Легенда об атамане кудеяре

Атаман кудеяр - тайны, загадки, факты

Царственный разбойник Кудеяр

Предания о разбойничьих делах Кудеяра были широко известны по всей Волге – считалось, что именно в этих местах некогда занимался своей недоброй деятельностью атаман. Кем же он был? На этот счёт фольклорные источники даю не один, а целых три ответа:

  • Кудеяр родился в разбойничьей шайке, которую позднее возглавил.
  • Атаман был барином, попавшим в опалу, а потому вынужден был скрываться в лесах, где и занимался грабежом.
  • Третья версия и вовсе удивляет, ведь она предполагает, что разбойник мог быть братом царя, причём самого Ивана Грозного. В леса отправился он либо по собственному решению, либо после конфликта с братом, оказавшись в гонениях.

И всё-таки большая часть легенд рассказывает о том, что Кудеяр не был жертвой обстоятельств и сам решил стать разбойником. Очень скоро известность атамана разнеслась по всей округе. Шайка Кудеяра росла день ото дня.

Увеличенные отряды разбойников могли нападать даже на купеческие и боярские повозки, забирая золото и серебро себе. Немало богатств было скоплено разбойником. Когда сокровища Кудеяра стали поистине легендарными, решил он спрятать их в пещере на горе, где жил.

Последние годы жизни атамана Кудеяра

О последних годах жизни атамана Кудеяра ходили самые противоречивые слухи. Одни утверждали, что он принял постриг и закончил свои дни в одном из монастырей на севере Украины. Другие говорили, что он из лихого разбойника превратился в нищего и отправился искать свои 18 кладов.

Странствовал бывший грозный атаман Кудеяр под разными именами, но чаще всего называл себя Георгием. Находились люди, которые, якобы, видели, как в любую погоду бродил по лесам, городам и болотам старый оборванец, а у встречных спрашивал, где его воруй-городки. Некоторые узнавали в этом бродяге когда-то лихого атамана.

Прошли века, а молва о 18 кладах до сих пор не даёт покоя многим. Эти сокровища ищут под Киевом, в Астраханских плавнях, под Шатурой, в Саратовской области, Арчединско-Донских песках, в Москве на севере Лосиного острова.

Есть версия, что главный и самый богатый клад спрятан в Москве между улицей Крылатские Холмы и Крылатскими озёрами. В этом месте возможно находился один из воруй-городков. Но добраться до этого клада невозможно, так как стережёт его та самая деревянная кукла, которую положили в гроб вместо младенца. Насылает она на кладоискателей вечное беспамятство и делает их бродягами. Правда это или нет – сложно сказать, так как те, кто знает, уже потеряли память, а с тех, кто не знает, и спрашивать нечего.

Вадим Сухов

«Легенда об атамане Кудеяре» читать

По всей Волге знают люди имя Кудеяра. По одним сказаниям это был разбойник, грабивший население, по другим опальный барин, скрывавшийся от гнева царя Грозного, по третьим — Кудеяр был братом Ивана Грозного.Собрал Кудеяр молодцов и с ними грабил купцов и бояр. Скопили они казну богатую: много золота, бочки серебра и камней самоцветов. Часть богатства он раздавал бедным, другую складывал в пещеру. Жил Кудеяр в своей горе, внутри которой были богато убранные помещения и хранились сокровища, добытые при набегах. Перед горою текла быстрая и светлая речка Соколка, кругом же поднимались горы, покрытые, как и Кудеярова, — густым старым лесом, тянувшимся далеко на север и на юг. Рядом с Кудеяровой поднимается Караульная гора — высокий конус, поросший в то время соснами.Становище Кудеяровых войск было окопано рвом и валом. На Караульной горе Кудеяр ставил своих часовых. В конце дола Соколки, в нынешнем урочище «Пушки» были кузницы Кудеяра, где изготовлялись оружие и ружья. Когда Кудеяр уходил в набег со своим войском, то запирал свое подземелье огромными замками, с поросенка величиной, вход же заваливал так, что никто не мог отыскать его.Свои сокровища Кудеяр хранил в кладовых внутри горы за железными дверями. Внутрь горы вел узкий, извилистый и невысокий подземный ход от середины довольно крутой стороны горы, тянувшийся внутрь саженей на 100. Чтобы в горе воздух был легкий, и чтобы в ней можно было разводить огонь, пробили сверху горы трубу, саженей в 30 длины, которую обложили камнем.У него был товарищ Сим или Симон; однажды они поспорили о силе и ловкости своих коней, порешили для опыта перескочить с Меркуловой горы на Кудеярову через Майров дол, где течет Соколка. Кудеяр на своем коне перескочил, но Сим оборвался и упал в долище. В том месте, где он провалился под землю с конем, ударил родник, носящий до сих пор его имя.Ни с того, ни с сего захворала жена Кудеяра, любимая Настя, и в одночасье померла. Похоронили ее в дубовом гробу, нарядили в парчу и бархат с жемчугами и самоцветами, зарыв с ней вместе в могилу все уборы и драгоценности, принадлежавшие покойнице, и насыпали над нею курган.похоронил Кудеяр сразу и друга верного и жену любимую, постыл ему белый свет. Вспомнил Кудеяр, что он христианин и дал обет — грехи тяжкие замаливать. Всех молодцов своих отпустил и остался один. Завалил все ходы в свое подземное жилье и один под горою стал жить, свои и людские грехи перед господом замаливать.

Считается, что Кудеяр жив до сих пор и сторожит свои сокровища в Кудеяровой горе в землянке. Днем эта землянка невидима, ночью же влетает туда огромная птица и долбит голову Кудеяра до мозга, улетая к рассвету. Он обречен уже века два сторожить свои сокровища в горе и несет кару божью за разбой. В землянке лежит краюха хлеба, которая никогда не убывает.

Воруй-городки Кудеяра

По Ожегову воруй-городок – жульническое, воровское место. На Руси их было немало. А атаман Кудеяр имел свои воруй-городки. Никто из чужаков не мог в них попасть, так как вели к ним тайные тропы, о которых знали только сам атаман и его товарищи. В этих городках и хранились награбленные сокровища.

Много лет разбойники занимались грабежами, а отсиживались в воруй-городках. Там они пировали, делили добычу и отдыхали. Но постарел со временем Кудеяр, растерял многих товарищей, и пошли на убыль разбойничьи налёты. А когда из Москвы пришла весть о смерти Ивана Грозного, то решил атаман постричься в монахи, чтобы остаток жизни замаливать грехи.

Перед постригом принял он решение открыть все свои клады и передать их в монастыри. Все места, где было спрятано награбленное, разбойник хранил в памяти и никогда не записывал. Но теперь ходить по воруй-городкам у него уже не было сил. Поэтому он взял бумагу, перья и решил указать расположение кладов киевским монахам.

Но случилось невероятное. Атаман Кудеяр забыл все те места, где схоронил золото и серебро. Сидел несколько дней, но так ничего и не вспомнил. Так и кануло в небытие награбленное.

Кудеярова гора

Место, где жил Кудеяр, напоминало неприступную крепость, созданную самой природой. С одной стороны гору окружали густые леса, а с другой – река Соколка, что огибала скалы. В пещере Кудеяра все сверкало награбленными самоцветами, вокруг были расставлены золотые и серебряные предметы.

Но во всей этой роскоши Кудеяр не забывал об опасности, что всегда грозила лесным грабителям. Как рассказывается в легендах, приказал атаман установить часовых на Караульной горе, что располагалась неподалёку от его «дома». В долине Соколки построены были кузницы разбойника, где день и ночь мастера ковали оружие для отрядов Кудеяра.

Об авторе

Крупнейший российский историк Николай Иванович Костомаров родился 16 (4) мая 1817 г. в слободе Юрасовке Острогожского уезда Воронежской губернии. Он появился на свет до женитьбы своего отца, помещика Ивана Петровича Костомарова, на крепостной крестьянке Татьяне Петровне Мельниковой. В соответствии с тогдашними законами Николай оказался крепостным своего отца! И. П. Костомаров не успел юридически усыновить мальчика – Ивана Петровича убили собственные крестьяне. Мать Николая ради его освобождения вынуждена была отказаться от большей части наследства. Мальчик воспитывался тогда в московском пансионе, где его за успехи в учении прозвали чудо-ребенком. Татьяне Петровне пришлось перевести его в Воронеж, где уровень обучения был несравнимо ниже. По окончании гимназии он закончил историко-филологический факультет Харьковского университета, где на весь его дальнейший путь оказали существенное влияние лекции профессора М. М. Лунина. Николай поступил на военную службу, но ненадолго: в 1837 г. он оставил полк и продолжил обучение в университете, получив в 1844 г. звание магистра. Костомаров избирает стезю серьезного ученого-историка. Он увлекается историей южнорусского казачества. Однако мыслит он далеко не тривиально: «Историю нужно изучать не только по мертвым летописям и запискам, а и в живом народе». С этой целью Николай начинает этнографические экскурсии вокруг Харькова. Одновременно его увлекает литературное творчество. Он пишет стихи и драматические произведения, изучает украинский язык и записывает малоросские народные песни, издает (под псевдонимом Иеремия Галка) два сборника народной поэзии: «Украинские баллады» и «Ветка». После окончания университета он работает учителем в ровенской гимназии, а потом – в киевской.

С 1846 г. Костомаров начинает преподавать в Киевском университете. Вместе с несколькими друзьями он создает «Славянское товарищество св. Кирилла и Мефодия». Это общество, где культивировались вольнолюбивые идеи, показалось царским чиновникам крайне подозрительным. Костомаров был в 1847 г. арестован и приговорен к году заключения в Алексеевском равелине, после чего отправлен в ссылку, в Саратов. Вступление на престол Александра II освободило его из ссылки. Кроме того, он получил возможность печататься. Костомаров публикует такие крупные работы, как «Век царя Алексея Михайловича», «Борьба украинских козаков с Польшею в первой половине XVII века», «Богдан Хмельницкий и возвращение Южной Руси к России», «Бунт Стеньки Разина». Все эти работы появились в журнале «Отечественные записки». В 1857 г. Костомаров совершает большое путешествие по Европе. Вернувшись, участвует в работе комиссии по крестьянской реформе. С 1859 г. историк начинает работать в Казанском университете. Широкую известность получил научный спор Н. И. Костомарова с М. М. Погодиным относительно норманнской теории происхождения русского государства. Этот спор помог Костомарову «завоевать столицу». С 1862 г. он начинает читать лекции в Санкт-Петербургском университете.

В начале 1860-х гг. историк публикует серию работ по домашней жизни и общественному укладу великорусского народа и других народов Российской империи. В 60-е – 70-е гг. Костомаров продолжает систематическое изучение украинской истории второй половины XVII века. Активно работать историк продолжает до последних лет жизни: его блестящая монография «Мазепа» вышла всего за три года до смерти, последовавшей 19 (7) апреля 1885 г. Костомаров оставил после себя многогранное творческое наследие. Его красочный и емкий язык – признак бесспорного литературного таланта. Читатель может убедиться в этом, познакомившись с предлагаемым романом «Кудеяр».

Атаман Кудеяр и Иван Грозный

Из преданий тех лет можно утверждать, что между Иваном Грозным и Кудеяром существовала загадочная связь. Молва гласила, что встречались они тайно в Москве. После этой встречи ушёл атаман Кудеяр из подмосковных лесов вначале на Волгу, а затем на Дон. Несколько раз по приказу Ивана Грозного погони за ним прекращались, и уходил разбойник со своими товарищами невредимым.

Никто не смел говорить про сговор царя с предводителем разбойников. Так один опричник рассказывал, что передал от государя записку атаману. Доставил её в Дикое поле, которое находилось между Окой, Доном и левыми притоками Днепра и Десны. А затем и ответ привёз царю.

Но недолго болтал гонец. Схватили его по приказу Ивана Грозного и вначале глаза выкололи, чтобы не смотрел куда не надо, а затем отрезали уши и язык, чтобы не слушал и не болтал лишнего. После этого привязали опричника к седлу и водили коня по Москве. Люди смотрели и понимали, что за лишние слова бывает.

С той поры и до самой смерти Ивана Грозного среди служивых существовало негласное правило: об атамане Кудеяре ни слова не говорить и даже не вспоминать его имени.

Атаман с принципами

Это – только одна сторона личности разбойника, однако меня в народных сказаниях и привлекает то, что их герои – сложные натуры, часто сочетающие темное и светлое в своей душе. Да, Кудеяр был разбойником, а потому на его совести были и смерти купцов, и многочисленные грабежи, но атаман нередко раздавал ценности беднякам.

Неоднократно в песнях и преданиях о Кудеяре говорится, что бедный путник мог спокойно идти по лесам разбойника, а опасность грозила лишь богатым и зазнавшимся людям. Вот такой наш, русский Робин Гуд.

Знал Кудеяр и верную дружбу, и настоящую любовь. Его соратником и преданным другом был Сим (Симон), с которым однажды атаман затеял спор. Друзья решили соревноваться, кому из них удастся на коне перепрыгнуть с Меркуловой горы на Кудеярову. Первым поскакал атаман, которому удалось выполнить задуманное.

Увы, Симу повезло меньше – его конь сорвался вниз. Говорят, что между горами, в долине стал бить родник, что был назван Кудеяром в честь его погибшего друга.

А вот возлюбленной разбойника была жена Настя. Она озаряла собой тёмную жизнь атамана, но, к сожалению, любовь не могла подарить ей бессмертие. Когда умирает супруга, Кудеяр приказывает похоронить её с такими почестями, которыми удостаивали не каждую царицу. Сам же разбойник понимает, что теперь остался совсем один – без друга, без любимой.

Раскаялся он в своих грехах и стал молить Бога о прощении. Не нужны ему стали несметные сокровища, что скопил атаман за свою жизнь. Все ходы в хранилища были завалены камнями, а сам Кудеяр стал жить бедно и честно под своей горой, посвящая дни молитвам.

Сергей Цветков. Атаман Кудеяр

Где же клад Кудеяра?

История Кудеяра продолжается в рассказах кладоискателей. Особенную популярность предания о богатствах, захороненных в горах, приобрели в XIX веке, когда и начинается охота за Кудеяровыми сокровищами. В народе и сегодня живут легенды, будто знаменитый разбойник продолжает охранять свою гору, из-за чего никому ещё не удалось обнаружить ценности, спрятанные в ней.

Всевозможные источники и даже подложные описи породили массу версий о том, где могут находиться сокровища атамана. Сложность поиска заключается в том, что так называемых «Кудеяровых городков» сегодня насчитывается не менее сотни в разных уголках России.

Одни легенды говорят, что камень, скрывающий богатства атамана, подаёт сигналы каждую полночь. Тогда над ним вспыхивают огоньки, а неподалёку раздаётся детский плач. Другие предания уточняют, что Кудеяр закрыл свои богатства на две сотни лет, которые уже миновали. Теперь же ключ к сокровищницам сможет найти тот, кто вычерпает воды из Симова родника.

Сокровища Кудеяра и поныне будоражат умы искателей кладов

Историки предполагают, что Кудеяр в действительности жил много столетий тому назад в районе Саратовской губернии. Конечно, большая часть преданий о нём значительно приукрашена, но именно такой народный вымысел делает его образ ещё более ярким и загадочным. Впрочем, кто знает, может вскоре людям удастся найти Кудеяровы сокровища?

Загадка рождения атамана Кудеяра

В 1525 году великий князь московский Василий Иванович расстался со своей женой Соломонией Сабуровой. Прожили они вместе 20 лет, но супруга так и не смогла родить государю наследников. Великую княгиню постригли в монахини и увезли в Суздаль. А Василий Иванович женился во второй раз на Елене Глинской. Через 3 года она родила мальчика, ставшего впоследствии царём Иваном Грозным.

Однако сосланная в монастырь Соломония тоже родила мальчика. Назвали его Георгием. Именно этот ребёнок впоследствии и получил прозвище Кудеяр (куда или кудь – жестокая расправа (жаргонное у разбойников); яр – обрыв, крутой берег, ярость). Но многие историки считают, что это легенда. Этой же точки зрения придерживался и Николай Карамзин, написавший «Историю государства Российского». Но даже авторитетным людям свойственно ошибаться.

Существует народное сказание. В нём говорится, что до рождения Кудеяра в Московском княжестве 3 года подряд происходили засухи. А во время родов Соломонии к ней явилась ведунья и предрекла: «Родила ты великого воина и станет он грозным орлом, но без крыльев. Будут у него и ум, и лихость, но не будет власти государевой, так как окажется она в руках сводного брата».

Соломония испугалась, что великий московский князь прознает о случившемся и спросила у ведуньи, как спасти сына. Что посоветовала старуха, то неведомо, но вскоре появились в монастыре государевы люди и учинили следствие. Через некоторое время было объявлено о внезапной смерти младенца. А люди по городам стали шептаться, что вместо умершего мальчика в гроб положили деревянную куклу. Эта подложная кукла не простая, а со значением, и наделает она много бед в русских землях, когда придёт её время выхода из гроба.

А куда подевался живой младенец? Его тайно увезли в глухие леса под Волоколамск. Там мальчика воспитывала и обучала премудростям ведунья. А вот дальше начинается самое интересное.

Любил Василий Иванович ездить на псовую охоту. Нередко наведывался и под Волоколамск. И вот во время последней охоты под Волоколамском в сентябре 1533 года случилось странное событие.

Конь под великим князем вдруг замер на опушке леса, стал бить ногой и ржать. Огляделся седок по сторонам и увидел, что среди деревьев стоит мальчик. Совсем крохотный был малец, но имел взгляд пронизывающий и мудрый. И не понять князю, то ли добра ждать от мальчика, то ли невзгод. Поманил государь мальца, а тот развернулся и убежал в чащу. Убежал да и Бог с ним. Но почему-то рассердился Василий Иванович, крикнул своих молодцев и велел им догнать мальчишку.

Те кинулись в погоню, но вскоре вернулись ни с чем. Не нашли они мальца. Не услышали ни топота, ни треска сломанных веток. Птицы его путь криком не отметили. Вот только обнаружили в чащобе деревянного идола. Порубили его саблями и обратно вернулись.

Великий князь нерасторопных слуг наказывать не стал. Не до них ему было, так как почувствовал он вдруг необъяснимую боль в ноге. Стала нога болеть всё сильнее и сильнее. Тут уж не до охоты стало. И велел Василий Иванович везти его к пречистой Богоматери в Иосиф монастырь. А после монастыря отправился он в Москву, но нога болеть не перестала вплоть до смерти московского правителя. Скончался он 3 декабря 1533 года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: