Воришка

Г. скребицкий. рассказы о природе для детей. произведения и биография

Рассказы охотника: Воришка (рассказ)

Однажды нам подарили молодую белку. Она очень скоро стала совсем ручная, бегала по всем комнатам, лазила на шкафы, этажерки, да так ловко – никогда ничего не уронит, не разобьёт.

В кабинете у отца над диваном были прибиты огромные оленьи рога. Белка часто по ним лазила: заберётся, бывало, на рог и сидит на нём, как на сучке дерева.Нас, ребят, она хорошо знала. Только войдёшь в комнату, белка прыг откуда-нибудь со шкафа прямо на плечо. Это значит – она просит сахару или конфетку. Очень любила сладкое.Конфеты и сахар у нас в столовой, в буфете, лежали. Их никогда не запирали, потому что мы, дети, без спросу ничего не брали.Но вот как-то зовёт мама нас всех в столовую и показывает пустую вазочку:– Кто же это конфеты отсюда взял?Мы глядим друг на друга и молчим – не знаем, кто из нас это сделал. Мама покачала головой и ничего не сказала. А на следующий день сахар из буфета пропал и опять никто не сознался, что взял. Тут уж и отец рассердился, сказал, что теперь всё будет запирать, а нам всю неделю сладкого не даст.И белка заодно с нами без сладкого осталась. Вспрыгнет, бывало, на плечо, мордочкой о щёку трётся, за ухо зубами дёргает – просит сахару. А где его взять?Один раз после обеда сидел я тихонько на диване в столовой и читал. Вдруг вижу: белка вскочила на стол, схватила в зубы корочку хлеба – и на пол, а оттуда на шкаф. Через минуту, смотрю, опять на стол забралась, схватила вторую корочку – и опять на шкаф.«Постой, – думаю, – куда это она хлеб всё носит?» Подставил я стул, заглянул на шкаф. Вижу – старая мамина шляпа лежит. Приподнял я её – вот тебе раз! Чего-чего только под нею нет: и сахар, и конфеты, и хлеб, и разные косточки…Я – прямо к отцу, показываю: «Вот кто у нас воришка!»А отец рассмеялся и говорит:– Как же это я раньше не догадался! Ведь это наша белка на зиму себе запасы делает. Теперь осень, на воле все белки корм запасают, ну и наша не отстаёт, тоже запасается.После такого случая перестали от нас запирать сладкое, только к буфету крючок приделали, чтобы белка туда залезть не могла. Но белка на этом не успокоилась, всё продолжала запасы на зиму готовить. Найдёт корочку хлеба, орех или косточку – сейчас схватит, убежит и запрячет куда-нибудь.А то ходили мы как-то в лес за грибами. Пришли поздно вечером усталые, поели – и скорее спать. Кошёлку с грибами на окне оставили: прохладно там, не испортятся до утра.Утром встаём – вся корзина пустая. Куда же грибы делись? Вдруг отец из кабинета кричит, нас зовёт. Прибежали к нему, глядим – все оленьи рога над диваном грибами увешаны. И на крючке для полотенца, и за зеркалом, и за картиной – всюду грибы. Это белка ранёхонько утром постаралась: развесила грибы себе на зиму посушить.В лесу белки всегда осенью грибы на сучьях сушат. Вот и наша поспешила. Видно, почуяла зиму.Скоро и вправду наступили холода. Белка всё старалась забраться куда-нибудь в уголок, где бы потеплее, а как-то раз она и вовсе пропала. Искали, искали её – нигде нет. Наверное, убежала в сад, а оттуда в лес.Жалко нам стало белочки, да ничего не поделаешь.Собрались топить печку, закрыли отдушник, наложили дров, подожгли. Вдруг в печке как завозится что-то, зашуршит! Мы отдушник поскорее открыли, а оттуда белка пулей выскочила – и прямо на шкаф.А дым из печки в комнату так и валит, в трубу никак не идёт. Что такое? Брат сделал из толстой проволоки крючок и просунул его через отдушину в трубу, чтобы узнать, нет ли там чего.Глядим – тащит из трубы галстук, мамину перчатку, даже бабушкину праздничную косынку там разыскал.Всё это наша белка себе для гнезда в трубу затащила. Вот ведь какая! Хоть и в доме живёт, а лесные повадки не оставляет. Такова уж, видно, их беличья натура.

— КОНЕЦ —

Главные герои

Всех персонажей рассказа разделил на две группы Георгий Скребицкий. Кот Иваныч, щенок Бобка, еж, вороны и другие зверушки — первая и главная группа. Несмотря на реализм рассказа (звери не разговаривают и не уподобляются людям), читатель сразу понимает характер каждого героя: Бобка — веселый и глуповатый, вороны — наглые, ежик — поначалу дикий, как и всякий лесной житель, но потом привыкает к новому другу, видя, что тот ничего плохого ему не сделает.

Людей в рассказе немного — сам автор, его мама и брат. Любопытен тот факт, что все они появляются по сюжету лишь эпизодически, в основном выступая в роли наблюдателей. Конечно, маме приходится выпутывать Иваныча из теста и мыть его в тазу. Разумеется, она пугается страшной добычи, которую кот приносит из амбара. И все же она относится к его проделкам спокойно и с юмором, принимает их как должное. И кот Иваныч видит ее теплое отношение, отвечая тем же. Неслучайно его любимое место во время семейных ужинов — рядом с мамой рассказчика. Именно там кот полностью понимает и принимает переезд семьи в новый дом.

Теплые и доверительные отношения хозяев и животных описывает Георгий Скребицкий в своем рассказе. И все же не люди здесь главные герои. «Кот Иваныч» — произведение больше именно о зверушках, наделенных своими характерами и особенностями.

Ход ЗАНЯТИЯ:

1. Дыхательная гимнастика (по сказке В. Путилиной «Приключения бельчонка Дук-Ду») (3мин.)

Сейчас мы все вместе отправимся в лес,

Ведь он, как известно, полон чудес,

Деревья ветвями там шумно качают, (поднимают руки вверх, покачивая

ими)

А зверюшки с радостью ребят встречают.

Давайте-ка вспомним героя из книжки,

Он сок из брусники любил, собирал в лесу шишки,

Но всё время боялся попасть он в беду

И звали трусишку – бельчонок Дук-Ду.

Боялся всего он, что делать – не знал,

А доктор Ух-Ухич бельчонку сказал:

— Дыши глубоко! (дети глубоко дышат)

И рецепт прописал.

Теперь рано утром Дукдуша вставал

И к озеру Синь умываться бежал.

Он лапки поднимет, вдохнёт глубоко (поднимают руки, глубокий

вдох)

И в школу лесную бежит он легко.

(садятся за парты)

— Скажите, история про бельчонка Дук-Ду- это рассказ или сказка? Почему?

-Мы вспомнили про Дук-Ду не случайно. Сегодня я прочитаю рассказ Георгия Скребицкого, который называется «Воришка» и в нём тоже говорится о белке. С этим писателем вы уже знакомы, он очень любил природу, охоту, рыбалку. В его доме постоянно жили, сменяя друг друга, животные и птицы. Назовите тех, кого вы помните? (скворец, которого ранил злодей-коршун, маленький птенчик-сиротка Сорочонок и т. д.)

-С животными постоянно происходили забавные и смешные истории, и писатель решил рассказать их вам для того, чтобы заинтересовать жизнью животных.

— Слушайте внимательно и обратите особое внимание на то, как автор описывает белочку. 2

Чтение рассказа. (10 мин.)

2. Чтение рассказа. (10 мин.)

— Как называется рассказ, который мы прочитали?

— Кто автор рассказа?

– Давайте вместе опишем белочку, какая она была? (умная, смышлёная, смелая, красивая, забавная, глазки-бусинки, запасливая, рыженькая, быстрая, ловкая).

Работа над метафорой:

— Почему автор сравнивает глаза белочки с бусинками? (маленькие, черненькие, круглые, блестящие)

— Скажите, а можно ли белку назвать хитрой? Если нельзя, то почему? (Нельзя, т. к. белка никого не перехитрила, она делала запасы).

Вывод: при смене условий жизни поведение, повадки диких животных не меняются.

3. Встали, потянулись, вдруг….

В дверь раздался странный стук…

(входит Белка)

— Здравствуйте, здравствуйте, ребята, девчушки,

Рада вас видеть, друзья и подружки!

Я – белка из леса, к вам в гости пришла,

В корзине задачки для вас принесла.

А) Работа со схемой. (3-4 мин.)

БЕЛКА:

— Гостинцы все разные. Чтобы не спорить, кому, какой, разыграем фанты.

(Работа с карточками-символами. Дети берут из корзины предметы разной величины и находят карточку, которой соответствует выбранный ими предмет.)

— Проверим, все ли взяли то, что надо? Фронтальная проверка сигнальными карточками: зелёный цвет – согласие, красный – отрицание.

Образец ответа даё т Белка: «У меня большая шишка»

Б) Работа над составлением задачи. (3-4 мин.)

Предлагаю детям поделиться на две подгруппы.

— Гостинцы наши, математические, поэтому мы можем использовать их для составления задач. Каждая подгруппа составит задачу и задаст её друзьям, а они решат и запишут на доске. Проверка с помощью сигнального значка.

Предлагаю детям вернуться за парты

В) Схема – побуждение к новому виду деятельности. (2-3 мин.)

— В левом углу вашей парты лежит конверт. Посмотрите внимательно на схему и скажите, что в конверте? ( на схеме изображены: целая картинка, ножницы и та же картинка, только разрезанная на части) Ответ: собрать картинку

-Что мы должны сделать согласно второй схеме? ( на схеме изображены: целая картинка, клей и та же картинка, разрезанная на части) Ответ: склеить картинку

4. Конструирование. (10 мин.) Работа с разрезными картинками, на которых изображены герои рассказов Г. Скребицкого

Обратить внимание детей на технику работы с разрезной картинкой: выкладываем картинку сначала на столе, а затем поочерёдно приклеиваем части изображения на лист бумаги, для этого достаточно намазать клеем только середину обратной стороны. По собранной картинке дети определяют название рассказа и кличку животного

Одному из детей предлагается собрать картинку с изображением животного, о котором ещё не читали (Г. Скребицкий «Пушок»)

-Скажите, о ком из собранных вами животных мы ещё не читали? (о ёжике)

-Хорошо. Вот о нём-то мы и будем читать в следующий раз. А заодно и узнаем, почему у колючего ёжика была кличка Пушок. Ведь это же странно, правда?.

5. Итог занятия. (1 мин.)

— Сегодня на занятии мы прочитали рассказ Г. Скребицкого «Воришка», поработали с карточками-символами, составляли задачи, конструировали из бумаги. Из рассказов Г. Скребицкого можно узнать, как удивительна жизнь любых, даже самых обычных животных, надо только быть внимательными к ним, уметь видеть, слышать и чувствовать природу.

6. Сюрприз от Белки.

Отзыв о рассказе Скребицкого «Воришка»

Главная героиня рассказа Георгия Скребицкого «Воришка» — ручная белка. Эту белку подарили детям, и она стала жить в большом доме. Белка бегала по всем комнатам и ловко лазила по мебели, ничего не роняя и не разбивая. Особенно ей нравились оленьи рога, которые висели на стене. Белка часто сидела на них, как на ветке дерева, поедая очередное лакомство, полученное от детей.

А однажды из вазочки на столе пропали все конфеты. Мать спросила у детей, кто из них съел конфеты, но никто из ребят не признался. На следующий день из сахарницы пропал сахар. После этого сладкое от детей стали запирать в буфете, хотя раньше они никогда ничего без спросу не брали.

Но однажды кто-то из детей заметил, как белка взяла со стола корочку хлеба и унесла ее на шкаф.

Стали смотреть, куда белка носит еду, и на шкафу обнаружили дамскую шляпу, под которой лежали и корочки хлеба, и конфеты, и сахар.

Дети поведали родителям, что нашли воришку, и отец сказал им, что белка делает на зиму припасы. После этого буфет от детей запирать перестали, но приделали крючок, чтобы в него не могла забраться белка.

Однажды из лесу принесли грибы и оставили корзину с ними на окне. Утром корзина оказалась пустой. Оказалось, что за ночь белка развесила все грибы на оленьих рогах, чтобы засушить их себе на зиму.

С наступлением холодов белка пропала, ее нигде не было видно. Обитатели дома решили, что она убежала в лес. Но когда стали затапливать печь, в отдушине что-то зашуршало, и оттуда выскочила белка.

Совет

Поскольку дым не шел в трубу, а проникал в комнату, решили прочистить отдушину, и оттуда достали различные вещи: галстук, перчатку и бабушкину косынку.

Это белка устроила в отдушине себе на зиму гнездо, она не забыла лесные повадки.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Скребицкого «Воришка» заключается в том, что дикие животные сохраняют свои привычки, даже оказавшись среди людей. Главная героиня рассказа, белка, делала припасы на зиму, сушила грибы и устроила себе гнездо в печной отдушине.

Рассказ Скребицкого «Воришка» учит внимательно изучать повадки животных, которых люди берут себе на воспитание, чтобы избежать казусов и недоразумений.

В рассказе мне понравились дети, которые оказались внимательными, честными, слушались своих родителей и никогда не брали сладкого без разрешения. Из этого рассказа становится понятно, что белка — животное очень интересное, предусмотрительное, забавное.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: