Трудные скороговорки
Можно использовать, когда уже несложные скороговорки получается у ребенка проговаривать быстро и легко. Их не обязательно заучивать. Достаточно прочитать несколько раз в быстром темпе и без запинок.
В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто.
Петр Петрович, по имени Перепелович, поймал перепелку, понес по рынку, просил полтинку, подали пятак, а он продал и так.
Сшит колпак не по-колпаковски. Вылит колокол не по-колоковски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоковать, перевыколоковать.
Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипел укроп, как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
Везет Сеня Саню с Соней в санках. Санки скок, Сеню с ног. Саню в бок, Соню в лоб. Все в сугроб хлоп.
Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь, но заскороговошившись, выскороговорил — что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговариваешь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.
Проговаривание скороговорок — это классическое упражнение для развития речевого аппарата ребенка. Не стоит им пренебрегать. Особенно полезно проговаривать любую из понравившихся скороговорок перед чтением, тем самым разогревая речевой аппарат ребёнка. Ошибок во время чтения ребенок будет делать намного меньше. Не верите? А вы проверьте!
Надеюсь, что этот широкий подбор лучших детских скороговорок для развития речи будет вам полезен. Выбирайте. Скороговорка должна быть интересной ребёнку. Но, конечно же, не стоит обходить стороной скороговорки на отработку нужных звуков. В этом вам также могут помочь чистоговорки. Также можно играть в игры, развивающие речь ребёнка.
Предлагаю также вам скачать тексты для улучшения техники чтения, развития речи, внимания и мышления ребенка.
Хорошая техника чтения и понимание прочитанного — залог успещной учёбы!
Профессиональный тренинг по скорочтению и развитию речи ребёнка. Задания тренинга великолепно работают и дают хорошие результаты.
Если вы УЧИТЕЛЬ, то у вас будет готовый комплект специальных текстов, заданий по скорочтению и развитию речи, отдельные странички которого удобно распечатывать.
Если вы РОДИТЕЛЬ, который очень хочет, чтобы его ребёнок повысил свою скорость чтения хотя бы в 2-3 раза, то тренинг поможет вам сделать это самостоятельно, не прибегая к помощи специалиста.
Желаемый результат — это не случайность, это итог правильных действий.
Ольга Наумова ТРЕНИНГ «Скорочтение и развитие речи» скачать
Регулярно грамотно проверяйте скорость чтения своего ребёнка. И помните, что регулярные ежедневные занятия дадут самый заметный результат. Желаю удачи!
Скороговорки на шипящие
Самые первые из шипящих звуков это – “с” и “з”.
Именно с них, наверное, начинаются проблемы и формирование уже дальнейших звуков “ш”, “щ” и “ж”, “ц”. “ч”.
Бывают различные дефекты, связанные со звуками. Это шепелявость и зубной сигматизм.
Есть много различных упражнений, помогающих поставить кончик языка в правильном положении.
Они помогут сформировать звук
В этом процессе следует обратить внимание на скорость чтения
Читать их нужно медленно, четко и красиво. Необходимо выговаривать каждую буковку и звук.
Сначала читают скороговорку в медленном темпе:
“В чите тчет читинка. Саша шустро сушит шишки. Высшие эшелоны шествовали под шафе.”
Самое главное это прочитать спокойно не торопясь, затем ускоряют темп:
“Приносили Глаше кашу с простоквашей, ела Глаша кашу с простоквашей.”
Если произнести скороговорку три раза подряд не ошибившись это уже замечательно. Вот еще одна:
- “А коза звонок купила и с утра него звонила. Зайцев от гости приглашала, завтраком их угощала. Мышка сушек насушила, мышка мышек пригласила. За столы дубовые сажала сушками сухими угощала. Стоят столы бело дубовые гладко тесовыструганные, а на них супница, перечница, соусница уксусница, хлебница, солонка.
- Цыпочек цепко цепляет Цекало.”
Чистоговорки
Звуки М, П, Б
1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.
2. Уп-уп-уп-уп — я готовлю папе суп.
3. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.
4. Мама Милу в ванне мыла.
5. Петя пилил пилой пень.
6. Любят бананы все обезьяны.
Звуки Т, Д, Н
1. Та-та-та, та-та-та- хвост пушистый у кота.
2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду — дети бегают в саду.
3. Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.
4. Собака Том сторожит дом.
5. Дарья дарит Дине дыни.
6. Няня нянчит Надю с Ниной.
Звуки К, Г, Х, Й
1. Ко-ко-ко— кошка любит молоко.
2. Га-га-га у козы рога.
3. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.
4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.
5. На горе гогочут гуси.
6. Хомячку на ухо села муха.
Звуки Ф, В
1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.
2. Ву-ву-ву — в лесу видели сову.
3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
4. Наш Филат не бывает виноват.
Звук С(сь).
1. У Сони сани с горки едут сами.
2. Сеня в лесу встретил лису.
3. У нас газ погас.
4. Су-су-су-су — тихо осенью в лесу.
5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.
Звук З
1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.
2. У Зины козлик в корзине.
3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
5. У Зины звонок звенит звонко.
6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.
Звук Ц
1. Цы-цы-цы- есть хотят птенцы.
2. Из колодца вода льется.
3. Не велика птица синица, да умница.
4. Цу-цу-цу — дали нам по огурцу.
5. Цыпленок пьет из блюдца воду.
6. Слава поставил цветы на подоконник.
7. Цы-цы-цы- мы помыли огурцы.
8. Нет конца у моего кольца.
Звук Ш
1. Нашей Маше дали мало каши.
Звук Ж
1. Жа-жа-жа убежали два ежа.
2. Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.
3. Хорош пирожок, внутри творожок.
Звук Ч
1. Ча-ча-ча — сидит зайчик у врача.
2. Чу-чу-чу — врач идет к грачу.
3. Шубка овечки греет лучше печки.
4. У четырех черепах по четыре черепашонка.
Звук Щ
1. Ща-ща-ща- Коля ходит без плаща.
2. Щи-щи-щи- ищем мы щавель на щи.
3. Для ухи нужны лещи, а щавель — на щи.
Звук Л (Ль)
1. Лу-лу-лу- наточил Толя пилу
2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!
3. Дед Данила делил дыню.
4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.
Звук Р (рь)
1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.
2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.
3. У меня на кармашке маки и ромашки.
Скороговорки на «в», «з»
Сложные буквенные сочетания созданы специально для того, чтобы вычистить определенные дефекты речи.
Сначала нужно разобраться с содержанием самой скороговорки, даже выучить ее наизусть, а потом уже наращивать скорость:
“Из-за реорганизации с жлобственничественностью высококвалифицированный бесперспективняк самоидентифицировался в ожидании вежливого водителя под пальмовыми ветвями. Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизоровавшимся в конституционном Константинополе, и со спокойственным достоинством изобретавшим пневмомешковыколачиватель.”
Скороговорки для развития речи и дикции взрослых (с длинными текстами)
Многие короткие чистоговорки состоят из 4-7 слов. Но даже они бывают трудны в произношении. Предлагаю усложнить задачу и научиться правильно проговаривать более длинные скороговорки.
Березка коренистенькая,
По корню – криволистенькая,
По середке – суковатенькая,
По вершинке – высококудреватенькая.
На воротах – сорока,
На заборе – ворона,
На дороге воробей
Клюет конопель,
Конопель, конопель
Конопляносеменистую.
Заяц косой
Следит за осокой-травой.
Смотрит косой,
Как косарь с косой
Косит траву косой.
На рынке Кирилл
Подарки купил:
Ксюшке – косынку,
Катерине – крынку,
Петрушке – погремушки.
Петрушка погремушками потряхивает,
Погрохатывает:
Тара-рах, тара-рах,
Тара-рах-тах-тах.
СКОРОГОВОРКИ :
Саша кушал кашу.
Кашу кушал Саша.
Саша, кушай не спеша,
Наша каша хороша.
Красный краб кричит «УРА!». Резать торт пришла пора.
Грянул гром — гроза в разгаре.
Когда спешу, я ем лапшу.
Доем лапшу и поспешу.
Спешить спешу.
Лапшить лапшу.
Ну вот, опять всех насмешу.
Брат сестре твердит три дня.
Скоро праздник у меня.
Третий день рожденья.
Будем есть варенье.
Триста тридцать три коробки,
А в коробке по три пробки.
Принц принцессу пригласил прогуляться по проспекту.
Четыре черепашки учились пить из чашки
Чашку чая заварили на четыре поделили.
У Пашки в кармашке букашки и бумажки.
Снова Грека через реку перебраться захотел,
Краб, притихший, словно рыба, под корягою сидел.
Глупый Грека руку в реку сунул, не подумавши.
Цапнул краб за руку Греку, насмеялся от души.
Дети любят скороговорки, так что, выучите несколько наизусть и применяйте их как можно чаще. Скороговорки можно произносить с разной скоростью: медленной, умеренной, быстрой и очень быстрой. Чтобы речь малыша развивалась правильно, нужно следить за четкостью и чистотой произношения звуков. Скороговорки для детей можно превратить в игру:
1. Пусть ребёнок ритмично отбивает мяч от пола или стены и проговорит скороговорку. Можно играть в паре с другом. По очереди произнося строчку из скороговорки.
2. Проговаривать скороговорку можно, хлопая в ритм ладошками.
3. Посоревнуйтесь, кто больше сможет быстро проговорить скороговорку и не сбиться (взрослый может поддаваться).
К 3-м годам у ребенка накапливается большой словарный запас и формируется фразовая речь, но большинство детей говорят еще не четко и невнятно. Как правило дети еще не выговаривают звук Р и шипящие звуки. Для формирования у детей четкой и правильной речи мы предлагаем вашему вниманию ряд упражнений.
Упражнения направлены на выработку четкого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата. Для подготовки ребенка к данным занятиям необходимо провести с ребенком несколько занятий на развитие продолжительного и плавного выдоха.
Для этого можно использовать мыльные пузыри. Поиграть с ребенком в игру «Надуй самый большой пузырь» или повыдувать воздух через трубочку в стакан с водой.
Закреплению правильного произношения способствует повторение чистоговорок, заучивание загадок, потешек, считалок и стихотворений, насыщенных определенными звуками.
Важные рекомендации
Во-первых, общайтесь и читайте. Часто проблемы с дикцией возникают у молчунов. Причин этому может быть несколько. Люди молчат либо из-за небольшого словарного запаса, либо из-за дефектов, которые становятся причиной появления комплексов. В любом случае с проблемами надо бороться. Просто увеличьте количество общения.
Если комплексы мешают, можно в первое время разговаривать наедине с самим собой. Учите стихотворения и декламируйте, стоя перед зеркалом. Чаще читайте книги вслух или репетируйте речь, представляя, что выступаете на сцене.
Во-вторых, следите за дыханием, работая над улучшением дикции. Иначе речь может постоянно прерываться из-за нехватки воздуха, становясь обрывистой и невнятной. Поэтому, выполняя упражнения на дикцию, найдите время для тренировки диафрагмы.
Делая выдох, тяните максимально долго гласный звук
Какой именно — неважно. Вначале время выполнения упражнения будет составлять всего несколько секунд
Регулярные тренировки помогут увеличить этот показатель в несколько раз.
Купите воздушный шарик и постоянно его надувайте.
Повышайте выносливость. Например, можно заняться бегом. Существует много упражнений, которые помогут улучшить выносливость.
Упражнения на смешанные звуки
- Стоит воз овса, возле воза овца.
- Собака сидит на цепи.
- Заглянет солнце и к нам в оконце.
- На круше у Шура жил журавль.
- Кошка спит, а мышку видит.
- Ежик лежит под ёлкой.
- Лёжа хлеба не добудешь.
- Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
- Мальчик чистит лошадку щеткой.
- Щенок играет с мячом.
- Са-ша-ша- Соня моет малыша.
- Ас-аш-аш — под сосной стоит шалаш.
- Шесть мышат в шалаше шуршат.
- Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
- Вымыли мышки миски для мишки.
- Ча-ца-ца- стоит мальчик у крыльца.
- Ца-ча-ча растет птенчик у грача.
- У волчицы волчата, у курицы и цапли- цыплята.
- Девочка пьет чай из чашки.
- Ща-са-са- под кустом сидит лиса.
- У гусыни усов ищи-не ищи- не сыщешь.
- Щи да каша -пищи наша. Всякой вещи свое место.
- Рыбу ловит рыболов.
- Весь в реку ушел улов.
- Вкусная халва, мастеру хвала.
- Римма и Тима шли мимо тира.
- «да-да-да — в огороде лебеда»,
- «ду-ду-ду — растут яблоки в саду»,
- «ша-ша-ша — принесли домой ерша»
- «ту-ту-ту — мы поедем в Воркуту»
- «жа-жа-жа — есть иголки у ежа»
- «чи-чи-чи — прилетели к нам грачи»
- «жу-жу-жу — я на солнышке лежу» … и так далее.
Работа с дикцией у подростков
Исправление проблем с дикцией у подростка должна начинаться после разминки и дыхательной гимнастики. Это правило общее для любого возраста. Поставить речевой аппарат можно, проговаривая сначала отдельные звуки, затем слова и предложения. Принцип действия тот же, только без игровой методики. В качестве резинки используйте скороговорки, чистоговорки или стихотворения.
После того как подросток научится выговаривать сложные предложения, переходите к более длинным текстам для улучшения дикции. Существуют достаточно длинные скороговорки, которые легче читать с листа, чем запомнить, использовать их как раз советуют логопеды. Сначала требуется развить артикуляцию, затем уже увеличивать темп речи.
Подросткам стоит предлагать необычный материал. Если он скучен, у ребенка быстро отпадет интерес к занятиям. Например, используйте историю про китайцев.
Скороговорка Жили-были три китайца
Смешные новогодние скороговорки для конкурса
Перед Новым годом особенно хочется зарядиться позитивным настроением. И в этом помогут праздничные скороговорки. Их, кстати, можно использовать для проведения застольных конкурсов. Например, кто быстрее прочтет все скороговорки. Или кто больше скороговорок прочтет правильно? Вариаций масса, так что дерзайте!
Лежит ежик у елки, у ежа иголки.
Ах, у ели, ах, у елки, ах, у ели злые волки.
Саша шапкой шишку сшиб.
Волховал волхв в хлеву с волхвами.
Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела – Белой даже не была.
Купили Валерику и Вареньке варежки и валенки.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
***
Скороговорки на «р»
Для того чтобы начать работать со скороговоркой на звук “р”, необходимо подготовить свой речевой аппарат.
Для этого произносят сложные и смешные буквенные сочетания сначала медленно, а затем быстрее:
Затем проговаривают слова с этими комбинациями.
Затем надо найти фразы с ударными слогами и произнести их:
- “Король орёл. Ворует провайдер-варвар, драйвера коккер спаниэль резв, а ризеншнауцер ретив.”
- “На рисунке личного токаря рисковая офонаревшая Рита варит репу с рисом для аптекаря.”
- “У тракториста с трактором разные характеры: тракторист бурчит, трактор молчит, трактор бурчит тракторист молчит.”
- “Прапорщик с прапорщицей и подпрапорщик с подпрапорщицей стали рапортовать и зарапортовались.”
Для усиления эффекта четкости от поговорок некоторые люди набивают рот конфетами, и проговаривают словосочетания с набитым ртом.
Но лучше использовать фундук потому, что от сладкого портятся зубы.
При составлении списка текстов для развития речи лучше выбирать простые русские, короткие и не сложные в произношении скороговорки, нежели длинные и бессмысленные.
Полезные советы
- Не надо спешить.
- Выполняйте упражнения регулярно.
- Смотрите в зеркало во время тренировки дикции. Учитесь контролировать движение губ.
- Изучайте свой голос, записывая фразы на диктофон. Благодаря этому вы сможете определить недостатки речи.
- Не бойтесь активно артикулировать.
- Не ждите молниеносных результатов. Они проявятся, но нескоро. Наберитесь терпения.
Важно! Самостоятельные тренировки не всегда эффективны и полезны. Не бойтесь обращаться к профессионалам
С помощью логопеда удастся исправить дефекты дикции, а преподаватель сценической речи поможет улучшить чистоту и четкость дикции.
Постоянно находясь в социуме, общаясь с людьми, вы создаете о себе определенное впечатление
Хорошая дикция помогает привлекать внимание. Благодаря четкой и поставленной речи вы сможете расположить собеседника к себе
Поэтому постарайтесь выделить в своем расписании время для работы над дикцией.
Скороговорки для тренировки дикции у журналиста
Журналист, выступающий на радио и телевидении, просто обязан говорить четко и понятно
Для этого ему как никому другому особенно важно тренировать свою речь с помощью скороговорок. Кстати, когда освоите предложенные, рекомендую поупражняться на Лигурии
Бригада ремонтников отремонтировала Арбатско-Покровскую линию метрополитена.
Красавица Сара причесала гусара. Причесала Сара усатого гусара.
Боря борщ варил, да недоварил. Боря борщ солил, да недосолил. Толя борщ варил, да переварил. Толя борщ солил, да пересолил.
Корили Кирилла: «Не дразни гориллу!» Корили гориллу: «Не дразни Кирилла!»
Чиполлоне взглянул на Чиполлино и вздохнул: «Горе луковое!»
Дрессировщик дрессировал выдру. Дрессировал, дрессировал и выдрессировал!
В апреле ребята рисовали акварелью. Акварель в апреле тает от капели.
Варвара нарвала в овраге травы, а наврала, что не рвала.
Расстроенный настройщик настраивал расстроенный рояль. Настраивал, настраивал да никак не перенастроил, потому что сам расстроен.
На мели мы лениво налима ловили. Для меня выловили линя.
Длинные
После того, как освоите короткие скороговорки, приступайте к длинным. Их сложность заключается больше не в произношении, а в том, чтобы говорить фразу на одном дыхании. Делать паузу для вдоха можно только между четверостишиями.
Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговоришь, но заскороговорившись, выскороговорил — что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговоришь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.
Как всех скороговорок не перескороговорить, не перескоровыговорить, так и всех скоропословиц не перескоропословить, не перескоровыпословить, и только все скоропоговорки можно перескоропоговорить, перескоровыпоговорить!
Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского.
Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.
Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
У короля Кларика краля, у королевы Карлайлы – карлик. Карлик – Карл, а краля – Клара. У Клары кларнет, у Карла кораллы. Клара украла кораллы у Карла, а Карл у Клары украл кларнет. Нет кларнета у Клары, но есть кораллы. У Карла – кларнет, а кораллов нет. Королева Карлайла карала Клару, за кражу кораллов у карлика Карла, а Кларик король Карла карал, того, кто кларнет у крали украл. Если бы Карл не крал у Клары, Клара тогда бы не крала кораллы, слушал бы Кларик кларнет своей крали, а Карл подарил кораллы Карлайле.
Жили-были три китайцаЯк, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони.Жили-были три китайкиЦыпа, Цыпа-Дрипа и Цыпа-Дрипа-Лимпомпони.Вот они переженились: Як на Цыпе Як-Ци-Драк на Цыпе-дрипеЯк-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони на Цыпе-Дрипе-Лимпомпони.И у них родились дети:У Яка с Цыпой — Шах,У Як-Цы-драка с Цыпой-дрипой — Шах-Шахмони, У Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-ДрониС Цыпой-Дрипой-Лимпомпони —Шах-Шахмони-Лимпомпони.
Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу
Те, кто водят хороводы — хороводоводы.Те, кто изучают творчество хороводоводов — хороводоводоведы.Те, кто любят читать хороводоводоведов — хороводоводоведофилы.Те, кто ненавидит хороводоводоведофилов — хороводоводоведофилофобы.Те, кто поедает хороводоводоведофилофобов — хороводоводоведофилофобофаги.Те, кто ведет борьбу с хороводоводоведофилофобофагами — антихороводоводоведофилофобофаги.Те, кто выдает себя за антихороводоводоведофилофобофагов — квазиантихороводоводоведофилофобофаги!
Кто такие эники?Кто такие беники?Я расспрашивал про этоНо никто не дал ответа.Перерыл я помаленькуСловари-копилкиИ нашел, что слово «бенькиЭто просто — вилки.Беньки, или беники,Присказка к ним — эники!Но не может ложкаЕсть сама окрошку!И не могут мискиСъесть пучок редиски!..Почему же беникиВдруг едят вареники?Потому что слово этоУстарело, как ни жалко,И однажды из буфетаПереехало в считалку.А считалка такова —В ней идет игра в слова,Значит, даже беникиМогут есть вареники!
В недрах тундрыВыдры в гетрахТырят в ведраЯдра кедров!Выдрав с выдрыВ тундре гетрыВытру выдрой ядра кедровВытру гетрой выдре мордуЯдра в ведраВыдру в тундру!
С точки зрения банальной эрудиции каждый индивидуум, критически мотивирующий абстракцию, не может игнорировать критерии утопического субъективизма, концептуально интерпретируя общепринятые дефанизирующие поляризаторы, поэтому консенсус, достигнутый диалектической материальной классификацией всеобщих мотиваций в парадигматических связях предикатов, решает проблему усовершенствования формирующих геотрансплантационных квазипузлистатов всех кинетически кореллирующих аспектов.
Ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле земляничника, то, значит, земляничное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье ежевичное. Ежели вы жили возле ежевичника, то, значит, ежевичное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье земляничное. Но ежели вы жили возле ежевичника, и ежели вы жили возле земляничника, и ежели вы времени на лес не пожалели, то, значит, преотличное варенье ежевичное, варенье земляничное вы ежедневно ели.
Как отрабатывать скороговорку
Главный принцип скороговорки для развития речи и голоса заключается в том, чтобы сложный по артикуляции текст произносился без напряжений.
Если у человека не получается выговаривать скороговорку, нужно расслабиться и найти лишние напряжения, потому что говорить мешают именно они.
Эта скованность бывает от лишних жестов, слишком напряженных плеч или зажатых уголках губ.
Находясь в состоянии полного расслабления, нужно заново произнести скороговорку. Другими словами, не надо стараться его выговаривать самым ужасным образом. Говорить нужно очень спокойно, вообще не напрягаясь и, желательно, не делать изменений по высоте звука и ритмических изменений.
В идеале любая скороговорка должна звучать едино и непрерывно, как бы на одном дыхании.
Суть тренинга со скороговорками на каждый день заключается в том, чтобы приучить свою артикуляцию не напрягаться. Если в сложные моменты не удалось произнести скороговорку, то главная задача артикулировать и оставаться спокойным. Именно это и тренирует скороговорки.
Внизу предложены дополнительные фото-карточки, которые помогут быстро отработать любую скороговорку.
Лигурия – очень длинная скороговорка для развития речи
Лигурия – это небольшая область в Италии. Но благодаря длинной скороговорке, она стала еще популярнее. Кстати, этот текст нелегко будет грамотно прочитать даже профессиональному диктору. Когда вы освоите его, можете тренироваться с друзьями на скорость произношения.
В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа
лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии,
но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом
протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером
интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не
дорапортовал дорапортовывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду
что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент,
лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе,
где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке,
который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку,
купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи,
а то придет бомбардир из Бранденбурга — бомбами забомбардирует за то,
что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл;
но на самом деле турка не был в деле,
да и Клара-к крале в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что
Клара у Карла украла кларнет,
а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора дрова воровали;
но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во
мраке все раки шумели в драке, — вот и не до бомбардира ворам было, и
не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей;
зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не
вместились все дрова,
и два дровосека, два- дровокола- дроворуба для расчувствовавшейся Варвары
выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор,
где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла;
цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь;
молодец против овец, а против молодца сам овца,
которой носит Сеня сено в сани,
потом везет Сеньку Соньку с Санькой на санках:
санки- скок, Сеньку- в бок, Соньку- в лоб, все- в сугроб,
а Сашка только шапкой шишки сшиб,
затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел;
Сонька же — Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку,
да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки —
аккурат в медовик, но ей не до медовика —
Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, — перевыпономарит:
жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится:
была у Фрола — Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет,
что — вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей,
что у ужа — ужата, а у ежа- ежата,
а у него высокопоставленный гость унес трость,
и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертью четверика чечевицы без
червоточины, и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши,
о всем о том около кола колокола звоном раззванивали,
да так, что даже Константин — зальцбуржский бссперспективняк из-под
бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не
перевыколоколовать,
так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить;
но попытка — не пытка.
Скороговорки с буквами Р, Л и С для тренировки взрослой речи
По признанию многих взрослых, эти звуки особенно трудны для произношения. Поэтому такие скороговорки будут в первую очередь необходимы всем, кто хочет красиво и четко говорить.
Р
Бобр добр до бобрят.
Добры бобры идут в боры.
На дворе – трава, на траве – дрова. Не руби дрова на траве двора!
Хитрую сороку поймать морока. А сорок сорОк – сорок морок.
Идут бобры во сыры боры, идут бобры во сыры боры.
Л
Дали Клаше кашу с простоквашей. Ела Клаша кашу с простоквашей.
Белые бараны били в барабаны, без разбора били – лбы себе разбили.
Ты, молодец, скажи молодцу: пусть молодец молодцу скажет, пусть молодец теленка привяжет.
Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
Морская волна сильна и вольна.
С
Клест на сосне веселится по весне.
Острая осока выросла высокой.
Рассказывал сказочник сказку про Снегурочку и Синеглазку.
Сам свалил песок на вал высоченный самосвал.
Высокие сосны стоят у реки, у сосен стволы до небес высоки.
Степан свистит на свирели, но без свирели свистят свиристели.
Скороговорки на «р», «л»
Одни люди говорят слишком медленно растягивая фразы, а другие слишком быстро.
При скоростной речи происходит забалтывание, проглатывание концовки слов, ощущается присутствие непонятных словосочетаний. Если человек говорит очень медленно, то невозможно дождаться основной мысли беседы, интерес к которой в последствии пропадает.
Людям, говорящим скоро, нужно тренировать более замедленное произношение, а в обратном случае необходимо ускоряться.
При этом стараться, чтобы была четкая дикция.
Слова и буквосочетания надо проговаривать понятно и хорошо:
- “С перепелом перепел в паре пел. Перепёла перепел перепел.”
- “Время спросило у Времени: “Сколько времени у Времени? ” и Время ответило, что у Времени столько времени, сколько сейчас время. Лара у Вали играла на рояле.
- Погода размокропогодилась и 32 судна лавировали, лавировали да не вылавировали.”
- “Рапортовал генерал про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, проподпрапорщика и и про подпрапорщицу, а про вахмистра с вахмистршей и про ротмистра с ротмистиршей промолчал.”
Скороговорки на «л»
Вся суть сложных скороговорок для взрослых заключается в том, что в них перепутаны словосочетания.
Это сделано для того. чтобы языку было неудобно.
Поэтому для начала нужно выбирать для работы маленькие стихи для дикции, а затем переходить к сложным.
Вот, например, несложное четверостишие, которое легко запомнить:
- “Маленькая болтунья молоко болтала, болтала, выбалтывала, выбалтывала, да не выболтала.”
- “А волки вы ли ночью выли? Возле леса были вы ли, вы спросили: были ли мы ли? Были. Ноги в речке мыли.”
- “Топали да топали до тополя дотопали да ноги все оттопали.”
- “Рисовальщик коллеровал, блокировал, полировал и ретушировал реликвию.” Это скороговорка на твердый звук “эл” и мягкий “эль”.
Несмотря на кажущуюся легкость, быстроговорка не простая.
“Клала Клава клад в колоду, клад уплыл от Клавы в воду, не плыла за кладом Клава, а колода уплывала.”
Дикция это условная мера красоты речи.
Чтобы речь была красивой, четкой и понятной нужно учитывать 3 основных фактора:
- Правильное положение органов артикуляции соответствует правильному произношению.
- Необходимо отрабатывать четкое произношение отдельных звуков в составе слов. От этого зависит разборчивость речи в целом, и правильность ее восприятия окружающими.
- Нужно замечать особенности неправильного произношения и своевременно от них избавляться.