Анализ стихотворения Пушкина Деревня
Это стихотворение было создано в 1819 году, это был петербургский этап творчества. На его появление оказала влияние связь с Чаадаевым и декабристами.
Основной темой произведения выступает крепостное право, вернее, недостатки с ним связанные: бесчеловечность, вред, несправедливость, негативное воздействие, настигшие простой народ,.
Произведение написано шестистопным ямбом. Рифмование перекрестное АВАВ, кольцевое АВВА и параллельное ААВВ.
Перед читателем предстаёт монолог лирического героя, состоящий из двух частей.
Форма стиха – это речь с элементами элегии, где высказаны мысли лирического героя, это выступление, выражающее требование упразднить крепостное право, неравноценное разделение людей, возникшее в прошлом. Так же на ораторский стиль указывают множество вопросов и восклицаний.
Две составляющие части произведения ярко разделены строкой «В душевной зреют глубине». В первой описано, как хорошо в деревне. Тут и спокойствие, и природа, и вдохновение. В этой части по задумке автора лирический герой показан ценителем природы и умиротворения. Ему нравится то, что он видит перед своими глазами, нравятся запахи и звуки вокруг себя. Читая эту часть, можно легко представить то, что описано, потому что поэт сумел точно передать свою задумку с помощью красочных описаний.
Следующая часть начинается со строки: «Но мысль ужасная здесь душу омрачает». Она четко противостоит предыдущей. Здесь описано негодование автора касаемо деспотического уклада, жестокости баринов по отношению к крепостным, его сочувствие к ущемлённым людям. В этой части лирический герой видится уже не мечтательной романтичной натурой, а яростным борцом с несправедливостью и угнетением народа.
Такая двухчастная композиция делает акцент на отношении Пушкина к имеющемуся укладу жизни. Он специально прибегнул к противопоставлению для наиболее яркой демонстрации этого.
Две части отличаются не только содержанием, но и изобразительно-выразительными средствами.
Вначале чтец будет погружён в состояние умиротворения с помощью эпитетов «тишина полей», «мирный шум» и «лазурные равнины».
Во второй части много ярко окрашенных эмоциональных выражений: «барство дикое», «неумолимый владелец», «пагуб людей», «тягостный ярем».
В тексте можно увидеть следующие метафоры: «приют спокойствия», «лоно счастья», «мельницы крылаты».
Деревня
Сейчас читают:
-
Сочинение Век живи век учись по пословице
В наше время необразованному приходится туго. И это не в материальном смысле, в плане трудоустройства и обеспечения своего благополучия, хотя тоже играет значительную роль.
-
Сочинение Как технологии меняют жизнь человека? (итоговое сочинение) ЕГЭ
Совершенствование в научных и технических областях однозначно улучшает качество жизни человека. Сейчас трудно представить жизнь без сотовой связи и интернета. Медицину без адекватного обезболивания и антибиотиков.
-
Сочинение на тему Смысл жизни человека ЕГЭ
Как говорил известный писатель Николай Островский: «Жизнь даётся человеку один раз. И прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…». Человек на Земле не вечен. Быстро пролетают отмеренные ему природой и генетическим
-
Сочинение Мой характер 9 класс ОГЭ 15.3
Я считаю, что сразу вот так рассказать «какой у тебя характер» очень сложно, потому что человек сразу же начинает, так сказать «теряться». А вот что такое вообще «характер»? Это образ жизни, стиль поведения, а может твое обычное настроение?
-
Сочинение по картине Васнецова После побоища Игоря Святославича с половцами
Для того чтобы понять, что до нас хочет донести великий русский живописец Виктор Михайлович Васнецов в своей картине «После побоища Игоря Святославича с половцами» необходимо рассмотреть реальные исторические события,
-
Сочинение Родная природа рассуждение
Мы живем с вами в прекрасной стране где невероятные просторы, где можно найти красивейшие места, что аж захватывает дух. Как же хороша и прекрасна наша родная природа. Очень люблю путешествовать по стране и чаще всего провожу свое время в лесу.
Анализ стихотворения Пушкина «Деревня»
В 1819 году 20-летний Пушкин приехал ненадолго их Санкт-Петербурга в свое родовое поместье Михайловское. Именно здесь было написано его знаменитое стихотворение «Деревня», в котором автор анализирует не только собственную жизнь, но и дает оценку общественно-политическим событиям, которые происходят в России.
Стихотворение «Деревня» создано в форме элегии, однако его размеренный ритм, настраивающий на философский лад, весьма обманчив. Если в первой части произведения поэт признается в любви к своей родине, подчеркивая, что именно в Михайловском он был когда-то безмятежно счастлив, то во второй части «мысль ужасная здесь душу омрачает».
Столь пессимистичное настроение Пушкина объясняется достаточно просто. Еще подростком поэт неоднократно задумывался над тем, как несовершенно и несправедливо устроен мир. Люди, которые вынуждены с утра до ночи трудиться на земле, влачат нищенское существование. А те, кто привык проводить свои дни в праздном увеселении, ни в чем себе не отказывают. Однако более четко эти мысли сформировались у поэта несколько позже, когда в Санкт-Петербурге он довольно близко сошелся с будущими декабристами, проникнувшись их передовыми на то время идеями братства и равенства. Именно поэтому в первых строчках стихотворения «Деревня» поэт как бы невзначай упоминает о том, что он «променял порочный двор цирцей» на «мирный шум дубров, на тишину полей». Это противопоставление используется автором отнюдь не случайно. Пушкин, обращаясь к родной земле, признается: «Я твой». Он отождествляет себя не с высшим светом, от которого, по сути, зависит его судьба и блестящее будущее, а с обычными крестьянами, которые по духу поэту гораздо ближе и понятнее, чем графы и князья, считающие, что миром правят исключительно деньги. Поэтому, вернувшись в Михайловское, Пушкин отмечает, что «я здесь, от суетных оков освобожденный, учуся в истине блаженство находить».
Тем не менее, деятельная и бурная натура поэта не может долго наслаждаться тишиной и спокойствием сельской жизни в то время, как мир катится в пропасть. Поэта угнетает тот факт, что люди его круга предпочитает не замечать нищету и убогость быта крепостных крестьян и не считают их за людей. На фоне слез и страданий тысяч угнетенных царит «барство дикое, без чувства, без закона», благодаря которому труд рабов присваивают себе другие. И при этом считают, что это вполне справедливо, потому как они – почти боги, которые пришли в эту жизнь исключительно для того, чтобы получать все мыслимые и немыслимые наслаждения.
В противовес «хозяевам жизни» поэт очень образно и емко воспроизводит быт тех, кто тащит на себе «тягостный ярем до гроба». Этим людям чужды такие понятия, как справедливость и свобода, так как они не знают, что подобное, в принципе, возможно. Ведь испокон веков «здесь девы юные цвету для прихоти бесчувственной злодеев», а юноши, которые должны стать надежной опорой своих отцов, «идут собой умножить дворовые толпы измученных рабов».
Обращаясь к своему народу, забитому и угнетенному, поэт мечтает о том, чтобы его голос «умел сердца тревожить». Тогда бы автор смог своими стихами изменить мир к лучшему и восстановить справедливость. Однако Пушкин понимает, что сделать это, даже обладая огромным поэтическим даром, практически невозможно. Поэтому в последних строчках стихотворения поэт задается вопросом, доведется ли ему увидеть «рабство, павшее по манию царя». Пушкин пока еще верит в нерушимость самодержавия и надеется, что здравомыслие августейшей особы сможет положить конец страданиям сотен тысяч русских крепостных, которые по воле судьбы родились рабами.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑
Анализ стихотворения «Деревня» Пушкина
Пушкин еще в самом раннем возрасте ощущал несправедливость окружающего мира. Эти убеждения подкреплялись свободолюбивым общением с лицейскими друзьями. Постепенно у поэта складываются прочные взгляды, составляющие основу его мировоззрения. Они заключаются в признании высшей ценности свободы. Самодержавную власть Пушкин считает жестокой тиранией, а главным препятствием России на пути к справедливости – сохранение крепостного права. Эти взгляды разделяли декабристы. В 1819 г. Пушкин ненадолго посещает с. Михайловское, где пишет стихотворение «Деревня». В нем он прямо заявляет о вреде крепостничества, которое превращает большинство населения страны в рабов. Произведение написано в жанре элегии, но во второй части появляются элементы гражданской лирики.
Поэт описывает реальный пейзаж с. Михайловское («двух озер… равнины» — Маленец и Кучане). Он не жалеет красок в описании великолепного поэтического уголка. Автор противопоставляет «тишину полей» «роскошным пирам», безмятежному покою на лоне природы суете столичной жизни. Первый восторженный взгляд ценителя искусства отмечает только положительные моменты. Картина патриархальной идиллии ничем не нарушена. На фоне великолепного пейзажа повсюду видны «следы довольства и труда».
В этом райском саду поэт отдыхает от всех забот и волнений, связанных со столичным обществом. Его посещает настоящее вдохновение. Душа лирического героя открыта для постижения высшей «Истины».
Вторая часть нарушает сложившуюся гармонию. Поэт не остается праздным наблюдателем. Спокойное размышление приводит его к «ужасной мысли» о том, что скрыто за картиной благополучия. Пушкин осознает, что вся идиллия основана на беззаконии. Власть помещиков является грубым произволом по отношению к простым крестьянам. Свобода личности втоптана в грязь. Простой народ не вправе распоряжаться не только своим трудом, но и своей судьбой. Вся жизнь крестьянина направлена на удовлетворение потребностей своего хозяина. Юное поколение, которое исполнено радужных надежд, не имеет будущего. Прекрасные девушки становятся жертвами разврата, а юноши пополняют ряды «измученных рабов».
Произведение написано «высоким стилем». Автор применяет множество торжественных слов и выражений («оракулы веков», «роптанью», «внемля»). Особую выразительность стихотворению придает использование заглавной буквы для придания слову большего значения («Закон», «Судьбой», «Владельца»).
В финале Пушкин выражает надежду на то, что сможет своими глазами увидеть отмену крепостного права, совершенную «по манию царя», а не в результате кровавого восстания.