Текст книги «три богатыря и принцесса египта»

Два брата (сказка)

«Три богатыря»: автор сказки

Часто после прочтения произведения вдумчивому читателю становится интересно, кто же его создал. Если такой интерес возник после прочтения нашей сказки, то мы попробуем удовлетворить его. Лежит на поверхности ответ на вопрос, кто написал сказку «Три богатыря». Автор — народ. Это значит, что когда-то очень давно какой-то мудрый рассказчик начал эту сказку. Но со временем его имя забылось, а сказка осталась на устах его земляков. Из поколения в поколение ее пересказывали, возможно, добавляя или убавляя некоторые сюжетные линии. А далее появился исследователь, что записал эту сказку. Так она и пришла к нам.

Кенджа и разбойники

Спокойно прошло дежурство старших братьев, и вот стал охранять их покой младший – Кенджа. Подул ветер, и потушил костер. Решил Кенджа, что плохо без огня оставаться и взобрался на холм, оглядеться. Увидел он далеко-далеко мигающий огонек. Пошел он туда, к одинокому домику с огнем в окошке. Заглянул богатырь в окошко и увидел двадцать человек за столом. Лица у них были недобрые, понял парень, что это разбойники и они что-то недоброе замышляют. Стал думать, как ему быть. Уйти и так все оставить не позволяла совесть. Решил он хитростью заслужить доверие бандитов и решить потом, что с ними делать.

Зашел Кенджа в дом и попросился к разбойникам. Атаман принял его. Наутро отправились бандиты грабить казну шаха. Первым через забор отправили богатыря, чтобы увидеть, спит ли стража. Брат сказал им, что можно пробираться, а сам срубил головы всем разбойникам по очереди и отправился во дворец. Там крепко спала стража и девушки-прислужницы. Увидел Кенджа три двери. Тихо зашел он в первую, там спала очень красивая девушка. Богатырь снял с ее пальца золотое колечко и положил его в карман. В двух других комнатах спали красавицы прекраснее первой. У них снял Кенджа серьгу и браслет и тихо вернулся к братьям.

Герои былин

Главные герои русских народных былин, безусловно, богатыри самых разных мастей. Могучие и мудрые, добрые и суровые, все они отличаются возвышенным патриотизмом, готовностью приходить на помощь родине всякий раз, как понадобится. Есть среди них даже женщины-героини, храбрые поляницы, способные как составить мужчинам достойную пару, так и стать непобедимым противником. Важным объединяющим образом является князь Владимир Красное Солнышко. Его фигура символизирует мудрость государственного деятеля, который способен управлять страной, направлять ее по пути процветания. Богатыри никак не могут обойтись без злодеев, и их в былинах тоже достаточно: героям противостоят жадный Тугарин, жестокий Соловей-разбойник, вражеские войска из разных краев, даже фантастический дракон — Змей-Горыныч.

Мудрость

К ночи собрались друзья на том самом месте, откуда в разные стороны разбредались. Устали они так, что ни в жизнь не уставали. Ни от боев кулачных, ни от корчевания дерев, ни от разгуляя молодецкого

А старичок их уже дожидается: — Ну что, добры молодцы, нашли в ратном деле важное? Али напрасно коней морили? Показали богатыри дары свои. Стоят только глазами хлопают, да поглядывают друг на друга

Алеша – с птенцом в пудовой ладони. Илья – с камнем, а Добрыня – с пузырем. — Неужто, до сих пор не поняли? – удивился старичок.

Закачали молодцы головами. — Ну, тогда слушайте внимательно, а мотать на ус потом будете, когда возмужаете. Чтобы Землю русскую от врагов защищать, недостаточно силу иметь недюжинную, да кулаками махать без разбору. Враги, они ведь тоже и сильные, и крепкие, и смышленые бывают. Так уж испокон веков пошло – наши русские богатыри добром на зло шли. Мирных не обижали. Если так суд судить, то сама природа на помощь придет. Вот ты Алеша, птенца донес. Хоть и не просто тебе было. А он, тварь Божья, бессловесная. Да и расшибся бы, что с того? Вон их сколько неоперенных гибнет. Но нет, донес, не смалодушничал. А ты Илья – для надобности ли камень простой пуще злата и серебра хранить? Все оттого, что в земле – великая сила содержится. И тот, кто хоть горсть земли сырой сберечь сумеет, тот по земле этой и ходить без страха будет и силу свою из нее черпать.

И наконец, Добрыня. Долго же ты водицу нес! Но не осерчал, не пролил. Человек, он ведь и одной водицей сыт бывает. Вода все наполняет, в землю уходит, из земли к небесам взлетает, и снова дождем льет. Плюнь ты хоть в лужу обыкновенную, а сам потом из нее же и напьешься. *** Посмотрели молодцы на свои дары и только рты раскрыли, а старичка уже и след простыл. Поняли они тогда, что не в силе одной заключена мощь русского воина. Но в правде и справедливости.

Много времени с тех пор прошло. Много врагов под их славными мечами полегло. Вот только, даже в самых горячих бойнях не забывали они полученного по молодости урока. И никогда не обижали слабых. Свято хранили честь родной Земли. А водице чистой радовались, словно самому ценному яству.

И прославились они на всю Русь-Матушку. И стали называться великими богатырями Земли Русской — Алешей Поповичем, Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем.

Старшие и младшие богатыри

Русские былины — сложная эпическая система, где переплетаются исторические и мифологические мотивы, персонажи кочуют из произведения в произведение, а сами сюжеты дробятся на версии, которые бытовали в разные периоды и в разных регионах. Но есть важный стержень, который удерживает вместе все это впечатляющее разноголосие: разделение богатырей на старших и младших. Обе группы достаточно обширны, но самых известных героев Руси в каждой из них трое.

  • Микула Селянович (Селянинович) — самый могучий богатырь. Крестьянин по происхождению, он берет из родной земли свою силу, поэтому запас ее поистине неисчерпаем.
  • Святогор — старший богатырь-великан, который редко спускается с родных горных хребтов.
  • Вольга Святославович — уникальный богатырь-чародей, способный побеждать врагов без помощи оружия и физической мощи. Его главное умение — превращаться в разных животных — помогает одолеть любого соперника.

О младших богатырях, которые являются героями киевского цикла сказаний, хоть раз слышал даже тот, кто пока не читал русские былины.

  • Илья Муромец — проспавший на печи тридцать лет и три года, этот богатырь храбро встал на защиту границ Руси и совершил немало подвигов как один, так и плечом к плечу с верными товарищами.
  • Добрыня Никитич — мудрый и рассудительный, самый сдержанный из трех богатырей. Его отличает порой некая мягкость характера, которая уравновешивает суровый нрав великого Муромца.
  • Алеша Попович — известен не столько силой, сколько смекалкой, хитростью, умением просчитывать события наперед. Именно благодаря этим качествам не самый сильный физически богатырь одолел немало врагов.

Национальные особенности сказки

Мы знаем, что «Три богатыря» — произведение фольклорное, то есть народное. Но тут возникает следующий вопрос: какой же народ сложил эту замечательную историю? Даже то, как зовут трех богатырей из сказки, говорит нам, что она явно нерусская. Приставки к имени «-батыр», присущие народам ближнего Кавказа, чаще всего использовали узбекские авторы. Отсюда вывод — наша сказка пришла с далекого гористого Узбекистана.

Для этого народа привычным было правление шаха, на их землях водилось множество змей (это подтверждает появление в сюжете как самого царя змей, так и змеи, что желала укусить шаха). Пустынные земли, холмы и скалы — тоже реалии этого государства.

Илья, крестьянский сын

Доскакал Илья до горы поднебесной. Спешился. Коня привязал, и пошел вверх по крутой тропке. Долго ли, коротко ли, увидел он – торчит хвостовик его стрелы посреди белого сугроба. Подошел, только ухватиться хотел. Треснуло что-то, и снег под ним проломился. Полетел Илья в глубокую яму. В самое сердце горы.

Шлепнулся. Тут же вскочи на ноги и стал оглядываться. Темнота кругом, хоть глаз выколи. Вдруг слышит – шуршит кто-то рядом. Сжал Илья кулаки, подумав, что медведь, и приготовился к схватке. Вдруг тоненький, совсем как детский голосок говорит ему: — Не губи меня, добрый молодец! — Ты кто? – спрашивает Илья. — Я кто-то. А ты зачем в мою гору пожаловал? — За стрелой, — отвечает Илья. — А стрелу зачем сюда пускал? — Так я кой-чего найти хотел. — Ну это можно, — пискнул голосок, — протяни ладошку.

Илья подставил свою медвежью лапу. Что-то твердое и теплое коснулось руки. — Бери этот камушек, да смотри, когда ему холодно, он в труху может рассыпаться, а когда жарко – в горючую жижу обратиться.

Хотел Илья выспросить подробнее, да только смотрит, стоит он уже у подножья горы, перед ним конь родимый с ноги на ногу переминается, и в руке камушек черненький покоится.

Сунул Илья камушек в карман, отвязал коня и поскакал обратно. И часа не проходит, чувствует, горит карман огнем. Остановился, смотрит, а это камень раскалился точно головешка. Подождал Илья, пока он остынет. На ладошку положил и дальше в путь. И десяти шагов не проехал, глядь – а камень того и гляди рассыплется. Замерз, стало быть. Делать нечего. Пришлось, доброму молодцу его на одну ладошку положить, другой сверху прикрыть. Но не плотно, чтоб и не жарко, и не холодно. А так, разве уедешь далеко? Вот и поплелся он, что вол запряженный, не разогнаться, не на месте стать.

История написания

Васнецов работал над выдающимся холстом больше двух десятков лет. Идея нарисовать картину с русскими героями появилась в 1871 г. Началом создания полотна «Три богатыря» стал эскиз, созданный карандашом во время пребывания автора в Париже в 1876 г. Полноценная реализация этого наброска состоялась по истечении нескольких лет.

Набросок картины Васнецова «Три богатыря»

Своим созданием картина «Три богатыря» во многом обязана другому российскому художнику – В. Д. Поленову. Товарищ Васнецова был впечатлен необычным эскизом и выразил при его виде глубокий восторг. Виктор Михайлович хотел подарить другу свой набросок. Поленов пообещал забрать эскиз только тогда, когда появится полноценное полотно, что и произошло впоследствии.

К созданию картины «Три богатыря» художник приступил в усадьбе Абрамцево. Васнецов подходил к своей работе очень ответственно, называл ее «творческим долгом, обязательством перед народом». К 1898 г. полотно с тремя витязями было полностью готово и подписано автором.

«Три богатыря»

Картину «Три богатыря» сразу признали настоящим шедевром. Ее высоко оценил и затем купил знаменитый русский коллекционер П. М. Третьяков. Работа была выставлена на всеобщее обозрение, однако некоторое время Васнецов продолжал вносить в нее правки.

Сегодня оригинальное полотно, созданное более 100 лет назад, хранится в стенах Государственной Третьяковской галереи.

II.

В одном селе, в том, что по правую руку от реки Уперты, в старом покосившемся доме, жил бедный человек, по имени Прохор. Жена его давно умерла, оставив ему на попечении трех дочерей – погодок. Все они были красавицы и умницы, каких мало.

Весной, как зацвело все вокруг, прилетел Змей Горыныч и стал рыскать, свое спрашивать. А Прохор, хоть и заранее заготовил для дочерей погреб, глухой да глубокий, страшился Змея так, что слова не мог вымолвить. — Где твои дочери? – спрашивает его Змей. Прохор молчит. Хотел сказать, что подались они в город, далеко от этих краев.

Но дрожь его взяла, так что у него зубы стучат, а слова с языка не слетают. Принюхался тогда Змей и обнаружил погреб потайной вместе с дочками. Случилось так, что на ту пору, как раз проходили через село богатыри отважные – отрада земель русских: Добрыня Никитич, Алеша Попович и Илья Муромец.

Увидали они, как Змей из-под земли девиц вынимает, и с первого взгляда полюбили их. Захотелось им спасти красавиц, да только поздно – унесла их Гадина Проклятущая в поднебесье.

И положили тогда себе богатыри – век чести молодецкой не видать, а девиц из неволи вызволить. Только где же искать злодея? Кто подскажет?

Братья во дворце

Проснулись братья и поехали дальше. Привел их путь в небольшой городок. Сели они в чайхане пообедать, да услышали крик на улице. Оповещал царский глашатай, что случилось у шаха этой ночью — какой-то богатырь срубил головы двадцати страшным разбойникам, а у царских дочерей пропало по одному украшению. И обещает шах наградить того, кто расскажет ему о странных событиях ночи. Пригласили во дворец и братьев. А там шах приказал накормить их, а сам сел за пологом подслушивать. О чем они будут говорить.

«Три богатыря» — сказка, насыщенная событиями. Пока братья ели, обсудили, что еда отдает собачатиной, а напиток пахнет человеческой кровью. И только лепешки вкусные и красиво разложены хорошим поваром. Решили братья, что им не к лицу врать и настало время обсудить, что же произошло за три ночи их путешествия. Старший брат рассказал про льва, показал пояс. Средний поведал об Аджаре и бросил братьям поясок из змеиной кожи. Пришел черед младшего. Рассказал он о разбойниках и шахских дочерях. Как узнал тайну шах, велел позвать к себе пастуха, чтоб расспросить о барашке. Оказывается, старая овца пропала, а пастух пожалел барашка и отдал его на выкормку собаке. Тогда кликнул шах садовника, и тот поведал ему, что как-то убил вора, и тело его закопал под виноградом, который дал небывалый урожай. С него-то и сварил бекмес садовник. А лепешки выкладывал на поднос сам шах — отец шаха. Так обо всех тайнах узнал от братьев правитель и позвал их к себе. Согласились три богатыря. Автор сказки ведет нас к шаху, показывая как роскошь дворца, так и широкую душу благодарного правителя.

I.

Давно это было. В те времена, когда люди своим трудом жили. Руками себе пропитание добывали. С утра до поздней ночи в работах свой досуг коротали… Разводили скот, землю обрабатывали. А лишки меняли, так недостающее получали. На Русь-Матушку тогда со всех сторон враги ходить повадились. Что ни год – набегут орды да полчища неприятелей, разорят, разворуют все что хорошо ли, плохо ли лежит. А простым труженикам потом одна забота – восстановить бы утраченное, да с голоду от неурожая не помереть.

Но голод, хоть и не тетка, а все ж, не так страшен. Во сто крат хуже другая напасть. О трех головах огнедышащих, да со стрелой вострой на хвосте. И имя ей – Змей Горыныч, Гадина Подколодная.

Как повадился Змей девиц воровать – никакого спасения нету. Каждый год по весне облетает он деревни да села. Смотрит, и будто насквозь все видит. Не скрыть, не обмануть. Как есть, самых красивых молодых дев распознает, да с собой уносит. А что дальше, одному Богу ведомо.

Что такое былины

Былина в русском фольклоре — это жанр, повествующий о героических подвигах богатырей, которые защищали родину-Русь от разных злодеев и напастей. Интересная особенность народно-песенных сказаний состоит в том, что в них увлекательно переплетены историческая правда и фантастический вымысел: сказочное чудище Змей-Горыныч встречается с реально существовавшим Владимиром Красное Солнышко, описания быта, оружия, традиций древних эпох соседствует с волшебными превращениями. Детям интересно читать былины, поскольку это прекрасный способ проникнуться атмосферой героического прошлого древней Руси, прикоснуться к корням, но при этом не заскучать как над учебником.

С художественной точки зрения былины отличаются высокой поэтичностью, богатством использования фольклорных метафор, эпитетов, гипербол, персонификаций. Особая ритмика завораживает читателя, захватывает его в бесконечный хоровод слов, поэтому даже юный читатель без проблем «проглотит» крупное произведение.

Детям обязательно нужно предлагать читать былины, поскольку народные сказания воспитывают любовь к родной земле и интерес к ее истории. Они рассказывают, что добро всегда побеждает самое большое зло, и что честь, отвага и героизм даже в повседневной жизни должны неустанно противостоять подлости, жадности и жестокости.

Какие черты характера воспитывает сказка

Всем известна присказка «сказка — быль…». Не исключение — и «Три богатыря». Эта сказка несет в себе огромнейший воспитательный потенциал. «Три богатыря» — сказка о честных братьях, которые, благодаря хорошему воспитанию и честности, смогли достойно пройти испытания судьбы. В образах братьев воспеваются следующие черты:

  • Трудолюбие. Братья воспитаны в труде, они уважают его и верят, что только трудом смогут добиться счастливой жизни.
  • Уважение родителей. Вспомните, как выслушали богатыри отца, не сказав ему ни слова в укор.
  • Беспокойство друг о друге. Ребята стойко охраняют сон друг друга, даже в экстренных ситуациях они думают не о себе, а об отдыхе братьев.
  • Неравнодушие. Кенджа не оставляет разбойников, видя, что они замышляют злое дело, и не убегает в ужасе от них, а думает, как перехитрить злодеев и предотвратить преступление.
  • Честность. На обеде у шаха богатыри открыто рассказывают все как друг другу, так и самому шаху, чем заслуживают его уважение и симпатию.
  • Верность. Братья верны друг другу, верны они заветам отца. Верность любимым хранят и принцессы — дочери шаха, которые идут за своими мужьями, оставив пышный дворец и роскошную жизнь.

Ну и конечно, храбрость.

А что осуждает сказка?

Восхваляя добро, мудрый народ в своей сказке противопоставляет ему зло. Здесь побежденные братьями темные силы воплощены как в хищных зверях, так и в злобных придворных шаха, что ради своих замыслов готовы пожертвовать жизнями невинных людей. На примере разбойников осуждается желание обогащения, им в противовес – братья-богатыри, которые по напутствию отца отправляются в путешествие, чтобы своими силами и трудом строить свою счастливую жизнь.

К завершению сказки появляется еще один интересный момент – осуждение власти, недоверие к ней народа. Оклеветанный визирем и преданный своим тестем-шахом, самый молодой из богатырей говорит, что счастья простому народу при дворе ждать не стоит. А его фраза о том, что нельзя с шахами жить в добре, и вовсе поражает своей смелостью и искренностью.

Добрыня, Никитин сын

Прискакал Добрыня к берегу бескрайнего моря-окияна. Спешился. Коня за камень привязал и поплыл на самую середину, там, где только бездна под водой чернеется. Плывет – плывет, вдруг видит, никак мерцает что-то в самой глубине. На стрелу похоже. Набрал в грудь побольше воздуха и ушел в воду с головой.

А как доплыл до самого дна, смотрит – и правда, вот она стрела привычная, ратная. Ухватился за хвостовик. Только потянул, как заволокло все дымкой темной, забурлило, завертело вокруг воды. Ничего не видать. И в этом волнении, слышится Добрыне ласковый женский голосок: — Мил человек, ты зачем ко мне в гости пожаловал? Никак надоело по Земле сырой ходить? Отвечает Добрыня, — Не надоело. Да только стрела моя, подруга боевая, угодила в вашу обитель. А без стрелы молодцу, что птице без крыльев. — Ну, а стрелу зачем пускал? – не унимается девица. — Так, мне найти надобно кой-чего. В ратном деле необходимого. — Чего ж ты сразу не сказал? – засмеялась она. – Смотри, уже и посинел весь!

Скоро совсем задохнешься. Бери. Да только смотри, береги. Больно уж хрупок мой подарок.

Как ни старался Добрыня разглядеть личико той, что говорила таким бархатным голоском, но так и не смог.

Только почувствовал в руке своей скользкое и воздушное, как тут же на берегу очутился. И конь рядом, радостно в лицо дышит. А на ладони – пузырь переливается всеми цветами радуги. И в пузыре том, вода морская. Кое-как уселся Добрыня на коня и поехал восвояси. Боясь, кабы не лопнул драгоценный подарок, который от каждого дуновения ветра грозился разорваться на части.

Ростовский Попович


Георгий Юдин. Алеша Попович и Тугарин. Иллюстрация к былине. Год неизвестен


Борис Ольшанский. Алеша Попович и Елена Краса. 1996. Музей славянской живописи


Андрей Рябушкин. Алеша Попович. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри». 1895

Алеша Попович изображался самым молодым из богатырей. В былинах говорилось, что он был сыном соборного попа из Ростова (ныне город в Ярославской области). Отцом Алеши в разных текстах назывались два ростовских святых — святитель Леонтий, чьи мощи находятся в ростовском Успенском соборе, или Феодор, первый епископ Ростова.

Несмотря на религиозное воспитание, Алеша вырос шутником и балагуром, а его смелость всегда граничила с дерзостью. В некоторых былинах он изображался «бабьим пересмешником», а в более поздних текстах и вовсе стал отрицательным персонажем. Например, иногда рассказывалось, как Алеша солгал о смерти Добрыни и обманом попытался жениться на его жене Настасье. Добрыня вовремя узнал об этом и в последний момент успел остановить венчание. В XX веке исследования доказали, что изначально Алеша не противопоставлялся другим богатырям, а был воплощением истинно народных качеств — азарта, смекалки и юмора.

В былине «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» богатырь увидел на княжеском пиру врага — Тугарина. Князь Владимир Красное Солнышко привечал его как дорогого гостя, а княгиня Евпраксия на глазах у мужа оказывала Тугарину недвусмысленные знаки внимания. Алеша стал насмехаться над таким поведением, напрашиваясь на бой, — и победил Тугарина хитростью. Разные версии описывают, как Попович притворился тугим на ухо, чтобы Тугарин приблизился, либо обманом заставил противника отвернуться, либо нанес удар, спрятавшись за гриву коня. Голову Тугарина Алеша в шутку предложил князю как посуду:

Считается, что образ богатыря Алеши восходит к реальному ростовскому воину Александру Поповичу, погибшему в 1223 году в битве с монголо-татарами на реке Калке. Академик Дмитрий Лихачев отнес первое упоминание об Александре Поповиче в летописи к 1423 году, то есть через 200 лет после предполагаемой смерти героя. Лихачев установил, что не богатырь попал в былины из летописи, а, наоборот, летопись зафиксировала персонажа из эпоса как историческое лицо. Это был осознанный шаг летописцев в эпоху становления централизованного Русского государства.

Фольклорист Владимир Пропп считал, что образ Алеши Поповича мог возникнуть вскоре после крещения Руси, потому что в это время священнослужители еще не воспринимались как далекое от простого люда привилегированное сословие. В более позднюю эпоху сын священника не смог бы стать в глазах народа дерзким смельчаком, насмехающимся над властьимущими, поминающим в прибаутках даже собственного отца-попа.

На этот же период — XI век — косвенно указывает имя соперника Алеши, Тугарина Змеевича. В то время с Русью воевал половецкий хан Тугаркан, а его дочь стала женой киевского князя Святополка Изяславича. В XI–XII веках князья нередко заключали соглашения с половцами и выступали с ними против других русских княжеств. Народ осуждал дружбу с врагом ради братоубийственных войн, и именно такой «дружбе» и положил конец Алеша, убив Тугарина.

Сказка про трех богатырей русских

Удаль

Давно это было… Собрались как-то три самых сильных и крепких парубка во сыром поле. Решили удаль молодецкую разгулять. Один из них – Алеша, поповский сын был. Другой – Илья, крестьянский сын, из славного села Моровска. А третий – Добрыня, Никитин сын.

В скором времени на Русь ожидались нападения грозных иноземных захватчиков. Вот и хотелось молодым сперва силу свою измерить, а уж после в битву вступаться.

Долго они мерились – рядились. Деревья из Земли выкорчевывали, да кулачными боями тешились. Наконец, достали из своих колчанов луки да стрелы, натянули тетиву, и только пускать собрались, чья дальше улетит, как вдруг глядь, стоит перед ними старенький дедушка. Седые волосы по плечам разбросаны. На груди рубаха просторная, едва тельце, ссохшееся прикрывает. — Ты бы отошел, отец! – обратился к старичку Алешка, поповский сын, — А не то, ведь и зашибить могем.

Усмехнулся старичок. Провел тонкой ладошкой по бороде, словно крошки отряхнул и говорит: — Вы ребятки, я погляжу, вздумали силой мериться? Неплохо это. Да только в ратном деле одной силой правды не заработаешь. Тут еще кой-чего надобно. — Чего же?! – в один голос воскликнули парубки. — А чего, это я вам не скажу. Но, коли узнать хотите и не страшитесь, то запускайте прямо сейчас свои стрелы, как можно дальше. И чья куда улетит, туда и ступайте. Там все сами узнаете.

Обрадовались силачи. Натянули тугие луки, да как запустят стрелы. Только свист по полям да оврагам разносится. Упала Алешина стрела в дремучем лесу. У Ильи стрела залетела на высокую снежную гору. А у Добрыни – оказалась на самом дне бескрайнего моря-окияна.

И разбрелись они, каждый в свою сторону. А старичка того, след простыл, как небывало.

Художник В. Купчинский

а высоких холмах стоит Киев-город. Опоясал его земляной вал, окружили рвы. С зеленых холмов киевских далеко было видно. Видны были пригороды и многолюдные села, тучные земли пахотные, синяя лента Днепра, золотые пески на левом берегу, сосновые рощи… Пахали под Киевом землю пахари. По берегам реки строили умелые корабельщики легкие ладьи, долбили челны дубовые. В лугах и по заводям пасли пастухи круторогий скот.

За пригородами и селами тянулись леса дремучие. Бродили по ним охотники, добывали медведей, волков, туров — быков рогатых и мелкого зверя видимо-невидимо.

А за лесами раскинулись степи без конца и края. Шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на русские села кочевники — жгли и грабили, уводили русских людей в полон.

Чтоб беречь от них землю русскую, разбросались по краю степи заставы богатырские, маленькие крепости. Оберегали они путь на Киев, защищали от чужих людей.

А по степям без устали разъезжали богатыри на могучих конях, зорко всматривались вдаль, не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней.

Дни и месяцы, годы, десятилетия оберегал землю родную Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Добрыня, и Алеша, и Дунай Иванович — все в степи да в чистом поле правили службу воинскую. Изредка собирались они к князю Владимиру на двор — отдохнуть, попировать, гусляров послушать, друг о друге узнать.

Коль тревожно время, нужны богатыри-воины, с честью встречает их Владимир-князь с княгиней Апраксией. Для них печи топятся, в гридне — гостиной горнице — для них столы ломятся от пирогов, калачей, жареных лебедей, от вина, браги, меду сладкого. Для них на лавках барсовы шкуры лежат, медвежьи на стенах развешаны.

Но есть у князя Владимира и погреба глубокие, и замки железные, и клети каменные. Чуть что не по нем, не вспомнит князь о ратных подвигах, не посмотрит на честь богатырскую…

Зато в черных избах по всей Руси простой народ богатырей любит, славит и чествует. Ржаным хлебом с ними делится, в красный угол сажает и поет песни про славные подвиги — о том, как берегут, защищают богатыри родную Русь!

Слава, слава и в наши дни богатырям — защитникам Родины!

Высока ли, высота поднебесная,
Глубока глубина океан-моря,
Широко раздолье по всей земле.
Глубоки омуты Днепровские,
Высоки горы Сорочинские,
Темны леса Брянские,
Черны грязи Смоленские,
Быстры-светлы реки русские.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Сказка о том, как Иван — крестьянский сын Змея Горыныча победил и государство защитил

Сказка о том, как Иван — крестьянский сын Змея Горыныча победил

и государство защитил

В тридевятом царстве, тридесятом государстве объявился как-то Змей Горыныч. И стал он свои порядки наводить: брать с народа деньги немереные за решение любой проблемы, а класть их в себе в сундук. Кто побогаче – рады были, вся правда теперь на их стороне была, а кто победнее – горе мыкали да правду искали. Стало государство нищать и разваливаться.

И собрался Иван – крестьянский сын помочь людям, да прежде решил совета у Бабы-Яги спросить, ведь столько лет на свете живет, мудрости большой набралась. Долго иль коротко он ехал и, в конце концов, доехал до избушки на курьих ножках. Слез Иван Царевич с коня и произнес заветные слова:

-Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!

Потоптавшись на месте, избушка исполнила приказ. Раздался скрип и двери открылись. Увидел Иван – крестьянский сын бабусю в красном платке.

-Смотрите-ка, сам Иван – крестьянский сын в гости пожаловал! Ну, что ж заходи.

В избе было все убрано, все блестело от чистоты. Как и положено, у Яги имелись и черная кошка, и филин, и мухоморы в вазе. Имела она в собственности избушку на курьих ножках, на бараньих рожках; ступу и метлу.

И платила она каждый год исправно налог на имущество за свою избушку и транспортный налог за ступу и метлу. На эти деньги лесные казначеи содержали дороги в дремучем лесу. Потому такая красота и порядок в её владениях были.

-Бабуся, я тут вот по какому делу. Одолел наше царство Змей Горыныч, обложил людей налогами неправедными, стонут люди, нищают, а поделать ничего не могут.

-Эх, Иван – крестьянский сын, ничего ты без грамоты волшебной не сделаешь, а чтобы получить её надо книгу волшебную выучить: Налоговый Кодекс. А как осилишь её, так и сам поймешь, как Змея победить.

Три года Иван – крестьянский сын мудрость книжную постигал и смог получить волшебную грамоту, в которой черным по белому прописано было, что стал он теперь налоговым инспектором.

— Спасибо тебе, бабуся, понял я, что теперь делать надо.

— Ну, ступай, Иван – крестьянский сын, помогай честным людям.

Сел на коня Ванюша, крепко держит грамоту свою и отправился на битву со Змеем Горынычем. Едет и слышит – сзади грохот раздается. Оглянулся, а за ним целая армия: НДС, Налог на прибыль, Подоходный Налог, Налог на имущество, Транспортный налог и еще много штрафных санкций. Обрадовался Иван – крестьянский сын и стал Змея на бой вызывать.

А Змей-то трехголовый, одна голова дым пускает, другая голова огнем пышет, а третья зубами щелкает. Оштрафовал Иван – крестьянский сын первую голову за превышение концентрации вредных веществ в выхлопе, а вторую голову за разведение огня в неположенном месте, а третью голову за то, что с двух других налоги не плачены — голова зубы на полку и положила. Тут Змею и конец пришел.

И стало государство по законам справедливым жить, богатеть и развиваться, а люди в благодарность Ивану – крестьянскому сыну дом поставили и назвали его – Налоговая инспекция. Любой теперь может к нему прийти и правду найти.

Алеша, поповский сын

Вот доскакал Алеша до опушки дремучего леса. Спешился. Коня к дереву привязал и вошел под свод черных как смоль раскидистых дубов. Было тихо в лесу. Так, что ни птица, ни зверь шороха не издаст.

Вдруг видит Алеша, мерцает что-то средь деревьев. Пригляделся, никак стрела его. Подошел ближе. Не ошибся. Наконечник глубоко в дупло ушел. Ухватился Алеша за хвостовик, да как полетит в дупло. Словно сила неведомая его сама потянула.

Шлепнулся он наземь. Посмотрел вверх. С высоты немалой упал. Внутри у дерева темно, хоть глаз выколи. Только далеко-далеко наверху мерцает просвет.

Вдруг слышит Алеша, рядом кто-то гнездится. Но, как ни старался, глаза так и не свыклись в темноте. Спрашивает он грозно, страху на невидимого нагоняет: — Кто ты? Покажись, нето хуже будет! Закряхтел невидимый, заохал: — Не серчай добрый молодец. Ты ведь сюда неспроста попал. Кой-чего разыскать хотел? — Ну, — смягчился Алеша. – Может и хотел. А у тебя, что, есть это? — А как же, — снова закряхтел невидимый. – Протяни ручонку, да смотри бережно. Али до дому не сбережешь.

Протянул Алеша свою пудовую ладонь, и в тот же миг почувствовал прикосновение чего-то мягкого и пушистого. Живого. Только рот в изумлении открыть собрался, глядь, а он уже и не в дупле, а на лесной опушке. Перед ним конь его ретивый топчется, нетерпеливо копытами бьет. А на ладони – птенец едва оперившийся. Тщедушный. Смотрит так жалостливо.

Отвязал Алеша коня, забрался на него. А с птенцом-то во весь опор уже не разгонишь. И в карман его не посадить, больно хрупкий. Так и поплелся Алеша обратно, не быстрее девицы с коромыслом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: