Пословицы и поговорки из басен Крылова
***
Творчество И.А. Крылова мы знаем с детских лет. Со страниц школьных учебников смотрели на нас герои его басен: Мартышки, Ослы, Соловьи. Удивительно, но читая басни, мы сразу понимали, что воплощённые в персонажах человеческие характеры и сюжеты, можно примерить на себя и окружающих людей.
Без труда запоминались короткие изречения, воплощавшие мораль этих стихотворных произведений.
Герои известной басни Крылова взялись вместе везти поклажу. Груз не очень тяжёл. Почему же сдвинуться с места невозможно? Лебедь взлетает в небо, а Щука и Рак стремятся к воде. Так происходит, когда группа людей суетится, ведёт переговоры, не слушая друг друга и считаясь только со своим мнением. В таком случае говорят: «А воз и ныне там».
В басне «Квартет», Крылов пародирует работу департаментов Государственной Думы. Их представляют проказница Мартышка, упрямый Осёл, агрессивный Козёл и косолапый Мишка! Чтобы научиться играть, герои даже пытаются поменяться местами. Но музыка не звучит. «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь», — таков итог деятельности «музыкантов».
Съесть пуд соли история происхождения фразеологизма. Значение фразеологизма «съесть пуд соли» и история появления
Ещё одна знакомая ситуация. Лисица-Прокурор, бравшая взятки у Щуки, убеждает вынести преступнице смертный приговор – утопить в реке. «И Щуку бросили в реку!»
Повар оставил Ваську-Кота оберегать продовольствие. Возвратившись, видит, что Кот доедает курицу. Повар использует всё своё красноречие и стыдит обжору. «А Васька слушает да ест». Здесь необходимо применить законные меры, а не разговаривать.
К самым разным житейским ситуациям применимы крыловские пословицы. Реагируя на то, что нам настойчиво предлагают, мы говорим, что это «Демьянова уха». «Попрыгунья Стрекоза», «под каждым ей листком был готов и стол и дом», — заключаем с иронией о легкомысленных, беззаботных людях. Промучившись над решением какой-то проблемы, восклицаем: «А ларчик просто открывался!»
За два столетия жизнь коренным образом изменилась. Но крыловские афоризмы не утратили актуальность и остроту. Это предвидел мудрый Крылов, когда за несколько лет до смерти стал тщательнейшим образом готовить к изданию сборник своих басен.
***
ДЕТСТВО
Родился 13 февраля 1769 г. в Москве, в семье бедного армейского офицера Андрея Прохоровича Крылова и матери Марии Алексеевны, которая была очень набожной, тихой и скромной женщиной. Детские годы прошли на Урале. В юные годы Крылову довелось пережить голод. Это событие давало о себе знать всю последующую жизнь.
В 1775 г. отец выходит в отставку и семья поселяется в Твери,где жила бабушка Крылова по отцовской линии. Семья, не имела средств для образования детей. Отец Крылова «наукам не учился«, но был большой любитель чтения и свою любовь к чтению привил сыну. Он сам выучил Ваню чтению и письму и оставил ему в наследство сундук с книгами.
В 1778 г. умер отец в чине капитана, Ивану тогда исполнилось 9 лет. После смерти отца семья жила в беспросветной нищете. Потеряв кормильца мать хлопотала о пенсии за мужа, небольшую пенсию ей дали. Ивану пришлось за ничтожную плату служить канцеляристом — это человек, который в канцелярии переписывает бумаги.
Уже тогда Ваня стал кормильцем семьи. Даже маленький брат Лёвушка называл его «папенька«.
В 13 лет совсем еще юный Крылов пробует писать комедии для театра. В Петербурге надеется напечатать эти произведения.
Французский язык изучилблагодаря богатым тверским соседям — благодетелям: Н. и П. Львовым. Они разрешили Ивану бесплатно присутствовать на уроках французского языка, которые давали их детям. У них были свои репетиторы.
Иван Андреевич не получил систематического образования, но уже в подростковом возрасте отличался удивительной тягой к науке: увлекался математикой и русской литературой, рисовал и играл на скрипке. Занимаясь самостоятельно, Крылов смог стать одним из самых просвещенных и грамотных людей своего времени.
В 1782 г. Крыловы всей семьей уезжают в Петербург — Чтобы добраться до столицы пришлось продать всё, даже книги из отцовского сундучка. Иван оставил себе только сборник полюбившихся ему басен Эзопа.
В 1783 г. в Петербурге Иван был принят в Казённую палату приказным служителем. Серьёзно строить карьеру на новой казённой службе он не хотел — такая перспектива его не прельщала. Ивану было 14 лет.Он хотел стать писателем.
В Санкт-Петербурге открылся первый государственный Александринский театр. Иван Крылов сразу стал его завсегдатаем, подружился со многими артистами и с тех пор жил интересами этого театра, а затем начал активно заниматься литературным творчеством, стал писать комедии.
Басни Крылова — крылатые выражения и пословицы из басен
1. А Васька слушает да ест. /«Кот и повар»/
2. А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. /«Квартет»/
3. А где пастух дурак, там и собаки дуры. /«Волк и Волчонок»/
4. А дуги гнут с терпеньем и не вдруг. /«Трудолюбивый медведь»/
5. А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом. /«Осёл и Соловей»/
6. А ларчик просто открывался. /«Ларчик»/
7. А он – дивит
Свой только муравейник. /«Муравей»/
8. А он украдкою кивает на Петра. /«Зеркало и Обезьяна»/
9. Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник. /«Щука и Кот»/
10. Берись за то, к чему ты сроден
Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. /«Скворец»/
11. Ведь я не здешнего прихода. /«Прихожанин»/
12. Великий зверь на малые дела. /«Воспитание Льва»/
13. Ворона каркнула во всё воронье горло. /«Ворона и Лисица»/
14. Вперёд чужой беде не смейся, Голубок! /«Чиж и Голубь»/
15. Да только воз и ныне там. /«Лебедь, Щука и Рак»/
16. Если голова пуста,
То голове ума не придадут места. /«Парнас»/
17. Запели молодые: кто в лес, кто по дрова. /«Музыканты»/
18. За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку. /«Кукушка и Петух»/
19. Избави Бог и нас от этих судей! /«Осёл и Соловей»/
20. И из гостей домой
Пришла свинья – свиньёй. /«Свинья»/
21. И сделалась моя Матрёна
Ни пава, ни ворона. /«Ворона»/
22. И Щуку бросили — в реку! /«Щука»/
23. Как белка в колесе. /«Белка»/
24. Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом. /«Стрекоза и Муравей»/
25. Как счастье многие находят
Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят. /«Две собаки»/
26. Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт. /«Лебедь, Щука и Рак»/
27. Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет. /«Лев и Барс»/
28. Полают да отстанут. /«Прохожие и собаки»/
29. Попался, как ворона в суп! /«Ворона и Курица»/
30. Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела./ «Стрекоза и муравей»/
31. Прощай, хозяйские горшки! /«Обоз»/
32. Рыльце у тебя в пуху. /«Лисица и Сурок»/
33. С разбором выбирай друзей. /«Роща и Огонь»/
34. Сильнее кошки зверя нет! /«Мышь и Крыса»/
35. Слона – то я и не приметил. /«Любопытный»/
36. Скупой теряет всё, желая всё достать. /«Скупой и Курица»/
37. Спой, светик, не стыдись! /«Ворона и Лисица»/
38. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. /«Волк и Ягнёнок»/
39. Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши! /«Стрекоза и Муравей»/
40. Ты сер, а я, приятель, сед. /«Волк на псарне»/
41. Коль выгонят в окно, так я влечу в
другое. /«Муха и Пчела»/
42. Крестьянин ахнуть не успел,
Как на него медведь насел. /«Крестьянин и Работник»/
43. Кто посмирней, так тот и виноват. /«Мор зверей»/
44. Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку. /«Две бочки»/
45. Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. /«Лебедь, Щука и Рак»/
46. Мартышка к старости слаба глазами стала. /«Мартышка и очки»/
47. Молчи! Всё знаю я сама;
Да эта крыса мне кума. /«Совет мышей»/
48. Мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем. /«Квартет»/
49. Навозну кучу разрывая,
Петух нашёл жемчужное зерно. /«Петух и Жемчужное зерно»/
50. Наделала Синица славы,
А моря не зажгла. /«Синица»/
51. Не презирай совета ничьего,
Но прежде рассмотри его. /«Орёл и Крот»/
52. Не плюй в колодец – пригодится
Воды напиться. /«Лев и Мышь»/
53. Но умысел другой тут был. /«Музыканты»/
54. Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись. /«Лебедь, Щука и Рак»/
55. Одни поддельные цветы
Дождя боятся. /«Цветы»/
56. Они немножечко дерут:
Зато уж в рот хмельного не берут. /«Музыканты»/
57. Он порча, он чума, он язва здешних мест! /«Кот и Повар»/
58. Орлам случается и ниже кур спускаться;
Но курам никогда до облак не подняться! /«Орёл и Куры»/
59. Осёл мой глупостью в пословицу вошёл,
И на Осле уж возят воду. /«Осёл»/
60. Отколе, умная, бредёшь ты, голова? /«Лисица и Осёл»/
61. От радости в зобу дыханье спёрло. /«Ворона и Лисица»/
62. Охотно мы дарим,
Что нам не надобно самим. /«Волк и Лисица»/
63. По мне уж лучше пей,
Да дело разумей. /«Музыканты»/
64. У сильного всегда бессильный виноват. /«Волк и Ягнёнок»/
65. Услужливый дурак опаснее врага. /«Пустынник и Медведь»/
66. Хоть видит око, да зуб неймёт. /«Лисица и Виноград»/
67. Хоть ты и в новой коже,
Да сердце у тебя всё то же. /«Крестьянин и Змея»/
68. Худые песни Соловью
В гостях у Кошки. /«Кошка и Соловей»/
69. Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? /«Зеркало и обезьяна»/
70. Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить. /«Кот и Повар»/
71. Что от ворон она отстала,
А к павам не пристала. /«Ворона»/
72. Что сходит с рук ворам, за то воришек
бьют. /«Воронёнок»/
73. Я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки. /«Слон и Моська»/
Читать все басни Крылова. Список произведений
Анализ, мораль Крылова «Волк и Ягненок» 2 вариант
Басня, написанная в 1808 году, является редким примером, когда главный вывод автора предваряет самое произведение. Оно выступает доказательством тезиса, выдвинутого вначале, иллюстрацией авторского посыла.
По ходу развития сюжета этой басни на примере образов животных читатель осознает обреченность слабого и видит неуклюжие попытки сильного оправдать агрессию. То, что в животном мире является естественным, автор призывает исключить из человеческих отношений, он осуждает «право сильного», грубо попирающее не только справедливость, но и здравый смысл. Ведь по ходу беседы Ягненок приводит ясные доводы, доказывающие его невиновность.
В басне Волк символизирует силу и безнаказанность. Он оправдывает свои действия мнимыми проступками Ягненка, причем их тяжесть нарастает с каждой репликой Волка – он пытается представить себя судьей. Сначала ягненок обвинен в халатной неаккуратности, затем в грубости. Но следующая реплика Волка потребует особого внимания. Хищник упрекает в ненависти к себе не только Ягненка и весь овечий род, но и собак и пастухов. Таким образом, хищник демагогически пытается приписать себе роль жертвы, каковой не является на самом деле. А ведь причины неприязненного отношения к Волку общеизвестны, но Ягненок не успевает их озвучить, как и не имеет реальной возможности защитить себя.
Финальный довод Волка – это «момент истины», когда он, не маскируясь, говорит чистую правду. А Ягненок становится той самой искупительной жертвой «за всех» и, возможно, отсылкой к библейскому сюжету.
Авторская манера Крылова узнаваема и уникальна. Небольшая стихотворная форма включает гиперболу – «тьма примеров», яркие метафоры – «в истории … тьму…слышим», «сорвать голову», метонимию – «не пишем истории», «дать вид и толк», «мутить питье», «хотите зла», «разбирать вины». Антитеза – «у сильного… бессильный виноват», «нечистым рылом … чистое мутить питье» – помогает поэту емко выразить мысль.
Богатство и виртуозное владение поэта выразительными средствами поразительно. Например, словосочетание «светлейший Волк» наряду со словом «Светлость» одновременно являются контекстными синонимами и перифразами, поскольку Ягненок не смеет обратиться к Волку напрямую. Вдобавок словосочетание «светлейший Волк» включает яркий эпитет. Среди других эпитетов – «нечистое рыло», «темный лес», других синонимов – «зла хотите» и «всегда вредите».
Автор часто использует прием инверсии: она позволяет перенести акцент на последнее слово, подчеркнуть его значимость – «о том как в баснях говорят», «гневаться напрасно … изволит», «нет братьев у меня», «зашел к ручью напиться», «голодный рыскал Волк», «чистое мутить питье мое». В тексте можно найти анафору – «вы сами, ваши псы и ваши пастухи, вы все…» и услышать нотку иронии – это обращение «приятель».
Наличие разговорных слов и оборотов расцвечивает речь, делает ее доступной любому читателю, придает фольклорный оттенок – «надобно» «рыскал», «слыхана ль», «донесть», «запрошлое», «разведаюсь (рассчитаюсь)», «такова». Для характеристики героев автор использует форму диалога, включающего обилие риторических вопросов и восклицаний, что позволяет читателю рассмотреть ситуацию во всех ее аспектах.
В начале басни автор для доказательства своей мысли не зря ссылается на исторические источники и сожалеет, что история никого ничему не способна научить. А ведь именно в истории содержится масса примеров насилия и поглощения государств, не способных защитить себя силой оружия. Надо надеяться, что острый сюжет и удивительный басенный слог нашего великого поэта окажутся более поучительными.
Петух и Жемчужное Зерно
lass=»Lyrics-ContentExpanded»>
Навозну кучу разрывая,
Петух нашел Жемчужное зерно
И говорит: «Куда оно?
Какая вещь пустая!
Не глупо ль, что его высоко так ценят?
А я бы право, был гораздо боле рад
Зерну Ячменному: оно не столь хоть видно,
Да сытно».
Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то всё у них пустяк.
«Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!» —«А ты, Кукушечка, мой свет,Как тянешь плавно и протяжно:Во всем лесу у нас такой певицы нет!» —«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова».—«А ты, красавица, божусь,Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,Чтоб начала ты снова…Отколь такой берется голосок?И чист, и нежен, и высок!..Да вы уж родом так: собою не велички,А песни, что твой соловей!» —«Спасибо, кум; зато, по совести моей,Поешь ты лучше райской птички.На всех ссылаюсь в этом я».Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,—Всё ваша музыка плоха!..»За что же, не боясь греха,Кукушка хвалит Петуха?За то, что хвалит он Кукушку
Слон и Моська
По улицам Слона водили,Как видно, напоказ –Известно, что Слоны в диковинку у нас,Так за Слоном толпы зевак ходили.Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.Увидевши Слона, ну на него метаться,И лаять, и визжать, и рваться,Ну, так и лезет в драку с ним.«Соседка, перестань срамиться, –Ей шавка говорит, – тебе ль с Слоном возиться?Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт вперёдИ лаю твоего совсем не примечает». –«Эх, эх! – ей Моська отвечает, –Вот то-то мне и духу придаёт,Что я, совсем без драки,Могу попасть в большие забияки.Пускай же говорят собаки:«Ай, Моська! знать, она сильна,Что лает на Слона!»
Проказница-Мартышка,Осел,Козел,Да косолапый МишкаЗатеяли сыграть Квартет.Достали нот, баса, альта, две скрипкиИ сели на лужок под липки,—Пленять своим искусством свет.Ударили в смычки, дерут, а толку нет.«Стой, братцы, стой!» кричит Мартышка: «погодите!Как музыке итти? Ведь вы не так сидите.Ты с басом, Мишенька, садись против альта,Я, прима, сяду против вторы;Тогда пойдет уж музыка не та:У нас запляшут лес и горы!»Расселись, начали Квартет;Он всё-таки на лад нейдет.«Постойте ж, я сыскал секрет»,Кричит Осел: «мы, верно, уж поладим,Коль рядом сядем».Послушались Осла: уселись чинно в ряд;А всё-таки Квартет нейдет на лад.Вот, пуще прежнего, пошли у них разборыИ споры,Кому и как сидеть.Случилось Соловью на шум их прилететь.Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье:«Пожалуй», говорят: «возьми на час терпенье,Чтобы Квартет в порядок наш привесть:И ноты есть у нас, и инструменты есть:Скажи лишь, как нам сесть!» —«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменьеИ уши ваших понежней»,Им отвечает Соловей:«А вы, друзья, как ни садитесь,Всё в музыканты не годитесь».
Свинья под дубом
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит»,
Ей с Дубу ворон говорит:
«Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».-
«Пусть сохнет», говорит Свинья:
«Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».-
«Неблагодарная!» примолвил Дуб ей тут:
«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут».
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Гуси
Предлинной хворостинойМужик Гусей гнал в город продавать;И, правду истинну сказать,Не очень вежливо честил свой гурт гусиной:На барыши спешил к базарному он дню(А где до прибыли коснется,Не только там гусям, и людям достается).Я мужика и не виню;Но Гуси иначе об этом толковалиИ, встретяся с прохожим на пути,Вот как на мужика пеняли:«Где можно нас, Гусей, несчастнее найти?Мужик так нами помыкает,И нас, как будто бы простых Гусей, гоняет;А этого не смыслит неуч сей,Что он обязан нам почтеньем;Что мы свой знатный род ведем от тех Гусей,Которым некогда был должен Рим спасеньем:Там даже праздники им в честь учреждены!» —«А вы хотите быть за что отличены?»Спросил прохожий их.— «Да наши предки…» — «Знаю,И всё читал: но ведать я желаю,Вы сколько пользы принесли?» —«Да наши предки Рим спасли!» —«Всё так, да вы что сделали такое?» —«Мы? Ничего!» — «Так что́ ж и доброго в вас есть?Оставьте предков вы в покое:Им по-делом была и честь;А вы, друзья, лишь годны на жаркое».
Баснь эту можно бы и боле пояснить —Да чтоб гусей не раздразнить.
Автор
- Агния Барто (199)
- Александр Блок (1282)
- Александр Введенский (50)
- Александр Вертинский (87)
- Александр Галич (187)
- Александр Кочетков (34)
- Александр Кушнер (136)
- Александр Прокофьев (44)
- Александр Пушкин (871)
- Александр Радищев (15)
- Александр Сумароков (501)
- Александр Твардовский (80)
- Алексей Апухтин (336)
- Алексей Кольцов (212)
- Алексей Плещеев (203)
- Алексей Сурков (41)
- Алексей Толстой (261)
- Алексей Фатьянов (57)
- Андрей Белый (395)
- Андрей Вознесенский (208)
- Андрей Дементьев (460)
- Андрей Усачёв (78)
- Анна Ахматова (908)
- Аполлон Майков (187)
- Арсений Тарковский (129)
- Артюр Рембо (55)
- Афанасий Фет (1002)
- Белла Ахмадулина (302)
- Борис Заходер (138)
- Борис Пастернак (310)
- Борис Слуцкий (65)
- Булат Окуджава (287)
- Вадим Шефнер (68)
- Валентин Берестов (371)
- Валерий Брюсов (1606)
- Василий Жуковский (236)
- Василий Лебедев-Кумач (86)
- Василий Тредиаковский (29)
- Велимир Хлебников (114)
- Вера Павлова (187)
- Вера Полозкова (176)
- Вероника Тушнова (169)
- Вильгельм Кюхельбекер (83)
- Владимир Высоцкий (732)
- Владимир Маяковский (1317)
- Владимир Набоков (408)
- Владимир Орлов (73)
- Владимир Соловьев (97)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (27)
- Гавриил Державин (254)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Георгий Иванов (638)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (118)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (395)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (3)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (245)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (314)
- Иван Крыловё (1)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (122)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (4)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (578)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (89)
- Корней Чуковский (35)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Леонид Филатов (70)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (1353)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (448)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (550)
- Николай Заболоцкий (217)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (418)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Омар Хайям (811)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (152)
- Самуил Маршак (833)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (402)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (365)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (3)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (623)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (206)
- Юнна Мориц (316)
- Юрий Визбор (85)
- Юрий Левитанский (137)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)