный вопрос. В этой ситуации Салтыков-Щедрин вернулся к тем образам, которые, казалось бы, уже исчезли из обыденной жизни, но на деле существовали на территории России ещё долгое время.
- Автору удалось опубликовать свое произведение в журнале «Отечественные записки» благодаря редактору СМИ — Николаю Некрасову. Он тоже придерживался оппозиционных взглядов на судьбу России. Чтобы публиковать смелые литературные изыскания, он подкупал цензоров поездками на охоту и роскошными обедами. Ценой взятки ему удалось опубликовать сказку «Дикий помещик».
Питание
Говоря, что гиена падальщик, мы брезгливо морщим нос. А она, между тем, прекрасная охотница, более того, ее меню до 90% состоит из живой добычи. Только она мудро дополняет свой рацион питания. На самом деле этот зверь спасает природу от загрязнения, является санитаром фауны и поддерживает равновесие среди других животных.
Охотятся они стаей на крупных копытных – зебр, газелей, антилоп гну, даже буйвола могут загнать. Могут напасть на больного хищника, льва, например. Крупная самка в одиночку может свалить антилопу. Иногда они нападают даже на носорогов и бегемотов. К ним на обед попадают млекопитающие, птицы, рептилии, их яйца.
Еще они не стесняются доедать за другими животными. Все, что осталось после еды другого хищника – кости, копыта, шерсть — все это перерабатывается в «звериной мусорной фабрике» под названием «гиена».
У нее так устроен пищеварительный тракт, что она переваривает и усваивает практически все. А самые мощные челюсти среди хищных млекопитающих способствуют перемалыванию твердых предметов. Давление этих челюстей может достигать 70 кг/кв.см
Полосатая гиена в Красной Книге
Уменьшение популяции не объясняется промысловой ценностью гиены. Шкура и мех очень дешевы. Преследование – следствие повсеместных суеверий. В Африке, Азии, Закавказье гиен демонизируют, считают предвестниками несчастья. Причины этого − ночной образ жизни, неприглядный внешний вид, отвратительный вой, зубастая пасть.
К тому же, хоть и незначительно, но эти хищники всё же вредят крестьянским хозяйствам. Они следуют за пасущимся домашним скотом, высматривая больных, старых или очень юных особей. Случаются даже нападения на человека. Вид гиены, разрывающей скотомогильник или терзающей труп животного, неприязнь только усиливает.
В Северной Африке численность животных уменьшается из-за браконьерства. Отдельные органы, шкура очень ценятся на чёрном рынке. Им приписывают магические, лечебные свойства.
Текущая ситуация с популяцией
Нет точной информации о количестве полосатых гиен в мире. Такие сведения трудно собрать, потому что живут они не стаями. Ареал обитания достаточно широк, но численность особей на отдельной территории небольшая.
Международный союз охраны природы и природных ресурсов вписал полосатую гиену в перечень видов, находящихся в состоянии близком к угрожаемому. Данные за 2021 год подтверждают, что, несмотря на охранный статус, животное исчезает. В Красную Книгу РФ оно занесено с 2021 года.
Какие меры применяются для защиты
Для сохранения популяции создаются заповедники, национальные парки. Самые известные – Масаи Мара (Кения) и Крюгер (ЮАР). Несколько десятков семей живут в туркменском заповеднике Бадхыз и на охраняемых территориях Узбекистана.
Правительства стран Африки сурово наказывают за охоту на гиен. Зоны, где их семьи обитают, постоянно патрулируются. Всё чаще используют чипирование. Чип с уникальным кодом, позволяет держать под контролем перемещение каждой особи.
Чтобы облегчить для падальщиков поиск пищи, на территорию заказников вывозят пищевые отходы, отбракованную продукцию мясоперерабатывающих предприятий и прочее.
Суть: о чём сказка?
Сюжет повествует нам о некоем богатом помещике, который страдал от иррациональной ненависти к крестьянам и молился богу, чтобы все простолюдины исчезли из его владений.
Решив изжить мужиков своими силами, помещик начал многочисленными штрафами и притеснениями сживать со свету своих крестьян. Когда те взмолились Богу об избавлении, тот внял их горю и забрал всех крестьян из владений помещика.
Первоначальная радость героя несколько поколебалась от холодной реакции окружающих, назвавших его дураком. Некому стало вести хозяйство, убираться в усадьбе и даже умывать самого барина. Однако он так и не хотел признавать свою ошибку, считая свою борьбу с простым народом проявлением твёрдости и силой духа и грезя о закупке паровых машин из Англии для замены мужиков.
Спустя некоторое время владения помещика приходят в упадок и запустение, сам главный герой окончательно теряет человеческий облик. Он обрастет шерстью, начинает ходить на четвереньках, ест сырое мясо, дружит с медведем и даже утрачивает способность говорить на человеческом языке.
В конце концов, губернское начальство решает остановить это безумие, находит пропавших мужиков и возвращает во владения помещика. Сам помещик был в итоге изловлен и насильно возвращён в лоно цивилизации, однако до конца своих дней так и не научился снова говорить, очень тоскуя по своей старой жизни в лесу. Вот краткое содержание сказки.
Образец 2
Как и все сказки Салтыкова-Щедрина, «Рождественская сказка» написана вовсе не для детей. В ней нет волшебства и чудес, которые случаются перед Новым годом. Это печальная история десятилетнего мальчика Сережи, который не смог справиться с несоответствием того, что говорят взрослые, и жизнью, которой они живут на самом деле.
Начинается повествование с церковной проповеди батюшки на празднике Рождества
Он говорил о том, что самое важное в жизни – Правда. Она вечна. Ради неё Христос прошёл через муки и принял смерть
Поэтому люди должны жить по Правде. Помогать ближним, не ожидая от них ничего взамен, любить Бога и друг друга, искать Правду, и всегда её отстаивать
Ради неё Христос прошёл через муки и принял смерть. Поэтому люди должны жить по Правде. Помогать ближним, не ожидая от них ничего взамен, любить Бога и друг друга, искать Правду, и всегда её отстаивать.
Речь священника растрогала людей, но особенно она взволновала десятилетнего сына Марьи Сергеевны Русланцевой – местной небогатой помещицы. Она рано осталась вдовой и растила сына одна. Мальчик был смышлёный и спокойный, но впечатлительный. Вот и после рождественской речи батюшки он никак не мог успокоиться. Слова священника запали в детскую душу. Серёжа очень серьёзно воспринял призывы искать Правду.
Дома он всем заявляет, что отныне будет жить только по Правде. «Я верное слово себе дал! Умру за правду, а уж неправде не покорюсь!» В жизни много несправедливого, мальчик видит это. Разве можно забирать последнюю корову у бедного крестьянина даже за долги? Батюшка говорил, что ближнего надо защищать. И почему господа пьют чай и обедают в столовой, а прислуга на кухне? Это несправедливо!
Но мама и челядинцы Серёже рассказывают, что Правда бывает разная. Каждый по-своему её видит. Приводят примеры про то, что есть законы и их надо соблюдать. И про то, что доброта и Правда не должна быть бездумной. Совершая хорошие поступки для одного, можно сделать несчастным другого. Серёжу пытаются успокоить и отвлечь. Рассказывают, что он пока мал, его главная Правда — быть послушным и молиться за своих близких.
А батюшка так говорил, потому что в церкви нельзя по-другому. Сам священник тоже это подтверждает, объясняя, что праведные речи он обязан прихожанам говорить, «на то и церковь установлена».
Детская душа не может принять таких противоречий. Слова о Правде, которые на Серёжу так подействовали, оказываются просто словами. В жизни всё по-другому.
У мальчика открывается жар. Но даже в горячечном бреду он не может найти выхода из несправедливости. Сказка заканчивается трагически: мальчик умирает. Перед смертью он видит Христоса, свой символ Правды.
Салтыков-Щедрин мастер сатирических сказок, с помощью них он рассказывал обществу о нравственных проблемах. В этой сказке зашифрованы рассуждения автора о готовности общества что-то менять. Понимание несправедливости уже есть, но оно маленькое и слабое… Умрёт оно или окрепнет, зависит от самих людей.
Сказка учит читателя быть честным с самим собой. В жизни часто слова расходятся с делом. Да, и Правда у каждого своя. Но искать и бороться за неё нужно. Главное, делать это с умом.
Интересные факты
- Гиены очень любят сочные растения, особенно им нравятся арбузы и дыни. Ради них они совершают набеги на бахчи. С удовольствием питаются орехами и семенами.
- Свое отношение к кошачьему семейству гиены подтверждают «социальными законами» в стае. У них скорее не стая, а прайд, схожий с львиным. Там действует королевская иерархия и власть по наследству. Только у них матриархат. И руководит всеми главная самка гиены, королева. Иногда она может быть свергнута, но это происходит крайне редко.
- Если заболел член прайда, или его ранили, остальные сородичи никогда не бросают его, заботятся, принося ему пищу.
- Общение смехом – на самом деле подача сигнала главной самки к принятию пищи следующей по иерархии особи. Так они избегают конфликтов и драк из-за лишней торопливости.
- Еще один способ общения – едкий запах. Им они помечают и ограничивают пространство, показывают свое моральное, физическое состояние и готовность к созданию семьи.
- Гиены отлично поддаются дрессировке. Человека они интуитивно способны воспринимать как хозяина.
Темы
Тематика книги «Дикий помещик» до сир не кажется нам архаичной. Все основные темы актуальны до сих пор:
- Народ – простые русские крестьяне в произведении представлены талантливыми и хозяйственными людьми, однако в то же время они лишены какой бы то ни было силы воли и самоуважения, становясь немыми рабами системы, которая видит в них лишь живые инструменты.
- Родина – Салтыков-Щедрин видит в России и русском народе огромный потенциал, который, однако, ограничивает помещичий и государственный гнёт, а также инертность крестьянства, которое молча терпит все несправедливости.
- Противопоставление дворянства крестьянству – в лице мужиков представлено всё русское крестьянство, которое наделено умением и умом, но лишено прав и воли, а потому вынуждено тащить на себе привилегированное дворянское меньшинство, представленное в образе глупого, ничтожного и злого помещика.
- Быт и нравы России – в своей сказке писатель высмеивает быт и нравы, царившие в России его время. Огромный и неповоротливый бюрократический аппарат, который позволил случиться столь абсурдной ситуации, социальное неравенство и дворянский гнёт – всё это было печальной обыденностью для Российской империи даже после отмены крепостного права.
- Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «в некотором царстве, в некотором государстве», «жил-был», «на свет глядючи радовался». Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть глубокую народность данного произведения.
Чему учит?
На примере помещика Салтыков-Щедрин осуждает невежество, грубость и самодурство. Писатель отстаивает идею равенства, считая, что не происхождение или чин определяют человека, но его собственные умения и реальные достижения. Мораль сказки приближает нас к идеалу петровских времен, когда простой человек мог достичь успеха и высокого статуса трудом и знаниями.
Писатель хвалит хозяйственность и трудолюбие простого народа
Он пытается донеси до читателя мысль о том, как важно уважать самого себя, осознавать свои интересы, а не слепо подчиняться государственной машине. Человек, который не борется за свои права, а просто плывёт по течению, так и останется бесправным рабом
Таков вывод из произведения «Дикий помещик».
Размножение и продолжительность жизни
Самка гиены готова спариваться каждые две недели. Самец выжидает нужный сезон
Потом они должны между собой побороться за внимание «дамы». После этого победитель, покорно склонив голову, подходит к самке и ждет ее разрешения на спаривание. Получив «доступ», гиеновый самец делает свое дело
Получив «доступ», гиеновый самец делает свое дело.
Беременность длится 110 дней. Потом на свет появляются от 1 до 3 щенков. Главное их отличие от щенков собаки и от котят – они рождаются сразу зрячие и с блестящими глазами. Все-таки, не зря про глаза гиены говорили, что они особенные.
Живет семейство в норе, которую мама вырыла сама или отобрала у другого животного. Весят от рождения 2 кг. Иногда в такой норе живут несколько гиен с малышами, создав некое подобие родильного дома.Питаются молоком долго, до 1,5 лет. Хотя челюсти у них тоже развиты от рождения. Шерсть у малышей бурого цвета.
Если вернуться к разговору о «портфолио» для гиены, щенки — это самый подходящий возраст, чтобы запечатлеть ее на фото. Они просто очаровательны.По мере взросления у них меняется окрас. Голос, вместо нежного повизгивания, приобретает тот самый жуткий тембр. И вырастает гиена. Живут в среднем около 12 лет.
