«Чей нос лучше» — читательский дневник по сказке В. Бианки
Сказка «Чей нос лучше» известного русского писателя Виталия Бианки была написана в 1924 году.
Описание книги для читательского дневника
Виталий Валентинович БианкиНазвание произведения: «Чей нос лучше»Жанр: сказкаГод написания: 1924Издательство: ОЛМА-ПрессГод издания: 2009
Главные герои и их краткая характеристика
Мухолов — носик тонкий, хватает по одной мушке. Дубонос — нос как у воробья, долбит ягоды и косточки. Клест — нос крестом, вылущивает семена из шишек Бекас — нос тонкий и длинный, чтобы козявок из тины доставать. Кулик — нос острый, тонкий загнутый вверх, чтобы ловить козявок в воде. Кроншнеп — нос тонкий, острый, загнутый вниз, чтобы червяков доставать. Широконос — загребает воду лопатой. Козодой — нос сеткой, ловит сразу несколько мошек. Пеликан — нос с мешком. Дятел — острый нос чтобы долбить кору и дупла. Ястреб — нос крючком, чтобы хватать добычу.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Мухолов ловил мошек и жаловался Дубоносу на свой нос. Дубонос похвалил свой нос, клест свой, а бекас показал свой длинный нос. Появились братья кулики и показали свои тонкие носики. Козодой показал нос сеткой, а пеликан похвастал носом кладовой. После того, как дятел показал свой нос, мухолов стал выбирать лучший птичий нос. Но прилетел ястреб и утащил мухолова.
План пересказа
- Мухолов и Дубонос
- Клест и бекас
- Братья кулики с загнутыми носами.
- Достоинства широкого носа
- Удивительный нос козодоя
- Кладовая пеликана
- Долото дятла
- Выборы лучшего носа
- Ястреб-разбойник.
Чему учит
Сказка учит любить природу, быть внимательным и наблюдательным, понимать, что в природе нет ничего пустого и ненужного. А каждый нос, каждое перышко для чего-то нужно. Учит не завидовать чужому, а гордится своим. Учит не зевать и не терять бдительности.
Мне понравилась эта сказка. Из нее я узнала, как много разных носов, клювов бывает у птиц. И каждый клюв имеет свою особую форму, потому что птицы ведут разный образ жизни, питаются разным кормом. Это познавательная и поучительная сказка. И немного жаль мухолова, который искал лучший нос, а оказался обедом ястреба.
Вывод и мое мнение
Сказка Бианки учит всегда быть внимательным и не увлекаться спорами, забывая об осторожности. Мухолов забыл об этом и стал добычей Ястреба
Пословицы
- Свои сухари лучше чужих пирогов.
- Хороша рыба, да на чужом блюде.
- Своя рубашка ближе к телу.
- От добра добра не ищут.
- На чужой каравай рот не разевай.
Чей нос лучше (Бианки Виталий). Рассказ
Мухолов-тонконос сидел на ветке и смотрел по сторонам.
Только покажется муха или бабочка, он сейчас же на крылья, поймает её и проглотит. Потом опять сядет на ветку и ждёт, высматривает.
Увидел поблизости дубоноса и стал ему плакаться на своё горькое житьё.
— Мне, — говорит, — очень уж утомительно пропитание себе добывать. Целый день трудишься, трудишься, — ни отдыха, ни покоя не знаешь. А всё впроголодь живёшь. Сам подумай: сколько мошек надо поймать, чтобы сытым быть! А зерно клевать я не могу: нос у меня чересчур слаб.
— Да, твой нос никуда не годится, — сказал дубонос, — слабенький у тебя нос. То ли дело мой! Я им вишнёвую косточку, как скорлупку, раскусываю. Сидишь себе на месте, клюёшь ягоды да щёлкаешь. Крак! — и готово. Крак! — и готово. Вот бы тебе такой нос.
Услыхал его клёст-крестонос и говорит:
— У тебя, дубонос, совсем простой нос, как у воробья, только потолще. Вот посмотри, у меня какой замысловатый нос: крестом. Я им круглый год семечки из шишек вылущиваю. Вот так.
Клёст ловко поддел кривым носом чешуйку еловой шишки и достал семечко.
— Верно, — сказал мухолов, — твой нос хитрей устроен.
— Ничего вы не понимаете в носах! — прохрипел из болота бекас-долгонос. — Хороший нос должен быть прямой и длинный, чтоб им козявок из тины доставать удобно было. Поглядите на мой нос.
Посмотрели птицы вниз, а там из камыша торчит нос, длинный, как карандаш, и тонкий, как спичка.
— Ах, — сказал мухолов, — вот бы мне такой нос!
— Постой! — запищали в один голос два брата-кулика — шилонос и кроншнеп-серпонос. — Ты ещё наших носов не видел!
И увидал мухолов перед собой два замечательных носа: один смотрит вверх, другой — вниз, а оба тонкие, как шило.
— Мой нос для того вверх смотрит, — сказал шилонос, — чтоб им в воде всякую мелкую живность поддевать.
— А мой нос для того вниз смотрит, — сказал кроншнеп-серпонос, — чтоб им червяков из травы таскать.
— Ну, — сказал мухолов, — лучше ваших носов не придумаешь.
— Да ты, видно, настоящих носов и не видал, — крякнул из лужи широконос. — Смотри, какие настоящие носы бывают: во-о!
Все птицы так и прыснули со смеху прямо широконосу в нос:
— Ну и лопата!
— Зато им воду щелокчить-то как удобно! — досадливо сказал широконос и поскорей опять кувырнулся головой в лужу.
Набрал полный нос воды, вынырнул и давай щелокчить: воду сквозь края носа пропускать, как через частую гребёночку. Вода-то вышла, а козявки, какие в ней были, все во рту остались.
— Обратите внимание на мой носик, — прошептал с дерева скромный серенький козодой-сетконос. — У меня он крохотный, однако замечательный: мошкара, комары, бабочки целыми толпами в глотку мою попадают, когда я ночью над землёй летаю, разинув рот и сеткой растопырив усы
— Это как же так? — удивился мухолов.
— А вот как, — сказал козодой-сетконос. Да как разинет пасть — все птицы так и шарахнулись от него.
— Вот счастливец! — сказал мухолов. — Я по одной мошке хватаю, а он ловит их сразу стаями!
— Да, — согласились птицы, — с такой пастью не пропадёшь!
— Эй вы, мелюзга! — крикнул им пеликан-мешконос с озера. — Поймали мошку — и рады! А того нет, чтоб про запас себе что-нибудь отложить. Я вот рыбку поймаю — и в мешок себе отложу, опять поймаю — и опять отложу.
Поднял толстый пеликан свой нос, а под носом у него мешок, набитый рыбой.
— Вот так нос! — воскликнул мухолов. — Целая кладовая! Удобней уж никак не выдумаешь.
— Ты, должно быть, моего носа ещё не видал, — сказал дятел. — Вот полюбуйся.
— А что ж на него любоваться? — спросил мухолов. — Самый обыкновенный нос: прямой, не очень длинный, без сетки и без мешка. Таким носом обед себе доставать долго, а о запасах и не думай.
— Нам, лесным работникам, — сказал дятел-долбонос, — надо весь инструмент при себе иметь для плотничьих и столярных работ. Мы им не только корм себе добываем из-под коры, но ещё и дерево долбим: дупла выдалбливаем, жилища устраиваем и для себя и для других птиц. Нос у меня — долото!
— Чудеса! — сказал мухолов. — Сколько носов видел я нынче, а решить не могу, какой из них лучше. Вот что, братцы: становитесь вы все рядом. Я посмотрю на вас и выберу самый лучший нос.
Дубонос, крестонос, шилонос, серпонос, широконос, мешконос и долбонос
Выстроились перед мухоловом-тонконосом дубонос, крестонос, долгонос, шилонос, серпонос, широконос, сетконос, мешконос и долбонос.
Да тут вдруг упал сверху серый ястреб-крючконос, схватил мухолова и унёс себе на обед.
Остальные птицы с перепугу разлетелись в разные стороны.
Так и осталось неизвестно, чей нос лучше.
Ваша оценка
Читательский дневник
Краткое содержание
Главный персонаж Мухолов-Тонконос, встретив дубоноса начал жаловался на свою трудную жизнь. Он начал хвастаться какой у него замечательный нос. Тут его подхватили другие птицы и каждая говорила, что ее но самый лучший. Закончилось всё тем, что главный персонаж попал на обед к Ястребу-Крючконосу так и не определив чей нос лучше.
Главная мысль
Главное в рассказе — не просто показать красоту и разнообразие природы, раскрыть тайны образа жизни птиц, но показать человек, что нужно уметь радоваться тому, что у тебя есть и не быть вечно не довольным.
Главные герои
- Мухолов-Тонконос
- Дубонос
- Клёст-Крестонос
- Бекас-Долгонос
- Два кулика — Шилонос и Кроншнеп
- Широконос
- Козодой-Сетнонос
- Пеликан-Мешконос
- Дятел
- Ястреб-Крючконос
Кому как нос помогает?
- круглый год семечки из шишек вылущивает — Клёст-Крестонос
- рыбку ловит и в мешок откладывает — Пеликан-Мешконос
- устраивает жилище для себя и других птиц — Дятел
- живность мелкую поддевает — Шилонос
- косточки раскусывает, ягоды клюет — Дубонос
- ловит комаров и бабочек в глотку-сетку — Козодой-Сетнонос
- козявок из тины достает — Бекас-Долгонос
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Эту сказку написал замечательный писатель, ученый, исследователь природы В. Бианки, очень любил природу. Всю свою жизнь он наблюдал и изучал мир животных, насекомых, птиц, растений. В. Бианки написал много рассказов и сказок и для детей, и для взрослых.
Воспитатель. Мне лично очень нравится читать его интересные рассказы и сказки. А какие сказки или рассказы этого писателя вам знакомы?
( предполагаемые ответы детей: сказки «Теремок», «Лис и Мышонок», «Как Муравьишка спешил домой»
Воспитатель. Показывает детям иллюстрированное издание сказки «Чей нос лучше?»
— Я предлагаю вам подумать, про кого она?
— Молодцы, ребята, вы правильно сказали. Эта книга о птицах. Она называется «Чей нос лучше?»
— Как вы думаете, о чем в этой книге говорится?
(предполагаемые ответы детей)
Чтение воспитателем сказки.
Вопросы воспитателя по содержанию сказки.
— Как вы думаете, это рассказ или сказка?
— Как вы узнали, что это сказка?
(разные птицы разговаривают между собой)
— А эта сказка волшебная?
(предполагаемые ответы детей)
— Эта сказка правдивая.
— В сказке настоящие птицы.
— Названия каких птиц вы узнали из сказки?
Дидактическое упражнение «Назови птицу»
(при помощи воспитателя дети перечисляют названия птиц с авторским названием: мухолов – тонконос, пеликан – мешконос, дятел – долбонос, бекас – долгогонос, козодой — сетконос)
Воспитатель. — На что жалуется птица Мухолов – Тонконос?
(с его маленьким носом – клювом ему приходится долго трудно добывать мошек)
-Чем Дубонос раскусывает орехи?
— Почему птицу клест писатель назвал клест – Крестонос?
— Для чего бекасу прямой и длинный нос?
— Какая птица откладывает запас в свой клюв – мешок?
— Как достает себе пищу дятел? (долбит дерево толстым клювом)
— Про какую птицу вы бы хотели еще раз послушать? (воспитатель по желанию зачитывает понравившийся отрывок)
— Что вам показалось грустным в этой сказке?
(Ястреб – Крючконос схватил Мухолова и унес к себе на обед)
Дидактическая игра «Один — много»
(родительный падеж множественного числа существительных
В наших лесах и парках много.
Синица – (много синиц,
Ворона – (много ворон)
Дятел – (много дятлов)
Пеликан – (много пеликанов, клестов, козодоев, журавлей, снегирей, скворцов, воробьев, ласточек, глухарей, тетеревов, рябчиков)
Воспитатель. Какую птицу вы хотели бы нарисовать? Я вам предлагаю нарисовать понравившуюся птицу в течение дня.
Заключительный этап. Задача – подведение итогов НОД.
— Как называется сказка, которую вы прослушали? Понравилась ли она вам?
— Что интересного вы узнали из этой сказки?
— Почему у разных птиц разные клювы?
Высказывания детей по поводу восприятия сказки, своего эмоционального состояния.
Список использованной литературы
1. Бианки В. В. Лесные разведчики: Рассказы и сказки/ В. В. Бианки, Мн. : Юнатцтва, 1985.- 287 c.,ил.
2. Бианки В. В. Лесная газета: Рассказы и сказки/ В. В. Бианки — М. : Астрель:АСТ, 2007. – 317, М. : c.
3. Васильева М. А., Гербова В. В., Комарова Т. С. Программа воспитания и обучения в детском саду/ М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. М. : Мозаика – Синтез, 2006. – 232 с.
4. Бианки В. Чей нос лучше? М, Издательство «Малыш», 1985
Чьи это ноги?
Летал Жаворонок высоко над землей, под самыми облками. Поглядит вниз — сверху ему далеко видно, — и поет:
Я ношусь под облаками,
Над полями и лугами,
Вижу всех, кто подо мной,
Всех под солнцем и луной.
Устал петь, спустился и сел на кочку отдыхать.
Вылезла из-под дерева Медянка и говорит ему:
— Сверху ты все видишь, — это правда. А вот снизу никого не узнаешь.
— Как это может быть? — удивился Жаворонок. — Непременно узнаю.
— А вот иди, ложись со мной рядом. Я тебе буду снизу всех показывать, а ты отгадывай, кто идет.
— Ишь какамя! — говорит Жаворонок. — Я к тебе пойду, а ты меня ужалишь. Я змей боюсь.
— Вот и видно, что ты ничего не знаешь, — сказала Медянка. — первое я не змея, а просто ящерица; ва второе — змеи не жалят, а кусают. Змей-то и я боюсь: зубы у них такие длинные, и в зубах — яд. А у меня, глячди-ка: малюсенькие зубки. Я ими не то что от змеи, от тебя и то не отобьюсь.
— А где у тебя ноги, если ты ящерица?
— да зачем мне ноги, если я по земле ползаю не хуже змеи?
— Ну, если вправду ты — безногая ящерица, — сказал Жаворонок, — так мне тебя бояться нечего.
Соскочил с кочки, лапки под себя поджал и лег рядом с Медянкой.
Вот лежат они рядышком, Медянка и спрашивает:
— Ну-ка ты, верхогляд, узнавай, кто идет и зачем он сюда пожаловал?
Взглянул Жаворонок перед собой и обмер: идут по земле высоченные ноги, через большие кочки, как через малые комочки земли, шагают, пальцами в землю след вдавливают.
Перешагнули ноги через Жаворонка и пропали: не видать больше.
Медянка на Жаворонка посмотрела и улыбнулась во весь рот.
Облизнула сухие губы тонким язычком и говорит:
— Ну, друг, видно не разгадал ты моей загадкди. Кабы ты знал, кто через нас шагнул, так не испугался бы. Я вот лежу и смекаю: две ноги высоких, пальцев на каждой счетом три больших, один маленький. И знаю уж: птица идет большая, высокая, по земле гулять любит — хороши ходули для ходьбы. Так оно и есть: Журавль эжто прошел.
Тут Жаворонок встрепенулся весь от радости: Журавль ему знакомый был. Спокойная птица, добрая, — не обидит.
— Лежи, не пляши! — щашипела на него Медянка. — Гляди: опять ноги идут.
И верно: ковывляют по земле голые ноги, неизвестно чьи.
Пальцы словно лоскутами клеенки обшиты.
— Отгадываф! — говорит Медянка.
ЖЭаворонок думал-думал, — никак не может припомнить, чтобы прежде такие ноги видел.
— Эх ты! — засмеялась Медянка. — Да ведь это совсем просто отгадать. Видишь: пальцы широкие, ноги плоские, по земле идут — спотыкаются. Вот в воде с ними удобно: повернешь ногу боком — она воду как ножом режет: растопыришь пальцы — и весло готово. Это Чемга-нырец — водяная такая птица — из озера вылезла.
Вдруг упал с дерева черный комок шерсти, приподнялся с земли и пополз на локтях.
Присмотрелся Жаворонок, а это вовсе не локти, а сложенные крылья. Повернулся комок боком — сзади у него цепкие звериные лапки и хвост, а между хвостом и лапками кожа натянута.
— Вот чудеса! — сказал Жаворонок. — Кажется, крылатая тварь, как и я, а на земле узнать ее никак не могу.
— Ага! — обрадовалась Медянка. — не можешь узнать. Хвастался, что под луной всех знаешь, а Летучей-то Мыши и не узнал.
Тут Летучая Мышь вскарабкалась на кочку, расправила крылья и улетела к себе на дерево.
А уж из-под земли другие ноги лезут.
Страшные лапы: короткие, мохнатые, на пальцах тупые когти, жесткие ладошки в разные стороны вывернуты.
Затрпепетал Жаворонок, а Медянка говорит:
— Лежу, гляжу и смекаю: лапы в шерсти — значит, звериные, короткие, как обрубки, и лоадошками врозь, а на толлстых пальцах когтищи здоровые. на таких ногах по земле шагать трудно. А вот под землей жить, землю лапами рыть да назад ее за собой отбрасывать — очень даже удобно. Вот вышло у меня: подземный зверь. Крот называется. Гляди, гляди, а то он сейчас опять под землю уйдет.
Зарылся Крот в землю — и опять нет никого.
Не успел Жаворонок в себя прийти, глядь: бегут по земле руки.
— Это что за акробат? — удивился жаворонок. — Зачем ему четыре руки?
— А по веткам в лесу прыгать, — скащала Медянка. — Ведь это же Белка-векша.
— Ну, — говорит Жаворонок, твоя взяла: никого я на земле не узнал. Дай-ка теперь я тебе закадку загадаю.
— Загадывай, — говорит Медянка.
— Видишь в небе темную точку?
— Вижу, — говорит Медянка.
— Отгадай, какие у нее ноги?
— Да ты шутишь! — говорит Медянка. — Где ж мне так высоко ноги разглядеть?
— Какие тут шутки! — рассердился Жаворонок. — Уноси свой хвост подобру-поздорову, пока не сгребли тебя эти когтистые лапы.
Кивнул Медянке на прощанье, вскочил на лапки и улетел.