Для детей 6-7 лет
В этом возрасте большинству детей предстоит очень волнительное событие – первый поход в школу. Приведенные ниже стихотворения подойдут для первых уроков литературы, как по размеру так и по тематике.
В школу
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок.
У него на новой куртке
Отложной воротничок.
Он проснулся ночью темной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.
Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал.
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.
За стеной соседи встали,
Электричество зажгли,
За стеной соседи встали,
А потом опять легли.
Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что твердит она урок.
Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы-реки.
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
Вот так защитник!
Я свою сестренку Лиду
Никому не дам в обиду!
Я живу с ней очень дружно,
Очень я ее люблю.
А когда мне будет нужно,
Я и сам ее побью.
Гуси-лебеди
Малыши среди двора
Хоровод водили.
В гуси-лебеди игра,
Серый волк — Василий.
— Гуси-лебеди, домой!
Серый волк под горой!
Волк на них и не глядит,
Волк на лавочке сидит.
Собрались вокруг него
Лебеди и гуси.
— Почему ты нас не ешь?—
Говорит Маруся.
— Раз ты волк, так ты не трусь!
Закричал на волка гусь.—
От такого волка
Никакого толка!
Волк ответил:— Я не трушу,
Нападу на вас сейчас.
Я доем сначала грушу,
А потом примусь за вас!
Две бабушки
Две бабушки на лавочке
Сидели на пригорке.
Рассказывали бабушки:
— У нас одни пятерки!
Друг друга поздравляли,
Друг другу жали руки,
Хотя экзамен сдали
Не бабушки, а внуки!
Дедушкина внучка
Шагает утром в школы
Вся юная Москва,
Народ твердит глаголы
И сложные слова.
А Клава-ученица
С утра в машине мчится
По Садовому кольцу
Прямо к школьному крыльцу.
Учитель седовласый
Пешком приходит в классы,
А Клавочка — в машине.
А по какой причине
И по какому праву
Везет машина Клаву?
— Я дедушкина внучка,
Мой дедя — Герой Труда…—
Но внучка — белоручка,
И в этом вся беда!
Сидит она, скучая
И отложив тетрадь,
Но деду чашки чая
Не вздумает подать.
Зато попросит деда:
— Ты мне машину дашь?
Я на каток поеду!—
И позвонит в гараж.
Случается порою —
Дивится весь народ:
У дедушки-героя
Бездельница растет.
Докладчик
Выступал докладчик юный,
Говорил он о труде.
Он доказывал с трибуны:
— Нужен труд всегда, везде!
Нам велит трудиться школа,
Учит этому отряд…
— Подними бумажки с пола!
Крикнул кто-то из ребят.
Но тут докладчик морщится:
— На это есть уборщица!
Его семья
У Вовы двойка с минусом —
Неслыханное дело!
Он у доски не двинулся.
Не взял он в руки мела!
Стоял он будто каменный:
Он стоял как статуя.
— Ну как ты сдашь экзамены?
Волнуется вожатая. —
Твою семью, отца и мать,
На собранье упрекать
Директор будет лично!
У нас хороших двадцать пять
И три семьи отличных,
Но твоей семьей пока
Директор недоволен:
Она растить ученика
Не помогает школе.
— Ну при чем моя семья?-
Он говорит вздыхая. —
Получаю двойки я —
И вдруг семья плохая!
Упреки он бы перенес,
Не показал бы виду,
Но о семье идет вопрос —
Семью не даст в обиду!
Будут маму упрекать:
«У нас хороших двадцать пять
И три семьи отличных,
А вы одна — плохая мать!» —
Директор скажет лично.
Печально Вова смотрит вдаль,
Лег на сердце камень:
Стало маму очень жаль…
Нет, он сдаст экзамен!
Скажет маме: «Не грусти,
На меня надейся!
Нас должны перевести
В хорошее семейство!»
Анализ стихотворения «По дороге в класс» Барто
Стихи «По дороге в класс» Агнии Львовны Барто – юмористическое столкновение неуемного героизма со здравым смыслом.
Стихотворение датируется 1955 годом. Уже классик детской литературы, поэтесса все чаще обращается к новому жанру – сатире. Ее первые опыты одобрил сам К. Чуковский. В жанровом отношении – сценка из школьной жизни, рифмовка сложная, смешанная, 9 строф. Как правило, герои стихов поэтессы имеют имена. Не стало исключением и данное произведение. Никита с Танюшей (кстати, именно таким было имя дочери автора) торопятся в школу. Видимо, школа имеется в виду столичная, а значит, это первый год, как отменили экспериментальное раздельное обучение мальчиков и девочек. Грозный рык щенка нарушает идиллию. Мальчик и бровью не повел: «Он не трус!» Однако Танюшка проявляет простительную слабость и пугается. Мимолетный эпизод превращается в настоящий подвиг. Герой «отогнал дворнягу» и принимает заслуженную благодарность от спасенной одноклассницы. Никита решает брать быка за рога и предлагает девочке потеряться. В дремучем лесу, разумеется. Для нее пустяк, а для него – возможность проявить свою смекалку. Впрочем, Танюшу перспектива аукаться в лесу с Никитой почему-то не радует. Однако фантазер уже не может остановиться: «утони когда-нибудь!» К его досаде, девочка умеет плавать. В общем, Никита чрезвычайно вырос в собственных глазах после встречи с кудлатым щенком. В его воображении дворняга обернулась матерым волком. Но «в мечтах» и волк был побежден голыми руками. Окончательно зазнаться помешали только распахнутые двери школы. Пришлось идти в класс и вновь из героя стать учеником начальных классов. Стихотворение динамично, эмоционально, с живой разговорной лексикой и интонацией. В основе его – диалог детей и авторское отступление. Случившаяся история вполне правдоподобна, в ее героях могли себя узнать множество читателей. Стих изобилует восклицаниями, есть и один многозначительный вздох: «она его не поняла…» Как и должно быть в стихах для детей, эпитетов практически нет, разве что «кудлатая дворняга». Особую трогательность, беспомощность придает девочке уменьшительный суффикс в имени, и вскрик «ой» (междометие). Впрочем, позднее выяснится, что она не такого уж и робкого десятка. Ряд инверсий: спешил Никита, пойдут подружки. Фразеологический оборот: слезы градом. Гипербола: всю дорогу спасал.
Стихотворение «По дороге в класс» А. Барто – школьная история, универсальная и поучительная для детей любого поколения.
Конец стихотворения Агнии Барто – лучшие детские стихи, поэзия для детей, стихи для детей, советские стихи для детей, советская классика, стихи для малышей, стихи для школьников, учить стихи
Вертуться к индексу – всех стихов Агнии Барто. Все стихи Агнии Барто
— опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на виртуальной доске или стене объявлений.
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021.
Стихи на английском и других языках.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Для 3-4 класса
Третьекласснику понадобится совсем немного времени, чтобы заучить одно из этих стихотворений, однако они придутся весьма кстати на семейном празднике или новогоднем утреннике.
Две сестры глядят на братца
Две сестры глядят на братца:
Маленький, неловкий,
Не умеет улыбаться,
Только хмурит бровки.
Младший брат чихнул спросонок,
Радуются сестры:
— Вот уже растет ребенок —
Он чихнул, как взрослый!
Двояшки
Мы друзья — два Яшки,
Прозвали нас «двояшки».
— Какие непохожие!-
Говорят прохожие.
И должен объяснять я,
Что мы совсем не братья,
Мы друзья — два Якова,
Зовут нас одинаково.
Дикарка
Утро. На солнышке жарко.
Кошка стоит у ручья.
Чья это кошка?
Ничья!
Смотрит на всех,
Как дикарка.
Мы объясняли дикарке:
– Ты же не тигр в Зоопарке,
Ты же обычная кошка!
Ну, помурлычь хоть немножко!
Кошка опять, как тигрица,
Выгнула спину и злится.
Кошка крадется по следу…
Зря мы вели с ней беседу.
Агния Барто – стихи для детей: Читать детские стихотворения для школьников, малышей
Все стихи Агнии Барто
- Агния Барто — Жук
- Агния Барто — Девочка чумазая
- Агния Барто — Шурка
- Агния Барто — Машенька
- Агния Барто — Ути-ути
- Агния Барто — Смешной цветок
- Агния Барто — Так на так
- Агния Барто — Дядя Вова и Медведь
- Агния Барто — Володин портрет
- Агния Барто — Имя и фамилия
- Агния Барто — Загадочный вопрос
- Агния Барто — На букву «Л»
- Агния Барто — Зайка в витрине
- Агния Барто — Барабан
- Агния Барто — Сегодня солнышко печёт
- Агния Барто — За цветами в зимний лес
- Агния Барто — Бегут ромашки по полю
- Агния Барто — Бедняга крот
- Агния Барто — Башмаки
- Агния Барто — Арифметика
- Агния Барто — Апрель
- Агния Барто — В честь Андрея
- Агния Барто — Деды-близнецы
- Агния Барто — Слон
- Агния Барто — Скворцы прилетели
- Агния Барто — Синицы возвратились
- Агния Барто — Сила воли
- Агния Барто — Сережа учит уроки
- Агния Барто — Сверчок
- Агния Барто — Резиновая Зина
- Агния Барто — Река разлилась
- Агния Барто — Рукодельница
- Агния Барто — Пчелиный яд
- Агния Барто — Про ленивого Федота
- Агния Барто — Пора прощаться
- Агния Барто — Приходите мне помочь
- Агния Барто — В театре
- Агния Барто — Помощница
- Агния Барто — По дороге в класс
- Агния Барто — Петя утомлён
- Агния Барто — Очки
- Агния Барто — Первая любовь
- Агния Барто — Первый урок
- Агния Барто — Отложу на потом
- Агния Барто — Откуда вы, синицы
- Агния Барто — Олень
- Агния Барто — Однажды я разбил стекло
- Агния Барто — Нужная песня
- Агния Барто — Нет синиц, не прилетели
- Агния Барто — На школьном утреннике
- Агния Барто — Наш сосед Иван Петрович
- Агния Барто — Мячик (Наша Таня громко плачет)
- Агния Барто — Мы в зоопарке
- Агния Барто — Бычок (Идет бычок, качается)
- Агния Барто — Мишка (Уронили мишку на пол)
- Агния Барто — Мама-болельщица
- Агния Барто — Маляр
- Агния Барто — Лялечка
- Агния Барто — Любочка
- Агния Барто — Любитель-рыболов
- Агния Барто — Лето на весах
- Агния Барто — Королева
- Агния Барто — Леночка с букетом
- Агния Барто — Буква Р
- Агния Барто — Кораблик
- Агния Барто — Копейкин
- Агния Барто — Колыбельная
- Агния Барто — Козлёнок
- Агния Барто — Каникулы
- Агния Барто — Катя
- Агния Барто — Квартет
- Агния Барто — К нам, на пестрые страницы, прилетели две синицы
- Агния Барто — Игра в стадо
- Агния Барто — Звонки
- Агния Барто — Ботаника больна
- Агния Барто — Зарядка
- Агния Барто — Зайка
- Агния Барто — Завитушки
- Агния Барто — Весной Андрюша родился
- Агния Барто — Жадный Егор
- Агния Барто — Есть такие мальчики
- Агния Барто — Его семья
- Агния Барто — Дом переехал
- Агния Барто — Докладчик
- Агния Барто — Дикарка
- Агния Барто — Дело было в январе
- Агния Барто — Болтунья
- Агния Барто — Дедушкина внучка
- Агния Барто — Двояшки
- Агния Барто — Гуси-лебеди
- Агния Барто — Две бабушки
- Агния Барто — Две сестры глядят на братца
- Агния Барто — Выборы
- Агния Барто — Всё на всех
- Агния Барто — Вот так защитник
-
Лучшее
Агния Барто — Верёвочка - Агния Барто — Блинчики
- Агния Барто — Я лежу, болею, сам себя жалею
- Агния Барто — В школу
- Агния Барто — Сонечка
Агния Барто — Стихи для детей, школьников: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.
Стихи Агнии Барто Для Школьников
Весна, весна на улице,Весенние деньки!Как птицы, заливаютсяТрамвайные звонки.
Шумная, веселая,Весенняя Москва.Еще не запыленная,Зеленая листва.
Галдят грачи на дереве,Гремят грузовики.Весна, весна на улице,Весенние деньки!
Тут прохожим не пройти:Тут веревка на пути.Хором девочки считаютДесять раз по десяти.
Это с нашего двораЧемпионы, мастераНосят прыгалки в кармане,Скачут с самого утра.
Во дворе и на бульваре,В переулке и в саду,И на каждом тротуареУ прохожих на виду,
И с разбега,И на месте,И двумя ногамиВместе.
Вышла Лидочка вперед.Лида прыгалку берет.
Скачут девочки вокругВесело и ловко,А у Лидочки из рукВырвалась веревка.
— Лида, Лида, ты мала!Зря ты прыгалку взяла!—Лида прыгать не умеет,Не доскачет до угла!
Рано утром в коридореВдруг раздался топот ног.
Он ужасно возмутился,И сказал сердито он:— Почему всю ночь в переднейКто-то топает, как слон?
Встала бабушка с кровати —Все равно вставать пора.Это Лида в коридореПрыгать учится с утра.
Лида скачет по квартиреИ сама считает вслух.Но пока ей удаетсяДосчитать всего до двух.
Лида просит бабушку:— Немножко поверти!Я уже допрыгалаПочти до десяти.
— Ну,— сказала бабушка,—Не хватит ли пока?Внизу, наверно, сыплетсяИзвестка с потолка.
Весна, весна на улице,Весенние деньки!Галдят грачи на дереве,Гремят грузовики.
Шумная, веселая,Весенняя Москва.Еще не запыленная,Зеленая листва.
Вышла Лидочка вперед,Лида прыгалку берет.
— Лида, Лида! Вот так Лида!Раздаются голоса. —Посмотрите, это ЛидаСкачет целых полчаса!
— Я и прямо,Я и боком,С поворотом,
Доскакала до угла.— Я б не так еще могла!
Весна, весна на улице,Весенние деньки!С книжками, с тетрадкамиИдут ученики.
Полны веселья шумногоБульвары и сады,И сколько хочешь радуйся,Скачи на все лады.
Весёлые стихи Агнии Барто про школу для учащихся начальной школы
Агния Барто «В школу»
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок,
У него на новой куртке
Отложной воротничок.
Он проснулся ночью тёмной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.
Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал.
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.
За стеной соседи встали,
Электричество зажгли,
За стеной соседи встали,
А потом опять легли.
Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что она твердит урок.
Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы-реки.
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
Агния Барто «Мама или я?»
Непонятно, кто из нас
Поступает в первый класс:
Мама или я —
Новиков Илья?
Наш букет уже готов.
Кто не спит из-за цветов?
Кто глядит чуть свет:
— Не завял букет?
Мама, а не я —
Новиков Илья.
Рассказала всем чужим:
— Скоро в школу побежим! —
Мама, а не я —
Новиков Илья.
Перед первым сентябрём
Мама сбилась с ног:
— Ну-ка, книжки соберём!..
Что на завтрак мы берём?..
Не проспи, сынок!
Непонятно, кто из нас
Поступает в первый класс:
Мама или я —
Новиков Илья?!
Агния Барто «Я выросла»
Мне теперь не до игрушек —
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Серёже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой —
Ничего, что он хромой,
А медведь измазан слишком…
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст её мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Серёже?
Он плохой, без колеса…
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!
Мне теперь не до игрушек —
Я учусь по букварю…
Но я, кажется, Серёже
Ничего не подарю.
Агния Барто «Песенка про Петю»
Целый день он занят делом,
Двух минут не отдохнёт:
То он парту мажет мелом,
То сидит бумажки рвёт!
А во время переменки
Занят он ещё сильней:
Подойдёт он к чистой стенке,
Чертит чёртиков на ней.
Мы песенку про Петю
Решили вам пропеть,
Чтоб не было на свете
Ему подобных Петь!
Ах, как занят этот Петя!
Целый час ломал часы
И на мамином портрете
Подрисовывал усы.
То он вскочит на скамейку,
То залезет под кровать,
То зачем-то схватит лейку,
Станет лужи поливать.
Со двора домой вернётся,
Бросит санки у крыльца,
Если их чинить возьмётся,
Доломает до конца.
То промчится он вприпрыжку,
То залезет на чердак…
Взяться некогда за книжку —
Слишком занят он и так!
Мы песенку про Петю
Решили вам пропеть,
Чтоб не было на свете
Ему подобных Петь!
Агния Барто «Почему телефон занят?»
По телефону день-деньской
Нельзя к нам дозвониться!
Живёт народ у нас такой —
Ответственные лица:
Живут у нас три школьника
Да первоклассник Коленька.
Придут домой ученики —
И начинаются звонки,
Звонки без передышки.
А кто звонит? Ученики,
Такие же мальчишки.
— Андрей, что задано, скажи?..
Ах, повторяем падежи?
Всё снова, по порядку?
Ну ладно, трубку подержи,
Я поищу тетрадку.
— Серёжа, вот какой вопрос:
Кто полушария унёс?
Я в парте шарил, шарил,
Нет карты полушарий!..
Не замолкают голоса,
Взывает в трубке кто-то:
— А по ботанике леса,
Луга или болота?
Звонят, звонят ученики…
Зачем писать им в дневники,
Какой урок им задан?
Ведь телефон-то рядом!
Звони друг другу на дом!
Звонят, звонят ученики…
У них пустые дневники,
У нас звонки, звонки, звонки…
А первоклассник Колечка
Звонит Смирновой Галочке —
Сказать, что пишет палочки
И не устал нисколечко.
Агния Барто «Звонки»
Я Володины отметки
Узнаю без дневника.
Если брат приходит с тройкой —
Раздаётся три звонка.
Если вдруг у нас в квартире
Начинается трезвон —
Значит, пять или четыре
Получил сегодня он.
Если он приходит с двойкой —
Слышу я издалека:
Раздаётся два коротких
Нерешительных звонка.
Ну, а если единица —
Он тихонько в дверь стучится.
Агния Барто «Сильное кино»
Заранее, заранее
Всё было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придёт
Мой старший брат,
Он мне расскажет
Всё подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему,
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал
Свой рассказ:
— Они ползут,
А он им — раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Она им — раз!
Они ей — раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Заодно.
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я ещё мала,
Я ничего не поняла.
Стихи Агнии Барто Для Школьников
Весна, весна на улице,Весенние деньки!Как птицы, заливаютсяТрамвайные звонки.
Шумная, веселая,Весенняя Москва.Еще не запыленная,Зеленая листва.
Галдят грачи на дереве,Гремят грузовики.Весна, весна на улице,Весенние деньки!
Тут прохожим не пройти:Тут веревка на пути.Хором девочки считаютДесять раз по десяти.
Это с нашего двораЧемпионы, мастераНосят прыгалки в кармане,Скачут с самого утра.
Во дворе и на бульваре,В переулке и в саду,И на каждом тротуареУ прохожих на виду,
И с разбега,И на месте,И двумя ногамиВместе.
Вышла Лидочка вперед.Лида прыгалку берет.
Скачут девочки вокругВесело и ловко,А у Лидочки из рукВырвалась веревка.
— Лида, Лида, ты мала!Зря ты прыгалку взяла!—Лида прыгать не умеет,Не доскачет до угла!
Рано утром в коридореВдруг раздался топот ног.
Он ужасно возмутился,И сказал сердито он:— Почему всю ночь в переднейКто-то топает, как слон?
Встала бабушка с кровати —Все равно вставать пора.Это Лида в коридореПрыгать учится с утра.
Лида скачет по квартиреИ сама считает вслух.Но пока ей удаетсяДосчитать всего до двух.
Лида просит бабушку:— Немножко поверти!Я уже допрыгалаПочти до десяти.
— Ну,— сказала бабушка,—Не хватит ли пока?Внизу, наверно, сыплетсяИзвестка с потолка.
Весна, весна на улице,Весенние деньки!Галдят грачи на дереве,Гремят грузовики.
Шумная, веселая,Весенняя Москва.Еще не запыленная,Зеленая листва.
Вышла Лидочка вперед,Лида прыгалку берет.
— Лида, Лида! Вот так Лида!Раздаются голоса. —Посмотрите, это ЛидаСкачет целых полчаса!
— Я и прямо,Я и боком,С поворотом,
Доскакала до угла.— Я б не так еще могла!
Весна, весна на улице,Весенние деньки!С книжками, с тетрадкамиИдут ученики.
Полны веселья шумногоБульвары и сады,И сколько хочешь радуйся,Скачи на все лады.
Леночка с букетом
Вышла Леночка на сцену,
Шум пронёсся по рядам.
— От детей, — сказала Лена,—
Я привет вам передам.
Лена в день Восьмого марта
Говорила мамам речь.
Всех растрогал белый фартук,
Банты, локоны до плеч.
Не нарадуются мамы:
— До чего она мила!—
Лучшим номером программы
Эта девочка была.
Как-то в зале райсовета
Депутаты собрались,
Лена, девочка с букетом,
Вышла к ним из-за кулис.
Лена держится так смело,
Всем привет передаёт.
Ей знакомо это дело:
Выступает третий год.
Третий год, зимой и летом,
Появляется с букетом.
То придёт на юбилей,
То на съезд учителей.
Ночью Леночке не спится,
Днём она не пьёт, не ест:
«Ой, другую ученицу
Не послали бы на съезд!»
Говорит спокойно Лена:
— Завтра двойку получу —
У меня районный пленум,
Я приветствие учу.
Лена, девочка с букетом,
Отстаёт по всем предметам:
Ну когда учиться ей?
Завтра снова юбилей.
Для детей 4-5 лет (для заучивания)
Выучивание стихотворений наизусть пригодится не только школьникам – это отличная тренировка для памяти. Стишки Агнии Барто собранные в этом параграфе выучить довольно легко, так что они хорошо подойдут тем, кто только начинает тренировать свою память.
Козленок
У меня живет козленок,
Я сама его пасу.
Я козленка в сад зеленый
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду —
Я в траве его найду.
Мишка
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу —
Потому что он хороший.
Мячик
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
— Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Кораблик
Матросская шапка,
Веревка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
— Прокати, капитан!
Помощница
У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала,—
Он с утра конфеты ел.
Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.
Перед сном сказала маме:
— Вы меня разденьте сами,
Я устала, не могу,
Я вам завтра помогу.
Анализ стихотворения «В школу» Барто
Произведение «В школу» Агнии Львовны Барто – хрестоматийный рассказ о важнейшем событии в жизни целой семьи.
Стихотворение написано в 1940-е годы. Поэтессе в эту пору около 40 лет, годы Великой Отечественной войны она вместе с детьми провела в Свердловске. Там она познакомилась с П. Бажовым, устроилась на завод, старалась внести посильный вклад в журналистику. В тот же период она еще раз попробовала себя в качестве киносценариста для детского фильма «Слон и веревочка». В жанровом отношении – поэтический рассказ с толикой юмора, стихи хореические, рифмовка перекрестная сочетается с холостой, 8 строф. Лирический герой – первоклассник Петя. Точнее, будущий первоклассник, осталось ночь пережить. Поэтессе удается передать всю гамму чувств ребенка, предвкушающего новый, совсем взрослый, этап в своей жизни. Открывается стих сакраментальным вопросом. Да ведь герой «теперь не просто мальчик». Он же школьник. Вот и выглаженная форма на стуле, и новенький портфель. «Отложной воротничок»: детали тогдашней советской школьной формы. Петя пойдет в школу в ученической курточке с тем самым обязательным воротничком, фуражке с кокардой, с ремнем и пряжкой.
Поэзия А. Барто сопровождает ребенка с самого раннего возраста, забавляя и поучая его. Даже переступая порог школы, он не расстается с творчеством поэтессы. Лексика разговорная, близкая к детской речи («ужасно испугался»). С улыбкой автор описывает волнение Пети (кстати, имена – одна из важнейших черт поэзии А. Барто, возможность придать достоверность, узнаваемость ситуации). Незнакомая дотоле ответственность снедает первоклассника: «оделся в две минуты». Пожалуй, пройдет немного времени, и он не будет столь охотно вставать по утрам в школу. Глубокой ночью, с пеналом в портфеле (еще бы, ведь он такой красивый), Петя выскакивает в прихожую. Ему не нужны сопровождающие, и даже традиционный букет цветов. Хорошо, что у папы бессонница – он услышал шорох. Даже соседи невольно оказались причастны к завтрашнему событию. Тоже не спят, хотя в школу и не собираются. Рефрены, перечислительные градации подчеркивают ночной переполох. В эту ночь выспались только бабушка с дедушкой, однако и у них были тематические сны: ответы у доски. Опять-таки, невзначай показаны семейные связи, понятие дома. Композиция стиха кольцевая. Начало и финал повторяют друг друга. Прозаизм: электричество. Топоним: Москва-река (значит, дело происходит в столице). Числительные придают правдоподобия: две минуты, десять раз. Много звонких, простых, глагольных рифм. Анафора: даже.
Детство в стихах А. Барто не только советское. В главном – оно универсально. Свежесть восприятия мира, юмор, ненавязчивые нравственные уроки – основа нестареющей поэзии.
Анализ стихотворения «Первая любовь» Барто
«Первая любовь» Агнии Львовны Барто – рассказ о чувстве, подвергнувшемся жестокому испытанию.
Стихотворение датируется 1956 годом. Поэтессе в эту пору исполнилось 50 лет, она классик советской детской литературы, член множества писательских и общественных организаций. В жанровом отношении — школьная драма. Рифмовка перекрестная и смежная, 11 строф. Лирическая героиня – Наташа. Ей «почти тринадцать», а значит, пора брать пример со старшей сестры Тони: влюбиться. Тем более что за окном бушует весна. Выбор большой, но и отсев кандидатов производится серьезный. Толстощеким и невысоким в ее сердце места нет. Так что ничего не подозревающие Юрка и Петя уже потерпели сокрушительное поражение. Победителем стал Алеша. Действительно, «славный малый». Правда, девчонок боится как огня, но это же исправимо. Если, к примеру, обращаться к нему нежным голоском, стараться не спугнуть, прикормить, наконец, глядишь – и растает
Урок географии – идеальное время для того, чтобы привлечь внимание сурового «Алексея». Мальчик, который привык, что его зовут Алик, удивлен вниманием одноклассницы
В самом деле, с ней хлопот не оберешься. Смотрит, загадочно кивает, просит помощи, сама помогает без спросу. «Что ей нужно от меня?» Он начинает уже беспокоиться, как бы в классе не заметили маневров Наташи. Конечно, во всякой непонятной ситуации взбучка приходит на помощь. Дождавшись окончания занятий, Алик отлупил свою поклонницу. Неожиданный поворот на первом свидании, сестра Тоня о таком не предупреждала. Что ж, романтика превращается в драму. Выхода два: страдать на благоразумном расстоянии или выбрать мальчика с кулаками поменьше, того же Петю, например. Почти возвышенная интонация мешается с просторечной. Финал вообще звучит строчкой из частушки. Развернутая перечислительная градация: скосила, попросила, подает. Несколько идиом: вышел из себя, понять не в силах. Восклицания, вопросы. Промокашка – пористая бумага, впитывающая лишние чернила. Сравнения: как огня, как птица. Парентеза: пожалуй. Анафора: то она. Топонимы: Иртыш, Енисей. Эпитеты: славный, легкою. Фольклорный оборот: чуть свет. Имена и цифры, как всегда, придают стихотворению правдоподобия. Лексические повторы. Инверсия: звякнет телефон, поступил он, повторяет класс.
А. Барто в «Первой любви» с неизменным юмором живописует историю из жизни школьников-подростков.
В школуСтихотворение Агнии Барто
Почему сегодня Петя Просыпался десять раз? Потому что он сегодня Поступает в первый класс. Он теперь не просто мальчик, А теперь он новичок. У него на новой куртке Отложной воротничок. Он проснулся ночью темной, Было только три часа. Он ужасно испугался, Что урок уж начался. Он оделся в две минуты, Со стола схватил пенал. Папа бросился вдогонку, У дверей его догнал. За стеной соседи встали, Электричество зажгли, За стеной соседи встали, А потом опять легли. Разбудил он всю квартиру, До утра заснуть не мог. Даже бабушке приснилось, Что твердит она урок. Даже дедушке приснилось, Что стоит он у доски И не может он на карте Отыскать Москвы-реки. Почему сегодня Петя Просыпался десять раз? Потому что он сегодня Поступает в первый класс.
Агния Барто. Избранные стихи.Москва: Планета детства, 1999.