Содержание
-
Слайд 1
Хантыйская народная сказка «Идэ»
-
Слайд 2
Народные бытовые сказки
-
Слайд 3
тайги
Округ находится в зоне тайги.
Первый букварь появился в 1931 году, а первая газета на хантыйском языке — 1 ноября 1957 года.
Хантыйская народная сказка «Идэ» -
Слайд 4
кедр кедровка
кедровые орехи
лодка долблёнка
Хантыйская народная сказка «Идэ» -
Слайд 5
1. Трусишка Идэ.
2.
3. Бабушка и Идэ собирают орехи.
4. Бабушкина хитрость.
5.
6. Утром в тайге.
7.
Как отучить Идэ всего бояться?
Один в тайге.
Теперь ты ничего не будешь
бояться.
Хантыйская народная сказка «Идэ» -
Слайд 6
4. Пересказать текст, используя составленный план: рассказать все события в определённой последовательности.
-
Слайд 7
Тема. Краткий пересказ сказки «Идэ»
Цель: составить алгоритм плана для краткого пересказа.
План работы.
1. Воспользоваться алгоритмом плана для подробного пересказа. Определить, что следует изменить.
2. Уточнить алгоритм в группах.
3. Сделать вывод и составить алгоритм плана для краткого пересказа. -
Слайд 8
Алгоритм плана для краткого пересказа
1. Внимательно прочитать текст, определить и назвать его тему.
2. Разделить текст на части по смыслу, используя три подсказки:
— появление новой темы;
— появление нового героя;
— появление нового места действия.3. Записать название каждой части текста.
4. Пересказать текст, используя составленный план:
— рассказать содержание своими словами, только самое главное: КТО, ЧТО ДЕЛАЕТ, ПОЧЕМУ;
— к каждой части нужно составить 2-3 предложения, связывая их между собой;
— нельзя использовать реплики (прямую речь) героев. -
Слайд 9
Работа в парах. Краткий пересказ частей:
1 вариант — Утром в тайге.
2 вариант — Один в тайге.Хантыйская народная сказка «Идэ»
-
Слайд 10
2 вариант.
Проснулся Идэ цел и невредим. Увидел много шишек, позабыл страх и стал их собирать.
А тут и бабушка приехала.
Образец для проверки.
1 вариант.
Остался Идэ один в тайге.Нашёл дупло и залез в него. Ночью страшно стало Идэ, но он всё-таки заснул. -
Слайд 11
Работа в парах. Краткий пересказ частей:
1 вариант — Утром в тайге.
2 вариант — Один в тайге.Хантыйская народная сказка «Идэ»
-
Слайд 12
Образец для проверки самостоятельной работы.
Бабушка и Идэ поехали в тайгу орехи собирать. Набрали полную лодку, а одну кошёлку с орехами бабушка на горе забыла. Послала она Идэ за ней. А сама села в лодку и уплыла. -
Слайд 13
Цель урока: составить алгоритм плана для краткого пересказа.
могу сам рассказать алгоритм, нет ошибок
в самостоятельной работе
могу сам рассказать алгоритм, но
была ошибка в самостоятельной работе
затрудняюсь в использовании алгоритма
плана для краткого пересказа
не могу сам воспользоваться алгоритмом, есть ошибки
в самостоятельной работе -
Слайд 14
1. Иллюстрации сказкам — http://yandex.ru, иллюстрации с сайтов irkutsk.rfn.ru, http://www.prav-net.ru/tyumenskaya-oblast/, сайта Алексея Соболева http://www.alexsobolev.ru
2. Иллюстрации к сказке «Идэ» http://www.planetaskazok.ru
3. Технологические карты по Литературному чтению УМК «Перспектива» (сайтhttp://www.prosv.ru/umk/perspektiva)
4. Методические рекомендации к надпредметному курсу «Мир деятельности» под ред. Л. Г. Петерсон, 2кл
Посмотреть все слайды
Еще песни Сказки народов Севера
-
- слушать Сказки народов Севера — Гордый олень
- скачать Сказки народов Севера — Гордый олень
Сказки народов Севера — Гордый олень
-
- слушать Сказки народов Севера — Медведь-пастух (Чукотская)
- скачать Сказки народов Севера — Медведь-пастух (Чукотская)
Сказки народов Севера — Медведь-пастух (Чукотская)
-
- слушать Сказки народов Севера — Мышка (Хантыйская)
- скачать Сказки народов Севера — Мышка (Хантыйская)
Сказки народов Севера — Мышка (Хантыйская)
-
- слушать Сказки народов Севера — Седой Медведь (Сибирская)
- скачать Сказки народов Севера — Седой Медведь (Сибирская)
Сказки народов Севера — Седой Медведь (Сибирская)
-
- слушать Сказки народов Севера — Куропатка — крикунья (Эвенская)
- скачать Сказки народов Севера — Куропатка — крикунья (Эвенская)
Сказки народов Севера — Куропатка — крикунья (Эвенская)
-
- слушать Сказки народов Севера — Папайка и другие (сборник)
- скачать Сказки народов Севера — Папайка и другие (сборник)
Сказки народов Севера — Папайка и другие (сборник)
-
- слушать Сказки народов Севера — Рыбья упряжка (Ительменская)
- скачать Сказки народов Севера — Рыбья упряжка (Ительменская)
Сказки народов Севера — Рыбья упряжка (Ительменская)
-
- слушать Сказки народов Севера — Ленивая птичка (Чукотская)
- скачать Сказки народов Севера — Ленивая птичка (Чукотская)
Сказки народов Севера — Ленивая птичка (Чукотская)
-
- слушать Сказки народов Севера — Лисица и налим (Эвенкийская)
- скачать Сказки народов Севера — Лисица и налим (Эвенкийская)
Сказки народов Севера — Лисица и налим (Эвенкийская)
-
- слушать Сказки народов Севера — Улитка (Ительменская)
- скачать Сказки народов Севера — Улитка (Ительменская)
Сказки народов Севера — Улитка (Ительменская)
-
- слушать Сказки народов Севера — Медведь и Карась (Эвенкийская)
- скачать Сказки народов Севера — Медведь и Карась (Эвенкийская)
Сказки народов Севера — Медведь и Карась (Эвенкийская)
-
- слушать Сказки народов Севера — Как лисичка бычка обидела (Эскимосская)
- скачать Сказки народов Севера — Как лисичка бычка обидела (Эскимосская)
Сказки народов Севера — Как лисичка бычка обидела (Эскимосская)
-
- слушать Сказки народов Севера — Мышка (Хантыйская сказка)
- скачать Сказки народов Севера — Мышка (Хантыйская сказка)
Сказки народов Севера — Мышка (Хантыйская сказка)
-
- слушать Сказки народов Севера — Волшебное кольцо (Сибирская)
- скачать Сказки народов Севера — Волшебное кольцо (Сибирская)
Сказки народов Севера — Волшебное кольцо (Сибирская)
Хантыйская народная сказка «Мальчик Идэ»
Жил-был мальчик Идэ. Рано остался он круглым сиротой. Отец его, охотник, ушел однажды в тайгу на промысел и не вернулся. А вскоре умерла и мать. Взяла мальчика к себе старая бабушка. Любила бабушка внука, и Идэ тоже любил бабушку. Целый день бегал за ней по пятам: бабушка к речке — и Идэ за ней, бабушка в лес — и Идэ с нею. А один никуда от избушки не отходил: боялся. — Стыдно таким трусом быть,- говорила ему бабушка.- Ведь ты уже большой мальчик, а всего боишься. Молчит Идэ. А бабушка думает: Как бы его храбрым вырастить? Другие в его годы и за рыбой, и за птицей в лес одни ходят, а мой Идэ ни шагу без бабушки . В тот год в тайге много кедровых орехов уродилось. Вот бабушка как-то и говорит: — Пойдем, Идэ, орехи собирать. — Пойдем, бабушка. А в лес надо было плыть по реке. Собрала бабушка берестяные корзинки и села в челнок. Идэ рядом с ней пристроился… Оттолкнулись веслом от берега и поплыли. День выдался ясный, теплый. Проплыли бабушка с Идэ две песчаные косы, миновали и третью. К четвертой косе причалили. Вытащили челнок на берег, сами на горку поднялись, в тайгу вошли. Стали бабушка и Идэ орехи собирать. Высокие кедры прячут в ветвях зрелые шишки. Бабушка ударит по сучку колотушкой — шишки сами на землю и падают. Носят бабушка с внуком полные корзинки шишек в челнок. Так много орехов набрали, что на всю зиму хватит. Можно бы и домой ехать. А бабушка села на пень и думает: Надо, чтобы внучек мой храбрым вырос. Испытаю я сегодня его, оставлю на ночь в лесу. Медведи и волки здесь не водятся, а остальные звери не страшны . Подумав так, говорит бабушка внуку: — Ой, Идэ, забыла я на горке еще одну полную корзинку. Сбегай, внучек, принеси. Побежал Идэ на горку. А бабушка села в челнок, оттолкнулась от берега и поплыла. Глядит Идэ с горы: уплывает бабушка, все дальше и дальше уносит ее река. Закричал Идэ с горы, заплакал: — Бабушка! Бабушка! Что же ты меня одного оставила? А бабушка с лодки отвечает: — Побудь здесь ночку, внучек, а я утром приеду за тобой. Так и уплыла. Идэ один на берегу остался. Что же теперь со мной будет? — думает он.- Пропаду я тут один, конец мне пришел . А солнышко тем временем уже низко за тайгу опустилось. Вечереет, скоро ночь наступит. Стал Идэ над рекой от дерева к дереву бродить — ищет, где бы на ночлег устроиться. В большом старом кедре увидел он глубокое дупло. Залез туда, свернулся клубочком и лежит тихонько. Сам ни жив ни мертв от страха. Потемнела тайга, нахмурилась. Ветер поднялся, дождь пошел. Падают шишки на землю, стучат по стволу. Совсем испугался Идэ. Спрятался он еще глубже в дупло, дрожит, боится, как бы звери не пришли. А его никто и не думает есть. Только кедры шумят под дождем. Как ни трусил Идэ, все-таки понемножку засыпать начал. Всю ночь и провел в дупле. Утром просыпается, смотрит: светло, небо ясное, день жаркий, солнечный. Шумят над ним свежие зеленые ветки, а птицы так и заливаются. Жив ли я? — думает Идэ со страхом. Стал он сам себя ощупывать: правую руку протянул — тут рука, левую протянул — и левая тут. Голова на месте и ноги целы. Никто не съел. Вылез Идэ из дупла. Смотрит: кругом на земле шишек видимо-невидимо. Ночью насыпались. Вот хорошо-то! Стал он шишки в кучу собирать. Большую кучу набрал. Глянул на реку, а у берега на песке знакомый челнок лежит и бабушка, кряхтя, в гору поднимается. Закричал Идэ бабушке издали: — Ты что же меня вчера одного оставила? А бабушка и отвечает: — Это я нарочно, Идэ. Я хочу, чтобы ты храбрым вырос. Ты — человек, а человек над всем на свете хозяин. А разве ты не хочешь храбрым быть? — Хочу,- тихонько говорит Идэ. Помирились Идэ с бабушкой. Пошли вместе орехи собирать. Опять целый челнок шишек набрали. Домой поехали. С тех пор перестал Идэ всего бояться. И в лес, и на реку-всюду один ходит. Нигде ему не страшно.
Хантыйские народные сказки — Мальчик Идэ читать
МышкаЖила мышка. Настала весна, задумала мышка поехать осетров и нельм ловить. Вместо лодки оре…
Мышка и лосьБегала мышка по лугу и ела свежую сочную травку, Вдруг налетел ветер, пошел дождь, мышка п…
Идэ (хантыйская сказка)
Идэ остался сиротой, когда был маленьким. Взяла его к себе бабушка Ймъял-Пая.Вырос Идэ, но всего боялся. Никуда от бабушки не отходит, за бабушкин подол держится.«Как отучить Идэ всего бояться, чтобы он на рыбалку ходил, на зверя ходил, смелым охотником стал?» — думала бабушка.Был как-то урожайный на кедровые орехи год. Бабушка и говорит:— Пойдём, Идэ, орешки собирать!— Пойдём, бабушка!Бабушка села в лёгкую лодку-долблёнку, усадила Идэ, положила ружьё, подтолкнула лодку — и поехали.
День был ясный. Солнышко светит. Тайга тихонько шумит. Тым-река от одной песчаной отмели до другой бежит.Приехали бабушка с Идэ, вышли на берег, поднялись на гору, пошли в тайгу.В тайге птицы поют. Далеко слышно: кедровка стучит, орешки из шишек выбирает.Стали бабушка с Идэ орехи собирать. Кедры высоко головы подняли, в ветвях шишки спрятали. Старая Имъял-Пая колотушкой по сучку ударит — шишки сами падают.Полную лодку орехов насыпали, домой собрались, а бабушка одну берестяную кошёлку с орехами на горе оставила.— Ох, Идэ, кошёлку забыли! Сбегай принеси! — говорит она.Идэ на гору побежал. Видит: лежит кошёлка, а рядом ружьё.Идэ с горы глядит: бабушка оттолкнула лодку от берега и уехала.Закричал Идэ, заплакал:— Зачем ты оставила меня, бабушка? Имъял-Пая даже не оглянулась ни разу — быстро гребла веслом, и скоро лодка совсем исчезла из виду.Остался Идэ один в тайге. Начал по берегу бегать, искать, где бы спрятаться. Искал, искал — нашёл дупло. Залез в него, клубочком свернулся, лежит тихо, ружьё к себе прижимает.
Солнце спускаться стало, ветер подул, дождь пошёл. Тайга шумит, кедровые шишки падают, по дуплу стучат. Страшно Идэ. Думает: звери пришли, съедят его. Со страху кричать начал:— Всего съешьте, только голову не троньте!А его никто и не трогает. Только стук кругом идёт — шишки падают. Идэ ещё крепче ружьё к себе прижимает.
Сколько ни боялся Идэ, заснул всё-таки. Спал, спал — проснулся. Смотрит: светло стало, солнце высоко, птицы поют. Тайга тихонько шумит. Идэ ощупал себя. Цел ли? Левую руку протянул — здесь рука. Правую руку протянул — здесь рука.Идэ из дупла выскочил, на ноги встал. Смотрит: кругом шишки. Ой, сколько шишек!Стал Идэ шишки собирать и страх позабыл. Некого бояться!Большую кучу шишек собрал Идэ, на берег посмотрел, видит: бабушка приехала. Идэ бабушке руками замахал, кричит:— Зачем ты меня одного оставила? А бабушка ему отвечает:— Не сердись, Идэ. Ты — человек. С тобой никто ничего сделать не сможет. Человек — везде хозяин. Теперь ты ничего бояться не будешь!Подумал Идэ: «Права бабушка. Не надо бояться».Помирился Идэ с бабушкой. Опять стали они орехи собирать, полную лодку набрали и домой поехали.Тым-река от песка к песку бежит. Высоко солнышко светит. Тайга тихонько шумит.Хорошо!С тех пор Идэ бояться перестал. Куда захочет — один идёт.Так бабушка отучила внука бояться.
— КОНЕЦ —
Народная хантыйская сказка с картинками Пересказала: Винокурова. Иллюстрации: Гусаров
Сказы и сказители
В старые времена сказители были желанными гостями в каждом чуме — долгими зимними ночами такой гость развлекал усталых охотников, рыболовов и оленеводов, поражая их воображение. Среди нганасан очень ценилось искусство красноречия: в старину даже устраивались состязания между умеющими красиво говорить. Если сказки мог исполнять почти любой человек, то олонхо — только избранный представитель того или иного народа. В олонхо есть устоявшийся круг сюжетов, образов и средств выразительности.
На фольклорных произведениях выросли почти все таймырские писатели и поэты. «Ложись на чистый снег, и ты узнаешь свою судьбу», — эти слова принадлежат перу Огдо Аксёновой, ее называют «голосом долганского народа», она — родоначальница культуры и письменности своего этноса. Писательница и поэтесса собирала приметы, словесные обереги, терпеливо записывала за стариками и перерабатывала поговорки, обычаи, предостережения и даже проклятия, которые выделила в отдельный фольклорный жанр.
МАЛЬЧИК ИДЭ. Хантыйская сказка.
ЖИЛ-БЫЛ мальчик Идэ. Рано остался он круглым сиротой. Отец, его, охотник, ушел однажды в тайгу на промысел и не вернулся. А вскоре умерла и мать. Взяла мальчика к себе старая бабушка.
Любила бабушка внука, и Идэ тоже любил бабушку. Целый день бегал за ней по пятам: бабушка к речке и Идэ за ней, бабушка и лес — и Идэ с нею. А один никуда от избушки не отходил: боялся.
— Стыдно таким трусом быть, — говорила ему бабушка. — Ведь ты уже большой мальчик, а всего боишься.
Молчит Идэ. А бабушка думает:
— Как бы его храбрым вырастить? Другие в его годы и за рыбой, и за птицей в лес один ходят, а мой Идэ ни шагу без бабушки.
В тот год в тайге много кедровых орехов уродилось. Вот бабушка как-то и говорит:
— Пойдем, Идэ, орехи собирать.
— Пойдем, бабушка.
А в лес надо было ехать по реке.
Собрала бабушка берестяные корзинки и села в челнок. Идэ рядом с ней пристроился…
Оттолкнулись веслом от берега и поехали.
День выдался ясный, теплый.
Проехали бабушка с Идэ две песчаные косы, проехали и третью. К четвертой косе причалили.
Вытащили челнок на берег, сами на горку поднялись, в тайгу вошли.
Стали бабушка и Идэ орехи собирать.
Высокие кедры прячут в ветвях зрелые шишки. Бабушка ударит по сучку колотушкой — шишки сами на землю и надают.
Носят бабушка с внуком полные корзинки шишек в челнок. Так много орехов набрали, что на всю зиму хватит. Можно бы и домой ехать. А бабушка села на пень и думает: «Надо, чтобы внучек мой храбрым вырос. Испытаю я сегодня его, оставлю на ночь в лесу. Медведи и волки здесь не водятся, а остальные звери не страшны». Подумав так, говорит бабушка внуку:
— Ой, Идэ, забыла и на горке еще одну полную корзинку. Сбегай, внучек, принеси.
Побежал Идэ на горку. А бабушка села в челнок, оттолкнулась от берега — и поплыла.
Глядит Идэ с горы — уплывает бабушка. Все дальше и дальше уносит ее река.
Закричал Идэ с горы, заплакал:
— Бабушка! Бабушка! Что же ты меня одного оставила?
А бабушка с лодки отвечает:
— Побудь здесь ночку, внучек, а я утром приеду за тобой.
Так и уплыла. Идэ один на берегу остался.
«Что же теперь со мной будет? — думает он. — Пропаду я тут один, конец мне пришел».
А солнышко тем временем уж низко за тайгу опустилось: вечереет, скоро ночь наступит.
Стал Идэ над рекой от дерева к дереву бродить — ищет, где бы на ночлег устроиться. В большом старом кедре увидел он глубокое дупло. Залез туда, свернулся клубочком и лежит тихонько. Сам ни жив ни мертв от страха.
Потемнела тайга, нахмурилась. Ветер поднялся, дождь пошел. Падают шишки на землю, стучат по стволу. Совсем испугался Идэ. Спрятался он еще глубже в дупло, дрожит, боится, как бы звери не пришли. А его никто и не думает есть. Только кедры шумят под дождем. Как ни трусил Идэ, все-таки понемножку засыпать начал. Всю ночь и провел в дупле.
Утром просыпается — смотрит: светло, небо ясное, день жаркий, солнечный. Шумят над ним свежие зеленые ветки, а птицы так и заливаются.
«Жив ли я?» — думает Идэ со страхом.
Стал он сам себя ощупывать; правую руку протянул — тут рука, левую протянул — и левая тут. Голова на месте и ноги целы. Никто не съел.
Вылез Идэ из дупла. Смотрит — кругом на земле шишек видимо-невидимо. Ночью насыпались. Вот хорошо-то!
Стал он шишки в кучу собирать.
Большую кучу набрал. Глянул на реку, а у берега на песке знакомый челнок лежит, и бабушка, кряхтя, в гору поднимается. Закричал Идэ бабушке издалека:
— Ты что же меня вчера одного оставила?
А бабушка и отвечает:
— Это я нарочно, Идэ. Я хочу, чтобы ты храбрым вырос. Ты — человек, а человек над всем на свете хозяин. А разве ты не хочешь храбрым быть?
— Хочу, — тихонько говорит Идэ.
Помирились Идэ с бабушкой. Пошли вместе орехи собирать. Опять целый челнок шишек набрали. Домой поехали.
С тех пор перестал Идэ всего бояться. И в лес, и на реку — всюду один ходит. Нигде ему не страшно.
Источник мудрости
В долганской сказке «Наследство шамана» сын охотника Бакыы получает от умирающего отца наставления о том, как жить дальше, дабы не знать ни нужды, ни горя. Старик даёт ему в наследство… закопчённый медный чайник, старую оленью шкуру и железку, похожую на весеннее солнце — хэйро. И говорит, что эти предметы накормят и напоят его, в чуме всегда будет тепло и еда, а те, кого парень встретит на пути, будут его любить и уважать. Так неодушевлённые предметы и ценности, с ними связанные, обретают больший смысл, чем любые богатства, становятся мостиком к счастливой жизни, символом благополучия и истинного успеха.
Не потерять свое маленькое хэйро стремятся жители и небольшого посёлка, и целого полуострова на краю Ойкумены. Пока живы сказки и те, кто считает их источником мудрости, живы традиции, живы этносы.
Строение мира
Северные сказки практически всегда описывают события, отталкиваясь от языческого мировоззрения. Все герои, локации, предметы занимают своё место в сложной иерархии северного фольклора. Выше всех стоят боги, создавшие мир и вдохнувшие в него жизнь: они живут в небесном царстве, куда попадают только благочестивые люди.
В сказках часто упоминаются воины, защитники, которые отправляются на смерть ради высшей цели. Сражаются они только с мифическими существами, а не с другими людьми. Из этого следует, что один из посылов северных сказок — что люди априори не враги друг другу и что в мире после смерти нет разницы, за кого ты сражался.
Мораль сказок чаще всего указывала на суровость жизни и важность выбора. В фольклоре много места отводится битвам и героям, которые пали в бою
В сюжете главную роль играют моральные и волевые качества, при этом различные сверхъестественные способности являются всего лишь их отображением.
Также северные сказки имеют ряд жестоких моментов. Действующие лица нередко погибают, при этом смерть описывается довольно подробно, вплоть до демонстрации обстоятельств (разрывание на куски, сжигание живьём). Главные герои нередко обладают огромной физической силой, но добиться положительного исхода помогают в основном хитрость и изобретательность.
Начало начал
По некоторым источникам, северные сказки начали появляться в V веке нашей эры. Народный фольклор тесно переплетается с древней мифологией и религией. До прихода христианства на севере царствовали язычники. Вера была настолько крепка, что даже после провозглашения христианства две религии существовали параллельно. Язычники Таймыра не ушли в подполье и продолжали совершать обряды.
Мифы и легенды народов полуострова Таймыр существовали задолго до распространения письменности. Этнограф и исследователь А.А. Попов полагал, что у бесписьменных народов образы восприятия ярче и более детализированы.
Коренные северные народности по-своему «тиражируют» образы многочисленных богов, каждый из которых условно за что-то отвечает. Устное народное творчество разнообразно: наряду с песнями, зачастую эпическими, иногда лирическими, веками существуют сказки, сказания, мифы, исторические предания и другие жанры. Многие из них рассказывают о столкновениях охотников и животных, об истории возникновения отдельных родов, явлениях культуры, бытовых особенностях.
Сложность исследований сказок севера — в их древности. Письменности у народов Севера не было, но была жажда познания мира, его образного осмысления — она и тянула людей к творчеству. Слагались песни и былины, сказки и легенды, мифы и предания.