Сказка Ушинского «Проказы старухи-зимы»
Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.
Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.
Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают. Не испугалися звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.
Пуще злится зима — до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.
— Ну, постой же, — думает зима, — дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так что брёвна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать — наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт. По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.
Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки — и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: «Приди-ка пособить!» Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть — и разгорится у него лицо, как огонь.
Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали… видно, весна недалёко!
Сказки Ушинского — Проказы старухи-зимы читать
Слепая лошадьДавно, очень уже давно, когда не только нас, но и наших дедов и прадедов не было еще на св…
Умей обождатьЖили-были себе брат да сестра, петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зе…
Пересказ сказки К. Ушинского «Проказы Старухи-Зимы», по опорным картинкам
Организация: ГБОУ Школа № 852
Населенный пункт: г. Зеленоград
Цель:
Учить детей пересказывать сказку близко к тексту с использованием опорных картинок.
Задачи:
Коррекционно – обучающие:
— Обучение детей пересказыванию;
— Учить детей связно, логично и последовательно высказывать свои мысли;
— Упражнять в словообразовании и словоизменении;
— Понимать скрытый смысл слов и выражений;
Коррекционно – развивающие:
— Развивать мелодийно-интонационные характеристики речи;
— Развивать слуховое внимание и память;
— Развивать воображение ,умение подбирать слова-признаки и синонимы к словам;
— Развивать мелкую и общую моторику;
Коррекционно – воспитательные:
— Воспитывать любовь к образному языку;
— Воспитывать у детей умение замечать красоту русской зимы;
— Формировать навыки сотрудничества и взаимопомощи;
Оборудование:
Мнемотаблицы, опорные картинки, сюжетные картинки по теме «Зима», картинки на сходство и различие «Снеговики», «Снежинки».
Ход занятия:
Организационный момент.
Сообщение темы занятия.
Логопед:
— Ребята вы любите слушать сказки?
— Чем они вам нравятся?
— Назовите любимые сказки.
Дети отвечают.
Логопед:
«Сегодня мы свами познакомимся с еще одной сказкой. Написал ее К. Ушинский, она о зиме. Ушинский очень любил зиму. О зиме писали и другие писатели Бунин и Есенин, и Тютчев. У каждого свое отношение к зиме,которое он выражает в своих рассказах, сказках, стихах. У кого-то она волшебница, красавица или чародейка. Помните, как мы читали стихи Есенина «Идет зима аукает…» или стихи Тютчева «Чародейка зима». А вот у Ушинского зима показана в образе злой старухи, которая пытается всех заморозить. Удалось ли ей это сделать, мы узнаем из содержания сказки».
Логопед:
«Я буду читать сказку, а вы внимательно слушайте и запоминайте. Вы можете закрыть глаза. А звуки музыки помогут вам воссоздать точную картину происходящих событий. Звучит музыка Чайковского «Зимнее утро»
Логопед: «Вот и закончилась сказка, но я заметила, что не все дети внимательно слушали сказку, отвлекались».
Логопед:
— Давайте повторим.
— С чего все началось?
— До кого добралась зима первой?
Дети: — До птиц!
Логопед: — Птицы испугались?
Дети: — Нет, они улетели в теплые края, а те, что остались из лесов перебрались ближе к жилищу человека.
Логопед: — После птиц зима на кого накинулась?
Дети: — На зверей.
Логопед: — А как звери спасались от стужи?
Дети:
— Медведь лапу в берлоге сосал.
— Белка орешки грызла вдупле.
— Зайчик быстро прыгал,чтобы не замерзнуть.
Логопед: — Кого же еще хотела заморозить зима?
Дети: — Рыб, но они не испугались, ушли под лед.
Логопед: — И зима подумала, кого же ей еще донять?
Дети: — И она стала донимать людей.
Логопед: — Почему зиме не удалось заморозить людей?
Дети: — Люди затопили печи, пекут блины, над зимой посмеиваются.
Логопед: — Что показалось зиме обиднее всего?
Дети: — Обидно ей, что даже малые ребятишки её не боятся, катаются на санях, на коньках, играют в снежки.
Логопед: — Почему зима заплакала?
Дети: — От злости, ей не удалось ни кого заморозить.
Логопед: — Как вы поняли, что весна недалеко?
Дети: — Засияли зимние слезы – капели, видно, что весна недалеко.
Зрительная гимнастика:
Логопед:
— Теперь перескажите сказку, а помогут вам вот эти картинки.
Дети раскладывают картинки по порядку и составляют рассказ.
Логопед: — Какая зима в этой сказке?
Дети: — Злая, суровая, холодная, сердитая.
Логопед: — А дети какие.
Дети: — Веселые, радостные, деловые.
Логопед: — Давайте, покажем как дети лепят снеговика.
Дети проговаривают и выполняют движения.
Давай дружок, смелей дружок!
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в снежный ком
И станет ком снеговиком,
Его улыбка так светла:
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Игра «Будь внимательным».
Логопед: — Перед вами две картинки, на которых нарисованы снеговики. Найдите сходство и различие. Объясните, чем они отличаются.
Дети отвечают.
Игра «Скажи иначе».
Подбор слов синонимов. Я буду читать предложения, а вы будите заменять слова в этих предложениях другими словами близкими по смыслу
Логопед: — Зима пришла, полетели белые мухи.
Дети: — Снежинки.
Логопед: — Холодно, голодно птицам забили они тревогу.
Дети: — Заволновались.
Логопед: — До поры, до времени вся рыба вглубь ушла.
Дети: — До определенного срока.
Логопед: — Ни как зима в толк не возьмет, почему ее никто не боится.
Дети: — Не поймет.
Логопед: — Опустила голову старуха-зима и заплакала.
Дети: — Опечалилась.
Окончание занятия.
Занятие окончено. Дома расскажите мамам сказку и нарисуйте один из эпизодов, что вам особенно запомнился.
Опубликовано: 27.01.2018
Русская сказка
О сказке
Сказка Константина Ушинского «Проказы старухи-зимы»
В этой простой, но содержательной сказке, писатель учит детей тому, что со всякими бедами можно справиться. Необходимо знать о всех природных явлениях и катаклизмах, и тогда никакая стихия не страшна человеку. К борьбе за существование приспосабливается весь живой мир. И птицы, и звери находят способ выжить, и передают годами накопленные знания и опыт из поколения в поколение. Читать книги Ушинского, это обязательно узнавать что-то новое и полезное для себя. Насколько незатейливы тексты его рассказов и сказок, настолько глубоко их моральное и нравственное содержание, являющееся неотъемлемой частью русской литературы.
Краткое описание сказки «Проказы старухи-зимы»
В небольшой сказке автора говорится о том, как рассвирепела старушка-зима, и решила всех на свете заморозить. Старуха вредная, злая, все ей не нравится: ни пение птиц, ни шелест листьев, ни крики зверей и животных. Собралась она с силами, смела с деревьев все листья, напустила холода и стала приниматься за птиц. Птицы подумали-подумали, да и улетели в теплые страны, а те, которые остались, спрятались по гнездам и стрехам.
Зима еще пуще разозлилась, решила зверюшек лесных заморозить. Но не тут-то было! Звери к зиме подготовились, кто в спячку залег, а кто оделся в теплые пушистые шкурки. Звери по лесу бегают, корм себе добывают, греются. Домашние животные в теплых хлевах стоят, человек им сена на всю зиму припас, никакие морозы не страшны.
Хотела старуха-зимушка рыбешек заморозить, и тут у нее ничего не вышло: спряталась рыба под толщу льда, там и тепло, и уютно. Воздуха рыбе из прорубей хватает, а корм и на дне водоемов найти можно. Старуха-зима пуще прежнего злится, нагоняет морозы и стужу, дует холодными ветрами, воет вьюгами и метелями.
Захотела она людей заморозить. Наслала такие морозы, что бревна в домах лопаются да потрескивают, окна покрылись причудливыми морозными узорами. А человеку хоть бы что. Дрова заготовлены с лета, топят люди печки, пекут блины да веселятся. Кому придется ехать, так одевают теплые тулупы да шубы, меховые шапки и рукавицы — никакой мороз не страшен. А если работать приходится на морозе, так от работы даже жарко становится. Зима думала, что хоть ребятишек ей удастся испугать стужей, но и им все ни почем: на коньках и санках катаются, в снежки играют, снеговиков лепят.
Писатель так красочно описывает действия лютой проказницы-зимы, рассказывает о сопротивлении птиц и зверушек, казалось бы, от неминуемой смерти, что читателю хочется всех спасти и обогреть. Это настоящий талант, дать в простой сказке высокое чувство человеческого достоинства и власти над могущественной природой. А зима тем временем злится…
Когда поняла зима, что никак ей не справиться, заплакала она горькими слезами. Потекли старухины слезы с крыш домов, значит, уже и весна скоро.
Немного об авторе
Константин Дмитриевич Ушинский известен не только как основоположник народного образования, но и как детский писатель. Им написано множество книг для детей, дающих необходимые энциклопедические знания в легкой учебной форме. Писатель и педагог, Ушинский большую роль уделял нравственному воспитанию подрастающего поколения, на наглядных примерах показывая моральные уроки, преподаваемые самой жизнью.
Его рассказы и сказки, как и «Проказы старухи-зимы», учат доброму и светлому, всему, что рано или поздно, обязательно пригодится в жизни человека.
Детская литература К. Д. Ушинского
Произведения писателя для детей стали хрестоматийными, они до сих пор изучаются в школах. Великий писатель и не менее выдающийся педагог писал, как для детей-школьников, так и для малышей, только-только выучивших буквы. Такие сказки и рассказы автора состоят всего из несколько предложений, но и они несут смысловые знания и жизненные уроки.
Читайте текст рассказа русского писателя Константина Ушинского «Проказы старухи-зимы» онлайн, бесплатно и без регистрации крупным шрифтом.
Рассказ Проказы старухи-зимы Ушинского К. читать с картинками
Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить.Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.
Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.
Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают.
Не испугалися звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.
Пуще злится зима — до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.
— Ну, постой же, — думает зима, — дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так что брёвна лопаются.
А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать — наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт.
По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.
Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки — и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: «Приди-ка пособить!» Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть — и разгорится у него лицо, как огонь.
Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали… видно, весна недалёко!
Краткое содержание Проказы старухи-зимы:
Пришла зима и решила всё вокруг заморозить и принялась за дело. Первыми она решила заморозить всех птиц, которые прятались под листьями деревьев. Сдула зима все листья с деревьев, негде стало птицам прятаться и собрались птицы в стаи и полетели в тёплые края, а те что остались под крышу спрятались.
Рассердилась зима пуще прежнего и принялась зверей морозить. Засыпала всё снегом, морозов напустила. А у зверей шубки тёплые, не испугались они старухи-зимы, попрятались в норы, коровы с стайки, медведь в берлогу залёг.
Решила зима рыб заморозить. Все реки заморозила, толстым льдом всё реки окутала. А рыбам чем толще лёд, тем теплее, они подо льдом от зимы и спрятались.
Совсем рассвирепела старуха-зима и решила наброситься на людей. Окна все заморозила, дороги снегом замела, везде вьюги да метели. Да не тут-то было. Люди печи натопили, блинов напекли, в лес за дровами в тёплом тулупе поехали, да так топорами машут, что только пар от них и идёт. А по снегу воз с дровами ещё быстрее едет. Дети наоборот зиме рады, лепят снеговиков, играют в снежки, на горках катаются, веселятся и смеются.
Совсем зима расстроилась и заплакала. Скоро весна наступит.
Главная мысль Проказы старухи-зимы:
С любой бедой можно справиться, если действовать вдумчиво, искать решение проблемы. Зима пыталась погубить птиц, но они улетели от нее в теплые края. Звери обзавелись теплыми шубами или спрятались от зимы в берлогах, а рыба ушла на глубину. Люди победили зиму с помощью жарких печей и теплой одежды.
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.
Пересказ сказки К. Ушинского «Проказы Старухи-Зимы», по опорным картинкам
Организация: ГБОУ Школа № 852
Населенный пункт: г. Зеленоград
Цель:
Учить детей пересказывать сказку близко к тексту с использованием опорных картинок.
Задачи:
Коррекционно – обучающие:
— Обучение детей пересказыванию;
— Учить детей связно, логично и последовательно высказывать свои мысли;
— Упражнять в словообразовании и словоизменении;
— Понимать скрытый смысл слов и выражений;
Коррекционно – развивающие:
— Развивать мелодийно-интонационные характеристики речи;
— Развивать слуховое внимание и память;
— Развивать воображение ,умение подбирать слова-признаки и синонимы к словам;
— Развивать мелкую и общую моторику;
Коррекционно – воспитательные:
— Воспитывать любовь к образному языку;
— Воспитывать у детей умение замечать красоту русской зимы;
— Формировать навыки сотрудничества и взаимопомощи;
Оборудование:
Мнемотаблицы, опорные картинки, сюжетные картинки по теме «Зима», картинки на сходство и различие «Снеговики», «Снежинки».
Ход занятия:
Организационный момент.
Сообщение темы занятия.
Логопед:
— Ребята вы любите слушать сказки?
— Чем они вам нравятся?
— Назовите любимые сказки.
Дети отвечают.
Логопед:
«Сегодня мы свами познакомимся с еще одной сказкой. Написал ее К. Ушинский, она о зиме. Ушинский очень любил зиму. О зиме писали и другие писатели Бунин и Есенин, и Тютчев. У каждого свое отношение к зиме,которое он выражает в своих рассказах, сказках, стихах. У кого-то она волшебница, красавица или чародейка. Помните, как мы читали стихи Есенина «Идет зима аукает…» или стихи Тютчева «Чародейка зима». А вот у Ушинского зима показана в образе злой старухи, которая пытается всех заморозить. Удалось ли ей это сделать, мы узнаем из содержания сказки».
Логопед:
«Я буду читать сказку, а вы внимательно слушайте и запоминайте. Вы можете закрыть глаза. А звуки музыки помогут вам воссоздать точную картину происходящих событий. Звучит музыка Чайковского «Зимнее утро»
Логопед: «Вот и закончилась сказка, но я заметила, что не все дети внимательно слушали сказку, отвлекались».
Логопед:
— Давайте повторим.
— С чего все началось?
— До кого добралась зима первой?
Дети: — До птиц!
Логопед: — Птицы испугались?
Дети: — Нет, они улетели в теплые края, а те, что остались из лесов перебрались ближе к жилищу человека.
Логопед: — После птиц зима на кого накинулась?
Дети: — На зверей.
Логопед: — А как звери спасались от стужи?
Дети:
— Медведь лапу в берлоге сосал.
— Белка орешки грызла вдупле.
— Зайчик быстро прыгал,чтобы не замерзнуть.
Логопед: — Кого же еще хотела заморозить зима?
Дети: — Рыб, но они не испугались, ушли под лед.
Логопед: — И зима подумала, кого же ей еще донять?
Дети: — И она стала донимать людей.
Логопед: — Почему зиме не удалось заморозить людей?
Дети: — Люди затопили печи, пекут блины, над зимой посмеиваются.
Логопед: — Что показалось зиме обиднее всего?
Дети: — Обидно ей, что даже малые ребятишки её не боятся, катаются на санях, на коньках, играют в снежки.
Логопед: — Почему зима заплакала?
Дети: — От злости, ей не удалось ни кого заморозить.
Логопед: — Как вы поняли, что весна недалеко?
Дети: — Засияли зимние слезы – капели, видно, что весна недалеко.
Зрительная гимнастика:
Логопед:
— Теперь перескажите сказку, а помогут вам вот эти картинки.
Дети раскладывают картинки по порядку и составляют рассказ.
Логопед: — Какая зима в этой сказке?
Дети: — Злая, суровая, холодная, сердитая.
Логопед: — А дети какие.
Дети: — Веселые, радостные, деловые.
Логопед: — Давайте, покажем как дети лепят снеговика.
Дети проговаривают и выполняют движения.
Давай дружок, смелей дружок!
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в снежный ком
И станет ком снеговиком,
Его улыбка так светла:
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Игра «Будь внимательным».
Логопед: — Перед вами две картинки, на которых нарисованы снеговики. Найдите сходство и различие. Объясните, чем они отличаются.
Дети отвечают.
Игра «Скажи иначе».
Подбор слов синонимов. Я буду читать предложения, а вы будите заменять слова в этих предложениях другими словами близкими по смыслу
Логопед: — Зима пришла, полетели белые мухи.
Дети: — Снежинки.
Логопед: — Холодно, голодно птицам забили они тревогу.
Дети: — Заволновались.
Логопед: — До поры, до времени вся рыба вглубь ушла.
Дети: — До определенного срока.
Логопед: — Ни как зима в толк не возьмет, почему ее никто не боится.
Дети: — Не поймет.
Логопед: — Опустила голову старуха-зима и заплакала.
Дети: — Опечалилась.
Окончание занятия.
Занятие окончено. Дома расскажите мамам сказку и нарисуйте один из эпизодов, что вам особенно запомнился.
Опубликовано: 27.01.2018
Рассказ Проказы старухи-зимы Ушинского К. читать с картинками
Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить.Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком.
Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.
Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают.
Не испугалися звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют.
Пуще злится зима — до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее.
— Ну, постой же, — думает зима, — дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так что брёвна лопаются.
А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать — наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт.
По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают.
Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки — и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: «Приди-ка пособить!» Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть — и разгорится у него лицо, как огонь.
Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали… видно, весна недалёко!
Краткое содержание Проказы старухи-зимы:
Пришла зима и решила всё вокруг заморозить и принялась за дело. Первыми она решила заморозить всех птиц, которые прятались под листьями деревьев. Сдула зима все листья с деревьев, негде стало птицам прятаться и собрались птицы в стаи и полетели в тёплые края, а те что остались под крышу спрятались.
Рассердилась зима пуще прежнего и принялась зверей морозить. Засыпала всё снегом, морозов напустила. А у зверей шубки тёплые, не испугались они старухи-зимы, попрятались в норы, коровы с стайки, медведь в берлогу залёг.
Решила зима рыб заморозить. Все реки заморозила, толстым льдом всё реки окутала. А рыбам чем толще лёд, тем теплее, они подо льдом от зимы и спрятались.
Совсем рассвирепела старуха-зима и решила наброситься на людей. Окна все заморозила, дороги снегом замела, везде вьюги да метели. Да не тут-то было. Люди печи натопили, блинов напекли, в лес за дровами в тёплом тулупе поехали, да так топорами машут, что только пар от них и идёт. А по снегу воз с дровами ещё быстрее едет. Дети наоборот зиме рады, лепят снеговиков, играют в снежки, на горках катаются, веселятся и смеются.
Совсем зима расстроилась и заплакала. Скоро весна наступит.
Главная мысль Проказы старухи-зимы:
С любой бедой можно справиться, если действовать вдумчиво, искать решение проблемы. Зима пыталась погубить птиц, но они улетели от нее в теплые края. Звери обзавелись теплыми шубами или спрятались от зимы в берлогах, а рыба ушла на глубину. Люди победили зиму с помощью жарких печей и теплой одежды.
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.
Умей обождать
Жили-были себе брат да сестра, петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину, а курочка и говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет». Петушок не послушался, клевал да клевал, и наклевался так, что насилу домой добрел. «Ох! — кричит петушок,- беда моя! Больно, сестрица, больно!» Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник — и прошло.
Выздоровел петушок и пошел в поле: бегал, прыгал, разгорелся, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду; а курочка ему кричит:
— Не пей, Петя, обожди, пока простынешь.
Не послушался петушок, напился холодной воды — и тут его стала бить лихорадка: насилу домой курочка довела. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели.
Выздоровел петушок к зиме и видит, что речка ледком покрылась; захотелось петушку на коньках покататься; а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть; теперь еще лед очень тонок, утонешь». Не послушался петушок сестрицы: покатился по льду; лед проломился, и петушок — бултых в воду! Только петушка и видели.
История одной яблоньки
I
Росла в лесу дикая яблоня; осенью упало с неё кислое яблоко. Птицы склевали яблоко, поклевали и зёрнышки.
Одно только зёрнышко спряталось в землю и осталось.
Зиму пролежало зёрнышко под снегом, а весной, когда солнышко пригрело мокрую землю, зерно стало прорастать: пустило вниз корешок, а кверху выгнало два первых листика. Из промеж листочков выбежал стебелёк с почкой, а из почки, наверху, вышли зелёные листики. Почка за почкой, листик за листиком, веточка за веточкой — и лет через пять хорошенькая яблонька стояла на том месте, где упало зёрнышко.
Пришёл в лес садовник с заступом, увидал яблоньку и говорит: «Вот хорошее деревцо, оно мне пригодится».
Задрожала яблонька, когда садовник стал её выкапывать, и думает: «Пропала я совсем!» Но садовник выкопал яблоньку осторожно, корешков не повредил, перенёс её в сад и посадил в хорошую землю.
II
Загордилась яблонька в саду: «Должно быть, я редкое дерево, — думает она, — когда меня из лесу в сад перенесли», — и свысока посматривает вокруг на некрасивые пеньки, завязанные тряпочками; не знала она, что попала в школу.
На другой год пришёл садовник с кривым ножом и стал яблоньку резать.
Задрожала яблонька и думает: «Ну, теперь-то я совсем пропала».
Срезал садовник всю зелёную верхушку деревца, оставил один пенёк, да и тот ещё расщепил сверху; в трещину воткнул садовник молодой побег от хорошей яблони; закрыл рану замазкой, обвязал тряпочкой, обставил новую прищепку колышками и ушёл.
III
Прихворнула яблонька; но была она молода и сильна, скоро поправилась и срослась с чужой веточкой.
Пьёт веточка соки сильной яблоньки и растёт быстро: выкидывает почку за почкой, лист за листком, выгоняет побег за побегом, веточку за веточкой, и года через три зацвело деревцо бело-розовыми душистыми цветами.
Опали бело-розовые лепестки, и на их месте появилась зелёная завязь, а к осени из завязи сделались яблоки; да уж не дикие кислицы, а большие, румяные, сладкие, рассыпчатые!
И такая-то хорошенькая удалась яблонька, что из других садов приходили брать от неё побеги для прищеп.
Утренние лучи
Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»
Второй луч попал на зайчика. Передёрнул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: «Ку-ка-ре-ку!» Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.
Четвёртый луч попал в улей. Выползла пчёлка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и «зум-зум-зум!» — полетела собирать медок с душистых цветов.
Пятый луч попал в детскую на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.
Ушинский К. Д. – Проказы старухи-зимы
Константин Дмитриевич Ушинский — Проказы старухи-зимы (читать с иллюстрациями)
Константин Ушинский Проказы старухи-зимы
Разозлилась старуха-зима, задумала она всякое дыхание со света сжить. Прежде всего она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и писком. Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в тёплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился. Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с ёлки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощёлкивают, зверей пугают. Не испугалися звери: у одних шубы тёплые, другие в глубокие норы запрятались; белка в дупле орешки грызёт, медведь в берлоге лапу сосёт; заинька, прыгаючи, греется, а лошадки, коровки, овечки давным-давно в тёплых хлевах готовое сено жуют, тёплое пойло пьют. Пуще злится зима — до рыб она добирается: посылает мороз за морозом, один другого лютее. Морозцы бойко бегут, молотками громко постукивают: без клиньев, без подклинков по озёрам, по рекам мосты строят. Замёрзли реки и озёра, да только сверху, а рыба вся вглубь ушла: под ледяной кровлей ей ещё теплее. — Ну, постой же, — думает зима, — дойму я людей, и шлёт мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах; стучат и в стены, и в двери, так что брёвна лопаются. А люди затопили печки, пекут себе блины горячие да над зимою посмеиваются. Случится кому за дровами в лес ехать — наденет он тулуп, валенки, рукавицы тёплые да как примется топором махать, даже пот прошибёт. По дорогам, будто зиме на смех, обозы потянулись: от лошадей пар валит, извозчики ногами потопывают, рукавицами похлопывают, плечами подёргивают, морозцы похваливают. Обиднее всего показалось зиме, что даже малые ребятишки — и те её не боятся! Катаются себе на коньках да на салазках, в снежки играют, баб лепят, горы строят, водой поливают да ещё мороз кличут: «Приди-ка пособить!» Щипнёт зима со злости одного мальчугана за ухо, другого за нос, даже побелеют, а мальчик схватит снегу, давай тереть — и разгорится у него лицо, как огонь. Видит зима, что ничем ей не взять, заплакала со злости. Со стрех зимние слёзы закапали… видно, весна недалёко!