Былины и историческая действительность
Большинство известных нам былин складывалось в эпоху Киевской Руси (IX-XIIвв), а некоторые из старин восходят и вовсе к древним догосударственным временам. В то же время не только исследователь, но и простой читатель может найти в текстах былин отголоски событий и быта гораздо более поздних эпох. Например, нередко упоминаемое «кружало государево» (то есть кабак) имеет отношение к XVI-XVII в. Профессор Н.П. Андреев пишет об упомянутых в одной из былин калошах – предмете из XIX столетия. Отсюда возникает так называемая проблема историзма русских былин – то есть вопрос о соотношении эпоса с исторической действительностью, вызвавший множество споров в научной среде. Как бы то ни было, былина представляет нам особый мир – мир русского эпоса, в рамках которого происходит причудливое взаимодействие и переплетение разнообразных исторических эпох. Как писал исследователь Ф.М. Селиванов: «Далеко не все события и герои, однажды воспетые, оставались в памяти потомков. Ранее возникшие произведения перерабатывались применительно к новым событиям и новым людям, если последние казались более значительными; такие переработки могли быть многократными. Происходило и по-другому: прежним героям приписывались дела и подвиги, совершаемые позднее. Так постепенно складывался особый условно-исторический эпический мир с относительно небольшим числом действующих лиц и ограниченным кругом событий. Эпический мир, по законам устной исторической памяти и народного художественного мышления, объединял в себе людей из разных столетий и разных эпох. Так, все киевские богатыри становились современниками одного князя Владимира и жили в эпоху расцвета Киевской Руси, хотя им приходилось сражаться с врагами, досаждавшими Русской земле с X до XVI в. К этой же эпохе подтягивались и герои (Вольга, Святогор, Микула Селянинович), эпические повествования о которых существовали задолго до княжения Владимира Святославича».
Алёша Попович и Тугарин Змеёвич (былина)
Издалече из чиста поля едут на добрых конях два молодца, два богатыря. Едут они к Киев-граду: слыхали, что не всё ладно в Киеве — завладело им чудо поганое, злодей Тугарин Змеёвич. И не справиться с ним князю Владимиру. Богатырская помощь нужна!
Едут они, а навстречу им старичок нищий. Расспросил, куда богатыри отправились, и говорит: — Я этого Тугарина сам видал. Вышиной он — три сажени, промежду плеч — сажень косая, конь под ним, как лютый зверь: из пасти пламень пышет, из ушей дым столбом валит. Берегитесь вы Тугарина!
Выслушали это богатыри, однако не испугались, дальше поехали. Приезжают они в Киев, во двор княжеский. В горницу идут. Сидит Владимир-князь за столом с женою, княгинею Апраксиею, с князьями, с боярами. На все стороны богатыри поклонились, князю с княгиней особый поклон отдали. Стал Владимир их расспрашивать:— Вы какой земли, какого города? Как зовут вас, добрые молодцы? Отвечает князю старший богатырь: — Из Ростова мы. Я — Алёша Попович по имени, а товарищ мой — Яким Иванович.
Хотел Владимир-князь богатырей возле себя посадить, да они скромное местечко на печи выбрали. Сидят — и сидят: отворяется дверь дубовая, идёт в горницу чудо поганое — Тугарин Змеёвич.Вышиною и верно — три сажени, шириною — в два обхвата. Никому не кланяется, не здоровается, прямо за стол идёт. Между князем и княгинею уселся.
Удивился Алёша, спрашивает: — Или ты, князь, со своей княгиней поссорился, что между вами уселось чудо поганое? Да как же ты такому быть позволяешь?!
Молчит Владимир-князь, глаза тупит. А тут на стол лебедь жареную несут. Схватил Тугарин свой булатный нож, поддел — и целиком лебедь себе в рот кинул. Сидит, жуёт. Поглядел Алёша, говорит:— У отца моего батюшки точно так дворовый пёс ел. Да лебяжью костью подавился. Будет то же и с Тугарином.За лебедью пирог во весь стол принесли. И его Тугарин себе в рот целиком запихал. А Алёша снова глядит, говорит:— У отца моего батюшки корова была — столько же ела. Да подавилась, сдохла от жадности. Будет то же и с Тугарином.Поглядел Тугарин на печь, князя Владимира спрашивает:— Это что у тебя на печи сидит за мужик-деревенщина?Отвечает князь Владимир:— Не мужик это, не деревенщина, а славный богатырь русский Алёша Попович.
Встал Тугарин из-за стола.А хотел бы я с этим Алёшей в поле одни на одни встретиться!— Да я хоть сейчас готов, отвечает богатырь Тугарину.Вышел он в поле, а Тугарин-уж там. Кричит Алёше:— Конём тебя стоптать? Или копьём заколоть? А может проглотить целиком живьём?Хитёр был Алёша! Говорит Тугарину:Мы с тобой как уговаривались? В поле один на один биться? А почему за тобой стоит войско целое?— Какое войско? Где?Удивился Тугарин, обернулся назад, а Алёша как хватит его мечом по голове. Отлетела голова с плеч, словно пуговица. Рассёк Алёша Тугарина на части на мелкие, разметал, по чистому полю кусочки развеял. А голову на копьё поддел, Влади миру-князю привёз. Говорит:— Слыхал я, князь, у тебя пивного котла на кухне не было? Так вот, бери. Из этой головы хороший котёл выйдет!
— КОНЕЦ —
Былины об Илье Муромце
Илья Муромец и Калин-царь
Во славном во Киеве‑городе
Был сильныя славныя богатырь Илья Муромец,
Он ездил далече‑далече во чистом поли,
Он ездил много времени.
Читать далее
Tags: Илья Муромец, Былины об Илье Муромце
Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром
Ездит Илья во чистом поле.
Говорит себе таково слово:
«Побывал я, Илья, во всех городах,
Не бывал я давно во Киеве,
Я пойду в Киев, попроведаю,
Что такое деется во Киеве».
Приходил Илья в стольный Киев‑град.
У князя Владимира пир на весело.
Походит Илейко во княжой терем,
Остоялся Илейко у ободверины.
Не опознал его Владимир‑князь,
Князь Владимир стольный киевский:
Читать далее
Tags: Илья Муромец, Былины об Илье Муромце
Илья Муромец и Идолище в Царе-граде
Как сильное могуче‑то Иванище,
Как он, Иванище, справляется,
Как он‑то тут, Иван, да снаряжается
Идти к городу еще Еросолиму,
Как Господу там Богу помолитися,
Во Ердань там реченьке купатися,
В кипарисном деревце сушитися,
Господнему да гробу приложитися.
А сильное‑то могуче Иванище,
У него лапотцы на ножках семи шелков,
Клюша‑то у него ведь сорок пуд;
Как ино тут промеж‑то лапотцы поплетены
Читать далее
Tags: Илья Муромец, Былины об Илье Муромце
Илья Муромец и Идолище в Киеве
Ай во славном было городе во Киеви
Ай у ласкового князя у Владимира
Ишше были‑жили тут бояры кособрюхие,
Насказали на Илью‑ту всё на Муромця,
– Ай такима он словами похваляется:
«Я ведь князя‑та Владимира повыживу,
Сам я сяду‑ту во Киев на его место,
Сам я буду у его да всё князём княжить».
Ай об этом они с князем приросспорили.
Говорит‑то князь Владимир таковы реци:
Читать далее
Tags: Илья Муромец, Былины об Илье Муромце
Читать далее
Tags: Илья Муромец, Былины об Илье Муромце
Илья Муромец и Соловей-Разбойник
Из того ли‑то из города из Муромля,
Из того села да с Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец;
Он стоял заутреню во Муромли,
А и к обеденке поспеть хотел он в стольный
Киев– град,
Да и подъехал он ко славному ко городу
Читать далее
Tags: Илья Муромец, Соловей-Разбойник, Былины об Илье Муромце
Илья Муромец и Святогор
Как не далече‑далече во чистом во поли,
Тута куревка да поднималася,
А там пыль столбом да поднималася, ‑
Оказался во поли добрый молодец,
Русский могучий Святогор‑богатырь.
У Святогора конь да будто лютый зверь,
А богатырь сидел да во косу сажень,
Он едет в поле, спотешается,
Он бросает палицу булатную
Выше лесушку стоячего,
Ниже облаку да ходячего,
Улетает эта палица
Высоко да по поднебесью;
Читать далее
Tags: Былины о Святогоре, Илья Муромец, Святогор, Былины об Илье Муромце
Исцеление Ильи Муромца
В славном городе во Муромле,
Во селе было Карачарове,
Сиднем сидел Илья Муромец, крестьянский сын,
Сиднем сидел цело тридцать лет.
Уходил государь его батюшка
Со родителем со матушкою
На работушку на крестьянскую.
Как приходили две калики перехожие
Под тое окошечко косявчето.
Говорят калики таковы слова:
«Ай же ты Илья Муромец, крестьянский сын!
Отворяй каликам ворота широкие,
Читать далее
Tags: Илья Муромец, Былины об Илье Муромце
- « первая
- ‹ предыдущая
- 2
Что такое былина
Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Народное же название этих произведений – старина, старинушка, старинка. Именно это слово использовали сказители. В древности старины исполнялись под аккомпанемент гуслей, но со временем эта традиция отошла в прошлое и во времена, когда к ним обратились собиратели, былины напевались без музыкального сопровождения. «Я улегся на мешке около тощего костра (…) и, пригревшись у огонька, незаметно заснул; меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления», — вспоминает собиратель фольклора П.Н. Рыбников. Современному неподготовленному читателю может быть вначале непросто погрузиться в мир русского эпоса: устаревшие слова, частые повторы, отсутствие привычной рифмы. Но постепенно приходит понимание того, насколько слог былин музыкален и красив. Именно музыкальность следует иметь в виду в первую очередь: былины изначально создавались, чтобы их пели, а не воспринимали в виде написанного или напечатанного текста.
