Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста
Береста, брусника и уголек
|
… 30 …
Вопросы детям
Береста, брусника и уголек В одном чуме жили трое — береста, ягода брусника и горящий уголь. Они занимались охотой, но для этого у каждого из них было своё время. Уголь охотился только в ясные, ветреные дни, береста выходила из чума лишь в сырую, ненастную пору, брусника не боялась ни дождливых, ни солнечных дней. Жили-жили они вместе и заспорили между собой. Заспорили о том, сколько кто из них проживёт.
Поспорили и притихли. Настал солнечный день. Уголь и брусника ушли на охоту, береста осталась в чуме, чтобы дождаться дождливой поры.
Пошли. Ушли далеко в лес. Дождь начал стихать. Брусника посмотрела кругом и говорит бересте:
Каталог: wp-content -> uploads -> 2019 -> Примерная основная образовательная программа основного общего образования2019 -> Прохождение педагогическими работниками обучения повышения квалификации (стажировки)2019 -> Пояснительная записка как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как сделать так, чтобы ему самому захотелось придумывать сказки? Как заставить2019 -> О методических рекомендациях2019 -> Концепция использования дистанционных образовательных технологий в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области2019 -> Сны у коллинских ворот2019 -> «Стрелок» на 2019 — 2022 годы Поделитесь с Вашими друзьями: |
… 30 …
Идэ (хантыйская сказка)
Идэ остался сиротой, когда был маленьким. Взяла его к себе бабушка Ймъял-Пая.Вырос Идэ, но всего боялся. Никуда от бабушки не отходит, за бабушкин подол держится.«Как отучить Идэ всего бояться, чтобы он на рыбалку ходил, на зверя ходил, смелым охотником стал?» — думала бабушка.Был как-то урожайный на кедровые орехи год. Бабушка и говорит:— Пойдём, Идэ, орешки собирать!— Пойдём, бабушка!Бабушка села в лёгкую лодку-долблёнку, усадила Идэ, положила ружьё, подтолкнула лодку — и поехали.День был ясный. Солнышко светит. Тайга тихонько шумит. Тым-река от одной песчаной отмели до другой бежит.Приехали бабушка с Идэ, вышли на берег, поднялись на гору, пошли в тайгу.В тайге птицы поют. Далеко слышно: кедровка стучит, орешки из шишек выбирает.Стали бабушка с Идэ орехи собирать. Кедры высоко головы подняли, в ветвях шишки спрятали. Старая Имъял-Пая колотушкой по сучку ударит — шишки сами падают.Полную лодку орехов насыпали, домой собрались, а бабушка одну берестяную кошёлку с орехами на горе оставила.— Ох, Идэ, кошёлку забыли! Сбегай принеси! — говорит она.Идэ на гору побежал. Видит: лежит кошёлка, а рядом ружьё.Идэ с горы глядит: бабушка оттолкнула лодку от берега и уехала.Закричал Идэ, заплакал:— Зачем ты оставила меня, бабушка? Имъял-Пая даже не оглянулась ни разу — быстро гребла веслом, и скоро лодка совсем исчезла из виду.Остался Идэ один в тайге. Начал по берегу бегать, искать, где бы спрятаться. Искал, искал — нашёл дупло. Залез в него, клубочком свернулся, лежит тихо, ружьё к себе прижимает.
Солнце спускаться стало, ветер подул, дождь пошёл. Тайга шумит, кедровые шишки падают, по дуплу стучат. Страшно Идэ. Думает: звери пришли, съедят его. Со страху кричать начал:— Всего съешьте, только голову не троньте!А его никто и не трогает. Только стук кругом идёт — шишки падают. Идэ ещё крепче ружьё к себе прижимает.Сколько ни боялся Идэ, заснул всё-таки. Спал, спал — проснулся. Смотрит: светло стало, солнце высоко, птицы поют. Тайга тихонько шумит. Идэ ощупал себя. Цел ли? Левую руку протянул — здесь рука. Правую руку протянул — здесь рука.Идэ из дупла выскочил, на ноги встал. Смотрит: кругом шишки. Ой, сколько шишек!Стал Идэ шишки собирать и страх позабыл. Некого бояться!Большую кучу шишек собрал Идэ, на берег посмотрел, видит: бабушка приехала. Идэ бабушке руками замахал, кричит:— Зачем ты меня одного оставила? А бабушка ему отвечает:— Не сердись, Идэ. Ты — человек. С тобой никто ничего сделать не сможет. Человек — везде хозяин. Теперь ты ничего бояться не будешь!Подумал Идэ: «Права бабушка. Не надо бояться».Помирился Идэ с бабушкой. Опять стали они орехи собирать, полную лодку набрали и домой поехали.Тым-река от песка к песку бежит. Высоко солнышко светит. Тайга тихонько шумит.Хорошо!С тех пор Идэ бояться перестал. Куда захочет — один идёт.Так бабушка отучила внука бояться.
— КОНЕЦ —
Народная хантыйская сказка с картинками Пересказала: Винокурова. Иллюстрации: Гусаров
Итте.
Итте маленьким был, когда сиротой остался.
Мать умерла в тот год, когда Итте родился. Отец — охотник, в урман зверя промышлять ушел — совсем не вернулся.
Бабушка Итте — Имъял-Пая её звали — его к себе взяла. Итте большой мальчик стал, а всего боится. Бабушка думает:
«Как отучить Итте всего бояться, чтобы Итте на рыбалку ходил, на зверя ходил, смелым охотником стал?..».
Кедровым орехам урожайный год пришёл. Совсем спелые орехи стали — можно собирать.
Бабушка Имъял-Пая говорит Итте:
— Пойдём, Итте, орешки собирать.
— Что ж, пойдём, бабушка.
Бабушка в обласок, лодку-долбленку, села. Итте посадила, обласок толкнула — и поехали.
Ясный день был. Солнышко светит. Урман тихонько шумит. Тым-река от песка к песку бежит.
Три песка бабушка с Итте проехали, на берег вышли, на гору поднялись, в тайгу пошли.
В тайге птицы поют. Далеко слышно — кедровка стучит. Орехи из шишек выбирает.
Стали бабушка с Итте орехи собирать. Кедры высоко головы подняли, в ветвях шишки спрятали. Старая Имъял-Пая колотушкой сучок ударит — спелые шишки сами падают.
Полный обласок орехов насыпали, домой собрались.
Бабушка одну берестяную кошёлку с орехами на горе оставила.
— Ох, Итте, кошёлку забыли. Сбегай, принеси.
Итте на гору побежал, а Имъял-Пая обласок от берега оттолкнула.
Итте с горы глядит — бабушка уехала. Итте кричать стал, плакать стал:
— Зачем ты оставила меня, бабушка?..
Имъял-Пая не оглянулась ни разу. Сильно гребла веслом, и скоро обласок из виду ушёл.
Итте один в тайге остался. По берегу бегать начал, искать, где бы спрятаться. Искал, искал — дупло нашёл. Залез в дупло, клубочком свернулся, лежит тихонько.
Солнце спускаться стало, ветер подул, дождь пошёл. Тайга шумит. Кедровые шишки падают, по дуплу стучат. Итте страшно стало. Думает — звери пришли, съедят его.
Со страху Итте кричать стал:
— Всего съешьте, только голову не троньте…
А его никто и не трогает. Только стук кругом идёт — шишки падают.
Сколько ни боялся Итте — заснул понемножечку.
Сколько ни спал — пробудился. Смотрит — светло стало. Солнце высоко. Птицы поют. Тайга тихонько шумит. Итте себя щупать стал. Цел ли?
Левую руку протянул — здесь рука. Правую руку протянул — здесь рука. Итте из дупла выскочил, на ноги встал.
Смотрит — кругом шишки нападали. Ой, сколько шишек!
Итте стал шишки собирать и страх позабыл. Некого бояться!
Большую кучу шишек собрал Итте. На берег посмотрел, видит — бабушка Имъял-Пая приехала. Итте бабушке руками замахал:
— Зачем меня одного оставила?
Бабушка ему говорит:
— Не сердись, Итте. Ты — человек. Тебе никто ничего сделать не может. Человек — везде хозяин. Теперь ты ничего бояться не будешь.
Подумал Итте: «Правду говорит бабушка — не надо бояться». Помирился Итте с бабушкой. Опять стали орехи собирать. Опять обласок полный набрали. Домой поехали.
Тым-река от песка к песку бежит. Высоко солнышко светит. Тайга тихонько шумит. Хорошо!
С тех пор Итте храбрым стал. Куда захочет — один идёт.
С тех пор бабушка Имъял-Пая своего внучка Итте бояться отучила.
Год за годом время прошло. Вырос Итте. Стал охотником — самым смелым охотником стал.
Запись И Литературная Обработка В. Пухначева.
Чукотский фольклор
Главный персонаж чукотских мифов и сказок – ворон.
Образ ворона, значимый для многих народов Севера, в чукотском фольклоре приобретает
характерные, только ему присущие черты, отличающие его и от ительменского Кутха, и
корякского Куткынекку. Чукотский ворон – это и безымянный творец, продалбливающий
клювом небесную твердь, и прародитель людей, и персонаж, который добывает огонь,
подобно Прометею – а также простак и шут в поучительных сказках о животных.
Представления о тесной связи природы и человека находят отражение в историях о браках
животных с людьми и перевоплощении людей в животных. Особенное распространение у
чукчей получили бытовые сказки.
Собрался старый волк со своей сестрой кочевать на другое место. В это время ворон и
горный баран приехали сватать его сестру.
– Пришли! – сказал волк гостям.
– Ага! – ответили оба жениха.
– Хорошо. Я кочевать собрался, вот вы мне и помогите.
Приехали они на новое место. Поставили ярангу. Волк и говорит:
– Сходи, ворон, в тундру, принеси дров, будем чай пить.
Чукотская сказка «Волк, ворон и горный баран»
Хантыйский фольклор
Медвежьи игры – традиционный хантыйский праздник с песнями, танцами и ритуалами, приуроченный к зимнему солнцестоянию и весеннему равноденствию.
Одну из главных ролей в культуре и фольклоре хантов играет медведь, который для этого народа – и предок, и хозяин тайги, и дух-покровитель. По хантыйскому обычаю, каждой истории – свое время и место. Во время медвежьих праздников обычно звучали мифы, в том числе о происхождении медведя. Героические песни исполняли на культовых торжествах и свадьбах, а сказания и сказки – вечером, во время отдыха после долгого дня.
Особое отношение в культуре и фольклоре хантов существует к домашним животным, в частности – к собаке. Считалось, что она может вступать в связь с миром духов и миром мертвых. А ее связь с человеком признавали тесной настолько, что убийство собаки приравнивалось к убийству человека.
– Почему не улетаете oтcюдa?
Детеныши говорят:
– Мы отращиваем крылья. Только начнут они отрастать, как кто-то приходит и отгрызает
у нас их. Потому и не улетаем.
Ими-Хиты говорит:
– Я знаю, кто отгрызал ваши крылья. Это была большая жаба. Я ее убил, теперь некому
отгрызать ваши крылья, теперь отрастут.
Он вынул из кармана золотую бутылочку с водой и помазал концы крыльев у детенышей
летающего Тунгха. Помазал и велел:
– Машите крыльями!
Хантыйская сказка «Ими-Хиты и Вошинг Урт»
Эвенский фольклор
Бытовые эвенские сказки высмеивают глупость, жадность и лень и содержат полезные
наставления.
Эвенский фольклор очень разнообразен и включает исторические легенды, богатырский
эпос, песни, загадки, заклинания, бытовые и волшебные сказки. Персонажи
многочисленных сказок о животных – обитатели тайги, наделенные человеческими
качествами: хитрая лиса, трусливый заяц, доверчивый медведь, недалекий волк.
Древнейший жанр обрядовой поэзии, заклинание пиргэчен, берущее начало в охотничье-
промысловых обрядах, представлен в фольклоре эвенов обращениями к Солнцу, Луне,
Земле и духам – хозяевам стихий и природы.
У росомахи была сестра, девушка. Она быстро подросла и стала взрослой красивой
женщиной. Решил тогда волк взять эту девушку себе в жены. Пришел он к росомахе и
сказал:
– Росомаха, отдай мне свою сестру в жены.
– Что ты, волк, разве ты ей пара? – говорит росомаха. –Ты, ведь серый, родился из снега, а
мы, росомахи, черные, родились из земли. Нет, я не согласна отдать тебе сестру в жены.
Эвенская сказка «Медведь, росомаха и волк»
Юкагирский фольклор
Юкагиры с особым почтением относились к лосям, диким оленям, медведям и другим
промысловым животным. А волков считали своими родичами и никогда на них не
охотились.
Исторический фольклор юкагиров предоставляет исследователям богатый материал для
изучения их прошлого: первых встречах с русскими, войнах с коряками, межродовых
отношениях. Интересны «исторические карты» юкагиров – сказки, в которых говорится,
что некоторые острова на Колыме или остроги Колымского нагорья когда-то были
людьми.
Удрал медведь на самую дальнюю льдину, в океан. Целую зиму там сидел, пятна черные
сводил. Шерсть новая отросла, белой стала. А нос так навсегда и остался черным. Сперва
медведь не понял, в чем дело: никого поймать не может! Все от него убегают! Потом
сообразил: звери его черный нос видят!
Юкагирская сказка «Отчего у белого медведя нос черный»