Анализ / мораль басни «Слон и Моська» Крылова 2 вариант
Басню «Слон и Моська» Иван Андреевич Крылов впервые опубликовал в журнале «Драматический вестник».
Басня написана в 1808 году. Это год, когда за И. Крыловым вся читающая Россия признала талант национального баснописца. Его наперебой приглашают в гости с декламацией собственных произведений. А делал он это мастерски, тем самым только увеличивая популярность басен. Произведение написано разностопным ямбом с опоясывающей и смежной рифмовкой. Сюжетный ход близок одной из басен А. Сумарокова. Поводом к созданию произведения мог послужить слон, подаренный императору лет 15 тому назад. Первые строки отмечены ассонансом, в последующих встречается аллитерация. Начальная строчка, кстати, давно стала своеобразным фразеологическим оборотом. По городу вели Слона, поражая воображение прохожих. «Толпы зевак ходили»: зрелище и впрямь диковинное. Грубоватое «зеваки» означает праздношатающуюся публику всех сословий. «Навстречу Моська»: под этим именем скрывается еще и порода собаки – мопс. «Увидевши»: устаревшая форма деепричастия, широко распространенная в баснях И. Крылова. Следом идет каскад глагольных синонимов. «Лезет в драку». Рассудительная шавка, почесываясь, роняет: тебе ль со Слоном возиться? Просторечная лексика (та же «шавка» — дворняга) И. Крылова не искусственна, лишена нарочитых архаизмов, не режет слух и придает эффектную экспрессию. Интересно обращение собак между собой: соседка. «Срамиться»: позориться. Моська отвечает непонятливой шавке междометиями: эх! Эх! Оказывается, весь смысл этого маленького театрального представления и заключен в том, что реакции от Слона не последует. Зато собачка прослывет «большой забиякой», задирой практически бойцовой породы. Это прибавит ей очков по всем фронтам, не говоря уж об уважении хозяина. Вся жизнь ее будет овеяна геройской славой, найдется что и рассказать потомкам. Все псы в восхищении от ее пыла: она сильна, что лает на Слона! Мораль автором явно не подается, он предлагает читателю самому сделать вывод. Моська надеется обмануть простодушных, хотя сама о себе знает правду. Она нападает (пусть и мнимо) на того, кто ни в чем не виноват и не заслуживает такого отношения. Так собачка становится олицетворением людской молвы, пересудов, сплетен
Уязвленная вниманием к Слону, она пытается примазаться к его популярности
Финальная строка «Слона и Моськи» И. Крылова практически сразу стала крылатым выражением, уйдя в народ на правах полноценной пословицы.
Анализ, мораль басни Крылова «Слон и Моська»
Басня И. А. Крылова увидела свет осенью 1808 года. Необычный сюжет навеяла старинная гравюра со слоном и вечный порок любопытства и тщеславия, вечная дилемма «быть» и «казаться». Эпиграфом басни могла бы прослужить пословица – «Пустой бочонок громче гремит».
Нарицательное слово «моська» – собирательное название всех небольших собак (по некоторым данным – комнатных), в контексте басни приобретающее вид перифраза. На контрасте с Моськой Слон является олицетворением спокойной силы, уверенности и выдержки: недаром у него нет ни одной реплики. Он сдержанно реагирует и на шум надоедливой толпы, и на беснование Моськи.
В тексте басни имеются архаизмы: «увидевши» – устаревшая форма деепричастия «увидев», устаревшая форма наречия «знать» в значении «наверное», «отколе» – «откуда», побудительное междометие «ну» в значении «давай», глагол «срамиться» в значении «позориться», устаревшие падежные формы «лаю не примечает» и «духу придает», разговорные фразеологизмы – «отколе не возьмись» в значении «неожиданно, внезапно» «духу придает» – в значении «воодушевляет, поощряет».
Среди других средств художественной выразительности – метафора – «лезет в драку», антитеза – «ты хрипишь…, а он …идет и не примечает», лексический повтор – «Эх, эх!», эллипсис – «навстречу Моська им (бежит)», ирония – «тебе ли со Слоном возиться?», инверсия – «навстречу Моська им», «уж ты хрипишь», «говорят собаки», «он себе идет», каждое из которых является настоящей жемчужиной русской словесности.
В тексте басни «Слон и Моська» содержится ряд однородных сказуемых – «метаться (в значении «бросаться»), и лаять, и визжать, и рваться», которые не только подчеркивают быструю смену событий, но и являются примером многосоюзия.
Для изложения истинных мотивов Моськи поэт использует вопросно-ответную форму, риторические восклицания – «Ай, Моська! знать, она сильна…!», «Эх,эх!» – и риторический вопрос – «…тебе ли… возиться?»
Басня содержит ассонанс – первое четверостишие содержит 11 букв «о», что является аллюзией на толпу прохожих с приоткрытыми ртами – и аллитерацию: появление в сюжете образа Моськи в следующем четверостишии сопровождает обилие свистяще-шипящих звуков «ш», «с», «з», «зж», которые наряду с многочисленными «р» («перестань срамиться») является аллюзией суеты, собачьего рычания и лая.
Текст наполнен действием, поэтому включает всего один яркий эпитет – «большие забияки (задиры)». Используя его, Моська выдает желаемое за действительное. Ее задача – создать себе весомую репутацию, прослыть грозой всех собак, произвести впечатление именно на них, а совсем не запугать Слона. Дворовая Шавка оказывается реально смотрящей на вещи и более мудрой, чем Моська с ее претензией на благородство. В этом видится отсылка к здравомыслию простого народа.
Автор басни осуждает воинствующее невежество людей, которые судят о чем-либо, не вникая в природу вещей и не понимая масштаба происходящих событий. Поэт осуждает притворство в самом, пожалуй, смешном его виде – имитации бурной деятельности, обличает трусость. Моська, поднимая шум, пытается «примерить» величие, приобрести вес за счет сопоставления со Слоном, ясно понимая, что ей ничего не угрожает. Басня необычайно актуальна в наши дни, когда в расчете на дешевую популярность, на пустой, не основанный ни на чем ажиотаж, люди, в том числе влиятельные и властные, но с мелкой душой, совершают не только бессмысленные, но и подлые поступки, порочат и преследуют и других людей.
Басня буквально разобрана на цитаты – русский баснописец без всякой морали преподает нам великий урок.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Басни Крылова ✑
Басни
Мораль басни Слон и Моська
Мораль басни состоит в том, что, сколько шуму вокруг себя ни создавай, это не поможет получить уважение окружающих. Нужно выбирать себе равного соперника, а не поступать подобно мелкой Моське, которая облаивала огромного слона. Нередко такое случается и в обыденной жизни.
Один пытается обесценить достижения другого, или оклеветать его, чтобы тем самым представить себя сильным и благородным в глазах окружающих. Однако это никак не повлияет на объект сплетен, насмешек или клеветы – он будет продолжать двигаться дальше, подобно огромному слону, для которого мелкой собачонки попросту не существует.
План-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему: Басня И.А.Крылова «Слон и Моська». Мораль басни
- Прочитайте самостоятельно басню.
- Оправдались ли ваши предположения?
б) Словарная работа.
1. Многие слова и выражения вам непонятны, почему?
ЗЕВАКИ — люди которые слоняются по улицам
без дела
НАПОКАЗ — обращает внимание для вида
ЗАБИЯКА — человек, который любит
затевать ссоры.
ОТКОЛЕ – откуда
ШАВКА – непородистая собака
ДИКОВИНКА – странная, удивительная
вещь или явление.
б) Вторичное чтение.
Поближе познакомимся с языком басни, объясним слова и выражения:
— отколе ни возьмись
— метаться
— срамиться
— возиться
— вот то-то мне и духу придаёт
в) Самостоятельная работа по вопросам (в парах) с проверкой.
— Назовите действующих лиц басни.
— Как ведёт себя Моська?
— Как Слон отнёсся к нападению Моськи?
— Какой вы представляете Моську? А слона?
— Почему Крылов назвал собаку Моська, а не Дружок?
— Какой вы представляете Шавку?
г) Выборочное чтение.
— Найдите в тексте и прочитайте, что посоветовала Шавка Моське?
— За что Шавка осуждает Моську?
— Прочитайте, зачем Моська напала на Слона? (что она без драки…)
— Что высмеивает И.А.Крылов в басне?
— Да, Моська – хвастунишка
Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы её боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание
— Какова мораль басни? Есть ли здесь поучение?
Давайте попробуем сами сочинить поучение к этой басне.
(Работа в группе). Проверка.
Чтение басни мастером художественного слова.
-Ребята, я предлагаю вам послушать, как басню читает мастер художественного слова И.Ильинский.
— Послушайте с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром?
Грамзапись
— Мы тоже поучимся читать басню выразительно.
е) Работа над выразительным чтением басни.
Возьмите простой карандаш, поставьте логическое ударение, обозначьте паузы, действующих лиц.
Чтение по ролям.
Рефлексия.
— Какова мораль этой басни? (Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!)
— Когда в жизни можно употребить эти слова?
( Эти слова можно употребить тогда, когда человек берётся за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)
— Можно ли с подобными Моськами встретиться в реальной жизни?
— Какова цель басни?(Осмеяние человеческих пороков)
— Современны ли басни в наши дни?
— Почему сюжеты не устаревают?
— Напишите коротко на сердечке, чему учат нас басни Крылова?
(Дети прикрепляют «сердечки» к портрету И.А.Крылова.)
Поэты, к сожалению, как и все люди, не бессмертны, уходят из жизни. Но их произведения и имена живут вечно: в книгах, памятниках, названиях улиц, переулков. Ещё 12 мая 1855 года в Летнем Саду был открыт памятник “Дедушке Крылову” (Слайд)
В Твери на улице Бебеля поставили памятник И.А. Крылову, так как там он провел свои детские годы. (Слайд)
Домашнее задание: на «5» – подготовить рассказ об
И.А. Крылове или выучить басню;
на « 4»- выразительно читать басню.
Заканчиваем урок стихами П.А. Вяземского
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль,
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль
И не забудут этой были,
Пока по – русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
Биография Крылова
И.А. Крылов великий человек, который обладал прекрасным поэтическим талантом, был настоящим мастером драматического произведения, являлся великим публицистом и издателем, но вошел в современную литературу как великий и самый известный во все времена баснописец.
Его великое творческое наследие собрало огромное количество трагедии и комедий, насчитано порядка 236 басен, которые собраны в 9-ти сборниках его книг.
Детские и юношеские годы
Крылов был рожден 2 февраля 1769 года в городе Москва. Его отец был военным и, конечно же, высоких доходов они не имели.
По исполнении мальчику шестилетия, его отца Андрея переводят в Тверь, того велела служба и долг перед родиной. Именно здесь семейство продолжает свое жалкое существование, а по итогу, и вовсе теряет единственного кормильца. Погибает отец Ивана.
Учитывая не только их переезд, но и достаточно низкий уровень дохода, у Ивана нет ни малейшей возможности окончить ранее начатое московское образование. Но даже это не смогло помешать великому человеку, получить немалые знания, да плюс ко всему стать одним из просвещенных людей своего времени.
Это произошло только благодаря тому, что юноша сам стремился к чему-то новому и высокому, он очень любил читать, налету схватывал иностранные языки, интересовался наукой. Все эти ремесла будущий поэт и баснописец осваивал самостоятельно. Он занимался саморазвитием, что и помогло ему в будущем.
Драматургия
Не менее значимой школой жизни великого баснописца стал и простой народ. Будущий писатель с огромным удовольствием присутствовал на всевозможных народных гуляниях, постоянно развлекался и неоднократно принимал активное участие в многочисленных уличных боях.
Именно здесь он черпал различные перлы мудрости народа. Искрометный юмор простого российского мужика, достаточно просторечивые выражения, все это позднее станет основой его басен, которые полюбились в его время и пользуются огромной популярностью на сегодняшний день.
В 1782 году все семейство писателя переезжает в Петербург, где сам Иван заступает на службу. Но, такой вид деятельности совершенно не удовлетворял огромные амбиции парня. На то время появились очень модные театральные веяния, которыми не мог не увлечься поэт.
Именно сейчас он начинает себя активно проявлять в написании тех или иных драматических произведений, которые включают в себя написание многочисленных комедий, трагедий и даже, оперных либретто.
Его творчество заинтересовала критиков современности его времени. Высокой оценки они, конечно, не поставили, но дали огромный толчок к будущему творчеству.
Издание
Писатель потерпел некоторые неудачи на драматургическом поприще, но это вовсе не остановило столь амбициозного молодого человека, который всегда стремился к лучшему, чему-то более высокому и вечному. Автор приступает к ежемесячному сатирическому издательству под названием «Почта духов». Прошло 8 месяцев, и к огромному сожалению, издательство журнала прекратилось.
В 1797 году Иван поступает на службу к одному из князей, заняв должность учителя и личного секретаря. Кончено же, при этом он не отступает от своих желаний и продолжает трудиться над написанием поэтических и драматических произведений. Читайте еще: Пословицы о хлебе.
В 1805 году он решил отправить на рассмотрение свой первый басенный сборник одному из известнейших на то время критиков, самому И.И. Дмитриеву, который по достоинству оценил труды Крылова и утвердил, что это и является его истинным предназначением. Благодаря этому человеку, в историю литературы вошел великий баснописец, любимый и сегодня.
Умер И.А. Крылов 9 ноября 1844 года. Причиной смерти стало двустороннее воспаление легких.