Детские годы
Основатель русского романтизма, поэт, переводчик Василий Андреевич Жуковский был уроженцем Тульской губернии. Место рождения – село Мишенское – вотчина его отца, помещика А.И. Бунина. Будущий литератор появился на свет 29 января 1783 года. Его родной матерью была турчанка Сальха, привезенная в Россию во время русско-турецкой войны.
Незаконнорожденный ребенок не имел права носить фамилию отца, не входил в дворянский семейный список и в завещание. Чтобы исправить это положение, мальчика усыновил обедневший белорусский дворянин Андрей Жуковский.
Портрет в детстве
Тем не менее, Василий рос в семье родного отца. Незадолго до его рождения А.И. Бунин со своей законной супругой Марией Григорьевной, одного за другим потеряли шестерых детей. После этой трагедии было принято решение взять новорожденного в семью.
В 1789 году Василию исполнилось 6 лет, его отдали на военную службу. В те времена так часто поступали ради получения чина. Ребенок рос, взрослел, и через определенное время достигал офицерского звания. После того как фамилия Жуковского была добавлена в родословную книгу, он мог легально поступать в образовательные заведения.
Для дальнейшего обучения Жуковский был отослан в коммерческий пансион. В 8 лет он стал учеником Главного народного училища, но был отчислен из-за отсутствия способностей. К тому времени отца Жуковского уже не стало, и мальчик остался на попечении сводной сестры Варвары Юшковой.
Романтизм и творчество Жуковского
По основному характеру своего настроения и по формам своего поэтического творчества Жуковский теснейшим образом примыкает к школе сентиментализма, к школе Карамзина, которого он торжественно называл своим учителем. В качестве переводчика, Жуковский обращается за вдохновением к таким писателям, которые или не имеют никакого отношения к романтизму или весьма слабо связаны с ним. Его элегии и баллады сами по себе еще не выводят нас из пределов сентиментализма, или «доромантизма на почве чувствительности». Склонность к дидактизму и рассудочности, отсутствие утонченной символики и причудливой фантастики проводит резкую грань между творчеством Жуковского и романтиками. Философия и эстетика немецких романтиков Жуковскому оказалась трудными для усвоения. «Для нас еще небесная и несколько облачная философия немцев далека», – писал он 17 ноября 1827 г. Он никак не мог согласиться с Тиком в понимании Шекспира. Питомец сентиментализма, Жуковский, однако, в своём творчестве перерос его. Дух арзамасской вольности толкал его вперед. Литературные формы сентиментализма оказались недостаточными, чтобы вместить в себе все содержание поэзии Жуковского: естественным образом он эволюционирует в сторону романтики; возможно говорить даже о некотором влиянии на него со стороны немецких романтиков (приблизительно с 1816 – 1817 гг.). Известно, что Жуковский ценил произведения Тика, Новалиса, Шлегеля и др. и собирался даже (в 1817 г.) составить из них альманах; с Тиком он находился и в личных сношениях. В творчестве Жуковского, действительно, было и нечто романтическое; это – религиозно-эстетический идеализм, поэтическое анахоретство, предощущение невидимого мира, интуитивное постижение невыразимого, божественного начала во вселенной. Самая его эстетика носит на себе печать романтики. В этом случае эволюция Жуковского особенно показательна. От классической традиции и сентиментальных воззрений, от Лагарпа, Гома, Зульцера, Эшенбурга и Энгеля через посредство Бутервека и Шиллера он близко подошел к эстетике романтиков.
За истинным гением Василий Андреевич Жуковский признавал божественный дар интуиции, способность «вдруг доходить до того, что другие открывают глубоким размышлением», способность постигать в видимом «что-то лучшее, тайное, далекое», а это и есть «прекрасное», основное содержание искусства. Для благочестивого поэта все прекрасное сливается «в одно: Бог», и поэзия для него – «откровение в теснейшем смысле», «небесной религии сестра земная». Акт поэтического «откровения» предполагает абсолютную свободу: «Поэт в выборе предмета не подвержен никакому обязующему направлению. Поэзия живет свободой». В виду всего сказанного, литературное направление творчества Жуковскогоможно определить, как сентиментальный романтизм
Наставник цесаревича
В 1826 году, вскоре после коронации, Николай I назначил Василия Андреевича наставником цесаревича Александра.
