Анализ стихотворения Некрасова «Рыцарь на час»
Жизнь не баловала Николая Некрасова с самого рождения. Он появился на свет в семье отставного офицера, который отличался особой жестокостью и тиранил домочадцев. Поэтому будущий поэт еще подростком покинул отчий дом и долгие годы вынужден был влачить полунищенское существование, часто не имея денег на еду и ночлег. Суровые испытания настолько закалили Некрасова, что он неоднократно признавался: именно пройденная школа жизни дала ему силы стать поэтом с четкой и непоколебимой гражданской позицией, который в своих произведениях отстаивал интересы низших сословий.
Однако с годами Некрасов расстался со своими юношескими идеалами и понял, что даже самый талантливый поэт уже не в состоянии повлиять на развитие общества. Автор осознал, что его идеи изменить мир является если и не утопическими, то весьма далекими от реализации. Переосмысливая собственную жизнь, в 1862 году поэт написал стихотворение «Рыцарь на час», в котором попытался понять, почему же с возрастом он разочаровался в том, во что верил долгие годы. Это произведение начинается с описания ночной прогулки по заснеженному полю, поэтому поначалу создается обманчивое впечатление, что стихотворение «Рыцарь на час» является редким образцом пейзажной лирики этого удивительного поэта. Однако по мере повествования в описание «окружающей бодрой природы» вплетаются мысли и чувства автора, который испытывает глубокое раскаяние, отмечая, что «совесть песню свою запевает».
В эту морозную ночь мысли поэта возвращают его в родное имение, где на кладбище возле полуразвалившейся убогой церквушки находится могила его матери. Только сейчас Некрасов начинает осознавать, что именно эта хрупкая и постоянно унижаемая мужем женщина научила своих детей превыше всего в жизни ценить собственную свободу и независимость, верить в справедливость и выбирать благородные жизненные цели. Однако по прошествии многих лет поэт изменил своим идеалам и, по его утверждению, погрузился «тину нечистую мелких помыслов, мелких страстей». Подчиняясь непонятному душевному порыву, Некрасов просит Всевышнего даровать ему встречу с матерью, чтобы покаяться перед ней в своих грехах и попросить совета о том, как исправить собственную жизнь, наполнить ее тем самым благородным смыслом, которого автор лишился в круговерти ежедневной суеты, никчемных дел и пагубных увлечений. Некрасов отмечает, что он настолько привык к размеренности и спокойному существованию, что разучился ходить по тернистой дороге, рисковать собственной жизнью ради других и отстаивать свои взгляды, даже если со стороны это может показаться кому-то безрассудством. Однако больше всего на свете Некрасов сожалеет о том, что не сумел сохранить в своем сердце любовь к единственной женщине, которая была его подлинной музой. И сейчас, в это морозную звездную ночь, автор убеждает сам себя, что именно ради любви он готов отдать свою жизнь, доказав тем самым, что она была прожита не напрасно.
Это стихотворение Некрасов, состоящее из нескольких разрозненных частей, создавал на протяжении двух лет. Поэтому у него было достаточно много времени на то, чтобы дать оценку собственным чувствам, стремлениям и желаниям. И неудивительно, что эпилог произведения наполнен сарказмом и некоторым презрением к самому себе. Поэт приходит к печальному выводу, что душевное очищение, которое он испытал зимней ночью, лишило его последних физических сил. А предательский внутренний голос, не лишенный сарказма и злорадства, нашептывает о том, что «суждены вам благие порывы, но свершить ничего не дано». Таким образом, автор считает себя рыцарем на час, который лишь в мыслях и на словах готов к подвигам, а на деле предпочитает нежиться в теплой постели, рассуждая о своих ночных приключениях в патриотическом ключе.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑
Композиция и тема произведения
Название – это ключ к теме стихотворения «Рыцарь на час», анализ которого нам предстоит сделать. Журнал «Современник» в 60-е годы раскололся на две части: либеральную и революционно-демократическую, призывавшую к активной борьбе. Н. Некрасов поддерживал разночинцев. Анализ стихотворения «Рыцарь на час» показывает, что автор обвинял прежде всего себя лично, а затем – и современников («ничтожное племя») в том, что они недостаточно преданы борьбе за свободу угнетаемого народа: сказано много красивых и правильных слов, но за ними не стоят реальные дела. Его «ум тоскует», и к трудной борьбе никто не готов. Начало стихотворения – это бессонница, которая одолевает лирического героя.
Первая часть – вынужденная прогулка поздней осенней ночью.
Вторая переносит его в далекие родные места, и перед ним встает образ давно почившей матери.
В заключение, проснувшись утром, герой осознает свою неготовность к трудной борьбе: пламя юности пробудилось, но «насмешливый внутренний голос» злобно советует покориться судьбе, так как для дел нет никаких сил.
Тема раскрывается как исповедь, как покаяние в бездеятельности.
Главная мысль: зная свое предназначение, следует не поддаваться минутному порыву, а планомерно и целеустремленно действовать ради социальных преобразований.
Композиция
Композиция произведения простая, делит стихотворение на три большие части.
- Первая часть – вступление, которое включает в себя размышления лирического героя. Он восторгается красотой осеннего пейзажа, описывает очарование лунной ночи. Романтический пейзаж как нельзя лучше подчёркивает настроение героя: при свете луны он чувствует себя счастливым, сильным, вдохновлённым.
- Вторая часть стихотворения, напротив, полна грусти и печали. Лирический герой предаётся воспоминаниям об умершей матери, которая была для него самым близким и любимым человеком. По сути, это исповедь лирического героя, который искренне просит у матери прощения и поддержки.
- В заключительной части лирический герой возвращается в реальность. Он признаётся в том, что уже не способен на свершение подвигов и обращается к теме слабого и безвольного молодого поколения.
Стихотворный размер – трёхстопный анапест, за исключением первой четырёхстопной строчки. В стихотворении наблюдается чередование мужской и женской рифм, автор использует в стихотворении все способы рифмовки, преобладает перекрёстная и кольцевая.
Темы, проблемы, настроение
Центральное место в произведении «Рыцарь на час» занимает тема душевного покаяния главного героя в своей бездеятельности. В молодости ему пришлось испытать немало жизненных трудностей, но он знал, ради чего шел тернистым путем. Будучи уже зрелым, герой переоценил свои жизненные ориентиры, в которые он раньше верил. Он погряз в болоте мелочных интриг и пошлых страстей. Теперь тщеславие завело его в тупик, а он так ничего и не добился.
Какие еще темы поднимаются в стихотворении «Рыцарь на час»?
- Тема матери. Именно мать является главным источником мудрости и добродетели для героя. Она воспитала его таким правдивым и совестливым. Он во всем на нее ровняется даже спустя годы. И к ней он обращается за поддержкой и одобрением.
- Тема жизненной цели. Герой шел по своему пути, но запутался и зашел не туда. Но благодаря четкому направлению он хотя бы осознает, как заблуждается, и пробует вернуться на свою стезю.
- Тема окружения. Автор говорит и о врагах, которые не могут сделать ему больнее, чем он сам, и о друзьях, которые оказались слишком «хладнокровными» и обходили острые углы. Такое описание свидетельствует об одиночестве героя.
- Тема жизни и смерти. Герой уже не ждет ничего от жизни, она «бесполезно разбилася». Но в героической гибели и мученичестве он ищет возможность реализировать свою цель. Однако на утро страх смерти помешал ему, он вновь потерял надежду.
- Тема природы. Благодаря созерцанию картин ночного пейзажа лирический герой раскрывает читателю свою душу, выражает собственные мысли и переживания.
Проблемы, затронутые в стихотворении «Рыцарь на час», не менее значимы:
- Основная проблема — отсутствие реализации в призвании. Герой хотел постоять за правду, но со временем увлекся тщеславными попытками бороться и самоутверждаться. В итоге он утратил идеалы и запутался в мелких страстях. Он чувствует, что жил зря, и надеется только на то, что его смерть послужит делу.
- Проблема тщеславия. Борцы за свободу увлекаются противостоянием и хотят увековечить свое имя, забывая о том, за что борются. Цель отходит на задний план.
