Русский сюжет
Саратовская обл.
Дорогое яичко
Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Попова дочь за водой пошла, вёдра разбила, пришла домой без воды. Попадья спрашивает: «Что ты дочь, без воды пришла?» Она рассказывает: Какое на меня горе, какое на меня великое: «Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. А я за водой пошла, вёдра разбила, коромыс разбила. Хоть ты попадья покидай с горя пироги за окошко!» Попадья с горя и выкинула пироги за окошко. Поп идёт: «Что это ты, поподья, делаешь?» А она отвечает: «Какое на меня горюшко, какое на меня великое. Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Наша дочь за водой пошла, вёдра разбила, коромыс разбила. А я с горя покидала все пироги за окошко. А ты, поп, хоть с горя об косяк расшибись!» Поп разбегся, да как ударится об косяк! Тут и помер. Стали попа хоронить и поминки справлять. Вот какое яичко-то дорогое!
(Сказки Саратовской области. Саратов, 1937. Стр. 147—148).
Воронежская обл.
Курочка рябушка
Жили были дед и баба. И была у них курочка рябушка. Курочка была не простая, значит, и несла яички золотые. Вот снесла рябушка золотое яичко, крупное такое, любо смотреть. Увидел яйцо дед и зовёт бабушку. Стали они хвалить курочку рябушку. А потом дед и говорит: «Наддать-то яичко на хорошее место положить, чтобы видно было. Ну, и положили. Положили и не налюбуются. Весь день любовались. А у бабушки с дедушкой был кот мурлыкушка, очень до мышей злой. И вот когда дед с бабушкой легли спать, стал мурлыкушка за мышкой бегать. Съесть её удумал. Мышка и туда и сюда — некуда от кота не денешься. Увидала она яичко, хотела за него спрятаться — и нырь на полку. А яичко на полке не удержалось и на пол упало и разбилось. Утром встают дед и бабушкой. Дай, думают, на яичко полюбуемся. Глядь, а яичка на полке нет. Валяется на полу и разбито всё как есть. Заголосили дед и бабушка и пошли жалиться к рябушке. А курочка им и говорит: «Не плачь, дед, не плачь, бабушка! Снесёт вам курочка рябушка другое золотое яичко, лучше прежнего».
(От Даньшиной Натальи Михайловны (1892), с. Красовка, Грибановского р-на, в 1969 г.//Народная сказка Воронежской области. Современные записи. Воронеж 1977 под. ред. Кретова. Стр. 17, № 1.)
Вологодская обл.
Был старик, да старуха
Был старик, да старуха. А у них была пестра курочка. Снесла яичко у Кота Котофеича под окошком на шубном лоскуточке. Глядиька, мышка выскочила, хвостом вернула, глазком мигнула, ногой лягнула, яйцо изломала. Старик плачет, старуха плачет, веник пашет, ступа пляшет, песты толкут. Вышли на колодец за водой поповы девки, им и сказали, что яйцо изломали. Девки вёдра изломали с горя. Попадье сказали, та под печку пироги посадила без памяти. Попу сказали, поп-от побежал на колокольню, в набат звонить. Миряне собрались: «Что же сделалось?» Тут между собой миряне стали драться с досады.
(Соколовы, 142. От Елезаветы Пантелеевны Чистяковой, д. Покровская, Пунемской волости, кирилловского уезда, Новгородской губ.)
Богатое культурное наследие
Живой интерес у современных читателей вызывает национальный фольклор, а именно народные белорусские сказки. Они отличаются прекрасным художественным стилем и удивительной самобытностью. Глубочайшая народная мудрость тонко передана через занимательные истории и повествования. Она способна воспитывать и взращивать в детях высокие духовные ценности и моральные силы.
Отличительную черту, которую таят в себе белорусские сказки, легко заметить. Это удивительная и непоколебимая вера в светлую сторону человеческой натуры. Примером могут послужить следующие истории: «Солдат Иванка», «Музыкант-чародей», «Синяя свита навыворот шита». Моральное и физическое целомудрие, которое прививают такие истории, является бесценным уроком, что повлияет на всю будущую жизнь ребёнка. Мало что в мире может быть более поучительным. В таких повествованиях авторы всегда пытались заглянуть немного за грань возможного — будь-то ковры самолёты или сапоги скороходы.
Русские сказки про жадность
Нежелание делиться, скупость, алчность в людях часто высмеиваются в народных преданиях. В литературе многих стран есть подобные произведения. Есть они и в нашей русской культуре. Здесь можно вспомнить некоторые сказки.
- «Жадная старуха». Жили-были старик со старухой. Однажды пошел дед в лес за дровами. Размахнулся топором, чтобы дерево срубить, а оно его просит пощадить человеческим голосом, обещая исполнить любое желание. Выпросил старик у деревца богатства. Только мало этого показалось его старухе. Вместе с жадностью росли и ее запросы: чтобы старик бурмистром стал, затем барином, потом полковником, генералом, государем, наконец, самим Господом. Услышав последнее желание, превратило дерево старика со старухой в медведей.
- «Сказка о рыбаке и рыбке». В землянке у самого синего моря жили старик со старухой. Каждый день дед ловил неводом рыбу. Вот однажды посчастливилось ему поймать золотую рыбку, которая обещала ему исполнить любое желание. Пожалел ее старик, ничего не попросил и отпустил в море. Вернулся дед домой и рассказал о находке старухе. Забранилась на него хозяйка, заставила вернуться и попросить у рыбки новое корыто. А потом велела она своему старику выпросить еще и новую избу, потом терем, в котором она будет столбовою дворянкой, затем царские палаты. Последнее ее желание – жить в океане-море владычицей морскою так, чтобы сама золотая рыбка ей прислуживала. В итоге осталась старуха только со своим разбитым корытом.
- «Сказка о попе и его работнике Балде». Жил-был поп. Нанял он работника себе, который вместо жалованья попросил с батюшки три щелчка по лбу. Пришел конец службы работяги Балды. Как ни отверчивался поп, а пришлось ему сполна «заплатить» за услуги наемника. С первого щелчка подпрыгнул батюшка до потолка, со второго – лишился языка, а с третьего – потерял разум.
- «Каша из топора». Возвращался солдат со службы домой и заехал он на ночлег в одну деревню. Постучался в крайнюю избу. Дверь открыла бабка. Она предупредила служивого, что на ночь его пустит, только кормить не будет, ничего у нее нет. Согласился на это условие солдат. Войдя, он приметил в углу мешки и кули с продовольствием. Взялся служака сварить кашу из топора. Поставил на огонь чугунок с водой, положил туда топор и попросил у жадной старухи чуток соли&hellip- А потом еще и сахара, крупы, масла&hellip- Так обхитрил солдат скупую хозяйку.
Детям всего мира полюбилась болгарская сказка «Курица, несущая золотые яйца». Читается она легко, а мораль ее понять несложно.
Dijelite na društvenim mrežama:
Povezan
Неоценимая польза коротких произведений
Желание чего-то неизвестного и незнакомого всегда манило людей. Белорусские сказки открывают дверь в волшебный мир говорящих животных и растений. Дети заворожённо слушают их и рисуют в своём воображении другой мир: добрый, наивный и неиспорченный. Некоторые скептики берутся утверждать, что такие рассказы выбивают почву реальности из-под ног детей. Мифические существа и разговоры неодухотворенных предметов якобы разовьют в ребёнке неправильно представление о живом и реальном мире.
Однако, хочется отметить, что уже не одно поколение выросло, читая белорусские народные сказки. И это некоим негативным образом не сказалось на эмоциональном и психологическом состоянии детей. Общеизвестно: сказка сама по себе подразумевает вымысел, поэтому никто заранее неуверен, что она несёт в себе исключительно правдивую информацию. Эти добрые, пусть даже и выдуманные истории не претендуют на правдивость. Белорусские народные сказки созданы и призваны для того, чтобы затрагивать чувства и доносить в сатирическом свете жизненную мысль.
Наибольшей популярностью среди детей пользуются рассказы о животных, такие как «Воробей и мышь», «Былинка и воробей», а также «Лёгкий хлеб». В этих историях основные роли отведены людям и зверям. В каждом из этих повествований подняты злободневные проблемы народа
Так, сказка «Былинка и воробей» доносит до читателей всю важность взаимопомощи между людьми, а рассказ «Лёгкий хлеб» помогает понять детям, что такое трудолюбие и честность. Здесь добро всегда побеждает зло, а справедливость торжествует
История сказки и основные варианты изложения текста.
На сегодняшний день известны несколько вариантов сказки о Яичке, Курочке или Курочке-Рябе. Большая часть — это так или иначе сокращенные или измененные версии изначальных вариаций.
Текст в изложении А. Н. Афанасьева
Самый первый вариант печатной сказки был издан в пересказе А. Н. Афанасьева (1826—1871 гг.), в сборнике «Народные русские сказки», под номером № 70–71 (1885—1863 гг.). Сказка называлась «Яичко» или просто «Курочка». В этой сказке золотого яичка нет вовсе, как и обещания курочки снести новое яйцо. Сказка начинается сразу с того, что мышка разбивает яйцо, которое бабка положила на полочку, после чего происходит целая цепь неприятных и даже трагических событий, а пересказ повторяется циклически при передаче от каждого нового персонажа следующему:
Узнав про яйцо просвирня переломала все просфиры, затем дьячок перебил колокола, и наконец — поп изорвал все книги. На этом — сказке (в данной версии) конец.
Текст в изложении А. Н. Толстого
Русский писатель А. Н. Толстой, живший на рубеже XIX и XX веков (1883—1945 гг.), представил другой вариант знакомой истории. Начало сказки у него слово в слово совпадает с пересказом А. Н. Афанасьева, однако далее часть про просвирью, дьячка и попа полностью отсутствует, зато Курочка обещает Деду и Бабке снести им новое яйцо «не простое — золотое». То есть здесь логическая цепь разворачивается в другую сторону — от простого яичка к золотому.
Текст в изложении К. Д. Ушинского
Наиболее интересная и самая популярная версия сказки — это сказка в изложении Константина Дмитриевича Ушинского (1823—1871 гг.), известного писателя-публициста и основоположника научной педагогики в России.
Константин Дмитриевич Ушинский
Ушинский был крайне образованным и прогрессивным человеком. Он стремился преобразовать российское образование, осовременить его, сделать скорее философским, нежели религиозным.
Пересказу «Курочки Рябы» Ушинского предшествовала его глубокая заинтересованность в концепции антропоцентризма. Именно он стал проводником идей секуляризации (постепенного снижения роли церкви в социальной жизни) и гуманизма в России XIX века. Он часто обращался к русским народным сказкам и улавливал в сказаниях не только поучительную сторону, но и структурированный философский подтекст. Именно поэтому большинство сказок в пересказе Ушинского теряли свой «детский» вид, преобразовывались и проявляли двойственный символизм. Так, в «Курочке Рябе» он «изменил» цепочное повествование сказания и преобразовал концовку, сделав ее неоднозначной и требующей размышлений, а не ироничной и поучительно-простой, как это было ранее. В его изложении Курочка в конце пообещала снести простое яичко, а не золотое.
Однако не стоит думать, что данные обработки — это просто «фантазии» автора. Если мы возьмем любое по-настоящему древнее русское народное сказание, былину, духовный стих, легенду (например, «Голубиная книга»), то обнаружим более 30–40 версий, что логичным образом вытекает из самого формата устной передачи сказаний. Попросту не существовало никаких «канонических» и единственно верных текстов чего бы то ни было, поэтому когда в XIX веке фольклористы взялись за письменную фиксацию народного наследия, они в разных губерниях (или даже просто у разных рассказчиков) встречали множество существенно различавшихся вариантов одних и тех же историй и сказок. Установить какие из них были «истинными», а какими «искаженными» (по сравнению с самым древним вариантом сказания, зародившимся много поколений? сотен? тысяч лет? назад) совершенно невозможно, как и утверждать, что, скажем, А. Н. Афанасьев записал «верный» вариант сказки, а К. Д. Ушинский — нет. Вполне вероятно, что Ушинский слышал другие варианты сказки, которые показались ему более примечательными, и как раз записал один из них.
Александр Угланов. Светочи-хранители светлой Руси
В пользу этой версии говорит то, что вариант А. Н. Афанасьева кажется более «поздним» хотя бы в силу того, что в нем присутствует множество персонажей, связанных с церковью (что вообще нехарактерно для исконных русских народных сказок, где действуют Баба-Яга, Серый Волк, Жар-птица или Иван-дурак/Иван-царевич), а общий смысл сводится к достаточно простой морали — «не стоит из мелочи раздувать большую проблему». А вот версия К. Д. Ушинского, напротив, кажется более «исконной» и по самому своему содержанию, отличающемуся большей глубиной и вариативностью трактовок, и по причине наличия аналогий в индийских Ведах, которые далее мы рассмотрим подробнее.
Отражает жизнь народа
Поскольку белорусский народ по своей природе является трудолюбивым и земледельческим, большинство рассказов вращаются вокруг повседневной жизни людей и животных, их быта, труда и отдыха. Именно такими являются произведения «Бабка-шептуха», «Муж и жена», «Неучтивый сын» и другие. Сказка максимально приближена к потребностям населения, и это означает, что её читатели смогут от начала и до конца прочувствовать атмосферу и переживания главных героев. Известные писатели и критики утверждают: по живописности и красоте, содержащейся в рассказах, белорусские сказки не имеют себе равных в мире.
Крестьянин становится богатым
На следующий день, чуть только рассвело, наш герой отправился на рынок и сбыл с рук свою дорогую находку. Вернувшись домой с большими деньгами, крестьянин закатил пир горой, на который сбежалась вся деревня. Каково же было удивление бедняка, когда на следующий день, придя в свой курятник, он увидел под насестом точно такое же золотое яйцо. Удивлению и радости крестьянина не было предела. С тех пор он стал находить каждое утро в гнезде своей курочки по одному золотому яйцу. Бедняк разбогател. Теперь он покупал себе и своим родным добротную одежду, самые лучшие продукты на базаре. А вскоре и перебрался в большой хороший дом, оставив свою лачугу. Если верить этой сказке, оказывается, что разбогатеть не так уж и сложно. Но главный урок, который нужно вынести отсюда,– как не потерять свое состояние. Можно сказать, что это сказка для богатого ребенка. «Курица, несущая золотые яйца» — поучительное произведение о том, как преумножить свой капитал, не впадая в крайности.
из сборника «Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева
Как у нашей бабушки в задворенкеБыла курочка-рябушечка;Посадила курочка яичушко,С полки на полку,В осиновое дупёлко,В кут под лавку.Мышка бежала,Хвостом вернула —Яичко приломала!Об этом яичке строй стал плакать,Баба рыдать, вереи хохотать,Курицы летать, ворота скрипеть;Сор под порогом заку́рился,Двери побутусились, тын рассыпался;Поповы дочери шли с водою,Ушат приломали,Попадье сказали:«Ничего ты не знаешь, матушка!Ведь у бабушки в задворенкеБыла курочка-рябушечка;Посадила курочка яичушко,С полки на полку,В осиновое дупёлко,В кут под лавку.Мышка бежала,Хвостом вернула —Яичко приломала!Об этом яичке строй стал плакать,Баба рыдать, вереи хохотать.Курицы летать, ворота скрипеть,Сор под порогом заку́рился,Двери побутусились, тын рассыпался;Мы шли с водою — ушат приломали!»Попадья квашню месила —Всё тесто по полу разметала;Пошла в церковь, попу сказала:«Ничего ты не знаешь…Ведь у бабушки в задворенке(Снова повторяется тот же рассказ.)……… тын рассыпался;Наши дочери шли с водой —Ушат приломали, мне сказали;Я тесто месила —Всё тесто разметала!»Поп стал книгу рвать —Всю по полу разметал!