Жуковский отнесся к воспитанию будущего наследника престола максимально серьезно. Он скрупулезно отбирал для Александра лучшие книги по истории, философии, литературе и праву, составлял учебные программы, контролировал усвоение материала. Василий Андреевич учил его мыслить масштабно, прививал передовые идеи западников-демократов, старался воспитать ответственность за народ и страну.
Впоследствии историки приписывали либеральные реформы царя-освободителя Александра II влиянию, которое оказали прогрессивные методы воспитания Жуковского на молодого цесаревича.
Василий андреевич Жуковский книги. Автор
Русский поэт, почетный член (1827), академик (1841) Петербургской
Академии Наук. Начав как сентименталист («Сельское кладбище», 1802),
стал одним из создателей русского романтизма. Поэзия насыщена
меланхолическими мечтаниями, романтически переосмысленными образами
народной фантастики (баллады «Людмила», 1808, «Светлана», 1808 — 1812). Перевел «Одиссею» Гомера, произведения Ф. Шиллера, Дж. Байрона. Литературная критика.
Биография
Родился 29 января (9 февраля н.с.) в селе Мишенское Тульской
губернии. Отец, Афанасий Иванович Бунин, помещик, владелец с.
Мишенского; мать, турчанка Сальха, попала в Россию в числе пленных,
взятых русскими войсками при осаде крепости Бендеры. Мальчику была дана
фамилия усыновившего его помещика Андрея Жуковского, который жил на
положении приживальщика в доме Буниных. Это позволило будущему поэту
избежать участи незаконнорожденного, но для получения дворянства
потребовалось зачисление малолетнего Жуковского на фиктивную военную
службу (в Астраханский гусарский полк). В 1789 он был произведен в
прапорщики, что давало право на дворянство, был внесен в соответствующий
раздел дворянской родословной книги Тульской губернии.
Первоначальное образование получил в кругу семьи Буниных, где рос на
правах воспитанника. Обучался в частном пансионе, после закрытия
которого был определен в Главное народное училище. Отсюда был исключен
«за неспособность» и далее продолжал обучение в доме В. Юшковой, сводной
сестры поэта. Здесь впервые приобщился к литературному творчеству.
В 1797 — 1801 Жуковский учился в Благородном пансионе при Московском
университете, где начал писать стихи. Участие в «Дружеском литературном
обществе», в которое входили представители образованной дворянской
молодежи, определило творческие интересы Жуковского. В 1802 в
карамзинском «Вестнике Европы» появилось первое большое стихотворение
«Сельское кладбище» (вольный перевод элегии английского поэта Т. Грея),
выразившее взгляды и настроения, характерные для русского
сентиментализма. К 1808 творчество Жуковского приобрело романтический
характер, первые баллады: «Людмила» (1808), «Кассандра» (1809),
«Светлана» 1808 — 12) написаны на основе иностранных литературных
источников.
В начале войны 1812 вступил в ополчение; откликом на военные события
явились стихи «Певец во стане русских воинов» (1812), послание
«Императору Александру» (1814), принесшие ему широкую известность.
С 1815 начинается двадцатипятилетний период его придворной службы,
сначала в должности чтеца при императрице, вдове Павла I, а с 1825 —
воспитателя наследника, будущего Александра II.
К 1810 — 1820 относится расцвет творчества Жуковского. В это время
созданы баллады «Эолова арфа» (1814) и «Вадим» (1817), перевод баллады
В. Скотта «Замок Смальгольм, или Иванов вечер» (1822), романтические
стихи «Цвет завета» (1819), «Море» (1822).
Отношения с царским двором обострились настолько, что, получив
почетную отставку в 1841, Жуковский принял решение переселиться в
Германию, где весной этого года женился на юной Елизавете, дочери своего
старого друга художника Рейтерна. Он делал несколько попыток вернуться в
Россию, но состояние здоровья жены и надвигающаяся слепота не позволили
осуществить эти намерения.
Творческая деятельность Жуковского не ослабевала в последний период
жизни. Он закончил начатый еще в России перевод индийской народной
повести «Наль и Дамаянти», перевел поэму «Рустем и Зораб» и «Одиссею»
Гомера (1849). В 1845 написал «Сказки о Иване-царевиче и Сером Волке».
Смерть прервала его работу над переводом «Илиады».
Умер Жуковский в Баден-Бадене 12 апреля (24 н.с.) 1852. Его прах был
перевезен в Россию и погребен в Петербурге на кладбище
Александро-Невской лавры.
Пушкин и Жуковский
Вскоре Жуковский познакомился с юным Александром Пушкиным, который быстро стал его поэтическим последователем. Александр Сергеевич быстро превзошел учителя в оригинальности и блеске своего таланта, и Жуковский открыто признавал это.
Они дружили до смерти Пушкина, несмотря на семнадцатилетнюю разницу в возрасте. Василий Андреевич был первым слушателем и первым критиком новых произведений Пушкина. И его неизменным защитником при дворе.
После гибели Пушкина Жуковский фактически спас литературный архив поэта. Используя свое влияние при дворе, он добился разрешения на публикацию полного собрания сочинений поэта и в течение года подготовил его к печати.
Смерть
Василий Андреевич Жуковский долгое время проживал в Баден-Бадене. В 1851 году к нему пришла болезнь. Один глаз писателя перестал видеть, поэтому творцу рекомендовали проводить больше времени в темной комнате. Несмотря на проблемы со здоровьем, Василий Андреевич страстно желал вернуться на родину – в Россию. Поддерживали в этом писателя Чаадаев и Гоголь.
Могила Василия Жуковского
14 июля 1851 года семья Жуковских должна была отправиться в путь, но этого не произошло, так как у мужчины воспалился глаз. Самостоятельно писать и читать Василий Андреевич не мог. Литератору помогали супруга и камердинер. Состояние здоровья Жуковского стремительно ухудшалось, поэтому автор стихов и баллад просит приехать в Баден Вяземского.
Окончательно слег Василий Андреевич после смерти Гоголя. А 12 апреля 1852 года не стало самого писателя. Автор сказок «О царе Берендее» и «Спящей царевне» был похоронен в специальном склепе, на стенах которого высекли строчки его стихотворений. Зная любовь писателя к России, в августе 1852 года камердинер перевозит прах Жуковского в Петербург. Сейчас могила поэта, переводчика и учителя находится на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, недалеко от могилы Н. Карамзина.
Жизнь и творчество Жуковского при дворе
Недолго продолжалась военная жизнь Василия Жуковского. Он заболел тифом в конце 1812 года и вышел в отставку в январе 1813-го. В 1814 году появилось «Послание императору Александру», после которого императрица Мария Федоровна захотела, чтобы Жуковский приехал в Петербург. Мария Протасова в 1817 году вышла замуж за профессора Майера. В поэзии Жуковского и позже будут звучать мечты о любви. Однако девушка была слаба здоровьем и в 1823 году она умерла. Сможет ли забыть Марию Протасову и найти себе спутницу жизни Василий Жуковский? Биография его дальнейших лет даст вам ответ на этот вопрос.
Василий Андреевич Жуковский: жизнь и творчество
Василий Андреевич Жуковский – крупный литературный деятель, писатель, переводчик, внесший огромный вклад в такое грандиозное направление русской литературы, как романтизм. Придворный учитель императорской семьи, друг и наставник Александра Пушкина. Родился 29 января (9 февраля по новому стилю) 1783 года в селе Мишенское Тульской области.
История его появления на свет была необычной: его отцом был помещик, а матерью крепостная крестьянка родом из Турции. Имя и фамилию мальчик получил от приятеля отца Андрея Жуковского. Жена Афанасия Бунина – блудного отца мальчика сжалилась над младенцем и приняла в семью, воспитывая на протяжении всей жизни как родного сына.
Василий получил отличное образование, сперва в благородном пансионе в Москве, а затем в народном училище родной Тулы. С юности его привлекала литература, особенно произведения древнерусских классиков. Помимо этого он посвящал много времени самообразованию в области мировой истории.
Еще будучи студентом пансиона Жуковский начал делать первые шаги на литературном поприще: в 1797 году он начал писать свои первые переводы, а в 1782 журнал «Вестник Европы» впервые опубликовал его переложение «Сельского кладбища» Грея. 1808 год ознаменован знаковым для автора событием: увидела свет его знаменитая баллада «Людмила» и Жуковского пригласили на должность редактора в «Вестнике Европы».
С 1812 по 1813 годы служил в ополчении и написал балладу «Светлана». Тиф, которым он заразился на службе, помешал дальнейшему его пребыванию на фронте и Жуковский ушел в отставку. Его политические воззрения отразились в таких произведениях как «Императору Александру» и «Певец во стане русских воинов». С 1815 года Жуковский стал трудиться в литературном объединении «Арзамас».
В 1817 году писатель был удостоен великой чести стать придворным учителем для княгини Александры Федоровны, будущей императрице Николая I. Позже он учил и цесаревича Александра II, став не только его проводником в мире науки, но и духовным наставником. Всего он провел при дворе 25 лет.
Период с 1810 по 1820 годы считаются самыми плодотворными в его творчестве. Именно в это время были написаны множество удачных переводов, стихов и баллад. В их числе: «Эолова арфа», «Двенадцать спящих дев». Такого подъема его творчество более не испытывало не до не после. Однако, и позже он творил поистине шедевральные вещи, например перевод «Одиссеи» и «Рустем и Зораб», которые вышли в 1849 году.
Переводы, сделанные Жуковским, не раз отмечалась критиками, как самостоятельные цельные произведения, которые по стилю и композиции зачастую превосходили оригиналы. Жуковского современники характеризовали, как нежного, сентиментального, мечтательного человека, обладающего притом недюжинным жизненным опытом, мудростью и прозорливостью. Он был исключительно честен, умен и порядочен. Безнадежная влюбленность в собственную племянницу Марию Протасову повлекло два предложения руки и сердца, на которые были получены отказы.
1841 год повлек за собой резкое ухудшение состояния здоровья писателя, в надежде поправить самочувствие он отправился в Германию. Тогда же принял решение жениться на 18–летней Елизавете, в браке с которой на свет появились дочь Александра и сын Павел.
24 апреля 1852 года Жуковский скончался в Баден-Бадене, его тело предали земле в Петербурге, где он провел большую часть своей жизни. Известно, что под конец жизни писатель совершенно ослеп, однако продолжал творчество. Последним произведением, написанным поэтом стала баллада «Странствующий жид».
Жуковского можно по достоинству назвать самой яркой личностью допушкинского периода русской литературы. Он являлся основоположником романтизма и с его творчеством связывают расцвет данного художественного направления. Через все его произведения красной нитью проходят темы души человека, патриотизма, любви к природе и Родине, нравственной составляющей человеческой жизни. Он сам старался жить по совести и неизменно призывал к этому читателя. Патетика его произведений захватывает от первой до последней строчки и затрагивает самые тонкие струны человеческой души.
Взрослая жизнь в Москве
Служба бухгалтера сильно тяготила Жуковского: он считал ее «гнилой», все сослуживцы были старше него, не заладились отношения и с начальником. Он несколько раз просил у матери разрешения переехать в Петербург, но та каждый раз его планам не суждено было осуществиться.
Однако служба Василия Андреевича складывалась неплохо. В октябре он получил чин губернского секретаря, а через год вне правил был повышен до титулярного советника, перепрыгнув таким образом с 12 класса до 9. В эти же годы он начал переводить произведения немецких и французских писателей.
В конце 1801 года близкий друг Жуковского, Андрей Тургенев, был переведен по службе с Петербург. Василий остался в полном одиночестве, что привело к открытому конфликту с начальником и едва не закончилось судом. В конце апреля 1802 года произошла отставка Жуковского. Он переехал в Мишенском, где на тот момент жили почти все члены семей Юшковых и Вениаминовых.
По возвращении в Москву Василий Андреевич занялся изданием журнала «Вестник Европы», где печатались его произведения, статьи и истории, в том числе баллада «Людмила» в непривычном для России жанре. Но работа не заглушила его чувств. В 1811 году Жуковский вернулся просить сестру разрешить брак. Но Протасова наотрез отказала брату в просьбе и запретила вообще говорить дочери о его чувствах. Через некоторое время она вовсе выгнала его, уловив в одном из стихотворений намек на запретную любовь.
Литература
Творческий путь Василия Жуковского был тернист и непрост. Зарабатывать на жизнь поэзией или прозой писатель не мог, поэтому брался за переводы. Талант Жуковского на этом поприще высоко оценивали современники, в том числе Платон Бекетов, владелец крупнейшей типографии. Еще в Московском университетском пансионе Василий Андреевич познакомился с Николаем Карамзиным, который стал учителем и наставником для Жуковского на долгие годы.
Николай Карамзин
Реформатор русского литературного языка считал своим долгом критиковать творчество подопечного. Но Карамзин не забывал и о похвале. Учитель всегда подмечал удачные высказывания и обороты, используемые Жуковским в работах. С 1808 по 1820 годы поэт находился в романтическо-художественном поиске.
Это ярко проявляется в балладах того времени, к примеру в «Людмиле». Интересно, что произведение является творческим переводом работы немецкого поэта Г. А. Бюргера. В «Людмиле» Жуковский раскрывает лирические настроения, присутствующие в его жизни.
Иван Крылов, Александр Пушкин, Василий Жуковский и Николай Гнедич в Летнем саду
4 года потребовалось Василию Андреевичу на создание баллады «Светлана». В основе стихотворения лежит «Ленора», созданная Г. А. Бюргером. Произведение отличается от «Людмилы» жизнерадостностью и весельем. Друг Жуковского А.С. Пушкин высоко оценил работу мастера.
Неотъемлемой частью жизни Василия Жуковского оставались переводы. Поэт обладал природным даром, который позволял ему переводить лучшие стихи, баллады мировой литературы. Василий Андреевич полно раскрыл традиционную немецкую сказочность и передал волшебство стихотворения И. Гете «Лесной царь» во время перевода на русский язык.
Книга Василия Жуковского
Жуковскому нравилось творить, поэтому писатель часто переводил произведения известных поэтов, но при этом не забывал о собственном творчестве. В 1822 году Василий Андреевич знакомит общество с элегией, созданной в духе романтизма, – «Море». Автор словами передал свое восхищение красотой, которая окружает людей. Позже Жуковский приступил к переводу баллады «Кубок», созданной И. Шиллером. Переводчик трудился над работой 6 лет. В те времена не было нужды в дословном пересказе – достаточно было передать смысл, ощущения, эмоции произведения.
Стихи Василия Жуковского
Время от времени Василий Жуковский помогал детям постигать науки, в том числе литературу. Тесное общение с мальчиками и девочками разных возрастов подтолкнуло к написанию сказок. Около 30 лет потребовалось Жуковскому на создание семи сказок, которые и по сей день остаются популярными среди взрослых и малышей. В числе творений Василия Андреевича «Красный карбункул», «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна», «Война мышей и лягушек», «Тюльпанное дерево», «Кот в сапогах», «Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке».
Собрание в кабинете Василия Жуковского
В сказках Жуковский предпочитал идти на яркие эксперименты. Писатель применял изобразительно-выразительные средства языка, играл со стихотворными размерами. Василий Андреевич увлекался нереальными, таинственными и отчасти страшными мирами, которые ярко проявлялись в творчестве Тика, Новалиса и Гофмана. Это отражалось в сказках Жуковского.
Сказки Василия Жуковского
Иногда возникал интерес у писателя к национально-поэтическому направлению. Творец пытался объединить таинственность Европы и местный фольклор в книгах сказок. За год до смерти Жуковский пишет два волшебных стихотворения «Котик и козлик» и «Птичка». Автор посвятил работы дочери и сыну.
Ундина (4 глава)
О том, что случилось с рыцарем в лесу.»Вот уже боле недели, как я в тот вольный имперскийГород, который лежит за вашим лесом, приехал;Там был турнир, и рыцари копья ломали усердно.Я не щадил ни себя, ни коня. Подошедши к оградеПоля, дабы отдохнуть от веселой работы, я шлем свойСнял и отдал его щитоносцу; и в эту минутуВижу на ближнем алтане девицу, в богатом уборе,Чудной прелести. Это была молодая Бертальда -Мне сказали — питомица знатного герцога, в ближнемЗамке живущего. Мне показалось, что с ласковым видомСмотрит она на меня, и во мне загорелась двойнаяБодрость; усердно бился я прежде, но с этой минутыДело пошло уж иначе…
Доклад 2
Русская литература 18 века прославлена множеством знаменитых поэтов, одним из которых является Василий Андреевич Жуковский, считавший поэзию светлой и душевной. Если вчитаться в строки его биографии, то можно заметить, что уже с раннего возраста он обладал поэтическим дарованием.
Родился поэт в Тульской губернии в 1783 году в семье зажиточных господ. Так как он был незаконнорожденным, то жена его отца воспитала мальчика как родного ребенка, и он получил фамилию от небогатого дворянина, являвшийся другом семьи Буниных, Андрея Жуковского.
В восьмилетнем возрасте он отправляется на учебу в частный пансион в Тулу, однако уже в 11 лет его исключают. Жуковский попадает в семью крестной матери Юшковой, где его окружали люди, интересующиеся литературой и искусством. И в 14 лет мальчик поступает в Московский благородный пансион, где знакомится с будущими литературными деятелями. Когда Василий Андреевич был на 2 курсе, то создал Литературное общество, которое он и возглавлял. По случаю кончины Юшковой Жуковский представляет всем свою первую работу под названием «Мыслями о гробнице». С 1797 по 1801 годы поэта преследовало упадническое настроение, которое проявилось в его стихотворениях «Майское утро», «Мир» и др.
В 1802 году получает свое развитие творческий путь Василия Андреевича. Именно в это время в «Вестнике Европы» печатается его перевод английского поэта Т.Грея «Сельское кладбище», который сделал в один момент Жуковского знаменитым. А произведение «Вечер» упрочило его имя в литературных кругах, сделав особо известным стихотворцем. Прочитав элегию, можно заметить, как поэт тонко написал строчки, говорящие нам, насколько таинственна природа, о стремлении к счастью.
Позже в творчестве Жуковского появляются баллады, повествующие нам о сказочном и волшебном мире, где сверхъестественные злые силы угрожают людям. Жуковский представил миру свои баллады «Людмила» и «Светлана», которые излагают переводы творческих работ поэта из Германии Бюргера. Но Василий Андреевич так умело перевел произведения, что никак нельзя догадаться, что это труд немецкого литератора. Жуковский всегда был борцом за правду и справедливость. Он неоднократно выступал в защиту перед государем за Пушкина. Принимал участие в решение судьбы Тараса Шевченко и критика Герцена. Сам же поэт свою личную жизнь устроил только в возрасте, обретя семью и уехав в Германию, где там же и скончался в 1852 году.
Василий Жуковский и декабристы
Василию Андреевичу еще в 1819 году друзья предложили ознакомиться с уставом Союза благоденствия. Он прочел документ, но взгляды эти не разделил. Дело в том, что Жуковский всю свою жизнь, вплоть до кончины, считал, что развитие общества возможно только через индивидуальное развитие каждого его гражданина. Каждый человек должен сам отвечать за свое совершенствование, и никакие общества с их призывами и уставами не могут этого обеспечить.
Страница рукописи А. С. Пушкина с изображением казнённых декабристов, 1826
Вот так и получилось, что Жуковский, знакомый и друживший со многими декабристами, сам оказался вне этого движения. Своими близкими отношениями с императором и влиянием на императорскую семью он сумел повлиять на смягчение участи нескольких декабристов, но помочь всем было не в его силах.
Религиозность в творчестве Жуковского
Убаюкиваемый поэтическими грезами своего творчества, он «среди губящего волненья жизни» сумел сохранить светлое миросозерцание философа-оптимиста. Его оптимизм непоколебим, потому что его корни лежат в глубине религиозных убеждений. Жуковский не только твердо усвоил традиционную систему верований, но и опоэтизировал ее. Вселенная – «необъятный океан света, коего волны быстро летят и гармоническим громом своим славят Вседержителя». Земля – одна из светлых пылинок, составляющих вселенную. Жизнь людей, руководимая верой, надеждой и любовью, полна глубокого смысла; «земная жизнь – небесного наследник», и путь человека «лежит по земле к прекрасной, возвышенной цела». Отблеск небесного в творчестве Жуковского падает на земное и святит его. Все, что на земле и мило, и священно, как призрак, мелькает там, «за синевой небесной, в туманной сей дали»; порою светлое предчувствие поднимает покрывало и в далекое манит. Самые «красоты природы» «пленяют нас не тем, что они дают нашим чувствам, но тем невидимым, что возбуждают в душе и что ей темно напоминает о жизни и о том, что далее жизни». За внешним, видимым миром поэт прозревает «святые таинства»; его «смятенная душа полна пророчеством великого виденья и в беспредельное унесена». Чувство божественного и беспредельного наполняет сердце Жуковского, и в лучшие минуты творчества «горе душа летит» («Невыразимое», «Таинственный посетитель», «Мечта» а пр.). Но благочестивый поэт не дерзает поднимать таинственное покрывало; потусторонний мир не объективируется им в художественных образах, остается одно религиозно-поэтическое настроение, которое и выражается в возвышенно-лирическом тоне его творчества.
Орест Кипренский. Портрет Василия Андреевича Жуковского, 1815
Религиозные взгляды Жуковского определили собою и его общественно-политические идеи. «Твой рай и ад – в тебе!» еще юношей восклицал Жуковский. Важны не внешние формы жизни, а внутренний мир человека, его душа. Ведь «на земле все для души: царства и род человеческий суть только явления, существует одна душа». Это – идеалистический индивидуализм. Невидимая рука промысла управляет жизнью вселенной; пусть человек не вопрошает Создателя, а слепцом идет «к концу стези ужасной»: «в последний час слепцу все будет ясно». Мало того, даже «желать чего-нибудь страстно – значит мешаться в дело Провидения». И Жуковский выступает проповедником пассивной покорности как в личной жизни, так и в делах общественных и политических. В творчестве Жуковского Венценосные помазанники – представители Бога на земле; лучший строй – монархический. «Политические разрушительные вулканы» возможны лишь при условии «дерзкого непризнания участия всевышней власти в делах человеческих». Отсюда резкое осуждение Жуковским восстания декабристов и глубокое негодование против европейских революционеров. Спасение как России, так и всей Европы – в религии и самодержавии.
В Европе
Жуковский, как и Карамзин, много путешествовал по Европе, особенно по Германии. В этой стране у него было много друзей, с которыми он поддерживал длительные дружеские отношения.
В 1941 году, закончив службу при дворе, Жуковский уехал из России. Последние годы он провел в Германии, вблизи Дюссельдорфа. Там он женился на дочери друга-художника Герхардта фон Рейтерна, у них было двое детей, Александра и Павел.
Его последней работой был непревзойденный перевод гомеровской «Одиссеи».
Жуковский умер в Баден-Бадене в 1852 году в возрасте 69 лет. Прах его похоронен в Александро-Невской Лавре Санкт-Петербурга. Склеп Жуковского находится сразу за памятником Достоевскому.
Вокруг его произведений всегда разгорались жаркие споры, а значит, они находили отклик среди читателей и разгневанных врагов. Но Жуковский казался отстраненным от оживленной дискуссии и дебатов. Он наблюдал за ними со стороны, не вмешиваясь.
Обреченный пережить почти всех своих современников, Василий Андреевич сыграл важную роль в жизни многих литераторов. Если говорить кратко о биографии Жуковского, то спокойная жизнь, без каких-либо героических или авантюрных событий, свидетельствует об отдаче без остатка любимому делу.
В.А. Жуковский — наставник императорской семьи
Учитель словесности
Так сложилось, что именно Жуковский стал тем человеком, кто преподавал русскую словесность и ряд других предметов многим членам царской семьи. Началось все с того, что с 1815 года, поэт был чтецом у императрицы Марии Федоровны. Затем, в 1817 году был решен вопрос о преподавании им русского языка великой княгине. Она — будущая императрица Александра Федоровна, супруга Николая I.
А. Молинари. Портрет великой княгини Александры Фёдоровны. 1817, Государственный исторический музей
Она нуждалась в освоении русского языка, так как была немкой по рождению. Правда, вскоре выяснилось, что Василий Андреевич был «слишком поэтичен» для этой должности. Александра Федоровна сетовала, что так и не смогла освоить русский язык в достаточной степени, чтобы произносить на нем длинные фразы. Но в целом императорская семья была довольна Жуковским. Он часто сочинял стихи по заказу своей именитой ученицы, чем очень развлекал ее. При этом для самого Жуковского это была должность его мечты – всего один час работы в день. Он проживал в покоях князя, а потом и в Кремле, получал жалованье 5000 рублей в месяц и при этом имел полную свободу в остальное время.
Василий Андреевич всего себя посвящает творчеству и общению в кругу литературных друзей. В это время были опубликованы его знаменитые баллады
- «Вадим»
- «Лесной царь»
- «Рыцарь Тогенбург»
и многие другие. Позднее уроки Василия Андреевича посещает супруга князя Михаила Павловича. Жуковский подходит к своим обязанностям серьезно и с душой: он расширяет программу таким предметами, как
- философия
- история
- педагогика
- эстетика
Наставник цесаревича
Заслужив безграничное доверие императорской семьи, в 1825 году Василий Жуковский назначается на должность воспитателя цесаревича Александра, будущего императора Александра II. Василий Андреевич самолично разработал и представил на утверждение Николаю I всю программу воспитания наследника престола, разбив ее на три этапа:
- Первый – с 8 до 13 лет – общеобразовательные предметы
- Второй – с 13 до 18 лет – курс начал основных наук
- Третий – с 18 до 20 лет – сосредоточение уже только на практических опытах в жизни наследника престола.
Великий князь Александр Николаевич, 1828. Автор Пётр Фёдорович Соколов
По его инициативе были привлечены к процессу обучения преподаватели различных научных дисциплин, так как Жуковский был убежден, что государь должен быть всесторонне образованным. Сам он преподавал цесаревичу несколько предметов:
- русскую грамматику
- физику
- историю человека
- историю
- географию
С преподавателями другим предметов поэт постоянно поддерживал связь, чтобы все обучение шло в едином русле. Также именно по настоянию Жуковского цесаревича Александра стали обучать военным дисциплинам лишь с 11 лет, а не с 9, как это было принято ранее.