Алкмеон
Вернувшись из похода против Фив, Алкмеон исполнил волю отца своего Амфиарая и отомстил матери за гибель отца. Своей рукой убил мать Алкмеон. Умирая, прокляла мать сына-убийцу и прокляла ту страну, которая даст ему приют.
Прогневались богини-мстительницы Эринии на Алкмеона и преследовали его всюду, где только ни старался он укрыться. Долго скитался несчастный Алкмеон, всюду стараясь найти приют и очищение от скверны пролитой крови. Наконец, пришел он в город Псофиду, в Аркадии. Там очистил его от скверны убийства царь Фегей. Женился Алкмеон на дочери Фегея Арсиное и думал спокойно жить в Псофиде. Но не сулила ему этого судьба. Проклятие матери преследовало его. Страшный голод и моровая язва распространились в Псофиде. Всюду царила смерть. Обратился к дельфийскому оракулу Алкмеон, и ответила ему прорицательница пифия, что должен он покинуть Псофиду и идти к богу реки, Ахелою; там только будет он очищен от убийства матери и найдет покой в стране, которая еще не существовала тогда, когда прокляла его мать. Покинув дом Фегея, свою жену Арсиною и сына Клития, Алкмеон отправился к Ахелою. По дороге посетил он в Калидоне Ойнея, который гостеприимно принял его.
Одиссея Гомера
- Гомер. Одиссея. Песнь первая
- Гомер. Одиссея. Песнь вторая
- Гомер. Одиссея. Песнь третья
- Гомер. Одиссея. Песнь четвертая(1)
- Гомер. Одиссея. Песнь четвертая(2)
- Гомер. Одиссея. Песнь пятая
- Гомер. Одиссея. Песнь шестая
- Гомер. Одиссея. Песнь седьмая
- Гомер. Одиссея. Песнь восьмая
- Гомер. Одиссея. Песнь девятая
- Гомер. Одиссея. Песнь десятая
- Гомер. Одиссея. Песнь одиннадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь двенадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь тринадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь четырнадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь пятнадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь шестнадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь семнадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь восемнадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь девятнадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь двадцатая
- Гомер. Одиссея. Песнь двадцать первая
- Гомер. Одиссея. Песнь двадцать вторая
- Гомер. Одиссея. Песнь двадцать третья
- Гомер. Одиссея. Песнь двадцать четвертая
Легендарный лабиринт
К всеобщему удивлению, Минос не осудил свою жену, ведь именно он был виноват в случившемся. Но и мириться с чудовищем он не собирался.
Вновь призванные на помощь Дедал и Икар построили сложнейший Кносский лабиринт, куда в последствии был заточен человек-бык, названный Минотавром.
Лабиринт Минотавра
Зная о его кровожадности, Минос отправлял людей в лабиринт для пропитания. Как правило, это были преступники, приговоренные к смертной казни.
Но у царя Крита был и родной сын – Андрогей. Однако долгой и счастливой жизни у юноши не сложилось, он был убит афинянами.
Желая отомстить за смерть наследника, Минос требовал ежегодной платы от афинян: семь девушек и семь юношей, которые отправлялись в лабиринт на съедение Минотавру.
Смельчак по имени Тесей
Несколько раз афинские юноши и девушки бесследно пропадали в лабиринте с ужасным монстром. И только Тесей, прибывший в очередной партии, смог победить Минотавра. Но как ему это удалось?
Ариадна, единоутробная сестра человека-быка, влюбилась в Тесея. Она понимала, что если не предпримет ничего для спасения молодого красавца, он будет обречен на смерть.
Способ спасения все же нашелся. Перед тем, как Тесей отправился в лабиринт, Ариадна подарила ему клубок нитей.
Умный парень догадался привязать один конец около входа. Более того, клубок был волшебным: коснувшись земли, он покатился сам собой, а Тесей следовал за ним, как за опытным проводником.
Клубок привел его в логово Минотавра, где тот мирно спал.
Как именно победил Тесей чудовище, не знает никто. Но существует несколько версий произошедшего.
- Первый источник утверждает, что Тесей убил Минотавра ударом кулака.
- Другие уверены, что он воспользовался мечом своего отца, Эгея.
- А третьи считают, что Минотавр был задушен.
Как бы там ни было, монстр был повержен. А волшебный клубок находчивой Ариадны помог Тесею и оставшимся в живых пленникам выбраться из лабиринта.
Царь Эгей
К сожалению, мифы с участием богов редко заканчиваются счастливым финалом.
Влюбленный Тесей, осознав, что не сможет жить без Ариадны, похитил ее и отправился к себе на родину.
В пути девушка утонула. Скорее всего, Посейдон поспособствовал этому, в качестве мести за убитого Минотавра.
Опечаленный Тесей впал в траур, забыв обо всем. Именно это послужило причиной других трагических событий.
После победы флаг на корабле необходимо было сменить на белый, чтобы народ Тесея видел приближающегося героя.
Однако гибель Ариадны не позволила ему этого сделать. Заметив черный флаг подплывающего корабля, который был символом плохих вестей, царь Эгей расценил это как весть о гибели сына, Тесея. Не вынеся потери, Эгей бросился в море, которое позднее было названо в его честь.
Рационалистическая версия легенды
Некоторые древние историки, занимавшиеся изучением мифов, описывали одну нестандартную, но очень интересную версию.
Ариадна и Тесей
В их трудах Минотавр, как чудовище с головой быка, является всего лишь аллегорией. На самом деле, он был человеком по имени Тавр.
Тавр являлся учителем Миноса, когда тот был совсем маленьким.
Легенды гласят, что Тавр был крайне жестоким человеком, а потому Минос решил учредить состязание, в ходе которого его учитель будет сражаться с присланными афинскими юношами.
Афины в то время действительно находились под властью Крита, и были обязаны платить дань людьми. Одолев 9 афинян, Тавр встретился с Тесеем, который смог одержать победу.
Образ Минотавра в культуре
Древнегреческие мифы часто ложатся в основу литературных произведений, а их колоритные персонажи являются источником вдохновения для многих авторов. Минотавр не стал исключением.
Кносский дворец-лабиринт царя Миноса Греция 1700 до н.э.
В литературе образ человека-быка можно найти:
- «Божественная комедия», Данте Алигьери
- «Дом Астерия», Хорхе Луис Борхес
- «Тезей», Мэри Рено
- «Лабиринт Минотавра», Роберт Шекли
- «Минотавр», Фридрих Дюрренматт
- «Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре», Виктор Пелевин
Разумеется, подлинность легенды о Минотавре и Тесее не подтверждена.
К ней можно относиться и как к сказке, и как к аллегорическому рассказу, и как к поучительной истории.
Однако дворец Минотавра сохранился, хоть и в полуразрушенном виде, несмотря на почтенный возраст, равный 4 тыс. лет.
Главных героев изображали на полотнах картин, поверхностях ваз, в виде скульптур. Тесей и Ариадна, влюбленные и смелые, навсегда останутся в памяти людей, как спасители человечества от страшного чудовища с головой быка и телом человека.
Антигона
После победы над аргосцами фиванцы устроили роскошные похороны Этеоклу и всем павшим воинам, а Полиника решили Креонт и фиванцы лишить погребения как приведшего иноземное войско против Фив. Труп его лежал у городских стен в поле, оставленный на растерзание хищных животных и птиц. Обречена была душа Полиника на вечное скитание, не могла она найти успокоение в царстве душ умерших.
Страдала благородная, готовая на всякое самопожертвование дочь Эдипа, Антигона, видя то бесчестие, на которое обречен был ее брат. Несмотря ни на что, решила она сама предать земле тело Полиника. Смерть, которой грозил Креонт всякому, кто осмелится предать земле Полиника, совершив все погребальные обряды, не пугала ее. Антигона звала идти с собою и сестру Исмену, но робкая сестра не решилась помочь сестре, страшась гнева Креонта. Она даже старалась уговорить Антигону не идти наперекор воле царя Фив, она напоминала ей о той участи, которая постигла мать их и братьев. Неужели Антигона хочет погубить себя и ее? Не послушалась Исмены Антигона: она готова одна исполнить долг пред братом, готова безропотно вынести все, лишь бы не остался непогребенным Полиник. И Антигона исполнила свое решение.
Аполлон и Афина-Паллада спасают Ореста от преследования Эриний
Гонимый мстительными Эриниями, измученный скитаниями и горем, пришел, наконец, Орест в священные Дельфы и сел там в храме Аполлона около омфала. Даже в храм Аполлона последовали за ним ужасные богини, но там усыпил их бог-стреловержец, и сомкнулись их ужасные очи сном.
Аполлон же тайно от Эриний явился Оресту и повелел ему идти в Афины и там молить защиты у древнего изображения богини Афины-Паллады. Бог обещал свою помощь несчастному Оресту, а в проводники дал ему своего брата, бога Гермеса. Встал Орест, тихонько вышел из храма и пошел с Гермесом в Афины.
Только что ушел он, как из земли поднялась в храме Аполлона тень Клитемнестры. Увидав спящих Эриний, стала она будить их и укорять за то, что перестали они преследовать убийцу, пролившего кровь матери. Она торопила их погнаться скорее за скрывшимся Орестом и не давать ему ни на минуту покоя. Но крепким, тяжелым сном спали Эринии, во сне стонали они, временами вскрикивая, словно преследуя бегущего от них убийцу. Наконец, с большим трудом проснулась одна из Эриний и разбудила других. В ярость пришли Эринии, увидав, что скрылся Орест. Стали они упрекать Аполлона за то, что вырвал он из их рук убийцу, но Аполлон, грозя луком, изгнал их из своего храма. Полные яростного гнева, нестройной толпой понеслись богини по следам Ореста.
Олимп
Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окружённый сонмом богов. Здесь и супруга его Гера, и златокудрый Аполлон с сестрой своей Артемидой, и златая Афродита, и могучая дочь Зевса Афина, и много других богов. Три прекрасные оры охраняют вход на высокий Олимп и подымают закрывающее врата густое облако, когда боги нисходят на землю или возносятся в светлые чертоги Зевса. Высоко над Олимпом раскинулось голубое бездонное небо, и льётся с него золотой свет. Ни дождя, ни снега не бывает в царстве Зевса; вечно там светлое, радостное лето. А ниже клубятся облака, порой закрывают они далёкую землю. Там, на земле, весну и лето сменяют осень и зима, радость и веселье сменяются несчастьем и горем. Правда, и боги знают печали, но они скоро проходят, и снова водворяется радость на Олимпе.
Пируют боги в своих золотых чертогах, построенных сыном Зевса Гефестом. Царь Зевс сидит на высоком золотом троне. Величием и гордо-спокойным сознанием власти и могущества дышит мужественное прекрасное лицо Зевса. У трона его богиня мира Эйрена и постоянная спутница Зевса крылатая богиня победы Ника. Вот входит величественная богиня Гера, жена Зевса. Зевс чтит свою жену; почётом окружают Геру, покровительницу брака, все боги Олимпа. Когда, блистая своей красотой, в пышном наряде, Гера входит в пиршественный зал, все боги встают и склоняются перед женой громовержца. А она идёт к золотому трону и садится рядом с Зевсом. Около трона Геры стоит её посланница, богиня радуги, легкокрылая Ирида, всегда готовая быстро нестись на радужных крыльях в самые дальние края земли исполнять повеления Геры.
Пируют боги. Дочь Зевса, юная Геба, и сын царя Трои Ганимед, любимец Зевса, получивший от него бессмертие, подносят им амброзию и нектар — пищу и напиток богов. Прекрасные хариты и музы услаждают их пением и танцами. Взявшись за руки, водят они хороводы, а боги любуются их лёгкими движениями и дивной, вечно юной красотой. Веселее становится пир олимпийцев. На этих пирах решают боги все дела, на них определяют они судьбу мира и людей.
С Олимпа рассылает людям Зевс свои дары и утверждает на земле порядок и законы. В руках Зевса судьба людей: счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть. Два больших сосуда стоят у ворот дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом — зла. Зевс черпает из сосудов добро и зло и посылает людям. Горе тому человеку, которому громовержец черпает дары только из сосуда со злом. Горе и тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов. Грозно сдвинет сын Крона свои густые брови, чёрные тучи заволокут небо. Разгневается великий Зевс, и страшно поднимутся волосы на голове его, глаза загорятся нестерпимым блеском; взмахнет он своей десницей — удары грома раскатятся по всему небу, сверкнёт пламенная молния и сотрясётся высокий Олимп.
У трона Зевса стоит хранящая законы богиня Фемида. Она созывает, по повелению громовержца, собрания богов на Олимпе и народные собрания на земле, наблюдает, чтобы не нарушались порядок и закон. На Олимпе и дочь Зевса богиня Дикэ, наблюдающая за правосудием. Строго карает Зевс неправедных судей, когда Дикэ доносит ему, что не соблюдают они законов, данных Зевсом. Богиня Дикэ — защитница правды и враг обмана.
Но хотя посылает людям счастье и несчастье Зевс, всё же судьбу людей определяют неумолимые богини судьбы — мойры, живущие на Олимпе. Судьба самого Зевса в их руках. Властвует рок над смертными и над богами. Никому не уйти от велений неумолимого рока. Нет такой силы, такой власти, которая могла бы изменить хоть что-нибудь в том, что предназначено богам и смертным. Одни мойры знают веления рока. Мойра Клото прядёт жизненную нить человека, определяя срок его жизни. Оборвётся нить — и кончится жизнь. Мойра Лахесис вынимает, не глядя, жребий, который выпадает человеку в жизни. Никто не в силах изменить определенной мойрами судьбы, так как третья мойра, Атропос, всё, что назначили в жизни человеку её сёстры, заносит в длинный свиток, а что занесено в свиток судьбы, то неизбежно. Неумолимы великие, суровые мойры.
Есть и ещё на Олимпе богиня судьбы — это Тюхе, богиня счастья и благоденствия. Из рога изобилия, рога божественной козы Амалфеи, молоком которой был вскормлен Зевс, сыплет она дары людям, и счастлив тот человек, который встретит на своём жизненном пути богиню счастья Тюхе. Но как редко это бывает и как несчастлив тот человек, от которого отвернётся богиня Тюхе, только что дававшая ему свои Дары!
Так царит окруженный сонмом богов на Олимпе Зевс, охраняя порядок во всём мире.
Геракл на службе у Эврисфея
Трусливый Эврисфей боялся Геракла, не пускал его в свой город Микены, а приказы передавал через посланника.
Немейский лев (первый подвиг)
У города Немеи обитал огромный лев. Геракл нашёл его логово с двумя входами, завалил один из них камнями, у другого подкараулил зверя и попытался расстрелять из лука, но стрелы отскакивали от его шкуры. Тогда Геракл оглушил немейского льва па́лицей, задушил и отнёс Эврисфею.
Эврисфей понял, как силён Геракл, и запретил ему приближаться к воротам Микен. На доказательства подвигов Эврисфей теперь смотрел только с высоких городских стен.
Лернейская гидра (второй подвиг)
Гидра, чудовище с телом льва и девятью драконьими головами, обитала в болоте возле городе Лерна и истребляла стада горожан. Одна из голов лернейской гидры была бессмертной.
Взяв с собой любимого племянника Иолая, Геракл отправился на болото, выманил гидру из её логова, придавил ногой к земле и начал сбивать ей головы па́лицей, но на месте каждой сбитой головы вырастали две новые.
На помощь лернейской гидре из болота выполз огромный рак и впился клешнями в ногу Геракла. Иолай убил рака и начал прижигать шеи гидры на месте срубленных голов. Головы перестали вырастать, и Геракл убил гидру. Её бессмертную голову он похоронил под огромной скалой, а ядовитой желчью обмазал свои стрелы.
Стимфалийские птицы (третий подвиг)
Кратко Подробный пересказ
На жителей города Стимфала нападали птицы с медными когтями и клювами. У них были бронзовые перья, которые чудовища метали как стрелы. Геракл, по совету Афины, взобрался на высокий холм и напугал стимфалийских птиц, ударяя в медные барабаны, которые дала ему богиня. Острые перья птиц не доставали до героя, и Геракл перестрелял их из лука. Уцелевшие птицы навсегда покинули Грецию.
Керинейская лань (четвёртый подвиг)
Артемида в наказание людям послала лань, опустошающую поля.
- Артемида
- — богиня охоты, плодородия и женского целомудрия.
Геракл гонялся за керинейской ланью целый год, наконец ранил её стрелой в ногу и только тогда сумел поймать живой, как потребовал Эврисфей. Артемиду разозлило, что Геракл ранил её любимую лань. Герой объяснил богине, что сделал это по приказу Эврисфея. Богиня простила героя, и он отдал Эврисфею живую лань.
Эриманфский кабан и битва с кентаврами (пятый подвиг)
Окрестности горы Эриманф опустошал чудовищной силы кабан с огромными клыками, которого предстояло убить Гераклу. По дороге к горе герой навестил кентавра Фола.
- Кентавр
- — мифическое существо, получеловек-полуконь.
Фол без разрешения открыл драгоценное вино, принадлежавшее всем кентаврам. Те напали на Геракла, а потом спрятались от его отравленных стрел в пещере Хирона.
- Хирон
- — мудрейший из кентавров, друг и наставник Геракла.
Геракл случайно ранил Хирона, и тот, смертельно отравленный, добровольно ушёл в мрачное царство Аида.
- Аид
- — бог подземного царства мёртвых, брат Зевса.
Опечаленный Геракл отправился на гору Эриманф, загнал кабана в глубокий снег на её вершине, связал его и живым отнёс в Микены. Увидев чудище, Эврисфей спрятался в большой бронзовый кувшин.
Скотный двор царя Авгия (шестой подвиг)
Кратко Подробный пересказ
У царя Авгия были огромные стада. Геракл заявил, что очистит хлева́ он навоза за один день, если царь отдаст ему десятую часть своих стад. Авгий согласился, считая эту работу невыполнимой.
Геракл направил на скотный двор во́ды двух рек, которые за один день смыли весь скопившийся там навоз. Герой явился к Авгию за наградой, но царь ему отказал.
Освободившись от власти Эврисфея, Геракл разгромил войска Авгия и убил царя отравленной стрелой. В честь этой победы герой учредил Олимпийские игры.
Критский бык (седьмой подвиг)
Посейдон послал критскому царю Миносу прекрасного быка, чтобы тот принёс животное ему в жертву.
- Посейдон
- — бог морей, брат Зевса.
Минос оставил быка себе, а в жертву Посейдону принёс другого. Разгневанный бог наслал на быка бешенство.
Геракл укротил быка и привёл его в Микены. Эврисфей побоялся оставить быка и отпустил его на волю. Бешеный бык понёсся на север, где его убил Тесей.
- Тесей
- — величайший герой Афин, убивший Минотавра.
Кони Диомеда (восьмой подвиг)
У царя Диомеда были невероятно сильные и красивые кони. Диомед держал их на железных цепях и кормил мясом чужеземцев, попавших в его царство.
Собрав друзей, Геракл явился к Диомеду и увёл коней на свой корабль. Царь догнал героя и вступил с ним в битву. Тем временем дикие кони растерзали друга Геракла.
Победив Диомеда, Геракл устроил другу пышные похороны, а коней привёл Эврисфею. Тот велел выпустить их на волю — кони убежали в леса, где их растерзали животные.
Аргонавты в Вифинии (Амик)
На следующий день утром пристали аргонавты к берегу Вифинии. Не встретили их там так гостеприимно, как в Кизике. В Вифинии на берегу моря жили бебрики, правил ими царь Амик. Он гордился своей исполинской силой и славой непобедимого кулачного бойца. Всех чужестранцев заставлял жестокий царь биться с собой и безжалостно убивал их могучим ударом кулака. Насмешками встретил Амик аргонавтов, бродягами назвал он великих героев и вызывал сильнейшего из них на бой, если только отважится кто-нибудь из них помериться с ним силами. Разгневались герои. Из их среды вышел юный сын Зевса и Леды, Полидевк.
Посейдон и божества моря
Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец великого брата громовержца Зевса, колебателя земли Посейдона. Властвует над морями Посейдон, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем. Там, в глубине моря, живет с Посейдоном и его прекрасная супруга Амфитрита, дочь морского вещего старца Нерея, которую похитил великий властитель морской глубины Посейдон у ее отца.
Он увидал однажды, как водила она хоровод со своими сестрами-нереидами на берегу острова Наксоса. Пленился бог моря прекрасной Амфитритой и хотел увезти ее на своей колеснице. Но Амфитрита укрылась у титана Атласа, который держит на своих могучих плечах небесный свод.
Долго не мог Посейдон найти прекрасную дочь Нерея. Наконец открыл ему ее убежище дельфин; за эту услугу Посейдон поместил дельфина в число небесных созвездий. Посейдон похитил у Атласа прекрасную дочь Нерея и женился на ней.
С тех пор живет Амфитрита с мужем своим Посейдоном в подводном дворце. Высоко над дворцом шумят морские волны. Сонм морских божеств окружает Посейдона, послушный его воле. Среди них сын Посейдона Тритон, громовым звуком своей трубы из раковины вызывающий грозные бури.
Среди божеств – и прекрасные сестры Амфитриты, нереиды. Посейдон властвует над морем. Когда он на своей колеснице, запряженной дивными конями, мчится по морю, тогда расступаются вечно шумящие волны и дают дорогу повелителю Посейдону.
Равный красотой самому Зевсу, быстро несется он по безбрежному морю, а вокруг него играют дельфины, рыбы выплывают из морской глубины и теснятся вокруг его колесницы. Когда же взмахнет Посейдон своим грозным трезубцем, тогда, словно горы, вздымаются морские волны, покрытые белыми гребнями пены, и бушует на море свирепая буря.
Бьются тогда с шумом морские валы о прибрежные скалы и колеблют землю. Но простирает Посейдон свой трезубец над волнами, и они успокаиваются. Стихает буря, снова спокойно море, ровно, как зеркало, и чуть слышно плещется у берега – синее, беспредельное.
Много божеств окружает великого брата Зевса, Посейдона; среди них вещий морской старец, Нерей, ведающий все сокровенные тайны будущего. Нерею чужды ложь и обман; только правду открывает он богам и смертным. Мудры советы, которые дает вещий старец.
Пятьдесят прекрасных дочерей у Нерея. Весело плещутся юные нереиды в волнах моря, сверкая среди них своей божественной красотой. Взявшись за руки, вереницей выплывают они из морской пучины и водят хоровод на берегу под ласковый плеск тихо набегающих на берег волн спокойного моря.
Эхо прибрежных скал повторяет тогда звуки их нежного пения, подобного тихому рокоту моря. Нереиды покровительствуют мореходу и дают ему счастливое плавание.
Среди божеств моря – и старец Протей, меняющий, подобно морю, свой образ и превращающийся, по желанию, в различных животных и чудовищ. Он тоже вещий бог, нужно только уметь застигнуть его неожиданно, овладеть им и заставить его открыть тайну будущего.
Среди спутников колебателя земли Посейдона и бог Главк, покровитель моряков и рыбаков, и он обладает даром прорицания. Часто, всплывая из глубины моря, открывал он будущее и давал мудрые советы смертным. Могучи боги моря, велика их власть, но властвует над всеми ними великий брат Зевса Посейдон.
Все моря и все земли обтекает седой Океан (Греки утверждали, что всю землю кругом обтекает поток, катящий свои воды в вечном водовороте.) – бог-титан, равный самому Зевсу по почету и славе. Он живет далеко на границах мира, и не тревожат его сердце дела земли.
Три тысячи сыновей – речных богов и три тысячи дочерей – океанид, богинь ручьев и источников, у Океана. Сыновья и дочери великого бога Океана дают благоденствие и радость смертным своей вечнокатящейся живящей водой, они поят ею всю землю и все живое.
Пять веков[*]
Изложено по поэме Гесиода «Труды и дни».
Живущие на светлом Олимпе бессмертные боги первый род людской создали счастливым; это был золотой век. Бог Крон правил тогда на небе. Как блаженные боги, жили в те времена люди, не зная ни заботы, ни труда, ни печали. Не знали они и немощной старости; всегда были сильны и крепки их ноги и руки. Безболезненная я счастливая жизнь их была вечным пиром. Смерть, наступавшая после долгой их жизни, похожа была на спокойный, тихий сон. Они имели при жизни все в изобилии. Земля сама давала им богатые плоды, и не приходилось им тратить труд на возделывание полей и садов. Многочисленны были их стада, и спокойно паслись они на тучных пастбищах. Безмятежно жили люди золотого века. Сами боги приходили к ним советоваться. Но золотой век на земле кончился, и никого не осталось из людей этого поколения. После смерти люди золотом века стали духами, покровителями людей новых поколений. Окутанные туманом, они носятся по всей земле, защищая правду и карая зло. Так наградил их Зевс после их смерти.
Второй людской род и второй век уже не были такими счастливыми, как первый. Это был серебряный век. Не были равны ни силой, ни разумом люди серебряного века людям золотого. Сто лет росли они неразумными в домах своих матерей, только возмужав, покидали они их. Коротка была их жизнь в зрелом возрасте, а так как они были неразумны, то много несчастий и горя видели они в жизни. Непокорны были люди серебряного века. Они не повиновались бессмертным богам и не хотели сжигать им жертвы на алтарях, Великий сын Крона Зевс уничтожил род их на земле. Он разгневался на них за то, что не повиновались они богам, живущим на светлом Олимпе. Зевс поселил их в подземном сумрачном царстве. Там и живут они, не зная ни радости, ни печалей; им тоже воздают почести люди.
Отец Зевс создал третий род и третий век – век медный. Не похож он на серебряный. Из древка копья создал Зевс людей – страшных и могучих. Возлюбили люди медного века гордость и войну, обильную стонами. Не знали они земледелия и не ели плодов земли, которые дают сады и пашни. Зевс дал им громадный рост и несокрушимую силу. Неукротимо, мужественно было их сердце и неодолимы их руки. Оружие их было выковано из меди, из меди были их дома, медными орудиями работали они. Не знали еще в те времена темного железа. Своими собственными руками уничтожала друг друга люди медного века. Быстро сошли они в мрачное царство ужасного Аида. Как ни были они сильны, все же черная смерть похитила их, и покинули они ясный свет солнца.
Лишь только этот род сошел в царство теней, тотчас же великий Зевс создал на кормящей всех земле четвертый век и новый род людской, более благородный, более справедливый, равный богам род полубогов-героев. И они все погибли в злых войнах и ужасных кровопролитных битвах. Одни погибли у семивратных Фив, в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа. Другие пали под Троей, куда явились они за прекраснокудрой Еленой, переплыл на кораблях широкое море. Когда всех их похитила смерть, Зевс-громовержец поселил их на краю земли, вдали от живых людей. Полубоги-герои живут на островах блаженных у бурных вод Океана счастливой, беспечальной жизнью. Там плодородная земля трижды в год дает им плоды, сладкие, как мед.
Последний, пятый век и род людской – железный. Он продолжается и теперь на земле. Ночью и днем, не переставая, губят людей печали и изнурительный труд. Боги посылают людям тяжкие заботы. Правда, к злу примешивают боги и добро, но все же зла больше, оно царит всюду. Не чтут дети родителей; друг не верен другу; гость не находит гостеприимства; нет любви между братьями. Не соблюдают люди данной клятвы, не ценят правды и добра. Друг у друга разрушают города. Всюду властвует насилие. Ценятся лишь гордость да сила. Богини Совесть и Правосудие покинули людей. В своих белых одеждах взлетели они на высокий Олимп к бессмертным богам, а людям остались только тяжкие беды, и нет у них защиты от зла.
Серебряный век. Лукас Кранах Старший, около 1530
← 48 стр.
Легенды и мифы Древней Греции
50 стр. →
Страницы: ← 49 →Всего 213 страниц
«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2023Обратная связь
Царство мрачного Аида
Глубоко под землёй царит неумолимый, мрачный брат Зевса Аид. Никогда не проникают туда лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в печальное царство Аида. Мрачные реки текут в нём. Там протекает всё леденящая священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги.
Катят там свои волны Коцит и Ахеронт; души умерших оглашают стенаниями, полными печали, их мрачные берега. В подземном царстве струятся и дающие забвение всего земного воды реки Леты. По мрачным полям царства Аида, заросшим бледными цветами асфодела, носятся бесплотные лёгкие тени умерших. Они сетуют на свою безрадостную жизнь без света и без желаний. Тихо раздаются их стоны, едва уловимые, подобные шелесту увядших листьев, гонимых осенним ветром. Нет никому возврата из этого царства печали. Трёхглавый пес Кербер, на шее которого движутся с грозным шипением змеи, сторожит выход. Суровый старый Харон, перевозчик душ умерших, не повезёт через мрачные воды Ахеронта ни одну душу обратно, туда, где светит ярко солнце жизни.
Властитель этого царства Аид сидит на золотом троне со своей женой Персефоной. Ему служат неумолимые богини мщения эринии. Грозные, с бичами и змеями, преследуют они преступника, не дают ему ни минуты покоя и терзают его угрызениями совести; нигде нельзя скрыться от них, всюду находят они свою жертву. У трона Аида сидят судьи царства умерших — Минос и Радамант. Здесь же, у трона, бог смерти Танат с мечом в руках, в чёрном плаще, с громадными чёрными крыльями. Могильным холодом веют эти крылья, когда прилетает Танат к ложу умирающего, чтобы срезать своим мечом прядь волос с его головы и исторгнуть душу. Рядом с Танатом и мрачные Керы. На крыльях носятся они, неистовые, по полю битвы. Керы ликуют, видя, как один за другим падают сражённые воины; своими кроваво-красными губами припадают они к ранам, жадно пьют горячую кровь сражённых и вырывают из тела их души.
Здесь же, у трона Аида, и прекрасный юный бог сна Гипнос. Он неслышно носится на своих крыльях над землёй с головками мака в руках и льёт из рога снотворный напиток. Нежно касается Гипнос своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и погружает смертных в сладкий сон. Могуч бог Гипнос, не могут противиться ему ни смертные, ни боги, ни даже сам громовержец Зевс: и ему Гипнос смыкает грозные очи и погружает его в глубокий сон.
Носятся в мрачном царстве Аида и боги сновидений. Есть среди них боги, дающие вещие и радостные сновидения, но есть боги и страшных, гнетущих сновидений, пугающих и мучающих людей. Есть боги лживых снов: они вводят человека в заблуждение и часто ведут его к гибели.
Царство Аида полно мрака и ужасов. Там бродит во тьме ужасное привидение Эмпуса с ослиными ногами; заманив в ночной тьме хитростью людей в уединённое место, оно выпивает всю кровь и пожирает их ещё трепещущее тело. Там бродит и чудовищная Ламия; она ночью пробирается в спальню счастливых матерей и крадёт у них детей, чтобы напиться их крови. Над всеми привидениями и чудовищами властвует великая богиня Геката. Три тела и три головы у неё. Безлунной ночью блуждает она в глубокой тьме по дорогам и у могил со всей своей ужасной свитой, окружённая стигийскими собаками. Она посылает ужасы и тяжкие сны на землю и губит людей. Гекату призывают как помощницу в колдовстве, но она же и единственная помощница против колдовства для тех, которые чтят её и приносят ей на распутьях, где расходятся три дороги, в жертву собак.
Ужасно царство Аида, и ненавистно оно людям.
Оры (горы) — дочери Зевса и Фемиды, богини времён года Эвномия, Дике и Эфрена.
Хариты — дочери Зевса и Океаниды Эвриномы. Богини красоты и изящества. Музы — девять дочерей Зевса и Мнемосины. Богини поэзии, искусства и наук.
Асфодел — дикий тюльпан.
Мифы о Богах и героях
- Зевс свергает Крона. Борьба олимпийцев с титанами
- Зет и Амфион
- Рождение Зевса
- Рождение Аполлона
- Рождение Афины
- Рождение и воспитание Диониса
- Рождение и воспитание Тесея
- Рождение Персея
- Царство мрачного Аида (Плутона)
- Беллерофонт
- Борей и Орифия
- Борьба Зевса с Тифоном
- Борьба Аполлона с Пифоном и основание Дельфийского оракула
- Возвращение Персея на Сериф
- Гефест
- Гера
- Гераклиды
- Гермес похищает коров Аполлона
- Гермес
- Гиацинт
- Гименей
- Данаиды
- Дафна
- Дедал и Икар
- Девкалион и Пирра (потоп)
- Дионис и его свита
- Диоскуры — Кастор и Полидевк
- Дочери Миния
- Ликург
- Фаэтон
- Фрикс и Гелла
- Европа
- Икарий
- Ио
- Адонис
- Актеон
- Аполлон и музы
- Аполлон у Адмета
- Атрей и Фиест
- Афродита
- Асклепий (Эскулап)
- Арахна
- Арес
- Артемида
- Нарцисс
- Ниоба
- Ночь, луна, заря и солнце
- Кадм
- Кекроп, Эрихтоний и Эрехтей
- Кефал и Прокрида
- Марсий
- Мелеагр
- Мидас
- Эак
- Эсак и Гесперия
- Эрисихтон
- Эрот
- Олимп
- Орфей в подземном царстве
- Тантал
- Тесей и Амазонки
- Тесей в Афинах
- Сизиф
- Тирренские морские разбойники
- Состязание Пана с Аполлоном
- Свадьба Персея
- Смерть Орфея
- Сыновья Алоэя
- Триптолем
- Пан и Сиринга
- Пан
- Пандора
- Пелопс
- Персей и Атлас
- Персей в Аргосе
- Персей
- Персей убивает Горгону медузу
- Персей спасает Андромеду
- Пигмалион
- Полифем, Акид и Галатея
- Подвигы Тесея на пути в Афины
- Похищение Елены. Тесей и Пейрифой решают похитить Персифону. Смерть Тесея
- Похищение Персефоны Аидом
- Посейдон и божества моря
- Путешествие Тесея на Крит
- Происхождение мира и богов
- Прокна и Филомела
- Прометей
- Пять веков
Как произошел мир и Боги
В самом начале времен был один только Хаос, из которого все и возникло. Сначала появилась Гея (Земля), самая первая богиня, давшая жизнь всему живому и родившая Урана (небо), взявшего Землю себе в жены. В глубинах Земли — Тартар, олицетворяющий вечную тьму. Всеобъемлющую Любовь представлял Эрос. Так началось создание мира.
В безграничном хаосе зародились мрак и ночь, это были Эреб и Нюкта , а от них — Эфир (свет) и Гемера (день). Так на Земле появились темное и светлое время суток. У Геи и Урана были дети — 6 дочерей и 6 сыновей, грозные и могучие титаны, которые в свою очередь породили звезды, зарю, ветра, океан, реки, Луну и Солнца. Все они олицетворяли субъекты или явления природы.
Но, помимо титанов, породили Гея и Уран необычайно сильных великанов — трех одноглазых, еще трех огромных, высотой такой же, как горы, имеющих сто рук и 50 голов, назывались они Гекатонхейры. Отец ненавидел своих детей за уродство и держал их в темных глубинах Земли.
Тогда стала подговаривать Гея титанов воспротивится отцу, но те очень его боялись. Был среди детей хитрый Крон, он то и сверг отца и забрал у него власть. А Богиня Ночи, чтобы отомстить Крону, родила отвратительных существ, среди которых — Танату (смерть), Эриду (раздор), Кер (уничтожение), Апату (обман), Немесиду (месть), Гипнос (сны-кошмары),