Народные сказки: сказки народов севера

Сказки народов севера. воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру

Сказка первая об Эква-пырисе

12 Ноя 2009 — 14:11

У божьего города, у царского города живет Эква-пырись. С бабушкой вдвоем под городом живут. Бабушка его учит:– Ты промышляй.– Я не буду промышлять-купцы и попы все равно заберут добытое.Бабушка говорит:– Что есть будем?Эква-пырись вскочил, начал плясать. На большом пальце и на маленьком пальце пляшет. Бабушка говорит:– Сынок, почему так– живешь? Он бабушку схватит, поцелует. Эква-пырись говорит: – Бабушка, я в город схожу. Бабушка говорит:– Сынок, убьют тебя. В городе большие начальники живут.Он тотчас оделся и пошел в город. По городу похаживает. Когда он так ходил – подъезжает нарта, в которую запряжены три белые лошади. Смотрит – главный поп.– Стой!Поп остановился. Эква-пырись говорит:– Поп, отдай мне твоих лошадей. Поп говорит:– Зачем? Эква-пырись говорит:– Я муки купил.– Скоро приедешь?– Я скоро приеду.– Ладно, возьми.

Богатырь Кедровое зернышко

12 Ноя 2009 — 14:11

Богатырь Кедровое ядрышко с низовой, Обской стороны жену имеет. Жена Светлую Обь позабыть не может, все в низовую сторону стремится. Однажды весна настала. Женщина в лес пошла, бересты надрала. На 6ересте всяких птиц, всяких зверей нарисовала*53, из бересты узорчатые чуманы, туески*54 изготовила. Туески и чуманы перед мужем расставила, так ему говорит:- Богатырь Кедровое ядрышко, для тебя я посуду сготовила. Для светлого рыбьего жира — обской снеди, для светлого рыбьего жира — озерной снеди, — вот хороши чуманы!Богатырь туески и чуманы похватал, в клочья изорвал, бросил. Говорит:- Светлый рыбий жир — обская снедь, светлый рыбий жир — озерная снедь, не для меня пища. Не на этой пище мои кости выросли, мое тело окрепло. Звериным жиром я с детства питался, на зверином жиру кости мои выросли, тело мое окрепло.

Онлайн чтение книги Танчами. Сказки народов севера Кукушка. Кетская сказка

Жила на берегу реки старуха Тама с двумя детьми: сыном и дочерью. Мужа у нее не было — на охоте медведь задрал. И оленей у них не было, жили охотой и рыбалкой.

Недалеко от их чума богатое стойбище стояло. Жил в том стойбище молодой шаман. Был он маленький и горбатый, по имел очень большую колдовскую силу и мог так заколдовать, что никакие десять шаманов расколдовать не могли. Этот шаман хотел жениться, но за него никто не отдавал своих дочерей — все его боялись.

Вот однажды этот молодой шаман со своими работниками поплыл вниз по реке — посмотреть другие стойбища, жену себе поискать.

Плывут, плывут и видят: от реки девушка воду несет, очень красивая девушка.

Шаман спрашивает своих людей:

— Сроду не видел такую красивую! Чья?

— Старуха Тама здесь живет. Ее дочка. Очень бедно живут, — говорит работник.

Шаман сразу захотел жениться на этой девушке.

Причалили к берегу и пошли к Старухе. Заходят в чум. Люди шамана говорят:

— Наш молодой шаман жениться хочет на твоей дочке. Оленей за дочку даст, сколько захочешь. Он очень богатый.

Старуха знала, что этот шаман — жестокий колдун. Не хочется ей отдавать за него свою дочку. Сватам шамана она говорит:

— Сын вернется с охоты. С ним посоветуюсь.

Люди шамана достали свое мясо и сели есть. У старухи для еды оленьего мяса не было.

Вот сидят, едят, парня с охоты ждут.

Старуха незаметно вышла из чума, позвала свою дочь Елогуй, говорит ей:

— Прибыл шаман соседнего стойбища. Он — злой колдун. Он хочет на тебе жениться. Так он только говорит. Он нас всех забрать хочет и плохое сделать. Беги навстречу брату. Как увидишь, скажи ему все. И скорее уходите из этих мест. День идите и ночь идите, чтобы шаман вас догнать не смог. Беги скорей. Я здесь останусь, задержу их.

Елогуй убежала, а старуха и чум зашла.

Гости уже спали, только шаман сидел. Он спросил старуху :

— Куда так долго ходила?

— Дочку послала за сыном. На охоту он уходит на два-три дня. Звать домой брата пошла, — говорит старуха.

Шаман пригрозил ей:

— Смотри, не обманывай! Я все вижу и слышу.

— К вечеру, наверно, вдвоем прибудут, — говорит старуха.

И вот еще ждут… Уже вечер наступил…

А тем временем Елогуй недалеко от чума встретила брата Келлога, все рассказала: «В чуме нас ждет шаман из соседнего стойбища. С ним его люди. Он пришел взять меня в жены. Мать велела нам убегать». — «Нужно уходить», — сказал Келлог… И они начали убегать… Бежали, бежали, вот устали. И ночь уже наступила. Они остановились и сели отдохнуть…

Шаман все ждет их… Надоело ему ждать, говорит старухе:

— Куда они подевались? Долго не идут! И ночь уже. Пойду на улицу, встречу их.

Старуха ничего ему не сказала.

Шаман вышел из чума, понюхал воздух, ничего не учуял, и догадался, что старуха его обманула. Вернулся в чум, разбудил своих людей, закричал:

— Вставайте! Эта старуха нас обманула! Догонять будем! Они далеко уже ушли. Я никакого запаха не учуял. Тебя, старуха, чтобы никогда не обманывала, в кукушку превращаю!

И на месте старухи оказалась птица Кукушка.

А шаман со своими людьми бросился в погоню. Бежали по тайге, бежали, вдруг шаман остановился, потянул носом воздух, говорит:

— Здесь они, недалеко!

Келлог и Елогуй сидели под деревом. Они услышали шум на дороге и увидели подбегающего шамана. От неожиданности они вскочили и бросились в разные стороны.

Шаман растерялся: кого ловить не знает…

— Будьте речками! Зимой замерзать, а летом мелеть будете! — вслед им со злости сказал.

И на земле появились две речки, разбегающиеся в разные стороны — Елогуй и Келлог.

Так и сейчас кеты зовут эти речки — Келлог и Елогуй. Текут и текут по земле эти две речки, далеко куда-то убегают. Зимой они замерзают, но летом не очень мелеют. Люди ловят в них рыбу, олени воду пьют.

А в тихую и теплую погоду над речками — в том месте, где они разбегаются — всегда летает Кукушка и кричит: «Кох-хыб, кох-хунь!»

Это старуха Тама летает кукушкой и детей своих зовет — Елогуй и Келлога..

Источник

Про Северный ветер

12 Ноя 2009 — 14:11

Лун-Вот-Ойка, Северный ветер. Старик в низовой стороне за морем жил. День и ночь не переставая дул. От того на земле очень холодно было. Люди от Северного ветра страдали. И зиму и лето ветер все дул и дул. Каждый день люди от холода умиралиОднажды один человек сказал:- Пойду в низовую землю на Северного ветра. Буду с ним биться.Собрался и пошел. Долго ли, коротко ли, до низовой земли добрался. К Северному ветру пришел, биться его зовет. Северный ветер лук и стрелы схватил, из дому выбежал.Долго бились, долго друг в друга стрелы пускали. Под конец человек изловчился, лук натянул, стрелу пустил. Стрела Северному ветру половину нижней челюсти разбила.С этой поры ветер  дуть перестал. Стало тепло. Такая жара настала, что люди от нее болеть стали. И зиму и лето все тепло. Каждый день люди от жары умирали.Много ли, мало ли времени прошло, снова ветер подувать начал. Челюсти у него заживать стала.

Зайчик

12 Ноя 2009 — 14:11

Жил-был зайчик. На озерном берегу в осоке постоянно прыгал. Однажды губу себе осокой разрезал. Пошел к огню пожаловаться:– Огонь, сожги осоку на озерном берегу!– Какое зло сделала тебе осока? – спросил огонь.– Губу мне разрезала, – ответил заяц.– Уж такое ненасытное брюхо у тебя, – сказал огонь. Пошел заяц к воде и говорит:– Вода, прибудь, затуши огонь!– Какое тебе зло сделал огонь?– Огонь осоку на озерном берегу не зажигает!– Какое зло тебе сделала осока?– Губу мне разрезала.– Уж такое ненасытное брюхо у тебя! Пошел зайчик к двум мальчикам со стрелами и луками, говорит им:– Дети, в воду стреляйте!– Какое тебе зло вода сделала?– Вода не прибывает, огонь не тушит!– Какое тебе зло сделал огонь?– Огонь осоку на озерном берегу не зажигает!– Какое тебе зло сделала осока?– Губу мне разрезала?– Уж такое ненасытное брюхо у тебя! Пошел зайчик к мышке и говорит::

Отчего у зайца длинные уши

12 Ноя 2009 — 14:11

Когда появились в лесу звери, самым главным у них был лось. Однажды на лесной полянке разговаривал лось с женой. Мимо бежал заяц. Услышал он, что лось с лосихой разговаривает, подкрался поближе, спрятался за пенёк, слушает.— Есть у меня рога, которые я должен раздать зверям,— говорит лось.— Но зверей много, а рогов мало. Кому же дать?Слушает заяц, думает: «Хорошо бы и мне рога получить. Чем я хуже других?»— Кому вот эти рога дать? — спрашивает лось жену.Только хотел заяц рот открыть, а лосиха отвечает:— Эти оленю дай. Будет защищаться ими от врагов.— Хорошо,— говорит лось.— А вот эти, большие, кому?Тут заяц не вытерпел, высунулся из-за пенька, кричит:— Эти мне дай, мне, зайцу!— Что ты, братец? — удивился лось.— Куда тебе такие рога?— Как — куда? — говорит заяц. — Мне рога очень нужны. Я всех врагов буду в страхе держать. Все меня бояться будут!— Ну что ж, бери! — сказал лось и дал зайцу рога.

Как ворон землю мерил

12 Ноя 2009 — 14:11

На болотной кочке старуха со стариком жили. У старика белый ворон был. Земли всего лишь островок маленький; только юрточку поставить, а кругом вода. На месте земля не стояла: северный ветер подует, к южному морю ее погонит, с юга ветер поднимется, землю на север несет.Старик из юрты своей не выходит, какая-такая земля есть, не знает. Белого ворона однажды посылает:- Землю кругом облети, хочу знать, на много ли она выросла.Ворон полетел и вскоре вернулся. За то время, что летал он, котел рыбы сварить можно было1*.Такой земля стала.Жили, жили, опять посылает старик ворона посмотреть, на сколько земля выросла. Ворон землю всю  облетел, через три дня лишь вернулся. Такой земля стала.Еще сколько-то времени прошло. Старик ворону говорит:- Землю кругом облети, хочу знать, на много ли еще выросла.Улетел ворон. Зиму прожили, и вторая зима прошла, ворон все не возвращается.Старик и ждать перестал:- Погиб где-нибудь ворон.

О чем слагались легенды

 У энцев популярны предания об охотниках — моррэдэ. Тематика ненецких загадок связана с промысловым и оленеводческим бытом, природой и животным миром тундры: «Одна сторона — деревянная, другая — живая плоть» (ребенок в люльке), или «Входишь в одно отверстие — выходишь в три» (малица). Песни зачастую несут в себе информацию об исторических событиях, содержат в себе воспоминания. Пели их за работой или во время длительных переездов. Иногда они достаточно длинные, а порой состоят из нескольких строк.

В энецком фольклоре можно встретить «одушевление» повествования, когда речь сама по себе является героем сказа. Например, вместо «На берегу моря стоят чумы» писали «Речь дере увидела чумы на берегу моря». Щузыбичу и деричу — фольклорные жанры энецкой литературы. Первый повествует о фантастических походах богатырей и существовании великанов, а второй — это исторические предания, бытовые рассказы, сказания о шаманах.

В нганасанском фольклоре выделяются ситтабы — крупные музыкально-поэтические произведения, своего рода устная история народа, исполняемая сказителями сольно, без сопровождения инструмента — в них речь чередуется с пением. Такое повествование может длиться несколько вечеров подряд. В них есть сюжет, завязка, кульминация с борьбой героев и развязка. Особый цикл — мифы и былины, они существенно отличаются от шаманских и рассказывают о сотворении мира.

Отрывок из сказания о сотворении мира:

«Когда Земли не было, был только лёд без растительности. В ледяном чуме жил Белый бог вместе с Матерью-богиней. Создали они первые растения, травы и цветы, а для защиты растений от пожирающих их червей создали оленя. Сначала олень был без рогов. Пришёл олень к своему отцу и попросил дать ему крепкие рога, чтобы защищать растения. Приставил ему бог с одной стороны головы мамонтовый бивень, а с другой — каменную скалу, и этими рогами олень быстро перебил всех червей, уничтоживших растения. Устал олень. Тряхнул головой — и с его рогов свалилась отягчавшая их старая кожа. Упавшая с одного рога кожура превратилась в южный хребет, а с другого — в северный… Белый бог сказал: «Пусть разветвления северного рога станут северным сиянием и северным красным облаком, а разветвления южного — грозовыми и снеговыми облаками». С тех пор спина этого огромного оленя стала землей, окруженной горами, и на ней стали жить люди».

Текст сказки:

Вот что было. Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера.

Вернутся к себе в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежу промочат, а мать – суши.

Трудно было матери.

Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали.

От жизни такой, от работы тяжелой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет, просит:

– Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой.

– Я без пимов. Другой говорит:

– Я без шапки. Третий говорит:

А четвертый и совсем не отвечает. Сказала тогда мать:

– Близко от нас река, и без одежи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!

Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали. Наконец захотел старший есть – заглянул в чум.

Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу надевает.

И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, и доска та хвостом птичьим становится.

Наперсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли.

Обернулась мать птицей и вылетела из чума. Закричал старший сын:

– Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!

Тут побежали дети за матерью, кричат ей:

– Мама, мы тебе водички принесли. Отвечает им мать:

– Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно. Теперь озерные воды передо мной. К вольным водам лечу я.

Бегут дети за матерью, зовут ее, ковшик с водой ей протягивают.

Меньшой сынок кричит:

– Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!

Отвечает мать издали:

– Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я. Так бежали за матерью дети много дней и ночей – по камням, по болотам, по кочкам.

Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей.

А по тундре с той самой поры красный мох стелется.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: