Второстепенные герои и их характеристика:
Дьяк –худой, неинтересной внешности мужчина. Сельский священнослужитель. У него длинные пальцы и редкие волосы. Лицемерен и лжив: имея законную жену, ходит в гости к Солохе. Труслив, боится разоблачения, особенно опасается гнева супруги.
Солоха – вдова, мать Вакулы. Женщина около 40 лет, не обладает особой красотой, но пользуется большой популярностью у местных мужчин. Она обаятельна, в полном расцвете женской силы, при этом замечательная хозяйка. Расчетлива: ухажеров подбирает таких, которые могли бы принести ей какую-то пользу, не из последних в деревне мужичков. За ее ум, привлекательность и сметливость жены казаков ее недолюбливают и опасаются. Поговаривают, что она ведьма. Хочет выйти замуж за Чуба, чтобы соединить его и свое хозяйства и разбогатеть, а потому препятствует любви своего сына и дочери Чуба.
Чуб – пожилой казак, вдовец. Он довольно зажиточен, по меркам казаков. Очень ленив и трусоват
На людях изображает важность, так как понимает, что благодаря богатству не последний человек в Диканьке. Свою дочь хочет выдать замуж за человека, тоже обладающего солидным состоянием, поэтому недолюбливает Вакулу и не желает видеть его своим зятем.
Кум Панас –высокий бородатый казак
Довольно равнодушен ко всему происходящему, думает главным образом о себе. Не прочь поживиться чужим добром, если оно на дороге лежит: забирает себе брошенный девушками мешок. Хата у него покосившаяся, с супругой (такой же по характеру) лада нет. Оба пропивают и проедают все, что удается добыть.
Голова –важный человек, степенный. Видный, высокий и «дюжий». На протяжении всей повести, даже попав в глупое положение, пытается не уронить достоинство, но это у него плохо получается. Неравнодушен к Солохе.
Пузатой Пацюк – чрезвычайно толстый мужчина, из запорожцев, неизвестно как осевший в Диканьке. О нем ходят слухи, что он водится с нечистой силой. Действительно, обладает некими познаниями, помогающими лечить болезни. Даже вареники действуют по его молчаливому приказанию: сами в сметану ныряют и в рот залетают. Не боится есть скоромное в «голодную» ночь, что косвенно подтверждает его связь с чертями.
Царица Екатерина – невысокая, полная женщина, обворожительная, с приятным голосом. Очаровывает кузнеца Вакулу своим мягким обхождением и добротой. Дарит ему свои башмачки, расшитые золотом.
Ткач Шапуваленко – приятель кума, явно не чуравшийся чужого богатства. Вместе с кумом подбирает бесхозный мешок, а потом яростно обороняет его от супруги кума.
Жена кума – бесхозяйственная, ветреная женщина, ведущая беспорядочный образ жизни. Мужа не уважает (его и не за что уважать, они похожи), периодически скандалит с ним.
Князь Потемкин –«величественного роста, в гетманском мундире» мужчина. Потемкин был кривоват на один глаз, волосы растрепаны, но придворные расступались при его появлении и выражали безоговорочное почтение.
Главные герои и их характеристика:
- Вакула – крепкий, очень сильный молодой кузнец. Он замечательный мастер, легко обращается с железом, изготавливает надежные подковы, крепкие и красивые сундуки. Имеет и другие способности: хороший художник, рисует картины на религиозные темы, иконы. Этими произведениями украшена местная церковь.
- Оксана – дочь Чуба, красивая девушка неполных 17 лет, ясноглазая, черноволосая, статная и стройная. Оксана прекрасно понимает, что исключительно красива, а потому с легким презрением относится к парубкам, которые бегают за ней толпами. Ждет такого жениха, который оказался бы ее достоин. Над влюбленным Вакулой посмеивается, но к концу истории сама влюбляется в него.
- Черт –хитрый и трусливый, весьма изобретательный и мстительный. Странное существо: спереди очень походил на немца (то есть всякого чужестранца, оригинала). У него узенькая мордочка с пятачком, как у свиньи, тонкие ножки. Сзади был похож на губернского стряпчего. Имел длинный хвост и маленькие рожки. Легко летал по небу, принимал различные образы (например, коня). Хотел отомстить Вакуле.
353
Случилось одному ремесленнику поздним вечером ворочаться домой из чужой деревни, с весёлой приятельской пирушки. Навстречу ему старинный приятель — лет с десяток тому, как помер.
— Здоров!
— Здравстуй! — говорит гуляка, и позабыл, что знакомый его давным-давно приказал долго жить.
— Зайдём ко мне; хватим ещё по чарке, по другой.
— Пойдём; на радостях, что свиделись, можно выпить!
Пришли в избу, пьют-гуляют.
— Ну прощай! Пора домой идти!
— Постой, куда теперь идти! Переночуй со мной.
— Нет, брат, и не проси — нельзя; завтра дело есть, так надо пораньше быть дома.
— Ну, прощай! Да что тебе пешком идти? Лучше садись на мою лошадь, живо довезёт.
— Спасибо, давай!
Сел верхом и понёсся — что твой вихрь летит! Вдруг петух запел!.. Страшно: кругом могилы, а под ездоком надгробный камень!
358
В стародавние годы жили-были в одной деревне два молодых парня; жили они дружно, вместе по беседам ходили, друг друга за родного брата почитали. Сделали они между собой такой уговор: кто из них станет вперёд жениться, тому звать своего товарища на свадьбу; жив ли он будет, помрёт ли — всё равно. Через год после того заболел один молодец и помер; а спустя несколько месяцев задумал его товарищ жениться. Собрался со всем сродством своим и поехал за невестою. Случилось им ехать мимо кладбища; вспомнил жених своего приятеля, вспомнил старый уговор и велел остановить лошадей.
— Я, — говорит, — пойду к своему товарищу на могилу, попрошу его к себе на свадьбу погулять; он был мне верный друг!
Пошёл на могилу и стал звать:
— Любезный товарищ! Прошу тебя на свадьбу ко мне.
Вдруг могила растворилась, покойник встал и вымолвил:
— Спасибо тебе, брат, что исполнил своё обещание! На радостях взойди ко мне; выпьем с тобой по стакану сладкого вина.
— Зашёл бы, да поезд стоит, народ дожидается.
Покойник отвечает:
— Эх, брат, стакан ведь недолго выпить.
Жених спустился в могилу; покойник налил ему чашу вина, он выпил — и прошло целое сто лет. «Пей, милый, ещё чашу!» Выпил другую — прошло двести лет. «Ну, дружище, выпей и третью да ступай с богом, играй свою свадьбу!» Выпил третью чашу — прошло триста лет.
Покойник простился с своим товарищем; гроб закрылся, могила заровнялась. Жених смотрит: где было кладбище, там стала пустошь; нет ни дороги, ни сродников, ни лошадей, везде поросла крапива да высокая трава. Побежал в деревню — и деревня уж не та; дома иные, люди все незнакомые. Пошел к священнику — и священник не тот; рассказал ему, как и что было. Священник начал по книгам справляться и нашёл, что триста лет тому назад был такой случай: в день свадьбы отправился жених на кладбище и пропал, а невеста его вышла потом замуж за другого.
351[1]
В одном селе была девка — лежа́ка, лентяйка, не любила работать, абы как погуторить да побалакать! И вздумала она собрать к себе девок на попрядухи. А в деревнях вестимо уж лежа́ки собирают на попрядухи, а лакомогузки ходят. Вот она собрала на ночь попрядух; они ей прядут, а она их кормит, потчует. То, сё, и разговорились: кто из них смелее? Лежа́ка говорит:
— Я ничего не боюсь!
— Ну, ежели не боишься, — говорят попрядухи, — дак поди мимо погосту к церкви, сними с дверей образ да принеси.
— Хорошо, принесу; только каждая напряди мне по початку.
А это чувство-то в ней есть, чтоб ей ничего самой не делать, а чтоб другие за неё делали. Вот она пошла, сняла образ и принесла. Ну, те видят — точно образ от церкви. Надо теперь несть образ назад, а время уж к полночи. Кому несть? Лежа́ка говорит:
— Вы, девки, прядите; я сама отнесу, я ничего не боюсь!
Пошла, поставила образ на место. Только идёт назад мимо погосту и видит: мертвец в белом саване сидит на могиле. Ночь-то месячная, всё видно. Она подходит к мертвецу, стащила с него саван; мертвец ничего не говорит, молчит — знать, время не пришло ещё ему говорить-то. Вот она взяла саван, приходит домой.
— Ну, — говорит, — образ отнесла, поставила на место, да вот ещё с мертвеца саван стащила!
Девки — которые спужались, которые не верят, смеются. Только поужинали, легли спать, вдруг мертвец стучится в окна и говорит:
— Отдай мой саван! Отдай мой саван!
Девки перепугались — ни живы ни мёртвы; а лежа́ка берёт саван, идёт к окну, отворила:
— На, — говорит, — возьми!
— Нет, — отвечает мертвец, — неси туда, где взяла!
Только вдруг петухи запели — и мертвец исчез.
На другую ночь уж попрядухи все по домам разошлись; в тот же самый час опять мертвец приходит, стучится в окно:
— Отдай мой саван!
Вот отец и мать лежа́ки отворяют окно, отдают ему саван.
— Нет, — говорит, — пущай она отнесёт туда, где взяла!
Ну, как идти с мертвецом на погост? Страшно! Только петухи пропели — исчез мертвец. На другой день отец и мать послали за священником; рассказали ему так и так и просят пособить их горю:
— Нельзя ли, — говорят, — обедню отслужить?
Священник подумал:
— Ну, пожалуй! Велите ей завтра к обедне выходить.
Назавтра пошла лежа́ка к обедне; началась служба, народу много нашло! Только как стали херувимскую петь, вдруг откуда поднялся страшный вихрь, ажно все ниц попадали! Ухватил её, да о́земь. Девки не стало, только одна коса от неё осталась.
362[7]
Раз ночью шёл мимо церкви школьный учитель и попался навстречу двенадцати разбойникам.
— Знаешь ли ты, — спросили разбойники, — где лежит та богатая пани, что с неделю назад померла в вашем местечке?
— Знаю; её похоронили в церковном склепе.
Разбойники пригрозили ему острым ножом и принудили идти с собою; пришли к церковному склепу, выломали из окна железную решётку и спустили туда на кушаках школьного учителя.
— Открой, — говорят ему, — гробницу, сними у пани семь золотых перстней с драгоценными камнями и подай сюда.
Учитель открыл гробовую крышку и стал снимать с рук покойницы золотые перстни; шесть легко снял, а седьмого не может: пани сжала палец и не даёт кольца. Сказал он про то разбойникам; они кинули ему нож и приказывают:
— Отруби-ка ей палец!
Учитель поднял нож и как только отрубил палец — в ту ж минуту покойница словно от сна пробудилась, закричала громким голосом:
— Сестрицы и братцы! Вставайте на помощь скорей; не знала я покоя при жизни, не дают мне его и по смерти!
На её голос растворились гробницы, и начали выходить мертвецы.
Разбойники услыхали шум и разбежались в разные стороны, а учитель с испугу бросился из подвала на лестницу, вбежал в церковь, спрятался на хоры и дверь за собой запер. Мертвецы — за ним, увидали, куда он спрятался, и принялись таскать свои гроба и становить один на другой, чтобы по ним взобраться на хоры. Учитель тем временем нашёл длинный шест и давай гроба сваливать: в такой работе провозился он до полуночи; а как ударило двенадцать часов — мертвецы разобрали свои гроба и ушли в склеп. Учитель еле жив остался! На другое утро нашли его в церкви разбитого, больного; пришёл священник, исповедал и приобщил его, и вслед за тем учитель помер.
Герои произведения
Кузнец Вакула – первый парень на деревне, обладающий богатырской мощью и имеющий некоторые живописные навыки. Влюблён в дочь богатого казака
Ради достижения своей цели готов отправиться в фантастическое путешествие и победить проявления тёмных сил.
Оксана – капризная, своенравная девушка, которой приходится по душе внимание кузнеца. Считает себя лучшей из всех, поэтому жениху будущему даёт практически неосуществимое задание.
Черт –антогонист, который вступил в борьбу с кузнецом, надеясь на лёгкую победу, но проиграл и стал извозчиком.
Чуб – зажиточный казак, отец красавицы Оксаны, вдовец.
Солоха – по своей натуре ведьма средних лет, родившая и воспитавшая кузнеца Вакулу, великая искусительница мужчин
У неё было множество поклонников, но никто из них не ведал о существовании соперника.
Другие персонажи: голова, Пацюк, дьяк, царевна Екатерина, кум.
359
Жил-был мужик да баба, у них было два сына. Пришла солдатчина, забрили старшему сыну лоб и угнали далеко-далеко; а другой брат охотой нанялся и пошёл в солдаты. «Кто нас кормить станет?» — говорит старуха, озлобилась на меньшего сына и прокляла его навеки. И случилось так, что оба брата попали в один полк; жили они согласно, хорошо.
Вот меньшой прослужил год, другой, заболел и помер. Схоронили его, как следует. Ночью приходит мёртвый брат к живому и говорит:
— Братец, проснись!
Тот испугался.
— Не бойся! Я не даром. Помнишь, как нанялся я в охотники, в те поры меня мать прокляла, и теперь меня земля не примает. Так вот что, братец! Отпросись в отпуск да умоли матушку, чтоб простила меня; коли умолишь её, добром тебе заплачу: станешь жениться — вспомянешь меня!
Старший брат отпросился в отпуск и пошёл домой. Приходит в свою деревню; отец и мать радёхоньки, стали спрашивать:
— Не встречал ли где меньшого брата, не слыхал ли чего об нём?
— Ах, ведь он помер! Матушка, прости его.
Старуха заплакала и простила.
На другой день идёт солдат рынком; вдруг кличет его купец:
— Что, служба, не хочешь ли жениться?
— Невесты нету!
— Пойдём ко мне: у меня дочь есть.
— Пойдём.
У того купца дочь два раза замуж выходила, да всё беда случалась: положат с вечера молодых спать, а наутро муж помрёт; вишь, к ней змей летал. А солдат про то ничего не ведает; сосватался, обвенчали их и положили спать. Ночью пришёл умерший брат и стал у изголовья с мечом в руке. Ударило двенадцать часов, прилетает страшный змей. Мертвец бросился на него и срубил ему все девять голов; наутро пришли купец с купчихою, а зять жив; поставили за него в полк рекрута, и стал он жить с своею женою, брата поминать да добра наживать.
352[5]
Ехал ночью мужик с горшками; ехал-ехал, лошадь у него устала и остановилась как раз против кладбища. Мужик выпряг лошадь, пустил на траву, а сам прилёг на одной могиле; только что-то не спится ему. Лежал-лежал, вдруг начала под ним могила растворяться; он почуял это и вскочил на ноги. Вот могила растворилась, и оттуда вышел мертвец с гробовою крышкою, в белом саване; вышел и побежал к церкви, положил в дверях крышку, а сам в село. Мужик был человек смелый; взял гробовую крышку и стал возле своей телеги, дожидается — что будет?
Немного погодя пришёл мертвец, хвать — а крышки-то нету; стал по следу добираться, добрался до мужика и говорит:
— Отдай мою крышку, не то в клочья разорву!
— А топор-то на что? — отвечает мужик. — Я сам тебя искрошу на мелкие части!
— Отдай, добрый человек! — просит его мертвец.
— Тогда отдам, когда скажешь: где был и что делал?
— А был я в селе; уморил там двух молодых парней.
— Ну, скажи теперь: как их оживить можно?
Мертвец поневоле сказывает:
— Отрежь от моего савана левую полу и возьми с собой; как придёшь в тот дом, где парни уморены, насыпь в горшочек горячих угольев и положи туда клочок от савана, да дверь затвори; от того дыму они сейчас отживут.
Мужик отрезал левую полу от савана и отдал гробовую крышку. Мертвец подошёл к могиле — могила растворилась; стал в неё опускаться — вдруг петухи закричали, и он не успел закрыться как надо: один конец крышки снаружи остался.
Мужик всё это видел, всё приметил. Стало рассветать; он запряг лошадь и поехал в село. Слышит в одном доме плач, крики; входит туда — лежат два парня мёртвые.
— Не плачьте! Я смогу их оживить.
— Оживи, родимый; половину нашего добра тебе отдадим, — говорят родичи.
Мужик сделал всё так, как научил его мертвец, и парни ожили. Родные обрадовались, а мужика тотчас схватили, скрутили верёвками:
— Нет, дока! Мы тебя начальству представим; коли оживить сумел, стало быть ты и уморил-то!
— Что вы, православные! Бога побойтесь! — завопил мужик и рассказал всё, что с ним ночью было.
Вот дали знать по селу, собрался народ и повалил на кладбище, отыскали могилу, из которой мертвец выходил, разрыли и вбили ему прямо в сердце осиновый кол, чтоб больше не вставал да людей не морил; а мужика знатно наградили и с честью домой отпустили.
354[6]
Отпустили одного солдата в побывку на родину; вот он шёл, шёл, долго ли, коротко ли, и стал к своему селу приближаться. Недалеко от села жил мельник на мельнице; в былое время солдат водил с ним большое знакомство; отчего не зайти к приятелю? Зашёл; мельник встретил его ласково, сейчас винца принёс, стали распивать да про своё житьё-бытьё толковать. Дело было к вечеру, а как погостил солдат у мельника — так и вовсе смерклось. Собирается солдат идти на село; а хозяин говорит:
— Служивый, ночуй у меня; теперь уж поздно, да, пожалуй, и беды не уйдёшь!
— Что так?
— Бог наказал! Помер у нас страшный колдун; по ночам встаёт из могилы, бродит по селу и то творит, что на самых смелых страх нагнал! Как бы он и тебя не потревожил!
— Ничего! Солдат — казённый человек, а казённое ни в воде не тонет, ни в огне не горит; пойду, больно хочется с родными поскорей увидаться.
Отправился; дорога шла мимо кладбища. Видит — на одной могиле огонёк светит. «Что такое? Дай посмотрю». Подходит, а возле огня колдун сидит да сапоги тачает.
— Здорово, брат! — крикнул ему служивый.
Колдун взглянул и спрашивает:
— Ты сюда зачем?
— Да захотелось посмотреть, что ты делаешь.
Колдун бросил свою работу и зовёт солдата на свадьбу:
— Пойдём, брат, погуляем — в селе нонче свадьба!
— Пойдём!
Пришли на свадьбу, начали их поить, угощать всячески. Колдун пил-пил, гулял-гулял и осердился; прогнал из избы всех гостей и семейных, усыпил повенчанных, вынул два пузырька и шильце, ранил шильцем руки жениха и невесты и на́брал их крови. Сделал это и говорит солдату:
— Теперь пойдём отсюда.
Вот и пошли. На дороге солдат спрашивает:
— Скажи, для чего набрал ты в пузырьки крови?
— Для того, чтоб жених с невестою померли; завтра никто их не добудится! Только один я знаю, как их оживить.
— А как?
— Надо разрезать у жениха и невесты пяты и в те раны влить опять кровь — каждому свою: в правом кармане спрятана у меня кровь жениха, а в левом невестина.
Солдат выслушал, слова не проронил; а колдун всё хвалится:
— Я, — говорит, — что захочу, то и сделаю!
— Будто с тобой и сладить нельзя?
— Как нельзя? Вот если б кто набрал костёр осиновых дров во сто возов да сжёг меня на этом костре, так, может, и сладил бы со мною! Только жечь меня надо умеючи; в то время полезут из моей утробы змеи, черви и разные гады, полетят галки, сороки и воро́ны; их надо ловить да в костёр бросать: если хоть один червяк уйдёт, тогда ничто не поможет! В том червяке я ускользну!
Солдат выслушал и запомнил. Говорили, говорили, и дошли, наконец, до могилы.
— Ну, брат, — сказал колдун, — теперь я тебя разорву; а то ты всё расскажешь.
— Что ты, образумься! Как меня рвать? Я богу и государю служу.
Колдун заскрипел зубами, завыл и бросился на солдата, а тот выхватил саблю и стал наотмашь бить. Дрались-дрались, солдат почти из сил выбился; эх, думает, ни за грош пропал! Вдруг запели петухи — колдун упал бездыханен. Солдат вынул из его карманов пузырьки с кровью и пошёл к своим родичам.
Приходит, поздоровался; родные спрашивают:
— Не видал ли ты, служивый, какой тревоги?
— Нет, не видал.
— То-то! А у нас на селе горе: колдун ходить повадился.
Поговорили и легли спать; наутро проснулся солдат и начал спрашивать:
— Говорят, у вас свадьба где-то справляется?
Родные в ответ:
— Была свадьба у одного богатого мужика, только и жених и невеста нынешней ночью померли, а отчего — неизвестно.
— А где живёт этот мужик?
Указали ему дом; он, не говоря ни слова, пошёл туда; приходит и застаёт всё семейство в слезах.
— О чём горюете?
— Так и так, служивый!
— Я могу оживить ваших молодых; что дадите?
— Да хоть половину именья бери!
Солдат сделал так, как научил его колдун, и оживил молодых; вместо плача начались радость, веселье; солдата и угостили и наградили. Он налево кругом и марш к старосте; наказал ему собрать крестьян и приготовить сто возов осиновых дров.
Вот привезли дрова на кладбище, свалили в кучу, вытащили колдуна из могилы, положили на костёр и зажгли; а кругом народ обступил — все с мётлами, лопатами, кочергами. Костёр облился пламенем, начал и колдун гореть; утроба его лопнула, и полезли оттуда змеи, черви и разные гады, и полетели оттуда воро́ны, сороки и галки; мужики бьют их да в огонь бросают, ни одному червяку не дали ускользнуть. Так колдун и сгорел! Солдат тотчас со́брал его пепел и развеял по ветру. С того времени стала на селе тишина; крестьяне отблагодарили солдата всем миром; он побыл на родине, нагулялся досыта и воротился на царскую службу с денежками. Отслужил свой срок, вышел в отставку и стал жить-поживать, добра наживать, худа избывать.
Польские народные сказки
Справка: Некоторые поля таблицы могут быть не заполнены.
Места хранения | ДБ. Мл. аб. |
---|---|
Автор (редактор, составитель) | сост. А. Щербаков ; авт. предисл. Я. Мацюсович ; худ. А. Гасников |
Основные сведения об издании |
сост. А. Щербаков ; авт. предисл. Я. Мацюсович ; худ. А. ГасниковПольские народные сказки сборник : пер. с пол. |
Список упоминаемых лиц | |
ISBN | |
Объем | 328 с. |
Предметная рубрика |
Фольклор, фольклористика; Мировой фольклор, фольклор отдельных стран и народов |
Аннотация | В книге представлены народные сказки, поверья, легенды разных регионов Польши. Основана на подлинно фольклорных текстах сказок. |
Содержание (оглавление) |
1. Баран и волк 2. Сова и ястреб 3. Как пес волку сапоги справил 4. Кот и курица 5. Волк и баран 6. Как улитка с лисом состязалась 7. Почему заяц мяса не ест 8. О чем собака думает зимой и о чем — летом 9. Есть ли справедливость на свете? 10. Не колет, не стреляет — а дух вышибает 11. О пастухе, который понимал, что звери говорят 12. Про птицу с золотыми перьями 13. Золотая рыбка 14. Про лесного хозяина, бондаря и хромого волка 15. Королева из яичка 16. Про молодого мясника, который одним волом четырех зверей накормил 17. О стеклянной горе 18. О подпаске с золотыми волосами 19. Про Аргелюса 20. Королевна-упырь 21. Про Юзефека 22. О королевиче, который не хотел умирать 23. Анушка — золотая коса 24. Про повара и заколдованную королевну 25. Подарок крестнику 26. О рыбаке и трех его сыновьях 27. Про мельникова сына и Розовый город 28. О королевском сыне 29. Как муж отыскал пропавшую жену 30. Про самую чудесную вещь на свете 31. Как мужицкий сын стал королем и добыл себе жену со дна морского 32. О Добродневском 33. Про злого брата 34. Как старый кузнец смерть и чертей за нос водил 35. Как нищий стал королем 36. Про батрака и волшебную скрипочку 37. Как Марыся черта перехитрила 38. Как черт водку выдумал 39. Как черт монахом был 40. Как Куба с чертом в карты играл 41. О рыбаке и черте 42. Как мужик от беды избавился 43. Хорошо иметь такую жену 44. О скупой бабе 45. Как солдат стал королем 46. Завещание и любопытство 47. Долг Мацека 48. О том, как простачок пана утешал 49. Простачок изгоняет домового 50. Как простачок охотника дважды обвел вокруг пальца 51. Простачок распознает, где ложь, где правда 52. Свинья не коза, а дуб не береза 53. Слово — серебро, молчание — золото 54. Как Март с Маем поссорился 55. Как воры ловчить умеют 56. Про богатого пана 57. Лентяйка Кася 58. Как кузнец в рай попал 59. Заколдованная коза 60. Загадка сапожника 61. Мазур самого черта хитрее 62. Кузнец и ксендз 63. Мудрый свидетель 64. Как мужик помирать собрался 65. Не доверяйся бабе 66. Бывают ли такие жены? 67. Мужицкая жалоба 68. Как люди богатеют 69. Самое страшное наказание 70. Душа 71. Как работник ксендза проучил 72. Дележ по совести 73. Про солдата, который просил у бога денег 74. Старый солдат и святой Петр 75. Дележ награды 76. Астролог и лекарь на Кашубах 77. Пьяница на проповеди 78. О Маркле 79. Проделки непутевого Войтека 80. Проповедь 81. Выход всегда найдется 82. Луна в колодце 83. Про цыгана 84. Шапка за триста золотых 85. Мясо, хлеб да вино — и все даром 86. Ворожеи 87. Про Мацюся и про Кубуся 88. Болтушка 89. Наказанный угорь 90. Про то, что случилось с паном Иисусом и святым Петром на свадьбе 91. Про дьявола и господа бога 92. Черт и ведьма 93. Ведьминский шабаш 94. Беру, да не все 95. Жених с того света 96. Как ведьмы конюху отомстили 97. Цветок папоротника 98. Добытчики 99. О матерых зайцах 100. О ласочке 101. Как шахтер со Скрабником в шахте заблудились 102. Как шахтер со Скрабником деньги делили 103. О спящем войске 104. О Янасике 105. Кума-смерть 106. О гномах 107. Тучевики 108. Отчего Вильчеку не везло в хозяйстве |
Издательство, год издания |
Москва; Художественная литература; 1980 |
Индексы ББК |
82.3(4Пол)-442 |
Авторский знак | П 53 |
Возрастное ограничение |
Очень краткий пересказ повести «Ночь перед Рождеством»
В ночь перед Рождеством в Диканьке все готовятся к празднику. Из трубы одной из хат вылетает ведьма и, никем не замеченная, начинает собирать в рукав звезды.
Рядом с ней внезапно оказывается черт: он крадет сиявший на небе месяц, прячет его в карман. Ясная рождественская ночь в один миг становится совершенно темной. Казак Чуб вместе с кумом собираются идти в гости, где ждут их «варенуха и водка, настоянная на шафране».
Из-за наступившей тьмы они уже решили остаться дома, так как найти дорогу в полной темноте без месяца трудно: можно заблудиться. Посовещавшись и подумав, Чуб с кумом все же решают попытать счастья и отправиться к дьяку пить варенуху.
Однако черту этого не хотелось бы: он желает напоследок, пока еще есть у него сила, пока не наступил святой праздник, отомстить кузнецу Вакуле, намалевавшему на него обидную «карикатуру». Для этого ему нужно, чтобы Чуб остался дома. Тогда Вакула не осмелится прийти гости к красавице-дочери Чуба, Оксане.
Черт утраивает метель, Чуб с кумом поворачивают к дому, но из-за метели теряют друг друга из вида.
В это время к Оксане приходит Вакула. Он влюблен, а гордая девушка насмехается над ним.Тут в двери дома постучали: это Чуб наконец нашел дорогу домой. Вакула отворяет. Не узнав хозяина, парубок «угощает» его кулаками, так как из-за насмешек Оксаны пребывает не в духе.
Чуб решает пойти в гости к матери Вакулы и, «по совместительству», ведьме, — к Солохе. Это она собирала звезды, когда в небе показался черт, укравший месяц. Солоха – вдова, баба зажиточная и хозяйственная, и собой недурна. Она ловко обходится со всеми, присматриваясь, какую бы выгоду от кого из самых видных казаков в деревне получить.
Так, к ней «похаживают» голова (староста), дьяк, зажиточный казак Свербыгуз. Даже черта сумела очаровать Солоха – он стал ее любовником. Но среди поклонников Солохи больше всех интересовал эту неординарную женщину Чуб — вдовец, имевший хорошее большое хозяйство, и Солоха была бы не прочь присоединить эти богатства к своим.
В рождественскую ночь к Солохе друг за другом приходят: голова, казак Свербыгуз, дьяк, черт и Чуб. Не желая, чтобы каждый из поклонников прознал об остальных, Солоха решает спрятать их. Быстро найти укрытие не получается – но на глаза хозяйке попадаются огромные мешки, лежащие посреди избы (в них сын ее принес уголь). Сначала в мешке оказывается черт, затем голова, дьяк и Чуб.
В это время домой возвращается грустный Вакула, которому гордая Оксана велела достать царицыны черевички – и только при таком условии согласилась выйти за него замуж. В избу Солохи снова стучатся, и она выходит в огород, чтобы выслушать нового гостя, это казак Свербыгуз.
Вакула, получивший невыполнимое задание от Оксаны, пребывает в печали. Полежав на лавке в раздумьях, он решает немного прибраться к празднику – все-таки завтра Рождество – и вынести мешки с углем, лежащие посреди хаты.
Поднимает их, удивляется, что мешки резко потяжелели, и уносит из избы. На улице, встретив компанию девушек и среди них – Оксану, Вакула кидает мешки (кроме одного) в снег. Так горько кузнецу, что едва ли не хочет он расстаться с жизнью. Тут его осеняет идея: надо сходить к толстому Пацюку, который, говорят, имеет связи с потусторонним миром. Может, Пацюк сумеет помочь кузнецу достать черевики?
У Пацюка Вакула узнает, что буквально держит черта у себя за спиной. Вынув нечистого из мешка и оседлав его, Вакула велит мчаться в столицу к императрице. Черт доставляет Вакулу в Петербург, к запорожцам. Вся эта компания отправляется в царский дворец – встретиться с государыней.
Прямо на торжественной церемонии Вакула просит у Екатерины башмачки для своей «жинки». Государыня милостиво одаривает парубка расшитыми золотом черевичками. Вакула возвращается домой верхом на черте.
Пока с кузнецом происходят эти приключения, из мешков выбираются все, кто был в них заключен. Чуб понимает, что Солоха вероломно водила его за нос, изумляется ее находчивости. Но теперь ей не видать ни Чуба, ни его богатства.
Вся деревня узнает, что и голова, и дьяк «похаживали» к Солохе. Над ними потешаются.
Оксана между тем начинает беспокоиться: Вакула пропал, уж не побежал ли топиться? Она грустит, переживает и наконец влюбляется в кузнеца по уши.
Когда Вакула показывается на пороге дома Чуба и отдает Оксане царицыны черевички, ей уже не нужен этот дорогой подарок. Девушка влюблена в Вакулу, дает согласие выйти за него замуж.
Так черту не удается напроказить, на чистую воду оказываются выведенным все деревенское начальство, а молодые и прекрасные Вакула с Оксаной женятся и живут далее счастливо.
355
Жил-был солдат; вышел в отставку и пошёл домой. Приходит в свою деревню — вся пуста, не видать нигде народу. Что такое значит? Зашёл в свою прежнюю избу, снял ранец, разделся; стал на лавку садиться, глянул, а на столе стоит штоф вина, и всяких закусок вволю наготовлено. «Ну, — думает, — хоть голоден не буду: есть что закусить и выпить». Вдруг лезет в избу его старый дед, который лет с десять как помер; был он сильный колдун, весь народ из деревни повыгнал, а такого хитреца, чтобы с ним сладил, ещё не бывало! Увидал он гостя и закричал:
— Ба! Здравствуй, внучек!
— Здорово, дедушка!
— Давно я тебя не видал!
— И то давно!
Сел колдун и давай закуски уписывать да вином запивать; всё один приел.
— Где ж мои братья? — спрашивает солдат.
— В иной деревне живут; я отсюдова всех выгнал. Только и ходят сюда что днём; придут, поставят мне ужин да штоф вина, и назад!
Позакусил колдун, повыпил, и говорит:
— Поедем-ка в соседнее село; там нынче свадьба у богатого мужика. Как приедем, я в избу пойду, а ты стой на улице и что стану тебе в окно подавать — всё примай да в повозку клади.
— Ладно, дедушка!
Вышли на двор, у крыльца стоит тройка вороных — так и рвут, копытами землю роют! Сели в повозку и мигом в село прискакали. Колдун вошёл в избу, а солдат остался на улице, смотрит: что будет? Дед взял со стола скатерть и всё, что на столе было накладено-наставлено, завернул в узел и подаёт в окно; солдат принял и положил в повозку. Потом подошёл колдун к жениху, засучил свой рукав и засунул ему руку в рот по самое плечо — жених тотчас помер; сделал то же и с невестою — и та померла. Тут все заголосили, заплакали; отчего беда приключилась? Никто не ведает: колдун и вошёл и ушёл никому невидим.
Сел он с солдатом в повозку и поскакал назад. Кони быстро несут!
— Что, дедушка, — спрашивает солдат, — долго ты будешь по белу свету ходить?
— Долго, внучек, пока сам захочу.
— Неужто на тебя и силы нет?
— Сила-то есть, да никто про неё не ведает.
— Скажи мне, дедушка!
— Нет, внучек! Много знать хочешь.
— Пожалуйста, скажи!
— Ну, так и быть: вот в этаком-то месте стоит сухая груша; коли соберутся семеро да выдернут её с корнем — под ней провал окажется; после надо вырыть мой гроб да бросить в тот провал и посадить опять грушу; ну, внучек, тогда полно мне ходить!
— А нельзя ли вылечить нонешних молодых, чтоб они ожили?
— Эх, внучек! Много будешь знать, скоро состареешься.
— Однако скажи!
— Ну, так и быть! У богатого мужика отелилась сегодня корова и принесла красного бычка; коли того бычка зарезать, да вынуть сердце, да из того сердца взять крови, да тою кровью помазать молодых — они в ту ж минуту оживут и будут здравы и невредимы.
Кони подлетели к крыльцу и стали как вкопанные; колдун взял узел и понёс в избу. Развязал и начал жрать всё, что попало: сперва ел кушанья, а там принялся глотать ложки, ножи, бутыли и самую скатерть. Живо всё обработал и кричит во всю глотку:
— Есть хочу! Голоден!.. Ну, внучек, теперь за тебя примусь!
— Что ты, дедушка, какая солдат еда! Только одни кости.
— Ничего, годишься!
— Дай хоть в последний раз на белый свет взглянуть!
— Ну, взгляни, только поскорее!
Вышел солдат на двор, нашёл осиновое полено, взял и стоит; а дед кричит:
— Что ж ты копаешься? Иди, мне некогда ждать.
— Нет, дедушка, я в избу не пойду; если хочешь, ешь меня на дворе — нечего избы марать!
Колдун рассердился, бежит к нему на двор; только хотел было схватить, а солдат не дал маху — как урежет его наотмашь осиновым поленом! Колдун и с ног долой!
— Ну, внучек, ударь ещё раз.
— Будет с тебя и этого!
Тут запел петух — старик окостенел и замолчал; а солдат схватил ранец и пошёл в соседнюю деревню, где его братья жили. На другой день он созвал весь мир, выбрал шесть человек, сам седьмой пошёл; взяли колдуна и бросили в провал — там, где сухая груша стояла. После того солдат вылечил молодых, взял за то большую награду и зажил себе богато и счастливо.
Основная идея повести
Рассказ показывает читателям то, что нельзя никогда сдаваться. Никакие трудности не должны помешать воплотить в реальность поставленные цели. Всегда нужно стараться найти решение любой проблемы. Кроме того, вера в чудо также может оказаться полезной.
Гоголь в своей книге раскрывает тему народной жизни. Изображаются типичные сельские персонажи – сильный кузнец Вакула, красивая, но самовлюбленная Оксана, глупый и богатый казак Чуб, хитрая Солоха. Включив в сюжет мифических персонажей, таких как ведьма, черт, знахарь с летающими варениками, автор делает историю влюбленных сказочной. По повести был снят великолепный фильм.
361
В одном селе жили-были муж да жена; жили они весело, согласно, любовно: все соседи им завидовали, а добрые люди, глядючи на них, радовались. Вот хозяйка отяжелела, родила сына, да с тех родов и померла. Бедный мужик горевал да плакал, пуще всего о ребёнке убивался: как теперь выкормить, возрастить его без родной матери? Нанял какую-то старушку за ним ходить; всё лучше. Только что за притча? Днём ребёнок не ест, завсегда кричит, ничем его не утешишь; а наступит ночь — словно и нет его, тихо и мирно спит. «Отчего так? — думает старуха. — Дай-ка я ночь не посплю, авось разведаю». Вот в самую полночь слышит она: кто-то отворил потихоньку двери и подошёл к люльке; ребёнок затих, как будто грудь сосёт. На другую ночь и на третью опять то же.
Стала она говорить про то мужику; он собрал своих сродственников и стал совет держать. Вот и придумали: не поспать одну ночь да подсмотреть: кто это ходит да ребёнка кормит? С вечера улеглись все на полу, в головах у себя поставили зажжённую свечу и покрыли её глиняным горшком. В полночь отворилась в избу дверь, кто-то подошёл к люльке — и ребёнок затих. В это время один из сродственников вдруг открыл свечу — смотрят: покойная мать в том самом платье, в каком её схоронили, стоит на коленях, наклонясь к люльке, и кормит ребёнка мёртвой грудью. Только осветилась изба — она тотчас поднялась, печально взглянула на своего малютку и тихо ушла, не говоря никому не единого слова. Все, кто её видел, превратились в камень; а малютку нашли мёртвым.