Как страх становится фобией
Страх — одна из базовых эмоций человека. Он возникает в ответ на какую-то опасность, реальную или мнимую. Такая реакция была необходима нашим предкам для выживания: окружающий их мир был полон всевозможных угроз и опасных вызовов. Наш мозг склонен переоценивать опасность: в самом деле лучше принять камень за медведя и избежать столкновения с хищником, чем принять медведя за камень и погибнуть. Сегодня опасных ситуаций в нашей жизни становится все меньше, но реагируем на них мы точно так же, как и тысячи лет назад.
У детей за счет большей подвижности психики и меньшего жизненного опыта практически любой негативный жизненный опыт может перерасти в фобию — гипертрофированную форму страха. Чтобы фобия появилась во взрослом возрасте, необходимо довольно сильное травмирующее воздействие. В детском возрасте все иначе: всего одна агрессивно настроенная собака может стать причиной кинофобии, панического страха перед этими животными.
В основе развития детских страхов лежат:
- Физиология. Реакция на опасность зависит от особенностей строения мозга и гормональной системы. Чем сильнее организм реагирует на опасные ситуации, тем сильнее страх и выше вероятность развития фобий. Стоит отметить, что чисто физиологические причины редко становятся причиной сильных страхов. На них всегда накладываются другие факторы.
- Семья. Отношения с родителями напрямую влияют на возникновение фобий. Если мы сами постоянно тревожимся, беспокоимся по любому поводу и остро реагируем на любую опасную ситуацию, ребенок перенимает нашу манеру поведения. Когда мы постоянно говорим сыну или дочери об окружающих его опасностях, он начинает считать окружающий мир небезопасным и боится всего, чего только можно. Также на тревожность одинаково влияют как гиперопека и сильные реакции родителей, когда мы все делаем за ребенка, так и дефицит общения и ровное отношение к любой опасности.
- Психология. На формирование фобий влияют и особенности психики ребенка. Если ребенок высокочувствительный, принимает все близко к сердцу и у него хорошо развита фантазия и воображение, риск развития фобий увеличивается.
Если не работать с детскими страхами, во взрослом возрасте они могут обернуться самыми неожиданными проблемами.
Как помочь пережить детские страхи?
- Сказкотерапия: расскажите ребенку историю о сказочном герое, который боялся, но смог победить предмет своего страха и сам страх. Не проводите параллелей с ребенком, вам нужно «попасть в точку» случайно.
- Метод «хорошее в плохом» отлично работает против страха смерти. Поищите хорошее в неприятностях вместе с ребенком: «помнишь, как мы опоздали в кино? Но зато мы тогда здорово погуляли в парке, собирали осенние листья». Ребенок научится видеть не только «черные полосы».
- Нарисуйте страх и вместе «победите» рисунок. Если ребенок боится «монстров» или «чудищ», визуализируйте этот страх и вместе порвите рисунок.
- Открывайте ребенку мир с положительной стороны. Если он стал свидетелем кражи, скажите, что такое, увы, случается, но есть и доблестные полицейские, которые задержат грабителя и вернут пострадавшему сумку и т.д.
- Хорошим методом борьбы с детскими страхами считается арт-терапия.
- Дайте ребенку самостоятельность, но будьте рядом, чтобы помочь ему и поговорить по душам. Избыток опеки, как и нехватка внимания негативно сказываются на способности ребенка бороться со страхами.
Если преодолеть страхи самостоятельно не получается, а активная фаза боязни темноты или болезней длится дольше трех или четырех недель, на помощь может придти детский психолог, который поможет вместе проработать страх, победить его и не «унести» с собой во взрослую жизнь.
- Адаптация к детскому саду — как помочь малышу?
- Погодки: кризис трех лет
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Наши читатели уже 18 лет поддерживают «Правмир». Благодаря этому вышел материал, который сейчас перед Вами.
И поскольку Вы здесь, у нас есть небольшая просьба: подпишитесь на посильное регулярное пожертвование
Даже маленький вклад — это возможность и дальше рассказывать о том, что важно для каждого человека.. Поддержите «Правмир» сейчас.. Поддержите «Правмир» сейчас
Поддержите «Правмир» сейчас.
ПОДДЕРЖАТЬ
Спасибо, что дочитали до конца! Наши корреспонденты, фотографы и редакторы работают благодаря поддержке наших читателей.
«Правмир» 18 лет рассказывает о людях и проблемах, которые волнуют каждого из нас. Даже небольшое регулярное пожертвование — это новые истории, которые помогают людям.
Сейчас ваша помощь особенно нужна.
ПОМОЧЬ
Как проявляются страхи
Когда разговор заходит о детских страхах, многие представляют молчаливого, нерешительного ребенка. Но дети (как, впрочем, и взрослые) переживают страхи по-разному. У кого-то они проявляются через агрессию, а у кого-то — через нарочитое веселье и болтливость.
Чтобы понять, что делать со страхами и как их определить, чтобы помочь ребенку не бояться, родителям стоит обращать внимание на признаки тревожности и стресса
Внезапное изменение поведения — ребенок становится задумчивым, капризным или, напротив, много смеется и не может перестать (важно не само поведение, а его нетипичность).
Проблемы с памятью, концентрацией — невозможность сосредоточиться, все дела бросаются на полпути, не интересуют привычные занятия.
Появление навязчивых «ритуалов» — например, ребенок должен обязательно 3 раза обойти вокруг скамейки во дворе, и если ему запретили это сделать, начинается истерика.
Долгое засыпание, плохой сон с частыми пробуждениями всегда говорит о стрессе, даже если при этом не снятся кошмары.
Вредные привычки — такие, как вырывание волос или обгрызание ногтей, также стоит относить к признакам хронического стресса.
Стремление ломать игрушки, отрывать от них части (не путайте с естественным любопытством и желанием узнать, как устроена игрушка внутри).
Если ребенок жесток с животными
Дети старше 3 лет понимают, что их действия могут причинить боль. Если они продолжают дергать за хвост кота, мучать собаку, хомяка или других животных — чаще всего это говорит о сильном нервном напряжении, которое ребенок по каким-то причинам подавляет. Наказания и лекции о том, «как надо себя вести», не помогут.
Коррекция детских страхов
- Арт-терапия помогает скорректировать многие детские страхи. Рисование страха имеет смысл применять, когда он был порожден воображением, а также давних страхов, которые были вызваны пережитой отрицательной ситуацией. Предложите ребенку нарисовать то, что его пугает. Затем поговорите об этом рисунке.
- Сказкотерапия. Эта методика предполагает чтение ребенку специальных сказок. Они подаются таким образом, чтобы кроха чувствовал себя храбрым.
- Игротерапия. Игра – эффективный способ борьбы со страхами. Во время игры дети становятся раскованней, они увлечены игрой и тогда страх становится не так ярко выраженным и с ним легче бороться.
Природа детских страхов
Ответить на вопрос: «Откуда берутся детские страхи?» очень сложно, потому что страхи появляются у малышей в самом раннем возрасте. Причиной детских страхов может стать: неожиданная встреча на улице с большой собакой, собственные фантазии, взаимоотношения с другими детьми и даже поведение родителей и родственников. Кроме того, нельзя списывать со счетов характер ребенка: кто-то из нас от природы более пуглив, а кто-то не боится вообще ничего
Но всегда важно помнить, что страх — нормальная эмоция, необходимая для развития человека. Давайте подробнее поговорим про детские страхи.. Психологи делят детские страхи на три категории.
Психологи делят детские страхи на три категории.
Сверхценные. К ним относятся тревоги, созданные воображением ребенка, например страх темноты или одиночества.
Навязчивые. Эти страхи проявляются в конкретных ситуациях — например, в поликлинике (боязнь врачей) или на колесе обозрения (страх высоты).
Бредовые. Эти страхи не подчиняются логическому объяснению: так, малыш может панически бояться завязывать шнурки или каких-то фруктов.
Кроме того, при некоторых обстоятельствах детские страхи усиливаются и множатся.
Вот список самых распространенных «факторов страха»:
- Гнев и угрозы по отношению к ребенку;
- Внушения со стороны взрослых (малыша предупреждают об опасностях, которые он еще не осознает);
- Внушения со стороны детей (сверстники делятся с ребенком своими страхами, и он начинает бояться с ними за компанию);
- Диагностированный невроз;
- Конфликты в семье;
- Обиды со стороны сверстников;
- Плохие жилищные условия;
- Количество детей в семье — чем больше братьев и сестер, тем меньше
- Возраст родителей — чем старше мама и папа, тем более беспокойный ребенок;
- Пол малыша: девочки боятся больше, чем мальчики.
Простые советы по созданию безопасной обстановки в семье
Не акцентируйте внимание на негативе («будешь плохо учиться — станешь дворником»), вместо этого найдите позитивные стимулы («хорошо закончишь школу — сможешь научиться строить самолеты, это очень интересно»).
Избегайте выяснений отношений при ребенке, особенно на повышенных тонах. Для маленьких детей ссора родителей — настоящая трагедия. У подростка же таким образом легко потерять авторитет
У подростка же таким образом легко потерять авторитет.
Не стыдите ребенка за страх — это еще больше усилит эмоциональную нагрузку. Ищите способы преодолеть травмирующую ситуацию в безопасных условиях (например, если ребенок боится публичных выступлений, можно тренироваться дома и перед родственниками).
С ранних лет вводите в жизнь детей элементы самостоятельности. Не ожидайте, что умение принимать решения и терпеливо работать над задачами придет само.
Если ребенок рассказывает о неприятных событиях в школе или о своих промахах, не спешите дать оценку ситуации и совет — расспросите обо всем подробнее, позвольте выговориться, проявите сочувствие и понимание.
Справиться с ночными страхами помогает установленный режим дня, в котором есть место спорту и прогулкам на свежем воздухе. Движение и спорт помогают снизить уровень гормона стресса — кортизола. Для хорошего крепкого сна:
|
Как помочь ребенку пережить страх
Самое важное, что нам нужно понять: детские страхи — это серьезно, поэтому мы не должны от них отмахиваться и ждать, когда они пройдут сами. Особенно важно поддерживать ребенка, если он пережил какое-то травмирующее событие, например, смерть близкого родственника, серьезную болезнь, травлю или любое другое событие, которое произвело на него сильное негативное впечатление. Что делать, чтобы страх не превратился в фобию:
Что делать, чтобы страх не превратился в фобию:
Обсудить, чего на самом деле боится ребенок. Детям бывает очень сложно разобраться в своих эмоциях и причинах, которые их вызвали. Это задача родителя — научить ребенка разбираться в себе и лучше понимать себя. Читайте вместе книги и используйте специальные игры, которые помогают развивать эмоциональный интеллект. Например, после просмотра мультика, вы можете обсудить, какие эмоции испытывают те или иные персонажи в разных ситуациях, и придумать,как лучше и безопаснее выражать их.
Придумать ритуалы для преодоления со страхами. Подумайте, какое действие или предмет могут успокоить ребенка и придать ему уверенности в себе. Так,чтобы побороть страх темноты можно использовать специальные светящиеся фигурки или красивый ночник. Не бояться насекомых или пауков, поможет более близкое знакомство с ними: найдите фильмы или книги, где главным героем выступает жук или паук, изучайте вместе биологию, смотрите научно-популярные фильмы для детей. Преодолеть страх быть отвергнутым поможет поиск группы по интересам. Это может быть компания во дворе, группа на кружку или дети ваших друзей
Важно, чтобы у ребенка было несколько кругов общения, чтобы выпадение из одного из них не стало трагедией. Также бороться со страхами помогают небольшие амулеты и игрушки. Победить монстров под кроватью может любимый плюшевый мишка, а не бояться летать — специальный амулет храбрости
Им может стать любая безделушка
Победить монстров под кроватью может любимый плюшевый мишка, а не бояться летать — специальный амулет храбрости. Им может стать любая безделушка.
Разобраться в себе и наладить обстановку в семье. Часто детские страхи становятся естественным продолжением страхов родителей. Если вы в ужасе отскакиваете от паука или бессознательно сжимаете руку ребенка, когда переходите улицу или видите врача, он тоже может начать бояться врачей и пауков. Не получается проработать страхи самостоятельно? Обратитесь к психологу. Он поможет найти причины страхов и подскажет, как работать с ними. То же самое касается и обстановки в семье. Нам кажется, что ребенок ничего не замечает, но дети очень остро реагируют на любые проблемы в семье. Чем спокойнее и доброжелательнее обстановка в семье, тем меньше причин для беспокойства. Если в семье есть проблемы, лучше не скрывать их от ребенка и не делать вид, что все хорошо. Он потом все равно о них узнает. Придумайте, как объяснить ребенку в простых и понятных для него образах, что происходит в вашей жизни. Проблемы никуда не денутся, но они не будут так пугать ребенка, как его пугает неизвестность.
Страх неизбежен. Это такая же часть жизни, как и все остальные. Мы должны не избегать и игнорировать их. Нам нужно научить жить с ними. Тогда страх станет отличной мотивацией менять себя к лучшему.
Рекомендуем для изучения
Как научить ребенка справляться со своими страхами?
Что еще почитать:
Еще песни терапевтические сказки:
терапевтические сказки – Сказка о Котёнке, или Чего мне волноваться
05:33
терапевтические сказки – Смелый Гномик
03:55
терапевтические сказки – «Как Кенгурёныш стал самостоятельным»
06:59
терапевтические сказки – Сказка про Сон
05:49
терапевтические сказки – Сон Колобка
03:12
терапевтические сказки – Парковая роза
04:40
терапевтические сказки – Сказка про гномика Гаврюшу
02:36
Воспитательная сказка – Дорогое слово (Держать слово)
05:07
терапевтические сказки – Про оленя, который не мог уснуть
01:53
терапевтические сказки – Спят слова
03:16
терапевтические сказки – Сказка про командировку
03:33
терапевтические сказки – Сказка про Ежонка
05:17
терапевтические сказки – Рыбка Буль-буль
01:41
терапевтические сказки – Сказка о Солнышке
04:40
терапевтические сказки – Сегодня спят сказки
04:50
Терапевтические сказки – Два пингвина
04:38
терапевтические сказки – Цветок по имени Незабудка
05:55
Воспитательная сказка – Когда грустно (Делать добро)
06:09
Терапевтические сказки – Держать слово
05:07
терапевтические аудиосказки – 02. Сказка о волшебниках слова
11:39
Терапевтические сказки – Когда шумно
04:43
терапевтические сказки – Как щенок нашёл друга
04:09
Сказка о превращении гусенички – терапевтические сказки
02:41
Сказка про золотистый одуванчик – терапевтические сказки
02:49
терапевтические сказки – На маленькой полянке
05:04
терапевтические сказки – Сказка о Темноте-темноте
04:03
Терапевтические сказки – Растеряйка
06:18
терапевтические сказки – Сказка про хвастливого муравья
06:02
Терапевтические сказки (к Дню матери) – Подарок маме (ст.возр.)
04:58
терапевтические сказки – Кусачая киска
04:20
терапевтические сказки – История об обязанностях .
20:46
Терапевтические сказки – Улыбка
05:05
Неизвестен – Сказка на ночь. Сказкотерапия. Терапевтическая сказка перед сном
10:53
терапевтические аудиосказки – 05. Сказка о волшебнике
07:30
Терапевтические сказки А.В.Гнездилов – Удача
17:20
Терапевтические сказки А. В. Гнездилов – Голубая мечта
14:51
терапевтические сказки – Сказка про два родных дома
02:39
Терапевтические сказки – Качели (Эгоизм)
05:57
терапевтические сказки – Космическое путешествие
04:37
терапевтические сказки – Как Егорка научился летать во сне
04:53
Терапевтические сказки – Шепот
22:03
Терапевтические сказки – Волшебная скрипка
24:35
Терапевтические сказки – Научи себя терпению
15:10
Терапевтические аудиосказки – Пора спать
17:50
Терапевтические сказки – Взросление
05:22
Терапевтические сказки – По секрету. Умение хранить секрет
05:26
терапевтические сказки – Сказка о грустной тарелке
02:24
терапевтические сказки – Страшный страх
04:42
А.В. Гнездилов – Терапевтические сказки. Рыбак
11:53
Музыка по алфавиту:
- A
- B
- C
- D
- E
- F
- G
- H
- I
- J
- K
- L
- M
- N
- O
- P
- Q
- R
- S
- T
- U
- V
- W
- X
- Y
- Z
- 0-9
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Е
- Ё
- Ж
- З
- И
- Й
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Щ
- Ы
- Э
- Ю
- Я
Дмитрий Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Родился зайчик в лесу и всё боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнёт птица, упадёт с дерева ком снега, — у зайчика душа в пятки.
Боялся зайчик день, боялся два, боялся неделю, боялся
— Никого я не боюсь! — крикнул он на весь лес. — Вот не боюсь нисколько, и всё тут!
Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи — все слушают, как хвастается Заяц — длинные уши, косые глаза, короткий хвост, — слушают и своим собственным ушам не верят. Не было ещё, чтобы заяц не боялся никого.
— Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?
— И волка не боюсь, и лисицы, и медведя — никого не боюсь!
Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, прикрыв мордочки передними лапками, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы и отведавшие волчьих зубов. Очень уж смешной заяц!.. Ах, какой смешной! И всем вдруг сделалось весело. Начали кувыркаться, прыгать, скакать, перегонять друг друга, точно все с ума сошли.
— Да что тут долго говорить! — кричал расхрабрившийся окончательно Заяц. — Ежели мне попадётся волк, так я его сам съем…
— Ах, какой смешной Заяц! Ах, какой он глупый!..
Все видят, что и смешной и глупый, и все смеются.
Кричат зайцы про волка, а волк — тут как тут.
Ходил он, ходил в лесу по своим волчьим делам, проголодался и только подумал: «Вот бы хорошо зайчиком закусить!» — как слышит, что где-то совсем близко зайцы кричат и его, серого Волка, поминают.
Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться.
Совсем близко подошёл волк к разыгравшимся зайцам, слышит, как они над ним смеются, а всех больше — хвастун Заяц — косые глаза, длинные уши, короткий хвост.
«Э, брат, погоди, вот тебя-то я и съем!» — подумал серый Волк и начал выглядывать, который заяц хвастается своей храбростью. А зайцы ничего не видят и веселятся пуще прежнего. Кончилось тем, что хвастун Заяц взобрался на пенёк, уселся на задние лапки и заговорил:
— Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня! Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я… я… я…
Тут язык у хвастуна точно примёрз.
Заяц увидел глядевшего на него Волка. Другие не видели, а он видел и не смел дохнуть.
Дальше случилась совсем необыкновенная вещь.
Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страху упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся ещё раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.
Долго бежал несчастный Зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил.
Ему всё казалось, что Волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами.
Наконец совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.
А Волк в это время бежал в другую сторону. Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил.
И Волк убежал. Мало ли в лесу других зайцев можно найти, а этот был какой-то бешеный…
Долго не могли прийти в себя остальные зайцы. Кто удрал в кусты, кто спрятался за пенёк, кто завалился в ямку.
Наконец надоело всем прятаться, и начали понемногу выглядывать кто похрабрее.
— А ловко напугал Волка наш Заяц! — решили все. —- Если бы не он, так не уйти бы нам живыми… Да где же он, наш бесстрашный Заяц?..
Начали искать.
Ходили, ходили, нет нигде храброго Зайца. Уж не съел ли его другой волк? Наконец таки нашли: лежит в ямке под кустиком и еле жив от страха.
— Молодец, косой! — закричали все зайцы в один голос. — Ай да косой!.. Ловко ты напугал старого Волка. Спасибо, брат! А мы думали, что ты хвастаешь.
Храбрый Заяц сразу приободрился. Вылез из своей ямки, встряхнулся, прищурил глаза и проговорил:
— А вы бы как думали! Эх вы, трусы…
С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что действительно никого не боится.
Баю-баю-баю…
Самые распространенные страхи и способы их преодоления
Страх остаться без мамы. Каждый раз, когда вам нужно отлучиться, объясняйте малышу, зачем вы уходите и надолго ли. Пообещайте ребенку что-нибудь сделать вместе, как только вы вернетесь домой (почитать книжку, поиграть), и всегда выполняйте обещания. Не уходите сразу надолго — начните с 15 – 30 минут, постепенно увеличивая время разлуки.
Страх перед непонятными звуками. Необходимо объяснить ребенку, что страшные и громкие звуки, которые издает работающая стиральная машина или пылесос, не представляют для него никакой опасности. Покажите малышу их источник, попробуйте несколько раз включить и выключить шумные приборы в его присутствии. Если же кроха боится громких звуков, доносящихся с улицы, например грома или сирен, — самым действенным способом будет объяснить причины возникновения этого шума в форме игры.
Страх перед незнакомцами. Не стоит принуждать ребенка к тесному общению с новым для него человеком: во время знакомства посадите малыша к себе на колени и не отпускайте до тех пор, пока он сам не захочет высвободиться из ваших крепких объятий. И уж тем более не оставляйте ребенка один на один с незнакомцем прежде, чем он к нему привыкнет. Старайтесь, чтобы встречи с новыми людьми происходили в привычной для малыша обстановке.
Страх перед животными. Если ваш ребенок еще не успел столкнуться с агрессивным поведением со стороны животных, не пугайте его словами вроде «Не подходи к собаке, а то укусит!» (даже если сами панически боитесь «лучших друзей человека»). Вместо этого показывайте ему как можно больше милых картинок и видеороликов с их участием, а для первого знакомства малыша с пушистым созданием найдите добродушного и спокойного (а также чистого и привитого!) зверя.
Страх перед врачами. Объясните малышу, зачем нужны врачи, а накануне визита в поликлинику поиграйте с малышом в «больницу» — пусть он побудет и в роли пациента, и в роли доктора. Попросите врача, чтобы он, прежде чем начать осмотр, подробно рассказал вам и ребенку о том, что и как он собирается делать, и следовал озвученному плану. После того как прием будет закончен, обязательно скажите малышу, какой он смелый и как вы им гордитесь.
Страх темноты. Самый простой способ помочь вашему крохе перестать бояться темноты — никогда не оставлять его совершенно одного в наглухо закрытой комнате без источника света. Приоткройте дверь, включите ночник, расспросите малыша о том, что именно пугает его, и внимательно выслушайте. Проговорив свои страхи и увидев ваше сочувствие, он испытает облегчение, а со временем и вовсе забудет о своих тревогах. Помните: маленькому ребенку практически невозможно объяснить, что монстров под кроватью не существует, зато можно дать понять, что вам небезразличны его тревоги и вы никогда не оставите его одного.
Сказка «Про старшего брата»
Направленность: Ревность и обида, вызванные появлением в семье младшего ребенка.
Ключевая фраза ребенка: «Мама и папа больше меня не любят»
Цель: формирование эмоционально близких отношений между детьми.
Содержание сказки:
«Далеко-далеко за горами, за лесами в одном очень красивом маленьком городке жил-был мальчик Сережа. Он был таким же, как другие мальчики, и чем-то похож на тебя. Жил он с мамой, папой и маленькой сестренкой Катей.
Раньше, когда Кати еще не было на свете, все игрушки в доме принадлежали только ему, ему одному улыбалась мама, с ним одним папа ходил кататься на велосипеде и только с ним папа и мама смотрели по телевизору футбол и мультики.
А теперь мама чаще возилась с Катей и улыбалась Сереже уже не так часто, как раньше, и у нее совсем не оставалось времени, что бы с ним поиграть. Но хуже всего было, когда она просила Сережу погулять с Катей. Гулять с ней было очень скучно, потому что тогда он уже не мог ни поиграть в футбол, ни побегать с друзьями, ни залезть на дерево. Но мама просила защищать Катю и быть настоящим мужчиной, таким же сильным, как папа.
Сереже казалось, что мама и папа больше не любят его так, как раньше, что ругают его незаслуженно, а хвалят редко. Тогда он мечтал, чтобы Катя исчезла и все было как раньше
А иногда Сереже очень хотелось заболеть какой-нибудь страшной болезнью, чтобы мама и папа наконец обратили на него внимание, но было бы уже поздно, и он бы все равно умер. И вот тогда они бы поняли, как мало его любили
Но вот однажды Сережа пришел из школы домой. Уже в дверях он услышал незнакомый голос. Мама тихо разговаривала с тетей в белом халате. По маминому лицу Сережа сразу догадался, что случилось что-то плохое.
Когда доктор ушла, Сережа подошел к маме, прижался к ней и тихо спросил: «Что-то случилось с Катей?». Мама обняла его нежно, поцеловала и сказала, что она заболела, у нее очень высокая температура и, может быть, ее заберут в больницу.
Вечером, когда Сережа лег спать, он долго не мог уснуть, а когда заснул, ему приснился сон: он куда-то идет по красивой извилистой дороге, и вдруг перед ним появляется гора, а там — источник с целебной водой. Набрал он этой воды, чистой как слеза, и побежал, чтобы напоить ею свою маленькую сестренку. Он совсем не хотел, чтобы ее забирали в больницу…
Утром за окном ярко светило солнце, был теплый весенний день. Сережа, проснувшись, сразу побежал в комнату, где была Катя, и увидел, что она уже не спит, а всем улыбается: и маме, и папе, и ему.
«Значит, помогло и все страшное позади»,— подумал Сережа. Он поцеловал сестренку в макушку. Мама улыбнулась ему и сказала: «Я только что поняла, какой ты уже взрослый. Настоящий мужчина»».
Вопросы, для обсуждения со слушателями:
— Почему Сережа решил, что мама и папа его больше не любят?
— Как объяснить, что мальчику приснился такой сон?
— Как вы думаете, зачем мама сказала Сереже, что он уже взрослый?
— Можно ли использовать сказкотерапию родителям для оказания психологической помощи своим детям?
Вопросы по сказке для детей:
- Расскажите коротко, о чём это сказка?
- Как зовут главного героя?
- Где и с кем живёт мальчик?
- Чего боялся мальчик?
- Кто помог Васе?
- Как победил своего врага Вася?
- Какие друзья появились у мальчика?
- Случалось ли с вами такое?
- Кто помог вам и как?
- Что хотели бы вы взять для себя из этой сказки?
Автор — воспитатель Липатова Галина Евгеньевна, МКДОУ детский сад присмотра и оздоровления № 281, г. Самара
__________________
Читать также:
- Занятия в детском саду сказкотерапией >>>
- ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: Обучение через добрые сказки. Методика Скребцовой-Лопатиной >>>
- ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Как прибавить ребенку уверенности в своих силах? >>>
Эксперимент Харлоу доказал, что для здоровья детям необходимо родительское тепло
Без доброй мамы — плохо. Очень быстро выяснилось, что обезьянки предпочитают проводить время, повиснув на мягкой фигуре, хотя у нее нет молока, а к проволочной «маме» подходят только для того, чтобы поесть. Когда оставили только ее, обезьяны начали вести себя подобно детям-аутистам — сжимались на полу, избегали контактов, раскачивались взад-вперед.
Злая мама — все равно мама. На последней стадии эксперимента Харлоу создал модель «злой матери» — поместил в клетку мягкую фигуру, которая была оборудована приспособлением, внезапно отталкивающим обезьянок или выпускающим шипы. Но даже пострадав от такого обращения, животные возвращались к «злой маме» и сохраняли привязанность к ней.
После окончания эксперимента обезьянки так и не восстановились. Во взрослом возрасте они оставались более робкими, нервными, по сравнению с обезьянами, которые выросли в нормальных условиях.