Читать краткое содержание Последний поклон Астафьева во 2-м варианте персказа
Писатель очень много произведений посвятил теме войны и деревни. И «Последний поклон» тоже относится к ним. Это произведение представлено небольшой повестью, которая состоит из нескольких рассказов, которые имеют биографический характер. Писатель описывает свою жизнь и свое детство. Его воспоминания не последовательны, они представлены эпизодами.
Он посвятил это произведение Родине в том понимании, как он это увидел. Он описал свою деревню, с прекрасной дикой природой, суровым климатом, красивыми горами и густой и не проходимой тайгой. В произведении подняты проблемы простых людей в сложные периоды жизни.
Война окочена и люди возвращаются в родные деревни и города, чтобы найти свои семьи, жен, детей.
Мужчина, который выжил в тяжелых боях, хочет вернуться домой, где надеется увидеть свою бабушку. Он очень любит ее и уважает. Он идет в село задами, чтобы ей другие не сказали раньше, что он возвращается, хочет устроить ей сюрприз. Он думал, что они теперь вместе будут радоваться и вспоминать , возможно поплачут о былых временах, но все же будут счастливы.
Но когда он пришел в родное село, на ту самую улицу, которая была такой узнаваемой , осознал, что все изменилось и сады уже не так цветут, и дома покосились, а некоторые и вовсе оказались разрушенными.
Воспоминания заставили его немного взгрустнуть. Но когда он увидел дом своей бабушки, он обрадовался, хотя крыша его тоже покосилась. Крыша бани, в которой он так любил париться, тоже стала дырявая в некоторых местах и даже прогнила. Мыши прогрызли норы, но это все оказалось такими мелочами, когда он увидел бабушку, которая сидела на том же самом месте, что и раньше.
Он бросился к ней и стали радоваться вместе. Бабушка стала рассматривать своего любимого внука и очень обрадовалась, когда увидела на груди у него орден. Она начала говорить ему о том, что устала жить, от проблем, войны и долгой разлуки.
Вскоре бабушки не стало. И ему на Урал прислали письмо с вызовом на похороны, но его не отпустили, потому что отпускали только в том случае, если умерли родители. Он всю жизнь жалел, что так мало провел времени со своей любимой бабушкой и так мало сделал для нее.
В произведении автор утверждает, что человек не имеет права чувствовать себя сиротой, на земле, которая для него родная. Его размышления о смене поколений философские. И каждый человек должен с трепетом относиться к своей семье и близким людям, ценить их и уважать.
Оцените произведение:
3.52
Голосов: 123 Читать краткое содержание Последний поклон. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Краткое содержание «Как я ловил человеков»
Маленький мальчик Боря жил у бабушки. Высоко на полке у неё стоял кораблик, который она очень берегла, этот кораблик был семейной реликвией. Мальчику безумно хотелось посмотреть, что находится внутри кораблика, он думал, что там живут крохотные человечки, размером со спичку. Сначала Боря не спал по ночам, мечтая их увидеть хоть одним глазком. Он и хлеб клал на кораблик, и леденец, пытаясь подкараулить человечков, но у него ничего не вышло.
И тогда мальчик задумал добраться до кораблика и разобрать его. Но тут было одно препятствие: для того, чтобы осуществить этот безумный план, Боря должен был остаться дома один, что, практически, было невозможно, потому что бабушка всегда была дома, а если куда-то уходила, то обязательно брала его с собой. Но мальчика, принявшего решение, было уже не остановить.
Дождавшись момента, когда бабушка засобиралась в гости, мальчик развёл бурную деятельность: он нашёл шерстяные варежки, натёр ими до красноты всё лицо, лёг в постель и сделал больной вид. Бабушка, увидев Борю, забеспокоилась, пообещала зайти в аптеку и ушла.
Опасаясь, что она может вернуться, мальчик выждал некоторое время, потом соскочил с кровати и полез за корабликом. Сначала он его переворачивал, потом принялся трясти, но никаких человечков не было. Тогда он решил оторвать палубу, взял нож, но опять не смог отделить её от корпуса, так как мешали верёвочные лесенки. Пришлось отрезать лесенки. Мальчик думал, что приподнимет палубу, и быстро рукой прихлопнет хоть одного человечка. Подняв палубу, Боря убедился, что человечков нет, и никогда не было, как и скамеечек, которые он видел в своём воображении. Мальчик стал прилаживать палубу на место, но у него ничего не получилось. Тут только Боря понял, что он натворил. Трясущимися руками он поставил раскуроченный кораблик на место, бросился в кровать и горько заплакал.
Основная мысль
Этот рассказ говорит о том, что прежде что-то сделать, надо хорошо подумать, какими могут быть последствия.
Хвостик — краткое содержание рассказа В.П. Астафьева
Раньше остров Овсянский похож был на чубатую голову. Весь он порос высокой травой, черёмухой, вербой и пахучим смородинником. В любое время года его опоясывал венец из различных трав и кустарников. Осенью весь остров был укрыт золотой листвой. Только недалеко от воды стоял огромный стог сена. Часто на остров прилетали красивые жёлтые птицы, гонимые холодными ветрами с замёрзшего Енисея. Сейчас этот уголок природы стал полуостровом, так как здесь построили гидростанцию, соединив остров с берегом. Уже редко речная вода заливала бывший островок. Засохли на нём кусты черёмухи, не видно ольхи и тальника. Трава там тоже растёт плохо. Цветы вытоптаны или вырваны с корнями. Растёт на берегу только колючий бурьян и курослеп. Были когда-то в заречье хорошие покосы. Вместо них сейчас построили деревянный причал. Каждый выходной на катерах и теплоходах, моторных лодках и пароходах приплывают сюда дачники, строят парники, копают огороды, сажают овощи, ягоды и цветы. Часто можно увидеть здесь отдыхающих, которые ломают близлежащие кусты, жгут костры, едят, пьют, оставляя после себя промасленные пакеты, консервные банки, клочья бумаги и вытоптанную траву. Никто не считает нужным убрать всё это за собой, ведь они приезжают сюда отдыхать после тяжёлой трудовой недели. Вдруг писатель услышал на берегу звонкий мальчишеский смех. Он подошёл поближе и увидел неприглядную картину: кучу мусора после вчерашнего выходного дня. Среди всего этого беспорядка на газетном листе стояла металлическая банка из-под мясных консервов. Из банки свешивался чей-то скрюченный хвостик, похожий на маленький колосок, и виднелись согнутые лапки. На развёрнутой газете было ярко выделено название статьи о защите окружающей природы. Края банки выпачканы засохшей кровью суслика, видно попался он отдыхающим ещё живым. Через всю статью кровью зверька, это писатель понял позже, было написано слово «отклик».
Сюжет рассказа «Как я ловил человеков»
Маленького Борю на все лето отвезли к бабушке. У нее был чудесный пароходик, который выглядел, как настоящий. Он стоял на полке, и бабушка не разрешала Боре с ним играть, объяснив, что этот пароходик дорог ей как память.
Этот корабль буквально заворожил Борю – он представлял, как по палубе прохаживаются крошечные, меньше спички, человечки. Мальчик настолько поверил тому, что на корабле есть маленькие матросы, что решил подсмотреть за ними ночью, выпросив у бабушки ночник. Он укрылся с головой одеялом, оставив маленькую щелочку, и принялся разглядывать судно. В какой-то момент ему даже показалось, что на палубе что-то двинулось. Но в это момент Боря неловко шевельнулся и, как ему показалось, вспугнул человечков. От досады на самого себя он уснул.
На следующий день Боря решил выманить человечков при помощи конфеты. Он положил перед каютой кусочек леденца, но, не выдержав ожидания, уснул. Утром на палубе, конечно же, никакой конфеты не было. В другой раз Боря оставил кусочек хлеба, но и его к утру уже не было на кораблике.
Мальчик задался целью во что бы то ни стало поймать человечков. Когда бабушка решила пойти в гости, Боря натер лицо и лег в кровать. Обеспокоенная бабушка велела ему лежать дома, пообещав скоро вернуться с малиной.
Как только бабушка ушла, Боря бросился к пароходику, и принялся его трясти. Но матросы сидели крепко на своих скамейках и не шевелились. Тогда мальчик в азарте взял нож и стал подковыривать палубу. Ему мешали веревочки, натянутые от мачт, и он их без раздумий срезал. Но под палубой было пусто.
Дрожащими руками Боря попытался было придать пароходику первоначальный вид, но это у него не получилось. Он поставил кораблик на место и юркнул под одеяло. Он заплакал от стыда за свой некрасивый поступок. В этот момент в комнату вошла бабушка, и принялась его успокаивать – она еще не знала, что натворил ее проказливый внук.
В. Астафьев «Хвостик». Короткие рассказы
Время чтения рассказа — 4 минуты. Смеется, заливается, хохочет мальчик… Овсянский остров напоминал когда-то голову — туповатую с затылка и заостренную, чубатую со лба. В любое время года была та голова в окладе венца — бледная зимняя плешь обметана чернолесьем; весной плешь острова нечесано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черемушника. Пока черемуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черемухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника… В осени мягкий лист кустарников бронзовел, и выкошенный, чистый остров в ровной стрижке зеленой отавы победно возносил мачту над высоким стогом сена. И всю-то зимушку покрыто было боязливое темечко земли пухлой шапкой сена, и серебряно звенел венец, надетый на чело острова. Желтая птица кружилась и кружилась над зимним стогом. Ветер с Енисея гнал ее встречь бурям, и алым флагом вспыхивало крыло высокой птицы под широкой зарею в часы предвечерья.
Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. Захудала на нем некошеная трава, усохли кустарники. По оголившейся отноге и пологим берегам налет зеленого помета — цветет малопроточная вода. Перестала цвести и рожать черемуха, обуглились, почернели ее ветви и стволы; не полыхают более цветы — они вытоптаны или вырваны с корнем. Лишь живучий курослеп сорит еще желтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.
Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были — уже не найти. Нынче сооружен здесь деревянный причал. Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощь, цветы, ягоды, В субботу и воскресенье — пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.
Под бравую песню «То ли еще будет…» расползаются они пo затоптанному клочку земли, глядя на который еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может — ни птица, ни зверь… Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене — гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит — ведь они приехали отдыхать от трудов.
Оглохла земля, коростой покрылась. Если что и растет на ней, то растет в заглушье, украдкой, растет кривобоко — изуродованное, пораненное, битое, обожженное…
Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.
Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из нее торчит хвостик суслика, и скрюченные задние лапки. И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте ее, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: «В защиту природы…»
Шапка подчеркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик».
— Что же ты смеешься, мальчик?!
— Хво… хво… хвостик!
Да, хвостик суслика смешон — напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик — не сеют нынче в заречье хлеба. Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали весёлые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обёртке, засунули живого. И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.
Весенний остров — краткий пересказ рассказа В.П. Астафьева
Тема обновления в природе и в самой жизни очень важна для человека. Самая известная сцена в русской литературе, посвященная этой теме, конечно, разговор князя Андрея с возродившимся дубом. Астафьев в своем рассказе, иллюстрирующем ту же тему, раскрывает её по-своему, смещает акценты… Герой рассказа плывёт на теплоходе по реке. Рассказчик любуется природой, тем более эти места для него родные. Мужчина стоит ночью на палубе, любуется картиной, которая раскрывается перед ним. Широкий Енисей похож на студень, который разрезает пароход. Всюду лето, первые цветы, конечно, отцвели. Вода будто бы густая, а берега острова ярко-ярко зелёные с вкраплениями необыкновенных цветов. Действительно, лето тут короткое, и природа пытается показать всю красоту летнего сезона концентрированно. Герой видит остров, необычно свежий. Здесь зелень совсем ещё светлая, цветы весенние. Будто этот остров остался в прошлом – недалёком, но таком ярком. Рассказчик бежит по палубе, чтобы дольше любоваться этой красотой. Но вскоре остров «затонул» вдали… Дальше ещё и ещё попадаются острова, но они просто, как и всё вокруг, летние. Такого чудесного места автор больше не увидел. Так вот соединился рельеф чудесного острова, погодные условия, что весна здесь задержалась дольше. Или просто она позже пришла! Снег долго лежал на его берегах под защитой скал, долго это было прибежищем зимы. Этот пейзаж натолкнул автора на мысль, что весна приходит, несмотря ни на что. К каждому (человеку) в разное, может быть время, но весна всё равно приходит. Это жизнеутверждающая мысль о том, что после спада будет обязательно подъем, после темной полосы — светлая. Надежда на это даёт силы преодолеть любые трудности. Рассказ учит внимательному отношению к природе, позитивному мышлению. Другие рассказы Астафьева кратко Краткая биография Астафьева В.П. Краткое содержание произведений других авторов
Сочинение по повести Астафьева В.П. «Последний поклон»
Пересказ по плану «Как я ловил человеков»
План пересказа рассказа “Как я ловил человечков”
- Пароходик на полке
- Запрет бабушки
- Честное слово
- Маленькие человечки
- Взгляд из-под одеяла
- Леденцовая приманка
- Кусочек хлеба
- Мнимый больной
- Взлом пароходика
- Пустота
- Раскаяние
Кратчайшее содержание рассказа “Как я ловил человечков” для читательского дневника в 6 предложений
- Мальчик Боря приехал жить к бабушке и увидел замечательный пароходик.
- Он дал бабушке честное слово, что не прикоснется к пароходику
- Боря пытался выманить человечков из каюты леденцом и хлебом
- Боря притворился больным, чтобы остаться одному
- Он поднял палубу и перерезал веревочки, идущие к мачтам
- В корабле было пусто и мальчик плакал под одеялом от страха и раскаяния.
Главная мысль рассказа“Как я ловил человечков” Никогда нельзя идти на поводу у своего любопытства и нарушать данное слово.
Чему учит рассказ“Как я ловил человечков” Рассказ учит быть честным, учит сдерживать свои желания. Учит слушаться старших и не огорчать тех, кто нас любит. Признавать свою вину. Учит не совершать поступков, которых мы стали бы стыдиться.
Пословицы к рассказу“Как я ловил человечков” Давши слово держись, а не давши крепись. Любопытной Варваре на базаре нос оторвали. Честное слово на дороге не валяется. Блюди хлеб на обед, а слово на ответ. В ком стыд, в том и совесть.
Популярные сегодня пересказы
- Яшка лось — краткое содержание рассказа Астафьева Мама маленького жеребенка Яшки была кобылой не совсем обычной. Во-первых, её звали Марианна. Для деревни, в которой раньше и не слышали такого имени, оно воспринималось как что-то оскорбительное.
- Аякс — краткое содержание трагедии Софокла Замечательное произведение, ставшее достоянием древней литературы, называется «Аякс», а написано оно Софоклом. Краткое содержание данного творения представлено в этой статье.
- Святогор и Микула Селянинович — краткое содержание былины В данном поэтическом сказании повествуется о русском богатыре Святогоре, обладающего недюжинной силой, да такой, что он сам не мог справиться с нею. Однажды богатырь, мечтая померяться с кем-нибудь силушкой своею
- Сапсан — краткое содержание рассказа Куприна Автор представляет рассказ от имени собаки, её зовут Сапсан Тридцать шестой. Скорее всего автор попытался представить мир в том свете, в котором видит его животное.
В беседе выясняем, что наиболее удачные заголовки — это:
1. «История Овсянского острова».
2. «Оглохла земля».
3. «Хвостик суслика».
(Запись в тетради.)
— А теперь подумаем: рассказ называется «Хвостик», а о суслике, которому принадлежит хвостик, автор пишет только в последней, третьей части. Две трети рассказа — об острове. Почему? Над этим вопросом мы будем думать на протяжении всего урока. Он поможет нам понять идею рассказа. Прочитайте первое предложение рассказа.
(«Смеётся, заливается, хохочет мальчик…”)
Как вы думаете, почему в конце предложения стоит многоточие?
(Потому что дальше речь идёт не о мальчике, а о другом — об острове. Видимо, смех мальчика вызвал у автора воспоминания.)
Где ещё упоминается о смехе мальчика?
(В конце второй части и в конце рассказа.)
Что же получилось?
(Описание острова, его история оказались между описаниями веселья мальчика, в кольце. Такая композиция называется кольцевой. Композиция рассказа строго продумана, имеет значение не только содержание каждой части, но и их последовательность.)
Итак, что из себя представлял Овсянский остров? Какой приём использует автор в его описании?
(Остров напоминал «голову” — «туповатую с затылка” и «чубатую со лба”, «в окладе венца”, «с зимней плешью, обметанной черноволосьем…”
Голова, затылок, чуб, венец, плешь, волосы — всё это бывает у живого существа. Значит, автор относится к острову как к живому, олицетворяет его. Поэтому в тексте появляются метафоры и сравнения.)
Какую цветовую лексику использует автор, какие художественно-выразительные средства?
(Автор показывает, как меняется остров в разное время года, какие приобретает оттенки: «бледная”, «черноволосье”, «серо-свалявшийся”, «багряно-мерцающие”, «рыхлый цвет”, «бронзовел”, «зелёная”, «серебряно-жёлтая”, «алый”…
(Попутно объясняется значение слов «оклад”, «отава”, «оподолье”.)Весной краски самые яркие, летом от жары, солнца, пыли они «утихали”, чтобы новыми оттенками заиграть осенью и, наконец, уснуть, успокоиться зимой.Автор использует новые яркие эпитеты — «свалявшаяся отава, вспененный черёмушник, небоязный смородинник”, которые помогают лучше представить красоту природы; развёрнутые метафоры: «тальники погружались в глубину черёмушника”, «черёмуха кружилась, метелила, вспыхивала, стряхивала с себя рыхлый цвет”, «оробело останавливалась гуща”, «утихали листом тальники”, «остров победно возносил мачту”, «темечко земли” и др.
12 стр., 5520 слов
Три раздела основной части заключение список использованных источников …
… посредничество в платежах, выдача кредитов, прием вкладов, консультации по финансово-кредитным вопросам. Коммерческий банк является кредитно-денежным институтом, занимающийся размещением и привлечением денежных ресурсов. Банки осуществляют активные и пассивные операции. Финансовые ресурсы …
— В каких словах передаются процессы, происходящие на острове? Назовите их. (Слова записываются на доске.)
(Путалась, погружались, кружилась, метелила, вспыхивала, останавливалась, утихали, бронзовел, возносил.)
Какой вы можете сделать вывод об отношении автора к природе?
(Автор с большой любовью описывает остров, подбирая для этого самые точные слова, он относится к нему как к живому, знает его жизнь, чувствует настроение, уважает его законы, видит в них гармонию и взаимосвязь всех процессов. Здесь всё на своих местах, всё друг для друга.)
Как звучат последние строки первой части?
(Они звучат поэтично, величественно.)
Вывешиваются и рассматриваются рисунки ученика с изображением весеннего и осеннего пейзажей острова.
Что изменилось на острове после строительства гидроэлектростанции?
(Остров стал полуостровом, жизнь его изменилась.)
— Назовите ключевые слова, характеризующие эти перемены. (Слова записываются на доске во вторую колонку.)
(«Вода откатилась”, «Захудала некошеная трава”, «Усохли”, «Оголилась”, «Вода цветёт”, «Перестала рожать черёмуха”, «Обуглились ветки”, «Не полыхают цветы”, «Вытоптаны и вырваны”.)
— Законы острова, его процессы, гармония и красота — всё разрушено. Меняется ли речь, настроение автора?
(Речь очень изменилась, стала резкой, обрывистой, почти пропали метафоры, эпитеты, сравнения. Изменилось и настроение автора: оно стало грустным, безысходным. Если первую часть можно было назвать гимном, то вторую — плачем по острову.)
Хвостик — краткий пересказ рассказа В.П. Астафьева
В небольшом по объему рассказе В. П. Астафьева «Хвостик» слышится боль за природу родного края, упрек в сторону тех людей, то в качестве отдыхающих от трудового дня туристов едет в леса и уродует растения и животные. С самого начала произведения автор вспоминает былые времена, когда Овсянский остров был богат насаждениями: тальником, черемухой. С тех пор, как этих краях появилась гидростанция, стали ходить пароходы теплоходы, поредели леса, берега реки, цветы «вырваны с корнем». Боязно стало растениям расти на открытых местах, «растут в заглушье, украдкой». Теперь даже не найти те места, где были пашни и покосы. Теперь на деревянном причале постоянно толпятся дачники с ягодой. Настоящей трагедией для автора стал поступок маленького мальчика, который без остановки над чем-то смеялся. Когда мужчина подошел ближе к нему, причина стала понятна. Среди остатков еды, мусора, которые взрослые так и не убрали после вчерашних посиделок, грызун, решивший подкормиться крошками хлеба, появившимися на природе во время гулянья людей, суждено было погибнуть от руки человека. Застрявшему не по своей воле в жестяной банке безобидному суслику ни один взрослый помог. Они лишь с издевкой написали на газете кровью животного «В защиту животного». Хвостик погибшего суслика в этот момент, который напоминал ржаной колос, странно торчал теперь из банки. Он почему-то вызывал у мальчика бурные эмоции и хохот, несмотря на то, что суслика уже не было в живых. Другие рассказы Астафьева кратко Краткая биография Астафьева В.П. Краткое содержание произведений других авторов
Вопросы-суждения к миниатюре «Хвостик» из книги В.П.Астафьева «Затеси»
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Зеленогорский техникум промышленных технологий и сервиса»
Литература
Педагогическая технология «Способ диалектического обучения»
Вопросы-суждения к миниатюре В.П.Астафьева «Хвостик» (из книги «Затеси»), II курс, 11класс
подготовила
преподаватель русского языка и литературы
Азарова Светлана Васильевна
г. Зеленогорск
2016
1.Чем объяснить, что до неузнаваемости изменился Овсянский полуостров?
2.Как доказать, что отдыхающие калечат землю?
3.Когда произошло истязание животного?
4.В каком случае людям даже не приходит в голову «прибрать за собою»?
5.Каким образом гуляки расправились с сусликом?
6.Вследствие чего суслик оказался на берегу?
7.Почему «смеётся, заливается, хохочет мальчик»?
Ответы:
1. После сооружения гидростанции «Овсянский остров стал полуостровом. Захудала на нём некошеная трава, усохли кустарники… цветёт малопроточная вода. Перестала цвести и рожать черёмуха, обуглились, почернели её ветви и стволы …покосы и пашни уже не найти».
2.Полуостров посещает большое количество отдыхающих, которые оставляют после себя груды мусора и нечистот, уничтожают растения и животных. «Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене-гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою…Оглохла земля, коростой покрылась. Если что и растёт на ней, то растёт в заглушье, украдкой, растёт кривобоко-изуродованное, поцарапанное, битое, обожжённое… не полыхают более цветы – они вытоптаны или вырваны с корнем …».
3.Истязание маленького животного произошло в воскресенье, когда на полуострове было много отдыхающих.
4.Отдыхающим на полуострове людям даже в голову не приходит убрать за собою мусор, потому что они приехали сюда не работать, а отдыхать от трудов.
5.Гуляки поймали суслика, засунули его в банку, «судя по царапинам на обёртке, засунули живого. И «отклик» на газете…написан не карандашом, а кровью зверушки.
6. «С голоду подался крошки по берегу подбирать, тут его и поймали весёлые гуляки».
7. «Средь объедков и битого стекла стоит узкая консервная баночка, а из неё торчит хвостик суслика, и скрюченные задние лапки…Да, хвостик суслика смешон-напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкоостый хвостик». Этот жалкий хвостик и рассмешил мальчика.
Список использованной литературы
1.Астафьев В.П. Затеси: Миниатюры. Короткие рассказы. — Красноярск: Кн. издательство,1992.-336с.
Методы работы, Формы организации учебной деятельности учащихся, Оборудование, техническое оснащение
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Объявление темы и цели урока.
Вступительное слово учителя.
II. Выступление ученика
Учитель: — В 1961 году В. П. Астафьев начал писать короткие рассказы-миниатюры, которые составили цикл «Затеси». В «Затесях» в лаконичной и иносказательной форме выражены все проблемы, которые рассмастривал В. П. Астафьев в своих «больших» произведениях, его боль по поводу того, что происходит вокруг: оскудение человеческой души, безжалостное отношение к природе, состояние культуры и искусства; все так же звучит тема войны и значит, тема бесценности человеческой жизни, тема самопожертвования. «Затеси» создавались на протяжении всего позднего творчества писателя.
«Людочка» (1989)
Астафьев «Людочка» – краткое содержание и анализ
Как предупреждает нас автор, этот рассказ – об истинном происшествии где-то в середине 70-х годов. Но, прочтя, нельзя не ощутить, сколько душевной силы и сколько художественного видения вложено им самим.
А по широте жизненного знания, сгущённого в этом тексте, и по напряжённости нравственного чувства как в гневе на зло, так и в тяготеньи к добру мы, пожалуй, могли бы угадать и имя автора, не напиши он его сам.
И каково же многополное знание и советской городской жизни в её гоможеньи, и необратимости деревенской гибели, и, вдобавок, блатного уголовного типажа! Этим содержанием рассказ богат, плотен и вместе целен.
Домаяла десять классов» – и мать указала ей ехать в город, в деревне делать нечего. Скромная, «с припрятанной застенчивой улыбкой», девушка пыталась стать ученицей у парикмахерши, но не одолела мастерства и больше служила у неё уборщицей.
Людочка покорно терпела и насмешки более успешных подружек, и своё городское бесприютство.
Виктор Петрович Астафьев, автор рассказа «Людочка»
А главное место действия рассказа – погибающий Парк вагонно-паровозного депо, типично советское создание – «насаженный в 30-х годах и погубленный в 50-х». Через весь парк надумали класть трубу с горячей водой, канаву проложили и часть трубы – да не закрыли.
– А само собой стояли по парку бетонные скамьи для отдыха граждан, «в парке было черно от ворон и галок, ор вороний оглашал окрестности». – На железной эстакаде раньше вешались портреты вождей и лозунги, потом не стало их. Ещё были забытые столбы для волейбола, ещё – решётчатый загон для танцев молодёжи.
Там по вечерам «трещала, гудела, грохотала музыка, помогая стаду в бесовстве и дикости».
Через этот Парк Людочке приходилось ходить, она не боялась; однажды затащили её на танцы, с испугом вырвалась.
А однажды зацепил её освобождённый из лагеря гнилозубый уркаган Стрекач – и дальше ни вид его, ни наружность, ни поведение, ни окружённость блатной мелкотой – уже не поддаётся нашему цитированию – это зримая, ощутимая, красочная, даже несравненная картина, отчётливо переданная Астафьевым, в чём и центр рассказа.
Добежала до парикмахерской хозяйки, очнулась уже у неё. Та успокаивала: «И родится баба не под нож, а под совсем другое. Ну сорвали плонбу, подумашь, экая беда. Нонче это не изъян, нонче замуж какую попало берут». Но упредила – не жаловаться на Стрекача, а то «мою избу спалят». Тогда Людочка: «Я к маме хочу». Хозяйка отпустила на день, на два – та деревня близко, электричкой.