Рассказы юрия дмитриева 3 класс

Ю.д. дмитриев. рассказы моей полянки - сказки и стихи для детей

Автор книги: Юрий Дмитриев

«Нахальный» малыш

В утешение ребятам, принявшим соню-полчка за неизвестного науке зверя, я рассказал им историю, как сам по незнанию попался на удочку.

Как-то на опушке леса я увидел шарообразное гнездышко, висевшее на стянутых вместе нескольких высоких травинках. Очень симпатичное, аккуратное гнездышко. Пока я раздумывал, какой птичке оно может принадлежать, из отверстия двери появилась маленькая усатая мордочка, а вслед за ней и ее обладатель – маленький мышонок. Он ловко перелез на травинку, помогая себе цепким, как у обезьяны, хвостиком, спустился на землю и исчез в траве. Я был в полной уверенности, что этот маленький разбойник напал на гнездышко, может быть, воспользовавшись отсутствием взрослых птиц, погубил птенчиков или выпил яички. А может быть, прогнал хозяев и захватил их жилище… В общем, я тут же «записал» этого симпатичного зверушку в нахалы и бандиты. Каково же было мое удивление, когда через несколько дней я увидел такого же мышонка за работой: сидя рядом с полупостроенным гнездышком, он срывал травинки, протаскивал их через сжатые зубки, превращая травинку в тоненькие волоконца, и вплетал их в недостроенное гнездышко. И делал он это очень аккуратно и тщательно, так, как строят собственные дома хорошие хозяева. Пришлось мне пересмотреть свои взгляды на этого зверька и выяснить, кто же он такой. И я выяснил: это мышь-малютка, самая маленькая из всех мышей, живущих у нас. Она такая маленькая и легкая (весит не больше 5–6 граммов), что несколько травинок свободно выдерживают и ее саму, и гнездышко, и десяток детишек, которые находятся в этом гнездышке.

Ребятам так понравился рассказ, точнее, так захотелось увидеть мышь-малютку или хотя бы ее домик, что они готовы были немедленно отправиться на поиски. Но я отговорил их: домик свой – шарообразное гнездышко – малютка строит только на время выращиванья детишек, которые появляются в начале лета. В остальное время живет она в стогах сена или под кучами хвороста. И увидеть ее нелегко. В общем, специально ходить и искать мышь-малютку не стоит. Но если повезет, и вы, ребята, увидите качающийся на травинках или на ветке кустика, на высоте примерно метра, аккуратно сплетенный шарик, не разоряйте его, увидите маленькую мышку, ловко с помощью хвоста лазающую по травинкам и веткам кустарника, не обижайте ее, эта мышка не только поедает семена растений – она еще и истребитель насекомых, среди которых немало вредных.

КТО ЛЕТАЕТ БЕЗ КРЫЛЬЕВ

Мушонок вылез из синего шалашика-колокольчика, расправил крылышки и только собрался пуститься в полёт, как вдруг почувствовал сильный удар в спину. Он оглянулся и увидел маленького паучка. — Ты зачем толкаешься?—грозно спросил Мушонок. — Я не нарочно,—сказал паучишка. — Я летел и упал. — Летел? — удивился Мушонок. — Этого не может быть! У тебя же нет крыльев! — А я без крыльев летел,—сказал паучишка. — Ай-ай-ай! — сказала вылезшая из шалашика бабочка. — Ай-ай-ай! Такой маленький, а уже научился обманывать! Разве можно без крыльев летать? — А я летел,—упрямо повторил паучишка. Бабочка ничего не  ответила,  только пошевелила усиками и повернулась к сидящей на листочке гусенице. — Скажи, — спросила она гусеницу, — ты можешь летать? — Нет,—сказала гусеница,—у меня же нет крыльев. — А ты? — спросила бабочка пробегавшего мимо с какой-то ношей муравьишку. — Нет у меня крыльев. Мне некогда. Мне некогда!—прокричал на ходу муравей и убежал. — Видишь,—повернулась бабочка к паучишке. — Но я же летел! — закричал паучишка чуть не плача.   — Хорошо,—решительно сказал Мушонок. —Ты летел?! Покажи как… — А я хотел здесь пожить… — Ну, прилетишь обратно. — Нет, не прилечу. Взлететь-то я могу, а где сяду—не знаю. — Так не бывает!—в один голос сказали бабочка и Мушонок, и в доказательство одновременно снялись с колокольчика, покружились над цветком и опять уселись на прежнее место. — Видишь?—сказал Мушонок. — Тот, кто умеет взлетать, тот и умеет садиться,— добавила бабочка. — А я так не умею,—сказал паучишка. — Значит, ты вообще летать не умеешь. — Ах так! — разозлился паучишка, перебрался на соседнюю травинку и стал по ней быстро подниматься вверх. Добежал он до верхушки, остановился, и тут все увидели тоненькую ниточку, которая появилась вдруг рядом с паучишкой. Это он начал выпускать паутину. Ветер тут же подхватил её, будто хотел вырвать, но паучишка, видимо, крепко держал свою ниточку. А она становилась всё длиннее и длиннее. Теперь уже паучишка с трудом удерживал её. Ещё немножко, и вот… и вот все сидевшие на колокольчике, увидели, как ветер вырвал паутинку. Но где же паучишка? На травинке его нет… Не выдержал Мушонок и помчался вслед за паутинкой. И увидел: сидит на паутинке паучишка, крепко держится за неё ножками. Хотел Мушонок догнать паучишку, сказать ему, что они теперь верят ему. Но не мог — всё выше и выше, всё дальше и дальше уносил ветер паутинку. А вместе с ней, как воздушный шарик, летел паучишка. Мушонок вернулся на полянку, а паучишка — нет. Ветер унёс его на другую полянку, там он, наверное, и остался жить. Если, Конечно, никто не потребовал, чтоб он ещё раз показал, как умеет летать. А на эту полянку прилетели другие паучки. Но их уже никто не спрашивал, как это летают без крыльев.

  • В начало
  • Назад
  • 1
  • 2
  • Вперед
  • В конец

ГДЕ НОЧЕВАЛ МУШОНОК

Мушонок родился рано утром и сразу стал летать над полянкой. Маму свою он не знал, никогда не видел её. Она совсем не беспокоилась о сыне, но так уж у мух ведётся. Ведь мушата сразу становятся почти взрослыми. Едва появятся мушата на свет — и могут летать. Мушонок летал над полянкой и всему радовался. И тому, что он умеет летать. И тому, что ярко светит солнышко. И тому, что на полянке много цветов. А в каждом цветке—сладкий сок, ешь сколько хочешь! Летал Мушонок, летал и не заметил, как набежали тучи. Холодно ему стало и очень страшно. Что делать Мушонку? Но тут появилась одна добрая бабочка. — Эй, Мушонок! Ты чего сидишь? — крикнула бабочка.—Сейчас пойдёт дождь, у тебя намокнут крылышки, и ты обязательно пропадёшь! — Да, обязательно пропаду, — сказал Мушонок, и слёзы сами собой полились у него из глаз. — А ты не хочешь пропадать? — Не хочу пропадать,—сказал Мушонок и заплакал уже по-настоящему. — Тогда лети за мной!—крикнула бабочка. Мушонок сразу перестал плакать и полетел за бабочкой. А бабочка уже сидела на синем, похожем на шалашик, цветочке.   — Лезь за мной!—крикнула бабочка и забралась в цветок. Мушонок полез за ней. И сразу ему стало тепло. Повеселел Мушонок и стал оглядываться вокруг. Но никого не увидал—очень уж темно было в шалашике. И только он слышал—кто-то рядом шевелится. Значит, не только он и бабочка были в этом шалашике. Хотел Мушонок спросить, кто же тут ещё, да не успел: что-то сильно ударило снаружи по шалашику. Один раз, потом другой. Потом ещё и ещё. Сначала медленно, вот так:тук…тук…тук… А потом всё быстрее, вот так: тук-тук-тук-тук-тук… Не знал Мушонок, что это дождик стучит по крыше синего шалашика: кап-кап-кап. А в шалашике слышно: тук-тук-тук… Мушонок и не заметил, как заснул. А утром проснулся и очень удивился: всё вокруг стало голубым-преголубым—это солнышко просвечивало сквозь тонкие стенки шалашика. Вылез Мушонок из шалашика и полетел над полянкой. И опять он летал весь день весело и беззаботно. А когда начало темнеть, решил разыскать свой шалашик. Но на полянке было много растений с одинаковыми, синими, похожими на шалашики цветами. Все они были похожи друг на друга, и Мушонок никак не мог найти свой шалашик. И тогда он залез в первый попавшийся. А там оказалось так же хорошо, как во вчерашнем. И стал Мушонок ночевать в синих шалашиках. Теперь уж он не разыскивал «свой» — залезал в первый попавшийся. И почти всегда в этих шалашиках он заставал других мушек, маленьких бабочек, комариков, жучков. Всех пускал к себе синий шалашик. Такой уж это добрый цветок—колокольчик.

Произведения[править | править код]

  • «Зеленый патруль» (Детгиз, М., 1957)
  • «Золотой поезд» (Трудрезервиздат, М., 1959)
  • «Добрый дятел» (Всероссийское общество охраны природы, М., 1960)
  • «Рассказы о Григории Ивановиче Котовском» («Детский мир», М., 1961)
  • «Матрос Железняк» («Детский мир», М., 1962)
  • «Почему утонул плавунец» (Детгиз, М., 1962)
  • «Рассказы о Фрунзе» («Детский мир», М., 1963)
  • «Егорка и красная звезда» (Калининградское книжное издательство, Калининград, 1964)
  • «Кто в лесу живёт и что в лесу растёт» («Детская литература», М., 1965)
  • «Первый чекист. Дзержинский: Эпизоды героической жизни» («Молодая гвардия», М., 1967)
  • «Рассказы о революционерах» (Карельское книжное издательство, Петрозаводск, 1968)
  • «Город желтых труб» («Малыш», М., 1968)
  • «Города-герои» («Малыш», М., 1969)
  • «Здравствуй, белка! Как живёшь, крокодил?» («Детская литература», М, 1970)
  • «Человек и животные. Книга 1» («Детская литература», М., 1973)
  • «Человек и животные. Книга 2» («Детская литература», М., 1975)
  • «Необыкновенный охотник: Альфред Брем» («Молодая гвардия», М., 1974)
  • «За одно его дыхание. Документальные очерки о В. И. Ленине» (в соавторстве с Я. Мушиным. «Молодая гвардия», М., 1977)
  • «Соседи по планете. Насекомые» (Детская литература, М., 1977)
  • «Соседи по планете. Земноводные и пресмыкающиеся» (Детская литература, М., 1978)
  • «Соседи по планете. Млекопитающие» (Детская литература, М., 1981)
  • «Тропинка в лесу» (Детская литература, М., 1982)
  • «Соседи по планете. Птицы» (Детская литература, М., 1984)
  • «Соседи по планете. Домашние животные» (Детская литература, М., 1985)
  • «Тринадцать чёрных кошек» (Детская литература, М., 1988)

Биография[править | править код]

Юрий Дмитриев родился в Москве, в семье врача. Участник Великой Отечественной войны. После войны сотрудничал с газетой «Московский комсомолец» и учился на филологическом факультете Московского государственного университета (окончил в 1950 году), затем преподавал русский язык и литературу в школе. Прослушал теоретический курс аспирантуры при Академии педагогических наук (1955).

В середине 1950-х годов Дмитриев подготовил кандидатскую диссертацию на тему: «Научно-художественная литература для детей (творчество писателей-анималистов)», в которой он анализировал преемственные связи в творчестве Виталия Бианки, Максима Зверева, Николая Плавильщикова, Веры Чаплиной, Евгения Чарушина. В процессе работы над диссертацией Дмитриев публикует в журнале «Начальная школа» статьи, посвященные творчеству Бианки, Чарушина и Чаплиной.

Однако в творческой биографии Юрия Дмитриева педагогика и литературоведение вскоре уступают место собственному писательскому труду. В 1957 году выходит в свет его первая книга «Зеленый патруль», посвященная теме защите природы. Этой теме Дмитриев остался верен на протяжении всей своей жизни, хотя параллельно работал и над созданием целого ряда историко-революционных книг — от биографий Григория Котовского, матроса Железняка, Михаила Фрунзе, Феликса Дзержинского, до документальных очерков о В. И. Ленине.

Книги Юрия Дмитриева о природе знакомят маленьких читателей с жизнью, чудесами и загадками животного и растительного мира

Чтение любой его книжки — это беседа с умным педагогом, умеющим показать читателю любого возраста, как важно беречь мир, где всё взаимосвязано. «Мне хочется, — говорит писатель, — помочь людям понять, какой удивительный и прекрасный мир перед нами, где каждое дерево, каждая бабочка, каждая птица — чудо»

К.Г.Паустовский сказал о молодом еще тогда писателе Дмитриеве, что у него «левитановское зрение, точность учёного и образность поэта».

Умер в 1989 году. Похоронен на Введенском кладбище (21 уч.).

КРАСНЫЙ И ЗЕЛЁНЫЙ

Рис. А КелейниковаВот какой случай произо­шёл однажды на полянке.

На ветке куста встрети­лись два жука — красный и зе­лёный. Первого звали Божья коровка, второго — Бронзов­ка. Посмотрели жуки друг на друга, удивились. И красный жук спросил:

— Ты почему такой весь зелёный?

— Это чтоб в траве и на листьях меня было не видно.

— А зачем надо, чтоб тебя было не видно?

— А затем, чтоб птицы меня не съели.

— Вот чудак! — сказал красный жук. — Чтоб птицы не съели, надо быть, наобо­рот, очень заметным.

— Нет! — сказал зелёный жук.

— Да! — сказал красный.

— Нет! — замахал усиками зелёный жук. — Ты всё пере­путал!

— Это ты всё перепутал! — топнул ножкой красный.

Юрий Дмитриев.Обыкновенные чудеса. Тайна берёзок.

 
Мы с Аленкой остановились у берез. Их четыре. Они растут по обочине дороги. Четыре в ряд, на равном расстоянии друг от друга.
 
— Будто кто-то посадил их здесь опять, — говорит Аленка.
Да, опять. Опять нам встретились деревья, будто кем-то нарочно посаженные. И уж который раз. То по три, то по четыре, то по пять, и даже по шесть и семь в ряд. И все у обочин дорог, на одинаковом расстоянии друг от друга.
— Но ведь их никто не сажал, правда?
— Правда, — отвечаю я, улыбаясь.
Аленка хмурится, но молчит. Может, она догадалась, что я знаю тайну березок? Или ей досадно, что она никак не может разгадать эту загадку?
А я вспоминаю, как меня тоже мучила тайна березок и как я совсем случайно разгадал ее.
Однажды зимой очутился я в лесу. Был конец января. Крутила поземка и, чтоб сократить путь до лесной деревушки, в которую мне надо было попасть, я решил пойти напрямик, через лес. Свернув с утоптанной проселочной дороги, я пошел по малохоженной лесной тропинке. И хоть идти было трудно — я увязал в снегу чуть ли ни по щиколотку — тропинка эта здорово сокращала путь. Я шел, радуясь своей догадливости, и вдруг заметил следы. Кто-то совсем недавно прошел по этой тропинке: большие глубокие следы человека еще не успела замести поземка.
 
Я пошел по этим следам. Поземка крутила все сильнее, заметая их прямо у меня на глазах. И вдруг я остановился. Вместе со снегом ветер наметал в следы какие-то черные точечки. А вокруг весь снег был усеян такими же черными точечками. Да это же семена берез! Летом на березах висят зеленые «колбаски». К осени они созревают. Зимой ветер срывает эти «колбаски», и они рассыпаются на тысячи крошечных «аэропланчиков». Вот эти-то семена — «аэропланчики» и усеяли весь снег.
 
Мне надо было торопиться. Но я стоял и смотрел. Вот снова налетел ветер. Он сгреб снег, а вместе с ним семена берез, и бросил в ямки. В те самые ямки, которые остались от следов человека, прошедшего впереди меня.
 
Загадка была разгадана. Вот откуда, оказывается, на обочинах дорог появляются растущие в ряд, на одинаковом расстоянии друг от друга березки. Ветер наметает семена в следы прошедшего человека, потом заметает их снегом. Придет время, растает снег, часть семян унесут весенние воды, но какие-то останутся на том же месте, прижавшись к земле, зацепившись за травинки. А через год там, где когда-то прошел человек, на месте его следов, появятся крохотные березки. Я шагал по лесу, стараясь не наступать в следы прошедшего впереди меня человека. Я шел и иногда оглядывался: не метет ли ветер в мои следы семена берез? Мне очень хотелось, чтоб намел.
 


Береза — стихотворение С.ЕсенинаЧитать другие рассказы и сказки Дмитриева

КТО ОХРАНЯЕТ МОЮ ПОЛЯНКУ

Рис. А КелейниковаОднажды над полянкой по­явились очень злые и очень вредные мухи.

— Дзынь, — заволновался ландыш, — плохо нам будет…

— Бом, — испуганно кив­нул колокольчик, но сказать ничего не успел: большая стрекоза как молния проле­тела над полянкой, и — раз! — одной мухи уже нет. Два! — нету другой. Не успели мухи опомниться, а стрекоза уже набросилась на третью, потом на четвёртую… Мухи вверх — и стрекоза вверх, мухи вниз — и стрекоза за ними. И пусти­лись мухи наутёк.

Стрекоза гнала их до са­мой опушки и вернулась. Про­летела над полянкой в один конец, потом — в другой, под­нялась повыше и оглядела всё вокруг. И только когда убедилась, что ни одной вред­ной мухи нет, успокоилась.

И цветы тоже успокои­лись: пока стрекоза здесь — враги не прорвутся.

А недавно случилось дру­гое: откуда-то появились кро­шечные, не больше запятой, насекомые — тли. Крошечные-то они крошечные, но их было столько, что прошло бы немного вре­мени, и на моей полянке не осталось ни цветов, ни травы: всё уничтожила бы тля. Она уже начала своё страшное дело. Но тут прилетели божьи ко­ровки. Они собрались сюда со всей полянки. А им на помощь прилетели божьи коровки с других полянок. Скорее! Надо спасать цветы и траву…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: