Другие статьи в литературном дневнике:
- 25.02.2012. Время бежит неумолимо.
- 23.02.2012. С. Маршак. Котята
- 22.02.2012. Древние китайцы были очень умными
- 21.02.2012. Раздача слонов из тотализатора
- 18.02.2012. Новшество
- 16.02.2012. Пошла движуха!
- 15.02.2012. Что происходит
- 13.02.2012. Вести с полей с дополнением
- 11.02.2012. Читайте регламент нового конкурса!
- 09.02.2012. Новый конкурс с дополнением
- 08.02.2012. Новый конкурс!!
- 05.02.2012. Приглашаем всех к обсуждению будущего конкурса
- 02.02.2012. Первая ласточка
- 01.02.2012. Чем сердце успокоится?
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Источник
Народный колорит в переводах Маршака
Стихотворные переводы поэта отличаются мастерской игрой слов, яркими рифмами с полной адаптацией к русскому языку. Простые присказки, скороговорки, словесные лабиринты зарубежной народной поэзии автор сделал достоянием советских детей. Веселые и поучительные, стихи Маршака подчинены определенной смысловой задумке – поэт рисует картины с постепенным усложнением сюжета для подрастающих малышей.
С каким искусством, проделав поистине «мичуринскую» работу, поэт оживил образ дома, «который построил Джек». Вначале обычная статичная картина про дом и пшеницу, а затем нарастающий вихрь событий – синица ворует пшеницу, кот ловит птицу, пес треплет кота. Игра с повторениями умело сочетается со словесным рисунком, подчинена определенной смысловой задаче по усложнению сменяющейся картины, где каждое событие добавляет определенную черту, запоминающуюся деталь.
Поиск русских соответствий, пригодных для восприятия малышей, но сохранявших колорит английского фольклора, расширил арсенал изобразительных средств поэта – он обрел виртуозность выражения идей, описания образов и событий.
Два котёнка — Самуил Маршак
Два котёнка — на стихи Самуила Маршака стихи: Самуил Маршак, послесловие: Евгений Глебов-КрыловМузыка и исполнение: Евгений Глебов-Крылов, 1995
Два маленьких котёнка поссорились в углу.Сердитая хозяйка взяла свою метлу.И вымела из кухни дерущихся котят,Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою в январе.Два маленьких котёнка замёрзли на дворе.Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.— Ну что? – она спросила, – Не ссоритесь теперь?Прошли они тихонько в свой угол на ночлег.Со шкурок отряхнули холодный, мокрый снег.
И оба у печурки уснули сладким сном,А вьюга до рассвета шумела за окном.
А я иначе понял суть песенки простой.Хозяйка в ней История со временем – метлой. Котята в ней Начальники, Отечества Отцы –Воители-политики и мутных сект попы,Писатели, мыслители и душ людских ловцы!
Всю жизнь они дерутся за первенство и власть,Хоть в том не признаются, но правды только частьВ их мненьях, изреченьях. За торжество идейВедут они под флагами доверчивых людей.Ведут они на бойню доверчивых людей.
Источник
Воспитание личности по произведениям Маршака
На разных этапах творчества выпускал Маршак стихи для детей тематическими сериями: «Разноцветная книга», «Круглый год», своеобразные азбуки, веселый счет. Постепенно, с годами сюжет усложняется, темы расширяются, а их трактовка видоизменяется.
Малышам удобней воспринимать информацию по циклам, особенно в форме пейзажных стихотворений. В каждом описании присутствует движение, звуки и яркие краски. Даже в коротких стихах кто-то мчится, бежит или летит, что-то звенит, ворчит или капает. Лаконичные быстро сменяющиеся картины, описанные в двух-трех чертах, вовлекают малыша, не дают ему соскучиться.
Особый дар Маршака расцвел – постепенно обогащаясь, детали изображения заиграли особыми красками, звуками и даже запахами. Изображение становится более объемным, значительным
Автор умело притягивает внимание читателя, заставляет пристально и неторопливо «всмотреться» в картину стихотворения, познакомиться с явлениями окружающего мира по самым важным, запоминающимся признакам
…Нет сегодня великого поэта с нами. Родоначальник детской советской поэзии, Маршак указал правильную дорогу молодым талантам к сердцу юного читателя. Напор энергии, мощь всепоглощающего труда и требовательность к себе – высшее мерило, эталонный образец настоящего детского поэта.
Слон
Дали туфельки слону. Взял он туфельку одну И сказал: — Нужны пошире, И не две, а все четыре!
Зебры
Полосатые лошадки, Африканские лошадки, Хорошо играть вам в прятки На лугу среди травы! Разлинованы лошадки, Словно школьные тетрадки, Разрисованы лошадки От копыт до головы.
Белые медведи
У нас просторный водоем. Мы с братом плаваем вдвоем. Вода прохладна и свежа. Ее меняют сторожа.
Мы от стены плывем к стене То на боку, то на спине. Держись правее, дорогой, Не задевай меня ногой!
Страусёнок
Я — страусенок молодой, Заносчивый и гордый. Когда сержусь, я бью ногой, Мозолистой и твердой.
Когда пугаюсь, я бегу, Вытягивая шею. А вот летать я не могу, И петь я не умею.
Пингвин
Правда, дети, я хорош? На большой мешок похож. На морях в былые годы Обгонял я пароходы. А теперь я здесь в саду Тихо плаваю в пруду.
Эскимосская собака
На прутике записка: «Не подходите близко!» Записке ты не верь Я самый добрый зверь. За что сижу я в клетке, Я сам не знаю, детки.
Пингвинята
Мы — два брата, два птенца. Мы недавно из яйца. Что за птица — наша мать? Где ее нам отыскать?
Мы ни с кем здесь не знакомы И не знаем даже, кто мы. Гуси? Страусы? Павлины? Догадались! Мы — пингвины.
Вот полюбуйтесь на игру Двух австралийских кенгуру. Они играют в чехарду В зоологическом саду.
Собака Динго
Нет, я не волк и не лиса. Вы приезжайте к нам в леса, И там увидите вы пса Воинственного динго.
Пусть вам расскажет кенгуру, Как в австралийскую жару Гнал по лесам его сестру Поджарый, тощий динго.
Она в кусты — и я за ней, Она в ручей — и я в ручей, Она быстрей — и я быстрей, Неутомимый динго.
Она хитра, и я не прост. С утра бежали мы до звезд, Но вот поймал ее за хвост Неумолимый динго.
Теперь у всех я на виду В зоологическом саду, Верчусь волчком и мяса жду, Неугомонный динго.
Львята
Вы разве не знаете папы Большого, рыжего льва? У него тяжелые лапы И косматая голова.
Он громко кричит — басом, И слышно его далеко. Он ест за обедом мясо, А мы сосем молоко.
Львенок Нет, постой, постой, постой, Я разделаюсь с тобой! Мой отец одним прыжком Расправляется с быком.
Будет стыдно, если я Не поймаю воробья. Эй, вернись, покуда цел! Мама! Мама! Улетел!..
Львица
Какое туманное лето В неласковой этой стране! Я в теплое платье одета, Но холодно, холодно мне!
Меня называют дикаркой За то, что сижу я в тоске, Мечтая об Африке жаркой, О мягком, горячем песке.
Я встретила здесь крокодила. Он мне улыбнулся, как друг. «Ты хочешь, — его я спросила, К бананам и пальмам на юг?»
«Дитя, — отвечал он уныло, Не видеть родной мне земли!» И слезы из глаз крокодила По черным щекам потекли.
Гиена
Захрапели носороги, Дремлет страус длинноногий. Толстокожий бегемот Лег спокойно на живот.
Спит верблюд, согнув колени. Но не спится мне — гиене! Настает моя пора: Буду выть я до утра.
Днем молчала я угрюмо Я боюсь дневного шума Но зато мой хриплый смех По ночам пугает всех!
Даже львы меня боятся… Как над ними не смеяться?
Медведь
Вот медведь, медведь, медведь! Кто желает посмотреть? Приходите к Мише в гости, Сладкий пряник Мише бросьте. Миша просит, Миша ждет, Широко разинув рот.
Нет, правее! Нет, левее! Промахнулись, ротозеи! Вот теперь попали в рот! Что за пряник — чистый мед!
За такое угощенье Мы покажем представленье. Ну-ка, Миша, поклонись! Ну-ка, Миша, кувырнись!
Шакал
Мой отец — степной шакал Пищу сам себе искал. Далеко в стране песчаной Провожал он караваны И в пустыне при луне Громко плакал в тишине. Ел он кости и объедки, А теперь живет он в клетке. От дождя он здесь укрыт И всегда бывает сыт.
Слон
Африканец молодой Обливается водой. Вымыл голову и ухо И в лоханке стало сухо.
Для хорошего слона Речка целая нужна. Уберите-ка Лоханку, Принесите-ка Фонтанку!
Обезьяна
Приплыл по океану Из Африки матрос, Малютку-обезьяну В подарок нам привез.
Сидит она, тоскуя, Весь вечер напролет И песенку такую По-своему поет:
«На дальнем жарком юге, На пальмах и кустах, Визжат мои подруги, Качаясь на хвостах.
Чудесные бананы На родине моей. Живут там обезьяны И нет совсем людей».
Котята, стихи, Самуил Маршак
Стихотворение «Котята»
Опять замечательная тема о животных. Самуил Маршак не только любит писать о зверятах и животных, он считает, что детей нужно учить любить братьев наших меньших. Стихотворения, в которых главными героями являются кошки, собаки и другие животные, очень любимы маленькими читателями. Для того чтобы узнать о своих любимцах, малыши быстрее учатся читать самостоятельно.
Текст сразу начинает рассказывать о том, что два котёнка поссорились. А потом начинается повествование о том, кто и как реагирует на эту ссору. Хозяйка рассердилась и вооружилась метлой. Стоит объяснить малышам, что означает ссора котят – это элементарная драка. Дерущиеся орущие детёныши кошки были выметены из кухни. Хозяйка не стала устраивать разборки и наказывать виноватого. Затеявшие драку малыши не учли тот факт, что была зима, январь на дворе, и котятам стало холодно. Детки не стали кричать и звать на помощь, они покорно легли на крыльце, свернувшись в калачик. Хозяйка решила пожалеть котят, открыла дверь и поинтересовалась, окончилась ли их ссора. Малыши молча прошли в угол, отведённый им хозяйкой, заснули очень быстро, не доставляя больше никому хлопот.
О стихотворении
Необычное стихотворение нельзя назвать сказкой, но в этом повествовании есть своя мораль: нельзя родным ссориться, нужно слушаться старших. Так как в книгах русских сказок есть своя концовка, так и в этом стихотворении появилось поучительное завершение: котята стали послушными.
Чтобы заинтересовать ребят текстом, нужно провести аналогию с детьми: а как ведут себя ссорившиеся малыши? Ведь они так же не обращают внимания на тех, кто находится рядом, а когда их наказывают, они становятся тише воды и ниже травы. Маршак подметил такое поведение не только у животных, но и у маленьких вредных непослушных малышей.
Ниже вы можете прочитать текст стихов про Котят детского поэта Самуила Маршака online, бесплатно и без регистрации крупным шрифтом на русском языке.
Два маленьких котенка поссорились в углу. Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И вымела из кухни дерущихся котят, Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе. Два маленьких котенка озябли на дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца, Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь. — Ну что? — она спросила. — Не ссоритесь теперь?
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег. Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег.
И оба перед печкой заснули сладким сном. А вьюга до рассвета шумела за окном.
Источник
Вышел Котик на прогулку
Вышел Котик На тропинку, На прогулку, На разминку, Облизнул Усатый ротик, Выгнул Бархатную спинку.
А навстречу Вышел Пёсик Прогуляться На минутку, В то и в это Сунуть носик — В будку, В утку, В незабудку.
Котик Пёсика увидел — И давай фырчать, Как зверь! Пёсик Котика увидел — И давай рычать, Как зверь!
И пошла у них атака, Отвратительная драка — Тот мяучит, Этот лает, Дым идёт, огонь пылает! Котик раненый ползёт, Ухо Пёсику грызёт!
Видя эту переделку, Задудел Козёл в дуделку! Барабан Схватил Баран — Дал сигнал: Шурум-барам!
Утки, крякнув на лужайке, Подхватили балалайки, Побежали на дорогу, Чтоб на струнах Бить тревогу!
Ах ты Котик, Безобразник! Не пойдёшь в кино На праздник! Ах ты Пёсик, Безобразник! Не пойдёшь в кино На праздник!
Дома будете сидеть, Друг на дружечку глядеть, Подавать друг дружечке Чай да сахар в кружечке!
Усатый-полосатый
Самуил Маршак
Жила-была девочка. Как её звали?
Кто звал,
Тот и знал.
А вы не знаете.
Сколько ей было лет?
Сколько зим,
Столько лет —
Сорокá еще нет.
А всего четыре года.
И был у нее… Кто у неё был?
Серый,
Усатый,
Весь полосатый.
Кто это такой? — Котёнок.
Стала девочка котёнка спать укладывать.
— Вот тебе под спинку
Мягкую перинку.
Сверху на перинку
Чистую простынку.
Вот тебе под ушки —
Белые подушки.
Одеяльце на пуху
И платочек наверху.
Уложила котёнка, а сама пошла ужинать.
Приходит назад — что такое?
Хвостик — на подушке,
На простынке — ушки.
Разве так спят? Перевернула она котёнка, уложила, как надо:
Под спинку — перинку.
На перинку — простынку.
Под ушки — подушки.
А сама пошла ужинать. Приходит опять — что такое?
Ни перинки,
Ни простынки,
Ни подушки
Не видать,
А усатый,
Полосатый
Перебрался
Под кровать.
Разве так спят? Вот какой глупый котёнок!
Захотела девочка котёнка выкупать.
Принесла
Кусочек
Мыла
И мочалку
Раздобыла,
И водицы
Из котла
В чайной
Чашке
Принесла.
Не хотел котёнок мыться —
Опрокинул он корытце
И в углу за сундуком
Моет лапку языком.
Вот какой глупый котёнок!
Стала девочка учить котёнка говорить:
— Котик, скажи: мя-чик.
А он говорит: мяу!
— Скажи: ло-шадь.
А он говорит: мяу!
— Скажи: э-лек-три-че-ство.
А он говорит: мяу-мяу!
Все «мяу» да «мяу»! Вот какой глупый котёнок!
Стала девочка котёнка кормить.
Принесла овсяной кашки —
Отвернулся он от чашки.
Принесла ему редиски —
Отвернулся он от миски.
Принесла кусочек сала,
Говорит котёнок:
— Мало!
Вот какой глупый котёнок!
Не было в доме мышей, а было много карандашей. Лежали они на столе у папы и попали котёнку в лапы. Как помчался он вприпрыжку, карандаш поймал, как мышку,
И давай его катать —
Из-под стула под кровать,
От стола до табурета,
От комода до буфета.
Подтолкнёт — и цап-царап!
А потом загнал под шкап.
Ждёт на коврике у шкапа,
Притаился, чуть дыша…
Коротка кошачья лапа —
Не достать карандаша!
Вот какой глупый котёнок!
Закутала девочка котёнка в платок и пошла с ним в сад.
Люди спрашивают: — Кто это у вас?
А девочка говорит: — Это моя дочка.
Люди спрашивают: — Почему у вашей дочки серые щёчки?
А девочка говорит: — Она давно не мылась.
Люди спрашивают: — Почему у неё мохнатые лапы, а усы, как у папы?
Девочка говорит: — Она давно не брилась.
А котёнок как выскочит, как побежит — все и увидели, что это котёнок — усатый, полосатый.
Вот какой глупый котёнок!
А потом,
А потом
Стал он умным котом.
А девочка тоже выросла, стала ещё умнее и учится в первом классе сто первой школы.
Стихи Маршака для детей 3 класса для заучивания
*****
Дремота и зевота
Бродили по дороге Дремота и Зевота.Дремота забегала в калитки и ворота,Заглядывала в окнаИ в щелочки дверейИ детям говорила:— Ложитесь поскорей!
Зевота говорила: кто спать скорее ляжет,Тому она, Зевота, спокойной ночи скажет,А если кто не ляжетСейчас же на кровать,Тому она прикажетЗевать, зевать, зевать!
*****
Синяя страница
А эта страница — морская,На ней не увидишь земли.Крутую волну рассекая,Проходят по ней корабли.
Дельфины мелькают, как тени,Блуждает морская звезда,И листья подводных растенийКачает, как ветер, вода.
На дне этой синей страницыТемно, как в глубинах морей.Здесь рыбы умеют светитьсяВо мраке, где нет фонарей…
*****
Читайте стихи Маршака и получайте удовольствие от их прочтения.
Вьюга
Вьюга снежная, пурга,Напряди нам пряжи,Взбей пушистые снега,Словно пух лебяжий.
Вы, проворные ткачиВихри и метели,Дайте радужной парчиДля косматых елей.
Потрудись, кузнец-мороз,Скуй ты нам сегодняОжерелье для березК ночи новогодней!
*****
О мальчиках и девочках
Из чего только сделаны мальчики?Из чего только сделаны мальчики?Из улиток, ракушекИ зелёных лягушек.Вот из этого сделаны мальчики!
Из чего только сделаны девочки?Из чего только сделаны девочки?Из конфет и пирожныхИ сластей всевозможных.Вот из этого сделаны девочки!
Из чего только сделаны парни?Из чего только сделаны парни?Из насмешек, угроз,Крокодиловых слез.Вот из этого сделаны парни!
Из чего только сделаны барышни?Из чего только сделаны барышни?Из булавок, иголок,Из тесёмок, наколок.Вот из этого сделаны барышни!
*****
Делитесь ссылкой с одноклассниками и на своих страничках социальных сетей.
Белая страница
Это — снежная страница.Вот прошла по ней лисица,Заметая след хвостом.
Тут вприпрыжку по страницеВ ясный день гуляли птицы,Оставляя след крестом.
Здесь проехали полозья —И сверкает на морозеСеребристый гладкий след.
Там на утренней порошеОтпечатались калоши, —Это бродят внук и дед.
Цепь следов на снежной гладиОстается, как строкаВ чистой, новенькой тетрадиПервого ученика.
*****
Друзья-товарищи
День стоял веселыйРаннею весной.Шли мы после школыЯ да ты со мной.
Куртки нараспашку,Шапки набекрень,Шли куда попалоВ первый теплый день.
Шли куда попалоПросто наугад,Прямо и направо,А потом назад.
А потом обратно,А потом кругом,А потом вприпрыжку,А потом бегом.
Весело бродилиЯ да ты со мной,Весело вернулисьК вечеру домой.
Весело рассталисьЧто нам унывать?Весело друг с другомВстретимся опять!
*****
Сохраните страничку в закладках, через некоторое время, может быть вам захочется вернуться к ней.
Где обедал воробей?
Где обедал, воробей?В зоопарке у зверей.Пообедал я сперваЗа решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы.У моржа попил водицы.Ел морковку у слона.С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,Отрубей поел немного.Побывал я на пируУ хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обедеУ мохнатого медведя.А зубастый крокодилЧуть меня не проглотил.
Отчего кошку назвали кошкой?
У старика и старухи Был котенок черноухий, Черноухий И белощекий, Белобрюхий И чернобокий.
Стали думать старик со старухой: — Подрастает наш черноухий. Мы вскормили его и вспоили Только дать ему имя забыли.
Назовем черноухого “Тучей” — Пусть он будет большой И могучий. Выше дерева, Больше дома. Пусть мурлычет он громче грома!
— Нет, сказала, подумав, старуха, — Туча легче гусиного пуха. Гонит ветер огромные тучи Собирает их в серые кучи.
Свищет ветер Протяжно и звонко. Не назвать ли нам “Ветром” Котенка?
— Нет, старуха, — Старик отвечает, — Ветер только деревья качает, А стена остается в покое. Не назвать ли котенка “Стеною”?
Старику отвечает старуха: — Ты лишился на старости слуха! Вот прислушайся вместе со мною: Слышишь, мышка шуршит за стеною? Точит дерево мышка-воришка… Не назвать ли нам кошку – “Мышка”?
— Нет, старуха, — Старик отвечает, — Кошка мышку со шкуркой съедает. Значит, кошка Сильнее немножко! Не назвать ли нам кошку кошкой.