Три поездки Ильи Муромца
После того еще долго Илья Муромец на свете жил. Долго Русской земле своей силой служил и мечом своим булатным. А как состарился он, да как поседела его борода добела, захотелось ему в родные места поехать, отцу с матерью поклониться. Отпустил его Владимир-князь, и поехал Илья в старые места новым путем, неезженым.
Ехал-ехал и наехал на три дорожки неширокие. Ведут те дорожки неведомо куда, а где скрестились они, там огромный камень лежит, и написаны на том камне три надписи:
«Кто прямо поедет – убит будет; кто направо поедет – женат будет; кто налево поедет – богат будет».
Призадумался Илья Муромец:
— Жениться мне — я уж очень стар, а богатства мне совсем не надобно. Я поеду туда, где убитому быть: на роду мне смерть не написана.
Повернул он коня своего быстрого, поскакал по прямой дороге. Выезжает на поляну просторную. Средь поляны той могучий дуб стоит, а под дубом сидят сорок разбойников. Как увидели они Илью Муромца, так и схватились за дубины тяжелые да за ножи острые. Хотят убить его.
Тут сказал им Илья Муромец таковы слова:
— А за что вы меня убить хотите, разбойнички? Богатства со мной вовсе нет. Всего-то и есть у меня, что конь да меч, да лук тугой, да колчан со стрелами. Только конь мой и меч не про вашу честь, а вот лук тугой я про вас припас.
Сымает он с плеч лук тугой, вынимает из колчана калену стрелу. И накладывает стрелу на тетивушку, и пускает стрелу во зеленый дуб. Ударила стрела во зеленый дуб, разлетелся дуб в мелки дребезги. Многих тут разбойников поранило, многих и насмерть убило. Остальные разбойники в стороны бросились, так что Илье бить стало некого. И остался Илья Муромец на поляне един.
Вернулся Илья к камню белому. Стер надпись старую и написал надпись новую:
«Ездил по прямой дороге Илья Муромец, а убит не бывал».
Стал он теперь из двух дорог одну выбирать:
— Надо ехать по той дороге, где женатым быть, а богатства мне не надобно.
И поехал Илья по правой дороге. Подъезжает к большому терему. Встречают его слуги многие, ведут в палаты богатые. И выходит к нему царевна-красавица, угощает его всякими питьями да яствами, милует, ласкает, суженым называет. А как ночь пришла, повела Илью Муромца в опочивальню, приготовила ему кровать золоченую, постель мягкую: «Ложись, отдыхай, целуй, обнимай».
А Илья Муромец хоть и прост, а догадлив: схватил он царевну-красавицу и положил на ту кровать золоченую. А как положил, так сразу провалилась кровать в подвалы глубокие.
Посмотрел вниз Илья Муромец — видит: в тех подвалах людей многое множество. Все-то, небось, женихи, все-то, небось, суженые. Побежал Илья Муромец на широкий двор, отыскал дверь в подвалы глубокие, отбил замки крепкие и выпустил всех людей, что царевна заманила, на белый свет из темноты ночной.
Поклонились все люди Илье до самой земли:
— Спас ты нас, Илья Муромец, от смерти лютой.
Едет он опять к белому камню. Стирает надпись старую и пишет надпись новую:
«Ездил по той дороге Илья Муромец, а женат не бывал».
После того подумал он:
— Уж не поехать ли мне по третьей дороге? Может и там обман какой лежит.
И поехал по третьей дороге Илья Муромец. Видит – погреба толстостенные, обширные. А у погребов этих колоколов понавешено. Кому нужно богатство — дерни за бечевку, ударь в колокол – и всё тут. Взялся Илья Муромец за веревку, ударил в колокол. Откуда ни возьмись, мужичок с золотым клюшком, с золотым ключом.
Отпирает мужичок погреба толстостенные и говорит Илье:
— Бери, богатырь, богатства, сколь тебе надобно.
Вошел Илья Муромец в погреба глубокие, поглядел кругом и удивился: везде золото блестит – глазам больно.
Да Илья Муромец никогда на золото не льстился. Не взял нисколечко и пошел обратно на вольный воздух, на белый свет.
Сел на коня, вернулся опять к придорожному камню. На белом камне две надписи новые, а третья – старая. Стер он надпись старую и написал новую:
«Ездил тут Илья Муромец, а богат не бывал».
Написал такие слова и поехал дальше в родные места, в город Муром, село Карачарово.
Как прибыл домой, обрадовались родители — не ждали они, не гадали сынка увидать. А Илья смотрит на них, дивится: очень уж прытко старички состарились. Пожили они еще с месяц и померли. Похоронил их Илья Муромец с почетом, и в скором времени сам преставился.
А всего житья ему было полтораста лет.
* По материалам книги Тамары Габбе «Быль и небыль. Русские народные сказки, легенды, притчи».
Рубрика: Сказы