Русские богатыри. былины. героические сказки

Былины об алёше поповиче

Краткое содержание

Главный герой рассказа — Алеша Попович. Это русский богатырь, сын священника из города Ростов. Он смелый, решительный и честный юноша. Также присутствует Тугарин Змей — злобный, могучий злодей, способный летать на бумажных крыльях.

Второстепенные персонажи:

  • Владимир — киевский князь. Справедливый правитель, боится Тугарина.
  • Яким Иванович — богатырь, друг и верный соратник Алеши.
  • Княгиня Апраксеевна — супруга князя. Лицемерная особа, которая хотела быть с Тугариным.

Былина начинается с того, что из знатного города Ростова выехали два богатыря: Алеша Попович и Яким Иванович. Скачут они по дороге на доблестных конях и видят посередине дороги большой камень, обозначающий три развилки дороги: первая ведет в Муром, вторая — Чернигов, третья — Киев.

Решили доблестные рыцари отправиться в Киев, к князю Владимиру. Подъезжают они к столице, а в городе идет пиршество на весь мир. Князь Владимир приглашает героев к званому столу. Алеша и Яким присоединяются к празднованию и видят, как рыцари заносят в дом Тугарина Змея. Он садится рядом с княгиней. Герой удивлен появлению на пире такого гостя.

Пиршество в Киеве

Змей выпил полведра вина и приступил к усиленной трапезе. Он прилюдно целовал княгиню и насмехался над князем Владимиром. Русского героя возмутило такое неуважительное поведение Змея. Алеша съедает только половину предложенных угощений за столом, остальную еду отдает слугам.

Богатырь вспоминает, что у его отца была очень прожорливая собака, которая однажды подавилась от жадности костью и умерла. Юноша озвучивает всем гостям, что Тугарина ждет та же участь. Змей, слыша это высказывание, еле сдержал себя в руках, но продолжает трапезу с прежним аппетитом.

Победа героя

Богатырь вызвал Тугарина на честный поединок. Всем гостям предложили сделать ставки на победителя. Люди поставили на победу Тугарина, один лишь владыка Черниговский верил в Алешу. Змей вспорхнул на крыльях из бумаги к небу, тогда богатырь начал просить у высших сил послать на землю дождь и грозу. Так и случилось. Бумажные крылья Тугарина размокли под дождем, а он упал на землю. Разгневанный Змей пригрозил русскому смельчаку неминуемой смертью.

Среди соперников завязалась драка. Алеша изловчился и отрубил голову Тугарина. Богатырь воткнул в нее копье, сел на коня и отправился в город. Княгиня Апраксеевна надеялась, что Тугарин Змей одержит победу в этой схватке, но ее надежды не подтвердились. Богатырь принес голову Тугарина на всеобщее обозрение. Князь Владимир приглашает Алешу жить в Киеве и служить ему верой и правдой.

Что такое былина

  Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Народное же название этих произведений – старина, старинушка, старинка. Именно это слово использовали сказители. В древности старины исполнялись под аккомпанемент гуслей, но со временем эта традиция отошла в прошлое и во времена, когда к ним обратились собиратели, былины напевались без музыкального сопровождения. «Я улегся на мешке около тощего костра (…) и, пригревшись у огонька, незаметно заснул; меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал. Живой, причудливый и веселый, порой он становился быстрее, порой обрывался и ладом своим напоминал что-то стародавнее, забытое нашим поколением. Долго не хотелось проснуться и вслушаться в отдельные слова песни: так радостно было оставаться во власти совершенно нового впечатления», — вспоминает собиратель фольклора П.Н. Рыбников. Современному неподготовленному читателю может быть вначале непросто погрузиться в мир русского эпоса: устаревшие слова, частые повторы, отсутствие привычной рифмы. Но постепенно приходит понимание того, насколько слог былин музыкален и красив. Именно музыкальность следует иметь в виду в первую очередь: былины изначально создавались, чтобы их пели, а не воспринимали в виде написанного или напечатанного текста.  

Характер

Богатырь Алеша Попович младше Добрыни Никитича и Ильи Муромца. Он является самым молодым в этой троице. Это объясняет его поведение и некоторые черты характера. Так, если взглянуть на известную картину Виктора Михайловича Васнецова, можно заметить, что Алеша Попович изображен менее воинственным, чем другие богатыри. Оружие, которым он пользуется, – это лук со стрелами. На полотне «Богатыри» можно увидеть гусли, которые привязаны к седлу. Это говорит о веселом нраве Алеши Поповича.

Его вид нельзя назвать грозным, он в некоторой степени скучающий. Это объясняется тем, что молодой богатырь был склонен к авантюрам, брани, приключениям. Даже врагов он побеждал при помощи хорошо развитой смекалки и хитрости, а не силы. В некоторых былинах сказано о хромоте героя. Он был удалым, ловким, хитроумным и находчивым, что позволяло ему находить нестандартные решения для победы над врагами.

Богатырь Алеша Попович является самым нетипичным из тех, которые известны русскому народу. Он хвастлив, не слишком добродетелен, падок до женщин. Люди, которые слагали былины о нем, выделяли как положительные, так и отрицательные черты его характера. Например, он был способен на коварные и даже злые шутки.

Прототип

Согласно самой распространенной версии реальным прототипом Алёши Поповича мог быть живший в Ростове Великом боярин Александр (Олеша) Попович. Исходя из летописей, эта историческая личность отличалась особой храбростью и принадлежала к числу отборных воинов. Изначально Александр Попович служил в войске Всеволода Большое Гнездо, а после смерти последнего стал на сторону его сына Константина Всеволодовича, который боролся против собственного брата Юрия Всеволодовича, претендовавшего на владимирский престол.

Сразив в битвах нескольких отменных воинов Юрия, Александр Попович очень помог Константину Всеволодовичу. Но скорая гибель предводителя и вокняжение Юрия в 1218 году заставила Александра Поповича переехать в Киев и примкнуть к войску великого князя Мстислава Старого, вместе с которым он пал на поле боя в битве при Калке в 1223 году.

Российский этнограф Александр Яковлевич Артынов на основе былины «Алеша Попович и Тугарин», где заявлено, что богатырь приходится сыном попа Леонтия Ростовского, сделал вывод, что родиной Алёши Поповича является деревня Селище Ростовского района Ярославской области.

Противники данной версии, отождествляющей молодого фольклорного героя и ростовского боярина, обращают внимание на то, что два самых прославленных подвига блинного богатыря Алёши Поповича, а именно победа над Идолищем и над Тугариным змеем, были совершены примерно на два века раньше, чем погиб ростовский боярин Александр Попович. Филолог и фольклорист Владимир Яковлевич Пропп видел временем рождения образа Алёши Поповича период после Крещения Руси, когда о попах и их потомках еще можно было выражаться нелицеприятно

Филолог и фольклорист Владимир Яковлевич Пропп видел временем рождения образа Алёши Поповича период после Крещения Руси, когда о попах и их потомках еще можно было выражаться нелицеприятно.

Искусствовед Анатолий Маркович Членов предложил альтернативный вариант происхождения Алёши Поповича. Он полагал, что прототипом богатыря, скорее всего, является Ольберг Ратиборович, тоже боярин, однако служивший вместе с Владимиром Мономахом.

Другие специалисты считают, что прообразом Алеши Поповича был житель города Пирятин, который расположен на Полтавской земле.

Между тем академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв считал, что впервые упомянутый в летописи 1423 года Алёша Попович не имеет реального прототипа, и это не человек попал в былины, а былинный персонаж был мастерски описан как историческое лицо.

Алеша, поповский сын

Вот доскакал Алеша до опушки дремучего леса. Спешился. Коня к дереву привязал и вошел под свод черных как смоль раскидистых дубов. Было тихо в лесу. Так, что ни птица, ни зверь шороха не издаст.

Вдруг видит Алеша, мерцает что-то средь деревьев. Пригляделся, никак стрела его. Подошел ближе. Не ошибся. Наконечник глубоко в дупло ушел. Ухватился Алеша за хвостовик, да как полетит в дупло. Словно сила неведомая его сама потянула.

Шлепнулся он наземь. Посмотрел вверх. С высоты немалой упал. Внутри у дерева темно, хоть глаз выколи. Только далеко-далеко наверху мерцает просвет.

Вдруг слышит Алеша, рядом кто-то гнездится. Но, как ни старался, глаза так и не свыклись в темноте. Спрашивает он грозно, страху на невидимого нагоняет:
— Кто ты? Покажись, нето хуже будет!
Закряхтел невидимый, заохал:
— Не серчай добрый молодец. Ты ведь сюда неспроста попал. Кой-чего разыскать хотел?
— Ну, — смягчился Алеша. – Может и хотел. А у тебя, что, есть это?
— А как же, — снова закряхтел невидимый. – Протяни ручонку, да смотри бережно. Али до дому не сбережешь.

Протянул Алеша свою пудовую ладонь, и в тот же миг почувствовал прикосновение чего-то мягкого и пушистого. Живого. Только рот в изумлении открыть собрался, глядь, а он уже и не в дупле, а на лесной опушке. Перед ним конь его ретивый топчется, нетерпеливо копытами бьет. А на ладони – птенец едва оперившийся. Тщедушный. Смотрит так жалостливо.

Отвязал Алеша коня, забрался на него. А с птенцом-то во весь опор уже не разгонишь. И в карман его не посадить, больно хрупкий. Так и поплелся Алеша обратно, не быстрее девицы с коромыслом.

Читательский дневник по былине «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»

Название: «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»

Главные герои: Алёша, Тугарин, князь Владимир.

Второстепенные герои: Еким Иванович

Характеристика главных героев былины:

Алёша Попович — Русский богатырь.

Смелый и находчивый, неуступчивый.

Честный и благородный.

Тугарин — Колдун-басурман.

Наглый, злой, коварный, обидчивый.

Князь Владимир — Робкий и несмелый.

Краткое содержание былины «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»

Алёша приехал в Киев и увидел в зале Тугарина, огромного басурмана.

Не понравился чужой русскому богатырю, обозвал он его собакой и коровой.

Метнул басурман в Алёшу кинжал, но тот уклонился и на бой недруга вызвал.

Полетел Тугарин на коне с бумажными крыльями, но дождь пошёл и упал басурман на землю.

Хитростью заставил его обернуться Алёша, и снёс врагу голову.

1. Из Ростова в Киев.

9. Падение басурмана.

Основная мысль произведения «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»

Главная мысль былины в том, что иногда в бою хитрость победу приносит.

Основная идея былины в том, что русский богатырь всегда победит.

Чему учит былина

Былина учит гостеприимству.

Учит уважать хозяев и не вести себя нагло и невоспитанно.

Учит применять смекалку и хитрость.

Учит смелости и находчивости.

Учит не бояться сильных, и защищать слабых.

Краткий отзыв по произведению «Алёша Попович и Тугарин Змеевич» для читательского дневника

Прочитав эту былину, я подумала о том, что многие люди не умеют вести себя в гостях, и это приводит к ссорам и недоразумениям.

Хотя некоторые, как Тугарин, специально провоцируют хозяев, уверенные в своей силе.

Они забывают о том, что дома и стены помогают.

Так и Алёша сумел победить богатыря-колдуна благодаря помощи родной земли.

Это очень интересная и увлекательная былина.

В ней говорится о том, что свою честь нужно блюсти всегда.

Никогда нельзя позволять оскорблять себя, даже если враг кажется очень сильным.

Мне понравился Алёша-богатырь своей честностью и непримиримостью.

Понравился решительностью и храбростью.

Он не был уверен в победе, но всё равно вызвал на бой врага.

Я всем советую прочитать эту былину и подумать о том, что семейные ценности неприкосновенны.

Пословицы к произведению:

Русский молодец — всем басурманам конец.

Смекалка на войне помогает вдвойне.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

По заслугам и почёт.

Бой со Змеем Горынычем

Первый подвиг Добрыни Никитича имеет сюжет, схожий со многими легендами древнего мира. Сражение с драконом, змием, первопричинным злом имеет место в мифах разных народов.

Итак, что же нам известно из былин?

Почувствовав пробуждающуюся силу, Добрыня начал «гулять по полюшку». Однажды он сказал матери, что хочет сходить на реку Почайну. По легенде, она обладала необычным свойством. В ней было два потока, которые двигались в противоположные стороны и разрезали всех, кто попытается переплыть.

Там богатырь встречает Змея Горыныча. Завязывается бой, и после победы витязя чудовище обещает больше никогда не нападать на землю Русскую и не грабить деревни. Но по классическим канонам жанра Змей сразу же нарушает данное слово. Он похищает дочку киевского князя Владимира Красно Солнышко.

Получив волшебные вещи от матери (кольчугу, меч-кладенец, могучего боевого коня), богатырь находит логово змея. Там ему противостоят младшие дракончики, которых он с легкостью побеждает.

Бой же с Горынычем затянулся на три дня. Когда силы уже оставляли витязя, он услышал голос с небес, который сказал, что нужно продержаться еще три часа. Выстояв сражение, Добрыня поверг чудовище, но чуть не утонул в его крови. Спасся он из-за того, что земля расступилась и все впитала в себя.

Когда происходили события в былине об Илье Муромце

Фигура исторического персонажа, Ильи Муромца, окутана тайнами и легендами. В былинах и сказаниях нет четкого ответа, когда родился и жил богатырь. В истории Руси можно ассоциировать образ Ильи с разными личностями. Наиболее правдивой версией считается жизнь Илии Печерского, инока и силача, по прозвищу Чоботок (Сапожок), родившегося в Муроме. Жил он в двенадцатом веке, принял монашество в преклонном возрасте с именем Илия в Киево-Печорской лавре.

Согласно этой версии, умер инок в 1188 году. Его памяти посвящен день — 1 января. Причислен к лику святых в 1643 г.

В лавре, где он служил монахом, покоятся его мощи. В одном из храмов Мурома находится средний палец левой руки. Согласно исследованиям, было выяснено, что это мощи человека крепкого телосложения, роста 177 см (что считалось по тем временам очень много), который умер в возрасте 50 лет, перенесший паралич и имеющий множественные ранения.

Русские народные былины про Илью Муромца

Родился народный богатырь под городом Муромом, который находится во Владимирской области, в селе Карачарове. Прославился Илья своими подвигами уже в зрелом возрасте, после тридцати лет, так как с самого рождения был болен и до 33 лет не вставал с кровати. Исследователи выяснили, что Илья Муромец не мог ходить вследствие генетического заболевания, которое спровоцировало проблемы с позвоночником.

Но, однажды, произошло чудо, к нему в дом постучались старцы и попросили Илью подать воды. Илья ответил, что не может этого сделать, так как не владеет ни руками ни ногами. Старцы настояли, и будущий герой встал с кровати. Волхвы не зря пришли к нему в дом, так как ими было сказано, чтобы Илья собирался в дорогу для совершения ратных подвигов.

С этого момента и начинаются приключения Ильи Муромца. Всего известно 53 былины, из них, в пятнадцати сюжетах, главный герой — Илья Муромец.

Собирательство былин

На протяжении веков былины передавались в среде крестьянства из уст в уста от старого сказителя к молодому и вплоть до XVIII века не были записаны. Сборник Кирши Данилова был впервые издан в Москве в 1804 году, затем последовали более расширенные и полные его переиздания. Эпоха романтизма пробудила интерес интеллигенции к народному творчеству и национальному искусству. На волне этого интереса в 1830-1850-е гг. развернулась деятельность по собиранию произведений фольклора, организованная славянофилом Петром Васильевичем Киреевским (1808 – 1856 гг.). Корреспондентами Киреевского и им самим было записано около сотни былинных текстов в центральных, поволжских и северных губерниях России, а также на Урале и в Сибири. Настоящим потрясением для научного мира стало открытие в середине XIX в. живой традиции былинного эпоса, причем недалеко от Санкт-Петербурга – в Олонецкой губернии. Честь этого открытия принадлежит Павлу Николаевичу Рыбникову (1831–1885 гг.), народнику, высланному в Петрозаводск под надзор полиции. Ободренные находкой П. Н. Рыбникова, отечественные фольклористы во 2-й половине XIX – начале XX вв. предприняли множество экспедиций, в основном на Русский Север, где были открыты новые очаги сохранности песенного эпоса и от сотен сказителей сделаны записи тысяч былинных текстов (всего исследователь эпоса профессор Ф. М. Селиванов насчитывал к 1980 г. около 3000 текстов, представляющих 80 былинных сюжетов). К сожалению, к нашему времени былины полностью исчезли из живого бытования и являются теперь лишь величественным культурным наследием ушедшего прошлого. Уже в советское время были предприняты попытки приспособить былинный жанр к условиям и требованиям современности. Так появился, например, плач о Ленине «Каменна Москва вся проплакала», записанный от сказительницы Марфы Семеновны Крюковой. Но столь удивительное сочетание старинной формы и нового актуального содержания не прижилось в народном творчестве.   ————————————————————————————- Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. М., 1909. Т.1. Стр. LXIX-LXX. Былины. Сост., вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Ф. М. Селиванова. М., 1988. Стр. 11-12. В. Ковпик, А. Калугина. Былины. Исторические песни. Баллады. (Серия Библиотека Всемироной литературы). М., 2008. Стр. 11-12.  

Читать все русские былины Читать русские народные сказки

Ильины три поездочки (поэтический вариант)

Посреди поля чистого, На закате красна солнышка, На восходе ясна месяца На заставу богатырскую Собирались на походный совет Славнорусские богатыри. Думу думали, раздумывали, По нарядам снарядилися.

Доставалось Илье Муромцу Ехать в Западную сторону На великий богатырский дозор.

Выезжал Илья Муромец, Доезжал он до росстани, Под ночной тучей западной. Наезжал на белый камень Илья. Из-за тучи месяц выглянул: Прочитай вон, на камени Придорожном надписочка Четко-ясно повысечена:

«Прямо ехать — убитому быть! Влево ехать — женатому быть! Вправо ехать — богатому быть! Все судьбой сие предписано! »

Во глубоком раздумье Илья. Он стоит, сам себе говорит: «Это бог с тобой, что — судьбой: Я готов и с судьбиной на бой! Только выбрать какую судьбу, Чтобы с нею вступить мне в борьбу? Мне в походах жена не нужна, Мне богатство ненадобно. Ах, поеду, молодец, я туда, Где показано убитому быть! »

Навалилась туча черная, Поглотила светлый месяц она. И поехал Илья Муромец На погибель на предписанную Ночью темною-растемною. Вдруг тут из ночной темноты Из-за кустиков низовеньких, Из-за камушков кремневеньких Выглядали, выскакивали Ходовитые разбойнички, Псы ночные подорожнички. Голоса у них горластые, А щиты у них крестастые, На них шлемы, будто ведра вверх дном, Кони-лошади в булатной броне. А заглавный пес-разбойничек Наседает, угрозой грозит: «Стой! Куда, деревенщина? Помолись перед погибелью! »

Добрый молодец не молится, Перед псом он не клонится. Светлый месяц опять выходил, Все убранство на Илье озарил: Заблистал в сорок тысяч шлем, Засияли камни-яхонты Во сто тысяч во гриве у коня, Сам конь выше цен, выше смет! Вот тут-то разбойнички На богатство и обзарилися, Друг друга подзадоривают, Подстрекают, подзуживают: «Мы убьем его, пограбим-ко, Со конем его разлучим-ко! » Илья палицей размахивался Да слегка и приударил вожака, А размяк от удара вожак, Покачнулся, упал, не встал. Из налучника лук тугой, Из колчана калену стрелу Вынимал да пускал Илья В дуб кряковистый разрывчатую. Разрывала, расщепляла стрела Старый дуб во щепу, во черенки.

Череночки да щепочки Разлетелись, угодили они Во разбойников да всех до одного В одночасье погубили подряд! Повернулся ко камени Илья. Надпись старую вычеркивал, Надпись новую надписывал: «Богатырь Илья Муромец Там был, да убит не бывал. Поразъездил дороженьку, Порасчистил широкую! »

Памятник Илье Муромцу в Киеве

Соловей разбойник (антигерой)

Ярый противник Ильи Муромца и разбойник, который долгие годы грабил и пеших, и конных на им же заложенной дороге. Убивал их не ружьем, а собственным свистом. В былинах чаще всего предстает в человеческом обличье с явно выраженными тюркскими чертами лица.

Считается, что образ его взят у мордвичей, проживавших в Нижнем Новгороде. Традиционные их имена – это названия птиц: Соловей, Скворец и т.д.

Подробнее >>

10. Дюк Степанович

Один из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского. Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.

Pilipok.ru

40 откровенных фактов о русских женщинах

Предательство соратника

В былине «Неудавшаяся женитьба Алёши Поповича», богатырь предстаёт в роли негодяя, способного ради личной выгоды, совершить омерзительный поступок. Согласно сказанию Добрыня Никитич по воле князя Владимира отбыл с опасным дипломатическим поручением в орду, в то время как дома его осталась дожидаться любимая жена Настасья Микулишна. Не год, и не два ждала мужа преданная жена, а целых двенадцать лет. Но однажды пришла страшная весть, сообщавшая о смерти Добрыни Никитича. Безутешная вдова не хотела никого видеть, однако, князь Владимир принудил её выйти замуж за Алёшу Поповича. В день свадьбы, по велению провидения Добрыня Никитич возвращается домой и тогда выясняется, что ложные слухи о его гибели были распространены названным братом Алёшей Поповичем, который с помощью обмана хотел посягнуть на его супружеские права.

Существует две концовки этой былины. Первая гласит, что в результате завязавшейся драки Добрыня Никитич убивает Алёшу Поповича, а по второй молодому богатырю всё же удаётся вымолить прощение у старшего соратника и старого друга.

Бой с Дунаем Ивановичем

В этой былине показано противостояние Киева и соседних племен. Дунай — трагический образ в русском эпосе. Некогда этот богатырь служил литовскому князю, но, попав в немилость, уехал на Русь. В сказании о сватании невесты для Владимира говорится и о том, что Дунай увозит также ее сестру Настасью, к которой некогда испытывал чувства.

Но на свадьбе богатыри начали соревноваться в стрельбе из лука, и Дунай случайно убил Настасью. Когда он узнает, что она была беременна, то бросается на свою саблю. Легенда гласит, что из его крови образовалась

Былина же о битве этого литовца с Добрыней повествует о событиях, произошедших до сватания. Сюжет заключается в следующем. Киевский богатырь ехал по полю и увидел бархатный шатер, на котором была надпись, что всякий, кто к нему подойдет, — погибнет.

Добрыня осерчал, напился вина из шатра и разрушил его. Сам же заснул на этом месте. Вернувшийся Дунай решил наказать обидчика. Он разбудил витязя, и бились они несколько дней. Вначале изрубили все оружие, после сражались врукопашную.

По одной версии, их помирил проезжавший Илья Муромец, по другой — они поехали на суд к Владимиру Красно Солнышко. Князь, выслушав обоих, оправдал Добрыню и посадил Дуная в погреб за то, что тот угрожал его витязю.

Биография Алеши

Алеша Попович — легендарный богатырь, который наделен большой силой и мужеством. Образ героя является больше собирательным, чем реальным.

Характеристика богатыря:

Персонаж наделен гордыней и завистью. Несмотря на все свои недостатки, богатырь очень предан своему делу и товарищам. Он всегда поможет в трудную минуту и будет до конца биться за справедливость.

Добрыня и Алеша — отважные люди, про что неоднократно упоминается в былинах. Все говорят о могущественной силе Добрыни и смекалке Алеши. Илья Муромец был главным русским богатырем, которые принимал важные решения и отличался ответственностью.

Историки также выдвигают другие версии прототипа Алеши. По сообщениям ученых, в давние времена проживал Александр Попович. Он был русским боярином, отличался храбростью и отличной смекалкой в бою. Ростовский богатырь помог освободить Киев князю Владимиру, за что был щедро вознагражден. Это главное предположение историков, связанное с собирательным образом Алеши.

Кроме того, имеется множество других побед былинного героя. Например, если кратко, подвиги Алеши Поповича, которые говорят о смекалке и мужестве персонажа:

Былины и историческая действительность

  Большинство известных нам былин складывалось в эпоху Киевской Руси (IX-XIIвв), а некоторые из старин восходят и вовсе к древним догосударственным временам. В то же время не только исследователь, но и простой читатель может найти в текстах былин отголоски событий и быта гораздо более поздних эпох. Например, нередко упоминаемое «кружало государево» (то есть кабак) имеет отношение к XVI-XVII в. Профессор Н.П. Андреев пишет об упомянутых в одной из былин калошах – предмете из XIX столетия. Отсюда возникает так называемая проблема историзма русских былин – то есть вопрос о соотношении эпоса с исторической действительностью, вызвавший множество споров в научной среде. Как бы то ни было, былина представляет нам особый мир – мир русского эпоса, в рамках которого происходит причудливое взаимодействие и переплетение разнообразных исторических эпох. Как писал исследователь Ф.М. Селиванов: «Далеко не все события и герои, однажды воспетые, оставались в памяти потомков. Ранее возникшие произведения перерабатывались применительно к новым событиям и новым людям, если последние казались более значительными; такие переработки могли быть многократными. Происходило и по-другому: прежним героям приписывались дела и подвиги, совершаемые позднее. Так постепенно складывался особый условно-исторический эпический мир с относительно небольшим числом действующих лиц и ограниченным кругом событий. Эпический мир, по законам устной исторической памяти и народного художественного мышления, объединял в себе людей из разных столетий и разных эпох. Так, все киевские богатыри становились современниками одного князя Владимира и жили в эпоху расцвета Киевской Руси, хотя им приходилось сражаться с врагами, досаждавшими Русской земле с X до XVI в. К этой же эпохе подтягивались и герои (Вольга, Святогор, Микула Селянинович), эпические повествования о которых существовали задолго до княжения Владимира Святославича».  

Алеша Попович в культуре и искусстве

Какие подвиги совершил Алеша Попович, мы вспомнили. Этот русский богатырь вместе с Добрыней Никитичем и Ильей Муромцем не раз становился персонажем литературы, полотна, музыки. Один из пароходов, известный в настоящее время как «Володарский», раньше назывался в честь Алеши Поповича.

В литературе образом богатыря вдохновился писатель Николай Радищев. Этот персонаж появился в его поэме «Алеша Попович, богатырское песнотворение», изданной в 1801 году. Также была создана одноименная баллада А.К. Толстого. Образ этого героя появился в операх А. Гречанинова и А.П. Бородина. Алексей Шутов, Сергей Столяров и Антон Пампушный исполнили роли богатыря в кинофильмах «Приключения в Тридесятом царстве», «Илья Муромец» и «Реальная сказка» соответственно. Кроме фильмов, были созданы мультики, в которых также можно было увидеть Алешу Поповича. Такая мультипликационная картина, как «Алеша Попович и Тугарин Змей», премьера которой состоялась в 2004 году в России, посвящена одному из подвигов богатыря.

Одна из наиболее известных картин, на которой изображен Алеша Попович, называется «Богатыри». Она написана русским живописцем Виктором Михайловичем Васнецовым. Кроме того, Василий Верещагин написал полотно с изображением героя. В настоящее время оно находится в Доме ученых в Санкт-Петербурге. Это самые известные изображения Алеши Поповича, хотя, безусловно, их намного больше.

Сухман Одихмантьевич

Герой киевского былинного цикла. Согласно легенде, Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками. Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман.

Сухман Одихмантьевич

Вольга Святославич

Вольга относится к числу одних из самых древних богатырей в русских былинах. Его отличительными чертами были способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Согласно легендам, Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Когда он увидел свет, содрогалась земля и ужасный страх сковал всех живущих существ. Интересный эпизод встречи Вольги и Микулы Селяниновича описывают былины. Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.

Вольга Всеславьевич (Андрей Рябушкин, 1895)

Мудрость

К ночи собрались друзья на том самом месте, откуда в разные стороны разбредались. Устали они так, что ни в жизнь не уставали. Ни от боев кулачных, ни от корчевания дерев, ни от разгуляя молодецкого

А старичок их уже дожидается:
— Ну что, добры молодцы, нашли в ратном деле важное? Али напрасно коней морили?
Показали богатыри дары свои. Стоят только глазами хлопают, да поглядывают друг на друга

Алеша – с птенцом в пудовой ладони. Илья – с камнем, а Добрыня – с пузырем.
— Неужто, до сих пор не поняли? – удивился старичок.

Закачали молодцы головами.
— Ну, тогда слушайте внимательно, а мотать на ус потом будете, когда возмужаете. Чтобы Землю русскую от врагов защищать, недостаточно силу иметь недюжинную, да кулаками махать без разбору. Враги, они ведь тоже и сильные, и крепкие, и смышленые бывают. Так уж испокон веков пошло – наши русские богатыри добром на зло шли. Мирных не обижали. Если так суд судить, то сама природа на помощь придет. Вот ты Алеша, птенца донес. Хоть и не просто тебе было. А он, тварь Божья, бессловесная. Да и расшибся бы, что с того? Вон их сколько неоперенных гибнет. Но нет, донес, не смалодушничал.
А ты Илья – для надобности ли камень простой пуще злата и серебра хранить? Все оттого, что в земле – великая сила содержится. И тот, кто хоть горсть земли сырой сберечь сумеет, тот по земле этой и ходить без страха будет и силу свою из нее черпать.

И наконец, Добрыня. Долго же ты водицу нес! Но не осерчал, не пролил. Человек, он ведь и одной водицей сыт бывает. Вода все наполняет, в землю уходит, из земли к небесам взлетает, и снова дождем льет. Плюнь ты хоть в лужу обыкновенную, а сам потом из нее же и напьешься.
***
Посмотрели молодцы на свои дары и только рты раскрыли, а старичка уже и след простыл. Поняли они тогда, что не в силе одной заключена мощь русского воина. Но в правде и справедливости.

Много времени с тех пор прошло. Много врагов под их славными мечами полегло. Вот только, даже в самых горячих бойнях не забывали они полученного по молодости урока. И никогда не обижали слабых. Свято хранили честь родной Земли. А водице чистой радовались, словно самому ценному яству.

И прославились они на всю Русь-Матушку. И стали называться великими богатырями Земли Русской — Алешей Поповичем, Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем.

Алёша и сестра Збродовичей

У киевского князя Владимира идёт пир. Сидят на пиру князья, бояре, богатыри, казаки, бурлаки да крестьяне. Наевшись да напившись, все начинают хвастать: кто «золотой казной», кто «широким двором», кто «добрым конём», а неразумные хвастают «молодой женой» да «родной сестрой».

Только два брата Петровича-Збродовича сидят и не хвастают. Сам князь Владимир спрашивает у братьев, почему они ничем не похваляются. Тогда Петровичи рассказывают о своей любимой сестрице Оленушке Петровне, которая сидит в задней горнице, лишние люди ее не видят и солнышко ее не печёт.

Услышав это, богатырь Алеша Попович заявляет, что живёт с Оленушкой «будто муж с женой». Братья раздосадованы, но Алеша предлагает им проверить правдивость его слов: бросить снежком Оленушке в окно и посмотреть, что будет. Братья так и делают. Оленушка открывает окошко и спускает из него длинное белое полотно.

Братья, убедившись в том, что Алеша не солгал, приказывают сестре надеть чёрное платье: они хотят отвезти Оленушку в поле и там отрубить ей голову. Узнав об этом, сестра говорит Петровичам-Збродовичам, что жена старшего из них живёт с богатырём Добрынюшкой, а младшего — с Переметушкой. Братья не верят этим обвинениям и везут Оленушку в поле. Но тут появляется Алеша Попович. Он увозит Олену Петровну к венцу, а братьям напоследок бросает то же самое обвинение касательно их жён, Добрынюшки и Переметушки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: