Краткое содержание
Начинается произведение с того, что солдат возвращался на побывку, но в дороге очень устал и проголодался. Он зашёл в деревню и постучался в первый попавшийся дом.
Вышла старуха, а служивый попросил её впустить отдохнуть и дать перекусить. Бабка сказала, что сама сидит голодная, хотя солдат видит, что у неё всего вдоволь.
Служивый попробовал своё варево и сказал, что скоро будет готово и хорошо было бы добавить соли. Бабка согласилась и дала. После этого снова попробовал, похвалив похлёбку. Солдат сказал, что хорошо бы заправить её ещё горсточкой крупы. Старуха принесла крупу, а затем ещё и масло.
Теперь служивый говорит, чтобы бабка несла хлеб и они начнут есть. Та попробовала и удивилась: «Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить». Солдат поел, положил топор в ранец и ушёл.
Исходя из анализа и сюжета, можно сделать вывод, что сказка учит детей находить выходы из различных ситуаций с помощью своего ума. В произведении заложено, что нельзя превращаться в жадного человека и нужно всегда уважительно встречать гостей, как и заведено у русского народа.
Краткое содержание — Каша из топора — русская народная сказка
Автор, жанр, год издания, главные герои
Название: “Каша из топора”
Жанр: народная бытовая сказка
Тема произведения: смекалка
Число страниц: 4
Главные герои и их характеристика
- Солдат. Хитрый, находчивый, смекалистый.
- Старуха. Жадная, негостеприимная.
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Солдат попросился отдохнуть с дороги, но жадная старуха не хотела его накормить. Солдат вызвался сварить кашу из топора и хорошо покушал.
Краткое содержание
- Солдат шел со службы и попросился отдохнуть в доме у старухи.
- Старуха пустила солдата, но сказала, что у нее нечего есть.
- Солдат предложил сварить кашу из топора, и старуха заинтересовалась.
- Она дала солдату топор, крупы, соли и масла.
- Солдата сварил отличную кашу, и они со старухой хорошо поели.
- Солдат сказал, что топор еще не сварился, и забрал его себе.
Понравившийся эпизод
Мне понравился финал этой сказки. Когда старуха спросила, не пора ли съесть топор, солдат хитро улыбнулся и сказал, что топор еще сырой, и его еще надо доварить. А потому он просто забрал топор себе.
План произведения для пересказа
- Просьба солдата;
- Негостеприимная старуха;
- Предложение солдата;
- Приготовление каши;
- Недоваренный топор.
Главная мысль (вывод, мнение)
Главная мысль
Жадность всегда наказуема, а накормить защитника Отечества святое дело.
Чему учит эта книга
Сказка учит не быть жадным, не жалеть угощения для гостей. Учит гостеприимству и добрососедству. Учит отзывчивости и щедрости. Учит проявлять смекалку и находчивость. Учит все оборачивать в свою пользу.
Мне понравилась эта замечательная и веселая сказка. И особенно мне понравился хитрый солдат, который не просто сумел выпросить у жадной старухи еды, но и сумел наказать ее жадность. Ведь топор солдат унес с собой.
Новые слова и выражения
Побывка — кратковременный отпуск у солдат.
Варево — нечто вареное, суп, каша.
Пословицы к произведению
В корысти и жадности нет ни прока, ни радости.
Жадность всякому горю начало.
Скупой платит дважды.
Рисунок к произведению
- http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/03/blog-post_29.html
- https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/kasha-iz-topora.html
- https://svetlica-mama-blogger.ru/читательский-дневник-2-класс-готовые-о/народная-сказка-каша-из-топора-кратк.html
Ход игры
Капуста встает на корточки на носочках, а сторож стоит рядом, положив руку на капустную голову. Остальные игроки на расстоянии 2-3 шагов уходят в сторону. Сторож делает вокруг капусты несколько кругов. Потом кричит: ”Капуста поспела!” После этих слов все подбегают к капусте и стараются дотронуться рукой.
Сторож одной рукой держит голову капусты, другой рукой старается заляпать игроков. После того, как кого-то заляпал, кричит ”Поймал вора!”. Пойманный становится сторожем, а сторож – капустой. Если сторож не уберег капусту и все игроки затронули капусту, то сторож с капустой меняются местами.
В. : А теперь задание от Лопшо Педуня. Чтобы узнать вторую цифру кода, ответьте: сколько водящих в игре «Капустная голова»?
Д. : Два водящих – сторож и капуста!
В. : Правильно! Вторая цифра кода – 2! Запомните, по-удмуртски это звучит так – «КЫК».
3 задание.
В третьем задании нам необходимо познакомиться с бытом удмуртов, их национальными инструментами и одеждой. Приглашаю вас сесть и внимательно посмотреть слайды.
Просмотр презентации «Национальный быт удмуртов»
Следующую цифру кода вы узнаете, если вспомните, сколько музыкальных инструментов было на слайдах.
Д. : Три!
В. : Верно! На удмуртском три – это «КУИНЬ»! (дети повторяют)
4 задание.
В. : Теперь посмотрим, что же ещё мы должны сделать. Лопшо Педунь хочет, чтобы мы тоже сделали ему подарок. Он очень любит играть в игру с платочком, он про неё расскажет нам в следующем письме, но он потерял свой платочек и просит нас прислать ему новый.
На мольберт выставляются образцы удмуртских узоров. На столе разложены различные узоры для наклеивания. Дети вспоминают их названия, приклеивают по очереди понравившийся узор к платочку.
После завершения работы дети рассматривают платочек и заворачивают его в конверт.
В. : Теперь на конверт нужно приклеить марки с изображением удмуртских символов (герба и флага, чтобы письмо пришло по назначению.
Дети из предложенных воспитателем вариантов выбирают нужные марки и приклеивают их на конверт.
В. : Ну вот вы и справились с заданием, теперь скажите, сколько уголков у платочка, который мы украсили?
Д. : У платочка четыре уголка!
В. : Это и есть наша следующая цифра! По-удмуртски четыре звучит как «НЬЫЛЬ»(дети повторяют)
В. : А теперь последнее задание от Лопшо Педунь. Вспомните удмуртскую игру с мячом.
Д. : «Тупен но котырес гожен»
Удмуртские волшебные сказки
Среди удмуртских волшебных сказок значительное место занимают сказки о разных мифологических существах: водяном (вумурт, вукузё), лешем (нюлэсмурт), домовом (коркакузё), половинном существе (палэсмурт), длиннозубом существе (кузьпинёмурт), злом духе (пери) и т. п. Встречаются также персонажи женского рода: обыда, кукри-баба, калмык кышно. Эти существа являются обычно антагонистами главному герою, в роли которого оказываются «один человек», охотник, рыбак, пчеловод. В одних произведениях верх одерживают мифологические существа, в других — человек, что, очевидно, является отражением разных этапов верований народа. Эти удмуртские сказки архаичны по сюжету, по составу персонажей и по видам занятий главных героев — охота, рыболовство, бортничество.
Мир удмуртской волшебной сказки поражает обыденностью и фантастичностью. Герои ее на себе испытали голод и холод, несправедливость и обман. Борясь с нуждой и неправдой, они творят чудеса: забираются на небо, опускаются под землю, не сгорают в огне, не тонут в воде. Благодаря чудесным предметам и помощникам они побеждают сильнейших противников. Эти сказки отражают один из первых этапов борьбы человека со злыми силами природы, победу неутомимого искателя и труженика над ними, богатство души и нравственную красоту его.
Герой удмуртской волшебной сказки — не царь и не царевич, не король и не королевич. Чаще всего — просто Иван или Иван-бедняк. Иногда это безымянный солдат, отслуживший долгую солдатскую службу царю и оставшийся сиротой на белом свете: ни кола ни двора, ни копейки на черный день. И вот что характерно: обездоленный герой не озлоблен, не ожесточен, а наоборот, сердце у него доброе и отзывчивое, разум светел и ясен, руки ловкие и умелые. Такой герой противоборствует врагам сильным и могущественным. Да не только противоборствует, но и побеждает, как, например, в сказках «Бедный Иван», «Гуньдыр инмар и Прок староста».
Самыми молодыми из всех сказок в науке считаются реалистические, или бытовые.
Тематика бытовых сказок отличается исключительным разнообразием. Буквально на все случаи жизни можно найти пример в удмуртских бытовых сказках. Есть среди них сказки на излюбленные темы, есть в них свои любимцы-герои. Так, в большинстве сказок варьируются темы женитьбы героя, счастья, судьбы.
Особенно популярны среди удмуртского народа сказки о ловком Алдар Иване или Алдар агае. Это непременно бедный, но сообразительный мужик. В последнее время его несколько потеснил Лопшо Педунь. Интересная история происходит на наших глазах с этим удивительным героем. Проделки Лопшо Педуня остались как память о прошлых временах, как пример юмора, свидетельствовавшего о нравственном здоровье удмуртского народа.
Некоторые сказки выдают свой возраст, то есть по отдельным деталям можно говорить приблизительно о времени их создания. Однако в большинстве своем сказка не обнаруживает возраста. Только специалист иногда может разгадать его. Самой сказке это ни к чему: она всегда молода, всегда прекрасна, как и народ, ее создавший.
Читать все удмуртские народные сказкиЧитать другие народные сказки
Удмуртские сказки
Алчный купец и Лопшо Педунь
Одному купцу коротким показался летний день: солнце встаёт поздно и заходит рано. А как пришло время батраков нанимать, купец совсем расстроился: день для него как мгновение ока стал. Сокрушается купец, что не успеют батраки в поле выйти, как настаёт пора обратно возвращаться. Так им никогда всей работы не переделать.Пришёл он к Лопшо Педуню.- Что за нужда привела тебя ко мне, бускель? – спросил купца Лопшо.- Да вот, день очень короток. Работники до поля не успевают дойти — глянь, вечер настаёт, расплачиваться же приходится с ними сполна, да и кормить, как подрядились. Вздумалось мне удлинить день, только никак не сыщу того, кто помог бы мне в этом. Пришёл к тебе спросить, не знаешь ли того, кто умеет день длиннее сделать.- Э-э, агай, и как это тебе посчастливилось именно на такого человека набрести? – не без удовольствия сказал Лопшо Педунь, подумав про себя, что настал черёд проучить жадюгу. — Дашь пять пудов муки – помогу тебе.- И десяти пудов не жалко, только научи поскорее.- Слушай, уром, как беде твоей помочь и день длиннее сделать, — начал растолковывать Лопшо Педунь. — Надень на себя потеплее дэрем1, пиджак, поверх всего — тулуп, на ноги — валенки, а на голову — малахай из овчины. Возьми в руки вилы, заберись на берёзу повыше и удерживай солнце вилами, чтоб оно на месте стояло. Понял ли?- Понял, понял, всё понял. Большое спасибо за добрый совет. В гости приходи, я сам тебя потчевать буду.Вернулся купец домой и похвастался перед женой своей изворотливостью. Что, дескать, узнал-таки, как солнце удерживать, чтобы по небу не быстро бегало.Лето в тот год стояло жаркое. Нанял купец плотников, чтоб они одним днём дом поставили. А сам с вечера начал собираться. Надел тёплый дэрем, пиджак, тулуп, обул валенки, а чтоб голове теплее было, надел меховую шапку. Для рук додумался ещё прихватить овчинные рукавицы.Взял купец в руки самые длинные сенные вилы и, не дожидаясь восхода солнца, забрался на самую высокую берёзу. Плотникам же наказал работать, как подрядились — целый день. Сидит купец чуть не на верхушке берёзы, ни одна веточка тени ему не даёт — и вилами солнышко придерживает. От зноя пот у него по спине ручьями бежит, руки совсем одеревенели, подрагивать начали.А батраки трудятся без передышки, топорами постукивают, пилами позванивают. Время от времени на купца поглядывают, усмехаясь. Купец строго наказал не останавливаться, пока он с берёзы не спустится. Свою жену к ним приставил, чтобы доглядывала за работниками.Жарится купец на берёзе под солнышком, от усталости того и гляди на землю брякнется. И уж очень длинным день ему кажется. Пожалуй, и не помнит он на своём веку такого длиннющего дня.К полудню купец как в парной бане пропарился, устал, будто на нём целый день пашню пахали и кнутом хлестали. Слез он с берёзы.- Ну, работнички, спасибо, сегодня славно поработали, довольно уж, — говорит.А батраки рады-радёхоньки: совсем не устали, всего полдня на купца побатрачили. Пошли они по домам, довольные.Вот так жадный купец день удлинил. За это он Лопшо Педуню десять пудов муки отдал и ещё угостил на славу.________Бускель – сосед (удмуртский язык)Дэрем — женская рубаха у удмуртов.
Глупый котёнок
Жила-была кошка с котёнком. Котёнок дыл маленький, глупенький. Однажды он увидел на крыше луч солнца.
Должно быть какое-нибудь вкусное кушанье, — подумал котенок и полез на крышу.
Уж совсем было добрался он до крыши, как вдруг откуда-то выпорхнул воробей.
Нет, лучше сначала я его съем, а потом дальше полезу, — сказал про себя глупенький котенок и кинулся за воробьем.
Воробей-то улетел, а котёнок упал на землю и сильно ушибся. Тогда кошка, утешая, сказала ему:
Твое дело — только мышей ловить.
Котенок выслушал наставление матери и обещал никогда его не забывать.
