«сказки для добрых сердец» наталья абрамцева

Библиография | журнал «библиотека в школе» №14/2005

Библиография

«Сказка о весёлой пчеле» — книжка сказок, Москва, «Детская литература» — 1985 год
«Что такое зима» — книжка сказок, Москва, «Детская литература» — 1988 год
«А я кто?» — книжка сказок, Москва, «Малыш», — 1989 год
«Зачарованная избушка» — книжка сказок, Москва, «Малыш», — 1989 год
«Пёстрая сказка» — книга сказок, Москва, «Молодая гвардия», — 1989 год
«День рождения» — книга сказок, Москва, «Искусство», — 1990 год
«Женский календарь» — двенадцать сказок, Москва, Госполитиздат, 1991 год
«Сказки Натальи Абрамцевой» — книжка сказок, Москва, издательство «Композитор», 1995 год
Мультипликационные фильмы — три фильма, Москва-ГДР, 1991-93 годы
«Новогодние сказки» — книга пьес-сказок, Москва, 1998 год
«Сказки для добрых сердец» — книга сказок, подарочное издание, Москва-Смоленск, 1998 год
«С кем разговаривают собаки» — книга рассказов и сказок, Москва, 1998 год
ДИАФИЛЬМЫ — пять диафильмов, Москва, студия «Диафильм», 1986—1987 год
«Таинственные следы» — пьеса-сказка, 1989 год
«Сказки про струмышек» — цикл детских пьес-сказок для радио, Москва, 1989—1991 год
«Приглашает Снегурочка» — пьеса-сказка, 1986 год
«Чудесный подарок» — пьеса-сказка, 1988 год
«Танец маленьких лягушат» — пьеса-сказка, 1992 год
«Сладкая морковка Деда Петушка» — пьеса-сказка, 1993 год
«Снегурочка и Белоснежка» — пьеса-сказка, 1994 год
«Наташины сказки» — пять сказок в рекламном вестнике «Иванушка» Япония, 1989-1990 год
«Ночная сказка» и ещё 33 сказки для журнала «Патриот», Бельгия, общество «Родина», 1986 год
«Ключ земли» — сборник сказок — Москва, Молодая гвардия, 1991 год
Статья о сказке — журнал «Костёр» — Япония, 1993 год.
«Подарки Деда Мороза» — пьеса-сказка, Москва, ТЮЗ, 1998 год.
Наследство тётушки Мегги — книга сказок — Москва, Мегатрон, 1999 год
Рождественские грёзы — книга сказок — Москва, Мегатрон, 1999 год
Новый год на сцене — новогодние пьесы — Москва, Эслан, 2002 год
Рождественские грёзы м 2-издание книга сказок — Москва, «Эслан», 2003 год
Радуга в сочельник м книга сказок
м Москва, «Совушка», 2003 год
Ступени мудрости(15 сказок Н. Абрамцевой) м А. Лапатина и М. Скребцова — Москва, Книжный дом «Локус», 2003 год
Лесные сказки для любого театра м пьесы, Н. Абрамцева, К. Абрамцев — Москва, «Эслан», 2004 год
«Рождественские грёзы», 2011, М. «Горлица»

Публикации в изданиях продолжаются:

«Мир женщины», «Сударушка», «Деловая женщина», «Частная жизнь», «Работница», «Наш любимый малыш», «Молодая гвардия», «Детское чтение для сердца и разума» (многократно), «Театр на трёх стульях», «Почемучка», «Познайка», «Мой зверь», «Между кошкой и собакой», «Лиза», «Граница России», «Все каналы Москвы», «Фома», «Надежда», и многих других.

Творческий путь

Творческая биография Натальи Абрамцевой началась на заре 70-х годов. Первые заметки и наработки писательницы не сохранились. Известно, что какое-то время женщина пыталась работать с изданием «Комсомольская правда», в отделе писем.

Отвечая на обращения читателей, она готовила серьезные тексты, которые шли вразрез с редакционной политикой газеты. Там были приняты отписки, которые несли мало смысла, но зато заполняли колонку. Сотрудничество не задалось. Как раз из-за разницы подходов.

Первые серьезные пробы пера пришлось на 1974-й год. Семья перебралась в столицу, покинула Подмосковье. Наталья, чье состояние становилось все хуже, пыталась лечиться нетрадиционными способами. В ход шли методы восточной медицины, йога. Но никакого эффекта от них не было.

Отчаявшись, Абрамцева пыталась покончить с собой, наглотавшись таблеток. Но благодаря действиям скорой медицинской помощи ее удалось вернуть к жизни, не допустив серьезных последствий.

Это был единственный жест отчаяния. Больше Наталья Корнельевна не позволяла себе усомниться в ценности и необходимости жизни. В 1974 она впервые всерьез взялась за перо. Написала несколько сказок и очерков. На начальном этапе Абрамцева не показывала свои произведения никому, кроме родителей. Работала, что называется, в стол. На то, чтобы достичь признания, ей потребовалось почти 4 года.

Первый успех пришел в 1978 г. Сказка Н. Абрамцевой «Ласточка» была опубликована в газете «Ленинское знамя». Этот момент стал переломным в биографии писательницы. Буквально через 2 года она без проблем печаталась в крупных периодических изданиях. Ее сказки выходили регулярно. Работы Натальи были отмечены несколькими престижными премиями.

Далее дела стремительно идут в гору вместе с карьерой сказочницы. С 1985 до 90-го года на свет появляется целых 6 крупных произведений писательницы. Значительная часть из них — сборники. Читатели тепло встречали «Сказку о веселой пчеле», «Что такое зима», «День рождения».

Начиная с 90-х годов, Наталья Корнельевна берется за работу с новой силой. Ее произведения получают не только всесоюзную, а после распада страны — всероссийскую известность. Работами сказочницы интересовались и зарубежные читатели.

Еще при жизни писательницы ее труды были переведены на несколько языков: английский, французский и японский. Некоторые использовались как литературный материал для экранизаций. Мультипликационные работы по историям Абрамцевой известны до сих пор.

Наталья Корнельевна писала сценарии, готовилась к новым свершениям. Ее творчество получило распространение по всему миру и приобрело широчайшую известность за пределами новопостроенной страны и бывшего Союза. Однако болезнь в какой-то момент одержала верх.

За годы профессиональной активности на ниве литературы женщина написала десятки работ самых разных форм. Творчество Абрамцевой на момент ее преждевременной кончины насчитывало более 120 сказок, плюс очерки рассказы для взрослых и не только. Несмотря на все проблемы, она была очень продуктивной писательницей, которая буквально жила своим творчеством.

Сказка о двух снах

Жил-был сон. Добрый, веселый, разноцветный. Когда наплывала ночь, приходило время спать, сон забирался под подушки к маленьким и взрослым. И не только к ним. Сон проскальзывал под подстилки к ласковым кошкам и даже самым сердитым собакам. Заберется сон под
подушку или подстилку и начинает рассказывать разные интересные приятные истории.
Добрый сон знал множество забавных сказок и историй. Например, мамам сон рассказывал о том, что их дочки получали пятерки по рисованию, или о том, что пирожки в последнее воскресенье очень удались.
Девочкам сон дарил сказку о том, что все на свете воробьи и вороны превратились в прекрасных жар-птиц. Это было слишком ярко, но очень красиво. Веселым котятам добрый сон напоминал о том, как весело играть с бумажным бантиком, а щенятам — о вкусной косточке.
Просто невозможно вспомнить все, что знал добрый сон. Добрый сон рассказывал о заснеженных сказочных зимних деревьях, о зеленой-пре-зеленой летней траве, о ледяных сосульках, о красной землянике, а еще о веселых играх и красивых куклах.
Добрый сон, наверное, потому и был добрым и веселым, что постоянно рассказывал о приятных вещах.
Ночью все спят, а потому забот у доброго сна хватало: одному успел присниться, другому, здесь успей, там не опоздай.
А если опоздает добрый сон? Тогда — беда: его опередит сон злой. Злой, грустный сон не рассказывал веселых, добрых сказок. Все его истории были печальными или даже страшноватыми.
Например, про бабу-ягу, или про ангину, или про то, как поссорились лучшие друзья. После такого сна обязательно болит голова, плакать хочется. Потому добрый сон всегда старался прошмыгнуть под подушку раньше злого. Добрый сон всегда старался защитить нас от сна злого.
Но как ни торопился добрый сон, не каждый раз удавалось ему уберечь всех от сна злого. И тогда вот что придумал добрый сон.
— Я поговорю со злым сном. Я попрошу его не рассказывать никому своих страшных, печальных сказок,— решил добрый сон.
И вот в стране Сказок, у волшебного озера, возле елки смешинок и грустинок, встретились два сна — добрый и злой. Поговорить встретились.
— Послушай, злой сон! Зачем ты злой? Ты что молчишь? Ответь, злой сон.
А он молчит.
— Ты злишься и потому рассказываешь грустные и страшные сказки? А он молчит. И вздыхает.
— Ты что молчишь?— удивляется добрый сон.— И что вздыхаешь? А? А он вздыхает грустно-грустно.
— Послушай!— спохватился добрый сон.— Может, ты вовсе не злой? Может, ты просто грустный оттого, что не знаешь ни одной доброй сказки?
Снова вздохнул сон, тот, что то ли злой, то ли грустный. Вздохнул, но на этот раз будто с облегчением.
— Добрый сон!— сказал он.— Ах, добрый сон! Мне так грустно-прегрустно… Я очень не хочу быть злым. Но дело в том… В том дело. Я думаю, ты не поверишь, но я правда не знаю ни одной доброй сказки. Потому и рассказываю злые. Ведь я же сон, мне положено что-нибудь рассказывать.
— Неужели?! Неужели ты не знаешь ни одной доброй сказки?! Ведь их так много.
— Не знаю… Ни одной…
— Как же это вышло так, бедный грустный сон?
— Не помню…
— Что же мне с тобой делать?— совсем растерялся добрый сон.
— Не знаю…
В это время волшебная елка, под которой разговаривали сны, елка смешинок и грустинок, зашуршала своими иголками-хвоинками. Сны прислушались. Тогда елка уронила одну иголочку, потом еще одну, потом еще, и еще, и еще… Падали зеленые иголки и превращались в яркие разноцветные листы с веселыми картинками. Листочки легли один на Другой, а две последние упавшие елкины иголки превратились в замечательную зеленую обложку, и получилась книжка «ДОБРЫЕ СКАЗКИ» — вот что было написано на обложке.
— Елка! — обрадовался добрый сон.— Милая елка, ты замечательно придумала. Пусть грустный сон читает добрые сказки, тогда он перестанет быть злым. Перестанешь?
— Перестану,— согласился второй сон. С тех пор, перед тем как присниться кому-нибудь, он читает одну из добрых сказок. Прочитал уже почти всю книжку.
Некоторые сказки знает наизусть и рассказывает по многу раз. Но иногда, по старой, злой привычке, он забывается и рассказывает печальные сказки. Реже, все реже и реже так получается. Ведь он уже не злой, а наполовину добрый. Не грустный, а наполовину веселый.
Скоро сон дочитает подаренную волшебной елкой книжку добрых сказок и станет обыкновенным добрым, веселым сном.
Подождем.

Биография

Наталья Абрамцева родилась в семье военного Корнелия Корнельевича Абрамцева (впоследствии известного писателя-драматурга) и учительницы русского языка и литературы Людмилы Николаевны. Вскоре отец был откомандирован на Украину в маленький городок Белокоровичи, где будущая писательница прожила с родителями два года. Вследствие перенесённого в раннем детстве заболевания спинного мозга она была прикована к постели. Несмотря на физический недуг, Наталья жила насыщенной жизнью: много читала, причём не только по-русски, но и по-английски, и по-испански, писала рассказы, очерки. Но главным делом писательницы стало сочинение сказок. Тот факт, что писательница прожила 40 лет, считается в медицине уникальным и труднообъяснимым.

Всего Наталья Абрамцева написала около 120 сказок и рассказов для детей и взрослых, 12 театральных пьес. Они переведены на многие иностранные языки; их ставят как пьесы и мюзиклы в театрах России, ближнего и дальнего зарубежья; произведения легли в основу сценариев мультфильмов. Отдельными изданиями вышли сборники «Сказки для добрых сердец», «Радуга в сочельник», «Рождественские грёзы», «Чудеса да и только», «Что такое зима», «С кем разговаривают собаки». Перу Натальи Абрамцевой принадлежат несколько сценариев телепередачи «Спокойной ночи, малыши!»

В 1978 г. была опубликована сказка ,,Ласточка», и с неё начинается триумфальное шествие её сказок. В 1984 г. она одновременно становится лауреатом премии года журнала ,,Огонёк» и ,,Советская женщина». В 90-ые гг. произведения писательницы обретают широкую международную известность.

В 1985 году выходит её первая книга «Сказка о весёлой пчеле», в 1988 — сборник «Что такое зима», в 1990 — сборник «День рождения», в 1992 — отрывной календарь для женщин со сказками писательницы.

С 1978 года регулярно публиковались в газетах «Вечерняя Москва», «Сударушка», журналах «Работница», «Познайка», «Лиза», «Фома» и многих других.

В 1990 году была принята в Союз писателей СССР.

А звездочки падают?

Щенок Тявка ловил звездочки. Тявка был совсем маленький, а потому считал: поймать звездочку не так уж и трудно. Тявка жил на даче. Забор дачи ему очень мешал. Вот слетает с неба звезда, и Тявка несется по влажной ночной траве, по грядкам, по клумбе, пробирается через крапиву

туда, где должна лежать упавшая звездочка, и вдруг – забор. «Оказывается, звездочка упала по ту сторону забора», – огорчался Тявка.

Тявка совсем избегался. Однажды, в который раз стукнувшись носом о забор, щенок решил немного отдохнуть и прилег тут же. Послышался смех. Тявка поднял голову и увидел на заборе соседского кота. Кот прямо-таки давился смехом.

– Глупый щенок! Совсем глупый! Что это ты делаешь?

– Я? Я ловлю звездочки, – ответил Тявка, – вернее, хочу поймать хотя бы одну. Но они всё падают не там, где нужно. За забором падают. Кот снова рассмеялся:

– Глупый щенок! Совсем глупый! •

– Почему? Почему я глупый? Я просто не умею прыгать через забор. Кот сидел на заборе и ухмылялся:

– Да потому ты глупый, что ловишь то, чего нельзя поймать!

– Нельзя?

– Конечно, нельзя, – важно говорил Кот, – ты уж мне поверь. Я долго жил в библиотеке и начитался всяких научных книг

– Ну и что? – возразил Тявка. – При чем здесь книги? Что в них написано о звездочках?

– Да хотя бы то, что звезды вообще не падают.

– Ну уж нет! Еще как падают! Сегодня уже четыре штуки упали!

– Вовсе это не звезды! – Кот начинал сердиться.

– Как же не звезды? Звезды – они и есть звезды, – спорил Тявка. Чересчур умный Кот устало вздохнул:

– Ну как же объяснить тебе попонятнее? Это не звезды. Это такие большие камни, которые летают очень высоко. Выше Луны. И когда падают на Землю, трутся о воздух и сгорают. Понятно?

– Понятно. Понятно, что все это че-пу-ха. Камни летают, сгорают – ерунда! Вы какие то неправильные книги читали, уважаемый Кот. Я пошел ловить звездочки. Пока!

И Тявка убежал. Кот смотрел ему вслед и качал головой.

«Маленький еще. Подрастет – разберется».

А Тявке было жаль Кота. «Бедный Кот, – думал он, совсем свихнулся от своей учености. Звезду от камня отличить не может».

Ранние годы и юность

Детская писательница Наталья Абрамцева появилась на свет 17 августа 1954 года. Местом рождения будущей талантливой сказочницы стала столица СССР, а затем России — город Москва.

Творческий путь ее, казалось, был предопределен чуть ли не с рождения. Женщина появилась на свет в семье творческих людей. Отца будущей писательницы звали Корнелием Корнельевичем Абрамцевым.

Долгие годы своей жизни он отдал советской армии. Служил в войсках. Будучи человеком военным, объездил всю страну, успел побывать в разных точках СССР, накапливая впечатления. И все же служба и армейская жизнь его совершенно не прельщали. Мужчина мечтал стать писателем. Тайно пробовал свои силы в литературе.

В возрасте 33 лет Корнелий Абрамцев создал первую пьесу. Меньше чем через год он поступил в литературный институт, где учился заочно. Одновременно нес службу в вооруженных силах.

Корнелий Корнелиевич Абрамцев, отец Натальи

Что удивительно, даже несмотря на плотный график, отец будущей писательницы умудрился закончить высшее учебное заведение и получить диплом.

Практически сразу после института Корнелий Корнельевич ушел в отставку, покинул службу и вплотную взялся за литературное творчество. Он известен, прежде всего, как талантливый драматург.

Публиковался мужчина мало. Свои пьесы отправлял прямо в театры, где их с удовольствием ставили. Произведения Абрамцева отличались оригинальными сюжетами и тонким, почти английским юмором.

Сам писатель не считал себя особо талантливым человеком. Свой успех объяснял огромным количеством трудов и усилий, которые прикладывал ради достижения результатов.

Мать Натальи Абрамцевой звали Людмила Николаевна. До рождения дочери и некоторое время после она работала учителем литературы и русского языка. А когда Наталья слегла с неизлечимым, тяжелым заболеванием, заинтересовалась творчеством. Занялась сценарным делом. Кроме того, когда дочка начала писать сказки, она стала работать секретарем, фиксирую произведения на бумаге под диктовку.

После рождения Наталья мало чем отличалась от детей. Однако с первых же дней стало понятно, что двигаться она вряд ли сможет. Девочке поставили страшный диагноз — спинально-мышечная атрофия Верднига-Гоффмана. Это заболевание считалось не просто опасным, но и смертельным. Редко кто доживал даже до подросткового возраста, не говоря про что-то большее.

Однако волей случая Наталья Корнельевна умудрилась прожить более 40 лет, что считалось немыслимым. В чем секрет такого исхода не могли сказать даже самые опытные врачи, ссылаясь на настоящее чудо.

Наталья Абрамцева в детстве с мамой

Когда стало понятно, что дочь тяжело больна, семья перебралась ближе к центрам, известным своей медициной и исследованиями в области редко встречающихся патологий. Так семья оказалась в подмосковном Болшево, где и осела на какое-то время.

Первые 20 лет, половину своей жизни, Н. Абрамцева могла сидеть. В этот период она окончила школу. Что примечательно, сначала писать и заниматься литературой подобно отцу она не хотела. У нее были другие планы.

После получения общего образования Наталья поступила на курсы переводчиков. Тут она в течение нескольких лет изучала английский и испанский языки. Идти в университет, получать высшее образование сказочница не хотела.

Найти работу оказалось очень сложно. Действительно стоящих предложений и вариантов не было. Примерно в этот же период заболевание Натальи начало прогрессировать. Она окончательно слегла и остаток своей жизни провела прикованной к постели.

Отец и мать посоветовали женщина заняться писательством. Создавать сказки для детей. Не только ради самовыражения, но и чтобы не утратить навыки грамотной письменной речи.

О книге «Сказки для добрых сердец» Наталья Абрамцева

«Сказки — это эпиграф жизни», — считала писательница Наталья Абрамцева. И ее «Сказки для добрых сердец» могут стать прекрасным эпиграфом для хорошей жизни хорошего человека. В названии, в общем-то, уже все сказано. Это сказки, пробуждающие добро, сострадание, милосердие. Но не пугайтесь: это не воспитательная книга. Кажется, Наталья Абрамцева просто обожала своих маленьких читателей и совсем не собиралась их воспитывать.

Впрочем, книга получилась всевозрастная. Некоторые из этих сказок, например, «Кто лучше прыгает?» или «Лужица» можно читать дошкольникам. Есть сказки и для детей постарше. А для родителей читать их малышам – огромное удовольствие, потому что каждая сказка возвращает в детство, помогает лучше понять своих детей.

Когда-то Наталья Абрамцева писала: «Когда мне стало окончательно ясно, что я не стану ни наездницей, ни водолазом, ни танцовщицей, я спросила папу: «Что же мне делать?» и он сказал: «А ты пиши сказки»». Пожалуй, это был самый лучший отцовский совет. Наталья Абрамцева прожила всего сорок лет, и большую часть жизни лежала в постели. В детстве она еще могла недолго сидеть в корсете, но после двадцати лет – только лежать. Пока это было возможно, родители старались показать девочке-москвичке весь мир: леса и поля, юг и север, море и т.п. Когда она больше не могла вставать, весь этот мир, увиденный восторженными глазами ребенка, вылился на бумагу в форме коротеньких сказок-притч.

Сама Наталья Абрамцева не была очень уж позитивным человеком, хоть и была окружена друзьями. Но в ее жизни было слишком много боли, слишком много трудностей. Она даже пыталась покончить с собой. Казалось бы, она должна писать что-то злое, едкое, саркастичное. Но более добрых и светлых книг для детей, чем ее «Сказки для добрых сердец», просто не существует.

Все явления природы в книге описаны с такой трогательной любовью и вниманием: падающие снежинки, звезды, радуга, река. Может быть, именно потому, что Наталья знала, что больше никогда ничего этого не увидит

Впрочем, все пни, вазочки, уродливые чайнички, разбитые стекла заслуживают у нее такой же любви. И, когда начинаешь читать «Сказки для добрых сердец», то вместе с автором сочувствуешь уродливым чайничкам. Ведь, если этот чайничек поймет, что он кому-то нужен, необходим, то он сможет отдать во сто крат больше любви…

И в то же время в книге нет ни малейшего намека на сюсюканье. Корней Иванович Чуковский говорил: «Для детей надо писать так же, как для взрослых, только лучше». И Наталья Абрамцева писала именно так.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: