Артикуляционная гимнастика для детей в картинках и стихах: для детей 3-4, 5-7 лет

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4, 5-6 лет в картинках

Суть артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, помогающих улучшить работу органов артикуляционного аппарата. Целью таких занятий является:

  • укрепление мышц губ, языка, щек;
  • повышение подвижности челюстей, языка и мягкого неба;
  • развитие координации движения артикуляционных органов;
  • закрепление умения удерживать язык и зубы в нужной позиции.

В результате регулярного выполнения артикуляционной гимнастики у детей вырабатывается правильное произношение звуков

Если не уделять внимание работе по исправлению недостатков речи, это отразится на грамотности и приведет к проблемам с успеваемостью у ребенка

Для занятий с детьми дошкольного возраста необходимо выбирать упражнения в игровой форме, которые будут им интересны. Артикуляционная гимнастика может проводиться как индивидуально, так и в группах. Условием проведения артикуляционной гимнастики является использование зеркала.

Наиболее удобное время для ее выполнения — утром, после зарядки, и вечером. Длительность занятия должна составлять не более 10 минут и включать 4 – 5 упражнений. Чтобы разнообразить такие занятия, предлагаем воспользоваться следующей картотекой артикуляционной гимнастики для детей 5 – 6 лет.

Комплексы упражнений

Артикуляция малышей во время артикуляционной гимнастики значительно улучшается, если делать привязку по упражнениям не только к возрасту, а ещё и к тем частям речевого аппарата, которые нуждаются в нагрузке или расслаблении. Предлагаем их список, который сгруппирован по тому, работу каких мышц они активизируют.

Комплекс для развития мышц губ

  1. Попеременное чередование широкой улыбки с вытягиванием губ в хоботок.
  2. Раскрыть рот и втягивать губы внутрь так, будто они хотят обхватить и спрятать под собой зубы.
  3. Завести верхнюю губу под нижние зубы, что похоже на оскал.
  4. Завести нижнюю губу под зубы верхней челюсти.
  5. Пофыркать губами так, как это делают лошадки.

Комплекс для развития мышц языка

  1. Кончиком языка облизывать губы, проводя им то за часовой стрелкой, то против.
  2. Высунуть изо рта широкий язык и немного «пожевать» его, произнося «мя-мя…», «бя-бя…».
  3. Высовывать изо рта язык как можно дальше, одновременно чередуя его то «лопатой», то «жалом».
  4. Чередовать поднятия и опускания кончика языка то к верхнему нёбу, то к нижней челюсти.
  5. Делать из языка «чашечку» сначала во рту, а потом стараться высунуть её наружу.
  6. Упражнение «гармошка»: кончик языка упереть в верхнее нёбо около передних зубов и в таком положении открывать-закрывать рот.

Комплекс для развития мышц щек

  1. Надувать и сдувать щёки.
  2. Попеременно надувать то левую, то правую щеку.
  3. Выдувать мыльные пузыри, дуть в трубочку.
  4. Хлопать себе по надутым хомячьим щекам.
  5. Втягивать щёки настолько сильно, насколько это можно так, чтобы от этого губы складывались, как у рыбки.

Особенности артикуляционной гимнастики в сказках

Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для языка. Главная цель ее – правильные и четкие движения для постановки дикции.

Действия по корректировке и развитию речи – сложный педагогический процесс. При успешном выполнении у ребенка нормализуются все стороны речи, развивается психомоторика.

Педагоги ежегодно повышают качество дошкольного образования у детей, путем применения новейших технологий. Одной из них является артикуляционная гимнастика в сказках для дошкольников.

Сказкотерапию начали практиковать относительно недавно, она позволяет ребенку найти самого себя, строить доверительные отношения с окружающими.

Артикуляционная гимнастика в сказках – отличный вариант для детей, которые только начинают посещать детские сады и участвовать в групповых занятиях. Данная терапия подходит для детей от 3-х до 7 лет.

В сказке предоставляется полная схема последовательных действий. Для правильного усвоения связи причина-следствие ему необходимо отслеживать действие от начала до конца.

В процессе игры ребенок оценивает поступки и действия персонажей. Часто примеряет на себя роли – супергероев, волшебников и так далее.

Развитие речи запускает процесс формирования мышления. Закрепляются эталоны цвета, формы, величины. Развивается тактильное восприятие.

Чаще всего используется сказка о веселом язычке, она относится к видам артикуляционной гимнастики. Родители, имея фантазию, могут рассказывать свои собственные сказки. Приведем пример сказки.

Комплекс №4.

Здравствуй язычок.

  1. Язычок мой, здравствуй

День такой прекрасный

Открывай свое окошко.

Просыпайся понемножку.

(открываем рот и делаем его окошечком, беззвучно произносим О)

  1. Сделаем зарядку,

Чтоб было все в порядке:

По –тя- ну – лись,

На – кло – ни – лись,

Влево – вправо по — вер- ну – лись

( Губы  растянуты в улыбке, зубы  приоткрыты, язык  сначала тянется вверх, к носу, затем вниз к подбородку, а потом двигается  вправо- влево. Повторять 10- 15 сек, можно под счет).

  1. А теперь вперегонки

Побежим на завтрак мы…

( несколько раз быстро высовываем и прячем язык между слегка сомкнутыми губами)

  1. На столе лежат блины,

Очень вкусные они

(Рот приоткрыт, расслабленный круглый язык лежит на нижней губе удерживать 5-10 сек)

Мы макаем их в варенье,

Не блины, а объедение!

(Круговым движением облизываем верхнюю и нижнюю губы)

  1. Хочешь, в прятки поиграем?

Мы сначала убегаем…

Язычок в рот убираем,

А потом в окошко – скок

Покажем остренький носок.

( Вытяните  узкий язычок вперед, удерживайте  его  так 5-10 сек.)

  1. И опять он убежит

В домишке тихо посидит

Снова выглянет в окошко,

( повторяйте предыдущие движения)

  1. И свернется словно кошка,

На крылечке.

(Рот приоткрыт, расслабленный круглый язык лежит на нижней губе удерживать 5-10 сек)

Вот какой,

язычок мой озорной!

(широко улыбнуться себе в зеркале)

Советы родителям

  • Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата.
  • Если занятия у логопеда дополнять упражнениями дома, то получение результата ускоряется.
  • Когда в самом начале коррекционной работы малыш противится гимнастике, начинайте делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это выглядит достаточно весело — настолько, что ребёнок сам захочет присоединиться к вам.
  • Помните, что малыши чутки к похвале. Пускай после занятий ребёнок показывает то, что у него начало получаться, другим членам семьи, а те должны активно демонстрировать свой восторг и радость его успехам.

Игры для языка

Цель таких игр научить контролировать движения языка, держать его в нужном положении.

Иголочка

Перед игрой надо выяснить у детей, знают ли они, что такое иголочка, какая она и для чего нужна. Можно показать им видео, на котором демонстрируется, как движется иголка при шитье.

Далее воспитатель предлагает детям повторить движения иголочки с помощью язычка. Рот нужно закрыть и «уколоть» языком левую щеку, затем правую щеку. Следует стараться делать это таким образом, чтобы на щеке появлялся заметный след от язычка.

Непослушный язычок

Воспитатель предлагает детям наказать язычок за то, что он мешает им правильно проговаривать звуки. Для этого нужно широко улыбнуться и высунуть язык.

Чтобы «отшлепать» язычок следует плотно смыкать и размыкать губы, зажимая ими язык. Делать это надо ритмично и быстро. Потом нужно его покусать его зубками (нажимать не очень сильно, чтобы не появлялось болевых ощущений). Эти движения необходимо чередовать, выполняя каждое из них по 10 раз.

Чистим зубы

В начале игры воспитатель проводит опрос среди детей: кто утром почистил зубы. Дети должны рассказать, как они это делали. Можно попросить их показать рукой, какие движения они выполняли.

Затем воспитатель предлагает детям почистить зубки еще раз с помощью язычка. Сначала нужно почистить верхние зубы с внешней стороны, а затем нижние зубы с внутренней. Рот широко открыт, язык ритмично движется влево – вправо.

Парус

Дети слушают стихотворение и рассматривают картинку с парусником.

Плывет кораблик по волнам,

Рвется парус к облакам.

К борту волны поднимаются,

И о кораблик разбиваются.

Воспитатель должен обратить внимание детей на изгиб паруса при его натяжении. После этого он просит изобразить парус с помощью языка

Они должны улыбнуться и открыть рот. Кончиком языка нужно зацепиться за верхние зубы, напрячь его и удерживать в таком положении до 10 секунд.

Котенок

Воспитатель рассказывает стихотворение:

Котик любит молоко:

Лишь нальешь — слизнет он вмиг.

Лакает живо и легко,

«Лопаткой» высунув язык.

Воспитатель спрашивает у детей, кто из них наблюдал за котенком, когда тот пил молоко. Затем предлагает повторить эти движения. Нужно широко открыть рот, высунуть широкий язык и подвигать им, как будто лакая молоко. Следует выполнить 4 – 6 таких движений, затем отдохнуть и повторить все еще раз.

Ход занятия

(Воспитатель с детьми заходит в группу и подходят к цветку «Речецветик»)

— Ребята, посмотрите на Речецветик. Вчера мы с вами получили первый лепесток. Сегодня нам предстоит очень ответственно потрудиться, правильно выполнять все задания, чтобы Фея Королевства Правильной речи прислала нам еще один лепесток. За заданиями сегодня мы пойдем к героям книги А. Барто «Игрушки». (Показываю книгу).

— Эту книгу написала Агния Барто, о чём эта книга?

— О мяче, грузовике и т. д.

— Скажите, как можно назвать их одним словом?

— Игрушки.

— Правильно.

Подвожу детей к столу, на котором находятся игрушки: мяч, самолет, мишка, зайка, бычок.

— Посмотрите, ребята, вот эти игрушки будут вам давать задания. А теперь проходите и садитесь на стульчики.

Отгадайте, какая игрушка задаст вам первое задание.

Его пинают, а он не плачет

Его бросают назад, он скачет.

— Мячик!

— Правильно. Мячик предлагает прочитать про него стихотворение

— 1-2 ребенка читают стихотворение «Мяч» А. Барто.

— Молодцы, а теперь послушайте следующую загадку: Он косолапый и сосет он лапу.

— Мишка!

— Правильно. А Мишка предлагает вам поиграть с ним в игру «Скажи ласково». Мы с мишкой будем говорить первое слово, а вы нам ответите ласково и прохлопаете это слово.

Воспитатель: слонДети: слоник Воспитатель: мяч Дети: мячик Воспитатель: кукла Дети: куколка Воспитатель: мишка Дети: мишенька

Воспитатель: флаг Дети: флажок Воспитатель: машина Дети: машинка Воспитатель: бык Дети: бычок

— Молодцы! Ребята, Мишка тоже хочет послушать стихотворение про себя.

(1-2 ребенка читают стихотворение «Мишка» А. Барто)

— Хорошо, ребята, Мишка сказал мне, что вы очень красиво читали стихотворение.

(Слышатся звуки «му-му»)

— Ребята, вы слышите? Кто это может так здороваться?

— Бычок!

— Правильно. Следующее задание даст вам Бычок. Он предлагает нам показать как мы хорошо играем в «Самолет».

(Предлагаю детям встать в круг лицом. Вместе читаем стихотворение «Самолет» А. Барто и выполняем движения). Самолет построим сами стоим на одной ноге, руки в стороны Понесемся над лесами бежим по кругу с поднятыми в сторону руками, понесемся под полями меняем направление, а потом вернемся к маме. приседаем.

— Молодцы! Давайте сядем на свои стульчики и узнаем, что еще нам нужно сделать.

— Ребята, Бычок тоже хочет послушать стихотворение про себя и хочет, чтобы его прочитали Илья и Адиля по очереди. Порадуем Бычка?

— Хорошо, ребята, думаю, что Бычок доволен. А теперь слушайте, какая будет следующая игрушка: «Зимой белый, летом серый».

— Зайчик!

— Правильно! Зайчик мне тоже что-то шепчет. Он не умеет правильно говорить -с- и просит научить его. Давайте покажем ему, как нужно соединять зубки, чтобы звук получился и расскажем чистоговорку (дети делают улыбочку с открытым ртом, зубы соединены, выдувают воздух произносят -с-с-с-с-с).

Са-са-са-вот летит оса ритмично хлопают

Су-су-су- вижу я осу смотрят через «очки» вправо-влево

Сы-сы-сы-боюсь я осы стучат кулаком об кулак

— Молодцы. Еще Зайка спрашивает, знаете ли вы про него стихотворение?

— Да, знаем.

— Прочитаем? -Да

(1-2 ребенка читают стихотворение «Зайка» А. Барто)

— Ребята, а какая игрушка нам еще не давала задание?

— Самолет!

— Правильно.

(Поднимаю самолет и нахожу под ним коробку)

— Смотрите, а под самолетом коробка. Давайте откроем ее и посмотрим, что в ней?

— Ребята, это записка от самолета. Давайте почитаем: «Здравствуйте, ребята! Научите меня и моих друзей правильному дыханию. Мои друзья — это бумажные самолётики. А Сашу и Игоря мы просим прочитать про нас стихотворение». Вот такое письмо, ребята. Сначала мы научим их правильному выдоху

( Раздаю самолетики детям и вместе читаем: «Плавно, долго выдыхаем. Звук протяжно выдуваем». Затем дети дуют на свои самолетики так, чтобы крылья зашевелились)

— Вот смотри, Самолет, так нужно дуть. А теперь слушай стихотворение про тебя.

(Игорь и Саша по очереди читают стих «Самолет» А. Барто)

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах

Если распечатать специальные тематические картинки, то артикуляционная гимнастика проходит очень интересно и малышу становится понятным смысл движений. В этом возрасте упражнения гимнастики лучше читать в стихах.

Детям 3-4 лет хорошо помогает сказка про язычок, которая является неотъемлемой частью артикуляционной гимнастики. Это целый цикл историй о весёлом язычке, который попадает в разные приключения.

Все упражнения делятся на 2 большие группы — статические и динамические. Задача первых — научить удерживать положение, как на изображении. А вторая группа нужна для того, чтобы освоить переходы от одних движений и положений речевого аппарата к другим. Вот перечень разноплановых упражнений на статику:

«Блинчик»: малыш должен уложить свой язык на нижнюю губу, сохранив его при этом расслабленным и широким. Упражнение считается освоенным, когда время удержания такого положения достигает 7-10 секунд.

  • «Грибок» — упражнение, при котором кончиком языка нужно быстро коснуться нёба и при этом держать рот широко открытым.
  • «Трубочка» или «Хоботок»: верхнюю и нижнюю губу складываем в трубочку и тянем их в верх, как слоник.

Упражнения для освоения разных динамических движений:

  • «Часики»: рот широко открыт, а язык занят такой же работой, как и маятник часов — двигается из стороны в сторону от одного уголка рта к другому.
  • «Качели»: положение челюсти тоже, что и в «часиках», только теперь язык раскачивается, как качели — вверх и вниз, от верхней губы к нижней.
    Такая артикуляционная гимнастика в стихах поможет сделать занятие весёлым и лёгким. В сети много четверостиший, которыми можно сопровождать занятия.

Как заниматься с ребенком гимнастикой в игровом стиле

Наиболее подходящая артикуляционная гимнастика для малышей – сказка. Все дети без исключения любят их слушать.

Важно соблюдать определенный алгоритм действий:

Предварительно, перед тем как предложить выполнить упражнение, малышу необходимо попробовать его самому. Анализируйте усилия, которые потребовались для его выполнения.
Для выработки и закрепления навыков гимнастика должна проводиться каждый день.
Частота занятий зависит от свободного времени. Идеальный вариант – два раза в день по 5-10 минут.
Первые упражнения более легкие, последующие сложнее. Если ребенку тяжело выполнять какое-то упражнение, то его необходимо повторять до того момента, пока оно не будет казаться легким. После преодоления трудности можно переходить к следующему.
Гимнастику лучше проводить, сидя перед зеркалом. Идеальный вариант – большое зеркало, где видно и малыша, и взрослого. Если зеркальце маленькое, то малыш его держит в одной руке, при этом взрослый сидит напротив.
Обязательное условие – поощрение

Особенно в тех случаях, когда что-то не получается.
Важно так обыграть каждое упражнение, чтобы оно у малыша вызвало интерес.
Покажите, расскажите и контролируйте правильность выполнения упражнений.

Артикуляционных гимнастик много – сказка «У бабушки с дедушкой», «Колобок» и так далее.

Игры для щек

Цель игр — укреплять мышцы щек.

Шарик

Перед началом игры нужно показать детям картинку с изображением воздушных шаров (или же сами шарики). Можно спросить, когда развешивают такие шарики и какое настроение испытывают дети при их виде.

После этого воспитатель просит детей изобразить шарик, надувая щеки. Потом показать, как шарик сдувается. Это можно делать медленно, постепенно выпуская воздух, или быстро — делая резкий выдох. Для большего веселья рекомендуется предложить детям «проколоть» шарик, нажав указательными пальцами на надутые щеки.  

Хомячок

Детям предлагается рассмотреть картинку, видео или даже живого хомячка и обратить внимание на его щеки. Можно показать, как они увеличиваются, когда хомяк что-то запихивает себе в рот

Надувает хомяк щечки,

Зерно держит он в мешочках.

Щечки мы надуем тоже,

Вместе хомячку поможем.

Дети закрывают рот и надувают щеки. В таком положении они находятся около 5 секунд. Затем расслабляются.   

Сказкотерапия для детей. Читаем детям терапевтические сказки

 
Сказкотерапия — это «лечение сказкой», один из самых доступных и в то же время эффективных методов корректирования поведения и сознания ребенка. В сказкотерапии используются терапевтические сказки – истории, рассказывающие о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается ребенок. Благодаря сказкотерапии у ребенка формируется творческое отношение к жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, появляется уверенность в своих силах, развивается самооценка и самоконтроль.
 Кто не хочет чистить зубкиКотенок МаксикЗачем нам мылоУнесенные водойСон КолобкаРыбка Буль-бульКолобок и КолобикЗайчик в детском садуО вирусах и прививкахВ темной нореНепослушный язычокСказка о том, как Юра стал решительнымПочему Сережа не боится засыпать сам?Сказка о солнышкеИстория о самолетике ТошеМокрая феяОбещаниеСтрашный СтрахСказка про мальчика, который полюбил едуСказка про ослика СтесняшкуКарандашиСказка про то, как одежда обиделасьСказка про электрический токМишкина помощьСказка про горшочекСказка про пожарГеоргин и бабочкаШирокое небоСказка про медвежонкаСказка про больные зубкиСказка про соскуСказка про Зайца-забиякуСказка про лисенкаСказка про животных во двореСказка про высокий дубСказка про запрещенные вещиВолшебное преображениеСказка про хвастливого муравьяСказка для папы и сынаСказка про храбрую старшую сеструПервый полёт КирюшиКоролевство ЛентяевСказка о полезных овощахСказка о грустной тарелочкеВолшебные каплиЧестный петушок из БарселушаЗайчонок, который убегал от мамыТимошка и ТемнотаСказка про медвежонка-невежуСказка про грустный горшочекСказка про НепослушкуСлонёнок и шарикиСказка про Колю и его друзейСказка про доброго ПетюФедя и компьютерКак Костя стал умыватьсяСладкоежки и сладкоежкиСказка про Лягушонка ВасюКак Юля научилась говорить правдуКак Егорка ходил гулятьСказка о вредной едеМаленькая история о грозеКак щенок нашел другаО Темноте-ТемнотеСказка про Таню-ябедуПро решительного бурундучка БорькуПро ужасного крокодила ТорриПро Сеньку-отличникаПро волшебную палочку и девочку НастюПро обезьянку АлискуСказка про Черного ТиграСказка про шкатулку желанийСказка про щенка БусюСказка про бегемотика, который не хотел слушаться мамуСказка о превращении гусеничкиСказка про скромного соловушкуСказка про ЗайчиковаСказка про лисичек-сестричекСказка про Темноту и Фею из страны светаСказка про волшебные конфетыСказка про Ежика и мудрого дедушку ЕжаСказка о белочке АнфискеСказка о ненастоящем страхеСказка про мышонкаКак подружиться со сномСказка о том, как Света перестала капризничатьПутешествие в страну ЗдоровьяТонкий настрой
_______________________

Комплекс №3

«Вот какой наш язычок».

  1. В море рыба – кит живет,

По волнам она плывет,

У нее огромный рот.  Вот такой!

( Широко  улыбнуться, показывая зубы, зубы тоже приоткрыты, подержать рот в таком положении некоторое время)

  1. В поле мотылек живет,

Он нектар цветочный пьет

Тонким, длинным хоботком. Вот таким!

(Вытянуть губы узкой трубочкой вперед, «полюбоваться» на хоботок)

  1. Под пеньком живет змея,

Длинный хвост и голова,

Вынет, спрячет язычок…    Вот так!

( рот открыт круглым окошечком, острый язычок показываем и прячем)

  1. В роще заинька живет,

Травку, ветки он грызет,

Носик морщит он смешно.

Получилось? То-то, вот!

( морщить носик, приподнимая верхнюю губу, показывая верхние зубы,

но зубы сомкнуты)

  1. В будке Шарик наш живет,

Дом прилежно стережет,

Вертит весело хвостом.

Как? Покажем язычком! Смотри!

( рот улыбается, зубы приоткрыты, острый узкий язык  быстро движется  вправо – влево)

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет

Для этого возраста есть много эффективных упражнений, которые подходят при нарушения различного происхождения. Так, артикуляционная гимнастика при дизартрии происходит при задействовании дополнительных средств. Например, упражнение «вкусное варенье» предполагает намазывание губ настоящим вареньем или мёдом, чтобы ребёнок старался их слизать.

  • «Ковшик»: широко открывается рот и улыбнуться, высунуть расслабленный язук и его кончик слегка приподнять вверх. Упражнение направлено на постановку шипящих звуков.
  • «Иголка»: рот также широко открывается, а язык вытягивается изо рта узкой полосочкой.
  • «Чистим зубы»: опять сильно раскрытый рот, только теперь язык двигается по зубам, словно он — это зубная щётка.

Общие рекомендации

Родители должны помнить, что продуктивность гимнастики зависит от того, насколько занятия интересны ребёнку. Исключено принуждение, угрозы и навязчивость. Чтобы артикуляционная гимнастика для малышей была интересной, необходимо показывать картинки, выполнять всё в форме игры.

Помните о следующих правилах:

В первый раз выполнять упражнения перед зеркалом: это необходимо для зрительного контроля положения губ, движений язычка

Поскольку ребёнок ещё не осознаёт, как именно он должен лежать, в каком состоянии должны быть щёки и губ, ему важно видеть такое положение.
Цикл занятий начинают с простых упражнений и постепенно переходят к более сложным. Есть приблизительные сроки, сколько приблизительно занимает времени одно новое упражнение, но ориентировать нужно на индивидуальный темп ребёнка: кто-то понимает, как делать быстрее, а кому-то необходимо больше времени.
Занятие строится по такой схеме: ребёнок должен повторить старое упражнение самостоятельно, потом можно дальше работать по плану.
Упражнения необходимо повторять циклами дважды в день, посвящая им по 5-10 минут.
Каждому возрасту соответствуют свои требования: для детей 3-4 лет приоритет на освоение основных мышц языка, губ, 5-летние дети должны выполнять упражнения плавно и чётко, а 6-7 летние ребята — держать стабильный темп, легко заниматься статическими упражнениями.

Чтобы было веселее, организовывается артикуляционная гимнастика под музыку. Для детей двух лет это отличный способ связать приятный стимул с полезными действиями для произношения звуков согласно возрастной норме.

Комплекс №2

«Болтунишка язычок»

1.Где твой болтушка язычок?

Ну-ка покажи его дружок!

(слегка приоткрыть губы, высунуть вперед острый язычок)

  1. Пусть он на крылечке посидит,

(положить расслабленный язык на нижнюю губу)

Пусть по сторонам он поглядит.

(губы улыбаются, языком качаем вправо – влево)

  1. Кто там распевает в вышине?

Любопытно стало язычку и мне.

Тянемся высоко-высоко…

Но не разглядели никого.

          (поднимать язычок как можно выше вверх, к носу)

4.Что-то под ногами прошуршало

Посмотрели вниз – нет, убежала

Это, верно, серенькая мышка,

Не успели разглядеть малышку.

(опустить язычок как можно дальше вниз)

  1. Ну, а это важный кот шагает,

Влево – вправо хвостиком виляет.

Мы с тобой подразнимся немножко

Язычок вильнет, как хвостик кошки.

(губы улыбаются, языком качаем вправо – влево)

  1. Вечер. В небе звезды загораются Носик-язычок вверх поднимается,

Чтобы любоваться звезд мерцанием

Что ж, спокойной ночи, до свидания.

 (поднимать язычок как можно выше вверх, к носу, а потом убрать в рот и крепко сжать губы.)

Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет

Детям такого возраста понравятся занятия с использованием разнообразных продуктов и предметов:

  • втягивать спагетти или мармеладку в форме трубочки ртом, сложив губы в дудочку;
  • положить съедобную соломку на верхнюю губу и изобразить человека с усами, подняв её к носу;
  • вытягивается язык и туда кладётся съедобная соломинка, а ребёнок должен как можно дольше удержать её, не уронив с языка — как эквилибрист палку;
  • язык выгибается чашечкой и туда кладётся конфета;
  • облизать чупа-чупс с разных сторон.

Также для артикуляционной гимнастики в этом возрасте используют картинки. Хоть это уже ребята, которые могут выполнять упражнения осознанно, но элементы игры действуют дополнительным мотиватором.

Артикуляционная гимнастика – сказка про веселый язычок

Жил поживал на свете язычок. Он имел небольшой, но очень уютный и теплый домик. Ротик. Каждое утро язычок просыпался от будильника, который работал вот так:

(Необходимо показать, как работает будильник, как кукушка показывается из домика. Повторить 5 раз.)

(Для этого необходимо улыбнуться и кончиком языка почистить зубки. Сначала нижние, потом верхние. Для получения хорошего результата чистку необходимо проводить на протяжении 2-х минут).

(Для этого необходимо вымесить тесто. Покусай язык зубами, как бы меся тесто. Пошлепай языком по губам).

(Улыбаясь, не закрывая рот, оближи губки).

(Надо бы показать, какая чашка у нас с молоком была. Для этого необходимо высунуть язычок и сделать чашу. Держи края язычка приподнятыми, чтобы содержимое не вылилось).

(Как едет машинка? Улыбнись, широко открой ротик, ударяя языком по бугоркам за верхними зубами).

(Имитируй змейку, как она ползет, как шипит и как высовывает язычок. Повтори 5 раз).

Хорошая получилась у нас прогулка. Покатался язычок, и возвратились домой. Проветрил помещение и лег отдыхать. А завтра поедет гулять он опять.

Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец!

Артикуляционная гимнастика – сказка о язычке – очень увлекает детей, ведь это интересная своеобразная игра.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: