Краткое содержание
Коняга лежал у дороги и отдыхал после проделанной тяжёлой работы. Мужичок выпряг его покормиться, «но Коняге не до корма
». Он был замученным, слабым, узкогрудым, «с выпяченными рёбрами и обожжёнными плечами, с разбитыми ногами
». Глядя на Конягу, было трудно понять, как на нём можно работать. Но работать приходилось с утра до вечера. Летом Коняга трудился в поле, а зимой развозил «произведения».
Коняга бы и рад стараться, да сил ему брать неоткуда: «такой ему корм, что от него только зубы нахлопаешь
». Летом ещё можно перехватить свежую мягкую травинку, но зимой приходится довольствоваться прелой соломой.
Коняге повезло, что мужик ему попался добрый: «даром его не калечит
». Каждый день они прикладывают все свои жалкие силы, чтобы делать тяжёлую работу, которой не было ни конца, ни краю. Но даже пожаловаться никому на свою горькую участь Коняга не мог: «и в этой утехе бог бессловесной животине отказал
».
Отдыхая под жарким полуденным солнцем, Коняга оказался во власти тяжёлого, мучительного сновидения. Вот перед его глазами предстало поле. Для большинства поле — это «раздолье, поэзия, простор; для Коняги оно — кабала
». Поле отнимало у Коняги последние силы, солнце безжалостно испепеляло шкуру, бесконечные «дожди, грозы, вьюги, мороз
» выхолащивали его. Сама природа становилась для Коняги лютым врагом.
Единственным смыслом жизни Коняги была работа. Он был зачат и рождён исключительно для труда, и корма ему выделяли ровно столько, «чтобы не дать замереть в нём той мускульной силе, которая источает из себя возможность физического труда
». Все остальные потребности и проблемы Коняги были неинтересны его хозяину.
Дремал Коняга, а мимо него проходили пустоплясы, и трудно было с первого взгляда сказать, «что Коняга и Пустопляс — одного отца дети
». Согласно древнему преданию, у старого коня было два сына: вежливый и воспитанный Пустопляс и неотёсанный Коняга. Понаблюдав за своими детьми, старый конь решил, что отныне и навеки «Коняге — солома, а Пустоплясу — овёс
». Так с той поры и повелось.
Неожиданно Пустопляс вспомнил о существовании своего братца и решил его проведать. Он очень удивился, что даже самая тяжёлая жизнь не может сокрушить Конягу. Пустоплясы принялись бродить вокруг Коняги, каждый на свой лад размышляя над невиданной его силой. Но «все эти разговоры не от настоящего дела завелись, а от грусти
», и Коняге не было до них никакого дела: его ждала тяжелая работа в поле.
Коняга — продолжает свою трудовую жизнь: упираясь изо всех сил, работает в поле.
Заключение
Сказка Салтыкова-Щедрина в иносказательной форме показывает, каким тяжёлым и неблагодарным может быть труд подневольного крестьянина. Причина его безрадостной жизни — социальная несправедливость, которая на протяжении многих лет оставалась безнаказанной.
После ознакомления с кратким пересказом «Коняга» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Краткое содержание сказки
Трудится Коняга с утра до позднего вечера в поле. Нелегкая у него доля: круглый год работа до изнеможения, корм никудышный. Изнуряющий труд не приносит никакой радости, только усталость, боль и безразличие ко всему. У Коняги есть брат Пустопляс, которому повезло больше. Ему не приходится тяжело работать. Кормят его овсом, поят медовой сытой. От избытка братских чувств Пустоплясу захотелось посмотреть на жизнь брата. Увидев изнуренного работой Конягу, брат вместе с другими пустоплясами стал рассуждать о жизненных перипетиях. Но это были только пустые слова. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.
Анализ сказки Коняга
В аллегорической сказке Салтыкова-Щедрина привычные образы народной сказки приобретают символический смысл. Трудолюбивое покорное животное олицетворяет многострадальный подневольный русский народ, привыкший к покорности и лишениям. Но ведь чувствуется в нем мощь и способность вынести все тяготы. Пустозвоны – это интеллигенция, «вежливый и чувствительный» народ. Рассуждая о доле простого труженика, они умиляются, восхищаются, негодуют, критикуют, умничают, в итоге, — бездействуют. В своей сказке Салтыков-Щедрин ищет ответ на вопрос, который волновал передовых людей России: как избавить народ от страданий. Чему учит сказка Коняга? Она учит бороться с несправедливостью и злом, не сдаваться и не отчаиваться.
Сказка Коняга
Коняга лежит при дороге и тяжко дремлет. Мужичок только что выпряг его и пустил покормиться. Но Коняге не до корма. Полоса выбралась трудная, с камешком: в великую силу они с мужичком ее одолели.
Коняга — обыкновенный мужичий живот, замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами. Голову Коняга держит понуро; грива на шее у него свалялась; из глаз и ноздрей сочится слизь; верхняя губа отвисла, как блин. Немного на такой животине наработаешь, а работать надо. День-деньской Коняга из хомута не выходит. Летом с утра до вечера землю работает; зимой, вплоть до ростепели, «произведения» возит.
А силы Коняге набраться неоткуда: такой ему корм, что от него только зубы нахлопаешь. Летом, покуда в ночную гоняют, хоть травкой мяконькой поживиться, а зимой перевозит на базар «произведения» и ест дома резку из прелой соломы. Весной, как в поле скотину выгонять, его жердями на ноги поднимают, а в поле ни травинки нет; кой-где только торчит махрами сопрелая ветошь, которую прошлой осенью скотский зуб ненароком обошел.
Пустоплясы
И вот начали пустоплясы кругом Коняги похаживать. Один скажет:
— Это оттого его ничем донять нельзя, что в нем от постоянной работы здравого смысла много накопилось. Понял он, что уши выше лба не растут, что плетью обуха не перешибешь, и живет себе смирнехонько, весь опутанный пословицами, словно у Христа за пазушкой. Будь здоров, Коняга! Делай свое дело, бди!
Другой возразит:
— Ах, совсем не от здравого смысла так прочно сложилась его жизнь! Что такое здравый смысл? Здравый смысл, это — нечто обыденное, до пошлости ясное, напоминающее математическую формулу или приказ по полиции. Не это поддерживает в Коняге несокрушимость, а то, что он в себе жизнь духа и дух жизни носит! И покуда он будет вмещать эти два сокровища, никакая палка его не сокрушит!
Третий молвит:
— Какую вы, однако, галиматью городите! Жизнь духа, дух жизни — что это такое, как не пустая перестановка бессодержательных слов? Совсем не потому Коняга неуязвим, а потому, что Он «настоящий труд» для себя нашел. Этот труд дает ему душевное равновесие, примиряет его и со своею личною совестью, и с совестью масс, и наделяет его тою устойчивостью, которую даже века рабства не могли победить! Трудись, Коняга! упирайся! загребай! и почерпай в труде ту душевную ясность, которую мы, пустоплясы, утратили навсегда.
А четвертый (должно быть, прямо с конюшни от кабатчика) присовокупляет:
— Ах, господа, господа! всё-то вы пальцем в небо попадаете! Совсем не оттого нельзя Конягу донять, чтобы в нем особенная причина засела, а оттого, что он спокон веку к своей юдоли привычен. Теперича хоть целое дерево об него обломай, а он все жив. Вон он лежит — кажется, и духу-то в нем нисколько не осталось, — а взбодри его хорошенько кнутом, он и опять ногами вывертывать пошел. Кто к какому делу приставлен, тот то дело и делает. Сосчитайте-ка, сколько их, калек этаких, по полю разбрелось — и все как один. Калечьте их теперича сколько угодно — их вот ни на столько не убавится. Сейчас — его нет, а сейчас — он опять из-под земли выскочил.
И так как все эти разговоры не от настоящего дела завелись, а от грусти, то поговорят-поговорят пустоплясы, а потом и перекоряться начнут. Но, на счастье, как раз в самую пору проснется мужик и разрешит все споры словами:
— Н-но, каторжный, шевелись! Тут уж у всех пустоплясов заодно дух от восторга займется.
— Смотрите-ка, смотрите-ка! — закричат они вкупе и влюбе, — смотрите, как он вытягивается, как он передними ногами упирается, а задними загребает! Вот уж именно дело мастера боится! Упирайся, Коняга! Вот у кого учиться надо! вот кому надо подражать! Н-но, каторжный, н-но!