Прошло много времени. Однажды котенок поймал в лесу мышку и во рту несет домой показать свою добычу матери. Ему надо было переходить через ручей по жердочке. И когда он переправлялся, заметил в воде свою тень и опять подумал:
Лучше я отниму у того котёнка мышь!
Выпустив изо рта мышку, он кинулся в воду. тени-то конечно он не поймал, да и сам едва спасся: мокрый, грязный он вернулся к матери. Но теперь кошка не стала утешать его, а побила и снова сазала, что он должен делать только свое дело — мышей ловить, а не гоняться за всем, что попадает на глаза.
Котенок с этих пор не забывал наставлений матери.
На удмуртском языке
Слайд № 12
Пошел старик. Подошел он к избе, заглянул в окно и видит – сидит старуха на лавке, перебирает золотые монетки.
А монетки так и сверкают, так и поблескивают!
Зашел он в избу, смотрит – возле стола два сундука стоят, золотом полны.
Тут и старик разум потерял. Тоже стал монеты перебирать.
– Надо спрятать золото понадежнее, чтобы никто не увидел! – говорит старуха.
– Надо, надо! – отвечает старик. – Не то узнают, что у нас так много золота, – просить будут или отнимут!
Поговорили, подумали и спрятали золото в подполе.
Вот живут старик со старухой. Довольны, что денег много. Только золото не дает им покоя ни днем ни ночью: боятся они, как бы кто не стащил сундуки.
Думала, думала старуха, как уберечь золото, и придумала.
Говорит она старику:
– Иди, старик, к своей березе, попроси у нее, чтобы она сделала нас страшными-престрашными! Чтобы все люди нас боялись! Чтобы все прочь от нас подальше бежали!
Пришлось старику опять шагать в лес. Увидел красивую березу, поклонился ей и стал просить:
– Сделай ты нас, красавица береза, страшными-престрашными! Такими страшными, чтобы все люди нас боялись, подальше от нас убегали, наше золото не трогали!
Анализ произведения
Жанровая разновидность представляет собой фольклорную бытовую русскую сказку. Если сказать коротко, она является частью устного народного творчества. Тема и смысл сказки «Каша из топора» — использование собственной находчивости и смекалки для выхода из разных жизненных неурядиц.
Сюжет разворачивается вокруг ситуации, в которую попал главный герой — самый обычный солдат. На пути домой ему попалась скупая старуха. Характеристика и описание этой героини:
- жадная;
- глупая;
- не понимает простых уловок;
- отказалась кормить постояльца.
Он говорил, какая вкусная получится каша даже из топора, и что это его любимое блюдо. Но во время приготовления солдат сначала просил: «Дай-ка котёл». Но потом постепенно бабка сама начала предлагать продукты, когда парень говорил, что было бы неплохо добавить соль и крупу.
Композиционный вид сказки «Каша из топора» — трёхчастный. В виде зачина выступает часть, где солдат встретился с бабкой, основная часть — варка каши. В конце довольный и сытый солдат уходит от старухи с топором.
Особенность сказки заключается в применении просторечий, которые характеризуются образностью и яркостью выражений. Примеры таких слов:
- Варево — похлёбка, жидкая еда.
- Коли — если бы.
- Вдоволь — достаточно.
- Служивый — солдат.
- Смётка — смекалка.
Идея сказки выражается воспитательными и познавательными функциями. Она знакомит юных читателей с русскими традициями и народным бытом, параллельно приобщая их к устному творчеству. Мораль описывается пословицами. Например, сюда можно отнести «скупой платит дважды». Основная мысль сказки «Каша из топора» заключается в том, что при должной находчивости можно решить любые проблемы.
Ход занятия
Дети заходят в группу. Воспитатель показывает большую красивую коробку.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой сюрприз я нашла сегодня в группе! Хотите знать, от кого она?
Дети: Да!
В. : Эту посылку нам доставили из Удмуртии! Кто знает, где находится Удмуртия? Покажите на карте России. Правильно! Эта республика находится в России. С посылкой пришло письмо. Его написал герой удмуртских сказок Лопшо Педунь.
Лопшо Педунь пишет, что в посылке подарок из Удмуртии, но чтобы её открыть, нужно выполнить несколько заданий. Каждое выполненное задание откроет цифру и мы узнаем код от замка, и откроем посылку.
1 задание.
Дети подходят к мольберту. Воспитатель выкладывает из конверта содержимое и размещает на мольберте.
В. : Лопшо Педунь прислал нам изображение флага и герба Удмуртии. А также гимн своей республики. Он просит нас с ними познакомиться. Посмотрите на флаг. Какого он цвета?
Д. : Красный, белый, черный.
В. : Какой узор в середине флага? На что это похоже? (ответы детей) Как и все флаги, удмуртский флаг имеет свое значение. Черный цвет это символ земли и стабильности, красный цвет -солнца и символ жизни, белый – символ космоса и чистоты нравственных устоев. Восьмиконечный знак является оберегом (оберегает человека от несчастий).
Удмуртский герб немного похож на флаг, в чём вы видите сходство?
Д. : Такие же цвета, знаки – обереги.
В. : Верно, только герб круглый и представляет собой щит, на котором изображен лебедь. Значение цветов вы уже знаете, а вот лебедь (человек-лебедь) является символом возрождения, мудрости, мужества и совершенства.
А теперь прослушаем гимн удмуртской республики (звучит запись гимна). Как бы вы описали эту музыку? О чем в этой песне поётся, как вы думаете? (ответы детей)
В: Ну вот мы и выполнили первое задание, А чтобы узнать первую цифру кода, ответьте на вопрос от Лопшо Педуня: сколько знаков-оберегов изображено на флаге Удмуртии?
Д. : Один!
В. : Молодцы! Вот и первая цифра кода. На удмуртском это звучит как «ОДЫК»(дети повторяют)
2 задание.
В. : Во втором задании вам нужно угадать, в какой удмуртской игре есть название этого овоща? (на картинке изображена капуста)
Д. : Это игра – «Капустная голова»!
В. : Давайте в неё поиграем! Считалочкой выбираем сторожа и капусту.
Дети произносят удмуртскую считалку :
Ик-чук, гондыр Кук,
Беки-буки, тук.
Легенда о сотворении мира
Это было так давно, что никто помнить не может.
Во всем свете кругом была одна вода, земли совсем не было. И жили на свете только один инмар и один шайтан. Инмар велел шайтану нырнуть под воду и достать земли со дна. Шайтан послушался инмара, нырнул на дно и достал каждой рукой по горсти земли. Он отдал инмару почти всю землю, которую достал, только совсем немного спрятал у себя во рту.
Инмар взял из рук шайтана землю, положил ее к себе на ладонь и сдул на воду. Земля стала разрастаться, становилась все больше и больше. Она была ровная, гладкая, как сковорода.
Начала расти и земля, которую спрятал шайтан у себя во рту. Ее стало так много, что она уже не умещалась там. Шайтан выплюнул ее. Крошки разлетелись в разные стороны, и на земле образовались горы, болота, кочки. Если б шайтан не обманул инмара, то земля осталась бы ровной и гладкой.
Первые люди были очень-очень большие, настоящие великаны. Жили они беззаботно, ничего не делая, потому что они ничего не умели: ни строить, ни сеять, ни охотиться. Дремучий лес был для них как крапива. Где ступала нога такого великана — появлялся лог, где он вытряхивал песок из лаптей — образовывались холмы.
Перед тем как великанам исчезнуть, появились маленькие обыкновенные люди. Инмар жил вместе с ними и учил их трудиться. Маленький человек стал землю пахать, лес рубить, избы строить. Увидел одного мальчик-великан, взял в руку и вместе с топором положил себе в карман. Вернулся домой и показывает матери:
— Посмотри-ка, мать, какого я дятла поймал, он ель долбил.
А мать ему говорит:
— Сынок, это не дятел, это человек. Значит, нас скоро не будет, на свете останутся жить только такие вот люди. Они маленькие, но работящие: умеют пчел водить и зверей ловить. Пришла пора уходить нам отсюда. Бежим-ка скорей! — И мать заплакала. Где падали ее слезы, там речки образовались. Много их на земле осталось. Великаны переселились на север.
У великанов был очень маленький разум. Однажды они сидели и грелись вокруг огня. Огонь разгорелся, начал ноги обжигать. Им нужно бы отодвинуться от огня, но сообразить это у них разума не хватило, и они стали обмазывать ноги глиной. Когда огонь погас, они замерзли и превратились в большие каменные глыбы.
Рассказывают, что посредине горы Карйыл имеется глубокая яма. В нее бросали шесты, но шесты проваливались, как в бездонный колодец. Только далекий звон слышался от падения. Передают, будто остальные великаны спустились в этот колодец. И больше их никто не видел. Звали великанов асаба, что означает это слово — никто не знает уже.
Когда на земле людей стало много, они научились все делать сами и перестали слушаться инмара. Инмар рассердился и ушел от людей на тот свет. С тех пор на этом свете инмара больше нет, а люди и без него живут хорошо.
На удмуртском языке