Глава 4
Варламов был самым богатым купцом в этих местах. А графиня Драницкая — очень богатой помещицей, у которой было много роскоши в доме. О нем ходили легенды. В пути дядя замечает, что графиня мало понимает в своих делах, она еще «молодая и глупая». А Егор думает лишь о ее красоте.
Ночью в степи страшно, везде мерещатся разбойники. Зато более прохладно и свежо. По дороге дядя пересадил Егора на другой транспорт, чтобы он зря не мотался с ними.
Утром Егор встал и огляделся: вокруг пейзажи были другими. Еще более пусто стало вокруг, равнина тянулась бесконечно. Егор ночевал в обозе с шерстью, пока его дядя и Христофор поехали к молокану, у которого ночевал купец Варламов. Вокруг Егора собрались работники. Они расспрашивали его об учебе и рассказали, что все благородные господа отвозят своих детей в гимназии. Затем мужики стали рассказывать, кому лучше молиться и зачем.
Разговор прервало известие: Дымов, один из работников, убил ужа. Люди осудили его поступок, потому что убивать причины не было. Дымову стало совестно, он ушел. А в ответ на вопрос одного из свидетелей происшествия старик ответил:
Больше всего возмущался Вася, бывший певчий. Он лишился работы, когда застудил горло. Теперь он жил на временные подработки и считал себя пропащим. Зато Бог наградил Васю другими талантами. У него было острое зрение, он хорошо видел в темноте, часто наблюдал за животными. Поэтому у Васи был собственный, не доступный никому мир.
Глава 6
Егор проснулся и вспомнил о бабушке. Он стал думать о смерти. Ему представилось, что бабушка вдруг просыпается и не может выйти из тесного гроба. Он отогнал это видение, ведь чувствовал, что сам никогда не умрет.
Пантелей, один из работников, переживал за Егора, ему было досадно, что за ним никто не едет. Он вспомнил, что его дети и жена сгорели заживо в избе, пока он ездил по делам.
Работники зажгли костер. Егор опять думал о судьбе души после смерти. Он спросил, зачем тут крест. Ему рассказали о случае, когда косари убили купцов, отца и сына, чтобы их ограбить. Убивали их косами, живого места не осталось. С тех пор здесь и стоит крест.
Как обычно герои готовят на костре и беседуют. Во время посиделок все рассказывают забавные и страшные истории. Один из работников вспомнил, как они с купцом попали в засаду к разбойникам. Он догадался об этом и привел народ на помощь купцу. За спасение богач дал ему денег. Разбойников казнили, ведь весь их подвал был забит костями. Вспомнил Пантелей и еще несколько подобных историй, в которых одинаково чувствовался вымысел. Только Егорка всему поверил, и лишь автор намекнул читателю о том, что Пантелей соврал. Впрочем, все рассказывали небылицы.
Вдруг работники и Егор встречают очень счастливого человека, который всем заявляет о своём большом счастье. Он, длинный и сухопарый, одет щеголем, за спиной у него ружье. Он пришел к костру и поздоровался. Мужчина попытался продать дикую птицу в качестве деликатеса, но рабочим она была не нужна. Они сами угостили его похлебкой.
Константин, так звали гостя, жил на пасеке, держал скот. Он недавно женился, а супруга уехала к матери на два дня. Он воспользовался этим и ушел на охоту. Он очень скучает по жене, ходит «как бедовый». Супругу он очень хвалит и очень любит. Сначала она не хотела за него выходить, три года он ее добивался, а потом он улучил момент и обрушил на нее целую речь. За красивые слова она его и полюбила. Теперь героя переполняет счастье, которым он жаждет поделиться со всеми окружающими. Слушателям тоже захотелось счастья, глядя на него. Стали петь песни.
Егор все думал, зачем люди женятся? Наверное, мужчинам хорошо, если рядом есть веселая и улыбчивая женщина. Ему вспомнилась графиня Драницкая. Он женился бы на ней, если б мог. Тут ему представилось, будто он целует такую красавицу.
В финале работники догоняют столь неуловимого купца Варламова, к которому у дяди Егорушки было дело. Купец кажется маленьким и незначительным человеком, однако работники хвалят его за умение вести дела и трудолюбие. «На таких земля держится» — говорят они.
Но Варламов, в отличие от дяди Егора, был независимым человеком, сам ставил условия и цены, поэтому никуда не боялся опоздать. Он был властным и сильным.
О книге
В последнее время люди всё больше подвержены стрессу и эмоциональному переутомлению. Как избавится от душевного напряжения и поднять себе настроение? Чтение книг во все времена помогало людям побороть хандру. Благодаря волшебной способности книг переносить читателя в другие миры, появляется прекрасная возможность забыться о деловых неурядицах и личных проблемах.
В современной литературе книга Чехов Антон Павлович «Степь» занимает достойное место. Рассматривая в своей работе актуальные вопросы современности, автор целиком и полностью погружает нас в мир главных героев. Оригинальный сюжет, детально продуманные персонажи, причем самые разные, и неожиданная развязка непременно заинтересуют как заядлых поклонников данного жанра, так и случайных читателей.
Образы и символы
Образ степи околдовывает своим великолепием. Он многогранный, вбирающий в себя множество смыслов. Это символ пространства, распахнутого в космос. Человек как маленькая песчинка, сталкиваясь с мирозданием, теряется. Как найти себя в этом мире? Что для этого нужно сделать? Какой путь выбрать?
Степь подвластна силам стихии. Образ ветра – символ вселенского хаоса, навевающего страх, ужас, вызывающего напряжение всех душевных сил, рождающего ту неизвестность, которая часто способствует разладу с окружающей действительностью, приводит к потере своего «я» в человеке.
Одиночество и трагизм – неотделимые составляющие степного пространства. Символом одиночества выступает тополь, обречённый на трагическую участь.
Образ мельницы, машущей своими крыльями, как руками, передаёт ритм времени, его необратимый ход в степном пространстве.
Глава 3
Путешественники заезжают на чай в постоялый двор, который содержат евреи. Мойсей Мойсеич рад видеть приезжих, встречает их радушно. Главный герой видит быт данной многодетной семьи. Живут на постоялом дворе очень бедно: мебель уже потаскана, везде дыры ипроплешины, меню оскудело. Поэтому хозяин очень настойчиво и рьяно уговаривает гостей остаться, посетителей у него немного. Ему за столом помогает брат — Соломон. Но он презрительно молчит, глядя на гостей. Они ему не в радость. Вид брата хозяина отражает всю ненависть и презрение в представителям русской национальности. Когда-то он рассказывал истории на ярмарке, имел большой успех. Но сейчас он об этом даже говорить отказывался.
За столом идет беседа о другом. Христофор жалуется, что не поехал бы продавать эту шерсть, даром она ему не нужна, но зять попросил. Он купил эту шерсть год назад, а продать теперь не может. И пришлось Христофору обращаться к дяде Егора, чтобы тот выручил и помог. Но это единственная печаль Христофора. Он считал себя счастливым человеком, ведь все его дети были устроены, жили нормально, а сам он доживал свой век с попадьей и горя не знал.
Моисей подыгрывает гостям, смеется над их шутками, но по-прежнему мрачен его брат Соломон. Это так не идет его комичной фигуре, что Егор принимает презрение за розыгрыш.
Тем временем дядя и Христофор начинают говорить о делах и считать деньги, а сам Егорушка пошел в другие комнаты, куда его позвали. Там толстая дама угощала его конфетами и горько сетовала, что он, такой маленький, уехал от мамы.
Вернувшись в комнату к взрослым, Егор услышал взрыв негодования Соломона. На банальные вопросы о делах он стал отвечать, что служит лакеем у собственного брата, что все вокруг — всего лишь лакеи для богачей. Соломон оказался нигилистом:
Моисей выпроводил грубого брата. Гости отметили, что он — пропащий человек, и много о себе думает. Моисей жалуется, что от брата одни проблемы. Даже Варламов, богатый купец, ударил их обоих кнутом из-за грубости Соломона. Моисей на наследство от родителей купил постоялый двор, а Соломон сжег деньги в печи.
Внезапно в постоялый двор зашла красивая женщина. Егорушка восхищается видом благородной девушки, которая ищет Варламова. Она увидела Егора и приласкала его. Это была Графиня Драницкая.
Путники уезжают со двора.
Суть
Человек разобщён с миром природы, но она обладает какой-то магнетической тягой, зовущей людей объединиться, слиться с ней. Ведь только став частью мироздания, можно обрести душевный покой, понять свое предназначение.
В русской степи вместе с Егорушкой Князевым оказывается и сам автор, и все читатели. Знакомство с миром и его познание возможны только при условии движения, как в прямом смысле, так и в символическом. Жизнь – это та же безбрежная, неоглядная степь. Надо только научиться всмотреться в неё – и тогда душа откликнется на её красоты, даст тот заряд энергии, который необходим человеку, чтобы достойно пройти свой жизненный путь и быть счастливым.
«Степь» — повесть о русской земле, возвращение на большую дорогу истории, берущую начало у истока времени, а конец – за манящей далью.
Характеристика главных героев
Чехов детально прописал портреты персонажей, поэтому каждый из них предстаёт особенным. Одни герои близки к природе, в характере других преобладает деловая хватка, а третьи кажутся чудаками, о которых обычно говорят, что они «не от мира сего». Главные персонажи и их характеристики:
- Егорушка Князев. Вокруг образа мальчика выстраивается сюжетная линия. Он ещё слишком мал, чтобы обладать ярко выраженными чертами характера. В этом возрасте его отличают наивность и пытливость. Мальчик впитывает впечатления, удивляется разнообразию мира и людей, предаётся воспоминаниям и мысленно рассуждает о том, что видит.
- Вася. Тихий и смирный человек с острым зрением и таким же слухом. Он видит и слышит то, что недоступно большинству других людей. Его мир наполнен «музыкой» природы: жужжанием и стрёкотом насекомых, пением и перезвоном птиц, перекличками сусликов и шёпотом степных трав.
- Варламов. Человек-челнок, погруженный в поиски выгоды. Как коршун, он кружит среди обывателей, выискивая, из чего можно извлечь прибыль. Природа для него ничего не значит.
- Иван Иваныч Кузьмичёв. Преобладающие черты характера этого персонажа — равнодушие ко всему, кроме денег, и однообразие. Он всегда сосредоточен и угрюм, как степной грач. Как и Варламов, Кузьмичёв не лишён деловой хватки.
- Дымов. В повести этот герой предстаёт былинным молодцем. Он силён, но не умеет управлять своей мощью, зато охотно просит прощения. Этот образ можно назвать трагичным. Такому молодцу не пристало идти за обозом, и в этом заключается противоречие между внутренним миром героя и обстоятельствами, в которых ему приходится жить.
- Емельян. Ещё один неравнодушный герой с трагической судьбой. Когда-то Емельян обладал дивным голосом и пел в хоре при церкви. После болезни он стал безголосым, и это причиняет невыносимые страдания, хотя душа по-прежнему поёт.
- Пантелей. Добрый старик с прочной жизненной философией, которую он старается передать Егорушке. По мнению Пантелея, человек должен получить 3 ума: первый — от матери, второй — от учения, третий — от хорошей жизни. На свете так мало счастливых людей, потому что найти третий ум мало кому удаётся.
Глава 2
Путники остановились, чтобы испить воды в знойный полдень. Христофор решил рассказать мальчику свою биографию.
Далее читатель узнает историю священника Христофора. У него могла бы сложиться прекрасная карьера, ведь он обладал невероятной памятью с самого детства. Много учился он сам, с ранних лет тянулся к знаниям: «Читал и по-латынски, и по-гречески, и по-французски, знал философию, математику, гражданскую историю и все науки». Однако родители решили, что мальчик должен остаться с ними и бросить учёбу. Он говорит, что послушание важнее наук. Сейчас Христофору восьмой десяток пошел, и он мало что помнит из математики и философии, зато родителей похоронил с честью. Дядя Егора думает не о философии. Он хочет догнать купца Варламова, чтобы сторговать шерсть.
Взрослые поели и легли спать, чтобы лошади за это время отдохнули. Егор должен был приглядывать за лошадьми и имуществом путников. Он гоняется за бабочками, ловит кузнечиков и шалит. Дяде его снятся счета, шерсть, цены, купцы. Христофору — разговоры, вкусная еда, суета дороги. Егорка слушает заунывную песню деревенской бабы, и ему тоскливо на душе. Мельком он увидел крестьянского паренька и познакомился с ним. Его звали Тит. Но он оказался необщительным, и вскоре спрятался. Проснулся кучер Денис. Ему было двадцать, он уже собирался жениться, но в душе оставался маленьким мальчиком, любившим пошалить. Они с Егором начали играть и бегать, ловить насекомых и гладить их.
Проснулись все остальные. Христофор настоял на промедлении и прочитал длинную молитву, а Кузьмичев, дядя Егора, с ненавистью смотрел и ждал. Ему казалось, что это излишне, и пора ехать.
Далее следуют описания однообразной знойной степи, где ни облачка, ни деревца, ничего, кроме безграничного простора равнин и немногочисленных насекомых и птиц.
Вечер в степи Чехов рассказ с гравировкой
Рейтинг: / 13
Вечер в степи
Чехов А.П
В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами, но степь все еше прекрасна и полна жизни. Едва зайдет солнце и землю окутает мгла, как дневная тоска забыта, все прошено, и степь легко вздыхает широкою грудью. Как будто от того, что траве не видно в потемках своей старости, в ней поднимается веселая, молодая трескотня, какой не бывает днем, треск, подсвистыванье, царапанье, степные басы, тенора и дисканты — все мешается в непрерывный, монотонный гул, под который хорошо вспоминать и грустить. Однообразная трескотня убаюкивает, как колыбельная песня; едешь и чувствуешь, что засыпаешь, но вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы, или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос, вроде удивленного «а-а!», и дремота опускает веки. А то, бывает, едешь мимо балочки, где есть кусты, и слышишь, как птица, которую степнякизовут сплюком, кому-то кричит: «Сплю! сплю! сплю!», а другая хохочет или заливается истерическим плачем — это сова. Для кого они кричат и кто их слушает на этой равнине, бог их знает, но в крике их много грусти и жалобы… Пахнет сеном, высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ, сладко приторен и нежен.
Сквозь мглу видно все, но трудно разобрать цвет и очертания предметов. Все представляется не тем, что оно есть. Едешь и вдруг видишь, впереди у самой дороги стоит силуэт, похожий на монаха; он не шевелится, ждет и что-то держит на руках… Не разбойник ли это? Фигура приближается, растет, вот она поравнялась с бричкой, и вы видите, что это не человек, а одинокий куст или большой камень. Такие неподвижные, кого-то поджидающие фигуры стоят на холмах, прячутся за курганами, выглядывают из бурьяна, и все они походят на людей и внушают подозрение.
А когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Мглы как не бывало. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. На далекое пространство видны черепа и камни. Подозрительные фигуры, похожие на монахов, на светлом фоне ночи кажутся чернее и смотрят угрюмее. Чаще и чаще среди монотонной трескотни, тревожа неподвижный воздух, раздается чье-то удивленное «а-а!» и слышится крик неус-нувшей или бредящей птицы. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали, если долго всматриваться в нее, высятся и громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы… Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова.
Едешь час-другой… Попадается на пути молчаливый старик курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем и когда, бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в глубоком небе, в лунном свете, в полете ночной птицы, во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей. И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь сознает, что она одинока, что богатство ее и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные, и сквозь радостный гул слышишь ее тоскливый, безнадежный призыв: певца певца!
Похожие по содержанию произведения раздела:
Чембулак Снегирёв рассказ с иллюстрациями … Дедушкина собака ЧЕМБУЛАК Снегирев Г.Я
Рисунки М.Митурича
ЧЕМБУЛАК ОБИДЕЛСЯ
Мой дедушка — …
Цветок Хлеба Яковлев рассказ …Цветок Хлеба Ю. Я. Яковлев
Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. …
Утро Горький с иллюстрациями …Утро А. М. Горький
Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается день! В небе вспыхнул первый …
У нас в Москве Кассиль рассказ с иллюстрациями …У НАС В МОСКВЕ Л. Кассиль.
Это Маяковский так написал: «Начинается земля, как известно, от Кр …
- < Отрывок о природе Тургеенев
- Осень Ушинский рассказ с иллюстрациями >
История создания
Во второй половине 80-х годов Чехов уходит из журнала «Осколки» в «Новое время» А.С. Суворина. Печатает лучшие из ранних рассказов, которые впоследствии вошли в его литературные сборники. Один из них, «В сумерках», в 1888 году был удостоен Пушкинской премии.
В этом же году написана повесть «Степь». Автор посылает её в солидный журнал «Северный вестник». Путь писателя к успеху длился семь лет, и повесть «Степь» открыла Чехову дорогу в «большую» литературу. Описание поездки Егорушки вместе с дядей и отцом Христофором даёт возможность познакомиться с простыми русскими людьми, и публика того времени оценила «народность» и живость произведения чрезвычайно высоко.
«Степь» как бы выплыла из глубины детства. Сокровенной мечтой Чехова была мысль о том, чтобы показать девятилетнему мальчику его суровую, прекрасную родину.
Образы и темы
Образ степи, созданный Чеховым, великолепен и многогранен. Он объединяет в себе множество смыслов, среди которых человек кажется песчинкой. Обыватель теряется и не сразу понимает, к чему стремиться в этом мире, как найти себя, по какому пути следовать.
Образ ветра совсем другой. Силы стихии вселяют ужас, ввергают в неизвестность и заставляют почувствовать внутреннее напряжение. Вселенский хаос приводит к тому, что человек зачастую теряет своё «я». Со степным пространством неотделимо связаны трагизм и одиночество. Их символ — тополь, будет один всю свою жизнь.
В повести «Степь» Чехов затрагивает несколько тем. Они располагаются не в строгом порядке, а вытекают одна из другой и переплетаются, образуя основную идею, которая заключается во взаимоотношениях природы и человека. Иногда это сбивает с толку учеников, получающих задание написать изложение по главам. Составляющие, из которых складывается главная идея произведения:
- любовь к родине;
- жизнь и смерть;
- поиск своего предназначения;
- одиночество человека во Вселенной и в мире;
- свобода личности;
- сострадание к другим людям и природе.
Очень краткий пересказ повести «Степь»
Ранним июльским утром из города N выехала старая бричка. Чтобы выгодно продать шерсть в дорогу отправились – Иван Иваныч Кузьмичов – купец, плотный мужчина с лысиной и в очках и отец Христофор Сирийский – худощавый добрый старичок, настоятель уездной церкви. Рядом с молодым кучером Дениской сидел третий пассажир – Егорушка. Это племянник Кузьмичова 9-летний зареванный мальчишка в кумачовой рубахе и ямщицкой шапке с пером.
Его матушка Ольга Ивановна Князева – вдова коллежского секретаря – уважала людей светских и образованных. Потому упросила брата доставить сыночка в городскую гимназию. Егорушка не хотел уезжать, и смотрел на убегающие вдаль родные края сквозь детские слезы.
Иван Иваныч считал учение делом бестолковым. Его больше беспокоил обоз купца Варламова, который вез на рынок большую партию шерсти.
Июльская жара донимала. Бричка сделала остановку на берегу прохладной реки, а потом покатила дальше к постоялому двору Мойсей Мойсеич. Здесь путникам оказали самый радушный прием. Супруга старого еврея Роза угощала Егорушку хлебом с медом и печатным пряником. И только брат Мойсея, рыжий еврей Соломон, с презрением смотрел на зажиточных господ.
В памяти Егора навсегда осталась встреча с графиней Драницкой и ее управляющим Казимиром. Красивая полная женщина с соболиными бровями одарила мальчугана ласковым поцелуем.
Ближе к ночи бричка догнала обоз Варламова. Иван Иваныч поручил Егора заботам старого подводчика Пантелея, а сам в обход двинулся к молокану. Мальчишка с радостью влез на тюк, укрался пальтишком и крепко заснул.
Утром Егорка увидел широкие дороги, будто вытоптанные великанами. Обоз из двадцати подвод сопровождали мужики из разных сословий – сын зажиточного торговца Микола Дымов, бывший церковный певчий Емельян, работник спичечной фабрики с распухшей челюстью Вася, кучер Кирюха, молоденький хохол Степка и прочие крестьянские сынки.
Балагуры Дымов и Кирюха больше остальных будоражили народ. Руганью и громким смехом они вызывали у Егорушки брезгливую ненависть.
На привале у реки ребятки принялись ловить раков. Потом Степка выпросил у местных бредень и живенько пошла рыбная ловля. Пока Егорушка ходил вслед за Емельяном к обедне, а потом изучал окрестности, мужички сварили сытную кашу. Все ели так, что ложки в воздухе мелькали. И только Пантелей – приверженец старой веры – не вкушал из общего котла.
После обеда подводчики стали жаловаться на тяжелое бытье – вот раньше, дескать, было лучше…Дымов опять пристал к Егорке, чтобы он скинул «за столом» ямщицкую шапку.
Ближе к вечеру, когда спала жара, обоз двинулся дальше. После длинного утомительного перехода заночевали в степи. Здесь у одинокой могилки мужички вспоминали страшные истории. Неожиданно их навестил местный хохол Константин Звонык и поделился своим простым человеческим счастьем. Подводчики приуныли, позавидовали. А Пантелей скомандовал – Пора ехать!
Утром обоз достиг армянских сел. Уставших мужичков встречал строгий, но справедливый хозяин Варламов Семен Александрыч. Сухим приветствием он удостоил только старика Пантелея.
Вечером у котла с кашей снова вспыхнула ссора. Обозленный на жизнь Дымов цеплялся к бедному Емельяну, которому так хотелось снова запеть. Егорушка вступился за беднягу и громко закричал – Бей его, ребята!
С досады мальчишка спрятался на шерстяном тюке. Но тут началась страшная гроза.
Обозу удалось укрыться в ближайшей деревеньке. Егорушка перекусил дыней и арбузом, но даже под теплым тулупом не мог согреться. На утро мальчугана припекал жар, и только в гостинице с дядюшкой и отцом Христофором паренек пошел на поправку.
На следующий день Иван Иваныч повел племянника к приятельнице его маменьки Настасье Петровне Тоскуновой. За десять рублей в месяц женщина взяла Егорушку на постой.
Дядя и святой отец подарили герою на память по гривенничку. Егору было страшно и одиноко до слез, но впереди его ждала новая неизведанная жизнь.
Описание степи
Чехов с теплотой и сердечностью относится к природе, он инстинктивно понимает её язык. Можно с уверенностью сказать, степь – один из главных персонажей произведения. И, как всякий «персонаж», она живёт собственной жизнью, имеет свои черты и характеристики.
Степь представлена в разное время суток: утром, в полдень, на закате, ночью. Для их описания Чехов находит свои краски, ароматы и звуки. Меняется и настроение этого необъятного пространства: в знойный полдень степь тоскует, на рассвете – ликует и смеётся, исполненная жизненных сил и красоты, на закате затихает, во всём наступает умиротворение и покой.
Мастерство Чехова в изображении степи поистине уникально. Любое явление природы воспринимается им как живое, а не фантастическое лицо. Так, голос поющей женщины рождает вопрос: действительно ли поёт она? В реальности оказывается, что песня исходит не только от неё, но и от травы.
Автор не просто перечисляет населяющий эти места пернатый мир, он даёт птицам точные характеристики с точки зрения эмоционально-психологической: хохочет сова, плачут чибисы, пищат бекасы, играют на своих скрипках кузнечики. Так рождается неповторимый образ степи.
Равнинная местность практически безлюдна. Но у неё есть свои охранители – пастухи, которые, помимо своих прямых обязанностей, защищают этот первородный мир.
Степь существует не сама по себе, она чаще всего оказывает благотворное влияние на человека. Босыми больными ногами идёт по степи Пантелей, земля дарит ему физическое облегчение. Для божьего человека Васи степь полна жизни и содержания, это его родная стихия. Дымова тишина и покой в степи уравновешивают.
Автор книги: Антон Чехов
Чехов Антон ПавловичСтепь
Антон Чехов
Степь
(ИСТОРИЯ ОДНОЙ ПОЕЗДКИ)
Из N., уездного города Z-ой губернии, ранним июльским утром выехала и с громом покатила по почтовому тракту безрессорная, ошарпанная бричка, одна из тех допотопных бричек, на которых ездят теперь на Руси только купеческие приказчики, гуртовщики и небогатые священники. Она тарахтела и взвизгивала при малейшем движении; ей угрюмо вторило ведро, привязанное к ее задку, – и по одним этим звукам да по жалким кожаным тряпочкам, болтавшимся на ее облезлом теле, можно было судить о ее ветхости и готовности идти в слом.
В бричке сидело двое N-ских обывателей: N-ский купец Иван Иваныч Кузьмичов, бритый, в очках и в соломенной шляпе, больше похожий на чиновника, чем на купца, и другой – отец Христофор Сирийский, настоятель N-ской Николаевской церкви, маленький длинноволосый старичок в сером парусиновом кафтане, в широкополом цилиндре и в шитом, цветном поясе. Первый о чем-то сосредоточенно думал и встряхивал головою, чтобы прогнать дремоту; на лице его привычная деловая сухость боролась с благодушием человека, только что простившегося с родней и хорошо выпившего; второй же влажными глазками удивленно глядел на мир божий и улыбался так широко, что, казалось, улыбка захватывала даже поля цилиндра; лицо его было красно и имело озябший вид. Оба они, как Кузьмичов, так и о. Христофор, ехали теперь продавать шерсть. Прощаясь с домочадцами, они только что сытно закусили пышками со сметаной и, несмотря на раннее утро, выпили… Настроение духа у обоих было прекрасное.
Кроме только что описанных двух и кучера Дениски, неутомимо стегавшего по паре шустрых гнедых лошадок, в бричке находился еще один пассажир мальчик лет девяти, с темным от загара и мокрым от слез лицом. Это был Егорушка, племянник Кузьмичова. С разрешения дяди и с благословения о. Христофора, он ехал куда-то поступать в гимназию. Его мамаша, Ольга Ивановна, вдова коллежского секретаря и родная сестра Кузьмичова, любившая образованных людей и благородное общество, умолила своего брата, ехавшего продавать шерсть, взять с собою Егорушку и отдать его в гимназию; и теперь мальчик, не понимая, куда и зачем он едет, сидел на облучке рядом с Дениской, держался за его локоть, чтоб не свалиться, и подпрыгивал, как чайник на конфорке. От быстрой езды его красная рубаха пузырем вздувалась на спине и новая ямщицкая шляпа с павлиньим пером то и дело сползала на затылок. Он чувствовал себя в высшей степени несчастным человеком и хотел плакать.