Волк и коза 🐺🐐 русская народная сказка

Сказка «волк и козлята»

Русская народная сказка

Жила когда-то старуха-говоруха, и была у неё коза с козлятами. Утром люди встанут, за работу примутся, а старуха всё на печке полёживает. Только к обеду подымется, поест, попьёт и давай говорить. Говорит, говорит, говорит — и с соседками, и с прохожими, и сама с собой!

А коза с козлятами в хлеву заперты — ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать.

Вот как-то раз и говорит коза своим козлятам:

— Козлятушки-детушки, не житьё нам у старухи-говорухи! Пойдёмте-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.

Как выпустила старуха-говоруха козу с козлятами из хлева — они и побежали. Только их старуха и видела!

Прибежали они в лес и стали искать место, где бы избушку построить.

Подошла коза к лесной яблоньке и говорит:

— Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими ветками избушку построить?

— Не строй подо мною избушку, — отвечает яблонька. — Яблоки с меня упадут — твоих козляток ушибут. Найди место получше!

Пошла коза с козлятами дальше. Увидела высокий дуб и говорит ему:

— Дуб, дуб! Можно мне под тобою избушку построить?

— Не строй подо мною избушку, — отвечал дуб. — По осени жёлуди с меня упадут — твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь.

Пошла коза к осине:

— Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?

Затрясла осинка своими ветками, всеми листьями:

— Мои листики и днём и ночью шумят — твоим деткам спать не дадут. Найди местечко получше!

Нечего делать, отправилась коза с козлятами дальше. Пришла к шиповнику:

— Шиповник, шиповник! Можно мне под тобою избушку построить?

— Что ты, что ты, коза! Или не видишь? Вон какие на мне колючки острые. Будут твои козлятки прыгать-скакать — всю шёрстку себе повыдерут. Ступай, коза, дальше, ищи местечко получше!

Пошла коза к берёзе:

— Берёзка, берёзка! Можно мне под тобою избушку построить?

Качнула берёзка веточками, сказала:

— Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мною избушку.

Обрадовалась коза. Построила под берёзкой избушку и стала жить в ней со своими козлятами.

  • Зоогалактика
  • Для детей
  • Сказки о животных для детей
  • Как коза избушку построила

Самые красивые фото животных в естественной среде и в зоопарках всего мира. Подробные описания образа жизни и удивительных фактов о диких и домашних животных от наших авторов — натуралистов. Мы поможем вам погрузиться в увлекательный мир природы и изучить все неизведанные ранее уголки нашей необъятной планеты земля!

Фонд содействия учебно-познавательному развитию детей и взрослых «ЗООГАЛАКТИКА» ОГРН 1177700014986 ИНН/КПП 9715306378/771501001

Русская сказка

Сказка Льва Толстого «Волк и коза»

Лев Толстой, великое наследие которого измеряется томами, много времени уделял делу воспитания и просвещения детей. С этой целью Лев Николаевич создал целую книгу сказок для самых юных читателей. К этому делу он подошёл основательно, потому что его сказки не волшебные. Они поучительные, в них автор уделяет много внимания нравственности и воспитанию положительных человеческих качеств. Для этого он привлекает повествование о людях и о животных. Иногда его произведения похожи на басни. Его сказки очень короткие, но ёмкие.

О чём сказка «Волк и коза»

Однажды волк, как всегда голодный, увидел, как высоко на горе паслась коза. Волку невозможно было забраться на крутую каменную гору. А кушать-то ему хочется. Решил коварный хищник пойти на хитрость. Пустился волк с козой в переговоры. Он предложил козе спуститься вниз, соблазняя её ровной местностью и сладкой травой. Этот корм должен был прийтись козе по вкусу. Коза была наслышана, каким хитрым может быть голодный волк. Не желая слушаться волка, коза ответила ему с большим достоинством и пониманием создавшейся ситуации. Коза разгадала задумку зубастого волка. Ведь он не проявлял заботу о козе, не для неё корм заботил хищника, он хотел приблизить корм для себя. Как только коза спустилась бы вниз, она сразу попала бы в лапы голодного и беспощадного волка.

Мораль есть и в сказке

В тексте сказки скрыт огромный смысл. В богатом наследии русского народа есть много пословиц и поговорок, в которых, исходя из наблюдательности простых людей, имеются хорошие выводы, к ним можно прийти, узнав о содержании всего произведения. Кажется, коза знала пословицу: «Каждого слушай, но не каждому верь». Книга сказок Толстого полна таких интересных моментов, необычных решений и объяснение некоторых поступков главных героев. Продолжения у сказки нет, потому что дети понимают, что волк останется ни с чем и скоро уйдёт прочь. Умная и сообразительная коза наестся вдоволь и перейдёт на нижнее пастбище только после того, как волк скроется из виду. Ребёнок будет радоваться тому, что коза не оказалась в волчьих лапах.

Чувства детей

Лев Николаевич – тонкий психолог, он не стал ранить чувствительную душу малыша, описывая каким голодным и злым был волк. В сказке просто описана рядовая ситуация: «Волк увидел козу, а она мирно паслась». Ничего не предвещает беду, ребёнок спокойно читает сказку дальше. Лишние эмоции исключены.

Читайте рассказ сказку русского писателя Льва Николаевича Толстого «Волк и коза» онлайн бесплатно и без регистрации крупным шрифтом.

О чем все-таки сказка «Волк и семеро козлят»

Мы уже обозначали, что сказка в какой-то степени, об уме, упомянув об отсутствии такового у козлят (в силу юности) и обладанием извращенной формой ума у волка. А лучшую сторону ума проявила в сказке коза. Помните русские поговорки об уме?

Народная мудрость подчеркивает преобладание ума над хитростью. Прежде всего, необходимо отметить что подразумевается под словом «ум». В святоотеческой традиции принято отделять «ум» от «разума» и «рассудка». Главное отличие ума в том, что он относится к духовной части человеческой природы, тогда как разум и рассудок скорее относятся к душевной ее части. По-другому ум называют мудростью. В частности, Максим Исповедник отмечал:

Поэтому очень важно понять, что в несекуляризованном виде, ум – это – не способность мыслить, а способность созерцать. После того как хищный волк пришел к матери–козе, та повела себя крайне мудро

Как вы отлично помните, волк предложил козе пройтись погулять, после чего они набрели на огненную яму. Тут и проявился ум козы. Увидев яму, коза проявила созерцательную способность ума, поняв, чем может послужить эта находка, и, при этом все случилось спонтанно, что и есть качество интуиции – признака ума

После того как хищный волк пришел к матери–козе, та повела себя крайне мудро. Как вы отлично помните, волк предложил козе пройтись погулять, после чего они набрели на огненную яму. Тут и проявился ум козы. Увидев яму, коза проявила созерцательную способность ума, поняв, чем может послужить эта находка, и, при этом все случилось спонтанно, что и есть качество интуиции – признака ума.

В то же время, волк не почувствовал угрозы в предложении козы перепрыгнуть через яму. Здесь можно приписать волку не только то, что объевшись, он утратил способность мыслить, но и отсутствие интуиции и ума.

Таким образом, коварство волка побеждено умом матери-козы. Зло, в образе волка оказалось слабее добра, в образе козы.

Предыстория

Сказка «Волк и семеро козлят» уже давно считается русской народной. Но сходный инвариантный сюжет неоднократно встречается и у других народов (это относится и к другим народным сказкам: «Колобок», «Теремок» и т.д.)

В частности, принято считать, что впервые эту сказку записали и опубликовали собиратели фольклора – братья Гримм (в сборнике под названием «Сказки братьев Гримм»). Но если сравнивить версии, то мы увидим очень много отличий. Это относится как с сюжетной составляющей, так и нравственно-смысловой.

У известного русского собирателя сказок А.Н. Афанасьева эта сказка тоже фигурирует, причем в двух вариантах (1873 г.,№53 и №54 в 1-м томе сборника). Правда называется она по другому: «Волк и коза» (Бирюк и коза). Это название больше отражает содержание сказки. 

Под  названием «Волк и семеро козлят» сказка впервые вышла в 1918 г. в издательстве Сытина. И также она известна в редакции А.Н. Толстого.

Еще песни Русская народная сказка

    • слушать Русская народная сказка — Баба Яга и ягоды
    • скачать Русская народная сказка — Баба Яга и ягоды

    Русская народная сказка — Баба Яга и ягоды

    • слушать Русская народная сказка — Волшебное яблочко
    • скачать Русская народная сказка — Волшебное яблочко

    Русская народная сказка — Волшебное яблочко

    • слушать Русская народная сказка — Волшебное колечко (1980)
    • скачать Русская народная сказка — Волшебное колечко (1980)

    Русская народная сказка — Волшебное колечко (1980)

    • слушать Русская народная сказка — Сказка о царе Салтане
    • скачать Русская народная сказка — Сказка о царе Салтане

    Русская народная сказка — Сказка о царе Салтане

    • слушать Русская Народная Сказка — Золотая рыбка
    • скачать Русская Народная Сказка — Золотая рыбка

    Русская Народная Сказка — Золотая рыбка

    • слушать Русская Народная Сказка — Бычок — чёрный бочок, белые копытца
    • скачать Русская Народная Сказка — Бычок — чёрный бочок, белые копытца

    Русская Народная Сказка — Бычок — чёрный бочок, белые копытца

    • слушать Русская народная сказка — Поди туда не знаю куда
    • скачать Русская народная сказка — Поди туда не знаю куда

    Русская народная сказка — Поди туда не знаю куда

    • слушать Русская народная сказка — Ванюшка и Царевна
    • скачать Русская народная сказка — Ванюшка и Царевна

    Русская народная сказка — Ванюшка и Царевна

    • слушать Русская народная сказка — Заячья избушка
    • скачать Русская народная сказка — Заячья избушка

    Русская народная сказка — Заячья избушка

    • слушать Русская Народная Сказка — Часть 1. Про глупого змея и умного солдата.
    • скачать Русская Народная Сказка — Часть 1. Про глупого змея и умного солдата.

    Русская Народная Сказка — Часть 1. Про глупого змея и умного солдата.

    • слушать Русская народная сказка — Илья муромец и соловей разбойник
    • скачать Русская народная сказка — Илья муромец и соловей разбойник

    Русская народная сказка — Илья муромец и соловей разбойник

    • слушать Русская Народная Сказка — часть 2. Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо.
    • скачать Русская Народная Сказка — часть 2. Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо.

    Русская Народная Сказка — часть 2. Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо.

    • слушать Русская Народная Сказка — часть 1. Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо .
    • скачать Русская Народная Сказка — часть 1. Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо .

    Русская Народная Сказка — часть 1. Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо .

    • слушать Русская Народная Сказка — часть 4. Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо.
    • скачать Русская Народная Сказка — часть 4. Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо.

    Русская Народная Сказка — часть 4. Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо.

    • слушать Русская Народная Сказка — часть 5.Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо.
    • скачать Русская Народная Сказка — часть 5.Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо.

    Русская Народная Сказка — часть 5.Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо.

Образ матери в сказке «Волк и семеро козлят»

В песенке козы нетрудно уловить коннотации с матерью–труженницой. Коза не просто уходит в лес, а для того чтобы «нагулять» молока, которое необходимо для прокорма козлят. Таким образом, в короткой и запоминающейся манере (в виде песенки) обоснован уход для исполнения долга матери. Коза оставляет козлят в опасности вынужденно.

Прием короткого, но запоминающего стиха-песенки применяется в сказках нередко. Вспомните хотя бы «Колобок». Если в «Колобке» через песенку доноситься внутренний образ колобка как хвастунишки, то в рассматриваемой сказке через песенку передается значение образа козы как матери и обосновывается ее уход.  

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по одноименной р.н.сказке «Как коза избушку строила» (Младшая группа)

МБДОУ № 2 ст. Ленинградской

Цель: Познакомить детей с новой сказкой, учить слушать и понимать сказку, сопровождаемую показом на фланелеграфе, ознакомление с природой.

Задачи: Продолжать формировать у малышей представления о березе, елке, осине (выделять ствол, ветки, листья, иголки) и понятия «один», «много»; закреплять умение создавать из строительного материала законченную постройку и обыгрывать ее; активизировать словарь, ввести в него слова «коза», «козлята», «дерево», «ствол», «ветки», «листья», «иголки», «маленький», «большой», «толстый», «тонкий», «одна», «много».

Материал: Игрушки: коза, козлята, кот, мелкие фигурки животных для обыгрывания построек; набор необходимого строительного материала (на каждого ребенка); картинки с изображением елки, березы, осины.

Воспитатель вносит в группу игрушку – кота.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Кто это? Верно, кот. Какой он?( большой, пушистый, серый и т.д.)

Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы

Выйдет котик из ворот –

Всполошится весь народ.

Станут котю в гости звать,

Станут котю угощать.

Воспитатель: А мы позовем котика в гости? Конечно, позовем: «Котик, иди к нам!» А чем мы котика будем угощать? Да, молочком ( дети имитируют угощение котика молочком из ладошки – тарелочки ). Котик говорит вам спасибо, за угощение и хочет рассказать для вас сказку. Садитесь поудобнее и слушайте.

— Жила – была коза. Вот какая: белая, рога длинные, копытца острые. И были у нее, кто? (Показывает игрушки козлят). Правильно, козлята. Сколько было козлят? Верно, много. А коз? Конечно, одна. Решила коза построить дом для своих козлят и пошла в лес место искать. Шла она, шла и увидела елочку . (Показ картинки). Что это? (Елочка). На веточках у елочки что? Да, иголочки колючие. Говорит коза елочке: «Можно возле тебя домик для моих козлят построить? А елочка отвечает: «Что ты! На моих веточках иголочки колючие растут. Могут твоих козляток уколоть. Не надо возле меня дом строить».

Пошла коза дальше. Смотрит, стоит осинка. (Показ картинки). Есть у осинки иголочки? (нет). Вот и говорит коза: «Осинка, можно возле тебя домик для моих козлят построить?» Осинка отвечает: «Что ты! Мои листики день и ночь шумят, будут твоим козлятам спать мешать».

Пошла коза дальше. Видит, стоит березка белая. (Показ картинки) У березки какой ствол? (Белый). Веточки длинные, а иголочки есть? (Нет). Спрашивает коза: «Березка, можно возле тебя дом для моих козлят построить?» Березка отвечает: «Конечно, можно. Строй возле меня домик. А я твоих козлят от солнышка укрою, от дождя спрячу, от холода спасу».

Стала коза строить домик для своих козлят. Сначала взяла толстые бруски и сделала стены. (Воспитатель показывает, как из толстых брусков получается стена). Потом взяла тонкие брусочки и сделала потолок, окошечко и дверь. Поверх потолка крышу поставила и трубу. Вот какой дом получился!

Посмотрели лесные звери на этот дом и тоже захотели себе такие домики построить. Только они не умеют. Давайте поможем. Построим домики для всех зверей. Сначала что делаем? Верно, стеночки. Затем потолок, окно, дверь, крышу, трубу.

Дети строят домики. Затем обыгрывают постройку, населяя ее мелкими фигурками животных.

Занятие можно закончить, прочитав детям отрывок их стихотворения Г.Сапгира «Леса – чудеса»:

Поверхностный смысл рассматриваемой сказки

Как часто бывает в русских народных сказках, для того чтобы донести заложенный смысл, выбираются такие формы и герои, через которые это будет проще всего сделать (об этом мы, в частности, писали в статье «В чем смысл сказки «Репка«?).

В зачине повествователь сообщает о том, что жила-была коза и были у нее козлята. Кстати, о количестве козлят в самой сказке не упоминается вообще. То, что их было семеро, сказано только в названии поздних версий сказки (а также братьев Гримм). Далее по тексту мы замечаем, что количество козлят не имеет никакого значения. Поэтому не стоит вдаваться в конспирологию и искать смысл в цифре семь (хотя кто-то может увидеть аллюзию на семь хлебов, которыми Христос накормил 4 тыс. человек).

Чтобы развернуть сюжет о том, как козлята остались одни дома, повествователем опускается добавление других возможных членов семьи: отца, бабушки, дедушки и т. д. Иначе пришлось описывать почему их тоже не оказалось дома, а это лишняя нагрузка на повествование, от которой может потеряться изначально заложенный смысл.

В развитии сюжета сказки сообщается, что козлята всегда слушали свою маму и крепко-накрепко запирались в избушке, когда та уходила. Т.е., другими словами, козлята были послушными, и, это первый нравоучительный момент в сказке, впрочем, который лежит на поверхности. А если это так, то суть не в этом.

Автор словно говорит: «вот были козлята послушные, как вы мои дорогие читатели, но это не уберегло их от постигшей беды».

Описание

Волк и коза – известная всеми с детства русская народная сказка. Многие дети любят эту сказку. Нужно обязательно проговорить с ребенком, о чем эта сказка. Это не просто о том, как волк перехитрил козлят и съел их, а о том, что нужно слушаться родителей и быть внимательными. Спросите ребенка, что нужно было сделать козлятам, чтобы не попасть в ловушку

Так важно, что сказка заканчивается хорошо. Взрослые и дети обычно любят счастливый конец

Жила-была коза, сделала себе в лесу избушку и нарожала деток. Часто уходила коза в бор искать корму. Как только уйдет, козлятки запрут за нею избушку, а сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоет:

— Козлятушки, детушки, Отопритеся, отомкнитеся. Ваша мать пришла, Молока принесла; Бежит молочко по вымечку, Из вымечка на копытечко, С копытечка на сыру землю!

Козлятки тотчас отопрут двери и впустят мать. Она покормит их и опять уйдет в бор, а козлятки запрутся крепко-накрепко. Волк все это и подслушал. Выждал время, и только коза в бор, он подошел к избушке и закричал своим толстым голосом:

— Козлятушки, детушки, Отопритеся, отомкнитеся. Ваша мать пришла, Молока принесла. А козлятки отвечают: — Слышим, слышим — не матушкин голосок! Наша матушка поет тонким голоском.

Волк ушел и спрятался. Вот приходит коза и стучится:

— Козлятушки, детушки, Отопритеся, отомкнитеся. Ваша мать пришла, Молока принесла; Бежит молочко по вымечку, Из вымечка на копытечко, С копытечка на сыру землю.

Козлятки впустили мать и рассказали ей, как приходил к ним бирюк и хотел их поесть. Коза накормила их и, уходя в бор, строго-настрого наказала: коли придет кто к избушке и станет просить толстым голосом, того ни за что не впускать в двери. Только что ушла коза, волк прибежал к избе, постучался и начал причитывать тоненьким голоском:

— Козлятушки, детушки, Отопритеся, отомкнитеся. Ваша мать пришла, Молока принесла; Бежит молочко по вымечку, Из вымечка на копытечко, С копытечка на сыру землю.

Козлятки не признали волчьего голоса и отперли двери. Волк вбежал в избу, разинул свою широкую пасть и бросился на бедняжек; что ни схватит, то проглотит — всех поел. Уцелел только один козленочек, и тот в печь забился.

Приходит коза. Сколько ни причитывала — никто ей не отзывается. Подошла поближе к дверям и видит, что они отворены; в избу — а там все пусто. Заглянула в печь и нашла одного козленочка. Как узнала коза о своей беде, села она на лавку, начала горько плакать и причитывать:

— Ох вы детушки мои, козлятушки! На что отпиралися-отворялися, злому волку доставалися?

Услышал это волк, входит в избушку и говорит козе:

— Эх, кума, кума! Что ты на меня грешишь! Неужели-таки я сделаю это! Пойдем-ка в лес погуляем.

— Нет, кум, не до гулянья!

— Пойдем! — уговаривал волк.

Пошли они в лес, нашли яму, а в той яме разбойники кашицу недавно варили, и оставалось в ней еще довольно горячих угольев. Коза говорит волку:

— Кум! Давай попробуем, кто перепрыгнет через эту яму.

Стали прыгать. Волк прыгнул и ввалился в горячую яму; брюхо у него от огня лопнуло, и козлята выбежали оттуда да прыг к матери. И стали они жить-поживать, ума наживать, а лиха избывать.

Вернуться Назад в категорию Сказки для 3 класса

Смотрите другие варианты

Коварство волка

На какое коварство пошел волк? Во-первых, чтобы узнать как коза входит в запертый козлятами дом, он прячется и подслушивает песенку козы. Тем самым он совершает первый свой гнусный поступок, обхитрив не только козлят, но и козу. Не подразумевая, на какое коварство пошел волк, коза еще раз предостерегает козлят, дабы те не открывали дверь, если кто-то будет петь песенку толстым голосом. Согласитесь, так бывает и в жизни:  злоумышленники часто оказываются на шаг впереди своей жертвы. Это нашло отражение и в сказке.

Во-вторых, это непосредственный обман козлят. Одному козленку удалось спастись от которого коза и узнала о случившемся горе.

В-третьих. Когда коза оплакивала своих козлятушек и не думала о каком-то мщении, волк сам к ней явился (!), солгав, что это не он съел козлят. Здесь проглядывается аллюзия на близость зла, о том, что человек, когда им правит страсть и порок, становится близкому буквально волком. О близости еще намекает тот факт, что волк называет козу ни много ни мало «кумой». Помните, как-то умный английский философ Гоббс сформулировал фразу: «Человек человеку волк», подчеркивая человеческий эгоизм. А если эгоизм рассматривать в широком смысле, то любое действие ради удовлетворения своих страстей – это проявление отсутствия любви к ближнему, что и есть корень эгоизма как такового. Поэтому в сказке образ волка нужно воспринимать метафорично, улавливая коннотационную суть образа волка. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: