Слишком хитрая женщина «со стороны»
Откуда у старых болгар такой интерес к «неведомой» женщине (невесте), только что поступившей в семью? Кстати, в отличие от остальных славян, в приграничных с Грецией Балканах невесту до сих пор называют «булкой» (от термина «було» – «завеса», а в применении к свадьбе – фата). Возможно, акцент на то, что поступающую в семью девушку надо как можно лучше «запаковать», связан с турецким влиянием. А, может, такая тенденция «коренная» – имелась у протоболгар…
Что касается сказок про фей, то в болгарском изложении всегда придается большое внимание девственница она или нет. Многие из них на момент женитьбы уже с детьми
А потом, как правило, большинство из них сбегают от семейной жизни – чаще через дымоход. Феи всегда рискуют быть съеденными монстром опять же женского пола! Зовут ее Ламята – существо желтого оттенка о девяти головах. Прячется в озерах, колодцах, болотах и дремучих лесах. Что касается ведьм, то тут про них целый цикл. И не в каждом сказании они плохие. Скорее, умные!
Как было сказано, болгарский эпос придает большое значение отношению женщины с мужем и его матерью (свекровью). Жена (невестка) всегда оказывается мудрее (или хотя бы хитрее) представителей той семьи, которая ее приняла. И тут я единственный раз выскажу лично свое мнение. В случае взаимоотношений мужа, жены и свекрови может быть «зашифрована» тройная ассимиляция! Позднейших фракийцев, 1-х славян и людей хана Аспаруха (протоболгар Балкан)… Тут стоит почитать поэтические и обычные былины «Свинопас Михальчо», «Галинка-белоручка» («Кто не работает, тот ест»), «Какие люди на свете бывают», «Избалованная дочка», «Человек, Змея и Лиса», «Пастух и его жена» и так далее.
Болгария, видимо, единственная славянская страна с эпосом «для взрослых». Дело в том, что много греческих мифов на самом деле – адаптированные на эллинский манер фракийские мифы. И их основные сюжеты (связанные с вакханалией) передавались по наследству и в склавинии Балкан (первые славянские колонии на территории нынешних Северной Македонии и Болгарии).
Сказки, намекающие на «обров»
На территории, которую в будущем заняло Болгарское царство, с определенного времени появилась главная ставка Аварского каганата (это потом она будет перенесена в Трансильванию).
Речь об окрестностях сегодняшнего болгарского города Велики-Преслав (тогда крепость в Мёзии). В самом начале IX столетия войска хана Крума атаковали все хринги бывшей предгорной Мёзии, включив эту землю в свое царство, впервые обретающее могущество на мировой арене. Население Шумена (также как люди Валахии, Трансильвании и еще более северо-восточной Дулебии) намучилось от «обров» больше, чем кто-либо. Отсюда фольклор про волков-оборотней (на знамени авар Волк или Волчица).
Возможно будет интересно почитать:
Пожертвовать автору на умные книжки!
Благодарю тебя добрый человек!
На русском языке[править | править код]
- Бедняцкая правда
- Благословенные орехи
- Волк и сорока
- Воробей и лиса
- Двести двадцать хитростей
- Дедка Петко и бабка Пена
- Дети воеводы
- Ёж-иглокож, кротиха и лисица
- Жадность до добра не доводит
- Золотая девочка
- Извёсточка
- Как болезни по свету пошли
- Кап-Кап
- Кто не работает, тот не ест
- Мальчик-пахарь
- Мальчик-с-пальчик
- Маменькина дочка
- Молодец со звёздой во лбу и его рогатый конь
- Мудрость стариков
- Наказанный косолапка
- Неволя
- Почему старикам почёт
- Резан-недорезан
- Серебряный олень
- Сказка пpо бочку
- Сливы за сор
- Смекалистый малый
- Сорок братьев и их сестричка
- Твердушка, Мягушка и Сладушка
- Три совета за три золотых
- Ум и Счастье
- Хитрый петух
Сказки родом из богомильских апокрифов
Увы, не сохранилось ни одного подтвержденного древнего вероучительного сочинения от богомилов. Зато вся эта традиция обнаруживается в нарративном фольклоре болгар. Богомилы были дуалистами. Поэтому четкое разделение на добрых и злых богов присутствует в каждом сказании, имеющем (при глубоком рассмотрении) апокрифическую природу. Но апокрифы существовали и до рождения богомильства. Они появлялись на 100 ранее как итог взаимодействия языческой парадигмы южных славян и распространяемого тут с IX столетия христианства. Процесс этот стал «питательной» основой и для половины произведений иного жанра – сказок.
Природа идейного (Добро, Светлый Бог) тут всегда противопоставляется природе материального (Злу, Темному Богу). В бытовых сказках это выражается в вечном соревновании бедняков с теми, кто катастрофически жаден. Кстати, стяжатели выявляются и в среде простолюдинов. «Жадность до добра не доводит», «Бедняцкая правда», «Воробей и лиса», «Глупая старуха и ее хитрец-сын». «Хитрый Петер и богач», «Богач и жнец». Смысл в том, что алчность – самый распространенный признак «сатанинской метки» на человеке. Умнее оказывается более бедный – он тут со Светом…
А сказка «Хитрый Петер и архиерей» вообще открывает суть борьбы простых людей-богомилов со знатными ставленниками «греческой» церкви (христианство приходит в Болгарию из Византии)…
Болгарские сказки
Благословенные орехи
Ушли три брата на чужбину деньги зарабатывать. Дошли до перепутья, остановились. Вот старший и говорит:— Тут мы разделимся. Я пойду в гору по правой дороге, ты, средний брат, ступай по левой, а ты, меньшой брат, иди по средней дороге. Через три года, на Димитров день, сойдемся все трое на этом перепутье и увидим, кто сколько заработал. Согласны?— Согласны, братец, — отвечают младшие братья.Поцеловали руку старшему и разошлись в разные стороны.Старший брат остался жить в одном городе. Открыл пекарню и за три года нажил полную сумку червонцев. Средний брат открыл корчму у моста, засучил рукава и принялся торговать — вот и набил себе карманы. А младший брат нанялся в помощники к одному доброму человеку, старому пастуху.Минуло три года, пошёл парень к пастуху за расчётом. Пастух отсчитал его заработанные деньги, сложил их в кучу, потом вынул из-за кушака три ореха и говорит:— Я человек старый, больной, одряхлел, сил у меня не хватает бегать за овцами. Хорошо, что хоть ты мне подвернулся, а не то всё стадо бы моё пропало. Большое тебе спасибо, овец ты пас хорошо. Причитается тебе такая плата: или столько денег, или же три ореха — вон те, что лежат перед тобой. Деньги я тебе дам без благословения, потому что деньги — как огонь: они человеку руку жгут. А орехи дам от всего сердца, с благословением дам. Хочешь, бери деньги, хочешь — орехи.Парень подумал-подумал, да и протянул руку к орехам.— Возьму орехи, раз ты даёшь их от сердца и с благословением.Взял парень орехи, поцеловал руку старому пастуху и тронулся в путь.И вот на Димитров день три брата сошлись на перепутье.— С хорошим заработком вернулись? — спрашивает старший.— С хорошим, — отвечает младший.— Посмотрим! Только сперва поглядите, сколько нажил я.И старший брат развязал свою сумку, а средний вытащил из-за пазухи кошель с деньгами.— Вот это здорово! -.говорит ему старший.Тут младший брат сунул руку в карман и вынул три ореха.— Это что же такое?! — спрашивает его старший брат. — Столько ты заработал за три года?— Да! Только три ореха, но они даны от всего сердца и с благословением, — отвечает младший.— Дал их мне один старый человек, пастух, за то, что я его овец пас. Он обо мне заботился не хуже родного отца.Рассердились старшие братья.— Много мы видывали дураков, но дурей тебя во всём свете не сыскать! — кричит старший брат. — Проработать три года за три ореха — такого чуда не слыхано, не видано! Вернись и потребуй у пастуха денег, а без них и глаз не показывай в отцовский дом.Опечалился парень, пошёл обратно. Тяжёло у него было на душе, идёт, сам себе говорит:— Я-то думал, когда тебе дают что-нибудь от всего сердца, так это лучше всего на свете, а вот что получилось.Шел он, шёл, дошёл до родника. Нагнулся попить водицы, глотнул раз-другой, а больше пить не стал — очень уж есть захотелось. Пошарил в торбе — ни крошки хлеба. «Дай-ка я расколю свои орехи, — думает голодный парень, — хоть червячка заморю». Расколол он один орех. Что за чудо! Орех принялся расти; рос-рос, вырос в стовёдерную бочку. И вот из скорлупки стали выбегать овцы, ягнята, бараны с колокольчиками на шеях — целое стадо вышло из одного ореха.Парень от радости не знает, что делать. Собрал стадо, пошёл домой. Шёл-шёл, подходит к родной деревне. «Дай-ка я расколю другой орех, — думает, — посмотрю, что в нём такое».И расколол второй орех. Как только скорлупка треснула, из неё вышли два молодых вола с длинными рогами, а за волами оказалась повозка, а на ней железный плуг.Ударил себя парень по лбу.— Вот так чудеса! — говорит.Взял в руки цепь и повёл волов вслед за стадом. Но, не дойдя до деревни, надумал расколоть и третий орех. Расколол. И вот из скорлупки вышла девушка, да такая красавица, что пером не описать.— Веди меня к своему отцу в дом, — говорит девушка. — Суждено мне быть твоей женой.Посадил парень девушку на повозку, повёл волов. Идут овцы, колокольчиками звенят. Пришёл парень домой и сыграл свадьбу. Девять деревень на свадьбу позвал. И я на той свадьбе был. Ел, пил, веселился — да так, что до нынешнего дня на душе весело!
На болгарском языке[править | править код]
Бправить | править код
- Бабата и мечката
- Бабиното прасенце
- Безценното камъче
- Болен здрав носи
- Бръснар
- Бърза печалба, бърза загуба
- Бягството на животните в гората
Дправить | править код
- Дар от сърце
- Дарените години
- Двама крадци се надлъгват
- Двамата съседи и сиромашията
- Делът на разните народности
- Добрият урок
- Дъщерята на говедаря
- Дядовата ръкавичка
Кправить | править код
- Казанджия-калайджия
- Какви хора има по света
- Какво може да докара една глупава жена
- Камъкът и коларите
- Кой каквото прави — на себе си го прави!
- Който не работи, не трябва да яде
- Колата в локвата
- Косе Босе
- Котето и лъвът
- Котката и глупавите селяни
- Крали Марко
- Кума Лиса и Ежко Бежко
- Кума Лиса и кучето
- Къщовник
Мправить | править код
- Магаре и кон
- Магарешки съвет
- Мечката и дърварят
- Мечката и лошата дума
- Момчето и дяволът
- Момък и три самодиви
- Мързеливият
Нправить | править код
- Надхитреният лихвар
- Най-малкият брат
- Наказание за лакомите
- Напатила се Пата
- Неблагодарната мечка
- Неволя
- Неволята
- Незнаен юнак
- Неродена мома
Пправить | править код
- Пари за онзи свят
- Патаран и Цървулан
- Патилата на царските деца
- Педя човек
- Педя човек — лакът брада
- Писмо до Бога
- Попова снаха
- Премъдрият Соломон и младият философ
- Приказка за бъчвата
- Присъдата на дядо поп
Справить | править код
- Самодивско царство
- Седемцветния кон
- Силният лъв и малката мишка
- Слепият и куцият
- Сливи за смет
- Сметка
- Старите хора
- Старият елен и малкото еленче
- Сто тояги бой
- Страшни зверове
- Сърната и лозата
- Сърце да е чисто…
Тправить | править код
- Твърдушка, Мекушка и Сладушка
- Торбата с жълтиците
- Трима ловци — три умни глави
- Тримата братя и златната ябълка
- Тримата братя и ламята
- Трите момчета, които си търсели щастието
Чправить | править код
- Човек вяра няма
- Човекът без късмет
- Човекът и змията
- Човекът и лъвът
- Човекът най-силен
- Човекът, змията и лисицата
- Чорбаджията и жътварят