- Конфликт мечты и реальности. В душе герой готов на жертву, хочет все изменить, но реалии таковы, что его тело обессилено, а воля притуплена. Утро возвращает его в мир, где смерть вновь страшит его, а подвиг кажется не таким уж осуществимым.
- Духовная смерть. «Для дела мертвы вы давно» — так говорит автор о герое и ему подобных. Жизнь для них — видимость, они лишь едят, пьют, говорят о пустяках и совершенно не движутся вперед. Им не дано ничего свершить, потому что они погрязли в мелочности своих натур. Благие порывы так и останутся порывами. Любопытно, что герой говорит «я гибну», когда призывает мать, которая и должна «увести его в стан погибающих». Автор разделяет духовную и физическую смерть. Первая намного страшнее.
- Пошлость мира. «Мелкие помыслы, мелкие страсти» — вот удел героя. Его захватила трясина обывательской жизни с несущественными целями и вялым течением.
- Проблема жертвы. Великие идеи требуют подвигов, и если человек не готов посвятить делу всего себя, он ничего не совершит.
- Старость. Молодость герой растратил понапрасну, но молодые силы быстро ушли, и осталось лишь сожаление о прошлом.
Настроение стихотворения «Рыцарь на час» очень экспрессивное, отчаянное и скорбное. Автор подводит итог своим стараниям: «Свершить ничего не дано!».
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение начинается с бессонницы лирического героя, вызванной осенней непогодой (вступление).
В основной части описана прогулка героя морозной ночью. Он наблюдает за жизнью ночной деревни, наслаждается окружающими звуками (шум, производимый птицами, стук проезжающего воза и звон собственных шагов), запахами (дёгтя от воза). Бодрость природы передаётся лирическому герою. Созерцание деревенского пейзажа, вида деревни, окружённой скирдами, настраивает на философский лад, и лирический герой мыслями улетает к церкви, где похоронена его мать.
Герой мысленно преодолевает пространство: «От чего я пространством огромным отделён – всё живёт предо мной». Он взывает к тени умершей матери, вспоминает её несчастливую жизнь, вызывает в памяти её портрет. Образ матери является лирическому герою, и он исповедуется в своей жизни и просит наставить его на истинный путь, деятельный путь любви.
Пробудившись утром, лирический герой осознаёт своё бессилие, свою неспособность к действию (заключение).
Тема стихотворения – исповедь лирического героя, покаяние в бездеятельности.
Основная мысль: недостаточно осознать своё предназначение и поддаться минутному порыву; тернистый путь любви – это упорство и бесстрашие в достижении цели.
Смысл финала
Высокие и эмоциональные порывы героя выражают мысленный апофеоз идей и стремлений. Но как быстро он рушится! Наступает утро, и вся жертвенность героя проходит. Такое удивительное разрушение последних слов завершает кульминацию произведения. Все возвышенные мысли остались – но лишь в голове. Нет больше силы и мужества что-то делать. Желание пожертвовать собой во имя цели осталось, но только в мечтах. Теперь героя пугает могила матери, а, следовательно, и сама смерть за идею.
Последним идет монолог «насмешливого внутреннего голоса» героя:
В нем данном отрывке воплотились все жестокие чувства лирического героя по отношение к себе и к своей судьбе. Именно неподготовленность к переменам во времена Некрасова отражается в его горьких сетованиях. Поэт выносит вердикт самому себе и русскому обществу своей эпохи. Он утверждает бессмысленность возвышенных речей и обличает бездействие после пламенного мысленного апофеоза.
Анализ стихотворения Некрасова «Рыцарь на час»
30 октября 2013
Жизнь великого русского поэта Николая Некрасов была довольно сложной, однако, несмотря на это, он все же не изменил своим юношеским идеалам, хотя и понял, что даже самый одаренный и талантливый поэт самостоятельно не в состоянии изменить общество к лучшему. В своем произведении «Рыцарь на час» Некрасов полностью переосмысливает всю свою жизнь, понимая, что все его идеалы являются не просто утопическими, но и далекими от воплощения в реальную жизнь.
Написанное в далеком 1862 году стихотворение «Рыцарь на час», — это ни что иное, как поэтическая попытка понять причину разочарования в его юношеских идеалах, в которые он верил до последней минуты.
Начало стихотворения содержит описания прогулки ночью по заснеженному полю. Именно поэтому неискушенный читатель склонен относить его к произведениям пейзажной лирики. Однако в дальнейшем оказывается, что описание красоты природы служит другой цели. Оно помогает выразить Некрасову свои мысли и переживания, вызванные чувством глубокого раскаяния.
Стоит заметить, что данное произведение структурно неоднородно и состоит из нескольких разрозненных, но соединенных общим поэтическим замыслом, частей, над созданием которых поэт работал в течение двух лет. Столь длительный срок позволил Некрасову полностью переосмыслить его пройденный жизненный путь и дать всеобъемлющую оценку собственным желаниям, а также стремлениям. Конец произведения наполнен самокритикой. В словах поэта чувствуется презрение по отношению к самому себе.
Поэтому удалось ясно осознать, что после душевного очищения, произошедшего во время зимней прогулки, он просто напросто лишился последних физических сил. В то же самое время слышаться внутренний голос поэта, наполненный злорадством и сарказмом, который говорит, что, возможно, и «суждены благие намерения…однако ничего уже не дано сделать».
Иными словами, Некрасов воспринимает себя в качестве рыцаря на один час, который исключительно на словах готов действовать, а на деле все обстоит по-другому. Ему только лишь остается, как разглагольствовать о несовершенных великих поступках в патриотическом ключе
РЫЦАРЬ НА ЧАС АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ (1862)
Тоской по революционному подвигу проникнуто другое стихотворение, которое Некрасов создает в это поистине трагическое время,-Рыцарь на час, одно из лучших произведений русской поэзии XIX века. Начинается оно воспоминаниями о родных местах. Мы видим старую церковь, крест над могилой матери поэта, слышим удары церковного колокола в тишине лунной ночи:
На свою колокольню-руину
На тени он громадно велик:
Пополам пересек всю равнину.
Поднимись!- и медлительно бей,
Чтобы слышалось долго гуденье!
В тишине деревенских ночей
Этих звуков властительно пенье.
Медленный, задумчивый ритм стихотворения созвучен мучительным раздумьям поэта. Сочетания звуков дн-дл-дол-день напоминают удары колокола. Торжественная красота лунной ночи, воспоминания о матери вызывают в душе поэта муки вечно беспокойной совести и мысли о своем месте в жизни. Поэт просит мать спасти его, возродить силу свободную, гордую:
1 Руина — развалина.
Выводи на дорогу тернистую!
Разучился ходить я по ней,
Погрузился я в тину нечистую
Мелких помыслов, мелких страстей.
т ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви!
Откуда такие горькие покаянные речи? Разве поэт, его друзья и соратники не служили великому делу любви?
Нам, отдаленным от некрасовского времени столетием, ясна великая роль революционеров-демократов 60-70-х годов в освободительном движении. Но лучшим шестидесятникам, чей духовный облик отражен в стихотворении, было свойственно благородное недовольство тем, что они делают, боль оттого, что народ так долго терпит рабство. Они стремились ускорить ход событий, приблизить революцию и принять в ней личное участие.
Стихотворение завершается беспощадными упреками каждому, кого великое чувство свободы не привело в стан борцов. Когда пришло хмурое утро, насмешливый внутренний голос поэта злую песню свою затянул:
Вы еще не в могиле, вы живы,
Но для дела вы мертвы давно,
Суждены вам благие порывы,
Но свершить ничего не дано.
Стихотворение пронизано не только болью и горечью, но и стремлением пробудить лучшие человеческие чувства. Оно звало на борьбу, воспитывало отвагу и решимость, сознание ответственности перед народом, родиной, историей
← ГИБЕЛЬ СОВРЕМЕННИКА И ИЗДАНИЕ НОВОГО ЖУРНАЛА.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано трёхстопным анапестом (первая строчка четырёхстопная). Речь близка к разговорной. Женская рифма чередуется с мужской, кольцевая и перекрёстная рифмовка чередуются неупорядоченно, некоторые строчки остаются без рифмы, на них падает логическое ударение.
-
«Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
-
«Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
-
«Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
-
«Прости», анализ стихотворения Некрасова
-
«Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
-
«Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова
-
«Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова
-
Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
-
Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
-
«Саша», краткое содержание поэмы Некрасова
-
«Памяти Добролюбова», анализ стихотворения Некрасова
-
Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
-
«Поэту (Памяти Шиллера)», анализ стихотворения Некрасова
-
«Умру я скоро», анализ стихотворения Некрасова
-
«Блажен незлобивый поэт», анализ стихотворения Некрасова
По произведению: «Рыцарь на час»
По писателю: Некрасов Николай
Средства художественной выразительности
С первых же строчек лирический герой отделяет себя от других людей – для него наступил момент пробуждения, а ночь стала спутником его мыслей. Его порывистое «Слава богу!» отдает поспешной радостью и открытием новых чувств. Именно природа становится причиной возбужденного состояния рассказчика. Чтобы больше оживить окружающий мир, поэт использует анафору: «Как он вздрогнул! как крылья развил! Как взмахнул ими сильно и плавно!».
В стихотворении мы слышим звуки, чувствуем запахи и любуемся видами. Все органы чувств задействованы, и оттого картина единения окружающей обстановки и внутреннего мира героя полнее: «Деготьком потянуло с дороги…Обоняние тонко в мороз, Мысли свежи, выносливы ноги». Известное некрасовское «Чу!» оживляет тишину природы.
Чувство свободы и независимости преобладают в сердце героя. Но он не полностью освобожден от мыслей о прошлом: «Вспоминается пройденный путь, Совесть песню свою запевает…». Характерно олицетворение совести, как некого живого существа внутри человека.
Некрасов использует всевозможные эпитеты и метафоры для описания живописного русского пейзажа: «Даль глубоко прозрачна, чиста..», «..А земля прихотливо одета..», «ворон тяжелый», «Величавое войско стогов..». Цель поэта — показать не настоящую российскую деревню, а таинственный, мечтательный образ ночного поселения.
Первое пробуждение героя происходит в поверхностном возбуждении и в душевном подъеме, когда все естество сосредоточено на окружающей действительности. Наступает второе пробуждение. Этот взрыв мыслей и чувств в тишине природы и человека:
В воображении мерещатся родные места: «…Церковь старая чудится мне», «Да! я вижу тебя, божий дом!». Появляется сторож-старик, чей образ, возможно, олицетворяет всю крестьянскую мощь, которой пора подняться и медленно бить в колокол.
Звон колокола чудится герою, и он уже мыслями и душой в своем воображении. Практически исчезают возвышенные эпитеты, преобладают просторечия: «осенясь», «о ведряном дне», « в балахоне убогом…».
Происхождение писателя
Мальчик Николай, родившийся 10 декабря 1821 года у Алексея Сергеевича Некрасова и Елены Андреевны Закревской в городе Немирове, стал продолжателем обедневшего помещичьего рода, который был когда-то довольно богат. Отец служил военным, ему периодически приходилось ездить по разным городам Российской Империи.
В одной из таких поездок он и познакомился с матерью будущего писателя. Отец невесты был богатым польским магнатом и свадьбу дочери с военным не поддерживал, поэтому молодым пришлось жениться втайне.
Николай Алексеевич был развитым ребенком, он не то, чтобы рано начал писать и читать, а в семилетнем возрасте уже начал слагать стихотворения. Пускай они и были ещё совсем детскими, но в них проявился явный талант литератора. Стихи малолетнего поэта начинались так:
Своё начальное образование мальчик получил на дому. К нему приходили нанятые родителями учителя, которыми были местные семинаристы. В 1832 году Николай уже пошел в Ярославскую гимназию, ему было 11 лет на тот момент. Семья к тому времени уже переехала в родовое имение отца в Ярославской губернии, а сам Алексей Сергеевич вышел в отставку.
Хотя маленький Некрасов и был способным мальчиком, но обучение не давалось ему легко. Особенно он отставал по древним языкам. В гимназии юный поэт продолжал заниматься своим творчеством. При этом он писал и шутливые стихи про своих товарищей и гимназическое начальство.
Эти сатирические произведения Некрасова пользовались популярностью у гимназистов, но, естественно, руководству гимназии они совершенно не нравились, особенно те, что были написаны про них. Доучившись до 5-го класса гимназии, Николай вынужден покинуть её стены.
Дом в Немирове, где родился Николай Некрасов / kostromka.ru
Подробный анализ стихотворения
История создания
Судьба не слишком баловала Николая Алексеевича. Его отец был жестоким, деспотичным мужчиной, который тиранил не только прислугу, но и своих домашних. Особенно сильно доставалось матери поэта, Елене Андреевне, которая всю свою любовь и нежность отдавала детям.
Не в силах терпеть домашнее насилие, молодой Некрасов рано покинул отчий дом, за что был лишён отцовского наследства.
Оставшись без средств к существованию, Николай Алексеевич был вынужден вести нищенский образ жизни. Однако тяжелые испытания не сломили молодого человека: напротив, благодаря им у него выкристаллизовалась собственная гражданская позиция. Впрочем, со временем поэт стал разочаровываться в своих идеях, понимая, что они не находят поддержки в обществе.
По замыслу поэта, «Рыцарь на час» должен был стать частью автобиографической поэмы, однако этого не произошло, и произведение получило статус отдельного стихотворения. Оно было напечатано в 1863 году в журнале «Современник».
Тема
Центральная тема произведения – задушевное покаяние лирического героя в собственной бездеятельности. Пройдя тернистый жизненный путь, в зрелые годы он полностью переоценивает свои ценности и идеалы, в которые раньше так свято верил.
Лирическое описание природы, наслаждение ночным пейзажем позволяет герою раскрыться, выразить собственные переживания, мысли, вызванные чувством глубокого раскаяния. Он честен перед самим собой, своей совестью, но в словах героя звучит неудовлетворённость самим собой.
Лирический герой сравнивает себя с рыцарем на один час, который готов к решительным действиям исключительно на словах, а на деле оказывается жалким и слабовольным трусом.
В своём произведении автор акцентирует внимание читателей на основной мысли – не достаточно просто принять жизненную философию, нужно упорно добиваться поставленной цели, невзирая на все преграды и сложности. Композиция
Композиция
Композиция произведения простая, делит стихотворение на три большие части.
- Первая часть – вступление, которое включает в себя размышления лирического героя. Он восторгается красотой осеннего пейзажа, описывает очарование лунной ночи. Романтический пейзаж как нельзя лучше подчёркивает настроение героя: при свете луны он чувствует себя счастливым, сильным, вдохновлённым.
- Вторая часть стихотворения, напротив, полна грусти и печали. Лирический герой предаётся воспоминаниям об умершей матери, которая была для него самым близким и любимым человеком. По сути, это исповедь лирического героя, который искренне просит у матери прощения и поддержки.
- В заключительной части лирический герой возвращается в реальность. Он признаётся в том, что уже не способен на свершение подвигов и обращается к теме слабого и безвольного молодого поколения.
Стихотворный размер – трёхстопный анапест, за исключением первой четырёхстопной строчки. В стихотворении наблюдается чередование мужской и женской рифм, автор использует в стихотворении все способы рифмовки, преобладает перекрёстная и кольцевая.
Жанр
Произведение «Рыцарь на час» написано в жанре элегии – грустные размышления на нравственно-философские темы.
Средства выразительности
Всю палитру своих душевных переживаний автор передаёт при помощи разнообразных художественных средств, среди которых метафоры («ожившая грудь», «волны белого лунного света»), эпитетов («пасмурный день», «клён весёлый», «даль глубоко прозрачна, чиста»), олицетворений («совесть песню свою запевает», «ум бездействует», «мгла воцаряется»).
Мне нравится36Не нравится14
История создания
Николая Алексеевича Некрасова нельзя назвать баловнем судьбы. Вместо весёлого и беззаботного детства он вынужден был столкнуться с неоправданной жестокостью и деспотичностью своего вельможи тирана-отца. Его скверный характер портил жизнь как домашней прислуге, так и семье мужчины. Сильнее всех страдала от своего мужа мать Николая, но даже несмотря на жестокое поведение мужа, она дарила своим детям нежность и любовь, в которой они нуждались. Устав от домашнего насилия, молодой поэт покинул родительский дом, из-за чего отец без раздумий лишил его наследства.
Долгое время Некрасову приходилось жить практически в нищете, однако даже это не сломило его, а лишь укрепило его дух и гражданскую позицию. Однако, как оказалось, бедность — не самое страшное, что он мог себе представить. Его идеи всё реже находили отклик в массах. Со временем поэт всё больше разочаровывался в себе, своих идеях и всем, во что так рьяно верил, что отстаивал. Даже поэзия не могла вывести его из этой тоски.
В 1862 году Николай Некрасов пишет «Рыцарь на час», в котором анализирует своё, как он считает, предательство идеалов. Сперва он собирался назвать стихотворение «Бессонница», но позже передумал.
История создания
Детство будущего поэта нельзя назвать поистине счастливым. Отец Николая был очень жестоким человеком, он позволял себе тиранить не только прислугу, но и членов семьи. Особенно из-за деспотизма главы семейства страдала мать Николая Алексеевича, которую звали Елена Андреевна. Всю свою любовь и ласку женщина старалась отдавать детям, но проблемы ей не удалось скрыть.
Будущий поэт был не в силах терпеть унижения и домашнее насилие, поэтому он в очень раннем возрасте покинул родной дом. Он пошел против воли родителя и выбрал филологический факультет вместо военной службы или другого «почтенного» занятия. Он увлекся литературой, начал подрабатывать в журналах. Из-за этого он не смог получить отцовское наследство.
У Николая Алексеевича не было достаточных финансовых средств, поэтому он вёл нищенский образ жизни, экономя абсолютно на всем. Несмотря на возникшие трудности, Некрасов никогда не падал духом. Напротив, трудности закалили в молодом человеке силу воли, он смог определить собственную гражданскую позицию. Однако спустя определённое время к Николаю Алексеевичу пришло разочарование в людях, от которых он ждал большего. Его идеи не вызывали того резонанса и отклика, которые были необходимы для решения социальных и политических проблем. Он осознавал, что его взгляды не могут заручиться поддержкой общества.
Работу над созданием стихотворения «Рыцарь на час» Некрасов завершил в 1862 году. В стихотворении Николай Алексеевич совершает попытку осмыслить те причины, по которым он однажды предал свои идеалы, в которые так верил. В 1863 году стихотворение Николая Алексеевича было опубликовано в известном журнале «Современник». Автор хотел сделать из него поэму, но руки не дошли. Своя судьба волновала его меньше народной.
Главная мысль
Описание миража было лишь предисловием к главному мотиву стихотворения — обращение героя к матери. Нежные слова произносит путник своей умершей матушке: «Повидайся со мною, родимая!». Под маской лирического героя оказывается сам Некрасов. Отец поэта был деспотичным, жестоким и крайне безудержным в своих действиях. Мать, напротив, была кроткой, но забитой. В воспоминаниях поэта она осталась несчастной мученицей и идеалом терпимости и нежности. Во многих произведениях можно отыскать ее образ: в женщине-крестьянке, в его музе, в милой девушке и в горячо любимой России. Смерть матери жестоко поразила его и вселила в него мысль, что он так и не смог отблагодарить ее за любовь.
Ее тяжелая судьба, борьба ради своих детей – все соединилось в душе героя, вся его молитва – о свидании с ней. Сын жаждет ее присутствия, но лишь ради себя. Жестокой болью пронизано его обращение – это кульминация и обострение всех его чувств. Он умоляет ее лишь о взгляде, который бы смыл всю тяжесть горя. Настолько проникновенны его мольбы к матери, что лишь целостная конструкция речи способна передать эмоции героя. Именно здесь проступает вся открытость принятия страдания.
Герой признается, что именно мать поставила его на путь правды, и ее идеал вдохновлял его всю жизнь. Воспоминание о ней наполнено светлыми эпитетами, а ее описание напоминает образ ангела. Рассказчик ищет моральной поддержки у матери, раскрывает ей свое естество и внутренние страдания: