МКУК ЦБС города Челябинска — Сутеев В.Г.
Литературное досье в помощь профессионалам
Писатели от А до Я. Юбиляры 2018 года
5 июля – 115 лет со дня рождениярусского писателя, художника-иллюстратораВладимира Григорьевича Сутеева (1903-1993)
Примерные названия выставок (страничка юбиляра, выставка-полемика, бенефис книги):
- «Добрый волшебник Владимир Сутеев»
- «Лукошко сказок В. Г. Сутеева
- «Свет и добро сказок Владимира Сутеева»
Примерные формы работы:
- Мастерская радости «По сказкам В. Г. Сутеева»
- Урок-беседа «Веселый художник и писатель»
- «Литературное лото» по сказкам В.Г. Сутеева
- Творческий портрет «Любимый детский художник-иллюстратор»
- «Литературное путешествие по сказкам Сутеева»
- Творческая мастерская «Пусть краски сказки оживят»
Список произведений Владимира Григорьевича Сутеева:
- Сутеев, В. Г. Живые грибы: / В. Сутеев; . – Москва: Планета детства: АСТ: Астрель, 2001. – 16 с.: цв.ил.
- Сутеев, В. Г. Самые любимые сказки / В. Сутеев; рис. авт. – Москва: АСТ: Астрель, 2010. – 96 с.: цв.ил.
- Сутеев, В. Г. Сказки-картинки: сказки и рассказы / В. Г. Сутеев; рис. авт. – Москва: АСТ, 2012. – 192 с.: цв.ил.
Где взять прочитать эти и многие другие произведения Владимира Григорьевича Сутеева смотрите на нашем сайте: http://ec.chelib.ru:8080
Биография Владимира Григорьевича Сутеева:
- Маршак, И. 7 лучших мультфильмов по сценариям Владимира Сутеева // Вечерняя Москва. – 5. 06. 2013. – Режим доступа: http://vm.ru/news/2013/07/04/7-luchshih-multfilmov-po-stsenariyam-vladimira-suteeva-203627.html.
- Перкова, Т. «Я счастлив, что посвятил себя детям» / Т. Перкова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 8. – С. 58-63: ил.
- Родоначальник детской советской анимации / Музей кино. – Режим доступа: http://www.museikino.ru/media_center/114-let-so-dnya-rozhdeniya-vladimira-suteeva.
- Федосова, Т. В. Г. Сутеев – художник и автор сказок / Т. Федосова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 7. – С. 33-40: рис.
Сценарии массовых мероприятий:
- Артюх, Е. Владимир Сутеев – человек с секретом / Елена Артюх; рис. Олега Краморенко // Миша. – 2016. – № 5. – С. 12-13: рис.
- Громова, Н. В. Сторисек по сказке Владимира Сутеева «Мешок яблок» для детей старшего дошкольного возраста / БУ «Детско-юношеская библиотека» Минкультуры Чувашии. – Режим доступа: http://www.nbchr.ru/pdf/storysec.pdf.
- Вдовина, И. Э. «Сказки о животных»: В. Г. Сутеев «Палочка-выручалочка»: урок литературного слушания. I класс / И. Э. Вдовина // Начальная школа. – 2012. – № 8. – (Библиотечка учителя. – 2012. – № 8. – С. 2-5).
- Ильючик, М. Н. Авторские сказки: В. Г. Сутеев «Палочка-выручалочка»: урок литературного слушания. I класс / М. Н. Ильючик // Начальная школа. – 2012. – № 8. – (Библиотечка учителя. – 2012. – № 8. – С. 6-8).
- Колесникова, В. «Можно сказку начинать!»: театрализованная игра / В. Колесникова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 8. – С. 64-67: ил.
- Кто сказал «Мяу»? : мини-кроссворд / кроссворд составил Илья Луховицкий // Читайка. – 2013. – № 7. – С. 4 : ил.
- Никифорова, Э. А. Путешествие по произведениям В. Г. Сутеева / Никифорова Эльза Аркадьевна. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/519312.
- Туловьева, А. В. Чей сегодня день рождения? / А. В. Туловьева // Игровая библиотека. – 2015. – № 2. – С. 70-81: ил.
Материалы к оформлению:
1. Владимир Сутеев
2. Владимир Сутеев
3. Владимир Сутеев, иллюстрация к сказке «Палочка-выручалочка»
4. Владимир Сутеев, иллюстрация к сказке «Под грибом»
Ольга Вчерашняя
- Подробности
-
03 мая 2018 года в 16:57
Июнь. Как я ловил рыбу
В июне мы поехали к бабушке в деревню и взяли с собой Чапку и Усика.
Нам всем купили билеты, а Чапке — собачий билет. Усик ехал бесплатно, и папа сказал, что Усик «едет зайцем». Не понимаю, как может котёнок ехать зайцем?
Вечером мы приехали к бабушке, а утром уже пошли на речку — ловить рыбу. Сначала мы с Чапкой копали червяков: Чапка рыла ногами землю, а я собирал червяков в баночку. Маша их не собирала: она боялась червяков, хотя они совсем не кусаются.
Потом пошли искать место на речке. Я нёс удочки, Чапка — баночку с червяками, а Маша и Усик — ничего.
Мы сели на берегу, и я стал насаживать червяка на крючок. Маша червяков не насаживала: ей жалко их.
Я закинул удочку и стал ждать, когда поймается рыба, но рыба не ловилась, потому что Маша скучала и всё время громко пела. Когда она перестала петь, я сразу поймал не очень большую рыбу, но она соскочила с крючка и уплыла с моим червяком во рту.
Потом Маша опять пела, и рыба опять не ловилась, а когда Маша ушла собирать цветы, я вдруг поймал три рыбки и лягушку.
Но тут из камыша вылетела большая утка, а за ней выскочила наша Чапка. Мы и не знали, что Чапка — охотничья собака!
Пока я смотрел на Чапку, Усик поймал три рыбки из моей банки, и мы вернулись домой с одной лягушкой.
Лягушку я выпустил в сад.
Машу и Усика я больше не возьму с собой ловить рыбу!
Ваня
МЫ УЖЕ В ШКОЛЕ
Вчера мы в первый раз были в школе.
Ещё раньше нам купили книжки, тетрадки, карандаши, перья и новые сумки, которые очень вкусно пахли кожей. Мама сшила мне коричневое платье и два передника — чёрный и белый.
А Ване купили школьную форму, пояс и фуражку с золотым значком. Ваня очень гордился фуражкой и дразнил меня — говорил, что девочкам нельзя ходить в фуражках.
Когда мы стали всё примерять, оказалось, что Ваня очень маленький. Он всё время наступал себе на брюки и даже два раза упал. Папа сказал: «Это ничего, Ваня скоро привыкнет к брюкам. Он и сейчас уже похож на взрослого мужчину».
Ваня обрадовался, хотел заговорить басом, но не смог. А мама взяла иголку, всё подшила и всё сделала впору.
Мы взяли книжки, букет цветов и пошли в школу. Букет мы подарили учительнице. Учительница спросила, умеем ли мы читать. Мы сказали, что умеем даже писать печатными буквами.
Нас посадили за одну парту, и тут Ваня заявил, что не хочет со мной сидеть и что я ему дома надоела, но учительница велела ему сидеть.
В школе я подружилась с двумя девочками, а Ваня уже подрался с одним мальчиком.
И все ребята зовут нас Кнопками. Откуда они узнали, что мы — Кнопки?
Когда мы пришли из школы домой, то стали заниматься с Чапкой и Усиком.
Я задала Чапке такую задачу: «Сколько будет 2 и 2?» Чапка подумала и пролаяла восемь раз. Это она два раза лаяла ответ.
Ваня показывал Усику буквы, но ничего не вышло. Усик сначала молчал, потом сказал: «Мяу», и убежал.
Маша
Апрель. Как зима кончилась
Началась весна.
Мы хотели идти гулять без пальто, но нам без пальто не разрешили. Тогда мы оба громко заплакали, и нам позволили идти в летних пальто.
Наверно, мы всё-таки мало и тихо плакали; если бы я поплакал ещё часик — меня пустили бы без пальто, но я испугался, что могут совсем не пустить.
На улице погода была очень хорошая: солнце светило и снег таял. Везде текла вода. Мы прорыли канавку, и вода громко зажурчала и потекла по каналу.
Из дома я принёс деревянный пароходик — я его сам сделал — и привязал к нему доски — баржи. Пароходик вёл их по каналу на буксире, а я всё время гудел, как настоящий пароход.
На одну баржу я посадил пластмассового утёнка. Маша сказала, что утёнок сам должен плавать, но я объяснил ей, что, во-первых, он дырявый и может утонуть и, во-вторых, он капитан каравана судов, и прочёл ей наизусть стихи Маршака:
Ведёт кораблик Утка,
Испытанный моряк.
— Земля! — сказала Утка. —
Причаливайте. Кряк!
Я хотел прокатить по каналу и Усика, но он стал шипеть, царапаться и вырываться и не захотел плавать.
А Маша катала лодку с парусом; она у неё всё время переворачивалась.
Наверно, ветер был не попутный.
Ваня
Июль. Мы в лесу
У нас в лесу вдруг появилось много грибов и ягод, и мы пошли их собирать.
Ваня всё смеялся и говорил, что собирать грибы — это очень просто, и собирал все грибы, которые ему попадались. А попадались ему всякие поганки и мухоморы, и он совсем не находил хороших грибов. Малину Ваня тоже не собирал — он всё съедал, прямо с кустов.
А я искала грибы, как учила меня бабушка: заглядывала под ёлочки — там растут белые грибы и рыжики. Красные подосиновики я искала в траве под небольшими осинами, а подберёзовики — прямо на полянках.
Скоро я собрала целую корзинку грибов. Усик в лесу познакомился с лягушкой: сначала испугался, потом — ничего, а лягушка сначала — ничего, потом испугалась и ускакала.
С Чапкой была целая история: она нашла два белых гриба, залаяла, а грибы вдруг сами побежали в лес! Чапка — за ними, а мы — за Чапкой! Когда мы догнали грибы, то увидели ёжика: он наколол себе на спину два белых гриба и нёс их домой своим ежатам.
Мы не тронули ёжика с грибами и пошли домой. По дороге я загадала Ване загадку, которую сама придумала:
Стоит в красной шапке
На одной ноге,
Никуда не идёт.
Кто такой?
А Ваня говорит: «Это ты. Промочила одну ногу и боишься идти домой».
Я ему сказала: «Какой ты глупый! Это гриб!» Но он не согласился. А в это время мы уже пришли домой.
Маша
Декабрь. Мы- артисты
Этот год скоро кончается, и нас отпустили на каникулы.
Когда мы показали маме и папе наши табеля, то они увидели, что отметки у нас одинаковые: все пятёрки.
Папа и мама обрадовались и разрешили нам выступать в школе в самодеятельности. А мы уже давно готовили наши номера.
Маша репетировала танец: всё время заводила одну пластинку и под музыку красиво дрыгала ногами и махала руками.
Я так устал от её танцев, что еле-еле успел приготовить свой номер. Мы недавно видели в цирке укротителя животных, и я тоже решил выступить в роли укротителя и стал дрессировать Чапку и Усика.
Усик теперь очень вырос, стал красивым, настоящим котом, но он совсем не слушался меня, а всё мяукал и царапался.
Чапка слушалась очень хорошо и всё делала, что я ей велел: лаяла, ходила на задних лапах, ложилась и здорово прыгала через обруч с натянутой бумагой. Мы очень много изорвали папиных газет, пока я дрессировал Чапку.
На репетициях всё было хорошо, но, когда мы пошли выступать в школу, Маша испугалась.
Я сказал ей, что она очень хорошо танцует и ей нечего бояться. Она перестала бояться и на сцене танцевала лучше, чем дома. Ей долго хлопали, а она спряталась за занавесом и стеснялась выходить. Но когда объявили наш номер, я вдруг тоже испугался. Меня нашли под сценой, успокоили, но тут вдруг испугалась Чапка: стала выть, легла на пол, и я никак не мог её успокоить.
Через полчаса мы оба успокоились, и, когда вышли на сцену, нам тоже очень много хлопали. Мы очень хорошо выступали, даже Усик смирно сидел на сцене и только мяукал, как будто его нарочно дрессировали мяукать.
Ваня
Читать дальше: Follow us: SkazkiVsem on Facebook
МАМИН ПРАЗДНИК
К Восьмому марта все ребята в нашем доме готовили подарки своим мамам, сёстрам и бабушкам. И вели себя хорошо.
И мы с Ваней тоже решили хорошо себя вести и сделать маме подарок, но так, чтобы она пока ничего не знала. Ваня сказал, что это называется «сюрприз».
Этот сюрприз мы долго придумывали и даже подрались немного, но не очень больно, а когда придумали, у меня уже была небольшая шишка на лбу. Это Ваня нечаянно стукнул меня тарелкой.
Мы приготовили такие подарки: куклу на чайник — я сшила ей новую юбку, — купили коробку с конфетами и обвязали её моей самой красивой лентой. А две конфеты мы попробовали, чтобы узнать, вкусно или нет.
Оказалось, очень вкусно. Ваня хотел ещё попробовать, но я не позволила.
Потом мы положили все подарки на стол и стали ждать, когда придёт мама…
И вдруг Чапка залаяла и стала «служить» на задних лапах. И тут сразу пришла мама, увидела подарки. Она очень обрадовалась, засмеялась, стала нас целовать и сказала, что мы необыкновенные дети и дорогие её Кнопки…
А что особенного? Мы самые обыкновенные, но лучше нашей мамы никого нет.
Маша
Февраль. ПРО «СНЕГУРОЧКИ» И СНЕЖИНКУ
Маша забыла сказать, что нам ещё подарили коньки «снегурочки» и мы уже научились кататься.
У нас во дворе сделали каток: расчистили снег на середине двора и всё время поливали и поливали водой. Вода замёрзла — и получился каток. Мы катаемся там каждый день. Я уже здорово научился кататься: сегодня упал только пять раз. А Маша гораздо хуже катается: хотя упала всего три раза, но разбила себе нос, а я нет.
Усик упал тоже три раза, потому что Маша держала его на руках: он ещё плохо ходит и поэтому катается с Машей.
Мама всё сердилась, что мы приходим все в снегу, с синяками, но папа не сердился и сказал, что надо заниматься спортом, и мы целые дни занимаемся.
А Чапка нас очень насмешила. Она не может кататься на коньках, и, чтобы ей не было скучно, мы вылепили из снега большую белую собаку и назвали её Снежинкой, а глупая Чапка её боится, всё время рычит и не хочет дружить со Снежинкой.
Ваня
Ход досуга:
Педагог: Добрый день! Какая сегодня хорошая погода. Светит солнышко, тепло. На деревьях слегка пожелтели листочки. Ребята, скажите, какое сейчас время года? Правильно, начало осени. А почему осень люди называют припасихой. Вы знаете? Правильно, люди запасают урожай на долгую зиму. Сегодня я познакомлю вас со сказкой «Бабушкин огород» и мы узнаем, что же росло у неё на огороде.
Все взрослые уехали в поле на уборку, нас оставили дома с бабушкой. А вы, ребята, идите в огород и собирайте овощи, — сказала нам бабушка. Мы взяли мешки и побежали в бабушкин огород. А Чапка и Усик за нами — помогать. Ребята, у меня на столе много разных предметов, посмотрите.
Я сейчас вам загадаю загадки, а вы должны отгадать, что это. Загадки
Сто одежек —
Все без застежек.
(Капуста)
В зелёной палатке
Колобки спят сладко.
Много круглых крошек.
Что это?
(Горошек)
Запеканки, драники,
Оладьи и пюре,
Зразы и вареники,
Печёнки в кожуре,
И отличную окрошку
Можно сделать из.
(Картошки)
Красна девица сидит в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)
В земле сидит дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
(Лук)
Фиолетовый кафтан
Носит овощ …
(Баклажан)
На грядочке зелёные,
А в баночке солёные.
(Огурцы)
Давайте поиграем в игру. Отберите со стола всё, что может расти на огороде.
Игра «Что растёт на огороде»
Педагог: Какие вы молодцы, отобрали все овощи в корзиночку! Продолжаем сказку. Чапка очень хорошо помогала Маше рыть картошку: она рыла землю всеми лапами и даже носом. Картошка так и летела, а Маша собирала её в мешок. А я пошёл дёргать морковку, хотя и не знал, какая она. И вышло: дёргаю морковку, а выдёргиваю то репу, то свёклу. Выдернул нечаянно даже огурцы и помидоры, а морковки только три штуки.
Педагог: Давайте немного отдохнем. вставайте со своих стульчиков и повторяйте за мной.
Физкультминутка «Урожай»
В огород пойдем, (идут по кругу, взявшись за руки)
Урожай соберем.
Мы морковки натаскаем («таскают»)
И картошки накопаем, («копают»)
Срежем мы кочан капусты («срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками)
Щавеля нарвем немножко («рвут»)
И вернемся по дорожке. (идут по кругу, взявшись за руки)
Педагог: Продолжаем сказку.
Я хотел заплакать, но бабушка сказала, что сразу всё не узнаешь, а когда сам посеешь и каждый кустик вырастишь, тогда ничего не перепутаешь. И ещё сказала, что на будущий год, когда я приеду к ней, то сам посажу и буду выращивать маленький огород. А Усик никому не помогал: он подружился с Чучелом Стёпой и не отходил от него. Ведь Чучело не может его тискать и дёргать за хвостик. Когда мама и папа вернулись с поля, бабушка нас очень хвалила : сказала, что мы будем хорошими ра-ботниками. А про огурцы и помидоры никто не узнал. Вечером мы все ели молодую картошку.
Педагог: Вот и закончилась наша сказка. А я сейчас проверю, как вы запомнили овощи, какие у них приметы и сможете вы отгадать овощи по описанию.
«Игра «Опиши, мы отгадаем»
1) Овощ жёлтого цвета, круглый, большой;
2) Овощ, из которого делают щи и солянку;
3) Овощ красного цвета, круглый, из него делают сок и салат, кладут в борщ.
Педагог: Сегодня мы повторили овощи, которые люди собирают на огороде. Вы все молодцы! А сейчас я вам даю картинки наших овощей, но у художника закончилась краска и овощи не разукрашены. Возьмите карандаши и сделайте овощи разноцветными.
ПРО АЙБОЛИТА И ЧАПКИН ПОРТРЕТ
Стало уже холодно, и мы немного простудились: и у меня и у Маши болело горло, и мы охрипли.
Мама не пустила нас в школу и позвала доктора. Мы испугались, но мама сказала, что доктор очень добрый и зовут его Айболит. Когда Айболит пришёл, мы уже лежали в кроватях, с градусниками.
Айболит оказался очень весёлый: всё время шутил и смеялся — мы его совсем не боялись и думали, что он нас пустит гулять. Айболит посмотрел на градусники и велел нам высунуть языки. Мы их не высунули, потому что мама запрещает показывать языки. Но тут мама сама позволила.
Айболит велел нам сказать: «А-а-а-а», и мы хором пели это «а-а-а-а». Потом он встал, спрятал молоток (им он нас всё время стукал) и сказал, что у нас одинаковая температура и одинаковая ангина, и велел нам лежать.
Мы лежали три дня, а когда встали, нас ещё не пустили в школу. Без школы нам стало очень скучно. Наш папа — художник, и мы решили тоже стать художниками: взяли папин мольберт и краски и стали рисовать портрет Чапки.
Умная Чапка смирно сидела всё время, пока мы её рисовали. Я рисовал, а Маша раскрашивала красками.
Пока мы рисовали, Усик залез в краски и стал весь разноцветный. Мы его вымыли, и он снова стал белым, а мы — разноцветными. Потом нас мыла мама, а папа сказал, что Чапка очень похожа на свой портрет.
На другой день мы пошли в школу.
Ваня
ПРО ЁЛКИ
Новый год у нас начался с ёлки… нет, с ёлок. Дома у нас очень красивая ёлка: на ней всякие игрушки, а наверху большая звезда. У всех знакомых ребят тоже хорошие ёлки. Большие ёлки мы видели на улицах и во дворах, но наша — самая красивая, хотя и не очень большая.
На Новый год нам подарили много игрушек: Ване — самосвал, мишку плюшевого; мне — куклу Катю и Петрушку, а нам вместе — книгу большую — «Круглый год». Чапка получила сто граммов конфет; она их съела сразу — хап, и нет! А Усику дали молока, но он его плохо пил, всё только фыркал и чихал. У него уже открылся левый глаз, и он как будто им всё время подмигивает. Мы были ещё на нескольких ёлках: на маминой службе и в папином клубе — там была самая большая. Но самая лучшая — наша.
Сегодня мы идём ещё на одну ёлку: к дяде Пете в автомобильный трест.
Там, говорят, вся ёлка увешана маленькими автомобильчиками. Их дарит всем детям настоящий Дед-Мороз. Этот Дед-Мороз ещё и шофёр и катает ребят в прозрачном автобусе.
Маша
Сказки, рекомендуемые к чтению с детьми в возрасте 3-5 лет:
Если у тебя есть волшебная палочка-выручалочка, все на свете можно сделать: и друга спасти, и злого волка прогнать. Только палка ли была волшебной? Или волшебство в другом: в доброте, бережливости и искреннем желании помочь?
Мешок яблок
Смеется ворона над зайцем — целый мешок яблок для зайчат набрал, да все по дороге раздарил. Откуда же знать глупой и злой птице, что у доброго и щедрого даже из пустого мешка может целая гора вкусной еды появиться! Потому что добро — оно всегда возвращается, да еще с прибавкой.
Раз, два — дружно!
Если друг попал в беду — помогай! Помогай, даже если затея кажется бесполезной, а сил не хватает. Обязательно найдутся те, кто поможет, и вместе вы: раз, два — дружно! — любую беду одолеете. А злые волки ни с чем останутся.
Разные колеса
Не бывает бесполезных вещей для того, у кого голова хорошо работает. Вот и мушка, лягушка, ежик и петушок из никому не нужных разных колес много полезных вещей сделать сумели — и прялочку, и тележку, и ворот для колодца. Главное — как следует подумать!
Елка
На носу Новый год, а елки у детей нет! Что делать? Отправить гонца-снеговика с письмом к Дедушке Морозу — чтобы прислал самую пушистую, самую душистую! Только успеет ли Снеговик все препятствия одолеть и принести ребятам лесную красавицу в срок, к празднику?
Дядя Миша
Почему медведь зимой в берлоге лапу сосет? Потому, что ни одно дело до конца довести не может! Морковку взялся рвать — да бросил, орехи собирал — бросил, рыбку ловил — бросил… Польстился на обещание легкой добычи — чуть-чуть собакам не попался! А потрудился бы немного — был бы сытый.
Живые грибы
Маленькая история-шутка о том, как мальчики грибы в лесу собирали. Нашли было холмик, весь грибами поросший — а холмик-то живым ежиком оказался.
Капризная кошка
Что ни сделай — капризуле все не хорошо будет! Уж какой красивый домик девочка для кошки нарисовала — а она недовольна. Или просто Бобика боится?
Мышонок и Карандаш
Влез как-то ночью на стол к мальчику Вове мышонок и задумал карандаш сгрызть. Да только карандаш-то хитрый попался — придумал, как мышонка напугать и гибели избежать!
Каждая из этих сказок — особенная, но многим они и похожи: ненавязчивой поучительностью, теплой иронией и непременным торжеством добра. Читайте их вместе с малышом — неспешно и вдумчиво, обсуждая сюжетные повороты, поступки героев. Такое чтение станет одновременно и увлекательным развивающим занятием, и моментом теплого, искреннего общения, так необходимого малышу. Пример такой беседы можно найти в следующей статье — в ней мы вместе прочитаем сказку «Палочка-выручалочка» и подумаем, о чем можно поговорить с малышом после прочтения.
Алена Волкова, ваш консультант по развитию детской речи.