Карел чапек

Карел чапек - они знамениты

Карел Чапек 727k

(09.01.1890 — 25.12.1938)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼

▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  

Большая советская энциклопедия: Чапек (Capek) Карел (9.1.1890, Мале-Сватоневице, — 25.12.1938, Прага), чешский писатель. Окончил философский факультет Пражского университета (1915). Печатался с 1907. Большая часть ранних рассказов 1908-13 (вошли в сборники «Сад Краконоша», 1918; «Сияющие глубины», 1916) написана совместно с братом Й. Чапеком.Трагические события 1-й мировой войны 1914-18 определили напряженные поиски Ч. критерия истины, его размышления над философскими проблемами и стремление открыть источник противоречий жизни: сборники рассказов «Распятие» (1917), «Мучительные рассказы» (1921), близкие к экспрессионизму. Однако эти поиски совпали с влиянием на писателя философии прагматизма и релятивизма, представлений о «множественности» истин («каждый прав по-своему»). Не принимая революционную борьбу, Ч. склонился к морально-этическому гуманизму. Многие его произведения, в том числе лирическая комедия «Разбойник» (1920), строятся как сопоставление несколько «правд»; Ч. мыслит как бы одновременно несколькими вариантами, сохраняя, однако, свой этический идеал.Мировую известность Ч. принесли социально-фантастические произведения (драмы «R.U.R.», 1920, — о восстании роботов; слово «робот» придумано Ч.; «Средство Макропулоса», 1922; романы «Фабрика Абсолюта», 1922, и «Кракатит», 1924). Научно-фантастические допущение об открытии или изобретении, способном быстро изменить условия жизни человечества, служит построению своего рода мысленного социально-философского эксперимента, созданию искусственных обстоятельств, в которых с особой наглядностью предстают те или иные философские проблемы и тенденции современной жизни. Значит, место занимает критика бесчеловечности, милитаризма, церкви, однако стихийный характер буржуазных социально-экономических процессов абсолютизируется Ч. как черта развития человечества вообще. Драмы и романы Ч. носят характер иронической и сатирической утопий — предостережений о катастрофическом потенциале, заключенном в социальной и международной конфликтности современного бытия, и об опасности дегуманизирующих тенденций. Наряду с реалистической тенденцией у Ч. порой сказывается заданность философских тезисов.В начале 20-х гг. Ч. создает путевые очерки «Письма из Италии» (1923) и «Письма из Англии» (1924) и др., отличающиеся реалистической конкретностью образных характеристик и лирическим юмором.Во 2-й половине 20-х — начале 30-х гг. Ч. сближается с Т.Г. Масариком; с усилением в сознании писателя буржуазно-демократических иллюзий в его творчестве нарастают кризисные явления (пьеса братьев Чапеков «Адам-творец», 1927). Ч. временно отходит от больших социальных и политических проблем и конфликтов; пишет преимущественно юмористические произведения малых жанров (сборники «Рассказы из одного кармана», «Рассказы из другого кармана», оба — 1929). Философско-юмористическим переосмыслением известных библейских сюжетов является книга «Апокрифы» (1932).Обострение социальных противоречий и «животная доктрина» фашизма обнажили перед Ч. несостоятельность тезиса «каждый прав по-своему». Философское преодоление релятивизма отразилось в трилогии «Гордубал» (1933), «Метеор», «Обыкновенная жизнь» (обе — 1934). Перед угрозой новой военной опасности Ч. приходит к активным антифашистским выступлениям, к критике правящих кругов Чехословакии: открыто выражает симпатии к СССР. Вершина творчества Ч. — роман «Война с саламандрами» (1936), в котором традиционный для него протест против обесчеловечивания человеческих отношений выливается в сатиру на жизнь буржуазного общества, милитаризм, на расовую теорию и политику фашизма. Роман соединяет в себе черты мистифицированного научно-фантастического жанра, зоологической притчи, социальной утопии, политического памфлета и насыщен пародийными формами. Антифашистская и антивоенная направленность и поиски идеала «цельного человека», способного к борьбе, определили содержание драмы «Белая болезнь» (1937), повести «Первая спасательная» (1937), последней пьесы Ч. «Мать» (1938).Переживания Ч. в связи с Мюнхенским соглашением 1938 и травля, которой он подвергся со стороны фашистских и профашистских элементов в период «второй республики», обострили болезнь писателя, ускорив его смерть. Творчество Ч. оказало значительное влияние на развитие современной социальной фантастики и явилось заметным вкладом в мировую классическую литературу. В Чехословакии существуют два музея Ч.: загородный дом-музей «На стржи» и мемориальный музей на родине писателя.

Детство и юность

Будущий журналист и писатель издал первый крик в январе 1890 года на севере Богемии в семье медика Антонина Чапека. Родным для Карела, его старшей сестры Гелены и старшего брата Йозефа стал городок Упице, куда Чапеки перебрались через 6 месяцев после рождения младшего сына, поскольку там отец семейства открыл врачебный кабинет. Юные члены семьи занимались творчеством: Гелена и Йозеф пробовали себя в литературе. Брат Карела, кроме того, отлично рисовал и в дальнейшем прославился как кубист.

Карел Чапек (слева вверху) в детстве с семьей

Культура Богемии конца 19 века являлась сплавом обычаев и традиций чехов, немцев и евреев, а пациентами Чапека-старшего были преимущественно мастеровые люди и мелкие предприниматели. Часто виделся юный Карел с бабушкой и дедушкой, ведущими сельский образ жизни. Поэтому персонажами книг Чапека нередко становились простые люди разных национальностей и профессий.

Первые рассказы будущий автор «Войны с саламандрами» написал в соавторстве с Йозефом. Братья были очень дружны, вместе путешествовали по Чехии, Германии и Франции, вместе писали путевые очерки.

Карел Чапек и его брат Джозеф

После окончания университета в Праге Чапек некоторое время проработал гувернером и библиотекарем. В биографии писателя отсутствует военная служба, так как Карел с юности болел туберкулезом позвоночника. С 1917 года литератор стал штатным журналистом популярнейших чешских средств массовой информации – сначала «Национальной газеты», а затем «Народной газеты».

Карел Чапек и его роман «Война с саламандрами»

Основная идея романа

В этом романе, впервые напечатанном в 1935 году в газете «Лидове новины», Карел Чапек решал задачу исследования истоков фашизма. Саламандры, разведенные людьми в огромном количестве как самая дешевая рабочая сила, обладали способностью легко копировать человека, его действия и образ мыслей. Их цивилизация поразительно повторяет развитие буржуазного общества. В сатирической фантасмагории воссоздана на страницах третьей книги романа политическая ситуация после прихода Гитлера к власти в канун второй мировой войны.

Иллюстрация к роману Карела Чапека «Война с саламандрами»

Голос разума тонет в призывах обогащаться любой ценой. Империализм сам обрекает себя на уничтожение. Демократия без гуманизма, наука без человека, юриспруденция без справедливости, искусство без творчества — таковы итоги этой обреченной цивилизации.

В чём основа фашизма по мнению Чапека

Перекликаясь со многими современниками, в частности с Бертольдом Брехтом, подробно исследовавшим «человека, не говорившего «нет» и его роль в истории, Чапек показывает, что фашизм мог бы остаться лишь суммой бредовых идей. Если бы не попустительство одних и вожделения других, принявшие характер социальной «эпидемии» в загнивающем буржуазном обществе. Обыватель, его психология, жизненная философия — основа фашизма по Чапеку. Удачной моделью становится говорящая саламандра. Она ловко воспроизводит заголовки газетных статей, обрывки разговоров посетителей зоопарка в простейших ассоциативных связях, на уровне воспроизводства текста.

Так и средний обыватель легко всему верит и также легко меняет убеждения, если они вдруг определятся, он тянется к материальным благам и веселой жизни. В искусстве он также отдает предпочтение усредненному и облегченному варианту. Это не требует особых усилий ума, от которых у него портится настроение. Саламандризм, «удобный» в рамках одной индивидуальности, становится роковым в определенной исторической ситуации.

Оценка романа критиками

Многие критики расценили роман как утопию, против чего Чапек возражал. Это было предупреждение о такого рода событиях, которые случились очень скоро:

  • нападение фашистской Италии на Эфиопию в октябре 1935 года
  • франкистский мятеж в республиканской Испании в 1936 году
  • многочисленные акты экспансии германского фашизма
  • наконец, «Мюнхен», прозвучавший погребальным набатом над Чехословакией

Музыка

  • В кинофильме Loupežník (1931, реж. Йозеф Кодичек звучат песни композитора Отакара Еремиаша на стихи Карела Чапека.
  • По пьесе Карела Чапека «Средство Макропулоса» чешский композитор Леош Яначек сочинил одноимённую оперу, премьера которой состоялась 18 декабря 1926 года в Национальном театре в городе Брно.
  • Композитор Георгий Гаранян сочинил музыку к фильму-мюзиклу «Рецепт её молодости» (реж. Евгений Гинзбург, сценарий Александр Адабашьян) по мотивам пьесы Карела Чапека «Средство Макропулоса»; премьера ленты состоялась 10 октября 1983 года.
  • Композитор Владимир Баскин сочинил музыку к мюзиклу «Секрет её молодости» (либретто и стихи Константина Рубинского), по мотивам одноимённой пьесы, поставленному под руководством режиссёра Сусанны Цирюк на сцене Иркутского музыкального театра имени Н. М. Загурского; премьера состоялась 6 апреля 2015 года.

Социально-фантастические произведения писателя

Будущему планеты посвящены социально-фантастические произведения писателя, среди которых произведения, созданные в 20-е годы:

  • пьеса «R.U.R.» (1920)
  • роман «Фабрика Абсолюта» (1922)
  • роман «Кракатит» (1924)

К этим произведениями надо добавить и роман «Войну с саламандрами», увидевший свет в 1935 году.

В центре их — научные открытия в непрогнозированные наукой нежелательные последствия. Так как такие последствия всегда сопутствуют этим открытиям. То ли это искусственные люди, универсальные работы. То ли вещество колоссального разрушительного воздействия кракатит. Или же это Абсолют, оказывающий на людей чудотворное воздействие. Человек не способен справиться со своим открытием. Попав из лаборатории ученого на промышленный конвейер, и живой робот, и кракатит, и Абсолют становятся катализатором алчности, сеют раздоры, вызывают конфликты малые и большие, ведут к войнам.

Если в произведениях 20-х годов, в «Фабрике Абсолюта», в частности, финал еще окрашен лучами надежды (ведь человек в сущности добр и разумен, он скажет «нет» войне, как это сделали тринадцать солдат, уцелевших после всемирной бойни на почве Абсолюта), то в последних книгах катастрофа неизбежна.

Постер к постановке «R.U.R.» 1939 года (Нью-Йорк, режиссёр — Ремо Буфано)Постер к постановке «R.U.R.» 1939 года (Нью-Йорк, режиссёр — Ремо Буфано)

Чапек подчеркивает, что малейший ущерб нравственному потенциалу личности и недооценка нравственных норм делают научно-технический прогресс средством духовного порабощения и обезличивания человека. Средством подавления не только нравственности, но и культуры, вместо которой производятся ее эрзацы. Таким образом, духовная жизнь становится ареной прибыльной и разнузданной торговли стандартами «массовой культуры». Превращение науки, техники, искусства в потенциальное орудие возможной гибели цивилизации и человечества является для Чапека самым страшным и самым глубинным показателем той смертельной болезни, которой поражен окружающий писателя мир.

Одним из первых Карел Чапек серьезно поставил вопрос не просто о личной ответственности за жизнь общества (это пафос всего прогрессивного искусства 30-х годов). Он поставил вопрос о трагическом неблагополучии социального мироустройства, заставляющем человека жертвовать естественными нормальными чувствами, когда он вынужден отвечать насилием на насилие, когда он вынужден посылать на смерть своего ребенка во имя справедливого необходимого дела.

Литература

  • Карел Чапек. О. Малевич. Послесловие // Сатирический детектив. Сказки. — М.: Правда, 1987. — С. 421—424. — 432 с.
  • О. Малевич. Реальность утопии. Научная фантастика в чешской литературе 20—30-х годов (предисловие) // Война с саламандрами. Дом в тысячу этажей. — М.: Радуга, 1986. — С. 5—16. — 368 с.
  • Preclík, Vratislav. Masaryk a legie (Masaryk and legions), váz. kniha, 219 pages, first issue vydalo nakladatelství Paris Karviná, Žižkova 2379 (734 01 Karvina, Czech Republic) ve spolupráci s Masarykovým demokratickým hnutím (Masaryk Democratic Movement, Prague), 2019, ISBN 978-80-87173-47-3, pages 8 — 34, 36 — 39, 41 — 42, 106 — 107, 111-112, 124–125, 128, 129, 132, 140–148, 184–215.

Главная тема рассказов Карела Чапека

Но главная тема рассказов Чапека, их внутренний пафос — удивительные возможности человека:

  • забавная история коллекционера, решившего украсть ценнейший экземпляр персидского ковра
  • рассказ о чуде большем, чем уникальный ковер: о человеке-враче, не способном убить собаку даже во имя своей мечты, о чуде неспособности убивать в мире, к этому приспособленном

Чапек рассказывает о чудесах:

  • чудо человеческой силы, которое оказывается настолько забитым, что только из ненависти и злости человек способен на него («Рекорд»),
  • гениальности великого актера, так глупо уничтожение ной («Исчезновение актера Бенды»),
  • чудо жертвенного доверия, на какое способна любящая женщина («Купон»),
  • верности мечте, о способности возвратиться к ней и к утраченному детству на склоне пустой и бессмысленной жизни, ставшей бессмысленной из-за потери доверия к людям, разрушенного неуместной предупреждающей заботой («Коллекция марок»)

Чем ярче раскрывались писателем прекрасные и великие возможности человека, тем острее звучал и протест против всех социальных условий. Так как они превращали их из чудес в чудачества или даже уродовали. Чем меньше места оставалось в повседневной жизни буржуазного общества лучшим проявлениям человечности, тем решительней утверждал Чапек возможности человека и жизни. Реалист помогал романтику в этих рассказах, романтик — реалисту.

Карел Чапек: круг интересов писателя

Круг интересов Карела Чапека включал, помимо философии, историю мировой литературы и живописи, достижения новейшей эстетики и естественных наук. Он изучал различные поэтические системы. Подготовил антологию собственных переводов стихов французских поэтов от Бодлера до Аполлинера. Переводы эти получили высокую оценку и были признаны крупным событием в чешской культуре.

Чапеком владела неутомимая страсть к познанию мира, в котором нет мелочей, вещей неинтересных. Писатель собирал вырезки из газет о самых разных предметах и хранил их в конвертах с надписями:

  • «О людях»
  • «Вещи»
  • «Времена года»
  • «Маленькие рассказы» и т. д.

Из этих «газетных идей» позднее рождались миниатюры, юмористические очерки и рассказы, которые составили книги «Вещи вокруг нас» (1925), и опубликованные после смерти писателя «О людях» (1940), «Календарь» (1940), «Маленькие рассказы» (1946).

Чапек любил повторять, что «мир неизвестного начинается на подошвах наших сапог». Богатство мира для многих скрыто за семью замками, оно открывается не сразу и не всем. Некоторые спешат делать большое, чтобы затем было время остановиться на малом. Некоторые вообще пренебрежительно относятся к мелочам во всем. И те, и другие обедняют радость бытия, лишают его многомерности.

Талант жить — это и способность видеть малое:

  • восход солнца и капли дождя
  • слезу и «тонкую упругость лютика»
  • иней и сосульки в морозный день

Это умение радоваться и малому: щебету птиц и тому, что ты здоров и тебе подарен еще один день. Большое слагается из мелочей, точно так же, как человечность и красота для Чапека невозможны без любовного и бережного внимания к ежедневным, естественным и бесконечно многообразным проявлениям жизни.

Смерть

Сведения о причинах смерти писателя разнятся: согласно одним источникам, литератора погубила пневмония, развившаяся после участия в ликвидации последствий стихийного бедствия. Согласно другим – у Карела случился инфаркт.

Могила Карела Чапека

Как бы то ни было, кончина до оккупации Чехословакии гитлеровскими войсками избавила писателя-антифашиста от пыток и заключения в концентрационном лагере, которые выпали на долю брата.

Литератора похоронили на кладбище близ Вышеградского замка, а вдова спрятала архив писателя от наступающих немцев. Сразу после окончания войны в родной деревне братьев Чапек рядом с горами Крконоше открылся музей, посвященный памяти этих людей. Впоследствии там же Йозефу и Карелу установлен памятник.

Рассказ «Голубая хризантема»

Типичен в этом отношении рассказ «Голубая хризантема». Это история о том, как, все подсчитав и взвесив, местные полицейские и их помощники обыскали окрестности и не нашли уникальных голубых хризантем. Потому что надпись у домика сторожки «Ходить воспрещается» исключила поиск

А глухонемая дурочка, не обращавшая на нее внимание, нашла это чудо подлинной красоты. Рассказы Чапека разрушают однозначные представления о жизни и показывают, сколь она удивительна

Но при одном условии — если к жизни подходят творчески. Если жизнь познают непрестанно и непредвзято. Творческий подход есть, по Чапеку, ключ к познанию многообразия случайностей жизни.

Иллюстрация к рассказу «Голубая хризантема»

Чапек — поэт «случайного». Его поэтика случайностей разрушает представление о человеке, как о механической машине, способной только к тривиальным ходам.

«Человек, который умел летать»

«Незапрограммированность» человека, способность его к творческому акту — основа чапековского рассказа. Поскольку мышление человека сковано стандартами, а его творческие возможности крайне обеднены в буржуазном мире, то каждый поступок, в малейшей степени отходящий от стандарта, вызывает недоверие и недоумение.

Рассказ «Эксперимент профессора Роусса»

«Эксперимент профессора Роусса» — блистательное разоблачение преступника оказывается абсолютным пустяком. Потому что ответы убийцы предельно примитивны. Раскрытие же профессии репортера Вашатко сложнее, ибо калейдоскоп словесных формулировок на все случаи жизни, в которых он явно преуспел за 30 лет работы в газете, ставит профессора в тупик.

Последнее произведение: «Жизнь и творчество композитора Фолтына»,

Недописанным остался роман «Жизнь и творчество композитора Фолтына». Работу над ним Чапек начал в свою последнюю, трагическую осень.

В образе Фолтына, несомненно одаренного в музыке, но ущербного нравственно, спрессованы чуждые Чапеку эстетические и этические принципы, часто ведущие к предательству:

  • честолюбие
  • позерство
  • дилетантизм

Маниакальная страсть Фолтына стать гением в музыке не подкреплена прочной опорой — постоянным трудом, стойкими нравственными убеждениями. Фолтын, если бы ему и удалось завершить свои «творения», был бы «лишь колоссом на глиняных ногах». Для которого самоутверждение было превыше всего.

Вне добра и зла искусства быть не может. Время заставляет писателя еще раз повторить то, о чем он писал в двадцатые годы и чему свято следовал всю свою жизнь:

Чапек делал это и критикой зла и утверждением добра в «больших» и «малых» своих произведениях.

Могила Карела Чапека и Ольги Шейнпфлуговой на Вышеградском кладбищеМогила Карела Чапека и Ольги Шейнпфлуговой на Вышеградском кладбище

Философ и прозаик

Формирование мировоззрения Чапека происходило под влиянием значительных исторических событий. Когда он окончил университет, началась Первая мировая война. Молодой писатель задумывался о причинах кровопролитных конфликтов. Ему небезразличны были и вопросы развития человеческой цивилизации.
 
Особенно стремительно развивалось творчество Чапека в тридцатые годы прошлого века. Экономический кризис и угроза нового кровопролития были проблемами, которые наиболее занимали мысли писателя. Чапек стал участником антифашистского движения. Особое место в его произведениях занимала тема войны.
 
До освобождения Чехословакии от фашистов писатель не дожил. Он умер в 1938 году. В те годы, согласно воспоминаниям очевидцев, мало кто верил в свержение фашистской диктатуры. Одним из писателей и общественных детяелей, которые не сомневались в поражении политики насилия, был Карел Чапек.
 

Происхождение, семья

Чешский писатель, переводчик и драматург Карел Чапек родился 9 января 1890 года в промышленном городке Северо-Восточной Чехии в семье врача. Он унаследовал от отца страсть к садоводству, стихам и театру. От матери — склонность к романтике и фантазиям. А от бабушки, мельничихи из Гронова, любовь к преданиям. В семье Чапеков царили взаимоуважение и добро, почитание труда и искусств, атмосфера, благоприятная для раскрытия богатых творческих задатков детей (сестры и двух братьев).

Семья писателя

Старший брат Карела Йозеф Чапек (1887—1945) — известный художник м писатель, антифашист. Он умер в концентрационном лагере. Брат был частым соавтором Карела. Они начали писать вместе в годы учебы в Праге. Сначала стихи и юморески печатались в социал-демократическом журнале, потом появились «общие» пьесы и рассказы. Оба брата рисовали. Их иллюстрации, чем-то напоминающие дружеские шаржи, незабываемы. Словно визитные карточки, они неизменно вызывают в памяти облик двух братьев — писателя и художника, удвоивших свой талант дружбой и сотрудничеством. Карел учился на философском факультете Карлова университета, слушал лекции в Берлинском в Парижском (Сорбонна) университетах. Йозеф был студентом художественно-промышленного училища.

Карел Чапек и Йозеф Чапек

Пьеса «Мать»

Это тема пьесы «Мать», премьера которой состоялась 12 февраля 1938 года. То есть менее чем за год до смерти писателя. Скептицизм Чапека, который был отмечен почти всеми исследователями его творчества, проистекал из трагических противоречий реального мира. Впрочем, не следует и преувеличивать этот скептицизм. Даже в самых трагических своих произведениях Чапек не пессимист, ибо он слишком верил в человека. Безысходные финалы многих его произведений — это литература предупреждения, как стали называть такого рода художественную направленность уже после второй мировой войны. Художник показывает читателям, что может быть, если враги человечества не получат отпора, если силы доброй воли не сумеют объединиться.

В пьесе «Мать» — одном из крупнейших произведений драматургии нашего века, конфликт отточен и категоричен. У матери погибли муж и четыре сына. Остался младший Тони. И кажется, нет силы, которая бы заставила Мать проститься и с ним. Она беседует с погибшими. То есть действуют на сцене вполне осязаемо, но «она не может больше дотронуться до них рукою», с мужем, который даже не успел повидать младшего сына.

Он просит отпустить Тони. Мать оставалась непоколебимой в своем решении удержать последнего сына. Но идет война, неприятель осаждает города и деревни, гибнут дети чьих-то других матерей. В сознании Матери пробуждается мысль, что она обрекает на гибель других детей, пытаясь спасти своего ребенка. В финале пьесы Мать снимает со стены винтовку и подает ее младшему сыну.

Чапек ставит в этой пьесе вопрос о необходимости воинствующего гуманизма для защиты человечности и в то же время подчеркивает, что эта необходимость сама по себе доказывает несовершенство общественного устройства и катастрофическое неблагополучие окружающей действительности.

Бюст К.Чапека

Карел Чапек и его эстетическая программа

Эстетическая программа Чапека демократична в своей основе. В эссе, статьях об искусстве и литературе, в многочисленных рецензиях на театральные спектакли Чапек активно выступал в защиту народного искусства. Он изучает вкусы народного читателя. Что читает прислуга Мария или Фанни, к примеру? Над чем она отводит душу после тяжелейшего трудового дня? Над очередной историей из «графской» жизни или похождениями Анжелики…

В статье «Последний эпос, или роман для прислуги» Чапек открывает психологический механизм популярности бульварной романистики:

  • занимательность и романтический пафос
  • эпичность
  • счастливый финал

Чапек приходит к убеждению в вечной молодости народа. Он считает, что подлинно народным может быть лишь то искусство, которое в новых условиях и в новой форме продолжает традиции великого героического эпоса. То искусство, которое удовлетворяет в человеке потребность в жизни прекрасной и совершенной. Или же порождает и утверждает эту потребность.

Важнейшая истина — утверждение необходимости сюжетной занимательности, этого древнейшего качества литературы — не для развлечения. Это нужно для возвышения человека, для возвращения ему веры в свои силы. Установка Чапека-—на соединение искусства «высокого» и общедоступного.

Письмо

Почерк Карела Чапека

Карел Чапек писал на самые разные темы. Его работы известны своим точным описанием реальности. Чапек известен своей работой с чешским языком. Он известен как писатель-фантаст, который писал до того, как научная фантастика получила широкое признание как отдельный жанр. Многие из его работ также обсуждают этические аспекты промышленных изобретений и процессов, уже ожидаемых в первой половине 20-го века. К ним относятся массовое производство, ядерное оружие и интеллектуальные искусственные существа, такие как роботы. Его самые продуктивные годы были во время Первой республики Чехословакии (1918–1938).

Чапек также выразил страх перед социальными катаклизмами, диктатурой, насилием, человеческой глупостью, неограниченной властью корпораций и жадностью. Чапек пытался найти надежду и выход.

С 1930-х годов работа Чапека становилась все более антифашистской, антимилитаристской и критиковала то, что он считал «иррационализмом».

Иван Клима в своей биографии Чапека отмечает свое влияние на современную чешскую литературу, а также на развитие чешского языка как письменного. Чапек вместе с современниками, такими как Ярослав Гашек, породил часть возрождения начала 20-го века в письменном чешском языке благодаря их решению использовать местный язык. Клима пишет: «Благодаря Чапеку письменный чешский язык стал ближе к языку, на котором люди фактически говорили». Чапек был также переводчиком, и его переводы французской поэзии на язык вдохновили новое поколение чешских поэтов. 

Его другие книги и пьесы включают детективы, романы, сказки и театральные постановки, и даже книгу о садоводстве. Его наиболее важные работы пытаются решить проблемы эпистемологии, чтобы ответить на вопрос: «Что такое знание?».

После Второй мировой войны работа Чапека была неохотно принята коммунистическим правительством Чехословакии, потому что в течение его жизни он отказался принять коммунизм как жизнеспособную альтернативу. Он был первым в серии влиятельных немарксистских интеллектуалов, которые написали газетное эссе в серии под названием «Почему я не коммунист».

В 2009 году (70 лет после его смерти) была опубликована книга, содержащая обширную переписку Карела Чапека, в которой писатель обсуждает вопросы пацифизма и его сознательного отказа от военной службы с адвокатом Йиндржихом Гроагом из Брно. До этого момента была известна только часть этих писем. 

Артур Миллер писал в 1990 году:

Карел Чапек. Творчество в 30-е годы

Карел Чапек одним из первых в 30-е годы — глубже, чем другие писатели мира, —поставил вопрос о глобальной опасности неконтролируемого научно-технического прогресса. Если он направлен на утверждение господства одного класса над другим, если он движим рационалистическими представлениями о бытие, он неминуемо приводит к катастрофам. Размеры которых возрастают в геометрической но отношению к технократическому потенциалу прогрессии.

Творчество Чапека последнего десятилетия утверждает его среди тех художников мира, которые показали не только обреченность мира насилия и лжи, но и необходимость личной и коллективной борьбы против социального зла. Чапек 30-х годов — трагический сатирик, создающий фантастические по форме, а на самом деле предельные ситуации, раскрывающие реальность.

Итак «один» Чапек — социальный критик и философ, осознавший, что война с германским фашизмом — грозное, но не последнее столкновение сил разума и античеловечности, первый, но не последний этап непримиримой борьбы за спасение человечества. Наряду с этим Чапеком есть и «второй» Чапек, объективно недооцененный на определенном этапе изучения его творчества именно потому, что задачи, которые он ставил, — прежде всего в рассказах, частично в первых пьесах и романах — не были столь прямо посвящены социальной критике буржуазного мира, и сами эти произведения представлялись порой легковесной, «развлекательною» литературой. Этот «второй» Чапек на сегодняшний день не менее значим для нас, чем «первый». Чапек-романтик, Чапек-сказочник, Чапек-поэт, хотя и этот Чапек, подобно первому, утверждал прекрасное от обратного, утверждал средством парадокса.

Разумеется, деление на «двух» Чапеков условно. Но идея подсказана самим писателем в одном из интервью 1928 года. «Все написанное мною явственно распадается на две группы. Первая объединяет такие произведения, как

  • «Распятие»
  • «Мучительные рассказы»
  • «Кракатит»

Ко второй относится все, что можно было бы объединить одним названием: «критика общественных ценностей современного мира и скепсис, порожденный ею».

Первое издание пьесы «R.U.R.», Авентинум, Прага, 1920. Дизайн обложки — Йозеф Чапек.

Пьеса «Белая болезнь»

В предисловии к пьесе «Белая болезнь» (1937) он видит, говоря о характере обострившегося международного конфликта. Эти идеалы в пьесе представлены в образе врача Галена, с одной стороны. И Маршала, бряцающего оружием, на котором зарабатывает барон Крюг, с другой.

Врач изобрел лекарство от смертельной белой болезни, обрушившейся на людей, и жаждет открыть его секрет при условии, что больше не будет войн. Он обращается к властелинам мира, но его разумные доводы не могут остановить военную лихорадку. В финале толпа расправляется с безымянным лекарем, не смирившимся с войной, и топчет склянки с единственным спасительным снадобьем. Пьеса вызвала недовольство у германского посла в Праге. Он потребовал, чтобы фамилия барона Крюга была заменена на менее немецкую.

Кадр из фильма «Скелет верхом на лошади», основанного на пьесе «Белая болезнь». 1937. Режиссер Хьюго ХаасКадр из фильма «Скелет верхом на лошади», основанного на пьесе «Белая болезнь». 1937. Режиссер Хьюго Хаас

Во многих произведениях, фантастических в своей основе, автор предупреждал человечество о грозящей смертельной опасности. Мы можем судить насколько далеко в будущее заглядывал Чапек. В мировом кино и литературе сейчас, пожалуй, один из самых распространенных сюжетов — катастрофы.

  • пожары на сотом этаже небоскреба
  • взрыв в трюме, замыкающий горсточку людей в экстремальной ситуации
  • борьба с монстрами, чудовищами

Мы не говорим об уровне художественного решения этих сюжетов, но сам по себе интерес к ним в последней четверти ХХ века не лишен оснований.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: