Литературная деятельность
В 1961 году состоялся полноценный литературный дебют Василия Белова, опубликовавшего свою книгу стихов «Деревенька моя лесная». В том же году вышла в свет повесть «Деревня Бердяйка». Материалом для произведений послужила малая родина писателя, деревня Тимониха, с которой он никогда не прерывал связь.
По совету публициста Александра Яшина, которого Белов считал своим учителем, он оставил поэзию и принялся за прозу. Вскоре из-под пера Василия Ивановича вышли сразу две книги рассказов — «Знойное лето» и «Речные разлуки». Повесть «Привычное дело» утвердила за Беловым репутацию мастера деревенской прозы. Впоследствии писатель закрепил этот статус повестью «Плотницкие рассказы».
Основная идея произведений Белова заключалась в противостоянии городского и деревенского жизненных укладов. Писатель нещадно критиковал городской образ жизни, считая его неестественным для человека.
Писал Василий Белов и для детей. Наиболее яркой его работой стал сборник «Рассказы о всякой живности», в который вошли забавные истории и сказки о животных.
Шеф-повар
Федя говаривал как-то: «Теперь и коровы-то все с высшим образованием». Как и всегда, он, конечно, преувеличивал. Но в этих словах доля правды все же была. Коровы, по сравнению с прежними временами, действительно очень избаловались. Они уже не хотят пастись в лесных угодьях, как это было в здешних местах испокон веку. Под пастбище отведены самолучшие поля, для коров ежегодно строятся помещения, похожие на дворцы. Механизация — полная. Не хватает разве что кондиционированного воздуха. Свет горит круглые сутки. Говорят, что коровы уже не могут жевать жвачку в темноте, а солому почти не едят. Это — колхозные. Если же говорить о личных, то о соломе и речи не может быть. Во-первых, где ее взять, солому? Во-вторых, животное сильно подкармливают печеным сельповским хлебом. Почему так получается? Потому что весной, к примеру, кило печеного хлеба дешевле, чем кило хорошего сена, хотя многие гектары лесных покосов ежегодно уходят под снег.Федя говорит, что теперь коня и мужика ни во что не ставят, всё вниманье бабе да корове. Называет такие порядки «колесией» и добавляет: «Наверно, скоро переставление света».Когда жены нет дома, он сам доит свою корову Поляну. Но прежде чем взять подойник, он кидает фуражку в угол и надевает старый платок Егоровны. Поляна никак не дается доить, если придешь в фуражке. Небритый и черный от загара, да еще без двух передних зубов, Федя похож в этом платке на бабу-ягу.— Вот бы тебя так сфотографировать, — говорю я.— И не говори! — отзывается Федя, усаживаясь под корову. — Матушка, матушка… Куды, зараза такая, стерьва! Юбку, что ли, еще надеть?Поляна оглядывается на зычную Федину ругань. Она укоризненно смотрит, словно бы говоря: «Как некультурно, постыдился бы приезжих людей».— Матушка, матушка, — снова подкрадывается Федя. Так повторяется раза два или три. Наконец корова подоена. Пес Валдай глядит на Федю с сочувствием. Кузя вопит в хлеву, требуя есть. Кошка Муська терпеливо ждет молочка. Мычит теленок, блеющие овцы бегают где-то рядом.У Феди неожиданно сдают нервы.— Никого не буду кормить! — заявляет он. — Ждите большуху. Вишь, нашли шеф-повара…
Начало пути[править | править код]
Василий Белов родился в крестьянской семье в деревне Тимониха Вологодской области. Его отец погиб в 1943 г. на войне. Еще мальчишкой Белов начал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. Из детства, отрочества и юности ему запомнились прежде всего постоянный голод – и любовь к чтению( http://libaid.ru/katalog/b/belov-vasilij/2987-vasilij-belov-biografiya_). Учился в сельской школе-семилетке, затем в школе ФЗО (г. Сокол), где готовили плотников и столяров.
В 1952—1955 гг. служил в армии. В это время публикуется первое стихотворение В.И. Белова в газете «На страже Родины». По окончании службы работал на заводе в Перми, где вступил в КПСС. Вернувшись на родину, работал в районной газете «Коммунар», писал очерки, рассказы.
В 1958 г. был секретарем райкома комсомола в Вологодской области; окончил школу рабочей молодежи. По совету писателя-земляка Александра Яшина Белов посылает свои стихи в Литературный институт и проходит творческий конкурс. Из-за вечной нужды, отсутствия постоянного жилья и места работы он только к этому времени смог окончить вечернюю школу и получить аттестат.
В 1959—1964 гг. Василий Белов учился в Литературном институте им. М. Горького в Москве. Окончив его,вернулся в родные края.
Тревоги Василия Белова
Василий Иванович не скрывал пессимизма, с которым он смотрел на мировое развитие и в частности на судьбу России. Он был уверен, что человечество выбрало не тот путь, и технический прогресс — лишь дьявольская ловушка, которая разрушает веками вскормленные традиции, наносит непоправимый ущерб природе, а главное — несет духовную деградацию человека.
Величайшей трагедией России Белов считает «раскрестьянивание крестьян», которому положила начало коллективизация 1930-х годов, и медленное умирание деревни:
«Произошло самое страшное, — писал он, — отчуждение крестьянина от земли, леса, животных, даже от строительства собственного дома. Потому без воспитания в человеке чувства земли, чувства хозяина не возродится и крестьянство… Земля перестала быть для крестьянина родной, необходимой».
Фото Анатолия Заболоцкого
Тотальную урбанизацию он считал темной, страшной силой. В его мировоззрении все зло порочной цивилизации сконцентрировано в «неуправляемом городском пространстве», где субкультура отчуждает человека от дома, семьи, предков, Родины:
«Вышедший из человеческого подчинения, гигантский город расширялся по зеленой земле, углублялся в ее недра и тянулся ввысь, не признавая ничьих резонов» («Всё впереди»).
В своем творчестве, как и в активной общественной деятельности, Белов всецело отдавал себя борьбе с могучей стихией глобального зла, уничтожающей неповторимый крестьянский мир с его вековым «ладом». Он никогда не боялся плыть «против течения»: его современник Василий Аксенов считал, что Белов шел к диссидентству более коротким путем, чем он сам, но советский идеологический аппарат ловко использовал творчество «деревенщиков» в своих целях.
По собственному признанию Белова, партийный билет был для него единственным способом активно жить, и, будучи членом КПСС, в своей прозе он не задумываясь разрушал в пух и прах основы соцреализма. В его дилогии «Кануны» и «Год великого перелома» ярко обозначен крах «крестьянской вселенной», начавшийся в довоенное время.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в Тимонихе
В 1989 году с депутатской трибуны II съезда народных депутатов СССР он не боялся бескомпромиссно требовать реабилитации крестьян, репрессированных и раскулаченных в сталинские годы, создать национальные русские СМИ, вернуть храмы и монастыри прежним владельцам, восстановить исторические названия городов, улиц, площадей. Выступая от лица земляков — вологодских избирателей, он подчеркивал, что «это не просьба, а требование».
На посту председателя правления «Общественного комитета спасения Волги» он самоотверженно боролся против Минводхоза, внедрявшего зловещий проект переброса стока северных рек в эту главную водную артерию европейской России.
Со всех трибун Белов неустанно напоминал, что «Россию всегда спасала крестьянская изба» («Все впереди»), а любое подражательство Западу и вообще чуждой культуре он называл «чужебесием». Отношение к его политическим взглядам очень неоднозначное, но и сторонники, и противники знали, что он никогда не притворялся, не играл на публику и ни к кому не подстраивался, он всегда был абсолютно искренен.
Одним из главных дел его жизни было возрождение Никольского храма в родной Тимонихе. Он не жалел на это ни своих сил, ни средств, и сам устанавливал на куполе дубовый крест. Церковь освятили в 1992 году, но вот беда: ее неоднократно грабили местные жители, а родная деревня Белова на сегодняшний день почти вся опустела, как и сотни тысяч других крестьянских поселений по всей необъятной России.
* * *
Лития на могиле Василия Белова. Фото vologda-mitropolia.ru
Нынче в Тимонихе нет прежней жизни. Зато, благодаря рабу Божьему Василию, который похоронен на деревенском погосте у своего родного Никольского храма, его малая родина стала настоящей достопримечательностью. Сюда ежегодно съезжаются многочисленные почитатели таланта этого великого русского писателя, которые остаются верными его мудрым словам: «Человек счастлив, пока у него есть Родина. Как бы ни сурова, ни неласкова была она со своим сыном, нам никогда от нее не отречься».
На заставке: рабочий кабинет писателя в Тимонихе
Этнографические очерки
Василий Белов получил известность и благодаря своим этнографическим очеркам, опубликованным в работах «Повседневная жизнь русского Севера» и «Лад». В них автор с большой любовью описывает народный фольклор, особенности культуры, художественные промыслы, интересные факты из жизни и повседневного быта жителей северных деревень.
В краткой биографии Белова Василия Ивановича стоит отметить, что он на протяжении всей жизни собирал устные рассказы, пословицы, песни, бывальщины, разнообразные этнографические материалы. В дальнейшем они послужили ценным материалом для современной этнографии Русского Севера.
В 1997 году за большой вклад в развитие русской литературы и отражение самобытности традиций Русского Белову было присвоено звание Почётного гражданина города Вологды.
Спад актерской карьеры и годы забвения
За десять лет (с 1955 по 1965 г.г.) Белов снялся почти в трех десятках картин и стал одним из самых востребованных актеров советского кино. Он обладал универсальным талантом: мог танцевать и петь в кадре, виртуозно импровизировать, и, кроме того, был заряжен уникальной работоспособностью. Неудивительно, что многие коллеги завидовали и строили козни за его спиной, а Белов, человек чуткий и ранимый, болезненно реагировал на такие вещи. Из весельчака и забавника он мог внезапно превратиться в мрачного и раздраженного невротика, в такие моменты даже способного покинуть площадку и сорвать съемочный процесс. Короли эпизода. Юрий Белов Временами Юрий Андреевич погружался в депрессию и превращался в нелюдимого отшельника. Алкоголь, которым Белов пытался заглушить душевную боль, еще больше усугублял его психическое состояние, и однажды актер даже решился на суицид. К счастью, его удалось спасти, но прибывшая по вызову спецбригада врачей поместила его в психиатрическую клинику, где актер провел несколько месяцев. Чтобы не афишировать истинную причину своего пребывания в жёлтом доме, Белов выдумал историю о том, что его поместили туда из-за антиправительственных высказываний. Якобы на одном из банкетов в ресторане Дома Кино он нелицеприятно высказался о генсеке Никите Хрущеве, намекнув на его скорую отставку. Но коллеги актера, присутствовавшие с ним за одним столом, не подтвердили эту версию, назвав ее неудачной попыткой Белова оправдаться за пребывание в клинике.
Советский актер Юрий Белов
Психотропные препараты, назначенные актеру в клинике, обладали целым букетом негативных побочных эффектов — Белов стал часто забывать текст и по привычке пытался импровизировать, чем вызывал недовольство режиссеров и коллег по съемочной площадке. Его стали звать в кино все реже и реже, а роли предлагали мелкие и незначительные.
Чтобы заработать на жизнь, Юрий Андреевич устроился в театр Киноактера, где на протяжении десяти лет выходил на сцену в образе Жоржа Милославского в постановке «Иван Васильевич меняет профессию». Он даже пробовался на эту роль в одноименной комедии Гайдая, но режиссер не рискнул связываться с психически нестабильным Беловым и предпочел ему Леонида Куравлева.
Юрий Белов и Леонид Куравлев
Это стало очередным ударом для актера: он понял, что его окончательно списали со счетов. Лишь преданный друг Эльдар Рязанов не забывал про любимого актера, который стал его счастливым талисманом в кино, и сумел предложить ему небольшой эпизод в комедии «Старики-разбойники» с Юрием Никулиным и Евгением Евстигнеевым в главных ролях.
Юрий Белов в фильме «Стоянка поезда – две минуты»
В 1972 году Белов сыграл одну из самых пронзительных своих ролей – чудака-волшебника Василия Назаровича в музыкальном фильме Марка Захарова «Стоянка поезда – две минуты». Актеру даже не пришлось ничего играть, настолько образ его персонажа соответствовал душевному состоянию самого Белова.
Ранние годы
Будущий писатель появился на свет 23 октября 1932 года в деревне Тимониха Вологодской области в простой крестьянской семье. С началом Великой Отечественной войны глава семьи отправился на фронт, где погиб в 1943 году. Всё это время мать в одиночку пыталась вырастить пятерых детей. Будучи вторым по старшинству, Василий, как мог, помогал матери.
Начальное образование Белов получил в деревенской школе-семилетке. Продолжать дальнейшее обучение Василий не смог, так как ближайшая школа находилась очень далеко от дома. Он пытался поступить в несколько училищ, но везде ему было отказано.
В итоге Белов в 1949 году окончил школу ФЗО, получив специальность слесаря 5-го разряда.
В 1952–1955 годах Василий Белов проходил армейскую службу в Ленинграде. Именно тогда им были опубликованы первые стихи «На страже Родины». Осознав, чем хочет заниматься в дальнейшем, Белов поступил в Литературный институт им. Горького.
↑ Белов как тренер и функционер
В разные периоды начала карьеры Белов тренировал «ЦСКА». Потом была поездка в Италию, где он руководил командой «Кассино» из первой лиги. Говорят, что еще в первые, приходы в «ЦСКА», у Белова появилась идея создать свой баскетбольный клуб.
В 1993 году вернулся в Россию, и стал президентом Российской Федерации баскетбола. Федерацией он руководил пять лет, будучи одновременно и главным тренером сборной.
В 1999 году Сергей уезжает на Урал, где начинает тренировать клуб «Урал-Грейт». На Урале Сергею удается создать боеспособную команду, которая дважды выигрывает Чемпионат России в 2001 и в 2002 году. В Европейских турнирах уральцы так же достойно представляли честь нашей страны.