Степь вечером
Клубятся тучи, млея в блеске алом,
Хотят в росе понежиться поля,
В последний раз, за третьим перевалом,
Пропал ямщик, звеня и не пыля.
Нигде жилья не видно на просторе.
Вдали огня иль песни — и не ждешь!
Всё степь да степь. Безбрежная, как море,
Волнуется и наливает рожь.
За облаком до половины скрыта,
Луна светить еще не смеет днем.
Вот жук взлетел, и прожужжал сердито,
Вот лунь проплыл, не шевеля крылом.
Покрылись нивы сетью золотистой,
Там перепел откликнулся вдали,
И слышу я, в изложине росистой
Вполголоса скрипят коростели.
Уж сумраком пытливый взор обманут.
Среди тепла прохладой стало дуть.
Луна чиста. Вот с неба звезды глянут,
И как река засветит Млечный Путь.
***
Теплым ветром потянуло,
Смолк далекий гул,
Поле тусклое уснуло,
Гуртовщик уснул.
В загородке улеглися
И жуют волы,
Звезды частые зажглися
По навесу мглы.
Только выше всё всплывает
Месяц золотой,
Только стадо обегает
Пес сторожевой.
Редко, редко кочевая
Тучка бросит тень…
Неподвижная, немая
Ночь светла, как день.
***
Заря прощается с землею
Заря прощается с землею,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.
Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!
И всё таинственней, безмерней
Их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!
Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, —
И землю чувствуют родную
И в небо просятся оне.
***
Еще акация одна
С цветами ветви опускала
И над беседкою весна
Душистых сводов не скругляла.
Дышал горячий ветерок,
В тени сидели мы друг с другом,
И перед нами на песок
День золотым ложился кругом.
Жужжал пчелами каждый куст,
Над сердцем счастье тяготело,
Я трепетал, чтоб с робких уст
Твое признанье не слетело.
Вдали сливалось пенье птиц,
Весна над степью проносилась,
И на концах твоих ресниц
Слеза нескромная светилась.
Я говорить хотел — и вдруг,
Нежданным шорохом пугая,
К твоим ногам, на ясный круг,
Спорхнула птичка полевая.
С какой мы робостью любви
Свое дыханье затаили!
Казалось мне, глаза твои
Не улетать ее молили.
Сказать «прости» чему ни будь
Душе казалося утратой…
И, собираясь упорхнуть,
Глядел на нас наш гость крылатый.
***
Ранние годы
Будущий поэт Афанасий Фет появился на свет 5 декабря 1820 по новому стилю в Мценском уезде Орловской губернии. Молодой человек имел благородное происхождение.
Отца будущего литератора звали Афанасием Неофитовичем Шеншиным. На момент рождения сына он был отставным военным офицером, ротмистром. А после того, как ушел со службы, занялся дворянскими делами. Мужчина происходил из древнего рода Шеншиных.
Эта семья владела половиной всего Мценского уезда. Крупные и богатые помещики в представлении не нуждались. Ранние годы своей жизни Афанасий Фет провел в деревне, окруженные роскошью. Мальчик ни в чем не нуждался. Быт его был типичен для ребенка богатого помещичьего рода.
Мать молодого человека была немкой, ее звали Шарлотта Фёт. С женщиной Афанасий Неофитович познакомился незадолго до рождения сына, в Дармштадте. Она носила фамилию первого супруга.
Герб рода Шеншиных
Именно здесь и начались проблемы. Будущий поэт был записан как Шеншин. Брак родители молодого человека заключили еще до появления ребенка на свет, но по лютеранскому образцу, за пределами Российской империи.
Венчание же в православной традиции состоялось, когда мальчик уже появился на свет. Церковь категорически противилась такому порядку. Молодой человек попал в сложное положение.
Официально сыном Шеншина его считать отказывались. Вместо этого юношу записали под фамилией матери, Фёт (позже «ё» сменилась на «е», произошла русификация). Отцом же будущего поэта считали первого мужа Шарлотты, некоего Иоганна.
Некоторое время эти обстоятельства вызывали разногласия в среде исследователей Афанасия Афанасьевича. Многие биографы всерьез считали, что литератор был внебрачным сыном первого супруга своей матери. Но более глубокие исследования показали, что это не так. Путаница связана с банальной бюрократической ошибкой и волокитой властей.
Такое положение вещей сильно ударило по Фету. Его не признавали сыном Афанасия Неофитовича. В результате мальчик лишился потомственного дворянства и потерял все причитающиеся ему права и привилегии.
Немалую роль в этом сыграл и его собственный отец. Нерасторопность родителя стала причиной лишения Афанасия Фета признания его происхождения.
Афанасий Фет в детстве
События очень огорчили молодого человека. Однако опускать руки он не стал. Желая получить свое, юноша решил выслужить дворянство. С раннего периода Афанасий Фет стал трудиться в поте лица.
Образование мальчика началось очень рано. Он жил в родовом поместье, где его посещали частные преподаватели. Юноша любил читать, интересовался отечественной и зарубежной литературой. В то же время, его любопытство простиралось дальше.
В отличие от многих дворян-помещиков и их детей, мальчика очень интересовали особенности крестьянского быта. Он мог часами наблюдать за делами крепостных или же разговаривать со служанками, горничными, слушая от них предания, легенды, а временами и просто новости.
Когда юноше исполнилось 14 лет, его отправили в Эстонский город Выру. Тут он поступил в частный пансионат Крюммера, где продолжил свое образование. Всего через 3 года в 1837 молодой человек вернулся в Москву. Тут он учился в образовательном учреждении, которое возглавлял профессор истории Михаил Погодин.
В период раннего юношества Фет впервые ознакомился со стихами Александра Пушкина. Творчество знаменитого мэтра поэзии произвело на Афанасия сильнейшее впечатление. Примерно с этого же момента юноша решает попробовать свои силы в искусстве.
Интересные факты о Фете
- Когда будущему поэту было 14 лет (в 1834 году) выяснилось, что он не является юридически сыном Шеншина, русского помещика, и запись об этом сделана была незаконно. Анонимный донос, сделанный неизвестным, стал причиной разбирательств. Как приговор прозвучало решение: Афанасий отныне должен носить фамилию матери, а также он лишался российского подданства и привилегий потомственного дворянина. Внезапно из богатого наследника он превратился в человека без имени. Как позор воспринял данное событие Фет. Навязчивой идеей стало для него возвращение утраченного положения. Его мечта сбылась лишь в 1873 году, когда Фету было уже 53 года.
- Тяжелым бременем была отмечена судьба такого поэта, как Афанасий Афанасьевич Фет. Биография для детей о нем обычно об этом не упоминает. Для поэта существовала опасность одной родовой болезни. Дело в том, что в его роду имелись сумасшедшие. Уже в зрелом возрасте два брата Фета потеряли рассудок. Под конец жизни его мать также страдала безумием. Эта женщина умоляла всех убить ее. Сестра Надя незадолго до брака Афанасия Афанасьевича с Марией Боткиной также попала в психиатрическую клинику. Ее там навещал брат, однако Надя не узнавала его. Часто замечал и за собой приступы тяжелой меланхолии Афанасий Фет, биография и творчество которого это подтверждают. Поэт все время опасался, что его постигнет та же участь, что и родных.
В 1847 году во время военной службы в Федоровке поэт познакомился с девушкой по имени Мария Лазич. Ее очень полюбил Афанасий Афанасьевич Фет. Биография и творчество его во многом сложились под влиянием этой встречи. Отношения между влюбленными начались с легкого флирта, переросшего постепенно в глубокое чувство. Однако красивая, хорошо образованная Мария не могла все-таки стать хорошей партией для надеявшегося вернуть звание дворянина Фета. Поняв, что любит эту девушку по-настоящему, поэт все-таки решил, что не женится на ней. Девушка к этому отнеслась спокойно, однако решила через некоторое время разорвать отношения с Фетом. После этого поэту сообщили о трагедии в Федоровке. В комнате Марии вспыхнул пожар, на ней загорелась одежда. Девушка, пытаясь спастись, выбежала сначала на балкон, а затем в сад. Однако ветер лишь раздувал пламя. Умирала Мария Лазич несколько дней. Последние слова этой девушки были о Фете. Эту потерю тяжело перенес поэт. До конца жизни он сожалел о том, что не женился на Марии. Душа его опустела, и больше не было в его жизни настоящей любви.
Итак, вы познакомились с таким поэтом, как Афанасий Афанасьевич Фет. Биография и творчество кратко были представлены в этой статье. Надеемся, что эта информация вызывала желание у читателя познакомиться поближе с великим поэтом. Поэзию так называемого нового классицизма ознаменовало творчество такого автора, как Фет Афанасий Афанасьевич. Биография (полная) представлена Бухштабом Б.Я. Называется книга «А. А. Фет. Очерк жизни и творчества». По этой работе вы можете ближе познакомиться с таким великим русским поэтом, как Афанасий Афанасьевич Фет. Биография по датам в ней дается довольно подробно.
Удача на литературном поприще
В пору пребывания в университете Фет выпустил первый сборник своих стихов. Называется он несколько затейливо: «Лирический пантеон». В издание сборника деятельности помогал Аполлон Григорьев. Сборник оказался убыточным. Выход «Лирического пантеона не принес Фету положительного удовлетворения и радости, но, тем не менее, заметно воодушевил его. Он стал писать стихи больше и энергичнее, чем прежде. И не только писать, но и печататься. Его охотно печатаю два крупнейших того журнала «Москвитянин» и «Отечественные записки». Более того, некоторые стихи Фета попадают, в известную в то время «Хрестоматию» А. Д. Галахова, первое издание которой вышло в 1843 году.
В «Москвитянине» Фет начал печататься с конца 1841 года. Редакторами этого журнала были профессора Московского университета – М. П.
Погодин и С. П. Шевырев. С середины 1842 года Фет начал печататься в журнале «Отечественные записки», ведущим критиком которого был великий Белинский. В течение нескольких лет, с 1841 и до 1845-го, Фет напечатал в этих журналах 85 стихотворений, в том числе и хрестоматийное стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…».
Стихи Фета для детей
Ель рукавом мне тропинку завесила…
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, —
Я ничего не пойму.
Ветер. Кругом всё гудет и колышется,
Листья кружатся у ног,
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.
Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.
Мама! глянь-ка из окошка…
Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.
Не колючий, светло-синий
По ветвям развешан иней —
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
Уж теперь не будет спору:
За салазки, да и в гору
Весело бежать!
Правда, мама? Не откажешь,
А сама, наверно, скажешь:
«Ну, скорей гулять!»
Учись у них — у дуба, у березы…
Учись у них — у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
Уж верба вся пушистая…
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,
Тепло озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена —
И над душою каждою
Проносится весна.
Бабочка
Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем —
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот — дышу.
Надолго ли, без цели, без усилья,
Дышать хочу?
Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья
И улечу.
Вечер
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, —
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.
Сосны
Средь кленов девственных и плачущих берез
Я видеть не могу надменных этих сосен;
Они смущают рой живых и сладких грез,
И трезвый вид мне их несносен.
В кругу воскреснувших соседей лишь оне
Не знают трепета, не шепчут, не вздыхают
И, неизменные, ликующей весне
Пору зимы напоминают.
Когда уронит лес последний лист сухой
И, смолкнув, станет ждать весны и возрожденья, —
Они останутся холодною красой
Пугать иные поколенья.
Превращения
Давно, в поре ребяческой твоей,
Ты червячком мне пестреньким казалась
И ласково, из-за одних сластей,
Вокруг родной ты ветки увивалась.
И вот теперь ты, куколка моя,
Живой души движения скрываешь
И, красоту застенчиво тая,
Взглянуть на свет украдкой замышляешь.
Постой, постой, порвется пелена,
На божий свет с улыбкою проглянешь,
И, весела и днем упоена,
Ты яркою нам бабочкой предстанешь.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Особенности поэзии А.А. Фета
Афанасий Фет создавал красочные стихи о красоте, любви и природе. Особенностью творчества поэта является полное неприятие либеральных демократических ценностей и отсутствие четкой гражданской позиции выраженной через стихи. Будучи убежденным монархистом, Фет считал, что поэзия – это не способ передачи политического и идеологического посыла, а инструмент для открытия читателю мира прекрасного, полного красоты и гармонии. Его стихи представляли собой зарисовки о природе, любви и гармонии. В качестве примера можно привести отрывок из стихотворения «Я пришел к тебе с приветом».
Лирика Фета рисует идеальный мир, в который можно уйти благодаря стихам. В каждой строчке оживает природа. Но при этом, природа не земная, а небесная, чистая и идеальная.
У А.А. Фета все предметы наделены музыкой. Она сквозит сквозь строки, и именно возможность слышать и чувствовать эту музыку и создает восхитительную и цельную картину в каждом стихотворении поэта. Так, например, звуковая организация стихотворения «Пчелы» помогает поэту найти особенное художественное выражение; звукопись в тексте не просто «украшение», а «пучок смыслов», способ передачи чувств и эмоций.
Для того, чтобы стихи звучали музыкально и мелодично поэт использовал следующие художественные средства:
- аллитерацию;
- ассонанс;
- ритмику;
- повторы.
Однако лирике А.А. Фета не чужда грусть, вселенская печаль и одиночество. Тоску поэта можно почувствовать в стихотворении «Я тебе ничего не скажу…» написанное в 1885 году.
Стихотворение относится к тому периоду творчества поэта, когда он начал переосмысливать свою жизнь, черпать вдохновение из прошлых ошибок, неудач. В строках звучит тоска по потерянной любви. Поэту пришлось сделать сложный выбор между благосостоянием и любовью. Несмотря на долгий брак с Боткиной, он не мог забыть девушку из молодости, которая трагически погибла спустя некоторое время после свадьбы поэта. Считается что он всю жизнь винил себя в смерти Марии Лазич (так звали девушку, которую он любил в молодости). А.А. Фет не счел нужным сказать правду жене, так как не хотел заставлять ее страдать. Об этом свидетельствует кольцевая композиция стихотворения. Поэт дает понять читателю, что решение принято, и он его не изменит.
В Стихах Афанасия Фета мало глаголов, много прилагательных. Все в стихах направленно на создание воздушной красоты, небесной. Любовная лирика наполнена красивой печалью, которая передается через природу. В стихотворении «Alter ego» от 1878 года читатель видит обращение к любимой, которая своей «душой младенческой поняла» силу его поэтического дара, и осознание того, кем была для него та, без которой «суждено влачить» существование, но их «нельзя разлучить» и суждено встретиться на высшем суде. Тут очевидно возвращение к теме тоски по Марии Лазич.
Стихи Афанасия Фета легли в основу множества песен и романсов. Прекрасные слова поэта не нашли отклика в сердцах многих современников, которые считали их бессмысленными, так как они не призывали к общественным резонансным событиям. Поэт понимал, что его стихи не для всех. Его творчество опередило свою эпоху и дало начало символизму в поэзии XX века.
Биография
Его мать Шарлотта-Елизавета Беккер была дочерью немецкого бюргера и некоторое время являлась супругой некоего Иоганна Фета, асессора местного суда в Дармштадте. Вскоре Шарлотта познакомилась с Афанасием Неофитовичем Шеншиным – орловским помещиком и по совместительству отставным ротмистром.
После чего его мать уехала со своим любовником в Россию, тайно от всех. Будущий поэт родился уже в Орловской губернии, был крещен в православии и записан как сын Шеншина. Спустя два года его мать и отчим смогли обвенчаться.
Уже на территории России, через два месяца после переезда, на свет появился мальчик. Младенца крестили по православному обычаю и назвали Афанасием. Таким образом, родители предопределили будущее ребенка, ведь Афанасий в переводе с греческого означает «бессмертный»
Принявшая православие Шарлотта, которая стала Елизаветой Петровной, вспоминала, что Шеншин относился к приемному сыну как к кровному родственнику и одаривал мальчика заботой и вниманием
Позже у Шеншиных родилось еще трое детей, но двое умерли в молодом возрасте, что неудивительно, ведь из-за прогрессирующих болезней в те смутные времена детская смертность считалась далеко не редкостью.
Свое детство Афанасий провел в деревне Новоселки, что в Орловской губернии, в усадьбе отца, в доме с мезонином и двумя флигелями. Взору мальчика открывались живописные луга, покрытые зеленеющей травой, кроны могучих деревьев, освещенные солнцем, домики с дымящимися трубами и церквушка со звонкими колоколами. Также юный Фет вставал в пять утра и в одной пижаме бежал к горничным, дабы те рассказали ему сказку. Хотя занятые прядением служанки старались игнорировать надоедливого Афанасия, мальчик в конечном итоге добивался своего. Все эти детские воспоминания, вдохновляющие Фета, нашли отражение в его последующем творчестве.
Афанасий посещал немецкий частный пансион Крюммера, где показал себя как старательный ученик. Юноша корпел над учебниками по литературе и уже тогда пытался придумывать стихотворные строки.
Когда мальчику было 14 лет, открылось, что он родился до заключения брака. Фет был лишен фамилии и русского подданства и стал
из дворянина Шеншина «гессен-дармштадтским подданным Афанасием Фетом». Такие перемены стали ударом в сердце для будущего поэта, считавшего себя исконно русским. В течение долгих лет писатель пытался вернуть фамилию человека, который воспитывал его как родного сына, но попытки оказались тщетны. И только в 1873 году Афанасий одержал победу и стал Шеншиным. До 14 лет Афанасий жил и учился дома, а затем в городе Верро (Лифляндский губернии), в пансионе Кроммера.
Одинокий дуб
Смотри, — синея друг за другом,
Каким широким полукругом
Уходят правнуки твои!
Зачем же тенью благотворной
Всё кружишь ты, старик упорный,
По рубежам родной земли?
Когда ж неведомым страданьям,
Когда жестоким испытаньям
Придет медлительный конец?
Иль вечно понапрасну годы
Рукой суровой непогоды
Упрямый щиплют твой венец?
И под изрытою корою
Ты полон силой молодою.
Так старый витязь, сверстник твой,
Не остывал душой с годами
Под иззубренною мечами,
Давно заржавленной броней.
Всё дальше, дальше с каждым годом
Вокруг тебя незримым ходом
Ползет простор твоих корней,
И, в их кривые промежутки
Гнездясь, с пригорка незабудки
Глядят смелее в даль степей.
Когда же, вод взломав оковы,
Весенний ветр несет в дубровы
Твои поблеклые листы,
С ним вести на простор широкий,
Что жив их пращур одинокий,
Ко внукам посылаешь ты.Одинокий дуб»
Смотри, — синея друг за другом,
Каким широким полукругом
Уходят правнуки твои!
Зачем же тенью благотворной
Всё кружишь ты, старик упорный,
По рубежам родной земли?
Когда ж неведомым страданьям,
Когда жестоким испытаньям
Придет медлительный конец?
Иль вечно понапрасну годы
Рукой суровой непогоды
Упрямый щиплют твой венец?
И под изрытою корою
Ты полон силой молодою.
Так старый витязь, сверстник твой,
Не остывал душой с годами
Под иззубренною мечами,
Давно заржавленной броней.
Всё дальше, дальше с каждым годом
Вокруг тебя незримым ходом
Ползет простор твоих корней,
И, в их кривые промежутки
Гнездясь, с пригорка незабудки
Глядят смелее в даль степей.
Когда же, вод взломав оковы,
Весенний ветр несет в дубровы
Твои поблеклые листы,
С ним вести на простор широкий,
Что жив их пращур одинокий,
Ко внукам посылаешь ты.
Основные достижения
- Афанасий Фет оставил после себя большое творческое наследие. Фета признавали современники, его стихами восхищались Гоголь, Белинский, Тургенев, Некрасов. В пятидесятых годах своего века он был наиболее значимым представителем поэтов, которые пропагандировали «чистое искусство» и воспевали «вечные ценности» и «абсолютную красоту». Творчество Афанасия Фета ознаменовало завершение поэзии нового классицизма. Фет и сейчас считается одним из самых ярких поэтов своего времени.
- Большое значение для российской литературы имеют и переводы Афанасия Фета. Он перевел всего «Фауста» Гёте, а также произведения целого ряда латинских поэтов: Горация, Ювенала, Катулла, Овидия, Вергилия, Персия и других.
Биография
Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) родился 5 декабря (23 ноября по старому стилю) 1820 года в имении Новоселки неподалеку от города Мценска Орловской губернии (ныне Мценского района Орловской области).
По другим данным, дата рождения Фета — 10 ноября (29 октября по старому стилю) или 11 декабря (29 ноября по старому стилю) 1820 года.
Будущий поэт родился в семье помещика, ротмистра в отставке Афанасия Шеншина, который в 1820 году якобы обвенчался заграницей по лютеранскому обряду с Шарлоттой Фет, дочерью обер-кригс-комиссара Карла Беккера, носившей фамилию Фет по первому мужу. Этот брак не имел в России законной силы. До 14 лет мальчик носил фамилию Шеншина, а затем вынужден был принять фамилию матери, так как обнаружилось, что православное венчание родителей было совершено после рождения ребенка.
Это лишило Фета всех дворянских привилегий.
До 14 лет мальчик жил и учился дома, а затем был отправлен в немецкую школу-пансион в Верро Лифляндской губернии (ныне город Выру в Эстонии).
В 1837 году Афанасий Фет приехал в Москву, полгода провел в пансионе профессора Михаила Погодина и поступил в Московский университет, где учился в 1838-1844 годах сначала на юридическом, потом на словесном отделении.
В 1840 году вышел первый сборник стихов под заглавием «Лирический пантеон», автор укрылся за инициалами А. Ф. С конца 1841 года стихи Фета регулярно появлялись на страницах издававшегося Погодиным журнала «Москвитянин». С 1842 года Фет печатался в либеральном западническом журнале «Отечественные записки».
С целью получить дворянское звание Фет решил поступить на военную службу. В 1845 году он был принял в кирасирский полк; в 1853 году перешел в уланский гвардейский полк; в Крымскую кампанию находился в составе войск, охранявших Эстляндское побережье; в 1858 году вышел в отставку штаб-ротмистром, не выслужив дворянства.
В годы военной службы Афанасий Фет был влюблен в родственницу своих провинциальных знакомых Марию Лазич, которая повлияла на все его творчество. В 1850 году Лазич погибла на пожаре. Исследователи выделяют особый цикл стихотворений Фета, связанных с Лазич.
В 1850 году в Москве вышел второй сборник стихотворений Фета под названием «Стихотворения». В 1854 году, находясь в Петербурге, Афанасий Фет сблизился с литературным кружком журнала «Современник» — Николаем Некрасовым, Иваном Тургеневым, Александром Дружининым, Василием Боткиным и др. В журнале стали печататься его стихи. В 1856 году вышел новый сборник «Стихотворений А.А. Фета», переизданный в 1863 году в двух томах, причем во второй вошли переводы.
В 1860 году Фет купил хутор Степановка в Мценском уезде Орловской губернии, занимался хозяйством, жил там безвыездно. В 1867-1877 годах был мировым судьей. В 1873 году за Фетом была утверждена фамилия Шеншин со всеми связанными с нею правами. В 1877 году он продал благоустроенную им Степановку, купил дом в Москве и живописное имение Воробьевку в Щигровском уезде Курской губернии.
С 1862 года по 1871 год в журналах «Русский вестник», «Литературная библиотека», «Заря» очерки Фета печатались под редакционными названиями «Записки о вольнонаемном труде», «Из деревни» и «По вопросу о найме рабочих».
В Степановке Фет начал работу над мемуарами «Мои воспоминания», охватывающими период с 1848 до 1889 года, они вышли в 1890 году в двух томах, а том «Ранние годы моей жизни» был опубликован уже после его смерти — в 1893 году.
Много в это время Фет занимался переводами, завершенными в основном уже в 1880-х годах. Фет известен как переводчик Горация, Овидия, Гете, Гейне и других древних и новых поэтов.
В 1883-1891 годах были опубликованы четыре выпуска сборника стихотворений Фета «Вечерние огни». Пятый он уже не спел выпустить. Предназначавшиеся для него стихотворения частично и в ином порядке вошли в изданный после его смерти двухтомник «Лирические стихотворения» (1894), подготовленный его почитателями — критиком Николаем Страховым и поэтом К.Р. (великим князем Константином Романовым).
Последние годы Фета были отмечены знаками внешнего признания. В 1884 году за полный перевод сочинений Горация он получил Пушкинскую премию Императорской Академии наук, в 1886 году, за совокупность трудов, был избран ее членом-корреспондентом.
В 1888 году Фет получил придворное звание камергера, лично представлялся императору Александру III.
Афанасий Фет скончался 3 декабря (21 ноября по старому стилю) 1892 года в Москве. Похоронен поэт в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.