Описание и особенности
Выглядит она и впрямь непривлекательно. Тело длинное, шея мощная, неподвижная, морда несимпатичная. Передние лапы длиннее задних и кривые, поэтому она смотрится как бы сгорбленная. У нее на лапах по 4 пальца. Голова большая, уши небрежно обрублены от природы и практически без шерсти.
Глаза расположены косо, к тому же постоянно бегают и сильно блестят. Поэтому выражение у них пугающее. Хвост среднего размера, довольно пушистый, шерсть не гладкая, клочковатая, длинная, на спине щетина. Окрас темный, мрачноватый. Все тело покрыто пятнами или полосами неправильной формы. Все это создает животному довольно отталкивающий образ.
Гиена на фото — зрелище не очень эстетичное. С одной стороны, как и любое животное, ее интересно разглядывать. С другой же, смотреть на нее удовольствия не доставляет. Голос у нее действительно неприятный.
Иногда она издают короткие лающие звуки, тогда похоже, что она смеется. И от этого становится еще более жутко. «Адский хохот», говорят люди, услышав смех гиены. Существует выражение «хохочет, как гиена». Обычно это говорят о человеке, который зло смеется над собеседником. И от него не надо ждать ничего хорошего.
Слушать звуки гиены:
Этот зверь жаден, много и неопрятно ест, ходит, некрасиво прихрамывая. Зубы примечательно развиты: они расположены прямо, в одну линию, поэтому у нее широкая сплюснутая морда. Лоб маленький, чрезвычайно крепкие скулы, мощные жевательные мышцы, крупные слюнные железы, язык с бородавками. Вот такой облик у нашей героини.
Прибавим к этому, что гиена животное ночное. И теперь представьте, что вы встретили этого зверя, или стаю таких зверей где-то в пустыне. Понятно, почему они так пугали местных жителей. Тем более, что именно об этой хищнице говорят, что она выбирает слабых и беззащитных, больных и раненых, и нападает на них.
Человек за это и не любил ее. Ставил капканы, отравлял, уничтожал. Однако если эту хищницу ловили щенком, она быстро приручалась, становилась домашним животным, почти как собака.
Салтыков-Щедрин. Все произведения
- Баран-непомнящий
- Бедный волк
- Богатырь
- Верный Трезор
- Ворон-челобитчик
- Вяленая вобла
- Господа Головлёвы
- Деревенский пожар
- Дикий помещик
- Добродетели и Пороки
- Дурак
- Здравомысленный заяц
- Игрушечного дела людишки
- История одного города
- Карась-идеалист
- Кисель
- Коняга
- Либерал
- Медведь на воеводстве
- Недреманное око
- О корени происхождения Глуповцев
- Орёл-меценат
- Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
- Помпадуры и помпадурши
- Пошехонская старина
- Премудрый пескарь
- Пропала совесть
- Рождественская сказка
- Самоотверженный заяц
- Сказка Гиена
- Соседи
- Христова ночь
- Чижиково горе
История создания
Анализ сказки Салтыкова-Щедрина будет неполным без упоминания того, что сподвигло писателя на создание такой работы. В конце XIX века в России была строгая цензура, которая не давала публиковать большинство работ.
Сказка «Либерал» была написана в апреле 1885 года. Сам писатель остался доволен работой, но в то же время в письме к Соболевскому высказывал сомнения в ее качестве. Рукопись и корректура работы не сохранились. Предположительно, Салтыков-Щедрин написал сказку после известия о поступках известного либерального деятеля В. И. Лихачева, чьи неэтичные методы касались избрания главой петербуржской думы.
Михаил Салтыков-Щедрин. Гиена
(Поучение)
Загляните в любую Зоологию и всмотритесь в изображение гиены. Ее заостренная книзу мордочка не говорит ни о лукавстве, ни о подвохе, ни, тем менее, о жестокости, а представляется даже миловидною.
Это хорошее впечатление она производит благодаря небольшим глазкам, в которых светится благосклонность. У прочих острорылых — глаза чистые, быстрые, блестящие, взор жесткий, плотоядный; у нее — глазки томные, влажные, взор — доброжелательный, приглашающий к доверию. У ксендзов такие умильные глаза бывают, когда они соберутся, ad majorem Dei gloriam, в совести у пасомого пошарить. Или вот у чиновников, которым доверено, под величайшим секретом, праздничные наградные списки набело́ переписать, и они, чтобы всех обнадежить и, в то же время, государственную тайну соблюсти, начинают всем одинаково улыбаться.
