Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста
Береста, брусника и уголек
|
… 30 …
Вопросы детям
Береста, брусника и уголек В одном чуме жили трое — береста, ягода брусника и горящий уголь. Они занимались охотой, но для этого у каждого из них было своё время. Уголь охотился только в ясные, ветреные дни, береста выходила из чума лишь в сырую, ненастную пору, брусника не боялась ни дождливых, ни солнечных дней. Жили-жили они вместе и заспорили между собой. Заспорили о том, сколько кто из них проживёт.
Поспорили и притихли. Настал солнечный день. Уголь и брусника ушли на охоту, береста осталась в чуме, чтобы дождаться дождливой поры.
Пошли. Ушли далеко в лес. Дождь начал стихать. Брусника посмотрела кругом и говорит бересте:
Каталог: wp-content -> uploads -> 2019 -> Примерная основная образовательная программа основного общего образования2019 -> Прохождение педагогическими работниками обучения повышения квалификации (стажировки)2019 -> Пояснительная записка как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как сделать так, чтобы ему самому захотелось придумывать сказки? Как заставить2019 -> О методических рекомендациях2019 -> Концепция использования дистанционных образовательных технологий в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области2019 -> Сны у коллинских ворот2019 -> «Стрелок» на 2019 — 2022 годы Поделитесь с Вашими друзьями: |
… 30 …
Итте.
Итте маленьким был, когда сиротой остался.
Мать умерла в тот год, когда Итте родился. Отец — охотник, в урман зверя промышлять ушел — совсем не вернулся.
Бабушка Итте — Имъял-Пая её звали — его к себе взяла. Итте большой мальчик стал, а всего боится. Бабушка думает:
«Как отучить Итте всего бояться, чтобы Итте на рыбалку ходил, на зверя ходил, смелым охотником стал?..».
Кедровым орехам урожайный год пришёл. Совсем спелые орехи стали — можно собирать.
Бабушка Имъял-Пая говорит Итте:
— Пойдём, Итте, орешки собирать.
— Что ж, пойдём, бабушка.
Бабушка в обласок, лодку-долбленку, села. Итте посадила, обласок толкнула — и поехали.
Ясный день был. Солнышко светит. Урман тихонько шумит. Тым-река от песка к песку бежит.
Три песка бабушка с Итте проехали, на берег вышли, на гору поднялись, в тайгу пошли.
В тайге птицы поют. Далеко слышно — кедровка стучит. Орехи из шишек выбирает.
Стали бабушка с Итте орехи собирать. Кедры высоко головы подняли, в ветвях шишки спрятали. Старая Имъял-Пая колотушкой сучок ударит — спелые шишки сами падают.
Полный обласок орехов насыпали, домой собрались.
Бабушка одну берестяную кошёлку с орехами на горе оставила.
— Ох, Итте, кошёлку забыли. Сбегай, принеси.
Итте на гору побежал, а Имъял-Пая обласок от берега оттолкнула.
Итте с горы глядит — бабушка уехала. Итте кричать стал, плакать стал:
— Зачем ты оставила меня, бабушка?..
Имъял-Пая не оглянулась ни разу. Сильно гребла веслом, и скоро обласок из виду ушёл.
Итте один в тайге остался. По берегу бегать начал, искать, где бы спрятаться. Искал, искал — дупло нашёл. Залез в дупло, клубочком свернулся, лежит тихонько.
Солнце спускаться стало, ветер подул, дождь пошёл. Тайга шумит. Кедровые шишки падают, по дуплу стучат. Итте страшно стало. Думает — звери пришли, съедят его.
Со страху Итте кричать стал:
— Всего съешьте, только голову не троньте…
А его никто и не трогает. Только стук кругом идёт — шишки падают.
Сколько ни боялся Итте — заснул понемножечку.
Сколько ни спал — пробудился. Смотрит — светло стало. Солнце высоко. Птицы поют. Тайга тихонько шумит. Итте себя щупать стал. Цел ли?
Левую руку протянул — здесь рука. Правую руку протянул — здесь рука. Итте из дупла выскочил, на ноги встал.
Смотрит — кругом шишки нападали. Ой, сколько шишек!
Итте стал шишки собирать и страх позабыл. Некого бояться!
Большую кучу шишек собрал Итте. На берег посмотрел, видит — бабушка Имъял-Пая приехала. Итте бабушке руками замахал:
— Зачем меня одного оставила?
Бабушка ему говорит:
— Не сердись, Итте. Ты — человек. Тебе никто ничего сделать не может. Человек — везде хозяин. Теперь ты ничего бояться не будешь.
Подумал Итте: «Правду говорит бабушка — не надо бояться». Помирился Итте с бабушкой. Опять стали орехи собирать. Опять обласок полный набрали. Домой поехали.
Тым-река от песка к песку бежит. Высоко солнышко светит. Тайга тихонько шумит. Хорошо!
С тех пор Итте храбрым стал. Куда захочет — один идёт.
С тех пор бабушка Имъял-Пая своего внучка Итте бояться отучила.
Год за годом время прошло. Вырос Итте. Стал охотником — самым смелым охотником стал.
Запись И Литературная Обработка В. Пухначева.
Медвежья трава.
Осенью один охотник ушёл на охоту. Ушёл, да так и не вернулся в чум. Его жена подумала, что он погиб где-нибудь в лесу. Ходила искать, но не нашла. Поплакала и вернулась к своим детям.
Прошла зима. На земле появилось много проталин. Стало тепло. В одно солнечное утро дети играли возле чума. Играли-играли, да как закричат:
— Мама! К нам отец из лесу идёт.
— Какой там отец? — сказала она из чума. — Ваш отец осенью потерялся. Откуда он может прийти?
— Нет, мама, это наш отец идёт!
Дети говорили правду.
Мать вышла из чума и встретила мужа.
— Где же ты был целую зиму? — спросила она.
Муж сел и начал рассказывать всё, что с ним было.
— Осенью, когда я ушёл на охоту, в лесу я встретил медведя. Стал его гонять. Пищи со мной было мало, я обессилел и не мог догнать зверя. Но я видел, что медведь ел какую-то траву. Я нашёл эту траву и думаю: медведь ест и сытый бывает, почему бы мне не поесть её? Я поел и стал сытым. Погнался опять за медведем. Наткнулся на берлогу. Посмотрел: берлога пустая, зверь приготовил её, но не стал в ней зимовать. Я хотел идти дальше, но не смог. От медвежьей травы меня бросило в сон. Голова падает. Куда пойдёшь? Я снял лыжи, поставил к дереву, повесил на сук ружьё, залез в берлогу, заткнул мхом вход, лёг на медвежью постель и уснул. Уснул осенью, а проснулся только весной. Вот какая сытная да сонная эта медвежья трава…
Какую траву ел охотник, он никому не показал. Но старики говорят, что в тайге такая сонная трава растёт и медведи знают её.
Запись И Литературная Обработка М. Ошарова.