Ванька
Ещё одна история, приключившаяся на Рождество. Девятилетний Ванька Жуков пишет письмо, в котором жалуется деду на несносную жизнь у сапожника Аляхина, у которого он живет учеником. Хозяева обижают мальчика, а подмастерья относятся к деревенскому новичку с ехидством. В письме он вспоминает жизнь с дедом в деревне и барышню, которая учила парнишку грамоте. Ванька просит деда приехать и забрать его, и подписывает конверт «на деревню дедушке».
Рассказ не похож на другие произведения Антона Павловича отсутствием юмора и ноткой грусти. Судьба несчастного мальчика, для которого новогоднее чудо не произойдет, глубоко трогает каждого читателя, заставляет переживать и сочувствовать.
Из подборки следует один простой вывод: Чехов пишет для всех. Про больших и маленьких, про людей и животных, про радость и грусть. Для детей его рассказы – своеобразная неустаревающая энциклопедия о мире взрослых. А для взрослых – путеводитель по забытым тропам детства.
Критика
Сложно сказать, кто критиковал Чехова чаще остальных: состав его регулярных критиков был разнообразен во все времена, однако человек, из-под руки которого было наибольшее число положительных, едва не хвалебных рецензий, нам известен, и имя его — Лев Толстой, бывший ярым фанатом малой Чеховской прозы. Рассказ “Мальчики” Толстой считал одним из лучших среди вех, ранее писанных.
Журналист Виктор Гольцев, приятель Чехова, рекомендовал “Мальчиков” для чтения в семейному кругу, как произведение, воспитывающее в детях ответственность перед родителями и вскрывающее их тайные и наивные желания сепарации. Многими критиками, в том числе на примере “Мальчиков”, высказывалось мнение о том, что Чехов обладает уникальным талантом понимания детской души, который не меркнет перед неприятием инфантилизма и особого рода детской спонтанности, характерным для взрослого человека.
Публицист А. Басаргин на страницах “Московских ведомостей” отмечал, что рассказ отражает не только детское естество, но и влияние ученых заведений на детей, остающихся беспризорниками при живых родителях, теряющими возможность радоваться жизни, чувствовать себя любимыми и нужными. Чехов заставляет задуматься об этом в рассказе «Мальчики».
С этой книгой читают
Платиновый мальчикГордиенко Галина Анатольевна
АННОТАЦИЯЖивут в одном милом провинциальном городе две сестры: Тамара и Лелька. Лелька — старшая, но такая уж она неспокойная, такая озорная, такая шальная и…
5
(5)
История одного мальчика, Или отморозок в Поттериане Поселягин Владимир Геннадьевич
Попаданец. Сколько может быть эмоций в одном только этом слове, особенно когда такой попаданец осознаёт, что с ним произошло. Кто-то радуется, кто-то огорчается, кому-то…
4.8
(3)
Немецкий мальчикПатрисия Вастведт
Дождливый день 1947 года, на железнодорожной станции в английской глуши рыжеволосая Элизабет встречает немецкого мальчика, сына своей погибшей сестры. Она в смятении,…
4.33
(6)
Я беременна, мальчики! Черно Адалин, Касс Вероника
— Я беременна, — говорю и сильнее сжимаю в руках клатч. Стойко выдерживаю взгляд обоих парней и продолжаю: — Срок четырнадцать недель. — Вот как? — произносит Мирон,…
4.7
(5)
Мальчик-звездаОскар Уайльд
Среди современного обилия книжной продукции книги издательства «Пан пресс» занимают особое место. Издаваемые небольшими тиражами, они представляют собой единство формы…
4.4
(9)
Мальчик у Христа на елкеДостоевский Федор Михайлович
Мальчик у Христа на ёлке — рассказ Ф.М.Достоевского, известного своими произведениями, в которых он повествует о жизни бедных простых людей и их несчастливых судьбах….
4.4
(8)
Элитная школа для мальчиков Elle D.
18+. ТЕКСТ НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ ЛИЦ, НЕ ДОСТИГШИХ 18 ЛЕТ!
Англия, XIX век. В закрытый пансион для мальчиков приезжает новый ученик. Как и следовало ожидать, он…
4.1
(1)
Сказка для серьезного мальчикаЯнка Рам
Когда городская суета и духота осточертели тебе до невозможности, а невеста бессовестно и тотально изменяет с гаджетом, неотвратимо превращаясь в «золотой стандарт…
4.73
(6)
Жанр и направление
Стоит отметить, что злой гений — Антон Павлович Чехов — в “Мальчиках” все-таки переломил свою расположенность к инфернальным и трагическим исходам произведений (какие мы видим в “Спать хочется”, “Ванька” и пр.); рассказ лишен драматизма, присущего так называемому “рождественскому рассказу”, однако все так же по-чеховски передает и атмосферу светлого праздника, и покаяние детской души, происходящее в его свете.
“Мальчики”, хоть и освещает романтические идеи, закрадывающиеся в наивном детском сердце, но все же является произведением реалистическим, отражающим как общее настроение эпохи, так и быт отдельного семейства Королевых, являющегося для того времени если не образцовым, то уж точно показательным.
Читательский дневник по рассказу «Мальчики» Антона Чехова
Название: «Мальчики»
Число страниц: 3
Жанр произведения: рассказ
Главные герои: Володя Королёв, Чечевицын
Второстепенные герои: мать, отец, Катя, Соня, Маша.
Характеристика главных героев:
Володя и Чечевицын — задумчивые и тихие мальчишки.
О чём-то шептались между собой.
Собирались сбежать в Америку.
Характеристика второстепенных героев:
Катя, Соня и Маша — сёстры Володи.
Умные, воспитанные и находчивые.
Догадались сразу, что с мальчишками что-то не так.
Мать и отец — любящие родители.
Краткое содержание рассказа «Мальчики»
Володя приезжает на Рождественские каникулы домой. Вместе с ним приезжает его товарищ Чечевицын.
Весь дом замечает, что друзья ведут себя немного странно.
Они были очень тихие и спокойные, можно сказать, даже скрытные.
Не принимали участие в подготовке к празднику.
Заподозрив неладное, три сестры Володи решили подслушать разговоры мальчишек и разузнать, в чём же дело.
Из их разговоров сёстры поняли, что мальчики задумали побег.
Оказывается, они начитались романов про индейцев Америки и решили сбежать.
Сёстры решили не рассказывать то, что узнали родителям, надеясь, что мальчишки привезут из Америки золото.
Именно поэтому побег всё-таки произошёл.
Весь дом стал искать мальчиков и переживать за них.
Но спустя несколько дней беглецов вернули домой.
Володе было очень стыдно за свой поступок, он настолько проникся переживаниями его родных за себя, что даже заболел.
А его друг совсем не переживал, его мать вызвали на следующий день и они уехали.
План рассказа:
- Приезд двух друзей — гимназистов.
- Радостная встреча.
- Странное поведение.
- Раскрытая тайна.
- Переживания Володи.
- Побег.
- Возвращение.
- Угрызения совести.
Основная мысль рассказа «Мальчики»
Главная мысль рассказа в том, что прежде чем что-то делать, нужно подумать о родных.
О том, как они это воспримут.
Основная идея автора заключается в том, что нельзя делать что-то такое, что причинит боль родным и близким.
Нужно быть ответственным за свои поступки.
Чему учит произведение
Рассказ учит ответственности за свои действия.
Учит не совершать поспешных, необдуманных поступков.
Учит думать о тех, кто тебя любит.
Учит не идти на поводу у других, а иметь свою голову на плечах.
Краткий отзыв по рассказу «Детство» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я подумал о том, что мечта иногда может быть глупой и небезопасной.
Мальчики были глупыми, наивными, они очень мало знали об окружающем мире.
Но они были романтиками и их тянули к себе приключения и дальние страны.
Автору удалось очень точно описать характер мальчиков, их стремления и переживания.
Мы видим, что Володя очень любил свою семью и не хотел сделать им больно.
Но он проявил слабость и позволил другу увлечь себя в опасное предприятие.
Они тоже не понимали, к чему могут они привести.
Но сам Володя мне понравился.
Это добрый и отзывчивый мальчик, немного слабохарактерный.
Он оказался под дурным влиянием, но случившееся стало для него хорошим уроком.
И впредь он уже не станет поступать столь безответственно.
Я всем рекомендую прочитать этот рассказ и подумать над тем, какие поступки достойны уважения, а какие могут принести лишь страдание.
Пословицы к произведению:
- Чем дальше в лес, тем больше дров.
- Не лезь воду, не зная броду.
- Слабый поневоле добр.
- Не ошибается тот, кто ничего не делает.
- Язык до Киева доведёт.
Библиотека произведений автора пополняется.
Мальчики сюжет
Гимназист Володя Королев приехал домой на зимние каникулы. Его приезд сопровождался большим переполохом: радовались все родные, и даже пес Милорд. Встреча была настолько шумной, что семья едва заметила неподвижно стоявшего в углу мальчика, которого Володя привез с собой погостить.
За чаем Володины сестры, Катя, Соня и Маша, с любопытством рассматривали мальчика. Товарищ Володи, по фамилии Чечевицын, был такого же невысокого роста и возраста, как Володя, но отличался худобой и смуглым лицом с веснушками. Внешне он был отнюдь не красавец, больше походил на кухаркиного сына. В его угрюмом и молчаливом лице девочки нашли, что он, должно быть, человек умный и образованный. Также было замечено, что Володя тоже мало улыбался, будто не радовался приезду домой. Оба мальчика были заняты своими мыслями, видимо, у них были какие-то тайные интересы.
После чая девочки продолжили занятие, прерванное приездом мальчиков. Они делали из бумаги елочные украшения. Володя тоже любил это увлекательное занятие, но теперь оно его совсем не интересовало. Вместе с товарищем они рассматривали какую-то карту. Девочкам показалось поведение мальчиков странным и загадочным. Вечером, перед отходом ко сну, Катя и Соня подслушали их разговор. Оказалось, мальчики собрались в Америку за золотом, и уже подготовились к этому путешествию. Узнав об этом, сестры решили не говорить маме – они хотели, чтобы брат привез им из Америки гостинцы: золото и слоновую кость.
Утром, вновь подслушав разговор мальчиков, они выяснили, что зачинщиком побега был Чечевицын. Он упрекал плачущего Володю в недержании слова – бежать вместе. Володя оправдывался – ему было жаль маму. Девочки расчувствовались и тоже тихонько расплакались. Володя под уговорами товарища сдался. Было решено ехать.
В обед все обнаружили отсутствие мальчиков, к ужину ребята тоже не явились. Мама волновалась и плакала. Их искали повсюду: по деревне, на реке. Днем позже вызвали урядника, и мать написала бумагу о пропаже сына.
Неожиданно у дома остановилась тройка лошадей – это привезли мальчиков. Снова поднялся переполох под веселый лай собаки. Оказалось, ребят задержали в городе: они искали порох. Беглецы, конечно, не остались безнаказанными. На другой день Чечевицына выдали матери, вызванной по телеграмме. Уезжая с грозным и надменным лицом, он написал в Катиной тетрадке: «Монтигомо Ястребиный Коготь».
Главная мысль рассказа: когда дети замышляют смелый необдуманный поступок, они всегда должны помнить о тех, кто за них беспокоится.
Основная идея
Смысл рассказа «Мальчики» заключается в детской ответственности не только перед родителями, но и перед собственными желаниями. Володя показал, что способен сопереживать матери, которая, очевидно, будет морально подавлена его уходом из дома в сопровождении странного товарища, очевидно одержимого глупостями, воспринимаемыми им за правду жизни. Потому педагогическая полезность “Мальчиков” очевидна и однозначна.
Однако полемическая связь, сформировавшаяся между Володей и Чечевицыным напоминает противостояние славянофилов и западников, сходивший на нет к моменту написания рассказа. Причем, деэлескация конфликта связана вовсе не с обоюдной усталостью сторон от вечных прений, а с тем, что уставшие от народной тривиальности и патриотического притворства славянофилы все чаще склонялись, если не падали в декадентском обмороке на сторону западников, чьи идеи были более реализуемыми, привлекательными, удовлетворяющими зарождающуюся моду на демократизм. Характерным “западником в литоте” здесь выступает, безусловно, Чечевицын. Его не прельщает быт Родины настолько, что с каждым днем пребывания в культурно-политической диссатисфакции, желание совершить социокультурный марш-бросок через Берингов пролив становится все менее шуточным. Даже анекдотически Чечевицын походит на хрестоматийного западника: его фамилию часто коверкают (как-то делал отец Володи), какая-то часть общества говорит с ним разных языках (воплощением этого являются реплики Маши), но при этом, он возбуждает интерес женской половины, любящей по определению людей находчивых и нетривиальных.
Роль безвольного славянофила здесь исполняет, не трудно догадаться, Володя. Он встретил в кругу ученых людей авантюриста-западника, приник к его возвеличенному желанию причастности к Западному миру и поддался соблазну разделить это желание с ним.
Легко так же провести параллель между неосознанным увлечением мальчиков с тенденцией, наблюдаемой в культуре светской молодежи конца XIX века, все больше и больше обращавшейся в своей симпатии к Западу, социальный фон которого, исполненный идей свободы и равенства, казался молодым людям чрезвычайно привлекательным.
На примере заведомо проигрышного плана мальчиков, Чехов показывает, как важно трезво оценивать свои силы не только наивным, по неопытности самоуверенным детям, но и политическим авантюристам, считающим себя и свои активно продвигаемые и перманентно навязываемые взгляды ничуть не отвлеченными от политических реалий и полезными для общества. Можно ли назвать произведение фельетоном, обличающим либерализм? Навряд ли, ведь Чехов скорее дает наставление реформатору, должному в погоне за новой жизнью не предавать реальных людей, и не возвеличивать картинки, виденные в пафосных книжках
Такова главная мысль рассказа «Мальчики».
Хамелеон
Многие детские писатели изображают мир взрослых с помощью животного мира, и Антон Павлович, в этом случае, не исключение. В его рассказах, как правило, в названии содержится отсылка к тому или иному представителю животного мира, помогающая понять, что же хотел сказать нам автор.
Рассказ «Хамелеон» повествует о полицейском надзирателе Очумелове, который пытается разобраться в шумихе на базарной площади. Какая-то собака нанесла «тяжелые увечья» пальцу Хрюкина, и Очумелову необходимо принять соответствующие меры. Но беда в том, что толпа не может определить бродячая это собака или генеральская, а бедный мужчина в точности как хамелеон, меняет свои указания, не обращая никакого внимания на объективные доводы.
Каштанка
Пожалуй, наиболее популярный детский рассказ Чехова, который даже был экранизирован студией «Союзмультфильм» в 1952 году. Собака теряет своих хозяев и оказывается на улице. Вскоре она попадает в дом к незнакомцу, который оказывается клоуном. Каштанка становится Теткой, знакомится с котом, свиньей и гусем, готовится к своему цирковому дебюту. Но на арене она узнает в зрительном зале своих прежних хозяев и возвращается домой.
Такая же ситуация произошла в реальной жизни с дрессировщиком Владимиром Дуровым, который и рассказал о ней Чехову. Вот, что он писал об этом:
Эта история случилась со мной. Это я нашёл Каштанку; я её дрессировал и выступал с ней, я же и рассказал про неё Антону Павловичу Чехову. Но теперь про Каштанку я рассказывать не буду: лучше Чехова мне не написать.
История создания
«Мальчики» были впервые опубликованы в 1887 году в “Петербуржской газете”, бывшей тогда под редактурой П. Монтеверде. Стоит отметить, что Чехов был постоянным колумнистом этого издания и регулярно публиковал там свои произведения, невзирая на частые смены редакторского состава. История написания рассказа «Мальчики» началась именно там.
Помимо этого, рассказ «Мальчики» был включен в первый том собрания сочинений Чехова, специально для которого он был подвержен значительной авторской корректуре: исчез подзаголовок, его примеру последовали просторечия, которыми прежде пестрил текст. Они были заменены на слова из нейтральной лексики.
Кому посвящен рассказ «Мальчики»? Существует легенда о том, что сюжет рассказа «Мальчики» был навеян Чехову прогулкой в Нескучном саду, во время которого он встретил мальчишек, удивших рыбу в пруду и игравших в индейцев. Чехов по-балагурски предложил им “выкурить трубку мира” и взамен на приятную беседу, получил сувенир — поплавок. Одним из гимназистов, которым подыгрывал Чехов, был Ваня Шмелёв — в будущем известный писатель и публицист, автор романа «Лето Господне».
О книге
Любому человеку время от времени необходима эмоциональная разгрузка и душевный отдых. Что может отвлечь от повседневных забот и стрессовых ситуаций? Чтение книг во все времена помогало людям побороть хандру. Обладая волшебной способностью погружать читателя в другую жизнь, книги хотя бы на время дают шанс позабыть о личных проблемах и переживаниях.
Для тех, кто хочет получше познакомиться с книгами жанра рассказы, произведение Чехов Антон Павлович «Мальчики» будет интересно. В своей работе автор детально рассматривает серьезные вопросы взаимоотношений между людьми и то, как это влияет на нашу жизнь в целом
Оригинальный сюжет произведения, описание жизни и испытаний главных героев, детальные описания местностей и интерьеров определенно завладеют вниманием читателя
Темы
Детство
Чехов уделяет особое внимание теме детства, как ребенок, оставшийся, по сути, сиротой при живых родителях. Чехов непредсказуем в своих решениях о сюжете детского рассказа.: он может заставить малолетнего героя повторить его путь, полный слез и несчастий, или способен одарить хрестоматийное дитя светлым воспоминанием, поучительным уроком, поводом залиться смехом
Так, в “Мальчиках” Чехов отказывается от драматизма и описывает идиллические картины семейной жизни: бумажные снежинки, довольный ребяческий визг, ожидание Рождественского чуда, заблуждение юной души, поверившей в свою взрослость, оставшееся безнаказанным, но пресеченным.
Дикий Запад . Значительное место в “Мальчиках” отводится теме Запада. Чехов знакомит юного читателя с писателем Майн-Ридом, книги до крайности впечатлили Чечевицына. Автор показывает, что бег мустангов в прерии, жизнь индейской общины и отголоски дендизма в виде ковбойской культуры чрезвычайно интересны и по-своему привлекательны, однако чужды русской душе, подсознательно неготовой променять “Дикий Запад” на наш “Вольный Восток”.
Рассказ Мальчики читать сюжет
Вместе с приятелем Володя вернулся домой. Все домашние были очень рады, что не смогли сдержать эмоций, поэтому обнимать и целовать Володю мать с теткой бросились практически сразу, даже гигантский черный пес по кличке Милорд и тот был рад.
После этого Володя сказал, что его друг Чечевицын какое-то время погостит у них. Затем герои вместе пили чай в теплой комнате, находясь под впечатлением от шумной встречи.
Все три сестры Вовы сразу обратили внимание на гостя, с которого буквально не сводили взгляд, а пристально рассматривали его, сидя за столом. В отличие от брата Чечевицын был худым, смуглым, но слишком молчаливым, даже не улыбнулся, поэтому девочки приняли его за умного и ученого человека
Сестры обратили внимание и на то, что обычно веселый общительный Володя, в этот раз был молчалив и сосредоточен на каких-то своих мыслях. Им даже показалось, что он вовсе не рад своему приезду домой
Когда чаепитие было окончено, девочки с отцом сели мастерить бахрому для елки из разноцветной бумаги. Обычно брат всегда помогал им и делал это с радостью, но на этот раз они с Чечевицыным лишь шептались о чем-то неясном и продолжали сидеть в углу, после чего принялись за рассмотрение карты из географического атласа.
Из-за того, что мальчики о чем-то постоянно шептались, две сестры решили проследить за ними вечером и подслушать, что ребята задумали. Из их вечернего разговора, они поняли, что мальчики собираются бежать в Америку, где надеются найти золото. Для своего побега они уже собрали сумки и даже заготовили оружие.
Наутро Володя долго сомневался, стоит ли совершать побег, но в конечном итоге решился. Уже на следующий день, приехавший урядник, составлял какую-то бумагу, а мать горько плакала, а еще через какое-то время привезли мальчишек, которых задержали, когда те пытались купить порох в Гостином дворе. Отец долго о чем-то беседовал с мальчиками в комнате, вероятно, ругал их. Еще спустя день приехала мать Чечевицына и забрала его домой, но он по-прежнему шел с высокомерным видом.
В рассказе писатель показывает жажду приключений, которую испытывали мальчики, мечтая отыскать золото, но совершенно не думая о последствиях. Они не учли, что еще слишком маленькие, чтоб провернуть такой план и самостоятельно сбежать за границу. Кроме того, подобное приключение оказалось бы для них слишком опасным, ведь они еще слишком молоды и не имеют достаточно знаний и жизненного опыта.
Чему учит?
Рассказ «Мальчики» вскрывает сокровенные детские желания, которые любая дочка, как и любой сын, скрывают за традиционными и безусловными признаниями в любви перед родителями. К привычному ребяческому “Мамочка, я тебя так люблю…”, Чехов приписывает частенько опускаемый постскриптум “… Уехать бы от тебя, далеко-далеко”. Рассказ не столько пристыжает “неблагодарное” дитя, сколько демонстрирует факт того, что ответственность перед хлопотливыми родителями и должна безапелляционно преобладать над жаждой приключений и поисков нового. Такова мораль рассказа «Мальчики», таковы его нравственные уроки.
Разумно предположить, что рассказ, помимо прочего, интерпретирует кажущуюся сегодня чересчур ортодоксальной пословицу “где родился, там и пригодился”, доказывая ее актуальность в контексте семейных взаимоотношений. К Чечевицын, присваивающему себе прозвище “Монтигомо, Ястребиный коготь”, Чехов относится не столько с пониманием, сколько с полной сочувствия иронией, легко различимой для пристыженного ребенка, узнавшего в героях рассказа себя, в моменты удушливой тоски, навеянной беспривольностью домашнего очага.