Вариант 2
Нередко, когда мы видим взрослого человека, то наблюдаем сформировавшиеся взгляды и устои, привычки. Такое содержание характера и личности формируется с раннего возраста. На самом деле часто от человека зависит не многое, но многое определяется его окружением, внешним пространством.
Как известно, аристократам с детства внушают чувство собственной исключительности, достоинства, хотя и учат относиться ко всем равным образом. Для простого человека, к примеру, для крепостного времен Некрасова характерны совершенно иные установки, которые внушаются с детства. Такому человеку нужно клонить голову «ниже тоненькой былиночки», чтобы «в люди вывели».
Подобная покорность и раболепие впитывается буквально с молоком матери. Недаром Некрасов указывает на эту деталь, когда сиделка хочет покормить младенца, а потом продолжает «кормить» его снова своей песней покорности.
Поэт в этом стихотворении создает невероятно яркий образ, который описывает подрастающее поколение, фактически тех, кто станет людьми в дальнейшем, как полусонные создания, которые кормятся песнями покорности. Некрасов в свою очередь, будучи заботящимся о высшем благе, предлагает другие песни, песни свободы. Он дает Еремушке альтернативу, предлагает не пользоваться «формой старой» и направить «силу благородных юных дней» в более достойное русло.
По сути, перед нами вполне типичное поведение аристократа/интеллигента, который старается привить достоинство простым людям, который видит во всех равных и хочет чтобы каждый проявлял усилия для обретения собственной личной свободы
Конечно, мы можем обратить внимание на более конкретные идеалы, к которым взывает поэт, наподобие «Братства, Равенства, Свободы», которые явно намекают на французские революции начала века. Тем не менее, эти детали — только условности, в которые облачается общая схема, излагаемая выше
Поэтому возникает вопрос, является ли деятельность поэта в такой ситуации вообще хоть сколько продуктивной и требуется ли подобное поведение. Конечно, герой этого произведения ведет себя естественным, опять-таки для себя образом. Он как прогрессивный представитель города старается внушить высокие идеалы простым людям.
Однако, ведь и простые люди действуют тут естественно для себя. Да они поют песни покорности, но ведь они крепостные, для которых именно такое отношение к действительности является самым выгодным и удобным.
Анализ стихотворения Песня Еремушке по плану
471.
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга! Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля.
1858
Впервые опубликовано в журнале «Колокол» (1860, 15 января, с. 505. Отрывок из стихотворения «Размышления у парадного подъезда»). В песенниках встречается в начале XX в. («Пожалей же меня, дорогая. Новый русский песенник», Киев, 1913). С нотами песня вышла в сборнике С. Клипина («Сборник любимых песен для смешанного хора», Тамбов, 1914). В пении ст. 1: «Укажи мне такую обитель, я такого угла не встречал», вместо ст. 5—10:
Стонет он по полям, по дорогам,
Под телегой, ночуя в степи,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи.
Напев заимствован из оперы Дж. Доницетти «Лукреция Борджия».
Песня Еремушке
(С. 65)
Печатается по ПССт 1927, с. 63, с устранением цензурных искажений в ст. 55 и 66.
Впервые опубликовано: С, 1859, № 9, с. 237–239, с подписью: «Н. Некрасов», с цензурными искажениями в ст. 55 и 66.
В собрание сочинений впервые включено: Ст 1861, ч. 1. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий «Стихотворений».
Автограф не найден. Цензорская корректура — ИРЛИ, 21121. Заглавие: «Колыбельная песня». Типографские пометы: «Г. ценсору. Сент. 12» и «В „Современник“. Г. ценсору Палаузову». Подпись: «Ценсор Палау<зов>». Ст. 41–44 отчеркнуты на полях красным карандашом. Неполная копия, сделанная рукою Добролюбова, который, видимо, снимал ее с чернового автографа, — ЦГАЛИ, ф. 166, оп. 1, ед. хр. 43. Из письма Добролюбова к И. И. Бордюгову от 20 сентября 1859 г. видно, что в ст. 55 вместо «Истиной» было «Равенством», а в ст. 66 вместо «К лютой подлости» — «К угнетателям». Копия в Тетр. Панаевой, л. 45–48.
Обычно песня датировалась 1858 г. Ф. И. Евнин привел ряд серьезных доводов в доказательство того, что она была написана в 1859 г. (Евнин Ф. И. «Песня Еремушке» Некрасова и идейно-политическая борьба конца 1850-х годов. — Некр. сб., II, с. 171). Эта дата принимается в настоящем издании.
Песня родилась в обстановке революционного подъема 1860-х гг. В упомянутом письме Добролюбов советовал И. И. Бордюгову: «Милейший! Выучи наизусть и вели всем, кого знаешь, выучить „Песню Еремушке“ Некрасова, напечатанную в сентябрьском „Современнике“. Замени только слово Истина — Равенство, лютой подлости — угнетателям; это опечатки, равно как и вить в 3-ем стихе вместо вишь. Помни и люби эти стихи: они дидактичны, если хочешь, но идут прямо к молодому сердцу, не совсем еще погрязшему в тине пошлости. Боже мой! Сколько великолепнейших вещей мог бы написать Некрасов, если бы его не давила цензура!..» (Добролюбов, т. IX, с. 385).
Стихи носили отчетливо политический характер, приобретя значение революционного лозунга — призыва, обращенного к молодежи. Песня перекликается с воззваниями, с которыми обращались революционеры-шестидесятники к молодежи, «…имелось в виду, — писал А. А. Слепцов, — обратиться <…> ко всем тем группам, которые должны были реагировать на обманувшую народ реформу 19 февраля. Крестьяне, солдаты, раскольники <…> — здесь три страдающих группы. Четвертая — молодежь, их друг, помощник, вдохновитель и учитель. Соответственно с этим роли были распределены следующим образом <…> молодое поколение взяли Шелгунов и Михайлов» (Лемке М. Политические процессы в России 1860-х годов. М. — Пг., 1923, с. 318).
359
Некрасов одним из первых внес свою поэтическую лепту в дело революционеров, обратившись к молодежи с призывом следовать этим людям, самим стать такими людьми. Сохранилось свидетельство О. М. Антонович-Мижуевой, что «Песня Еремушке» создавалась Некрасовым на квартире Добролюбова, в непосредственном с ним общении (Евгеньев-Максимов В. Е. Некрасов в кругу современников. М., 1938, с. 140).
Песня приобрела необычайную популярность. Современница вспоминает: «Когда старшие заставляли нас подчиняться стариной освященным обычаям, которые приходились нам не по вкусу, мы отвечали словами из „Песни Еремушке“: „Будь он проклят, растлевающий пошлый опыт — ум глупцов!“ — и говорили сами себе: „Силу новую животворных новых дней в форму старую, готовую необдуманно не лей!“. Я, конечно, не могу утверждать, что под влиянием „Песни Еремушке“ возникла описанная Тургеневым в „Отцах и детях“ рознь между двумя поколениями, но эта песнь, во всяком случае, служила первым воплощением-формулировкой этой возникавшей тогда розни. В Некрасове подраставшее поколение видело мощного защитника всех возникавших в то время стремлений» (Л<итвинова> Е. Воспоминания о Н. А. Некрасове. — Научное обозрение, 1903, № 4, с. 132).
Положено на музыку под названием «Колыбельная Еремушке» (М. П. Мусоргский, 1871).
Песня Еремушке (Комментарии) // Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений в 15 томах. Л.: «Наука», 1981. Т. 2. С. 359-360.
Электронная публикация РВБ, 2018-2023. Версия 0.1 от 10 декабря 2018 г.
КАТЕРИНА
Вянет, пропадает красота моя!
От лихого мужа нет в дому житья.
Пьяный всё колотит, трезвый всё ворчит,
Сам, что ни попало, из дому тащит!
Не того ждала я, как я шла к венцу!
К брату я ходила, плакалась отцу,
Плакалась соседям, плакалась родной,
Люди не жалеют — ни чужой, ни свой!
«Потерпи, родная! — старики твердят.—
Милого побои не долго болят!»
«Потерпи, сестрица! — отвечает брат.—
Милого побои не долго болят!»
«Потерпи! — соседи хором говорят.—
«Милого побои не долго болят!»
Есть солдатик — Федя, дальняя родня,
Он один жалеет, любит он меня;
Подмигну я Феде — с Федей мы вдвоем
Далеко хлебами за село уйдем.
Всю открою душу, выплачу печаль,
Всё отдам я Феде — всё, чего не жаль!
«Где ты пропадала?» — спросит муженек.
— «Где была, там нету! так-то, мил дружок!
Посмотреть ходила, высока ли рожь!»
— «Ах ты дура баба! ты еще и врешь…»
Станет горячиться, станет попрекать…
Пусть себе бранится, мне не привыкать!
А и поколотит — не велик наклад,
Милого побои не долго болят!
1866
Впервые опубликовано в книге «Стихотворения Н. Некрасова» (СПб., 1869, ч. 4, с. 174, в составе цикла «Песни»). В песенниках встречается с 1880-х годов («Полный песенник…», М., 1880). Музыку к данному стихотворению написал композитор Кюи. С напевом неизвестного автора песня опубликована в сборнипке «Русские народные песни» (сб. 3, М., Госвоениздат, 1937).
ОГОРОДНИК
Не гулял с кистенем я в дремучем лесу,
Не лежал я во рву в непроглядную ночь,—
Я свой век загубил за девицу-красу,
За девицу-красу, за дворянскую дочь.
Я в немецком саду работаАл по весне,
Вот однажды сгребаю сучки да пою,
Глядь, хозяйская дочка стоит в стороне,
Смотрит в оба да слушает песню мою.
По торговым селам, по большим городам
Я недаром живал, огородник лихой,
Раскрасавиц девиц насмотрелся я там,
А такой не видал, да и нету другой.
Черноброва, статна, словно сахар бела!..
Стало жутко, я песни своей не допел.
А она — ничего, постояла, прошла,
Оглянулась: за ней как шальной я глядел.
Я слыхал на селе от своих молодиц,
Что и сам я пригож, не уродом рожден,—
Словно сокол гляжу, круглолиц, белолиц,
У меня ль, молодца, кудри — чесаный лен…
Разыгралась душа на часок, на другой…
Да как глянул я вдруг на хоромы ее —
Посвистал и махнул молодецкой рукой,
Да скорей за мужицкое дело свое!
А частенько она приходила с тех пор
Погулять, посмотреть на работу мою,
И смеялась со мной, и вела разговор:
Отчего приуныл? что давно не пою?
Я кудрями тряхну, ничего не скажу,
Только буйную голову свешу на грудь…
«Дай-ка яблоньку я за тебя посажу,
Ты устал, чай пора уж тебе отдохнуть».
— «Ну, пожалуй, изволь, госпожа, поучись,
Пособи мужику, поработай часок».
Да как заступ брала у меня, смеючись,
Увидала на правой руке перстенек:
Очи стали темней непогоднего дня,
На губах, на щеках разыгралася кровь.
«Что с тобой, госпожа? Отчего на меня
Неприветно глядишь, хмуришь черную бровь?»
— «От кого у тебя перстенек золотой?»
— «Скоро старость придет, коли будешь всё знать».
— «Дай-ка я погляжу, несговорный какой!»
И за палец меня белой рученькой хвать!
Потемнело в глазах, душу кинуло в дрожь,
Я давал — не давал золотой перстенек…
Я вдруг вспомнил опять, что и сам я пригож,
Да не знаю уж как — в щеку девицу чмок!..
Много с ней скоротал невозвратных ночей
Огородник лихой… В ясны очи глядел,
Расплетал, заплетал русу косыньку ей,
Целовал-миловал, песни волжские пел.
Мигом лето прошло, ночи стали свежей,
А под утро мороз под ногами хрустит.
Вот однажды, как крался я в горенку к ней,
Кто-то цап за плечо: «Держи вора!» — кричит.
Со стыдом молодца на допрос провели,
Я стоял да молчал, говорить не хотел…
И красу с головы острой бритвой снесли,
И железный убор на ногах зазвенел.
Постегали плетьми и уводят дружка
От родной стороны и от лапушки прочь
На печаль и страду!.. Знать, любить не рука
Мужику-вахлаку да дворянскую дочь!
1846
Впервые опубликовано в журнале «Отечественные записки» (1846, № 4, с. 401). В песенниках встречается с 1880-х годов («Полный песенник…», М., 1880). На данное стихотворение музыку написал композитор Филипповский, однако популярностью, вплоть до настоящего времени, пользуется народная мелодия.
477.
Добрый папаша! К чему в обаянииУмного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянииПравду ему показать.
Труд этот, Ваня, был страшно громаден —Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,Голод — названье ему.
Водит он армии; в море судамиПравит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечамиКаменотесцев, ткачей.
Он-то согнал сюда массы народные.Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,Гроб обрели здесь себе.
Прямо дороженька: насыпи узкие,Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские…Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
1864
Впервые опубликовано в журнале «Современник» (1865, № 10, с. 547, с цензурными купюрами, все стихотворение). В нелегальных сборниках встречается с 1870-х годов («Сборник новых песен и стихов», Женева, 1873). В других песенниках — с начала XX в. («Машинушка. Сборник русских песен и стихотворений», М., 1911), иногда с добавлением последнего четверостишия 1-й части стихотворения («Всё хорошо под сиянием лунным…»). Автором мелодии считается Рашевская. Песней стало начало 2-й части стихотворения. Поется с незначительными изменениями.
Стихотворение Некрасова Н.А. «Песня Еремушке»
«Песня Еремушке»
«Стой, ямщик! жара несносная,Дальше ехать не могу!»Вишь, пора-то сенокосная -Вся деревня на лугу.
У двора у постоялогоТолько нянюшка сидит,Закачав ребенка малого,И сама почти что спит;
Через силу тянет песенкуДа, зевая, крестит рот.Сел я рядом с ней на лесенку,Няня дремлет и поет:
«Ниже тоненькой былиночкиНадо голову клонить,Чтоб на свете сиротиночкеБеспечально век прожить.
Сила ломит и соломушку -Поклонись пониже ей,Чтобы старшие ЕремушкуВ люди вывели скорей.
В люди выдешь, все с вельможамиБудешь дружество водить,С молодицами пригожимиШутки вольные шутить.
И привольная, и празднаяЖизнь покатится шутя. «Эка песня безобразная!- Няня! Дай-ка мне дитя!
«На, родной! да ты откудова?»- Я проезжий, городской.»Покачай; а я покудоваПодремлю. да песню спой!»
— Как не спеть! спою, родимая,Только, знаешь, не твою.У меня своя, любимая. «Баю-баюшки-баю!
В пошлой лени усыпляющийПошлых жизни мудрецов,Будь он проклят, растлевающийПошлый опыт — ум глупцов!
В нас под кровлею отеческойНе запало ни одноЖизни чистой, человеческойПлодотворное зерно.
Будь счастливей! Силу новуюБлагородных юных днейВ форму старую, готовуюНеобдуманно не лей!
Жизни вольным впечатлениямДушу вольную отдай,Человеческим стремлениямВ ней проснуться не мешай.
С ними ты рожден природою -Возлелей их, сохрани!Братством, Равенством, СвободоюНазываются они.
Возлюби их! на служениеИм отдайся до конца!Нет прекрасней назначения,Лучезарней нет венца.
Будешь редкое явление,Чудо родины своей;Не холопское терпениеПринесешь ты в жертву ей:
Необузданную, дикуюК угнетателям враждуИ доверенность великуюК бескорыстному труду.
С этой ненавистью правою,С этой верою святойНад неправдою лукавоюГрянешь божьею грозой.
И тогда-то. » Вдруг проснулосяИ заплакало дитя.Няня быстро встрепенуласяИ взяла его, крестя.
«Покормись, родимый, грудкою!Сыт. Ну, баюшки-баю!»-И запела над малюткоюСнова песенку свою.
Стихотворение Некрасова Н.А. — Песня Еремушке
См. также Николай Некрасов — стихи (Некрасов Н. А.) :
Песня Замы Силен и строен мой милый, нет равного В мире красавца ему, В поле сре.
Песня (Мало на долю мою бесталанную) Мало на долю мою бесталанную Радости сладкой дано, Холодом сердце, ка.
Анализ стихотворения Некрасова «Песня Еремушке»
Николай Некрасов не понаслышке знал о том, как тяжела жизнь русских крестьян. Он и сам в полной мере испытал, что значит голод и лишения, когда в 16 лет из-за разногласий с отцом решил покинуть родное поместье. Поэтому поэт искренне сочувствовал всем несчастным и обездоленным, пытаясь им помочь любыми доступными способами.
Тем не менее, очень скоро Некрасов стал понимать, что русские крестьяне попросту не знают иной доли, они веками привыкли батрачить на своего помещика, мечтая лишь о том, чтобы он получше устроил их судьбу. Крепостные девушки рассчитывали удачно выйти замуж и остаться в родном имении, а юноши надеялись на то, что им не придется пополнить ряды солдат, отдав муштре и строевой подготовке 25 лет своей жизни.
Некрасов бунтовал против подобного положения дел и часто вел философские беседы с простолюдинами, пытаясь им внушить, что под лежачий камень вода не течет. Однако его слова так не разу и не были услышаны. Именно по этой причине в 1859 году появилось стихотворение «Песня Еремушке», в которой автор обличает бесхребетность и покорность русского народа, фактически призывая его к бунту.
Свою идею о смене строя Некрасов облекает в форму захватывающего поэтического рассказа, довольно долго подводя читателя к мысли о том, что в обществе уже назрели глобальные перемены. Себя в этом произведении поэт представляет в качестве случайного путника, который решил отдохнуть после длительной дороги во время полуденного зноя, и присел возле чужой избы на завалинку, где няня, разморенная жарой, укачивала чужого ребенка.
Женщина пела малышу песню, суть которой сводилась к тому, что маленький Еремушка должен быть покорным и послушным, чтобы «на свете беспечально век прожить». Крестьянская логика оказалась довольно простой и примитивной. Если угождать тем, от кого напрямую зависит твоя судьба, то, глядишь, власть имущие помогут даже крестьянскому сыну выбиться в люди. «И привольная, и праздная жизнь покатится шутя», – напевала няня. Подобные слова возмутили автора, который попросил покачать малыша и спел ему свою колыбельную, рассказав, каким он видит его дальнейшую судьбу. Обращаясь к малышу, поэт призывает его поступать более разумно и стать, наконец, свободным. «Жизни вольным впечатлениям душу вольную отдай», – увещевает младенца автор, считая, что любой человек заслуживает того, чтобы самостоятельно определять свое будущее, поступая так, как подсказывает ему душа. Однако словам поэта так и не суждено быть услышанными, потому что очень скоро няня забирает у него малыша и заводит свою колыбельную, которая учит Еремушку гнуть спину на панов и радоваться любым их подачкам.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