Семейная педагогика народного учителя
«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».
Сухомлинский разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. Педагогическая ответственность за воспитание ребенка должна в большей степени лежать на родителях. Школа воспитывает и обучает, но делать это надо совместно с родителями. Семья и школа должны подходить к воспитанию детей одинаково, давая возможность развитию гармоничной личности.
Сухомлинский взялся обучать родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за 2 года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Здесь преподавалась теория воспитания, педагогическая психология, теория личности, возрастная психология ребенка и пр. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой.
Что лучше?
Одна маленькая девочка любила задавать вопросы.
— Что лучше — яблоко или груша? Роза или гладиолус? Вода или ситро? Мячик или кукла?
Мама терпеливо отвечала, но про себя удивлялась. В самом деле, разве можно сказать, что лучше — мячик или кукла, роза или гладиолус?
Но вот однажды девочка спросила:
— Мама, что лучше — сказка или песня?
— А ты подумай, что лучше — солнце или небо? Если ответишь на этот вопрос, тогда я тебе скажу, что лучше — сказка или песня,— ответила мама.
Долго думала девочка и не могла ничего придумать. Она смотрела на небо, на яркое солнышко. Они были прекрасны и неразделимы.
После этого девочка перестала спрашивать: что лучше? Она спрашивала по-другому: чем хороша сказка? Чем хороша песня? И мама с удовольствием ей отвечала.
Вопросы для беседы
— Какие вопросы беспокоили девочку?
— Почему она стала задавать вопросы по-иному?
Деятельность
Семнадцатилетним юношей начал Василий Александрович педагогическую работу. После окончания Полтавского педагогического института стал преподавателем украинского языка и литературы.
Во время Великой Отечественной войны В. Сухомлинского серьёзно ранили. Осколок снаряда находился в его груди всю оставшуюся жизнь. После госпиталя он хотел снова воевать, но комиссия признала его не пригодным к воинской службе. В. Сухомлинский прибыл на родину и с 1948 г. стал бессменным директором школы в посёлке Павлыш.
В 1955 г. на основе практического опыта он защитил положения своей научной работы «Директор школы – организатор учебно-воспитательного процесса».
Для чего человек живёт на свете?
Тихий осенний вечер. Заходит солнце. В синем небе — клин журавлей. Наша бабушка сидит на скамейке возле забора, смотрит на закат солнца. Я спрашиваю:
— Бабушка, скажите, для чего человек живёт на свете?
Бабушка усмехается и говорит:
— Чтобы жить вечно.
Я не могу понять: как это — жить вечно?
Бабушка говорит:
— Пошли в сад.
Мы идём в сад. Там отцветают чернобривцы. Бабушка собрала пучок сухих семян этих цветов и завязала в узелок.
— Подожди до весны,— сказала она и положила узелок с семенами чернобривцев в сухой уголок.
Пришла весна. Мы посеяли семена на грядке. Взошли маленькие растения, поднялись, зацвели. Какие красивые цветы чернобривцы! Сейчас они красивее, чем были тогда, осенью.
— Вот и человек живёт для того, чтобы вечно жила его красота,— сказала бабушка.— Родители живут, чтобы воспитывать детей. А дети, становясь взрослыми людьми, растят своих детей, чтобы вечно жил человеческий род.
— А для чего живет человеческий род?— снова спрашиваю я.
— Для счастья.
Вопросы для беседы
— Как отвечала бабушка на вопрос внука?
— Для чего живёт на свете человек?
Притча о материнском сердце. «Легенда о материнской любви» (В.А.Сухомлинский)
Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной красоты. Но сердце у девушки было чёрное, недоброе.
Привёл сын молодую жену в дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях».
Поселил сын мать в сенях, запретил ей в хату заходить… Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в хате».
Поселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать на воздух.
Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая.
Рассвирепела жена , прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне». Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовало его невиданная красота жены. Говорит он матери: «Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: «Смотрите под ноги. Так мы до вечера будем идти к реке».
Пришли, разделись, искупались. Убил сын мать, вынул из её груди сердце, положил на кленовый листок, несёт. Трепещет материнское сердце.
Споткнулся сын о камень, упал, ударился, упало горячее материнское сердце на острый утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».
Зарыдал сын, схватил материнское сердце в ладони, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. Понял он, что никто не любил и не может любить его так преданно и бескорыстно, как родная мать.
От критики к признанию
По понятным причинам, педагогические идеи народного учителя не вписывались в советскую идеологию. Его гуманную педагогику причисляли к христианской, считали проповедью абстрактного гуманизма, который не вписывается в реалии. Василий Александрович был атеистом, но он не отрицал, что в природе существует некое божественное начало. Это было достаточно смело.
На него оказывали постоянный прессинг в прессе, критиковали его идеи.
Но народный учитель стоял на своих позициях и показывал в своей школе удивительные результаты. Его многочисленные статьи и книги стали востребованы сначала в учительской среде, а потом и в отделах образования.
Многие его идеи, которые вписывались в коммунистические реалии, стали применяться в других школах. Постепенно пришло признание.
И сейчас многие его методики и идеи очень актуальны. Например, экологическое воспитание в современных школах базируется на идеях Сухомлинского. Для изучения и внедрения в систему сегодняшнего образования идей народной педагогики были образованы Международная ассоциация и объединение исследователей Сухомлинского. Оказалось, что народная педагогика содержит много полезных зерен, которые могут стать плодами в современной школе.
Это же солнце!
Это было ясным летним днём. Учитель вёл маленьких детей в лес.
Лес был большой и молчаливый. Деревья стояли стройные и высокие, будто огромные свечки. Густые листья закрывали солнце. В лесу был полумрак.
Дети шли и шли. Казалось, конца-края не будет лесу. Над головами что-то тихо шумело.
— Что это шумит?— спросили дети.
— Это разговаривают верхушки деревьев,— ответил учитель.— Они радуются, что видят солнце.
Вдруг дети остановились. На толстом стволе столетнего дуба они увидели что-то светлое, блестящее.
— Что это такое?— удивились дети.
— Это же солнце!— ответил учитель.— Посмотрите отсюда, видите, какое оно яркое?
Дети один за другим становились возле ствола столетнего дуба и любовались солнцем.
Вопросы для беседы
— Какой был лес, когда пришли дети?
— Как учитель отвечал на вопросы детей?
— Что изменилось, когда они пришли к столетнему дубу?
Сухомлинский Василий Александрович (1918 – 1970)
Отношение к ребенку и обучению
«Годы детства — это, прежде всего, воспитание сердца».
Сухомлинский строил отношения с детьми на основе гуманной педагогики. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания.
На этом строились отношения в его школе:
- оценка использовалась как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения, и только в старших классах
- учитель должен вызывать доверие, быть человечным, но иметь авторитет среди детей
- школа не должна убивать в ребенке его изначальное желание учиться
- никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний
- нужно помогать детям развивать свой талант, способности, личность
- нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту (его концепция эстетического воспитания красотой)
- необходимо приглашать в школу родителей только для одобрения поступков ребенка
- коллектив становится воспитателем детей, если он сформирован в радости, уважении, труде
- личность и коллектив — это две стороны человеческого бытия, они воспринимаются как единое целое.
Великий учитель считал, что наказания не нужны, если ребенка воспитывают в добре, ласке, понимании. Это особенно актуально в отношении подростков. Если индивидуально подходить к каждому ребенку, научить его владеть эмоциями, выработать правильное мировоззрение, то проблема трудных подростков и переходного возраста исчезнет.
Главным принципом обучения в школе народного учителя были шаги каждого ребенка от успеха к успеху. В школе Сухомлинского обучение было превращено в радость труда по обретению знаний, в радость творчества и духовного роста. Большая роль в этом процессе отводилась слову: сказкам учителя и детей, художественным изложениям, детским стихам и фантазийным сочинительствам.
Эффективное обучение возможно только в коллективе, который базируется на идее, интеллекте, правильных эмоциях. Он должен быть высокоорганизованным сообществом стараниями детей и учителя. Тогда взаимопомощь, обмен новыми знаниями, взаимодействие увлечений, совместный труд станут движущей силой в индивидуальном саморазвитии каждого члена коллектива.
Средства воспитания Сухомлинского
Педагог выделял четыре средства воспитания:
- Слово
Педагог должен воздействовать на учеников словом, без применения физических наказаний. А главное умение воспитателя — говорить.
- Авторитет педагога
Дети должны любить и уважать педагога, который в свою очередь обязан быть открытым, искренним и честным.
- Индивидуальность ребёнка
Индивидуальный подход к каждому ребёнку — основной аспект гуманизации воспитания. Он необходим для понимания внутреннего мира маленького человека.
- Доверие воспитателя к ребёнку и наоборот
Это одно из главных средств реализации методов воспитания. Оно делает процесс общения эмоционально насыщенным и плодотворным.
Пример доклада:
Имя Василия Сухомлинского широко известно как у нас в стране, так и далеко за её пределами. Он был удивительным человеком, педагогом-новатором, который создал уникальную систему воспитания. Она основана на гуманном отношении к личности ребёнка, и благодаря ей ему удалось растить гармоничных и самое главное счастливых людей.
Биография
Родился Василий Александрович Сухомлинский 18 сентября 1918 года в простой крестьянской семье. Его отец был народным активистом и учителем в семилетней школе, мать работала в колхозе села Васильевка. Мальчик рос в атмосфере любви и уважения, и это оказало большое влияние на его последующую жизнь.
В пятнадцать лет юноша уезжает в Кременчуг и поступает в педагогический институт. Уже в семнадцать лет Сухомлинский начинает работать учителем в сельской школе. В 1938 году он заканчивает Полтавский педагогический институт и возвращается на родину. Там молодой педагог продолжает работать учителем.
Когда начинается Великая Отечественная Война, Василий Александрович уходит добровольцем на фронт. В боях под Москвой он был тяжело ранен и после лечения демобилизован. За героизм и мужество Сухомлинский был награждён орденом Красной звезды.
В 1948 году он становится директором Павлышской средней школы, которой и руководил до самой смерти.
Педагогическая деятельность
Главная заслуга Сухомлинского была в создании собственной оригинальной педагогической методики, в которой высшей ценностью объявлялась личность ребёнка. Воспитательная методика, по мнению Василия Александровича, должна была строиться на творческой деятельности учеников, чтобы превратить сам процесс получения знаний, в радостный труд.
Важная роль в методике Сухомлинского отводилась личности учителя, развитию творческих способностей учащихся, сочинению сказок и чтению книг. Он ратовал за воспитания красотой, как высшей гуманистической ценностью.
Свои мысли и идеи Сухомлинский изложил во многих трудах по педагогике, главным из которых является монография «Этюды о коммунистическом воспитании».
Педагогом-новатором написано более 30 различных книг, основными из которых являются «100 советов учителю» и «Сердце отдаю детям».
В своей исследовательской деятельности великий учитель особое внимание уделял режиму дня, считая, что правильно подобранный режим сна и учёбы помогает детям лучше учиться. Он писал, что новые знания лучше усваиваются в первые пять часов после пробуждения, а хуже всего в последние пять часов перед сном
Так же Сухомлинский заметил связь между подростковой преступностью и чтением книг. Чаще всего свершали преступления те подростки, в семье которых не было книг.
Сухомлинский всю свою жизнь посвятил школе и воспитанию детей. В школе он и умер 2 сентября 1970 года в возрасте 51 года.
Богатства, подаренные другим людям
Всю свою жизнь учитель посвятил детям, он считал, что воспитать ребёнка можно только лаской и добрым отношением. Он очень сильно любил детей и подарил им свою любовь, всю без остатка. Эта любовь великого педагога и есть главное богатство, отданное им людям. Его идеи живут и продолжают использоваться учителями. Миллионы детей, воспитанных по методике Сухомлинского, стали хорошими людьми, настоящими сынами своей Родины.
Память
Труд Сухомлинского получил самую высокую оценку, он был награждён двумя орденами Ленина и стал героем Социалистического труда. В его честь названы многие учебные заведения, в городе Николаев установлен памятник великому педагогу.
Вывод
Труд педагога является одним из самых сложных и ответственных, ведь от того, как учитель относится к своей работе, зависит какими вырастут его ученики. Станут ли они настоящими людьми, чьими делами будет гордится Родина.
ГДЗ Русский язык — 5 класс — Т. А. Ладыженская 2016
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи257
Диктант. Объясните все известные вам случаи постановки знаков препинания. Найдите во втором абзаце текста гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые). • Объясните название текста.
Стыдно перед соловушкой
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой мусор? — сказала Оля. — Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
- Стыдно… перед соловушкой, — тихо ответила Лида. (В. Сухомлинский)
Ответ 1
Диктант
Стыдно перед соловушкой
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать (уточнение выделено запятой).
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца (запятые между однородными дополнениями). Когда девочки уже закончили обед (простое предложение в составе сложного выделяется запятой), недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
— (тире перед репликой в диалоге) Зачем ты берёшь с собой мусор? — (отделение прямой речи от слов автора) сказала Оля. — Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
— Стыдно… перед соловушкой, — тихо ответила Лида. Название текста отражает его суть: нельзя мусорить на природе, поэтому стыдно перед ее жителем.
Ответ 2
Текст говорит о том, что мусорить в лесу нельзя, но природе нужно соблюдать чистоту. Название отражает эту главную мысль.
Ответ 3
Точка ставится в конце повествовательного предложения.
Запятые — между простыми предложениями в составе сложного и однородными членами предложения. Тире — перед началом диалога и перед словами автора. Вопросительный знак — в вопросительных предложениях.
Название текста отражает важность ответственности человека перед природой, в лице которой в этом случае выступает соловушка. Ответ 4
Ответ 4
Объясним постановку запятых:
• в 3-м предложении запятые разделяют однородные дополнения.
• в 4-м предложении запятая стоит между простыми в сложном.
• в 9-м и 10-м предложениях тире и запятые стоят в диалоге.
Стыдно перед соловушкой — заголовок означает что Лида прислушалась к голосу своей совести и не стала су ведь лес — это дом для птиц, животных.
ПредыдущаяСледующая
Детство и юность
Василий Сухомлинский появился на свет в украинском селе Васильевка 28 сентября 1918 года, в обычной крестьянской семье.
Детские годы Василия пришлись на лихое время: повсюду царила разруха, голод, классовая ненависть и недоверие к ближним. После окончания сельской школы-семилетки в 1933 году Василий продолжил образование в Кременчугском педагогическом институте. Однако серьезная болезнь вынудила его прекратить обучение и вернуться домой.
Так 17-летний Сухомлинский приступил к работе учителя украинского языка и литературы в сельской школе. Одновременно он перевелся на заочное отделение педагогического института в Полтаве, получив полноценное высшее образование.
Баллада о материнском сердце.
Солдатке Матрёне ВасильевнеТимошкиной, воспитавшей втрудные годы войны семерых детей –двоих своих и пятерых приёмных. В рязанской деревне ДибровеЕсть доброй души человек,Достойный похвального словаИ памяти нашей вовек.Она летом сорок второгоСвершила свой подвиг простой.Казалось бы: что здесь такого –Ведь только на фронте герой!Голодных сирот привозилиВ Касымов в том тяжком году.Шла женщина долгие мили,Лошадку ведя за узду.… В столовке при старой артели,Годами от трех до пяти,Бездомные детки сидели.Лишь чудо могло их спасти.Прижала малютку – как дочку,Души не жалея своей…Ещё сироту в уголочкеУвидела, бросилась к ней:«Пойдем, моя милая, с нами».А та: «Я с сестрёнкой своей?»Сверкает невинно глазами…Ну, как же разлучишь детей?!Уселся малец на подводе –И смотрит с надеждой дитя…Чуть старше мальчонка подходит:«Меня обнимите хотя!»…В деревню семьёй возвращалисьМатрёна и вся детвора.Их счастье вмещало немалоЗаботы, любви и добра!Не зная скитаний, печали,В суровое время войны,Её дружно мамою звали –Пять дочек и крохи-сыны!Сердца прикипели к избушке, А где-то на Западе пушкиВели свой шальной разговор.И эхо боёв доносилось…И сводки гласил Левитан.Спасала детей Божья милость,Земля содрогалась от ран…Промчались – и вёсны, и зимы…Росли в материнском тепле.И стали им песни любимыО добром, святом на земле.И выросли славные люди –Надёжный Отчизны оплот!
Гуманистическая педагогика сотрудничества Сухомлинского
Сухомлинский разделял основные идеи педагогики сотрудничества. Он творчески переосмыслил труды Аристотеля, Сковороды, Корчака, Ушинского, Песталоцци, Коменского. Опираясь на свои исследования и учительский опыт, он смог развить их и углубить.
Его педагогическая система базировалась на гуманистических принципах:
- доверия к ребенку
- получение знаний без принуждения
- воспитания без наказаний
- сотрудничество родителей, учителей и детей
- высокая нравственность
- труд как творчество
- свобода выбора поведения, поступка, образа жизни
- ответственность за свой выбор
Свои теоретические идеи он смело апробировал в школе. Сухомлинский впервые разработал и реализовал экспериментальный педагогический метод: любую педагогическую идею надо применять на практике длительно, в творческом коллективе и цельно. Именно такой подход позволил ему достигнуть результатов в воспитании гармонично развитой личности.
Основными педагогическими разработками Сухомлинского стали:
- воспитание гражданина, личности в коллективе, коллективом, природой
- соотношение индивидуального и коллективного воспитания
- развитие творческого начала у детей
- семейная педагогика
- взаимосвязь дошкольного и школьного обучения и воспитания
Они стали основой его воспитательной и обучающей системы, которая включала такие ценности личности как нравственность, долг, счастье, истина, честь, свобода, достоинство, справедливость, доброта, красота.
Трудно быть человеком
Дети возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие дети едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайнюю хату попросить воды.
Из хаты вышла женщина, за ней выбежал маленький мальчик. Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!
Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:
– А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. – Её глаза стали тревожными.
Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.
– Ну что же… – сказал Роман, – это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?
– Стоит, – сказала Марийка. – Ну разве тебе не стыдно самому перед собой, Роман?
Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно.
– Вы как хотите, – сказала Марийка, – а я вернусь и поблагодарю женщину…
– Почему? Ну, скажи, почему это нужно обязательно сделать? – спросил Роман… – Ведь мы так устали…
– Потому что мы люди…
Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошел вместе со всеми.
– Трудно быть человеком… – подумал он.
Уникальность методик Сухомлинского
Педагог-новатор сумел в условиях тоталитарной советской системы воспитывать в детях чувство собственного достоинства. Он был верным сыном советского государства, но понимал коммунистическое воспитание по-своему. Для него это означало формирование достойной и мыслящей личности, которая не будет слепым исполнителем партийных директив. Хотя Сухомлинский и верил в реальность, но свой педагогический труд он измерял меркой идеального.
На основах гуманной педагогики он создал систему воспитания, которая в корне отличалась от официальной, авторитарной, с применением оценок и наказаний. Народная педагогика Сухомлинского признавала личность ребенка как самую высокую драгоценность. Его воспитание трудом, коллективом, красотой, природой, словом было ориентировано на нравственность и духовность. В условиях социалистической действительности его педагогические исследования и деятельность школы двигали образовательную систему из рутины вперед.
Принципы системы Сухомлинского
Можно выделить несколько основополагающих принципов педагогики Сухомлинского:
Воспитание без наказаний
Педагог был уверен, что нецелесообразно применять наказания в процессе воспитания и обучения ребёнка, так как оно не приводит к положительным результатам. Это один из пунктов гуманности.
Поощрение желания ребёнка быть хорошим
Сухомлинский считал это стремление движущей силой обучения и воспитания, потому что ребёнок прикладывает максимум усилий в этот момент.
Запрет на удовлетворение деструктивных желаний
Желания ребёнка педагог делил на два вида: конструктивные и деструктивные. Если родители удовлетворяет любые запросы ребёнка, то из него получается капризный раб прихотей.
Природа — источник нравственного воспитания
Сухомлинский полагал, что познание растительного мира — это начало умственного развития ребёнка. Изолирование от природы способствовало повышенной утомляемости и невозможности справиться с поставленными задачами.
Обработка информации по четырём пунктам
Чтобы ответить на вопросы учителя или сделать задания, детям нужно было пройти четыре ступени.
Лестница (снизу вверх):
первая ступень: замечаю (что? кого?)
вторая ступень: наблюдаю (для чего? за чем? за кем? как?)
третья ступень: размышляю (зачем? почему? как? для чего?)
четвёртая ступень: узнаю (что мне это дало? что я теперь знаю?)
Трудовое воспитание порождает человечность и доброту
Главная заслуга — сделать своими руками, проявляя творчество. А прививать полезный труд можно начинать в 5-6 лет.
Главный предмет — человековедение
Сухомлинский считал этот урок краеугольным камнем в воспитании маленького человека. Истоки такого мнения скрыты в войне и понесённых потерях.
В некотором смысле к школе Сухомлинского можно отнести истоки тайм-менеджмента. Педагог считал, что уроки нужно делать в одно и то же время, что приучит ребёнка к усидчивости и самостоятельности. Родители не должны выполнять задания за сына или дочь, но помогать организовывать рабочее время — это их прерогатива.
<<Форма демодоступа>>
Еще песни Радио Логос
-
- слушать Радио Логос — Репортаж о визите патриарха Кирилла в Новосибирск
- скачать Радио Логос — Репортаж о визите патриарха Кирилла в Новосибирск
Радио Логос — Репортаж о визите патриарха Кирилла в Новосибирск
-
- слушать Радио Логос — Православный календарь. Казанская икона Божией Матери
- скачать Радио Логос — Православный календарь. Казанская икона Божией Матери
Радио Логос — Православный календарь. Казанская икона Божией Матери
-
- слушать Радио Логос — Первые шаги в Православии: Архангел Михаил
- скачать Радио Логос — Первые шаги в Православии: Архангел Михаил
Радио Логос — Первые шаги в Православии: Архангел Михаил
-
- слушать Радио Логос — Литературные чтения. Яблоня
- скачать Радио Логос — Литературные чтения. Яблоня
Радио Логос — Литературные чтения. Яблоня
-
- слушать Радио Логос — Литературные чтения. Калорийные ботинки(вариант)
- скачать Радио Логос — Литературные чтения. Калорийные ботинки(вариант)
Радио Логос — Литературные чтения. Калорийные ботинки(вариант)
-
- слушать Радио Логос — Православный календарь. Вера, Надежда, Любовь и мать их София
- скачать Радио Логос — Православный календарь. Вера, Надежда, Любовь и мать их София
Радио Логос — Православный календарь. Вера, Надежда, Любовь и мать их София
-
- слушать Радио Логос — Жизнь Новосибирской Митрополии. Освящение храма в п.Кудряшовский
- скачать Радио Логос — Жизнь Новосибирской Митрополии. Освящение храма в п.Кудряшовский
Радио Логос — Жизнь Новосибирской Митрополии. Освящение храма в п.Кудряшовский
-
- слушать Радио Логос — Православный календарь. Рождество Пресвятой Богородицы
- скачать Радио Логос — Православный календарь. Рождество Пресвятой Богородицы
Радио Логос — Православный календарь. Рождество Пресвятой Богородицы
-
- слушать Радио Логос — Православный календарь. Крещение Господне
- скачать Радио Логос — Православный календарь. Крещение Господне
Радио Логос — Православный календарь. Крещение Господне
-
- слушать Радио Логос — Литературные чтения. «Игла» Г.Х. Андерсон
- скачать Радио Логос — Литературные чтения. «Игла» Г.Х. Андерсон
Радио Логос — Литературные чтения. «Игла» Г.Х. Андерсон
-
- слушать Радио Логос — Литературные чтения. Р. Рождественский «Человеку надо мало»
- скачать Радио Логос — Литературные чтения. Р. Рождественский «Человеку надо мало»
Радио Логос — Литературные чтения. Р. Рождественский «Человеку надо мало»
-
- слушать Радио Логос — Литературные чтения. Каллорийные ботинки
- скачать Радио Логос — Литературные чтения. Каллорийные ботинки
Радио Логос — Литературные чтения. Каллорийные ботинки
-
- слушать Радио Логос — Литературные чтения. О чем думает моя голова
- скачать Радио Логос — Литературные чтения. О чем думает моя голова
Радио Логос — Литературные чтения. О чем думает моя голова
-
- слушать Радио Логос — Литературные чтения. свт. Николай Сербский
- скачать Радио Логос — Литературные чтения. свт. Николай Сербский
Радио Логос — Литературные чтения. свт. Николай Сербский
-
- слушать Радио Логос — Православные беседы. Крещение Господне. Послесловие
- скачать Радио Логос — Православные беседы. Крещение Господне. Послесловие
Радио Логос — Православные беседы. Крещение Господне. Послесловие
Белое пёрышко
На соломенной крыше сидела стайка воробьёв. Они весело чирикали о своих воробьиных делах.
Вдруг подлетел к ним чужой, неизвестный им, невиданный на соломенной крыше воробей. Был он как-то не похож на других воробьёв. Маленькая головка — спесивая, шея — коротенькая, клювик — привередливый.
Но самое главное — белое пёрышко в хвосте. Среди серых перьев это белое пёрышко выглядело очень необычно.
— Смотрите, смотрите,— зачирикали воробьи,— к нам прилетел невиданный воробей с белым пёрышком в хвосте.
Слетелись воробушки с нескольких соседних крыш, сели возле воробья с белым пёрышком и спрашивают:
— Откуда ты прилетел?
— Из-за моря… — ответил воробей с белым пёрышком в хвосте.
Тем временем каждому воробью хотелось ближе сесть возле белого пёрышка, чтобы хорошенько его разглядеть.
Несколько раз они притрагивались к белому пёрышку клювиками, кто-то любопытный дёрнул его. Белое пёрышко упало, а ветер подхватил его и унёс далеко-далеко.
От того, что у диковинного воробья не стало в хвосте белого пёрышка, он вдруг перестал быть необычным. Стал таким же серым, как и все остальные воробушки, что родились и выросли на соломенных крышах. И головка стала такая же, и шейка, и клювик, зачирикал чужой воробей — и все даже клювики открыли от удивления.
— Да это же наш, обычный воробей!— послышалось разноголосое чириканье.— А мы, дураки, поверили белому пёрышку.
Вопросы для беседы
— Почему воробьиную стайку привлёк чужой воробьишка?
— Как они стали к нему относиться?
— Что помогло воробьям понять свою ошибку?
Кому же идти за дровами?
На краю села жила вдова с тремя сыновьями. Два сына уже взрослые юноши, высокие, статные, славные, красивые. А третий – подросток Юра – маленький, тоненький, как тростинка.Было это зимой. Выпал глубокий снег, дул северный ветер, трещал мороз. Мать говорит – как будто сама себе, но чтобы дети слышали:– Холодно, дети. А дров нет… Кому же за дровами идти?Молчат старшие сыновья, нагнули головы, смотрят в землю и печь колупают.– Я пойду за дровами, мама, – сказал младший сын.– А мороза ты не боишься? – спрашивает мать и на старших сыновей поглядывает.– Нет, не боюсь, – отвечает сын и одевается.– Ну что ж, иди, Юра, – сказала мать, крепко подпоясала и поцеловала сына.Пошёл Юра. И сразу стало в хате так тихо, будто всё живое, что есть на свете, прислушивалось и думало: что же будет? И ветер на дворе затих. Два старших сына подняли головы, посмотрели на мать и сказали:– Мы тоже пойдём в лес, мама.– Идите, сыны, – прошептала мать и заплакала от радости.