Золоченые лбы — шергин борис викторович — страница 1

Борис шергин ★ золоченые лбы читать книгу онлайн бесплатно

Примечания

  1. ↑ .
  2. ↑ Титры фильма.
  3. ↑ .
  4. ↑ , с. 274.
  5. , Серебряков Николай Николаевич, с. 581.
  6. , Спешнева Алина Алексеевна, с. 610.
  7. , Абаренов Анатолий Анатольевич, с. 44.
  8. Золотовская, Галина Владимировна // Елева — Кадышев / гл. сост. и библиограф О. Э. Вольценбург ; авторы ст.: Л. А. Беспалова, С. В. Бутарыгина, Н. М. Воронина … . — М. : Искусство, 1983. — С. 339—340. — (Художники народов СССР : Биобиблиограф. слов. : в 6 т.  / Акад. художеств СССР, НИИ теории и истории изобраз. искусств ; редкол.: Т. Н. Горина (отв. ред.), Т. К. Вагнер, Б. В. Веймарн … [] ; 1970—, т. 4, кн. 1).
  9. , Зябликова Аида Петровна, с. 280.
  10. , Жуковский Александр Борисович, с. 261.
  11. , Абрамова Наталья Николаевна, с. 47.
  12. , Артемьев Эдуард Николаевич, с. 79.
  13. , Битман Натан Михайлович (Наум Маркович), с. 573.
  14. , Табаков Олег Павлович, с. 625.
  15. , с. 54.
  16. , с. 102—103.
  17. ↑ , с. 116.
  18. ↑ , с. 119.
  19. ↑ , с. 93.
  20. , с. 81.
  21. , с. 84.
  22. , с. 118.
  23. , с. 92—93.
  24. , с. 117.
  25. , с. 92.
  26. , с. 121.
  27. , с. 94.
  28. , с. 69.
  29. , с. 83.
  30. , с. 88.
  31. , с. 103.
  32. , с. 106.
  33. , с. 192.
  34. , Культура, с. 824.
  35. , с. 295.
  36. ↑ , с. 296.
  37. , с. 57.

Борис Шергин / Экранизации

Режиссёр-мультипликатор Леонид Носырев.

  • Золочёные лбы. Мультипликационный фильм. Реж. Н. Серебряков. СССР, 1971.
  • Ваня Датский. Кукольный мультипликационный фильм. Реж. Н. Серебряков. СССР, 1974.
  • Дождь. Мультипликационный фильм. Реж. Л. Носырев. СССР, 1978 г.
  • Чудо-мороз. Мультипликационный фильм (по мотивам северных сказов Б. Шергина). Реж. Ц. Оршанский. СССР, 1976.
  • Пойга и лиса. Мультипликационный фильм. Реж. Н. Голованов. СССР, 1978.
  • Волшебное кольцо. Мультипликационный фильм. Реж. Л. Носырев. СССР, 1979.
  • Про Ерша Ершовича. Мультипликационный фильм (по мотивам сказок Б. Шергина). Реж. С. Соколов. СССР, 1979 г.
  • Матвеева радость. Художественный фильм (по мотивам морских новелл Б. В. Шергина). Реж. И. Поплавская. СССР, 1985.
  • Мартынко. Мультипликационный фильм. Реж. Ю. Трофимов. СССР, 1987.
  • Поморская быль. Мультипликационный фильм. (По рассказу Б. Шергина «Для увеселения»). Реж. Л. Носырев. СССР, 1987 г.
  • Смех и горе у Бела моря. Мультальманах (по мотивам произведений Б. Шергина и С. Писахова). Реж. Л. Носырев. СССР, 1987.
  • Данило и Ненила. Кукольный мультипликационный фильм. Ч. 1. Реж. Ю. Трофимов. СССР, 1987.
  • Данило и Ненила. Кукольный мультипликационный фильм. Ч. 2. Реж. Ю. Трофимов. СССР, 1990.
  • Данило и Ненила (новый вариант). Фильм. Реж. Ю. Тимофеев. СССР, 1990.
  • Mister Пронька. Мультипликационный фильм (по сказке Б. Шергина «Пронька Грёзной». Реж. Л. Носырёв. СССР, 1991.
  • Пинежский Пушкин. Мультипликационный фильм. Реж. Л. Носырев. Российская Федерация, 2003 г.

Текст

Наш Царь — Мукден, наш Царь — Цусима,Наш Царь — кровавое пятно,Зловонье пороха и дыма,В котором разуму — темно.

Наш Царь — убожество слепое,Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел,Царь-висельник, тем низкий вдвое,Что обещал, но дать не смел.

Он трус, он чувствует с запинкой,Но будет, час расплаты ждёт.Кто начал царствовать — Ходынкой,Тот кончит — встав на эшафот.

1907 год.

Стихотворение «Наш царь» написано Бальмонтом в 1907 году и есть взгляд поэта-символиста на российского императора Николая II. Этот стих сильно нагадил творческому росту Константина Дмитриевича, отчасти он стал виной запрета на проживание в крупных городах России и часть произведений автора «Царя» была опубликована много позже его смерти.

«У меня нога лучше, чем у государя царя и великого князя всея Руси!»

«Государево слово и дело!». Именно эти слова нужно было сказать, если ты знал что-то о замыслах против жизни или чести государя. Согласно законам Соборного уложения 1649 года, недоносительство по таким делам также тяжко каралось. Такой порядок поощрил массовое стукачество. А за оскорбление государя полагалась не только ссылка, но и отрезание языка.

«…Указал великий государь и бояре приговорили мурашкинскому бобылю Илюшке Поршневу за то, что он говорил про него, великого государя, непристойные слова — вырезать язык и сослать з женой и тремя детьми в Сибирь и велено ту казнь учинить при многих людях».

Какими могли быть такие «непристойные слова»? Их приводит в своей книге «Тайны выцветших строк» историк Р. Т. Пересветов:

«Государь де молодой глуп, а глядит де все изо рта у бояр, у Бориса Ивановича Морозова да у Ильи Даниловича Милославского. Они де всем владеют, и сам де государь, то все ведает и знает, да молчит, черт де у него ум отнял», — говорил мужик Савва Корепин.

«Худ государь, что не заставляет стрельцов с нами землю копать» —пожаловалася крестьянин Данило Марков, рывший траншею под надзором стрельцов. Стрельцы на него и донесли.

Дыба

«Как я не вижу сына своего перед собою, так бы де государь не видел света сего» — сказанула себе на погибель казачья женка Арина Лобода о своем сыне, не выкупленном государством из турецкого плена.

«У меня нога лучше, чем у государя царя и великого князя всея Руси Алексея Михайловича» — похвалялся недалекий боярский сын Афанасий Шепелев. Судя по тому, что записи об этих словах сохранились в описях Приказа тайных дел, наказания перечисленным гражданам избежать не удалось. Некоторые скрывались еще до начала следствия.

«Ты, Евстрат, лучше царя стал!» — похвалил своего соседа Евстрата Туленинова боярский сын Дмитрий Шмараев за то, что тот одолжил ему овса на семена. Испугавшись такой похвалы, Евстрат поспешил донести об этом воеводе, после чего Шмараеву оставалось только «сбежать безвестно». Это сейчас можно запросто сказать другу — «чувак, ну ты царишь!». При Алексее за такое полагались страшные наказания.

Казнь через повешение за ребро. Слева – “женская” казнь зарыванием в землю по пояс

«Был бы здоров государь царь и великий князь Алексей Михайлович, да я, Евтюшка, другой», — сказал тост на свадьбе соседа Евтифей Бохолдин и попал в тюрьму — как он посмел упоминать себя в одном предложении с именем государя?

Да что там, достаточно было не снять шапку при упоминании имени государя во время службы в церкви — и на тебя уже доносят. Дело завели на крестьянина Григория Шелтякова за то, что он «спал, прислонившись к стене, когда пришедший в гости к дворнику Ореху Седельнику успенский поп Иван возгласил многолетие царю. Сколько ни толкали Григория в бок и в спину, он не шевельнулся потому, что, как потом оказалось, «был пьян беспамятно».

У современников Алексея Михайловича было предостаточно поводов считать свою эпоху несчастливой. Церковный раскол. Полное солнечное затмение 1654 года, которое на Руси в обстановке разгорающейся эпидемии чумы было воспринято как страшное небесное знамение.

Но главным событием для большинства русских было объявление бессрочного сыска беглых крестьян согласно тому же Соборному уложению 1649 года. Это означало окончательное закрепление крестьян на землях их помещиков, и многие крестьяне были с таким порядком совершенно несогласны. Более того, теперь ответственность была не только на крестьянах, но и на помещиках, которые укрывали чужих крестьян. Царствование Алексея завершилось кровавой крестьянской войной.

Анализ трех строф

Начинается стих с краткого перечня поражений при Николае II, когда «могучая» русская армия бита в ходе Мукденского сражения и потоплена на 2/3 в ходе Цусимы. И на земле, и на море численное преимущество было на стороне русских, но они биты, причем наголову, японцами, которые нанесли смертельный удар царскому режиму.

Вторая строфа напрямую переходит к осуждению царя, называя его слепым убожеством, которое не видит страдания народа и все ставит на кон власти, наслаждения властью.

Не таков ли в 2022 году Путин, который уже похоронил десятки тысяч русских солдат ради своего Я, своих амбиций, своего эго?

В 1907 году среди солидной части населения России Николай ассоциируется с кнутом, расстрелом, поражением и кровью – он не дал народу ничего, из того что обещал, и обильно удобрил землю Манчжурии и дно Японского моря русскими мужиками-солдатами.

Завершается стих пророчеством от Бальмонта, где поэт предрекает Николаю II эшафот, как справедливое завершение царской «карьеры».

Его царствование началось с крови на Ходынке, где во время коронации погибло 1389 человек, и должно за все грехи закончится эшафотом.

«Избавьте меня от этих собак!»

Эрнст Лисснер. Медный бунт 1662 года в Коломенском

В Храме Казанской иконы, домовой церкви своего дворца в подмосковном Коломенском, Алексей Михайлович 25 июля 1662 года слушал обедню по случаю дня рождения своей сестры Анны, когда в задние ворота государева двора, смяв стрелецкую охрану, вломилась почти пятитысячная толпа вооруженных москвичей. Царю пришлось выйти на переговоры лично. Перед этим он отослал на женскую половину дворца бояр и ближайших советников, которых хотела растерзать толпа.

Среди прятавшихся в царицыных покоях был Федор Ртищев, окольничий (по рангу — министр) и автор денежной реформы 1656 года — введения чеканки медных денег. Казна получила средства на ведение войны, а народ обнищал. Теперь Ртищева хотели убить своими руками, как это было во время Соляного бунта 1648 года с дьяком Леонтием Плещеевым, которого на Торгу (Красной площади) «убили всем народом каменьем и палками до смерти», не дав даже довести его до приготовленной плахи.

Клейма «ТАТ« («тать» — вор), использовавшиеся в XVII веке. Так же выглядело и клеймо «буки» (бунтовщик)

Тогда, в 48-м, народу не хватило. Теперь они требовали «дядьку» государя, боярина Бориса Морозова, и 18-летний Алексей выходил на крыльцо и умолял народ простить боярина, и даже плакал. В этот раз царю вручили челобитную; во время разговора кто-то держал его за пуговицу на одежде, а потом кто-то из посадских «бил с ним по рукам» — с царем, к которому боялись прикоснуться первые бояре. Пока шли переговоры, на государев двор в Коломенском прибыло два полка верных государю стрельцов.

В 1648 ужас царя был в том, что стрельцы выступили на стороне восставших — их тогда тоже задел налог на соль. Царь намотал полученный опыт на ус и все эти годы прикармливал гвардию. Теперь, услышав о приходе войск, он сразу сбросил личину доброго царя-батюшки и приказал «сечь и рубить без милости». Некоторые источники передают фразу царя: «Избавьте меня от этих собак!»

Тишайший отличался бешеным нравом и в минуты гнева не сдерживал себя. В Коломенском тогда зарубили и утопили в реке от семисот до тысячи человек, повесили до 150 человек, несколько тысяч заклеймили буквой «б» на левой щеке и сослали в Сибирь.

Алексей Михайлович

Алексея Михайловича есть соблазн представлять эдаким лубочным царем, добрым бородатым мужиком в шапке Мономаха. Но человек выбивается из этого образа. Старательный и талантливый, не любивший праздности, он сделал многое для европеизации страны. Но обратной стороной его набожности была поразительная суеверность и мстительность. Алексей Михайлович был создателем первого учреждения, которое занималось государственной безопасностью: Приказа тайных дел.

Сыск, колдовство и шишка от пьянства

Интерьерная экспозиция Передних ворот в Коломенском, имитирующая обстановку приказной избы XVII века

Штат Приказа тайных дел составлял не более 10 человек. Его возглавлял гражданский чиновник — дьяк, подконтрольный только государю. Под дьяком служили подьячие, которые могли осуществлять функции надзора: «Посылаются того приказу подьячие с послами в государства и на посольские съезды и в войну с воеводами… И те подьячие над послы и над воеводы подсматривают и царю приехав сказывают», — писал Г. Котошихин. Но Приказ был не только тайной полицией.

Туда передавались дела из других приказов, особо важные для царя. Здесь велось дело патриарха Никона; здесь же был надзор за «гранатными» (оружейными) заводами. Приказ ведал любимыми охотничьими птицами царя — соколами и кречетами, и управлял соколиными дворами на Соколиной горе в Москве.

Но, конечно, главной функцией был внутренний политический сыск. В дела приказа запрещено было посвящать бояр и думных дворян — во многом он надзирал именно за ними. Но к сыскным делам относились и дела об оскорблении государева имени, колдовстве, ведовстве, угрозе государевой жизни… В этих делах проявляется вся подозрительность и паранойя Алексея Михайловича.

Черновая переписная книга документов Приказа тайных дел — главный источник по этому учреждению — показывает, что Алексей Михайлович часто заказывал себе для чтения документы эпохи Ивана Грозного. Царь, возможно, моделировал Приказ по образцу приказов Опричного двора, то есть учреждений, ведавших делами «опричных» земель. Но сходство государей и в другом — жестокости.

Царские хоромы в Теремном дворце Московского Кремля

Чюдинка Сумароков, дворовый человек боярина Морозова, стрелял из рогатки по галкам. Происходило это в стенах Кремля, недалеко от государевых хором, «и от той его стрельбы пулька прошла в царские хоромы». Чюдинка лишился левой руки и правой ноги.

Комнатная бабка Марфа Тимофеевна украла гриб с царского подноса и взяла щепотку соли, чтобы его посолить. Когда ее спросили, что в щепоти, она убежала в соседнюю комнату и высыпала соль на пол. Следствие, пытка, Марфу подняли на дыбу, жгли огнем и выпытывали, не ворожея ли она.

Еще при отце Алексея, Михаиле Федоровиче, велись «знахарские» дела. В 1638 работницы царицыной бельевой мастерской донесли на мастерицу Дарью Ламанову, что она украла ткань для государевых сорочек. В ходе следствия выяснилось, что Дарья зналась со знахаркой бабкой Настасьицей и — ужас — сыпала пепел на царицын след.

По делу привлекли в итоге пять знахарок; пока его вели, в царской семье умер малолетний сын, а за ним скончался только что родившийся. Паника нарастала, пока одни знахарки не умерли под пытками, а других не сослали; от Дарьи допытались, что пепел она сыпала, чтобы царица была к ней добра.

В такой атмосфере рос маленький Алексей, который до 5 лет по обычаю воспитывался на женской половине. Поэтому при всей набожности царь верил в колдовство, наговоры против здоровья, порчу и так далее. Известно, например, что царь часто посещал церковь св. Антипия на Колымажном дворе (сохранилась) и однажды даже положил к образу чудотворца «два зубка серебряных» — св. Антипию молились в случае зубной боли.

Храм священномученика Св. Антипия на Колымажном дворе, Москва

Докторам царь, как и большинство русских, не доверял. В его распоряжении были дорогостоящие иностранные медики, но царь даже не позволял им себя осматривать. Врачам оставалось лишь ставить диагнозы со слов придворных да рассматривать и нюхать мочу царя и членов его семьи. В последние годы, отчаявшись излечиться от повышенного давления, царь возил за собой по резиденциям целый сундук с травными снадобьями, надеясь самостоятельно найти лекарство от своих недугов.

Но вот однажды царю донесли, что коновал Лев Сергеев давал дворовому боярина Юрия Милославского, Михаилу Серебренину, «питье сосать, хмелевую шишку, завязав в плат, чтоб ему запретить от питья» (то есть чтобы отучить от пьянства). Сергеева пытали: «что тот плат с хмелем давал пить не для ль порчи?» Пытку коновал Сергеев выдержал, постоянно повторяя, что та шишка была только от пьянства, но все равно был сослан в Астрахань.

Борис Шергин / Книги

  • Шергин Б. В. У Архангельского города, у корабельного пристанища : сборник старин / Б. Шергин ; — Москва ; Петроград : Гос. изд-во, . — 52 с., 5 л. ил. : нот. .
  • Шергин Б. В. Шиш Московский / Б. Шергин ; рис. и обл. А. Самохвалова. — Москва ; Ленинград : Гос.изд-во, 1930. — 80 с. : ил. .
  • Шергин Б. В. У песенных рек : . — Москва : Гослитиздат, 1939. — 196 с. : ил. .
  • Шергин, Б. В. Собрание сочинений : / Борис Викторович Шергин ; . — Москва : НО «ИЦ «Москвоведение», 2012–.
    • Т. 1 : Былины. Песни. Сказки : . — 2012. — 447 с. : цв. ил.
    • Т. 2 : Сказы. — 2013. — 495 с. : цв. ил.
    • Т. 3 : Дневник. 1939–1968. — 2014. — 495 с. : цв. ил. — Имен. указ.: с. 490–494.
    • Т. 4 : Очерки. Статьи. Письма : . — 2015. — 495 с. : ил., цв. ил.
  • Шергин, Б. В. Избранное / Б. В. Шергин ; . — Москва : Советская Россия, 1977. — 382 с. : портр.
  • Шергин, Б. В. Избранное / Борис Шергин. — Архангельский литературный музей, cop. 2016. — 240 с. : ил., портр., факс. — (Библиотека исторического, авантюрного и приключенческого романа).
  • Добрый молодец : русские пословицы / составил Борис Шергин ; рисунки Г. Валька. — Москва : Детская литература, 1964. — (Школьная библиотека). .
  • Шергин, Б. В. Авдотья Рязаночка : былины / в пересказе Б. Шергина; . — 4-е изд. — Москва : Детская литература, 1982. — 32 с. : ил. — (Книга за книгой).
  • Шергин Б. В. Ваня Датский : быль архангельская / Б. Шергин ; худож. В. Перцов. — Москва : Малыш, 1971. — 8 с. : цв. ил.
  • Шергин, Б. В. Ваня Датский : быль архангельская / Б. В. Шергин ; худож. А. Олин. — Ижевск : Удмуртия, 1979. — 16 с. : цв. ил.
  • Шергин, Б. В. Ваня Датский : быль архангельская / Борис Шергин ; худож. Т. Сергеева. — Ленинград : Детская литература, 1991. — 20 с. : цв. ил.
  • Шергин, Б. В. Волшебное кольцо / Б. Шергин ; худож. А. Елисеев. — Москва : Рипол Классик

    Содерж.: Золоченые лбы ; Кобыла ; Тили-тили ; Пожила барыня на свете, посмешила добрых людей.

    , 2011. — 48 с. : цв. ил. — (Поморские сказки).

  • Шергин Б. В. Волшебное кольцо / Борис Шергин ; художник Владимир Чапля. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2016. — 79 с. : цв. ил. — (Образ Речи).
  • Шергин, Б. В. Гандвик — студеное море / Б. Шергин ; . — Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1977. — 160 с. : ил.
  • Шергин, Б. В. Гости с Двины / Б. В. Шергин. — Москва : Детская литература, 1970. — 64 с. : грав., портр. — (Книга за книгой).
  • Шергин, Б. В. Гость с Двины : сказки, былины, рассказы / Б. В. Шергин ; предисл. Ю. Шульмана ; худож. А. Аземша. — Москва : Астрель: Аст, 2007. — 255 с.: ил. — (Хрестоматия школьника).
  • Шергин, Б. В. Древние памяти : поморские были и сказания / Б. В. Шергин ; вступ. ст. А. Нелепина. — Москва : Художественная литература, 1989. — 557 с. : 1 л. портр.
  • Шергин, Б. В. Запечатленная слава : поморские были и сказания / Б. В. Шергин. — Москва : Советский писатель, 1967. — 438 с. : ил.
  • Шергин, Б. В. Изящные мастера : поморские былины и сказания / Б. В. Шергин. — Москва : Молодая гвардия, 1990. — 431 с. : ил.
  • Шергин, Б. В. Илья Муромец : по мотивам былин / Борис Шергин ; рисунки П. Павлинова. — Москва : Детская литература, 1963. — 71 с. : ил., нот.
  • Шергин, Б. В. Илья Муромец : по мотивам былин / Б. В. Шергин ; худож. П. Павлинов. — Москва : Детская литература, 1968. — 65 с. : ил. — (Школьная библиотека).
  • Шергин, Б. В. Лисичка, иди играть! : лопарская сказка / пересказал Б. Шергин ; худож. В. Гошко — Москва : Малыш, 1991. — 12 с. : ил. — (Библиотека детского сада).
  • Шергин, Б. В. Небылицы в лицах : / рис. В. Лосина. — Москва : Малыш, 1970. — с. : ил. — (Серия сказок советских писателей. Сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок). .
  • Шергин, Б. В. Повести и рассказы / Б. В. Шергин ; сост. и послесл. Ю. М. Шульмана. — Ленинград : Лениздат, 1984. — 495 с. : портр. — (Мастера русской прозы XX века).
  • Шергин, Б. М. Поморские были и сказания / Б. В. Шергин ; предисл. А. Югова ; грав. А. Ф. Билль и др. — Москва : Детская литература, 1971. — 207 с. : ил., портр.
  • Шергин, Б. В. Рождение корабля : рассказ / Б. В. Шергин ; худож. В. К. Чебанов. — Новосибирск : Книжное издательство, 1988. — с. : цв. ил.
  • Шергин Б. В. Рождение корабля : / Борис Шергин ; . — Соловецкие острова : Издательство ТСМ, сор. 2017. — 27, с. : цв. ил. .
  • Шергин, Б. В. Сказки о Шише : / пересказал Б. Шергин ; худож. А. Костин. — Москва : Детская литература, 1989. — 24 с.
  • Шергин, Б. В. Собирай по ягодке — наберешь кузовок : / Б. В. Шергин ; худож. М. Петров — Москва : Малыш, 1986. — с. : цв. ил.
  • Шергин, Б. В. Одно дело делаешь, другого не порть : пословицы в рассказах / Б. В. Шергин ; худож. Н. Афанасьева. — Москва : Детская литература, 1983. — 32 с. : ил. — (Читаем сами).
  • Шергин, Б. В. У архангельского города / Б. В. Шергин ; . — Архангельск : Северо-Западное книжное издательство, 1985. — 255 с. : ил., 6 л. цв. ил. .
  • Шергин, Б. В. Шиш и барин : сказки / пересказал Б. Шергин ; худож. А. Костин. — Москва : Детская литература, 1991. — 16 с. : цв. ил. — (Мои первые книжки).

Тропы, рифма, жанр

Стихотворение написано в жанре социально-гражданской лирики в три авторские строфы и имеет перекрестную рифмовку (Цусима – пятно – дыма – темно), где в первом катрене рифмы открытые, в третьем закрытые, а во втором сочетаются.

Основным средствами выразительности в произведении являются сравнения – стих ими просто насыщен. Отметим тропы:

  1. Царь – Мукден.
  2. Царь – Цусима.
  3. Царь – кровавое пятно.
  4. Царь – убожество.
  5. Царь – кнут, расстрел.

Олицетворение «час расплаты ждет», эпитеты (кровавое пятно, убожество слепое) и прекрасный афоризм последних двух строк, где приводится поэтическое сравнение и заметно пророчество царю, начавшему царствие с крови на Ходынке.

История стиха

1907 год бурлит в России, предвещая скорые беды, как пророчество Ходынки, когда на коронации Николая происходит давка и гибнет много народа, как предвестник кровавого правления последнего русского царя.

В начале весны начинается стачка в Баку, а 22 марта бастуют моряки Каспийского торгового флота. В июне распускается Вторая Дума, что де факто становится финалом первой российской революции.

Лиха беда начало – в октябре бунтует Владивосток, где на трех кораблях поднимают красные флаги и по городу начинается стрельба с преданных царю миноносцев. Завершается же год ещё одной политической стачкой в Баку (декабрь).

На этом фоне бурления и пишется стихотворение, где четко расставлены претензии к царю-неудачнику и убийце, приводятся конкретные примеры его поражений и зверств, а также имеется пророчество конца монархии в России.

Анализ этого стиха пишется в 2022 году на фоне оккупационной политики России по отношению к Украине, где «царек» Путин завяз выше пояса и несет братскому народу кровь и страдания. Его царствование началось с усмешки по затонувшему Курску («Он утонул») и тоже закончится не в мягкой постели, а на эшафоте.

Литература

  • Асенин С. В. Мир мультфильма : Идеи и образы мультипликации социалистических стран. — М. : Искусство, 1986. — 288 с. — 25 000 экз.
  • Кривуля Н. Г. Лабиринты анимации. Исследование художественного образа российских анимационных фильмов второй половины XX века. — М. : Издательский дом «Грааль», 2002. — 296 с. — 500 экз. — ISBN 5946880306.
  • Новая российская энциклопедия. — М. : Энциклопедия, 2003. — Т. 1. Россия. — 959 с. — ISBN 5-94802-003-7.
  • Смолянов Г. Г. Анатомия и создание образа персонажа в анимационном фильме : Учебное пособие. — М. : ВГИК, 2005. — 128 с. — 1000 экз. — ISBN 5-87149-102-2.
  • Энциклопедия отечественной мультипликации / Сост. С. В. Капков. — М. : Алгоритм, 2006. — 838 с. — 3000 экз. — ISBN 5-9265-0319-4.

Стеньки Разина челны

С. А. Кириллов. «Степан Разин».

Начиная с 1649 года крестьяне бежали на Дон, туда, где царила казачья вольница. «С Дону выдачи нет» — пока еще действовало это правило, и правительство действительно не искало беглых крестьян в казачьем войске. Казаки еще нужны были для противодействия нападавшим с Юга туркам и кочевникам. Свободное казачество презирало труд и не сеяло хлеба, поэтому зависело от поставок зерна из центральных губерний. Так и жили — правительству было нужно казачье войско, а казакам — зерно.

В 50-е и 60-е Дон был переполнен крестьянами, которые в своих деревнях были самыми неустроенными и отчаянными — и решились на побег. Они составляли самую беспокойную и ненадежную часть войска и уже начали нападать на южные помещичьи земли. В 1665 году катализатором беспорядков послужила казнь. Боярин, князь Ю. А. Долгорукий казнил Ивана Разина, старшего брата Степана, за то, что Иван самовольно отпустил домой один из казачьих отрядов, находившихся под командой Долгорукого.

Портрет Степана Разина из английской книги 1672 г.

Степан под предлогом похода «за зипунами» (за любой добычей и продовольствием) взял Астрахань, казнил гарнизон, потом совершил грабительский набег на турецкие территории и в 1669 году вернулся обратно на Дон. К нему был послан с царской «милостивой грамотой» воевода князь Львов — власть надеялась еще усмирить дичающее казацкое войско.

Разин грамоту принял, сдал атаманский чубук и знамена и продолжил разбойничать на русских берегах Дона. Вскоре он уже говорил, что идет в Москву, «с бояры повидатца». Войско в несколько тысяч требовало добычи и цели, и Разин сам уже был заложником положения. К его «вольнице» стекались беглые крестьяне и разбойники. Измученное налогами, крепостным правом, польской войной население было гораздо пограбить и отомстить за тяготы.

Василий Суриков. Степан Разин. Этюд

Город Царицын сдался почти без боя. Во время взятия казаками Астрахани, пишет И. Андреев, одни защитники города «под строгим присмотром начальных людей сражались, другие протягивали разинцам руки и помогали вскарабкаться на стены». Наместника Астрахани, князя Прозоровского, столкнули с крыши. Важным актом было сожжение бумаг из воеводской избы, записей о службе и долгах.

Войско насчитывало уже больше десяти тысяч и пошло выше по Волге. Сдались Саратов и Самара; на стругах разинского войска появились «патриарх Никон» и «царевич Алексей». Самозванцы — признак настоящей крестьянской войны. К Симбирску подошло уже не казачье войско, а буйная толпа восставших посадских и крестьян, которая и была разбита регулярным войском. Восстание после этого раскинулось по всему Поволжью и по центральным районам.

Некоторые города даже после казни Разина (июнь 1671) противостояли царским войскам: так, Астрахань сдалась только в ноябре 1671. Что касается количества жертв восстания, то оно не поддается подсчету. Однако известны порядки численности казненных: англичанин, наблюдавший казни в Арзамасе, писал, что там было казнено не менее 11 тысяч человек.

Степана Разина везут на казнь. Английская гравюра 1672 года — единственное современное событиям изображение казни Стеньки.

Социальные результаты царствования Алексея Михайловича были чудовищны. Русскую церковь поразил раскол; одним из его последствий стало восьмилетнее Соловецкое восстание, при подавлении которого были казнены множество монахов, что произвело на русских верующих страшное впечатление. Польская война и крестьянская война Степана Разина унесли десятки тысяч жизней взрослого трудоспособного населения.

Алексей Михайлович умер странно, но очень характерно для его персоны. В январе 1676 он простудился, у него начался жар. Докторов он к себе не пускал, а лечился сам. По разумению царя, от высокой температуры его должен был избавить ледяной квас. Царь требовал подавать его такой температуры, чтобы на поверхности плавали льдинки, позвякивавшие об окованные серебром края сосуда. А на живот царь приказывал класть толченый лед. Смерть наступила всего-навсего через неделю.

Музеи писателя

  • В 2008 г. Соломбальской библиотеке № 5. г. Архангельска присвоено имя Б. В. Шергина. В библиотеке создана музейная экспозиция, посвященная Б. В. Шергину, ежегодно проводятся Шергинские чтения для специалистов библиотек, педагогов, краеведов, журналистов.
  • Библиотечно-краеведческий центр в городе Хотьково (Московская обл., Сергиево-Посадский муниципальный район) носит имя Б. В. Шергина.
  • В 2003 году в ознаменование 110-летия со дня рождения писателя была учреждена «Премия им. Б. В. Шергина». Учредители конкурса — мэрия города Архангельска и Архангельское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз писателей России». Организатор конкурса — управление культуры и молодёжной политики мэрии города. Первые премии имени Б. В. Шергина были вручены в 2005 году и до 2009 года являлись ежегодными. В 2010 году было принято решение вручать премию имени Шергина один раз в два года. В 2015 году премия вручалась седьмой раз.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: