Победа третья: птицы со стальными перьями
Стимфалийские птицы
Каждая птица — это настоящий лук! Они выбрасывали вниз свои перья-стрелы из прочного металла и убивали на ходу всех, кто нападал.
Геракл чувствовал, что это задание будет трудно выполнить. Он позвал на помощь божество войны и одновременно мудрости Афину-Палладу. Она подсказала, что птицы эти страшные, но пугливые, боятся даже малейшего шума. Гераклу Афина-Паллада подарила две металлические тарелки – тимпаны. Если колотить ими друг о друга, можно издавать неимоверный шум. Вблизи гнездовища птиц он ударил в свои литавры. Стимфалийские птицы со страху взлетели в небо огромной стаей и посылали на скалу свое оружие – перья-стрелы. Но те не доставали Геракла. Он же в ответ начал убивать кровожадных птиц своими стрелами. Много птиц погибло, а живые мигом улетели подальше от этого края, и даже из Греции. Больше здесь они не появлялись.
Аптера
Аптера – самый могущественный город-рабовладелец из существовавших на территории Крита в XI-X веках до нашей эры.
Он был независимым и располагался на высоком холме над южным берегом Суданского залива. Название города происходит от легенды о том, что когда-то давно в бывшем Храме Муз (сейчас – церковь Пресвятого Иоанна Богослова) состоялась творческая дуэль между лучшими певицами Греции – сиренами и музами. Сирены проиграли музыкальную битву и с горя потеряли крылья, а затем бросились в море, где перья с их осыпавшихся крыльев образовали острова. Отсюда и название города – «Бескрылый». Стоит заметить, что имени судьи легенда не сохранила, однако он или она проявили огромную стойкость, не обольстившись на пение сирен.
Другая версия происхождения названия города связана с царем Птером, который правил им примерно во время Троянской войны. От царя остались только немногочисленные свидетельства, трактующиеся двояко, но эта версия поддерживается некоторыми именитыми учеными.
В наши дни руины Аптеры являются одним из наиболее популярных туристических маршрутов Крита, причём раскопки там проводятся до сих пор.
Большая часть города стоит в законсервированном состоянии – археологов не так уж много, особенно в последние годы, когда археология, как и другие не особо прибыльные науки, пострадала от кризиса.
Для туристов, при условии соблюдения определённых правил, открыта вся уже изученная часть Аптеры, чего вполне достаточно чтобы застрять там на несколько часов – территория этого старого города по-настоящему огромна.
Могила Зевса
Довольно символичным кажется тот факт, что эра богов закончилась там же, где началась. И могила величайшего из них находится не так уж далеко от места его рождения.
На самом деле, изначально могила эта принадлежала критянину Олимпу, воспитавшему Зевса и обучившему верховного бога воинскому искусству.
Но Олимп предал своего приемного сына и заключил союз с титанами, которые должны были убить Зевса.
Покушение провалилось и бог уничтожил своего приемного отца за несколько лет до начала Титаномахии, но не захотел отрицать влияние этого человека на свою жизнь и в итоге дал своё имя могиле, похоронив Олимпа лично.
Более поздние источники утверждают, что в тот день внутри Зевса умерла его человеческая сущность (хотя, откуда ей взяться?), поэтому место и называют «Могилой Зевса», но в ранних источниках просто указано, что на этом месте Зевсом была выкопана могила.
Могила находится на горе Юхтас и открыта для туристов, причем вокруг постоянно крутятся местные экскурсоводы, которые с удовольствием расскажут об Олимпе, Зевсе и титанах на всех известных им языках.
Уже давно отгремела Титаномахия и древние Боги, даже если они существовали, покинули этот мир, оставив нам только красивые легенды о героях прошлого – их величайших потомках.
Дети Зевса привели Грецию в ее золотой век, дали стране культуру, покорившую впоследствии весь мир, и навсегда впечатали свои имена в историю.
Ничто не уходит бесследно. Греческая культура по-прежнему жива! Особенно ярко это видно на Крите, счастливо избежавшем безумия, творившегося на материке. Если вы хотите почувствовать себя частью той удивительной истории, наследником былых веков – приезжайте на Крит и вы увидите, что несмотря на прошедшие тысячелетия, остров свято хранит следы живших здесь людей, богов и титанов. И будет хранить, пока живет память о тех, кто правил этим миром до нас.
КЕРИНЕЙСКАЯ ЛАНЬ — ЧЕТВЕРТЫЙ ПОДВИГ
Эврисфей знал, что в Аркадии живет чудесная керинейская лань, посланная богиней Артемидой в наказание людям. Лань эта опустошала поля. Эврисфей послал Геракла поймать ее и велел ему живой доставить лань в Микены. Эта лань была необычайно красива, рога у нее были золотые, а ноги медные. Подобно ветру, носилась она по горам и долинам Аркадии, не зная никогда усталости. Целый год преследовал Геракл керинейскую лань. Она неслась через горы, через равнины, прыгала через пропасти, переплывала реки. Все дальше и дальше на север бежала лань. Не отставал от нее герой, он преследовал ее, не упуская из виду. Наконец Геракл достиг в погоне за падью крайнего севера – страны гипербореев и истоков Истра. Здесь лань остановилась. Герой хотел схватить ее, но ускользнула она и, как стрела, понеслась назад, на юг. Опять началась погоня. Гераклу удалось только в Аркадии настигнуть лань. Даже после столь долгой погони не потеряла она сил. Отчаявшись поймать лань, Геракл прибег к своим не знающим промаха стрелам. Он ранил златорогую лань стрелой в ногу, и только тогда удалось ему поймать ее. Геракл взвалил чудесную лань на плечи и хотел уже нести ее в Микены, как предстала пред ним разгневанная Артемида и сказала: 12 подвигов Геракла-Кун.
– Разве не знал ты, Геракл, что лань эта моя? Зачем оскорбил ты меня, ранив мою любимую лань? Разве не знаешь, что не прощаю я обиды? Или ты думаешь, что ты могущественнее богов-олимпийцев?
С благоговением склонился Геракл перед прекрасной богиней и ответил:
– О, великая дочь Латоны, не вини ты меня! Никогда не оскорблял я бессмертных богов, живущих на светлом Олимпе; всегда чтил я небожителей богатыми жертвами и никогда не считал себя равным им, хотя и сам я – сын громовержца Зевса. Не по своей воле преследовал я твою лань, а по повелению Эврисфея. Сами боги повелели мне служить ему, и не смею я ослушаться Эврисфея! 12 подвигов Геракла-Кун.
Артемида простила Гераклу его вину. Великий сын громовержца Зевса принес живой в Микены керинейскую лань и отдал ее Эврисфею. 12 подвигов Геракла-Кун.
Царство мрачного Аида (Плутона)[*]
Аид и Персефона. Около 440-430 гг. до н. э.
Глубоко под землей царит неумолимый, мрачный брат Зевса, Аид. Полно мрака и ужасов его царство. Никогда не проникают туда радостные лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство Аида. Мрачные реки текут в нем. Там протекает все леденящая священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги.
Катят там свои волны Коцит и Ахеронт; души умерших оглашают своим стенанием, полным печали, их мрачные берега. В подземном царстве струятся и дающие забвение всего земного воды источника Леты. По мрачным полям царства Аида, заросшим бледными цветами асфодела, носятся бесплотные легкие тени умерших. Они сетуют на свою безрадостную жизнь без света и без желаний. Тихо раздаются их стоны, едва уловимые, подобные шелесту увядших листьев, гонимых осенним ветром. Нет никому возврата из этого царства печали. Трехглавый адский пес Кербер, на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит выход. Суровый, старый Харон, перевозчик душ умерших, не повезет через мрачные воды Ахеронта ни одну душу обратно, туда, где светит ярко солнце жизни. На вечное безрадостное существование обречены души умерших в мрачном царстве Аида.
В этом-то царстве, до которого не доходят ни свет, ни радость, ни печали земной жизни, правит брат Зевса, Аид. Он сидит на золотом троне со своей женой Персефоной. Ему служат неумолимые богини мщения Эринии. Грозные, с бичами и змеями преследуют они преступника; не дают ему ни минуты покоя и терзают его угрызениями совести; нигде нельзя скрыться от них, всюду находят они свою жертву. У трона Аида сидят судьи царства умерших – Минос и Радамант. Здесь же, у трона, бог смерти Танат с мечом в руках, в черном плаще, с громадными черными крыльями. Могильным холодом веют эти крылья, когда прилетает Танат к ложу умирающего, чтобы срезать своим мечом прядь волос с его головы и исторгнуть душу. Рядом с Танатом и мрачные Керы. На крыльях своих носятся они, неистовые, по полю битвы. Керы ликуют, видя, как один за другим падают сраженные герои; своими кроваво-красными губами припадают они к ранам, жадно пьют горячую кровь сраженных и вырывают из тела их души.
Здесь же, у трона Аида, и прекрасный, юный бог сна Гипнос. Он неслышно носится на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рога снотворный напиток. Нежно касается он своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и погружает смертных в сладкий сон. Могуч бог Гипнос, не могут противиться ему ни смертные, ни боги, ни даже сам громовержец Зевс: и ему Гипнос смыкает грозные очи и погружает его в глубокий сон.
Носятся в мрачном царстве Аида и боги сновидений. Есть среди них боги, дающие вещие и радостные сновидения, но есть боги и страшных, гнетущих сновидений, пугающих и мучащих людей. Есть боги и лживых снов, они вводят человека в заблуждение и часто ведут его к гибели.
Царство неумолимого Аида полно мрака и ужасов. Там бродит во тьме ужасное привидение Эмпуса с ослиными ногами; оно, заманив в ночной тьме хитростью людей в уединенное место, выпивает всю кровь и пожирает их еще трепещущие тела. Там бродит и чудовищная Ламия; она ночью пробирается в спальню счастливых матерей и крадет у них детей, чтобы напиться их крови. Над всеми привидениями и чудовищами властвует великая богиня Геката. Три тела и три головы у нее. Безлунной ночью блуждает она в глубокой тьме по дорогам и у могил со всей своей ужасной свитой, окруженная стигийскими собаками. Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Гекату призывают как помощницу в колдовстве, но она же и единственная помощница против колдовства для тех, которые чтут ее и приносят ей на распутьях, где расходятся три дороги, в жертву собак.
Ужасно царство Аида, и ненавистно оно людям.
Харон перевозит души через реку Стикс. А. Д. Литовченко, 1861
← 7 стр.
Легенды и мифы Древней Греции
9 стр. →
Страницы: 8 →Всего 213 страниц
«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2023Обратная связь
Сизиф
Нам известны несколько древнегреческих мифов, которые объясняют причины сурового наказания основателя и царя Коринфа Сизифа, который был обречен вечно поднимать огромный камень на гору.
Ему вменяют, в частности, разглашение тайн богов, грабительство, насилие, похищение и заточение бога смерти Танатоса. По одной из версий, Сизиф изнасиловал Тиро, которая родила после этого двух детей. Они, согласно, предсказанию, должны были отомстить врагу их отца Салмонею. Однако Тиро, узнав об этом, убила своих детей. Сизиф, будучи виновником трагедии, был наказан в Аиде. Более распространен миф о том, как Сизиф обманом заковал бога смерти Танатоса или даже самого Аида, в результате чего люди перестали умирать. Разгневанные боги решили ввергнуть Сизифа в царство мертвых, однако он сумел обмануть саму смерть, за что и был в итоге обречен на вечный и ужасный в своей беспощадности «сизифов» труд.