Г. А. Скребицкий «Пушок»
В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушок.
Если Пушок бывал голоден, он гонялся за мной, как собака. При этом ёж пыхтел, фыркал и кусал меня за ноги, требуя еды.
Летом я брал Пушка с собой гулять в сад. Он бегал по дорожкам, ловил лягушат, жуков, улиток и с аппетитом их съедал.
Когда наступила зима, я перестал брать Пушка на прогулки, держал его дома. Кормили мы теперь Пушка молоком, супом, мочёным хлебом. Наестся, бывало, ёжик, заберётся за печку, свернётся клубочком и спит. А вечером вылезет и начнёт по комнатам бегать. Всю ночь бегает, лапками топает, всем спать мешает. Так он у нас в доме больше половины зимы прожил и ни разу на улице не побывал.
Но вот собрался я как-то на санках с горы кататься, а товарищей во дворе нет. Я и решил взять с собою Пушка. Достал коробочек, настелил туда сена и посадил ежа, а чтобы ему теплей было, сверху тоже сеном накрыл. Коробочек поставил в санки и побежал к пруду, где мы всегда катались с горы.
Я бежал во весь дух, воображая себя конём, и вёз в санках Пушка.
Было очень хорошо: светило солнце, мороз щипал уши, нос. Зато ветер совсем утих, так что дым из деревенских труб не клубился, а прямыми столбами упирался в небо.
Я смотрел на эти столбы, и мне казалось, что это вовсе не дым, а с неба спускаются толстые синие верёвки и внизу к ним привязаны за трубы маленькие игрушечные домики.
Накатался я досыта с горы, повёз санки с ежом домой.
Везу — вдруг навстречу ребята: бегут в деревню смотреть убитого волка. Его только что туда охотники привезли.
Я поскорее поставил санки в сарай и тоже за ребятами в деревню помчался. Там мы пробыли до самого вечера.
О Пушке я вспомнил только на другой день. Очень испугался, не убежал ли он куда. Сразу бросился в сарай, к санкам. Гляжу — лежит мой Пушок, свернувшись, в ящичке и не двигается. Сколько я его ни тряс, ни тормошил, он даже не пошевелился. За ночь, видно, совсем замёрз и умер.
Побежал я к ребятам, рассказал о своём несчастье. Погоревали все вместе, да делать нечего, и решили похоронить Пушка в саду, закопать в снег в том самом ящике, в котором он умер.
Целую неделю мы все горевали о бедном Пушке. А потом мне подарили живого сыча — его поймали у нас в сарае. Он был дикий. Мы стали его приручать и забыли о Пушке.
Но вот наступила весна, да какая тёплая! Один раз утром отправился я в сад: там весной особенно хорошо — зяблики поют, солнце светит, кругом лужи огромные, как озёра
Пробираюсь осторожно по дорожке, чтобы не начерпать грязи в калоши. Вдруг впереди, в куче прошлогодних листьев, что- то завозилось
Я остановился. Кто это — зверёк? Какой? Из-под тёмных листьев показалась знакомая мордочка, и чёрные глазки глянули прямо на меня.
Не помня себя, я бросился к зверьку. Через секунду я уже держал в руках Пушка, а он обнюхивал мои пальцы, фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды.
Тут же на земле валялся оттаявший ящичек с сеном, в котором Пушок благополучно проспал всю зиму. Я поднял ящичек, посадил туда ежа и с торжеством принёс домой.
Ход образовательной ситуации.
Воспитатель: Ребята, посмотрите в окошко, как там красиво, деревья разноцветные стоят! Как вы думаете, почему?
Воспитатель: А хотите послушать рассказ про работу волшебницы – осени?
Чтение рассказа Г. Скребицкого «Осень».
Для своей работы Художник-Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.
Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.
Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.
«Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика.
Глядит – а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».
Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему : кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а игры, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.
Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.
Отправилась Осень из леса в поля, в луга. Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.
Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелё тных птиц: журавлей, гусей, уток. А там, глядишь, высоко-высоко, под самыми облаками, летят большие белоснежные птицы – лебеди, летят, машут крыльями, словно платками, шлет прощальный привет родным местам.
Улетают птицы в тёплые страны. А звери по-своему, по-звериному, к холодам готовятся.
Колючего ёжика Осень загоняет спать под ворох сучьев, барсука – в глубокую нору, медведю стелет постель из опавших листьев. А вот белочку учит сушить на сучьях грибы, собирать в дупло спелые орехи. Даже нарядную сизокрылую птицу-сойку заставила проказница Осень набрать полон рот желудей и запрятать их на полянке в мягкий зелёный мох.
Осенью каждая птица, каждый зверёк хлопочут; к зиме готовятся, некогда им даром время терять.
Спешит, торопится Осень; всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождём пёстрый убор листьев. И на тонкие телеграфные провода вдоль дороги, будто чёрные бусы на нитку, сажает она вереницу последних отлетающих ласточек.
Невесёлая получилась картина. Но зато есть и в ней что-то хорошее. Довольна Осень своей работой.
Воспитатель: Понравился вам рассказ? О чем в нем говорится?
Вопросы детям:
• Какими красками раскрасила осень деревья : березки, клены, дуб-богатырь?
• На что стали похожи листья осинок?
• С чем еще можно их сравнить?
• Ребята, а как вы понимаете словосочетание «лимонная желтизна»?
• А сосны и ели осень в какой цвет красит?
• Как вы понимаете словосочетание «убор из золотой парчи»?
• Почему лебеди шлют прощальный привет?
• Какие еще птицы улетают в дальние края?
• Ребята, а почему воробьи улетают в теплые края?
Физкультминутка «Раз, два, три…»
На полу лежат листочки с разных деревьев. Под «Осеннюю» музыку дети бегают вокруг них, а когда музыка заканчивается, то выполняют просьбу воспитателя.
— Раз-два-три! Красный лист бери!
— Раз-два-три! Кленовый лист бери!
— Раз-два-три! Осиновый лист бери!
— Раз-два-три! Два листа бери!
— Раз-два-три! Такой же, как у меня лист бери!
— Раз-два-три! Ничего не бери!
Воспитатель: Ребята, а что из этого рассказа вам больше всего запомнилось?
Давайте попробуем его пересказать. Читаю еще раз.
Игра с мячом:
Нужно подобрать к объекту природы, который он назовет, «осенние» определения.
• Осень какая?
• Небо какое? (Голубое или серое, чистое или облачное, хмурое.)
• Дождик какой? (Мелкий, моросящий или сильный, теплый или холодный.)
• Деревья какие? (Разноцветные, мокрые, голые.)
• Трава какая?
• Листья какие?
• Погода какая?
• А можно сказать, что погода вьюжная?
• А можно сказать, что погода знойная?
Воспитатель: Ребята, а давайте подумаем, почему говорят «Волшебница Осень»?
Литература.
1. Жуковская Р. И. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста/ Сост. Р. А. Жуковская, Л. А. Пеньковская. – 5-е изд. Испр. — М. : Просвещение, 1993. – с. 399.
2. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб. -метод. Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М. : Гуманитар. Изд. ВЛАДОС, 2008. – с. 287.
Список произведений
ПушокЛесное эхоСироткаКот ИванычДень рожденияВоришкаДружбаЧир ЧирычДжекУшанБарсучонокЗаботливая мамашаАистятаБелая шубкаЛесной голосокРедкая гостьяЛесной прадедушкаТетерюкСмышлёные птицыМаленький лесоводТоварищи по охотеВ зимнюю стужуСледопытыСрочный пакетДруг сердечныйПропавший медведьЗайчишке повезлоМитины друзьяНа озереЗа лисойЗа селезнямиНеожиданное знакомствоЗамечательный сторожСтарый блиндажЧудо техникиВ зелёной корзиночкеРедкий снимокДлинноносые рыболовыКуйкаГолубой дворецТрудное заданиеНежданный помощник«Передышка»Лесные переселенцыДжек и ФринаНосатикВодянойСмышлёный зверекЛесной разбойникСластёнаДобро пожаловать!Смышленый зверекКошка МашкаЗвериная хитростьМатьКрылатый охотникМедвежонокВесна-художникСчастливый ЖучокНа пороге весныСказка о ВеснеЗимой в колхозеЗагадочная находкаДлиннохвостые разбойникиПорошаРечной волкТетеревиная косточкаПриворотное зельеДворняжкаБудь здоров!Курочка камышницаНа разливеПодарокЧему научила сказкаСиничкаДогадливая пичужкаПервый трофейСкрипун-невидимкаЛуговой петушокЗамечательный снимокНа гумнеСорокаСоловьиная дудочкаЧетыре художникаРезвыйЛюбитель песниДомик на берёзеСамый упрямыйСиница и соловейНаседкаЛебедиБобкиБелочка-хлопотуньяГрачСнеговикСкворушкаЗагадкаПриемышВоронушаВесенняя песняГалкаБелый корабликЗдравствуй, весна!На тетеревейКолючая семейкаСтрашная охотаФилюшаДомик в лесуЗа волками
Детские годы
В 1903 году появился на свет талантливый мастер живописных описаний Георгий Скребицкий. Биография писателя очень непростая. Он был воспитан приёмными родителями. В четырёхлетнем возрасте был усыновлён Н.Н. Скребицкой. Немного позже её мужем становится земской врач Полилов А.М. Всё дальнейшее детство Гриша провёл в маленьком городке Чернь в Тульской губернии, куда переехало всё семейство.
Приёмный отец Георгия очень любил рыбалку, охоту, часто брал с собой мальчика, чем привил ему любовь к родной природе. Ещё в детстве Георгий научился бережно и осознанно относиться ко всему окружающему, любить братьев своих меньших. Это отразилось на его творчестве и жизненном кредо. Любимыми увлечениями Скребицкого были чтение книг и природоведение. Он не мог определить, что из этих двух направлений выбрать, поэтому соединил две профессии в одну. Он стал писателем-натуралистом.
Творчество Г. Скребицкого
Единомышленником и литературным соавтором Георгия Скребицкого с конца 1940-х годов стала известная писательница-анималист Вера Чаплина. В своем совместном творчестве они обратились и к самым маленьким читателям – писали для них совсем короткие познавательные рассказы о природе в журнал «Мурзилка» и в книгу для первоклассников «Родная речь». Но эти простые и легкие для восприятия тексты оказались технически очень сложной работой для настоящих писателей и знатоков природы, какими в полной мере были Скребицкий и Чаплина
Им было важно, добиваясь простоты, не сбиться в примитивность. Требовалась особая точность слова, выверялся ритм каждой фразы, чтобы дать малышам образное и в то же время верное представление о том, «Как белочка зимует» или чем живёт майский жук
В соавторстве Скребицкий и Вера Чаплина создают сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники»(1951) и «В лесной чаще»(1954). После совместной поездки в Западную Белоруссию они публикуют книгу очерков «В Беловежской пуще». Вершиной творческого таланта Георгия Скребицкого по праву считаются две большие книги, которые он написал в последние годы своей жизни. Это замечательная повесть о детстве «От первых проталин до первой грозы» и прекрасная повесть о юности «У птенцов подрастают крылья». Это автобиографические произведения, чье действие происходит по большей части в Черни в десятилетия перед Октябрьской революцией и в первые годы после становления Советской власти. Эти книги венчают творческий путь Георгия Скребицкого, в них особенно выразительно раскрылись яркие особенности его литературного таланта, напрямую связанного с тонким пониманием мира природы и ее самых разных обитателей. Детское и юношеское восприятие помогают особенно точно передать повествование о целой полосе русской жизни, которая ознаменовалась значимыми историческими событиями. Произведения Георгия Скребицкого написаны с огромной душевной теплотой, они необычайно поэтичные и добрые. Летом 1964 года Георгий Алексеевич почувствовал себя плохо, и с приступом острой боли в сердце был доставлен в больницу. Умер Георгий Алексеевич Скребицкий 18 августа 1964 он скончался от инфаркта, был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. ———————————————————— Рассказы Скребицкого о природе и о животных.Читаем бесплатно онлайн
Георгий Алексеевич Скребицкий.Краткая биография и творчество
Георгий Алексеевич Скребицкий родился 20 июля 1903 года в Москве. В четыре года, совсем еще малышом, его усыновила Надежда Николаевна Скребицкая. Некоторое время спустя Надежда Николаевна выходит замуж за земского врача Алексея Михайловича Полилова, после чего они всей семьей переезжают жить в Тульскую губернию, в небольшой город Чернь. Детские годы Скребицкого прошли в этом провинциальном городке, и детские впечатления от неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя. В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а приемный отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать мальчику. Искренняя любовь к природе, появившаяся и осознанная еще в детские и юношеские годы, стала ориентиром всего жизненного пути Георгия Скребицкого, придав ни с чем не сравнимое своеобразие его творчеству. В 1921 году Георгий Алексеевич Скребицкий заканчивает Чернскую школу 2-й ступении и едет учиться в Москву, где в 1925 году заканчивает литературное отделение в Институте слова. После этого он поступает на факультет охотоведения и звероводства в Высший зоотехнический институт, чтобы досконально изучить с детства близкий ему мир природы и животных. После окончания этого института Георгий Скребицкий стал научным сотрудником во Всесоюзном исследовательском институте звероводства и охотничьего хозяйства. Здесь он проработал пять лет, и эти годы стали для него отличной научной школой, ведь каждый год летом он выезжал в разные экспедиции и участвовал в изучении природной жизни животных. Позже Георгий Алексеевич Скребицкий становится научным сотрудником в лаборатории зоопсихологии Института психологии при МГУ. Здесь он стал кандидатом биологических наук (1937г.), и занял должность доцента на кафедре физиологии животных Московского университета. Скребицкий много ездил в различные экспедиции, в которых наблюдал за жизнью животных в естественной среде. За это время Скребицкий написал много научных трудов по зоологии и зоопсихологии. Научная работа постоянно обогащала познания о природе и жизни животных, а охотничьи походы зачастую оборачивались по-настоящему приключенческими историями. Георгий Скребицкий начинает записывать свои воспоминания, адресуя их всем тем читателям, которым небезразлична окружающая их природа. Однако не научная карьера натуралиста-исследователя, а литературное творчество становится с конца 1930-х годов главным делом в жизни Георгия Скребицкого. В 1939 г. по написанному им сценарию выходит научно-популярный фильм «Остров белых птиц», материалом для которого послужила научная экспедиция на птичьи гнездовья Белого моря. Тогда же состоялся и собственно писательский дебют: публикуется рассказ «Ушан». «Это, – сказал Георгий Алексеевич впоследствии, – как бы щёлочка, через которую я заглянул в страну прошлого, страну моего детства». Уже первые сборники Скребицкого поставили его в ряд лучших детских писателей -натуралистов.
Рассказы охотника: Сиротка (рассказ)
Принесли нам ребята небольшого сорочонка… Летать он ещё не мог, только прыгал. Кормили мы его творогом, кашей, мочёным хлебом, давали маленькие кусочки варёного мяса; он всё ел, ни от чего не отказывался.
Скоро у сорочонка отрос длинный хвост и крылья обросли жёсткими чёрными перьями. Он быстро научился летать и переселился на житьё из комнаты на балкон.Только вот какая с ним была беда: никак наш сорочонок не мог выучиться самостоятельно есть. Совсем уж взрослая птица, красивая такая, летает хорошо, а еду всё, как маленький птенчик, просит. Выйдешь на балкон, сядешь за стол, сорока уж тут как тут, вертится перед тобой, приседает, топорщит крылышки, рот раскрывает. И смешно и жалко её. Мама даже прозвала её Сироткой. Сунет ей, бывало, в рот творогу или мочёного хлеба, проглотит сорока– и опять начинает просить, а сама из тарелки никак не клюёт. Учили-учили мы её – ничего не вышло, так и приходилось ей в рот корм запихивать. Наестся, бывало, Сиротка, встряхнётся, посмотрит хитрым чёрным глазком на тарелку, нет ли там ещё чего-нибудь вкусного, да и взлетит на перекладину под самый потолок или полетит в сад, на двор… Она всюду летала и со всеми была знакома: с толстым котом Иванычем, с охотничьей собакой Джеком, с утками, курами; даже со старым драчливым петухом Петровичем сорока была в приятельских отношениях. Всех он на дворе задирал, а её не трогал. Бывало, клюют куры из корыта, и сорока тут же вертится. Вкусно пахнет тёплыми мочёными отрубями, хочется сороке позавтракать в дружеской куриной компании, да ничего не выходит. Пристаёт Сиротка к курам, приседает, пищит, клюв раскрывает – никто её покормить не хочет. Подскочит она и к Петровичу, запищит, а тот только взглянет на неё, забормочет: «Это что за безобразие!» – и прочь отойдёт. А потом вдруг захлопает своими крепкими крыльями, вытянет кверху шею, натужится, на цыпочки привстанет да как запоёт: «Ку-ка-ре-ку!» – так громко, что даже за рекой слышно.А сорока попрыгает-попрыгает по двору, в конюшню слетает, заглянет к корове в стойло… Все сами едят, а ей опять приходится лететь на балкон и просить, чтобы её из рук кормили.Вот однажды некому было с сорокой возиться. Целый день все были заняты. Уж она приставала-приставала ко всем – никто её не кормит!Я в этот день с утра рыбу на речке ловил, вернулся домой только к вечеру и выбросил на дворе оставшихся от ловли червей. Пусть куры поклюют.Петрович сразу приметил добычу, подбежал и начал сзывать кур: «Ко-ко-ко-ко! Ко-ко-ко-ко!» А они, как назло, куда-то разбрелись, ни одной во дворе нет. Уж петух прямо из сил выбивается! Зовёт, зовёт, потом схватит червяка в клюв, потрясёт им, бросит и опять зовёт – ни за что первый съесть не хочет. Даже охрип, а куры всё не идут.Вдруг, откуда ни возьмись, сорока. Подлетела к Петровичу, растопырила крылья и рот раскрыла: покорми, мол, меня.Петух сразу приободрился, схватил в клюв огромного червяка, поднял, трясёт им перед самым носом сороки. Та смотрела, смотрела, потом цоп червяка – и съела! А петух уж ей второго подаёт. Съела и второго, и третьего, а четвёртого Петрович сам склевал.
Гляжу я из окна и удивляюсь, как петух сороку из клюва кормит: то ей даст, то сам съест, то опять ей предложит. А сам всё приговаривает: «Ко-ко-ко-ко!..» Кланяется, клювом червей на земле показывает: ешь, мол, не бойся, вон они какие вкусные.И уж не знаю, как это у них там всё получилось, как он ей растолковал, в чём дело, только вижу, закокал петух, показал на земле червяка, а сорока подскочила, повернула головку набок, на другой, пригляделась и съела прямо с земли. Петрович даже головой в знак одобрения тряхнул; потом схватил сам здоровенного червяка, подбросил, перехватил клювом поудобнее и проглотил: вот, мол, как по-нашему. Но сорока, видно, поняла, в чём дело, – прыгает возле него да поклёвывает. Начал и петух червей подбирать. Так наперегонки друг перед другом стараются – кто скорей. Вмиг всех червей склевали.С тех пор сороку кормить из рук больше не приходилось. В один раз её Петрович выучил с едой управляться. А уж как он это ей объяснил, я и сам не знаю.
— КОНЕЦ —
Список произведений
Пушок Лесное эхо Жаворонок Сиротка Кот Иваныч День рождения Воришка Дружба Чир Чирыч Джек Ушан Барсучонок Заботливая мамаша Аистята Белая шубка Лесной голосок Редкая гостья Лесной прадедушка Тетерюк Смышлёные птицы Маленький лесовод Товарищи по охоте В зимнюю стужу Следопыты Срочный пакет Друг сердечный Пропавший медведь Зайчишке повезло Митины друзья На озере За лисой За селезнями Неожиданное знакомство Замечательный сторож Старый блиндаж Чудо техники В зелёной корзиночке Редкий снимок Длинноносые рыболовы Куйка Голубой дворец Трудное задание Нежданный помощник «Передышка» Лесные переселенцы Джек и Фрина Носатик Водяной Смышлёный зверек Лесной разбойник Сластёна Добро пожаловать! Смышленый зверек Кошка Машка Звериная хитрость Мать Крылатый охотник Медвежонок Весна-художник Счастливый Жучок На пороге весны Сказка о Весне Зимой в колхозе Загадочная находка Длиннохвостые разбойники Пороша Речной волк Тетеревиная косточка Приворотное зелье Дворняжка Будь здоров! Курочка камышница На разливе Подарок Чему научила сказка Синичка Догадливая пичужка Первый трофей Скрипун-невидимка Луговой петушок Замечательный снимок На гумне Сорока Соловьиная дудочка Четыре художника Резвый Любитель песни Домик на берёзе Самый упрямый Синица и соловей Наседка Лебеди Бобки Белочка-хлопотунья Грач Снеговик Скворушка Загадка Приемыш Воронуша Весенняя песня Галка Белый кораблик Здравствуй, весна! На тетеревей Колючая семейка Страшная охота Филюша Домик в лесу За волками
Читать все рассказы Г.Скребицкого Читать рассказы других авторов
Георгий Алексеевич Скребицкий.Краткая биография и творчество
Георгий Алексеевич Скребицкий родился 20 июля 1903 года в Москве. В четыре года, совсем еще малышом, его усыновила Надежда Николаевна Скребицкая. Некоторое время спустя Надежда Николаевна выходит замуж за земского врача Алексея Михайловича Полилова, после чего они всей семьей переезжают жить в Тульскую губернию, в небольшой город Чернь. Детские годы Скребицкого прошли в этом провинциальном городке, и детские впечатления от неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя. В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а приемный отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать мальчику. Искренняя любовь к природе, появившаяся и осознанная еще в детские и юношеские годы, стала ориентиром всего жизненного пути Георгия Скребицкого, придав ни с чем не сравнимое своеобразие его творчеству.В 1921 году Георгий Алексеевич Скребицкий заканчивает Чернскую школу 2-й ступении и едет учиться в Москву, где в 1925 году заканчивает литературное отделение в Институте слова. После этого он поступает на факультет охотоведения и звероводства в Высший зоотехнический институт, чтобы досконально изучить с детства близкий ему мир природы и животных. После окончания этого института Георгий Скребицкий стал научным сотрудником во Всесоюзном исследовательском институте звероводства и охотничьего хозяйства. Здесь он проработал пять лет, и эти годы стали для него отличной научной школой, ведь каждый год летом он выезжал в разные экспедиции и участвовал в изучении природной жизни животных.Позже Георгий Алексеевич Скребицкий становится научным сотрудником в лаборатории зоопсихологии Института психологии при МГУ. Здесь он стал кандидатом биологических наук (1937г.), и занял должность доцента на кафедре физиологии животных Московского университета. Скребицкий много ездил в различные экспедиции, в которых наблюдал за жизнью животных в естественной среде. За это время Скребицкий написал много научных трудов по зоологии и зоопсихологии. Научная работа постоянно обогащала познания о природе и жизни животных, а охотничьи походы зачастую оборачивались по-настоящему приключенческими историями. Георгий Скребицкий начинает записывать свои воспоминания, адресуя их всем тем читателям, которым небезразлична окружающая их природа.Однако не научная карьера натуралиста-исследователя, а литературное творчество становится с конца 1930-х годов главным делом в жизни Георгия Скребицкого. В 1939 г. по написанному им сценарию выходит научно-популярный фильм «Остров белых птиц», материалом для которого послужила научная экспедиция на птичьи гнездовья Белого моря.Тогда же состоялся и собственно писательский дебют: публикуется рассказ «Ушан». «Это, – сказал Георгий Алексеевич впоследствии, – как бы щёлочка, через которую я заглянул в страну прошлого, страну моего детства».Уже первые сборники Скребицкого поставили его в ряд лучших детских писателей -натуралистов.
Георгий Алексеевич Скребицкий.Краткая биография и творчество
Георгий Алексеевич Скребицкий родился 20 июля 1903 года в Москве. В четыре года, совсем еще малышом, его усыновила Надежда Николаевна Скребицкая. Некоторое время спустя Надежда Николаевна выходит замуж за земского врача Алексея Михайловича Полилова, после чего они всей семьей переезжают жить в Тульскую губернию, в небольшой город Чернь. Детские годы Скребицкого прошли в этом провинциальном городке, и детские впечатления от неяркой природы этих мест навсегда остались в памяти будущего писателя. В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а приемный отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать мальчику. Искренняя любовь к природе, появившаяся и осознанная еще в детские и юношеские годы, стала ориентиром всего жизненного пути Георгия Скребицкого, придав ни с чем не сравнимое своеобразие его творчеству. В 1921 году Георгий Алексеевич Скребицкий заканчивает Чернскую школу 2-й ступении и едет учиться в Москву, где в 1925 году заканчивает литературное отделение в Институте слова. После этого он поступает на факультет охотоведения и звероводства в Высший зоотехнический институт, чтобы досконально изучить с детства близкий ему мир природы и животных. После окончания этого института Георгий Скребицкий стал научным сотрудником во Всесоюзном исследовательском институте звероводства и охотничьего хозяйства. Здесь он проработал пять лет, и эти годы стали для него отличной научной школой, ведь каждый год летом он выезжал в разные экспедиции и участвовал в изучении природной жизни животных. Позже Георгий Алексеевич Скребицкий становится научным сотрудником в лаборатории зоопсихологии Института психологии при МГУ. Здесь он стал кандидатом биологических наук (1937г.), и занял должность доцента на кафедре физиологии животных Московского университета. Скребицкий много ездил в различные экспедиции, в которых наблюдал за жизнью животных в естественной среде. За это время Скребицкий написал много научных трудов по зоологии и зоопсихологии. Научная работа постоянно обогащала познания о природе и жизни животных, а охотничьи походы зачастую оборачивались по-настоящему приключенческими историями. Георгий Скребицкий начинает записывать свои воспоминания, адресуя их всем тем читателям, которым небезразлична окружающая их природа. Однако не научная карьера натуралиста-исследователя, а литературное творчество становится с конца 1930-х годов главным делом в жизни Георгия Скребицкого. В 1939 г. по написанному им сценарию выходит научно-популярный фильм «Остров белых птиц», материалом для которого послужила научная экспедиция на птичьи гнездовья Белого моря. Тогда же состоялся и собственно писательский дебют: публикуется рассказ «Ушан». «Это, – сказал Георгий Алексеевич впоследствии, – как бы щёлочка, через которую я заглянул в страну прошлого, страну моего детства». Уже первые сборники Скребицкого поставили его в ряд лучших детских писателей -натуралистов.
Детские годы
В 1903 году появился на свет талантливый мастер живописных описаний Георгий Скребицкий. Биография писателя очень непростая. Он был воспитан приёмными родителями. В четырёхлетнем возрасте был усыновлён Н.Н. Скребицкой. Немного позже её мужем становится земской врач Полилов А.М. Всё дальнейшее детство Гриша провёл в маленьком городке Чернь в Тульской губернии, куда переехало всё семейство.
Приёмный отец Георгия очень любил рыбалку, охоту, часто брал с собой мальчика, чем привил ему любовь к родной природе. Ещё в детстве Георгий научился бережно и осознанно относиться ко всему окружающему, любить братьев своих меньших. Это отразилось на его творчестве и жизненном кредо. Любимыми увлечениями Скребицкого были чтение книг и природоведение. Он не мог определить, что из этих двух направлений выбрать, поэтому соединил две профессии в одну. Он стал писателем-натуралистом.