Виктор Петрович Астафьев Конь с розовой гривой Рассказы
В этой книжке есть рассказ «Васюткино озеро». Судьба его любопытна. В городе Игарке преподавал когда-то русский язык и литературу Игнатий Дмитриевич Рождественский, известный потом сибирский поэт. Преподавал он, как я теперь понимаю, свои предметы хорошо, заставлял нас «шевелить мозгами» и не слизывать из учебников изложения, а писать сочинения на вольные темы. Вот так он однажды предложил написать нам, пятиклассникам, о том, как прошло лето. А я летом заблудился в тайге, много дней провёл один и вот об этом обо всём и написал. Сочинение моё было напечатано в рукописном школьном журнале под названием «Жив». Много лет спустя я вспомнил о нём, попробовал восстановить в памяти. Так вот и получилось «Васюткино озеро» – мой первый рассказ для детей.
Рассказы, включённые в эту книжку, написаны в разное время. Почти все они о моей родине – Сибири, о далёком деревенском детстве, которое, несмотря на трудное время и сложности, связанные с ранней гибелью мамы, всё-таки было удивительно светлой и счастливой моей порой.
Автор
Деревья растут для всех — краткий пересказ рассказа В.П. Астафьева
Малярия, настигшая мальчика Витю, во многом меняет его жизнь. Потерявший на время слух и вынужденный все свое время находиться наедине с собой, ребенок выстраивает собственный небольшой мир в дальнем углу бабушкиного огорода. Здесь всегда можно было найти себе дело – «косить» мокрицу, «метать» стога, гнуть сани из ивовых прутьев и возить на них «копны». Обычные крестьянские дела помогали постепенно преодолевать хворь. Но слух все не возвращался. И пытаясь компенсировать его потерю, мальчик внимательно вглядывался в окружающий мир, стараясь не пропустить ни одной малой его детали
Так его внимание привлекла маленькая птичка мухоловка, облюбовавшая для своей жизни тайный уголок ребенка. Можно было бесконечно наблюдать, как она прыгала по коноплине, ловила мух и саранчу, обустраивала свое гнездо
У нее даже появились птенцы. Но их ждала тяжелая участь – кошка обнаружила жилище мухоловки и все птенцы попали в ее лапы. Одинокая, несчастная птичка, дремавшая под лопухом, вызывала сочувствие и сострадание. Мальчик мечтал посадить и вырастить дерево, на котором мухоловка могла бы себя чувствовать в полной безопасности. Он высаживает маленький росток и старательно ухаживает за ним. К сожалению, саженец оказался дикой гречихой. Бабушка, пожалев внука, приносит ему отросток лиственницы, который они вместе сажают на заднем дворе. Деревья будут расти для всех. Собственные болезнь и тяжелые переживания, связанные с ней, помогают человеку постигнуть богатство и красоту мира природы, пробуждая в нем желание, понимать его законы и защищать его. Всегда рядом с тобой найдутся слабые и обездоленные существа, нуждающиеся в помощи. Другие рассказы Астафьева кратко Краткая биография Астафьева В.П. Краткое содержание произведений других авторов
Читать сочинение по русскому языку, культуре речи: «Гуси в полынье» Страница 1
(Назад)
Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме! Гуси в полынье
Гуси в полынье
Ледостав на Енисее наступает постепенно. Сначала появляются зеркальные забереги, по краям хрупкие и неровные. В уловах и заводях они широкие, на быстрине — узкие, в трещинах. Но после каждого морозного утра они все шире, шире, затем намерзает и плывет шуга. И тогда пустынно шуршит река, грустно, утихомиренно засыпая на ходу.
С каждым днем толще и шире забереги, уже полоса воды, гуще шуга. Теснятся там льдины, с хрустом лезут одна на другую, крепнет шуга, спаивается, и однажды, чаще всего в студеную ночь, река останавливается, и там, где река сердито громоздила по стрежи льдины, остается нагромождение торосов, острые льдины торчат так и сяк, и кривая, взъерошенная полоса кажется непокорно вздыбленной шерстью на загривке реки.
Но вот закружилась поземка, потащило ветром снег по реке, зазвенели льдины, сдерживая порывы ветра; за них набросало снегу, окрепли спайки. Скоро наступит пора прорубать зимник — выйдут мужики с пешнями, топорами, вывезут вершинник и ветки, и там, где взъерошилась река, пробьют в торосах щель, пометят дорогу вехами, и вот уж самый нетерпеливый гуляка или заботами гонимый хозяин погонит робко ступающего меж сталисто сверкающих льдин конишку, сани бросает на не обрезанных еще морозами глыбах, на не умягченной снегами полознице.
Но как бы ни была круга осень, как бы густо ни шла шуга, она никогда не может разом и везде усмирить Енисей.
На шиверах, порогах и под быками остаются полыньи. Самая большая полынья — у Караульного быка.
Здесь все бурлит, клокочет, шуга громоздится, льдины крошатся, ломаются, свирепое течение крушит хрупкий припай. Не желает Караульный бык вмерзать в реку. Уже вся река застыла, смирилась природа с зимою, а он стоит в полой воде
Уже идут по льду первые отчаянные пешеходы, осторожно прощупывая палкой лед перед собой; появилась одинокая подвода; затем длинный, неторопливый обоз — но у быка все еще колышется пар и чернеет вода
От пара куржавеют каменистые выступы быка, кустики, трава и сосенки, прилепившиеся к нему, обрастают толстым куржаком, и среди темных, угрюмых скал Караульный бык, разрисованный пушистыми, до рези в глазах белыми узорами, кажется сказочным чудом.
Однажды после ледостава облетела село весть, будто возле быка, в полынье, плавают гуси и не улетают. Гуси крупные, людей не боятся, должно быть, домашние.
И в самом деле, вечером, когда я катался с ребятами на санках, с другой стороны реки послышались тревожные крики. Можно было подумать, что там кто-то долго, настойчиво и нестройно наяривал на пионерском горне. Гуси боялись наступающей ночи. Полынья с каждым часом становилась меньше и меньше. Мороз исподволь, незаметно округлял ее, припаивал к закрайкам пленочки льда, которые твердели и уже не ломались от вихревых струй.
На следующий день оравой мы перешли реку по свежей, еще чуть наметившейся тропинке и приблизились к быку. Один по одному забрались на выступы обледенелого камня и сверху увидели гусей.
Полынья сделалась с лесную кулижку величиной. Там, где вода выбуривала тугим змеиным клубком и кипела так, словно ее подогревали снизу громадным костром, еще оставалось темное, яростное окно. И в этом окне металась по кругу ошалевшая, усталая и голодная стайка гусей. Чуть впереди
Вступительное слово учителя.
Звучит музыкальный фрагмент с пением птиц, журчанием ручья; затем характер мелодии меняется, слышен звук выстрела, удары топора.
— С этих грустных строк поэта Игоря Северянина, уже известных вам, мне хотелось сегодня начать наш разговор. Тема бережного отношения к природе не нова. Ей посвящены проникновенные слова поэтов и писателей, пламенные речи политиков, акции экологов… Но всё так же вырубаются и горят леса, «редеют парки”, уничтожаются редкие виды животных, загрязняются водоёмы… Значит, проблемы экологии по-прежнему актуальны, и молчать нельзя. Современные поэты и писатели пытаются найти точные, не потускневшие от времени слова, чтобы достучаться до сердец читателей, чтобы, говоря словами Виктора Астафьева, «писаное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от любви захотелось бы ему перецеловать каждое деревце в лесу, каждый лист, каждую хвоинку”.
Виктор Петрович Астафьев, известный вам по рассказу «Васюткино озеро», родился на Енисее, в селе с добрым названием Овсянка. По словам писателя, он «рано и навсегда полюбил дивную нашу природу и землю” и не устаёт «удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте”. Поэтому как личную боль и обиду воспринимает писатель бесчеловечное отношение ко всему живому. Обо всём этом его книга с кратким названием «Затеси». Свою задачу автор книги видит в том, чтобы «учить понимать добро, утверждать его, не доводить человека до самоистребления и уничтожения всего живого на земле”.
Дома вы прочитали рассказ из этой книги «Хвостик». А сегодня на уроке мы поработаем над этим рассказом, попытаемся осмыслить прочитанное и понять замысел писателя.
(Запись темы и эпиграфов в тетради.)
Определите тему рассказа.
(Тема рассказа — гибель природы по вине человека, жестокость взрослых людей и, как следствие, детей.)
9 стр., 4099 слов
Проблема «футлярности» жизни — аргументы и . Образы «футлярных …
… человека» наиболее остро звучит в ту эпоху, когда жизнь утратила смысл, в обществе растет чувство незащищенности перед властью, происходит распространение обывательщины, мещанства. Поэтому рассказы Чехова так актуальны в наши дни. Сочинение Мир …
Как построен рассказ? На сколько частей он делится? Что помогло вам прийти к такому выводу?
(Рассказ делится на три части; автор «подсказывает” читателю: после каждой части оставлен пробел, стоит многоточие.)
Давайте озаглавим каждую часть рассказа.
Популярные сегодня пересказы
- Гори, гори ясно — краткое содержание рассказа Астафьева Виктор Петрович Астафьев является очень известным русским и советским писателем. Он создал невероятно большое количество рассказов, способных растрогать даже самого прагматичного и безэмоционального читателя
- Домой — краткое содержание рассказа Телешова Во время переселения в Сибирь семейная пара умирает от тифа и их маленький сын Семка остаётся сиротой. Бедный ребёнок остался совсем один, он вспоминал родной дом, и тосковал по друзьям.
- Чевенгур — краткое содержание романа Платонова Голодные периоды времени возникали через каждые пять лет, что заставляло проживающих людей в глухих небольших крестьянских селениях перебираться в крупные и небольшие городки
- Новая жизнь — краткое содержание сборника Данте Рассказ в повести ведется от имени автора. Данте оказался в лесу и встретил призрака древнеримского поэта Вергилия. Данте попросил вывезти его из леса. На что призрак сказал, что Данте должен увидеть чистилище, рай и ад