Кто бы подумал, что это изображение принадлежит одной из тех гиен, о которых с древних времен сложилась такая нехорошая репутация?!
Древние видели в гиене нечто сверхъестественное и приписывали ей силу волшебных чар. Этот взгляд на гиену, в значительной мере, господствует и поныне между аборигенами тех стран, где привитают эти животные. Судя по рассказам Брэма, местные арабы верят, что человек сходит с ума от употребления мозга гиены и что колдуны пользуются этим, чтобы вредить ненавистным им людям. Мало того: арабы убеждены, что гиены не что иное, как замаскированные волшебники, которые днем являются в виде людей, а ночью принимают образ зверя, на погибель праведных душ.
Очевидно, россказни эти столь же мало правдоподобны, как и та басня, которую я слышал от одной купчихи в Замоскворечье: «Знаю-де я гиену, которая днем в человеческом виде дорогих гостей принимает, а чуть смеркнется, берется за перо и начинает — в гиенском образе — „газету писать“…» Какой вздор!
Впрочем, о полосатой гиене Брэм отзывается довольно снисходительно, хотя, разумеется, особенных добродетелей за ней не видит. Но ведь у зверей вообще ни добродетелей, ни пороков не водится, а водятся только свойства. Самый вой полосатой гиены, по свидетельству Брэма, далеко не так противен, как рассказывают, — и нередко он забавлялся, слушая его. Наоборот, вой пятнистой гиены имеет, действительно, характер «какого-то ужасного хохота, который всякой верующей душе, с живым воображением, легко приписать дьяволу и его адской компании». Так что ежели, читая, например, куранты, вы слышите страшный хохот, «который можно приписать дьяволу», то знайте, что он принадлежит пятнистой гиене и что эта разновидность гиены есть самая опасная и ненавистная из всех.
Об этой гиенской особи у Брэма никаких сведений нет, но нужно вообще заметить, что его рассказ о гиенах несколько спутан. И, очевидно, эта спутанность происходит именно оттого, что тип гиены-оборотня как будто ускользнул от него. К счастию, он не ускользнул от той замоскворецкой купчихи, о которой я упомянул выше и которая, положительно, видела такую гиену собственными глазами.
— Посмотреть на нее — милушка! — рассказывала она, — а как начнет она хрюкать да хохотать… хохочет-хохочет, да вдруг как захныкает… Господи, спаси и помилуй!
Тем не менее нет сомнения, что именно эту разновидность имеет Брэм в виду, когда говорит, что гиены обладают отвратительно резким голосом, издают противный запах и при еде поднимают такое кряхтение, крик и хохот, что суеверным людям вполне естественно кажется, будто беснуются все черти ада. Сверх того, эта гиена нападает только на слабых, спящих и беззащитных (а конечно, еще того лучше, коли жертва связана) и, кроме того, нередко заходит днем в дома и уносит маленьких детей.
Проблемы
Проблематика сказки «Дикий помещик» — порождение государственной системы в России того периода. Чиновники решали личные, а не общественные проблемы, поэтому простой народ был предоставлен сам себе и своим мучителям (если раздел нуждается в дополнении, напишите об этом Многомудрому Литрекону):
- Социальное неравенство – в своей сказке Салтыков-Щедрин отлично отобразил пропасть между крестьянским и дворянским сословиями, которая заключалась не только в материальном достатке, но и в мировоззрении. Крестьяне имели «холопский менталитет» и были заложниками своего долготерпения и невежества. Их господа были такими же глупыми и даже глупее, но наглее и хитрее.
- Крепостное право – в произведении отражена вся абсурдность крепостничества, рассматриваемого Салтыковым-Щедрином, как ужасная мерзость в истории русского народа, не только наносящая огромный вред экономике Российской империи и плодящая нищету, но и уродующая людские души, делающая из них безликих рабов системы.
- Невежество правящего класса – описывая мысли глупого помещика, писатель этим подчёркивает ничтожность помещичьего дворянства, его ограниченность и невежество. Потому ещё более несправедливой кажется ситуация, что именно такие люди, как дикий помещик, определяют судьбу Российской империи и её народа.