Кукушка (ненецкая сказка)
Жила на свете бедная женщина. И было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера, а матери не помогали. Вернутся в чум , целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери. От жизни такой, от работы тяжёлой заболела она. Лежит в чуме, детей зовёт, просит: — Детки, дайте мне воды. Пересохло у меня горло. Принесите водички. Не один, не два раза просила мать — не идут дети за водой. Старший говорит: — Я без пимов. Другой говорит: — Я без шапки. Третий говорит: — Я без одежды. А четвёртый и вовсе не отвечает. Просит их мать: — Близко от нас речка, и без одежды можно сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу! А дети из чума выбежали, долго играли, к матери и не заглядывали. Наконец захотелось старшему есть — заглянул он в чум. Смотрит: мать посреди чума стоит и малицу надевает. Вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железным клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей-кукушкой и вылетела из чума. Закричал тогда старший брат: — Братья, смотрите, смотрите: улетает наша мать птицей! Побежали дети за матерью, кричат ей: — Мама, мама, мы тебе водички принесли! А она отвечает: — Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я! Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой протягивают. Младший сынок кричит: — Мама, мама! Вернись домой! На водички, попей! Отвечает мать издалека: — Ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок! Не вернусь я!
Как храбрый Вай море победил
Жил храбрый Вай на самом краю земли, в тундре, у моря. А море страшное было: большое, широкое, волны по нему ходили, под волнами морские звери жили. Выйдут охотники на промысел, за рыбой или за нерпой, а из моря выглянет морж,или морской медведь, или кит — перевернут лодку, а охотников на дно моря утащат. Боялись охотники моря, а уйти некуда было: и деды и прадеды их в тундре жили,путей в другие края не знали.
Вот вышел как-то храбрый Вай к морю и сел на камешек. Утро ясное было, тихое, в небе — солнце тёплое. Вышел из чума и старик-отец — косточки на солнце погреть. Вай и говорит ему: Хорошо сегодня на море. Хочу я на промысел сходить.
Энецкий фольклор
Зарисовки об оленеводстве и других традиционных промыслах легли в основу многих
сказок энцев.
Энецкий фольклор разнообразен: в нем есть и мифы, и исторические предания, и сказки о
животных, и небольшие былички. В эпическом фольклоре выделяют жанры «дёре» –
рассказы о реальных исторических героях, и «сюдобичу» – повествования о событиях и
героях мифологических. Их обычно исполняют речитативом с устойчивой ритмической
структурой.
Пошел мальчик вдоль реки. Поставит цель, выстрелит и снова идет. Шел-шел и увидел у
реки яр. Дошел до него и стал думать: где же он находится, близко ли, далеко ли от чума.
Смотрит – стоит большая черная птица ниохи, похожая на орла.
Подошел мальчик поближе к птице ниохи и заплакал. Позабыл, где он находится, не
знает, где чум.
Говорит тут ниохи:
– Что ты плачешь? Иди сюда. Я ведь умею говорить человеческим голосом.
Энецкая сказка «О мальчике и чудесной птице»
Мальчик Коленька
В царском городе жил мальчик, по имени Коленька. Утром если он поест, вечером есть нечего; вечером если поест, утром есть нечего. Жил он в домишке, похожем на баню. Одежда вся у него рваная. Так жил. Никого у него не было. Однажды думает он: Очень бедный я, пойду к царю нужду судить.
Пошел к царю. Пришел. Царь спрашивает: — Коленька, что тебе нужно? Коленька говорит: — Очень бедный я. Есть нечего, одежды нет у меня. Ты, царь, суди нужду, почему я такой бедный?
Царь голову к столу склонил. Потом голову поднял и сказал: — Я нужду судить не могу. Я так тебе скажу: Коленька, работать иди к, богатому человеку, будешь кормиться, он будет тебе одежду давать.
Урок литературного чтения по теме «Кукушка» (ненецкая народная сказка). 2-й класс
Класс: 2
Цели и задачи урока:
– развитие внимания к собственным переживаниям, вызванными конкретным произведением, умение передавать их; – формирование умения понять внутренние состояние персонажа, обосновать сделанные выводы фрагментами текста; знаний о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей в тундре, об особенностях кукушки; – развитие умение рассказывать сказку от лица определенного персонажа; – воспитание любви к своей матери.
Оборудование: учебник Э. Кац
“Литературное чтение” 2 класс I часть, рабочая тетрадь № 1 к учебнику Э. Кац “Литературное чтение” 2 класс, аудиозаписи голоса кукушки, сказки Кукушка”, детской песни “Кукушка”, презентация, ИКТ, реквизит к русской народной сказки “Каша из топора”.
Муж-налим и его жена марья-царевна
Живут старик и старуха. Детей у них нет. Старик ходит к царскому городу. Делает деревянную сетку. Однажды идет по каменистому берегу. На нем налима нашел. Хочет топориком убить. Налим говорит:- Не убивай меня! Сыном вырасти. Старик налима в мешок положил, на плечо поднял, до дома донес. На кровать положил, жене сказал: — Сына у нас нет. Я нашел сына.
Сына растят, кормят; так живут три года. Сын вырос. Однажды он отцу сказал: — Иди к царю сватать, у него есть дочь. Старик говорит: — Царь свою дочь нам не отдаст. Всякие короли приезжают-не отдает, купцы приезжают-не отдает, разные другие приезжают — не отдает. Нам не отдаст. Налим сказал: — Все же иди! Старик ушел. Дошел до царя.
Пичужка
Пичужка-жених на вершине тонкой березки сидит. Мышка-невеста около дверей своего земляного чума разгуливает. Металлические украшения на косе у нее позванивают, голову мышки назад оттягивают.-Полетел пичужка-жених в свой чум. Руку на руку положил, голову опустил-горюет. Спросила сына пичужка-мать: — Что с тобой, дорогой мой? Заболел ты,- что ли? Ответил пичужка-жених: — Я видел сейчас мышку-невесту. Очень она красивая, Хочу я жениться на ней.
Сказала пичужка-мать: — Разве можешь ты жениться на мышке? Мыши в земляном чуме живут. На зиму в этих местах остаются. Если ты здесь зимой жить будешь, у тебя хвост примерзнет-у мышей дверь их чума вся в снегу бывает. Не слушает слова матери пичужка-жених, одно повторяет: Хочу я на мышке жениться . Материнские уши-своими словами наполнил. Вечером вернулся с охоты старик-пичужка.
Три сына
Жила бедная женщина. Было у нее трое сыновей. Выросли сыновья. Стали сильными, крепкими, а мать состарилась. Вот сказала однажды мать своим сыновьям: — Теперь пора вам самим счастье себе искать. Кто не ищет, тот ничего не находит. Первым собрался в путь старший сын. Напекла мать ему на дорогу лепешек, сказала: — Ешь эти лепешки.
Силы у тебя от них прибавится. Пошел старший сын. Шел-шел, проголодался. Достал он лепешки, но есть их не стал: лепешки оказались совсем черствые, твердые. Рассердился сын на мать, выбросил лепешки и пошел дальше. Впереди него маленький чум показался. Ближе подошел — .собака залаяла. На лай собаки из чума вышла сгорбленная старуха.
Хантыйский фольклор
Медвежьи игры – традиционный хантыйский праздник с песнями, танцами и ритуалами, приуроченный к зимнему солнцестоянию и весеннему равноденствию.
Одну из главных ролей в культуре и фольклоре хантов играет медведь, который для этого народа – и предок, и хозяин тайги, и дух-покровитель. По хантыйскому обычаю, каждой истории – свое время и место. Во время медвежьих праздников обычно звучали мифы, в том числе о происхождении медведя. Героические песни исполняли на культовых торжествах и свадьбах, а сказания и сказки – вечером, во время отдыха после долгого дня.
Особое отношение в культуре и фольклоре хантов существует к домашним животным, в частности – к собаке. Считалось, что она может вступать в связь с миром духов и миром мертвых. А ее связь с человеком признавали тесной настолько, что убийство собаки приравнивалось к убийству человека.
– Почему не улетаете oтcюдa?
Детеныши говорят:
– Мы отращиваем крылья. Только начнут они отрастать, как кто-то приходит и отгрызает
у нас их. Потому и не улетаем.
Ими-Хиты говорит:
– Я знаю, кто отгрызал ваши крылья. Это была большая жаба. Я ее убил, теперь некому
отгрызать ваши крылья, теперь отрастут.
Он вынул из кармана золотую бутылочку с водой и помазал концы крыльев у детенышей
летающего Тунгха. Помазал и велел:
– Машите крыльями!
Хантыйская сказка «Ими-Хиты и Вошинг Урт»
Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Ненецкая сказка «Кукушка»
Асмик Аракелян Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой. Ненецкая сказка «Кукушка»
Конспект к занятию по ознакомлению с художественной литературой. Чтение ненецкой сказки «Кукушка».
Программные задачи:
-продолжать знакомить детей с особенностями жизни народов Севера на примере произведений художественной литературы;
-расширять знания о своеобразии жизни народов Севера;
— обратить внимание детей на национальный колорит сказки;
— развивать у детей интерес к жизни, традициям и обычаям других народов;
— учить детей оценивать поступки героев произведения;
-развивать связную речь;
— воспитывать любовь и чуткость к матери, ее просьбам.
Учить понимать и оценивать характер персонажей, закреплять представление о жанровых особенностях сказки, как о сокровищнице народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки.
Словарная работа: чум, ненцы, малица, тундра, стойбище, ягель, оленеводство, рыболовство, кочевой.
Предварительная работа: рассказ воспитателя о жизни коренного населения Севера, рассматривание альбомов и книг о Севере, беседа о Севере.
Оборудование: игрушка – олень, иллюстрации с изображением природыСевера, глобус.
Эвенкийский фольклор
О том, как у эвенков появились олени, рассказывает одна из народных сказок: по сюжету, животных им отдал добрый дух Хэвэки.
Эвенкийский фольклор условно делят на западный и восточный типы. Если в первом
распространены предания о межродовых войнах, то для второго характерны истории о
сватовстве главного героя. При этом у разных групп эвенков – свои эпические герои и
комические персонажи в бытовых сказках. Немало заимствований у соседних народов –
например, из русских или бурятских сказок. Популярны сказки о животных, среди
которых один из главных героев – медведь, которого эвенки считают своим прародителем.
Увидал медведь оленей и подумал про себя: «Вот удача мне привалила! Заберу я оленей.
Оленеводом стану, как люди бывают. Олени приплод давать будут. Мяса мне на всю
жизнь хватит. А пасти оленей – велика ли хитрость!»
Эвенкийская сказка «Как медведь оленеводом был»
Олешек и мышка
Бежала куда-то мышка. Долго ли, коротко ли бежала, повстречала олешка. Мышка спросила: — Друг олешек, куда и откуда идешь? При таких словах олешек поднял голову и говорит: — Разве не видишь? За четырьмя ногами своими я гоняюсь. Тогда мышка сказала: — Ты тоже, оказывается, неизвестно куда идешь. Пойдем-ка вместе! — Ну что же, пойдем вместе.
Дружно вместе пошли. Олешек во время ходьбы голову набок наклоняет, зубами поскрипывает, глаза у него прищурены. Мышка рядом бежит. За оленем едва поспевает. Долго ли, коротко ли так шли, много раз терял олешек из виду мышку, только по писку ее находил: — Ах, друг мой, хороший друг, ты тут, оказывается!
LiveInternetLiveInternet
- ДОМАШНИЙ УЮТ. (336)
- житейские хитрости (272)
- МАГАЗИНЫ. Что,где купить.. (13)
- Жизнь замечательных людей. (6)
- Антишарлатанское (3)
- Астрология (93)
- Нумерология. (48)
- без выпечки (0)
- Блюда из мяса. (86)
- говядина (11)
- курица (24)
- птица (12)
- свинина (13)
- субпродукты (25)
- Блюда из рыбы. (342)
- в масле (12)
- Мидии (3)
- запеченная (37)
- разное (78)
- селедка (79)
- скумбрия (73)
- суши (44)
- Хе (14)
- ДАЧА… (119)
- «Комнатные цветы» (15)
- живопись (47)
- графика (4)
- Заготовки. (7)
- Законы (2)
- Здоровье + гармония = красота . (365)
- Макияж (15)
- су-джок массаж (3)
- Растирки (2)
- Причёски (22)
- Физ — Культура (91)
- фитотерапия (119)
- ЗЗЛ (80)
- Евреи в искусстве, науке, литературе, политике. (43)
- игры (3)
- Кино онлайн. (52)
- КУЛИНАРИЯ (766)
- «восток», «запад» , «севе (151)
- Китайская кухня… (20)
- пельмени (15)
- Соус (2)
- паста (2)
- Лук (1)
- макароны (1)
- Жюльен (1)
- блины (21)
- блюда в мультиварке (1)
- в духовке (40)
- видео , технология блюд. (7)
- выпечка на масле. (4)
- закуски (41)
- капуста (25)
- КАРВИНГ (31)
- Консервирование (50)
- напитки (31)
- остренькое (19)
- пицца (14)
- прянности (18)
- Рецепты известных кулинаров и блогеров (2)
- салатик (17)
- СВЧ (2)
- супчики….. (60)
- тесто (89)
- тыква , овощи (48)
- удобно…… (45)
- Фасоль (2)
- шампиньоны (6)
- штрихи (32)
- Мифология (16)
- Музыка (22)
- Народные рецепты. (26)
- Питание (245)
- быть в форме (196)
- Планета ЗЕМЛЯ…… (344)
- Документальное кино. (19)
- ДУХ ,бытие . непознанное (45)
- Притчи, цитаты,афоризмы. (193)
- притчи (106)
- Книги (2)
- ПСИХОЛОГИЯ (826)
- Это все о нем ….. (27)
- восприятие …. (17)
- возраст (17)
- Для женщин (16)
- Память (8)
- Философия (4)
- цвет- значение (3)
- Способности (1)
- тесты (1)
- возраст (77)
- Нипознаное……. (83)
- отношения (129)
- Психосоматика (27)
- психотерапия (22)
- разное (233)
- Семья. Он и Она. . (113)
- Цитаты из книги. (29)
- эмоции (51)
- Радиоспектакли,Аудиокниги (26)
- РИСОВАЛЬНОЕ.. (80)
- РУКОДЕЛИЕ (943)
- Журналы (21)
- валяние (17)
- батик (13)
- Папье маше (1)
- вышивка (47)
- ВЯЗАНИЕ НА ЛУМЕ (ТЕНЕРИФЕ) (9)
- вязаный пэчворк (13)
- крючок (117)
- кумихото (10)
- на вилке (42)
- необходимые основы по вязанию крючком (5)
- необходимые основы по вязанию спицами (12)
- носочки (37)
- пуговичное…… (17)
- разное (256)
- спицы (273)
- Узоры спицами (29)
- Ювелирное творчество (59)
- Салаты. (0)
- Сказки (7)
- Стихи. (12)
- Строительство и ремонт (5)
- ТАНЦЫ (21)
- Торты. (147)
- без выпечки (22)
- ДИСЕРТ (65)
- Пляцок «Стефанка» (26)
- Уроки для новичков Лиру. (115)
- Учимся (65)
- Фауна (153)
- водная стихия (32)
- Животный мир.в живописи (8)
- животные (41)
- насекомые (19)
- птицы (49)
- Физ — Культура (8)
- фильмы (36)
- КИНОАФИШИ ИЗ СССР. (17)
- Флора (37)
- Чем займемся в выходной….. (51)
- Анимация (2)
- Москва. (13)
- Шитье (2411)
- белье. (76)
- моделирование (18)
- СТАРЕТЬ СО ВКУСОМ (11)
- Бохо в фильмах (7)
- для будущих мам (3)
- Мастер-классы от Elen Deo (1)
- БЛУЗКИ (107)
- БОХО (413)
- брюки. (40)
- ВДОХНОВЕНИЕ (185)
- видео уроки по шитью (39)
- для малышей (48)
- ИДЕИ ДЛЯ ОТДЕЛКИ (72)
- История моды (76)
- книги (56)
- лоскутики …. (166)
- пальто куртки. (54)
- ПЛАТЬЯ ДЛЯ ПОЛНЫХ (90)
- ПОДИУМ (84)
- подушки постельное (34)
- ПОКРЫВАЛО (2)
- предметы для интерьера. (4)
- прихватки (115)
- РЕТРО ВЫКРОЙКИ. (54)
- рубашки (31)
- сайты по шитью. (9)
- сарафан (17)
- СУМКИ (111)
- тапочки (26)
- технология обработки. (307)
- трансформеры. (23)
- уход за шв. машинкой. (22)
- фартуки (29)
- халаты (12)
- ЦВЕТ (64)
- шляпки……. (96)
- штора (7)
- ЮБКИ (85)
- Энциклопедии,библиотеки. (19)
- Юмор (75)
- Фото (19)
Ягодка голубика
Жила однажды девушка. Была она такая маленькая, что могла легко спрятаться за кочку, за карликовую березку. Потому прозвали ее Лынзермя. Сидела как-то Лынзермя одна у себя в чуме и шила. Вдруг в чуме стало темно. Кто это уселся около дымового отверстия и мешает свету проникать в чум? — подумала Лынзермя.
Подняла она голову и увидела белку. — Уйди, белочка, ты загораживаешь мне свет, шить темно,-сказала Лынзермя. Но белка, вместо того чтобы послушаться, стала бросать в девушку шишками. Рассердилась Лынзермя и сказала: — Белочка, если не перестанешь бросаться шишками, я ударю тебя шестом. Не слушает белка, продолжает бросаться шишками. Взяла Лынзермя шест и ударила им белку. Белка упала на землю.
«Как медведь хвост потерял»
Жили в лесу по соседству медведь и лиса. Однажды рыжей захотелось свежей рыбы, и она сказала косолапому, что пойдёт ловить её на свой хвост: якобы сунет его в прорубь — добыча поймается. И ушла.
Легла лиса на снег — мёртвой прикинулась. Мимо ехали мужчины с мешком рыбы, которую накануне наловили. Увидели — лиса на дороге лежит, подобрали её и в нарты положили. А хитрая прогрызла мешок, рыбу раскидала по тропе и спрыгнула.
Сидит, ест, а медведь смотрит на неё и завидует. Думает: «И я так смогу наловить!». Отправился к реке, свой длинный пушистый хвост в прорубь опустил и сел. Долго ждал, прежде чем проверить, поймал ли что-то. Стал хвост вытаскивать, а он примёрз и достать его из воды никак не получается. Дёргал, дёргал и оторвал.
С тех пор у медведя хвоста и нет.
Юкагирский фольклор
Юкагиры с особым почтением относились к лосям, диким оленям, медведям и другим
промысловым животным. А волков считали своими родичами и никогда на них не
охотились.
Исторический фольклор юкагиров предоставляет исследователям богатый материал для
изучения их прошлого: первых встречах с русскими, войнах с коряками, межродовых
отношениях. Интересны «исторические карты» юкагиров – сказки, в которых говорится,
что некоторые острова на Колыме или остроги Колымского нагорья когда-то были
людьми.
Удрал медведь на самую дальнюю льдину, в океан. Целую зиму там сидел, пятна черные
сводил. Шерсть новая отросла, белой стала. А нос так навсегда и остался черным. Сперва
медведь не понял, в чем дело: никого поймать не может! Все от него убегают! Потом
сообразил: звери его черный нос видят!
Юкагирская сказка «Отчего у белого медведя нос черный»
«Кукушка»
Жила-была бедная женщина, было у неё четверо непослушных детей. Веселились они целыми днями, а матери своей не помогали. Тяжело ей было с ними.
От нелёгкой жизни женщина заболела. Лежала в чуме и просила детей воды ей принести. Но у них были лишь оправдания: один без пимов, другой без шапки, третий без одёжи, а четвёртый и вовсе не отвечал. Снова мать попросила их сходить за водой, но дети только рассмеялись и убежали на улицу.
Долго они гуляли. Когда старший сын проголодался, пошёл в чум. Там увидел невероятную картину: женщина надевала малицу, а та вдруг покрылась перьями; доска в её руках, на которой шкуры скоблят, стала птичьим хвостом; железный напёрсток превратился в клюв; вместо рук выросли крылья.
Обернулась она птицей и вылетела из чума. Побежали дети за ней, стали кричать, что принесли водички, а женщина им в ответ: «Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно. Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я. Не вернусь». Долго они бежали за матерью по камням, кочкам и болотам тундры. Все ноги в кровь ободрали. Но женщина была непреклонна.
С тех пор по тундре красный мох стелется, а кукушка не вьёт гнёзда и детей своих сама не растит.
Фото: художник Рачёв Евгений
Харючи
Жили мы только вдвоем с сестрою у самого устья Харючи-Яга. И фамилия наша была Харючи. Я был холостой, она- девица. Я как-то говорю ей: — После отца, после матери растил я тебя десять лет. Оленей у нас пятьдесят голов: ни прибавляются, ни убывают. Мы живем одни, нам скучно. К людям нам, сестра, до двинуться.
Есть такое, знаю, место: если обозом ехать, три месяца ехать надо. Семь братьев тунгусов там. У них рыбы много, гусей много. Зимой на диких оленей охотятся. Когда сказал так, стали чум разбирать. Оленей запрягли. Я передом пошел, сестра-сзади. Четыре месяца шли. На большой хребет пришли. Тут я сказал сестре: — Смотри! Сестра посмотрела. Под хребтом семь чумов увидела. — Вот это чумы тунгусов и будут.
«Как храбрый Вай море победил»
На краю земли, в тундре у моря, жил храбрый Вай вместе со своим народом. Боялись охотники большой воды и редко ходили на промысел: пойдут рыбачить, а там морж или морской медведь лодку перевернут и на дно их утащат.
Решил храбрый Вай отправиться в море, взял стрелы, лук, нож и сел в лодку. Спокойно и тихо было в воде. Тогда Вай попросил ветер дуть посильнее. Вдруг по водной глади побежали волны, лодку стало бросать из стороны в сторону, и судно унесло далеко от берега в открытое море.
Три дня его носило, а на четвёртый ветер стал успокаиваться. Вай же всё это время крепко держал вёсла и песню пел. Начали из воды нерпы выглядывать — он с десяток убил и сложил их в лодку. Потом из воды показалась голова чёрного моржа с четырьмя клыками вместо двух. Попросил храбрый Вай его не трогать судно — не послушал зверь. Тогда парень схватил моржа одной рукой за клыки, а другой по голове ударил. Упал зверь в воду замертво. Стал к лодке морской медведь приближаться. И его Вай попросил отстать, но тот не послушался. Схватил он его одной рукой за ухо, другой стукнул по голове. Утонул медведь.
Только парень подумал, что надо скорее домой возвращаться, как вокруг потемнело. И прямо перед ним в густой пене появился громадный кит с гребешком на голове. Он проревел по-человечески: «Пропал ты теперь, Вай. Не отпущу я тебя живым. Ни отец, ни дед твой никогда такими дерзкими не были, всегда моря боялись. Пришёл теперь твой конец».
Тот испугался, но виду не подал. Взял и предложил киту побороться до трёх раз. Если кит победит, то съест и его, и отца, и всех их оленей. А если Вай одержит победу, то зверь перестанет охотников убивать и море волновать. Кит согласился.
Первый раз хитрый Вай предложил ему такой расклад: победит тот, кто первый до чума доберётся. Кит к берегу приплыл быстрее и думал, что выиграл, но не тут-то было. Спрыгнул Вай с лодки, встал на порог чума и сказал: «Не ты первый, а я. Уговор был: кто до чума доберётся, а не до берега. А тебе на него не выйти». Согласился морской зверь.
Весной отправился храбрый Вай на лодке вдоль берега. Уснул, а проснулся на льдине посреди моря. Пока думал, как выбраться, вокруг снова потемнело, и показался тот самый кит. Но Вай напомнил ему, что они договаривались бороться до трёх раз. В этот они договорились разойтись по морю в разные стороны и посмотреть, куда поплывёт корабль, проходивший недалеко от них. Разделились. Люди, увидев человека за бортом, стали его спасать. Так Вай снова победил. Кит догнал корабль и пообещал парню встретиться.
В третий раз храбрый Вай отправился на промысел, зверь снова настиг его. Правило последнего сражения было следующим: гоняться по морю до тех пор, пока кто-то не устанет. Кит повернулся и поплыл, а Вай запрыгнул ему на спину. Морской зверь разозлился, пытался его скинуть, но это никак не удавалось. Наконец он устал и сдался.
С тех пор охотники больше не боялись в море выходить и возвращались с большой добычей.
Фото: художник Ivan_Ivanov | illustrators.ru
«Как могучий орёл вернул ненцам солнце»
Давным-давно солнце освещало ненецкую землю, не переставая. В озёрах и реках плескалось много рыбы, повсюду паслись многочисленные стада оленей, бегали голубые и белые песцы, а каждой весной прилетали гуси, лебеди и утки. Счастливо жили ненцы и бед не знали.
Далеко за лесами обитал чёрный двуглавый коршун. Служили ему злые ястребы. Сколько бы добра у коршуна ни было, ему всегда хотелось больше. Поэтому, когда один из его слуг сообщил, как хорошо живут ненцы, он стал им завидовать. Захотелось злодею украсть у них солнце. Слуги сплели большую сеть, а сам он превратился в толстого купца. Взял с собой пьяной воды и поехал.
Ненцы радушно встретили гостя: в чум пригласили, угостили его олениной и рыбой. Коршун же в образе купца стал наливать всем пьяную воду, от которой у людей закружились головы. Сначала они пели и танцевали, а потом крепко уснули.
В это время коршун созвал тысячи ястребов, те накинули на солнце сеть и потащили за собой, угнали оленей, убили песцов — всё, что у народа было, забрали. Когда ненцы проснулись, свой дом не узнали: в тундре стояла тёмная ночь, дул сильный холодный ветер, кружила пурга, а реки и озёра покрылись толстым слоем льда.
С тех пор сопровождало этот народ несчастье. Дети рождались слабыми, из-за того что в чумах было темно и холодно, приходилось разводить костры и старики слепли от дыма. Ненцы больше не пели и не танцевали — не было места радости и веселью в их домах.
Шли годы, всё это время двуглавый коршун держал солнце в золотых цепях. Недалеко от его чума жил могучий орёл с орлятами. Хотели они выпустить солнце, чтобы оно светило всем, но злодей его не отдавал. Поэтому решили орёл с орлятами биться с ним и его слугами. Долго шло сражение — не на жизнь, а на смерть. Наконец поднялся высоко могучий орёл и со всей силы бросился на коршуна. Тот стремительно полетел вниз, упал в озеро и утонул. Увидев это, ястребы поспешили разлететься, но орлята догнали и заклевали их. А могучий орёл разорвал золотые цепи и выпустил солнце.
С тех пор всем оно светит и греет. Снова ненцам жить в тундре стало хорошо: у них опять появились олени, песцы, лисицы, в воде завелось много рыбы. Вспомнили они песни и танцы. Начали петь даже лучше, чем прежде.
В песнях своих ненцы восхваляли советскую власть — это она им радость и счастье принесла.
Фото: Потапова София, МБУ ДО ДШИ п. Харп, иллюстрация к ненецкой сказке «Как могучий орёл вернул ненцам солнце»
Два брата
У развилки реки чум стоял. Жила в том чуме женщина с двумя маленькими сыновьями. Однажды ушла женщина пропитание добывать и не вернулась. Что с ней сталось, неведомо. Может, медведь задрал, может, утонула в реке. Только остались ее маленькие сыновья одни в чуме. Сперва все плакали, мать звали. Потом привыкли. Собирали грибы и ягоды, рыбу в речке ловили.
Так и жили, росли понемногу. Сколько лет, сколько зим прошло, не знают- считать они не умели. Вот как-то раз сказал один брат другому: — Почему одни живем? Помнится, мать говорила, есть еще люди. Давай людей искать! Второй брат спросил: — А как искать будем? — Да так: ты иди по берегу левой реки вверх по течению, и имя тебе будет Река слева — Дяха сэтано.
Почему совы не видят солнечного света?
Жил старик-сова со, своей старухой, и был у них один-единственный сын. Пришло время сына женить. Сказал тогда старик-сова своей старухе: — Надо женить нашего сына. Не знаешь ли ты для него жены?Ответила старуха-сова: — Я целыми днями в чуме сижу. Что я знаю? Ты повсюду ходишь. Тебе лучшеизвестно, где найти жену для нашего сына. Сказал на это старик-сова: — Ну, если ты не знаешь, то я знаю. У воронов есть младшая сестра.
Придется нам перекочевать в их землю. Вот пустились совы в путь. Долго ли, коротко ли кочевали, только доехали без всяких происшествий. Младшую сестру воронов в жены своему сыну взяли. Сыграли свадьбу. Потом совы обратно в свою землю отправились. Проехали около семи дневных перекочевок. Остановились, чум поставили. Несколько дней на одном месте живут.