Болгарские сказки

Автор неизвестен: болгарские народные сказки

Слишком хитрая женщина «со стороны»

Откуда у старых болгар такой интерес к «неведомой» женщине (невесте), только что поступившей в семью? Кстати, в отличие от остальных славян, в приграничных с Грецией Балканах невесту до сих пор называют «булкой» (от термина «було» – «завеса», а в применении к свадьбе – фата). Возможно, акцент на то, что поступающую в семью девушку надо как можно лучше «запаковать», связан с турецким влиянием. А, может, такая тенденция «коренная» – имелась у протоболгар…

Что касается сказок про фей, то в болгарском изложении всегда придается большое внимание девственница она или нет. Многие из них на момент женитьбы уже с детьми

А потом, как правило, большинство из них сбегают от семейной жизни – чаще через дымоход. Феи всегда рискуют быть съеденными монстром опять же женского пола! Зовут ее Ламята – существо желтого оттенка о девяти головах. Прячется в озерах, колодцах, болотах и дремучих лесах. Что касается ведьм, то тут про них целый цикл. И не в каждом сказании они плохие. Скорее, умные!

Как было сказано, болгарский эпос придает большое значение отношению женщины с мужем и его матерью (свекровью). Жена (невестка) всегда оказывается мудрее (или хотя бы хитрее) представителей той семьи, которая ее приняла. И тут я единственный раз выскажу лично свое мнение. В случае взаимоотношений мужа, жены и свекрови может быть «зашифрована» тройная ассимиляция! Позднейших фракийцев, 1-х славян и людей хана Аспаруха (протоболгар Балкан)… Тут стоит почитать поэтические и обычные былины «Свинопас Михальчо», «Галинка-белоручка» («Кто не работает, тот ест»), «Какие люди на свете бывают», «Избалованная дочка», «Человек, Змея и Лиса», «Пастух и его жена» и так далее.

Болгария, видимо, единственная славянская страна с эпосом «для взрослых». Дело в том, что много греческих мифов на самом деле – адаптированные на эллинский манер фракийские мифы. И их основные сюжеты (связанные с вакханалией) передавались по наследству и в склавинии Балкан (первые славянские колонии на территории нынешних Северной Македонии и Болгарии).

Сказки, намекающие на «обров»

На территории, которую в будущем заняло Болгарское царство, с определенного времени появилась главная ставка Аварского каганата (это потом она будет перенесена в Трансильванию).

Речь об окрестностях сегодняшнего болгарского города Велики-Преслав (тогда крепость в Мёзии). В самом начале IX столетия войска хана Крума атаковали все хринги бывшей предгорной Мёзии, включив эту землю в свое царство, впервые обретающее могущество на мировой арене. Население Шумена (также как люди Валахии, Трансильвании и еще более северо-восточной Дулебии) намучилось от «обров» больше, чем кто-либо. Отсюда фольклор про волков-оборотней (на знамени авар Волк или Волчица).

Возможно будет интересно почитать:

Пожертвовать автору на умные книжки!

Благодарю тебя добрый человек!

На русском языке[править | править код]

  1. Бедняцкая правда
  2. Благословенные орехи
  3. Волк и сорока
  4. Воробей и лиса
  5. Двести двадцать хитростей
  6. Дедка Петко и бабка Пена
  7. Дети воеводы
  8. Ёж-иглокож, кротиха и лисица
  9. Жадность до добра не доводит
  10. Золотая девочка
  11. Извёсточка
  12. Как болезни по свету пошли
  13. Кап-Кап
  14. Кто не работает, тот не ест
  15. Мальчик-пахарь
  16. Мальчик-с-пальчик
  17. Маменькина дочка
  18. Молодец со звёздой во лбу и его рогатый конь
  19. Мудрость стариков
  20. Наказанный косолапка
  21. Неволя
  22. Почему старикам почёт
  23. Резан-недорезан
  24. Серебряный олень
  25. Сказка пpо бочку
  26. Сливы за сор
  27. Смекалистый малый
  28. Сорок братьев и их сестричка
  29. Твердушка, Мягушка и Сладушка
  30. Три совета за три золотых
  31. Ум и Счастье
  32. Хитрый петух

Сказки родом из богомильских апокрифов

Увы, не сохранилось ни одного подтвержденного древнего вероучительного сочинения от богомилов. Зато вся эта традиция обнаруживается в нарративном фольклоре болгар. Богомилы были дуалистами. Поэтому четкое разделение на добрых и злых богов присутствует в каждом сказании, имеющем (при глубоком рассмотрении) апокрифическую природу. Но апокрифы существовали и до рождения богомильства. Они появлялись на 100 ранее как итог взаимодействия языческой парадигмы южных славян и распространяемого тут с IX столетия христианства. Процесс этот стал «питательной» основой и для половины произведений иного жанра – сказок.

Природа идейного (Добро, Светлый Бог) тут всегда противопоставляется природе материального (Злу, Темному Богу). В бытовых сказках это выражается в вечном соревновании бедняков с теми, кто катастрофически жаден. Кстати, стяжатели выявляются и в среде простолюдинов. «Жадность до добра не доводит», «Бедняцкая правда», «Воробей и лиса», «Глупая старуха и ее хитрец-сын». «Хитрый Петер и богач», «Богач и жнец». Смысл в том, что алчность – самый распространенный признак «сатанинской метки» на человеке. Умнее оказывается более бедный – он тут со Светом…

А сказка «Хитрый Петер и архиерей» вообще открывает суть борьбы простых людей-богомилов со знатными ставленниками «греческой» церкви (христианство приходит в Болгарию из Византии)…

Болгарские сказки

Благословенные орехи

Ушли три брата на чужбину деньги зарабатывать. Дошли до перепутья, остановились. Вот старший и говорит:— Тут мы разделимся. Я пойду в гору по правой дороге, ты, средний брат, ступай по левой, а ты, меньшой брат, иди по средней дороге. Через три года, на Димитров день, сойдемся все трое на этом перепутье и увидим, кто сколько заработал. Согласны?— Согласны, братец, — отвечают младшие братья.Поцеловали руку старшему и разошлись в разные стороны.Старший брат остался жить в одном городе. Открыл пекарню и за три года нажил полную сумку червонцев. Средний брат открыл корчму у моста, засучил рукава и принялся торговать — вот и набил себе карманы. А младший брат нанялся в помощники к одному доброму человеку, старому пастуху.Минуло три года, пошёл парень к пастуху за расчётом. Пастух отсчитал его заработанные деньги, сложил их в кучу, потом вынул из-за кушака три ореха и говорит:— Я человек старый, больной, одряхлел, сил у меня не хватает бегать за овцами. Хорошо, что хоть ты мне подвернулся, а не то всё стадо бы моё пропало. Большое тебе спасибо, овец ты пас хорошо. Причитается тебе такая плата: или столько денег, или же три ореха — вон те, что лежат перед тобой. Деньги я тебе дам без благословения, потому что деньги — как огонь: они человеку руку жгут. А орехи дам от всего сердца, с благословением дам. Хочешь, бери деньги, хочешь — орехи.Парень подумал-подумал, да и протянул руку к орехам.— Возьму орехи, раз ты даёшь их от сердца и с благословением.Взял парень орехи, поцеловал руку старому пастуху и тронулся в путь.И вот на Димитров день три брата сошлись на перепутье.— С хорошим заработком вернулись? — спрашивает старший.— С хорошим, — отвечает младший.— Посмотрим! Только сперва поглядите, сколько нажил я.И старший брат развязал свою сумку, а средний вытащил из-за пазухи кошель с деньгами.— Вот это здорово! -.говорит ему старший.Тут младший брат сунул руку в карман и вынул три ореха.— Это что же такое?! — спрашивает его старший брат. — Столько ты заработал за три года?— Да! Только три ореха, но они даны от всего сердца и с благословением, — отвечает младший.— Дал их мне один старый человек, пастух, за то, что я его овец пас. Он обо мне заботился не хуже родного отца.Рассердились старшие братья.— Много мы видывали дураков, но дурей тебя во всём свете не сыскать! — кричит старший брат. — Проработать три года за три ореха — такого чуда не слыхано, не видано! Вернись и потребуй у пастуха денег, а без них и глаз не показывай в отцовский дом.Опечалился парень, пошёл обратно. Тяжёло у него было на душе, идёт, сам себе говорит:— Я-то думал, когда тебе дают что-нибудь от всего сердца, так это лучше всего на свете, а вот что получилось.Шел он, шёл, дошёл до родника. Нагнулся попить водицы, глотнул раз-другой, а больше пить не стал — очень уж есть захотелось. Пошарил в торбе — ни крошки хлеба. «Дай-ка я расколю свои орехи, — думает голодный парень, — хоть червячка заморю». Расколол он один орех. Что за чудо! Орех принялся расти; рос-рос, вырос в стовёдерную бочку. И вот из скорлупки стали выбегать овцы, ягнята, бараны с колокольчиками на шеях — целое стадо вышло из одного ореха.Парень от радости не знает, что делать. Собрал стадо, пошёл домой. Шёл-шёл, подходит к родной деревне. «Дай-ка я расколю другой орех, — думает, — посмотрю, что в нём такое».И расколол второй орех. Как только скорлупка треснула, из неё вышли два молодых вола с длинными рогами, а за волами оказалась повозка, а на ней железный плуг.Ударил себя парень по лбу.— Вот так чудеса! — говорит.Взял в руки цепь и повёл волов вслед за стадом. Но, не дойдя до деревни, надумал расколоть и третий орех. Расколол. И вот из скорлупки вышла девушка, да такая красавица, что пером не описать.— Веди меня к своему отцу в дом, — говорит девушка. — Суждено мне быть твоей женой.Посадил парень девушку на повозку, повёл волов. Идут овцы, колокольчиками звенят. Пришёл парень домой и сыграл свадьбу. Девять деревень на свадьбу позвал. И я на той свадьбе был. Ел, пил, веселился — да так, что до нынешнего дня на душе весело!

На болгарском языке[править | править код]

Бправить | править код

  1. Бабата и мечката
  2. Бабиното прасенце
  3. Безценното камъче
  4. Болен здрав носи
  5. Бръснар
  6. Бърза печалба, бърза загуба
  7. Бягството на животните в гората

Дправить | править код

  1. Дар от сърце
  2. Дарените години
  3. Двама крадци се надлъгват
  4. Двамата съседи и сиромашията
  5. Делът на разните народности
  6. Добрият урок
  7. Дъщерята на говедаря
  8. Дядовата ръкавичка

Кправить | править код

  1. Казанджия-калайджия
  2. Какви хора има по света
  3. Какво може да докара една глупава жена
  4. Камъкът и коларите
  5. Кой каквото прави — на себе си го прави!
  6. Който не работи, не трябва да яде
  7. Колата в локвата
  8. Косе Босе
  9. Котето и лъвът
  10. Котката и глупавите селяни
  11. Крали Марко
  12. Кума Лиса и Ежко Бежко
  13. Кума Лиса и кучето
  14. Къщовник

Мправить | править код

  1. Магаре и кон
  2. Магарешки съвет
  3. Мечката и дърварят
  4. Мечката и лошата дума
  5. Момчето и дяволът
  6. Момък и три самодиви
  7. Мързеливият

Нправить | править код

  1. Надхитреният лихвар
  2. Най-малкият брат
  3. Наказание за лакомите
  4. Напатила се Пата
  5. Неблагодарната мечка
  6. Неволя
  7. Неволята
  8. Незнаен юнак
  9. Неродена мома

Пправить | править код

  1. Пари за онзи свят
  2. Патаран и Цървулан
  3. Патилата на царските деца
  4. Педя човек
  5. Педя човек — лакът брада
  6. Писмо до Бога
  7. Попова снаха
  8. Премъдрият Соломон и младият философ
  9. Приказка за бъчвата
  10. Присъдата на дядо поп

Справить | править код

  1. Самодивско царство
  2. Седемцветния кон
  3. Силният лъв и малката мишка
  4. Слепият и куцият
  5. Сливи за смет
  6. Сметка
  7. Старите хора
  8. Старият елен и малкото еленче
  9. Сто тояги бой
  10. Страшни зверове
  11. Сърната и лозата
  12. Сърце да е чисто…

Тправить | править код

  1. Твърдушка, Мекушка и Сладушка
  2. Торбата с жълтиците
  3. Трима ловци — три умни глави
  4. Тримата братя и златната ябълка
  5. Тримата братя и ламята
  6. Трите момчета, които си търсели щастието

Чправить | править код

  1. Човек вяра няма
  2. Човекът без късмет
  3. Човекът и змията
  4. Човекът и лъвът
  5. Човекът най-силен
  6. Човекът, змията и лисицата
  7. Чорбаджията и жътварят
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: