К другу стихотворцу

Стихотворение «к другу стихотворцу» пушкин – читать полностью онлайн или скачать текст

К ДРУГУ СТИХОТВОРЦУ 1814

стихотворение Пушкин А. С.

Арист! и ты в толпе служителей Парнаса!
Ты хочешь оседлать упрямого Пегаса;
За лаврами спешишь опасною стезей
И с строгой критикой вступаешь смело в бой!
Арист, поверь ты мне, оставь перо, чернилы,
Забудь ручьи, леса, унылые могилы,
В холодных песенках любовью не пылай;
Чтоб не слететь с горы, скоре вниз ступай!
Довольно без тебя поэтов есть и будет;
Их напечатают — и целый свет забудет.
Быть может, и теперь, от шума удалясь
И с глупой музою навек соединясь,
Под сенью мирною Минервиной эгиды 1
Сокрыт другой отец второй «Тилемахиды» 2
Страшися участи бессмысленных певцов,
Нас убивающих громадою стихов!
Потомков поздних дань поэтам справедлива;
На Пинде лавры есть, но есть там и крапива.
Страшись бесславия! — Что, если Аполлон,
Услышав, что и ты полез на Геликон,
С презреньем покачав кудрявой головою,
Твой гений наградит — спасительной лозою?
Но что? ты хмуришься и отвечать готов;
«Пожалуй,— скажешь мне,— не трать излишних слов
Когда на что решусь, уж я не отступаю,
И знай, мой жребий пал, я лиру избираю.
Пусть судит обо мне как хочет целый свет,
Сердись, кричи, бранись,— а я таки поэт».
Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет.
Хорошие стихи не так легко писать,
Как Витгенштейну французов побеждать.
Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов,
Певцы бессмертные, и честь и слава россов,
Питают здравый ум и вместе учат пас,
Сколь мпого гибнет книг, на свет едва родясь!
Творенья громкие Рифматова, Графова
С тяжелым Бибрусом 3 гниют у Глазунова;
Никто не вспомнит их, не станет вздор читать,
И Фебова на них проклятия печать.
Положим, что, па Пиид взобравшися счастливо.
Поэтом можешь ты назваться справедливо:
Все с удовольствием тогда тебя прочтут.
Но мнишь ли, что к тебе рекой уже текут
За то, что ты поэт, несметные богатства,
Что ты уже берешь на откуп государства,
В железных сундуках червонцы хоронишь
И, лежа на боку, покойно ешь и спишь?
Не так, любезный друг, писатели богаты;
Судьбой им не даны ни мраморны палаты,
Ни чистым золотом набиты сундуки!
Лачужка под землей, высоки чердаки —
Вот пышны их дворцы, великолепны залы.
Поэтов — хвалят все, питают — лишь журналы;
Катится мимо их Фортуны колесо;
Родился наг и наг ступает в гроб Руссо; 4
Камоэнс с нищими постелю разделяет;
Костров на чердаке безвестно умирает,
Руками чуждыми могиле предан он:
Их жизнь — ряд горестей, гремяща слава — сон.
Ты, кажется, теперь задумался немного.
«Да что же,— говоришь,— судя о всех так строго,
Перебирая всё, как новый Ювенал,
Ты о поэзии со мною толковал;
А сам, поссорившись с парнасскими сестрами,
Мне проповедовать пришел сюда стихами?
Что сделалось с тобой? В уме ли ты иль нет?»
Арист, без дальних слов, вот мой тебе ответ:
В деревне, помнится, с мирянами простыми,
Священник пожилой и с кудрями седыми,
В миру с соседями, в чести, довольстве жил
И первым мудрецом у всех издавна слыл.
Однажды, осушив бутылки и стаканы,
Со свадьбы, под вечер, он шел немного пьяный;
Попалися ему навстречу мужики.
«Послушай, батюшка,— сказали простяки,—
Настави грешных нас — ты пить ведь запрещаешь,
Быть трезвым всякому всегда повелеваешь,
И верим мы тебе; да что ж сегодня сам…»
«Послушайте,— сказал священник мужикам,—
Как в церкви вас учу, так вы и поступайте,
Живите хорошо, а мне — пе подражайте».
И мне то самое пришлося отвечать;
Я не хочу себя нимало оправдать:
Счастлив, кто, ко стихам не чувствуя охоты,
Проводит тихий век без горя, без заботы,
Своими одами журналы не тягчит
И над экспромтами недели не сидит!
Не любит он гулять по высотам Парнаса,
Не ищет чистых муз, ни пылкого Пегаса;
Его с пером в руке Рамаков 5 не страшит;
Спокоен, весел он. Арист, он — не пиит.
Но полно рассуждать — боюсь тебе наскучить
И сатирическим пером тебя замучить.
Теперь, любезный друг, я дал тебе совет,
Оставишь ли свирель, умолкнешь или нет?..
Подумай обо всем и выбери любое:
Быть славным — хорошо, спокойным — лучше вдвое.

1 То есть в школе. (Примеч. А. С. Пушкина.)2 Поэма В. К. Тредиаковского.3 Подразумеваются С. А. Ширинский-Шихматов, гр. Д. И. Хвостов и С. С. Бобров — бездарные писатели-графоманы, привержен
цы «Беседы любителей русского слова».4 Жаи-Батист Руссо — французский лирик.5 Имеется в виду П. И. Макаров — критик, последователь Н. М. Карамзина.

mp3 player

Анализ стихотворения «К другу стихотворцу» Пушкина

Первое стихотворение Александра Сергеевича, опубликованное в литературном журнале «Вестник Европы», было посвящено товарищу по Царскосельскому лицею. Для печати Пушкин взял себе псевдоним Н.к.ш.п – это согласные буквы его фамилии в обратном порядке, что позволяло близкому кругу друзей без труда узнать авторство молодого поэта. В произведении «К другу стихотворцу» пятнадцатилетний Пушкин обращается к однокурснику и старому приятелю Вильгельму Кюхельбекеру. Оба молодых человека увлекались поэзией с ранних лет, но творческий дебют Кюхельбекера состоялся позже – в 1815-м, то есть через год после Пушкина.

«К другу стихотворцу» – это рассуждение о профессии поэта в форме беседы с товарищем о нелегкой судьбе «служителя муз». Лирический герой обращается к собеседнику по имени Арист и просит его оставить попытки добиться славы и признания. Символом литературного успеха выступает пристанище муз – мифическая гора Геликон. Пушкин пишет: «Чтоб не слететь с горы, скорее вниз ступай!», имея в виду тщетность стараний оказаться на вершине поэтического Олимпа.

Александр Сергеевич обозначает две причины тому. Прежде всего он разделяет два понятия – поэтический дар и умение рифмовать: «не тот поэт, кто рифмы плесть умеет, хорошие стихи не так легко писать». Он напоминает, что и без собеседника в мире хватает графоманов, посвящающих себя созданию бесталанных произведений: «Страшися участи бессмысленных певцов, нас убивающих громадою стихов!

Вторая весомая причина оставить творческую стезю – нужда, с которой сталкивается большинство творцов. Даже талант не гарантирует автору безбедную жизнь. Большинство вынуждено перебиваться случайными заработками, чего не пожелаешь близкому другу. Автор приводит в пример признанных мастеров, которые сумели нажить славу, но не богатство: «Поэтов — хвалят все, питают — лишь журналы, катится мимо их Фортуны колесо.»

Выбор темы профессионального самоопределения неслучаен. Карьерный вопрос остро был одним из важнейших в среде лицеистов. В учебном заведении готовили к высоким постам на госслужбе, чего хотели далеко не все учащиеся. Тот же Кюхельбекер хотел преподавать в провинциальной школе и писать стихи. Выбору профессии Пушкин позже посвятит еще одно стихотворение – ироничное «Товарищам» (1817). Александр Сергеевич первым затронул тему профессии литератора, которой на Руси тогда попросту не существовало, так что произведение можно рассматривать как новаторское и ставящее острые для своего времени вопросы.

Конец стихотворения Александра Пушкина– опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на  виртуальной доске или стене объявлений.

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Спонсоры – торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом

Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище

Журнал о политике, экономике, русском языке

Вариант 2

В этом стихотворении Пушкин обращается к юному собрату по перу, хотя тот не совсем поэт, а «артист». Смысл в том, что если у тебя нет настоящего дара, то не нужно пополнять ряды графоманов. Тем более, что у поэтов нет достатка и спокойствия в жизни.

Стихотворение – речь поэта, но прерывается она реакцией слушателя, которую комментирует автор. Например: «Кажется, задумался». И даже словами оппонента. «Диалог» получился живым и убедительным. Александр Сергеевич приводит аргументы, которые должны убедить собеседника идти в поэты, только если он без сочинения стихов никак не может. И даже готов пойти на жертвы ради них!

Здесь много отсылок – к произведениям классическим Древней Греции, например. (Без сносок и словаря древностей просто не обойтись!) Боги действуют – смотрят на «поэтов», неодобрительно качают головой, устраивают им испытания… Тут упомянуты и великие поэты, среди которых Державин, и стихоплеты — графоманы. Пушкин приводит в пример творцов, которые закончили жизнь в нищете как предупреждение начинающему поэту, который мечтает о богатстве. Слава ведь не всегда идет под руку с последним. Кроме того, поэты навсегда теряют покой.

Автор использует много торжественной лексики. К примеру: стезя, служитель, довольство, пиит, страшиться… Также – устаревшие формы: чернилы, плесть, сокрыт, сколь, покойно, мраморны, наг, пиит. Как образ через стихотворение проходит волшебная свирель – символ поэзии. Пушкин предлагает оставить её неумелым поэтам.

Пушкин сам пишет в тексте, что это сатирическое стихотворение. Остроумны замечания Пушкина о том, что, к примеру, поэта знают все, а деньги дают только журналы, где он напечатает свои стихи.

Часто он обращается к своему собеседнику, иногда с большим чувством – с восклицательным знаком. Образ поэта-недоучки несколько раз появляется в поэме. В тексте даже есть стихотворная история (легенда) о напившемся священнике. Это сделано в ответ на упрек собеседника, что аргументы Пушкина не соответствуют его образу жизни. Если уж так плохо быть поэтом, то посему сам Пушкин не бросает это занятие?

В финале поэт сам себя останавливает, ведь с его фантазией он мог бы ещё придумать множество примеров. Но как мораль предлагает собеседнику просто сделать выбор. Но тут ещё совет, где Пушкин подводит всей своей речи итог. Это слова показывают, что всё-таки хорошо быть прославленным поэтом, но лучше быть спокойным человеком.

10 класс

Анализ стихотворения К другу стихотворцу по плану

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: