Фонарщик
Среди зелёных лугов и дремучих лесов текла река. Полноводная, глубокая, но тихая и ласковая. Много веков несла она свои чистые воды. По реке плавали челны и даже маленькие кораблики.
Жил на берегу реки старый фонарщик. Вечером садился он в челнок, плыл на середину реки, зажигал фонарь. До рассвета мерцал среди реки огонек, указывал дорогу путешественникам. Ласково плескались о берег волны — радовалась река: любят её люди и она людям нужна.
Но вот людям понадобилось много досок для столов и стульев.
Вырубили они леса по берегам реки. Показалось также людям, что зелёные луга — это ненужная роскошь. Распахали луга, посеяли кукурузу.
Иссякли холодные ключи, задохнулась от жажды река и умерла. Несколько лет на том месте, где плавали челны и кораблики, весной журчал ручей, а потом и он засох. Превратилось русло реки в огород. О реке напоминал только столб, к которому фонарщик по привычке каждую весну прикреплял фонарь. Но над ним всё реже собирались тучи. Знойные ветры прилетели из пустыни и застучали в дома к людям.
Как только на землю опускались сумерки, старый фонарщик шёл на капустное поле и зажигал на столбе фонарь.
Маленький мальчик Сережа спросил однажды:
— Дедушка, зачем вы зажигаете фонарь? Ведь реки давно нет.
— Чтобы люди лучше видели свою глупость.
Вопросы для беседы
— Чему радовалась полноводная река?
— Что случилось с лесами вокруг реки?
— Почему старый фонарщик не бросил своё занятие?
Причина, явление, следствие
Учитель задал домой сочинение на тему «Причина, явление и следствие». На уроке он рассказывал, как писать, но я не слушал.
Дома открыл тетрадь, а что писать — не знаю. Пойду, думаю, к Володе, он слушал внимательно и знает, как начинать сочинение.
Оделся, вышел на улицу. Пруд уже замёрз, хотя лёд ещё тонкий. Надену-ка коньки и быстро побегу к Володе ледком.
Как приятно ехать — ветер в ушах свистит, коньки несут, будто ракета. Но почему это лёд трещит? Наверное, тоненький очень. Вот уже и берег недалеко.
Вдруг лёд проломился, и я бултыхнулся в воду. Стою по колено в воде. Еле выбрался на берег и быстрее побежал к своему товарищу.
Володя помог мне снять ботинки. Сидим, сушим обувь. Я и спрашиваю:
— Как писать сочинение о причине, явлении и следствии?
Засмеялся Володя:
— Твое приключение — это и есть сочинение. Лёд тонкий — причина. Лёд проломился — не выдержал твоего веса — явление. Неприятное явление. Ты очутился в воде — это следствие. Следствие тоже не очень хорошее.
Вопросы для беседы
— Почему мальчик не понял, как писать сочинение?
— На что он надеялся, когда пошёл к Володе?
— Какой пример привёл товарищ?
Для чего человек живёт на свете?
Тихий осенний вечер. Заходит солнце. В синем небе — клин журавлей. Наша бабушка сидит на скамейке возле забора, смотрит на закат солнца. Я спрашиваю:
— Бабушка, скажите, для чего человек живёт на свете?
Бабушка усмехается и говорит:
— Чтобы жить вечно.
Я не могу понять: как это — жить вечно?
Бабушка говорит:
— Пошли в сад.
Мы идём в сад. Там отцветают чернобривцы. Бабушка собрала пучок сухих семян этих цветов и завязала в узелок.
— Подожди до весны,— сказала она и положила узелок с семенами чернобривцев в сухой уголок.
Пришла весна. Мы посеяли семена на грядке. Взошли маленькие растения, поднялись, зацвели. Какие красивые цветы чернобривцы! Сейчас они красивее, чем были тогда, осенью.
— Вот и человек живёт для того, чтобы вечно жила его красота,— сказала бабушка.— Родители живут, чтобы воспитывать детей. А дети, становясь взрослыми людьми, растят своих детей, чтобы вечно жил человеческий род.
— А для чего живет человеческий род?— снова спрашиваю я.
— Для счастья.
Вопросы для беседы
— Как отвечала бабушка на вопрос внука?
— Для чего живёт на свете человек?
Это же солнце!
Это было ясным летним днём. Учитель вёл маленьких детей в лес.
Лес был большой и молчаливый. Деревья стояли стройные и высокие, будто огромные свечки. Густые листья закрывали солнце. В лесу был полумрак.
Дети шли и шли. Казалось, конца-края не будет лесу. Над головами что-то тихо шумело.
— Что это шумит?— спросили дети.
— Это разговаривают верхушки деревьев,— ответил учитель.— Они радуются, что видят солнце.
Вдруг дети остановились. На толстом стволе столетнего дуба они увидели что-то светлое, блестящее.
— Что это такое?— удивились дети.
— Это же солнце!— ответил учитель.— Посмотрите отсюда, видите, какое оно яркое?
Дети один за другим становились возле ствола столетнего дуба и любовались солнцем.
Вопросы для беседы
— Какой был лес, когда пришли дети?
— Как учитель отвечал на вопросы детей?
— Что изменилось, когда они пришли к столетнему дубу?
Человек принёс жизнь
В зелёной степи есть серый, мрачный островок — Мёртвое поле. С незапамятных времён на этом поле ничего не росло, потому что почва обильно пропитана солью. Над раскалённой глиной поднимались горячие потоки воздуха. Ни былинки, ни кузнечика, ни цветочка — ничего живого не было на Мёртвом поле. Никогда не пел над Мёртвым полем жаворонок, облетал стороной ворон, и небо над ним было не голубое, а серое.
Но вот пришёл на Мёртвое поле Человек. Принёс корзинку живительного чернозёма, высыпал. Принёс вторую, третью, десятую. Шли дни, месяцы, проходили годы, а Человек с утра до ночи всё носил и носил на Мёртвое поле чернозём. Он засыпал Мёртвое поле и посеял на нём пшеницу.
И произошло чудо. Мёртвое поле зазеленело. Зашумела, заколосилась пшеница. Запел кузнечик, серое небо стало голубым, над созревающими колосьями запел жаворонок. Жаворонки всего прислушались к его песне. Он пел о том, что нет в мире никого сильнее Человека.
Вопросы для беседы
— Что было перед появлением Человека?
— Какие изменения произошли в степи?
— О чём пел жаворонок свою песню?
Что лучше?
Одна маленькая девочка любила задавать вопросы.
— Что лучше — яблоко или груша? Роза или гладиолус? Вода или ситро? Мячик или кукла?
Мама терпеливо отвечала, но про себя удивлялась. В самом деле, разве можно сказать, что лучше — мячик или кукла, роза или гладиолус?
Но вот однажды девочка спросила:
— Мама, что лучше — сказка или песня?
— А ты подумай, что лучше — солнце или небо? Если ответишь на этот вопрос, тогда я тебе скажу, что лучше — сказка или песня,— ответила мама.
Долго думала девочка и не могла ничего придумать. Она смотрела на небо, на яркое солнышко. Они были прекрасны и неразделимы.
После этого девочка перестала спрашивать: что лучше? Она спрашивала по-другому: чем хороша сказка? Чем хороша песня? И мама с удовольствием ей отвечала.
Вопросы для беседы
— Какие вопросы беспокоили девочку?
— Почему она стала задавать вопросы по-иному?
ГДЗ Русский язык — 5 класс — Т. А. Ладыженская 2016
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи257
Диктант. Объясните все известные вам случаи постановки знаков препинания. Найдите во втором абзаце текста гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые). • Объясните название текста.
Стыдно перед соловушкой
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой мусор? — сказала Оля. — Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
- Стыдно… перед соловушкой, — тихо ответила Лида. (В. Сухомлинский)
Ответ 1
Диктант
Стыдно перед соловушкой
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать (уточнение выделено запятой).
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца (запятые между однородными дополнениями). Когда девочки уже закончили обед (простое предложение в составе сложного выделяется запятой), недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
— (тире перед репликой в диалоге) Зачем ты берёшь с собой мусор? — (отделение прямой речи от слов автора) сказала Оля. — Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
— Стыдно… перед соловушкой, — тихо ответила Лида. Название текста отражает его суть: нельзя мусорить на природе, поэтому стыдно перед ее жителем.
Ответ 2
Текст говорит о том, что мусорить в лесу нельзя, но природе нужно соблюдать чистоту. Название отражает эту главную мысль.
Ответ 3
Точка ставится в конце повествовательного предложения.
Запятые — между простыми предложениями в составе сложного и однородными членами предложения. Тире — перед началом диалога и перед словами автора. Вопросительный знак — в вопросительных предложениях.
Название текста отражает важность ответственности человека перед природой, в лице которой в этом случае выступает соловушка. Ответ 4
Ответ 4
Объясним постановку запятых:
• в 3-м предложении запятые разделяют однородные дополнения.
• в 4-м предложении запятая стоит между простыми в сложном.
• в 9-м и 10-м предложениях тире и запятые стоят в диалоге.
Стыдно перед соловушкой — заголовок означает что Лида прислушалась к голосу своей совести и не стала су ведь лес — это дом для птиц, животных.
ПредыдущаяСледующая
Сухомлинский Василий Александрович.Краткая биография.
Василий Сухомлинский (1918 — 1970) Советский педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968). Родился В.А.Сухомлинский в бедной семье. До Октябрьской революции отец Василия Александровича — Александр Емельянович Сухомлинский — работал по найму как плотник и столяр. Сухомлинский учился вначале в Васильевской семилетке (1926 — 1933 гг.), где проявил себя как один из самых способных учеников. Летом 1934 года. он поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и в том же году стал студентом факультета языка и литературы. Но в связи с болезнью вынужден был в 1935 году. прервать учёбу в вузе. Василий Александрович Сухомлинский 17-летним юношей начал практическую педагогическую работу. На протяжении 1935 — 1938 гг. он преподаёт украинский язык и литературу в Васильевской и Зыбковской семилетних школах Онуфриевского района. Своё обучение В.А.Сухомлинский продолжил с 1936 года в Полтавском педагогическом институте (заочное отделение), где получил сначала квалификацию учителя украинского языка и литературы неполной средней школы, а затем — преподавателя этих же предметов средней школы 1938 год. В 1939 году Сухомлинский с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области. В июле 1941 года Василий Сухомлинский был призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года Сухомлинский был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, Сухомлинский узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами. С 1944 года Василий Сухомлинский заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украинской ССР. В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса». Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального. Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР — 1974, посмертно). Его жизнь — воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью. — Награды * Герой Социалистического Труда (1968). * Орден Красной Звезды. Сухомлинский, краткая биография которого изложена выше, внес значительный вклад в развитие педагогики в стране. Вместе с Макаренко он был признан лучшим в этой области и не только в Украине, Советском Союзе, но и в мире. Но его и критиковали за то, что учение не вполне соответствовало советской идеологии, что оно было пропитано христианским духом. Сам автор был атеистом, однако в природе видел божественное начало. Умер великий учитель 2 сентября 1970 года. —————————————————————- Василий Сухомлинский.Рассказы и сказки.Читаем бесплатно онлайн
Белое пёрышко
На соломенной крыше сидела стайка воробьёв. Они весело чирикали о своих воробьиных делах.
Вдруг подлетел к ним чужой, неизвестный им, невиданный на соломенной крыше воробей. Был он как-то не похож на других воробьёв. Маленькая головка — спесивая, шея — коротенькая, клювик — привередливый.
Но самое главное — белое пёрышко в хвосте. Среди серых перьев это белое пёрышко выглядело очень необычно.
— Смотрите, смотрите,— зачирикали воробьи,— к нам прилетел невиданный воробей с белым пёрышком в хвосте.
Слетелись воробушки с нескольких соседних крыш, сели возле воробья с белым пёрышком и спрашивают:
— Откуда ты прилетел?
— Из-за моря… — ответил воробей с белым пёрышком в хвосте.
Тем временем каждому воробью хотелось ближе сесть возле белого пёрышка, чтобы хорошенько его разглядеть.
Несколько раз они притрагивались к белому пёрышку клювиками, кто-то любопытный дёрнул его. Белое пёрышко упало, а ветер подхватил его и унёс далеко-далеко.
От того, что у диковинного воробья не стало в хвосте белого пёрышка, он вдруг перестал быть необычным. Стал таким же серым, как и все остальные воробушки, что родились и выросли на соломенных крышах. И головка стала такая же, и шейка, и клювик, зачирикал чужой воробей — и все даже клювики открыли от удивления.
— Да это же наш, обычный воробей!— послышалось разноголосое чириканье.— А мы, дураки, поверили белому пёрышку.
Вопросы для беседы
— Почему воробьиную стайку привлёк чужой воробьишка?
— Как они стали к нему относиться?
— Что помогло воробьям понять свою ошибку?