Рассказы и сказки владимира сутеева

Рассказы и сказки владимира сутеева

МКУК ЦБС города Челябинска — Сутеев В.Г.

Литературное досье в помощь профессионалам

Писатели от А до Я. Юбиляры 2018 года

5 июля – 115 лет со дня рождениярусского писателя, художника-иллюстратораВладимира Григорьевича Сутеева (1903-1993)

Примерные названия выставок (страничка юбиляра, выставка-полемика, бенефис книги):

  1. «Добрый волшебник Владимир Сутеев»
  2. «Лукошко сказок В. Г. Сутеева
  3. «Свет и добро сказок Владимира Сутеева»

Примерные формы работы:

  1. Мастерская радости «По сказкам В. Г. Сутеева»
  2. Урок-беседа «Веселый художник и писатель»
  3. «Литературное лото» по сказкам В.Г. Сутеева
  4. Творческий портрет «Любимый детский художник-иллюстратор»
  5. «Литературное путешествие по сказкам Сутеева»
  6. Творческая мастерская «Пусть краски сказки оживят»

Список произведений Владимира Григорьевича Сутеева:

  1. Сутеев, В. Г. Живые грибы: / В. Сутеев; . – Москва: Планета детства: АСТ: Астрель, 2001. – 16 с.: цв.ил.
  2. Сутеев, В. Г. Самые любимые сказки / В. Сутеев; рис. авт. – Москва: АСТ: Астрель, 2010. – 96 с.: цв.ил.
  3. Сутеев, В. Г. Сказки-картинки: сказки и рассказы / В. Г. Сутеев; рис. авт. – Москва: АСТ, 2012. – 192 с.: цв.ил.

Где взять прочитать эти и многие другие произведения Владимира Григорьевича Сутеева смотрите на нашем сайте: http://ec.chelib.ru:8080

Биография Владимира Григорьевича Сутеева:

  1. Маршак, И. 7 лучших мультфильмов по сценариям Владимира Сутеева // Вечерняя Москва. – 5. 06. 2013. – Режим доступа: http://vm.ru/news/2013/07/04/7-luchshih-multfilmov-po-stsenariyam-vladimira-suteeva-203627.html.
  2. Перкова, Т. «Я счастлив, что посвятил себя детям» / Т. Перкова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 8. – С. 58-63: ил.
  3. Родоначальник детской советской анимации / Музей кино. – Режим доступа: http://www.museikino.ru/media_center/114-let-so-dnya-rozhdeniya-vladimira-suteeva.
  4. Федосова, Т. В. Г. Сутеев – художник и автор сказок / Т. Федосова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 7. – С. 33-40: рис.

Сценарии массовых мероприятий:

  1. Артюх, Е. Владимир Сутеев – человек с секретом / Елена Артюх; рис. Олега Краморенко // Миша. – 2016. – № 5. – С. 12-13: рис.
  2. Громова, Н. В. Сторисек по сказке Владимира Сутеева «Мешок яблок» для детей старшего дошкольного возраста / БУ «Детско-юношеская библиотека» Минкультуры Чувашии. – Режим доступа: http://www.nbchr.ru/pdf/storysec.pdf.
  3. Вдовина, И. Э. «Сказки о животных»: В. Г. Сутеев «Палочка-выручалочка»: урок литературного слушания. I класс / И. Э. Вдовина // Начальная школа. – 2012. – № 8. – (Библиотечка учителя. – 2012. – № 8. – С. 2-5).
  4. Ильючик, М. Н. Авторские сказки: В. Г. Сутеев «Палочка-выручалочка»: урок литературного слушания. I класс / М. Н. Ильючик // Начальная школа. – 2012. – № 8. – (Библиотечка учителя. – 2012. – № 8. – С. 6-8).
  5. Колесникова, В. «Можно сказку начинать!»: театрализованная игра / В. Колесникова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 8. – С. 64-67: ил.
  6. Кто сказал «Мяу»? : мини-кроссворд / кроссворд составил Илья Луховицкий // Читайка. – 2013. – № 7. – С. 4 : ил.
  7. Никифорова, Э. А. Путешествие по произведениям В. Г. Сутеева / Никифорова Эльза Аркадьевна. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/519312.
  8. Туловьева, А. В. Чей сегодня день рождения? / А. В. Туловьева // Игровая библиотека. – 2015. – № 2. – С. 70-81: ил.

Материалы к оформлению:

1. Владимир Сутеев

2. Владимир Сутеев

3. Владимир Сутеев, иллюстрация к сказке «Палочка-выручалочка»

4. Владимир Сутеев, иллюстрация к сказке «Под грибом»

Ольга Вчерашняя

Подробности

03 мая 2018 года в 16:57

Июнь. Как я ловил рыбу

           В июне мы поехали к бабушке в деревню и взяли с собой Чапку и Усика.

Нам всем купили билеты, а Чапке — собачий билет. Усик ехал бесплатно, и папа сказал, что Усик «едет зайцем». Не понимаю, как может котёнок ехать зайцем?

Вечером мы приехали к бабушке, а утром уже пошли на речку — ловить рыбу. Сначала мы с Чапкой копали червяков: Чапка рыла ногами землю, а я собирал червяков в баночку. Маша их не собирала: она боялась червяков, хотя они совсем не кусаются.

Потом пошли искать место на речке. Я нёс удочки, Чапка — баночку с червяками, а Маша и Усик — ничего.

Мы сели на берегу, и я стал насаживать червяка на крючок. Маша червяков не насаживала: ей жалко их.

Я закинул удочку и стал ждать, когда поймается рыба, но рыба не ловилась, потому что Маша скучала и всё время громко пела. Когда она перестала петь, я сразу поймал не очень большую рыбу, но она соскочила с крючка и уплыла с моим червяком во рту. 

Потом Маша опять пела, и рыба опять не ловилась, а когда Маша ушла собирать цветы, я вдруг поймал три рыбки и лягушку.

Но тут из камыша вылетела большая утка, а за ней выскочила наша Чапка. Мы и не знали, что Чапка — охотничья собака!

Пока я смотрел на Чапку, Усик поймал три рыбки из моей банки, и мы вернулись домой с одной лягушкой.

Лягушку я выпустил в сад.

Машу и Усика я больше не возьму с собой ловить рыбу!

 Ваня

МЫ УЖЕ В ШКОЛЕ

Вчера мы в первый раз были в школе.

Ещё раньше нам купили книжки, тетрадки, карандаши, перья и новые сумки, которые очень вкусно пахли кожей. Мама сшила мне коричневое платье и два передника — чёрный и белый.

А Ване купили школьную форму, пояс и фуражку с золотым значком. Ваня очень гордился фуражкой и дразнил меня — говорил, что девочкам нельзя ходить в фуражках.

Когда мы стали всё примерять, оказалось, что Ваня очень маленький. Он всё время наступал себе на брюки и даже два раза упал. Папа сказал: «Это ничего, Ваня скоро привыкнет к брюкам. Он и сейчас уже похож на взрослого мужчину».

Ваня обрадовался, хотел заговорить басом, но не смог. А мама взяла иголку, всё подшила и всё сделала впору.

Мы взяли книжки, букет цветов и пошли в школу. Букет мы подарили учительнице. Учительница спросила, умеем ли мы читать. Мы сказали, что умеем даже писать печатными буквами.

Нас посадили за одну парту, и тут Ваня заявил, что не хочет со мной сидеть и что я ему дома надоела, но учительница велела ему сидеть.

В школе я подружилась с двумя девочками, а Ваня уже подрался с одним мальчиком.

И все ребята зовут нас Кнопками. Откуда они узнали, что мы — Кнопки?

Когда мы пришли из школы домой, то стали заниматься с Чапкой и Усиком.

Я задала Чапке такую задачу: «Сколько будет 2 и 2?» Чапка подумала и пролаяла восемь раз. Это она два раза лаяла ответ.

Ваня показывал Усику буквы, но ничего не вышло. Усик сначала молчал, потом сказал: «Мяу», и убежал.

Маша

Апрель. Как зима кончилась

       Началась весна.

Мы хотели идти гулять без пальто, но нам без пальто не разрешили. Тогда мы оба громко заплакали, и нам позволили идти в летних пальто.

Наверно, мы всё-таки мало и тихо плакали; если бы я поплакал ещё часик — меня пустили бы без пальто, но я испугался, что могут совсем не пустить.

На улице погода была очень хорошая: солнце светило и снег таял. Везде текла вода. Мы прорыли канавку, и вода громко зажурчала и потекла по каналу.

Из дома я принёс деревянный пароходик — я его сам сделал — и привязал к нему доски — баржи. Пароходик вёл их по каналу на буксире, а я всё время гудел, как настоящий пароход. 

На одну баржу я посадил пластмассового утёнка. Маша сказала, что утёнок сам должен плавать, но я объяснил ей, что, во-первых, он дырявый и может утонуть и, во-вторых, он капитан каравана судов, и прочёл ей наизусть стихи Маршака: 

Ведёт кораблик Утка,

Испытанный моряк.

— Земля! — сказала Утка. —

Причаливайте. Кряк! 

Я хотел прокатить по каналу и Усика, но он стал шипеть, царапаться и вырываться и не захотел плавать.

А Маша катала лодку с парусом; она у неё всё время переворачивалась.

Наверно, ветер был не попутный.

Ваня 

Июль. Мы в лесу

                 У нас в лесу вдруг появилось много грибов и ягод, и мы пошли их собирать.

Ваня всё смеялся и говорил, что собирать грибы — это очень просто, и собирал все грибы, которые ему попадались. А попадались ему всякие поганки и мухоморы, и он совсем не находил хороших грибов. Малину Ваня тоже не собирал — он всё съедал, прямо с кустов.

А я искала грибы, как учила меня бабушка: заглядывала под ёлочки — там растут белые грибы и рыжики. Красные подосиновики я искала в траве под небольшими осинами, а подберёзовики — прямо на полянках.

Скоро я собрала целую корзинку грибов. Усик в лесу познакомился с лягушкой: сначала испугался, потом — ничего, а лягушка сначала — ничего, потом испугалась и ускакала.

С Чапкой была целая история: она нашла два белых гриба, залаяла, а грибы вдруг сами побежали в лес! Чапка — за ними, а мы — за Чапкой! Когда мы догнали грибы, то увидели ёжика: он наколол себе на спину два белых гриба и нёс их домой своим ежатам.

Мы не тронули ёжика с грибами и пошли домой. По дороге я загадала Ване загадку, которую сама придумала:

 Стоит в красной шапке

На одной ноге,

Никуда не идёт.

Кто такой?

 А Ваня говорит: «Это ты. Промочила одну ногу и боишься идти домой».

Я ему сказала: «Какой ты глупый! Это гриб!» Но он не согласился. А в это время мы уже пришли домой.

 Маша 

Декабрь. Мы- артисты

           Этот год скоро кончается, и нас отпустили на каникулы.

Когда мы показали маме и папе наши табеля, то они увидели, что отметки у нас одинаковые: все пятёрки.

Папа и мама обрадовались и разрешили нам выступать в школе в самодеятельности. А мы уже давно готовили наши номера.

Маша репетировала танец: всё время заводила одну пластинку и под музыку красиво дрыгала ногами и махала руками.

Я так устал от её танцев, что еле-еле успел приготовить свой номер. Мы недавно видели в цирке укротителя животных, и я тоже решил выступить в роли укротителя и стал дрессировать Чапку и Усика.

Усик теперь очень вырос, стал красивым, настоящим котом, но он совсем не слушался меня, а всё мяукал и царапался.

Чапка слушалась очень хорошо и всё делала, что я ей велел: лаяла, ходила на задних лапах, ложилась и здорово прыгала через обруч с натянутой бумагой. Мы очень много изорвали папиных газет, пока я дрессировал Чапку.

На репетициях всё было хорошо, но, когда мы пошли выступать в школу, Маша испугалась.

Я сказал ей, что она очень хорошо танцует и ей нечего бояться. Она перестала бояться и на сцене танцевала лучше, чем дома. Ей долго хлопали, а она спряталась за занавесом и стеснялась выходить. Но когда объявили наш номер, я вдруг тоже испугался. Меня нашли под сценой, успокоили, но тут вдруг испугалась Чапка: стала выть, легла на пол, и я никак не мог её успокоить.

Через полчаса мы оба успокоились, и, когда вышли на сцену, нам тоже очень много хлопали. Мы очень хорошо выступали, даже Усик смирно сидел на сцене и только мяукал, как будто его нарочно дрессировали мяукать.

 Ваня 

Читать дальше: Follow us: SkazkiVsem on Facebook

МАМИН ПРАЗДНИК

К Восьмому марта все ребята в нашем доме готовили подарки своим мамам, сёстрам и бабушкам. И вели себя хорошо.

И мы с Ваней тоже решили хорошо себя вести и сделать маме подарок, но так, чтобы она пока ничего не знала. Ваня сказал, что это называется «сюрприз».

Этот сюрприз мы долго придумывали и даже подрались немного, но не очень больно, а когда придумали, у меня уже была небольшая шишка на лбу. Это Ваня нечаянно стукнул меня тарелкой.

Мы приготовили такие подарки: куклу на чайник — я сшила ей новую юбку, — купили коробку с конфетами и обвязали её моей самой красивой лентой. А две конфеты мы попробовали, чтобы узнать, вкусно или нет.

Оказалось, очень вкусно. Ваня хотел ещё попробовать, но я не позволила.

Потом мы положили все подарки на стол и стали ждать, когда придёт мама…

И вдруг Чапка залаяла и стала «служить» на задних лапах. И тут сразу пришла мама, увидела подарки. Она очень обрадовалась, засмеялась, стала нас целовать и сказала, что мы необыкновенные дети и дорогие её Кнопки…

А что особенного? Мы самые обыкновенные, но лучше нашей мамы никого нет.

Маша

Февраль. ПРО «СНЕГУРОЧКИ» И СНЕЖИНКУ

       Маша забыла сказать, что нам ещё подарили коньки «снегурочки» и мы уже научились кататься.

У нас во дворе сделали каток: расчистили снег на середине двора и всё время поливали и поливали водой. Вода замёрзла — и получился каток. Мы катаемся там каждый день. Я уже здорово научился кататься: сегодня упал только пять раз. А Маша гораздо хуже катается: хотя упала всего три раза, но разбила себе нос, а я нет.

Усик упал тоже три раза, потому что Маша держала его на руках: он ещё плохо ходит и поэтому катается с Машей.

Мама всё сердилась, что мы приходим все в снегу, с синяками, но папа не сердился и сказал, что надо заниматься спортом, и мы целые дни занимаемся.

А Чапка нас очень насмешила. Она не может кататься на коньках, и, чтобы ей не было скучно, мы вылепили из снега большую белую собаку и назвали её Снежинкой, а глупая Чапка её боится, всё время рычит и не хочет дружить со Снежинкой.

Ваня 

Ход досуга:

Педагог: Добрый день! Какая сегодня хорошая погода. Светит солнышко, тепло. На деревьях слегка пожелтели листочки. Ребята, скажите, какое сейчас время года? Правильно, начало осени. А почему осень люди называют припасихой. Вы знаете? Правильно, люди запасают урожай на долгую зиму. Сегодня я познакомлю вас со сказкой «Бабушкин огород» и мы узнаем, что же росло у неё на огороде.

Все взрослые уехали в поле на уборку, нас оставили дома с бабушкой. А вы, ребята, идите в огород и собирайте овощи, — сказала нам бабушка. Мы взяли мешки и побежали в бабушкин огород. А Чапка и Усик за нами — помогать. Ребята, у меня на столе много разных предметов, посмотрите.

Я сейчас вам загадаю загадки, а вы должны отгадать, что это. Загадки

Сто одежек —

Все без застежек.

(Капуста)

В зелёной палатке

Колобки спят сладко.

Много круглых крошек.

Что это?

(Горошек)

Запеканки, драники,

Оладьи и пюре,

Зразы и вареники,

Печёнки в кожуре,

И отличную окрошку

Можно сделать из.

(Картошки)

Красна девица сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

В земле сидит дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает.

(Лук)

Фиолетовый кафтан

Носит овощ …

(Баклажан)

На грядочке зелёные,

А в баночке солёные.

(Огурцы)

Давайте поиграем в игру. Отберите со стола всё, что может расти на огороде.

Игра «Что растёт на огороде»

Педагог: Какие вы молодцы, отобрали все овощи в корзиночку! Продолжаем сказку. Чапка очень хорошо помогала Маше рыть картошку: она рыла землю всеми лапами и даже носом. Картошка так и летела, а Маша собирала её в мешок. А я пошёл дёргать морковку, хотя и не знал, какая она. И вышло: дёргаю морковку, а выдёргиваю то репу, то свёклу. Выдернул нечаянно даже огурцы и помидоры, а морковки только три штуки.

Педагог: Давайте немного отдохнем. вставайте со своих стульчиков и повторяйте за мной.

Физкультминутка «Урожай»

В огород пойдем, (идут по кругу, взявшись за руки)

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем («таскают»)

И картошки накопаем, («копают»)

Срежем мы кочан капусты («срезают»)

Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками)

Щавеля нарвем немножко («рвут»)

И вернемся по дорожке. (идут по кругу, взявшись за руки)

Педагог: Продолжаем сказку.

Я хотел заплакать, но бабушка сказала, что сразу всё не узнаешь, а когда сам посеешь и каждый кустик вырастишь, тогда ничего не перепутаешь. И ещё сказала, что на будущий год, когда я приеду к ней, то сам посажу и буду выращивать маленький огород. А Усик никому не помогал: он подружился с Чучелом Стёпой и не отходил от него. Ведь Чучело не может его тискать и дёргать за хвостик. Когда мама и папа вернулись с поля, бабушка нас очень хвалила : сказала, что мы будем хорошими ра-ботниками. А про огурцы и помидоры никто не узнал. Вечером мы все ели молодую картошку.

Педагог: Вот и закончилась наша сказка. А я сейчас проверю, как вы запомнили овощи, какие у них приметы и сможете вы отгадать овощи по описанию.

«Игра «Опиши, мы отгадаем»

1) Овощ жёлтого цвета, круглый, большой;

2) Овощ, из которого делают щи и солянку;

3) Овощ красного цвета, круглый, из него делают сок и салат, кладут в борщ.

Педагог: Сегодня мы повторили овощи, которые люди собирают на огороде. Вы все молодцы! А сейчас я вам даю картинки наших овощей, но у художника закончилась краска и овощи не разукрашены. Возьмите карандаши и сделайте овощи разноцветными.

ПРО АЙБОЛИТА И ЧАПКИН ПОРТРЕТ

Стало уже холодно, и мы немного простудились: и у меня и у Маши болело горло, и мы охрипли.

Мама не пустила нас в школу и позвала доктора. Мы испугались, но мама сказала, что доктор очень добрый и зовут его Айболит. Когда Айболит пришёл, мы уже лежали в кроватях, с градусниками.

Айболит оказался очень весёлый: всё время шутил и смеялся — мы его совсем не боялись и думали, что он нас пустит гулять. Айболит посмотрел на градусники и велел нам высунуть языки. Мы их не высунули, потому что мама запрещает показывать языки. Но тут мама сама позволила.

Айболит велел нам сказать: «А-а-а-а», и мы хором пели это «а-а-а-а». Потом он встал, спрятал молоток (им он нас всё время стукал) и сказал, что у нас одинаковая температура и одинаковая ангина, и велел нам лежать.

Мы лежали три дня, а когда встали, нас ещё не пустили в школу. Без школы нам стало очень скучно. Наш папа — художник, и мы решили тоже стать художниками: взяли папин мольберт и краски и стали рисовать портрет Чапки.

Умная Чапка смирно сидела всё время, пока мы её рисовали. Я рисовал, а Маша раскрашивала красками.

Пока мы рисовали, Усик залез в краски и стал весь разноцветный. Мы его вымыли, и он снова стал белым, а мы — разноцветными. Потом нас мыла мама, а папа сказал, что Чапка очень похожа на свой портрет.

На другой день мы пошли в школу.

Ваня

ПРО ЁЛКИ

Новый год у нас начался с ёлки… нет, с ёлок. Дома у нас очень красивая ёлка: на ней всякие игрушки, а наверху большая звезда. У всех знакомых ребят тоже хорошие ёлки. Большие ёлки мы видели на улицах и во дворах, но наша — самая красивая, хотя и не очень большая.

На Новый год нам подарили много игрушек: Ване — самосвал, мишку плюшевого; мне — куклу Катю и Петрушку, а нам вместе — книгу большую — «Круглый год». Чапка получила сто граммов конфет; она их съела сразу — хап, и нет! А Усику дали молока, но он его плохо пил, всё только фыркал и чихал. У него уже открылся левый глаз, и он как будто им всё время подмигивает. Мы были ещё на нескольких ёлках: на маминой службе и в папином клубе — там была самая большая. Но самая лучшая — наша.

Сегодня мы идём ещё на одну ёлку: к дяде Пете в автомобильный трест.

Там, говорят, вся ёлка увешана маленькими автомобильчиками. Их дарит всем детям настоящий Дед-Мороз. Этот Дед-Мороз ещё и шофёр и катает ребят в прозрачном автобусе.

Маша

Сказки, рекомендуемые к чтению с детьми в возрасте 3-5 лет:

Если у тебя есть волшебная палочка-выручалочка, все на свете можно сделать: и друга спасти, и злого волка прогнать. Только палка ли была волшебной? Или волшебство в другом: в доброте, бережливости и искреннем желании помочь?

 
 
 
 
 Мешок яблок

Смеется ворона над зайцем — целый мешок яблок для зайчат набрал, да все по дороге раздарил. Откуда же знать глупой и злой птице, что у доброго и щедрого даже из пустого мешка может целая гора вкусной еды появиться! Потому что добро — оно всегда возвращается, да еще с прибавкой.

Раз, два — дружно!

Если друг попал в беду — помогай! Помогай, даже если затея кажется бесполезной, а сил не хватает. Обязательно найдутся те, кто поможет, и вместе вы: раз, два — дружно! — любую беду одолеете. А злые волки ни с чем останутся.

Разные колеса

Не бывает бесполезных вещей для того, у кого голова хорошо работает. Вот и мушка, лягушка, ежик и петушок из никому не нужных разных колес много полезных вещей сделать сумели — и прялочку, и тележку, и ворот для колодца. Главное — как следует подумать!

 
 
 
 Елка

На носу Новый год, а елки у детей нет! Что делать? Отправить гонца-снеговика с письмом к Дедушке Морозу — чтобы прислал самую пушистую, самую душистую! Только успеет ли Снеговик все препятствия одолеть и принести ребятам лесную красавицу в срок, к празднику?

Дядя Миша

Почему медведь зимой в берлоге лапу сосет? Потому, что ни одно дело до конца довести не может! Морковку взялся рвать — да бросил, орехи собирал — бросил, рыбку ловил — бросил… Польстился на обещание легкой добычи — чуть-чуть собакам не попался! А потрудился бы немного — был бы сытый.

Живые грибы

Маленькая история-шутка о том, как мальчики грибы в лесу собирали. Нашли было холмик, весь грибами поросший — а холмик-то живым ежиком оказался.

Капризная кошка

Что ни сделай — капризуле все не хорошо будет! Уж какой красивый домик девочка для кошки нарисовала — а она недовольна. Или просто Бобика боится?

Мышонок и Карандаш

Влез как-то ночью на стол к мальчику Вове мышонок и задумал карандаш сгрызть. Да только карандаш-то хитрый попался — придумал, как мышонка напугать и гибели избежать!

Каждая из этих сказок — особенная, но многим они и похожи: ненавязчивой поучительностью, теплой иронией и непременным торжеством добра. Читайте их вместе с малышом — неспешно и вдумчиво, обсуждая сюжетные повороты, поступки героев. Такое чтение станет одновременно и увлекательным развивающим занятием, и моментом теплого, искреннего общения, так необходимого малышу. Пример такой беседы можно найти в следующей статье — в ней мы вместе прочитаем сказку «Палочка-выручалочка» и подумаем, о чем можно поговорить с малышом после прочтения.

Алена Волкова, ваш консультант по развитию детской речи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: