Смелый Гномик — терапевтическая сказка Сказкотерапия для детей

Смелый Гномик - терапевтическая сказка Сказкотерапия для детей   Возраст: 5-9

Сказкотерапия в практике психолога

Эффективность сказкотерапии зависит от верно выбранного жанра (и включенной в рассказ метафоры). При выборе терапевт опирается на возраст слушателей, на их интересы и убеждения, на характер имеющихся трудностей.

Сказки в психотерапии применяются:

  • в диагностике, задачей которой будет определить главные жизненные сценарии пациента, его поведенческие особенности, способности и мироощущение;
  • в психотерапии, задачей которой будет решить имеющиеся психологические проблемы и закрепить новую модель поведения;
  • в прогностике, задачей которой будет помочь пациенту осознать влияние его нынешнего поведения на будущие события.

При терапии используются следующие действия:

  • чтение или пересказывание сказки;
  • обсуждение существующей сказки;
  • придумывание собственного рассказа/сказки;
  • рисование, лепка, аппликация сказочных событий или персонажей;
  • инсценировка или театральная постановка по мотивам сказки.

Смелый Гномик

Опубликовано в: Сказкотерапия

Рейтинг:

  • Размер:
  • 16
  • Шрифт:
  • Tahoma

    Arial

    Georgia

    Helvetica

    Verdana

    Times

Для детей 5-9 лет.

Рассматривает проблему: Боязнь темноты, повышенная тревожность. Ночные кошмары. Общая боязливость.

В одном лесу на опушке жил маленький Гномик. Жил он весело и беззаботно, одно только мешало его радостной жизни. Боялся наш Гномик Бабы Яги, живущей в соседнем лесу.
И вот однажды мама попросила Гномика сходить в лес за орехами. Гномик хотел сначала попросить своего друга Тролля сходить с ним, потому что Тролль не боялся Бабы Яги. Но потом решил доказать Троллю и маме, что он тоже смелый, и пошел в лес один.
Гуляя по лесу целый день, Гномик нигде так и не нашел орешник. Смеркалось. Задул холодный ветерок, и весь лес наполнился неясными шорохами и скрипами. Гномик подумал, что это, наверное, злая Баба Яга пугает его. На дрожащих ногах он продолжал поиски. В конце концов стало совсем темно, и он выбился из сил. Гномик от отчаяния прислонился к какому-то дереву и заплакал. Вдруг это дерево заскрипело и оказалось, что это не дерево, а избушка Бабы Яги. От испуга Гномик упал на землю и онемел от страха, в это время дверь избушки отворилась, как бы приглашая войти. Ноги не слушались его, пошатываясь, он поднялся и вошел в избушку.
К его удивлению, Бабы Яги он не увидел. Вдруг с печи раздались тихие звуки и Гномик увидел ее: скрюченная, несчастная, обмотанная шарфом, она тихо всхлипывала. “Не бойся меня,-промолвила Баба Яга,- я не сделаю тебе ничего плохого. Я заболела, потому что много суетилась по лесным делам: кому советом, кому лекарством помогала”. Гномик сначала хотел убежать, но ноги его не слушались, и он остался. Постепенно он оправился от испуга, ему вдруг стало очень жалко бедную разболевшуюся Бабу Ягу и он ее спросил: “Чем я могу помочь тебе? ”
— Принеси мне пожалуйста, из лесу, еловых веток, сосновых шишек и коры березы, я сварю отвар и поправлюсь.
Наутро Гномик исполнил просьбу старушки. Она была так благодарна Гномику, что вручила ему корзину с лесными орехами и волшебный клубок, который помог ему найти дорогу домой. Выходя из леса, Гномик оглянулся и увидел за собой много зверей, которые хором закричали: “Слава смелому Гному! Ты очень помог нам, потому что лесу не хватало добрых дел Бабы Яги. Спасибо тебе”.
Дома мама и Тролль встретили Гномика с радостью. Все вместе сели пить чай с тортом и с восхищением слушали приключения маленького путешественника. Мама нежно обняла сына и сказала: “Ты у меня самый любимый и самый смелый”.

Обсуждение:
Почему Гномик отправился в лес один?
Что бы ты сделал на месте Гномика, увидев Бабу Ягу? Помог бы ты ей?
Почему Гномик перестал бояться Бабы Яги?

Первый тип сказок. Дидактическая сказка

Дидактическая сказка — самая простая и ненавязчивая. Чаще всего её используют в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Цель дидактической сказки скромна — передать ребёнку некое новое знание, умение, навык.

Ну а кроме прочего — показать смысл и важность этого умения. Чаще всего такая сказка за­канчивается небольшим заданием (связанным с темой сказки), которое ребёнок должен вы­полнить дома. Круг знаний, умений и навыков, которым обучает дидактическая сказка, обширен

Это мо­жет быть замаскированный «под сказку» простой рассказ о том,

Круг знаний, умений и навыков, которым обучает дидактическая сказка, обширен. Это мо­жет быть замаскированный «под сказку» простой рассказ о том,

  • как и зачем нужно внимательно переходить дорогу,
  • как и зачем нужно поздравлять своих друзей с праздниками, например, с днём рождения,
  • как и зачем нужно научиться самостоятельно одеваться или заваривать чай,
  • как и зачем нужно убирать на место игрушки,
  • как и зачем нужно быть вежливыми с окружающими людьми…

Чаще всего функцию дидактической сказки выполняют короткие мультфильмы, сюжет кото­рых — прост и незамысловат и оттренировывает один-единственный навык.

Кстати говоря, дидактические сказки бывают и для взрослых людей (например, о необходи­мости пользоваться презервативами), но дидактические сказки для взрослых меньше распро­странены в силу того, что взрослые люди уже довольно скептически относятся к попыткам «расшевелить их» путём незамысловатой наглядной агитации в стиле «улицы сезам».

Ребёнок — совсем другое дело. Любое рутинное и скучнейшее для него занятие наполняется неземным волшебством и смыслом, если об этой рутинной вещи рассказать соответствую­щую сказку, «оживив», «одушевив» задействованные в ней предметы и процессы.

С какими проблемами поможет справиться сказкотерапия?

Коллективное сочинение сказочных историй поможет дошкольникам освоиться в группе, научиться дружить со сверстниками, а подросткам – понять себя и своих одноклассников. Совместно созданная сказка выявит, кто из ребят какие роли исполняет в жизни, даст возможность посмотреть на свой характер и поведение со стороны.

Если родители сочиняют сказку вместе со своим ребенком, это дает возможность изъясняться на одном языке, узнать скрытые мысли, мечты и стремления малыша. И у взрослых, и у детей сказка разовьет творческие способности, чувство юмора.

Если попросить малыша нарисовать или слепить из пластилина волшебных героев, можно эффективно отработать навык письма, лепки, рисования, помочь юному сказочнику в развитии моторики, усидчивости и внимательности.

Сказкотерапия справляется с такими детскими проблемами, как сложности в общении и учебе, а также при одиночестве, низкой самооценке, лени, страхах, агрессии, излишней активности, психосоматических заболеваниях, поможет определить причину, по которой ребенок отказывается ходить в детский сад или школу.

Взрослые при помощи языка сказок постигают нюансы межличностных отношений, лучше узнают себя. Волшебная история помогает по-новому взглянуть на окружающий мир, повысить уровень качества жизни.

Сказки в психотерапии делятся на 4 основные группы в соответствии с проблемами, которые в них рассматриваются:

  1. При трудностях в общении в сказке рассказывается о конфликтах, ссорах, обидах, которые возникли у малыша в детском саду, в школе, в семье, на прогулке.

  2. При возрастных кризисах ребенок как бы привыкает к своей новой роли, к новому положению (например, к самостоятельности в детском саду), все эти моменты можно проиграть в сказочной истории.

  3. При внутренних переживаниях в сказке показывается герой – сам малыш, рассматривается его внутренний мир, раскрываются комплексы и противоречия, чтобы ребенок мог ответить себе на вопрос: «Что со мной не так?».

  4. При тревогах и страхах необходимо при помощи сказки определить, чего боится малыш, что мешает ему развиваться, что забирает энергию.

Сказкотерапия: Сказки на ночь для детей

Сказкотерапия: Сказки для детей на ночь

Сегодня читать детям сказки на ночь – это не просто милая семейная традиция. Читая ребенку сказки на ночь, родители не только доставляют ему удовольствие, а это счастливые часы для каждого малыша, но и выполняют несколько важных задач.

Благодаря совместному чтению сказок перед сном ребенок расслабляется, дарит ему приятные эмоции – залог прекрасных снов. Кроме того, наличие определенного вечернего ритуала также помогает детям быстрее заснуть.

Сказка на ночь — это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и подробное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь – это общение с малышом на понятном ему волшебном языке, это маленькие безопасные уроки в жизни.

Сказки для детей на ночь

Сказкотерапия – известный метод обучения. «Сказка ложь, но в ней есть намёк, урок добрым молодцам»… Благодаря сказке малыши представляют себе разные жизненные ситуации, ставят себя на место сказочных героев, совершая добрые и не очень поступки с ними фантазировать, учиться сочувствовать, переживать различные эмоции и состояния, отвечать для себя на некоторые вопросы. Читая детям сказки перед сном, родители, даже не задумываясь о сказкотерапии, с успехом применяют эту методику. Учитывая, что взрослые обычно читают детям добрые сказки, в сознании ребенка закрепляются именно положительные модели поведения.

Итак, чтение книг на ночь для детей очень полезно, как для их развития, так и для укрепления отношений в семье. Но остается вопрос: какие книги ребенку полезнее всего читать перед сном? Как правильно выбрать сказку на ночь?

Не каждое, даже самое талантливое детское произведение подходит для чтения перед сном. Что такое сказка на ночь? Прежде всего, это нежная, успокаивающая спокойная ночь. Это значит, что она должна быть умиротворяющей и не слишком насыщенной событиями, будоражащими воображение. Если вы читаете что-то динамичное, риск отвлечь ребенка от сна очень высок. Картинки в сказке на ночь также должны быть спокойными и нежными.

Следующее желательное качество вечерней сказки — ее доброта. В комфортной, душевной обстановке, которую создает такая сказка, малышу легче расслабиться и заснуть. Вероятность увидеть плохой сон уменьшается. После доброй сказки сны будут волшебными.

Обратите внимание на продолжительность рассказа, который вы планируете прочитать. В среднем малыши до 3 лет могут с интересом слушать и рассматривать картинки в книге до 10 минут, дети 3-5 лет – около 15-20 минут

Хотя, конечно, все дети разные, и ориентироваться стоит именно на потребности своего чада.

С точки зрения сказкотерапии, перед сном нужно читать сказки, несущие в себе определенные идеи

Какие качества вы хотели бы развить в ребенке? На какие ситуации ему следует обратить внимание? Обсуждение с ребенком прочитанного позволит вам многое понять в его характере. Отметьте для себя, какому герою симпатизирует ваш ребенок, какие поступки вызывают у него интерес, что кажется ему ценным и важным

И еще несколько советов для чтения книг на ночь:

  • Читать с удовольствием, а не потому что «надо».
  • Не заставляйте малыша слушать чтение, если он не хочет.
  • Читать ребенку стоит обоим родителям – и маме, и папе. Это предотвращает «перекосы» в отношениях ребенка с близкими людьми.
  • Читать тихо, медленно, спокойно, но выразительно. Помните, что ваш голос создает настроение, мысли и образы в голове вашего ребенка.

Примечание: прослушивание аудиокниг не заменяет живое, полноценное чтение книг мамой или папой.

Хотите стать писателем?

Писатели проводят час эссе, работая над статьями на родном английском в Интернете. Когда вы учитесь в колледже, эссе — это задание, которое нужно выполнить. Темы эссе могут быть разными, но если вы профессиональный писатель, значит, вы являетесь экспертом в области академического письма, и написать такую ​​статью для вас несложно. Услуги по написанию эссе очень популярны и полезны в наши дни и пригодятся завтра. Таким образом, если вам нужно эссе, не стесняйтесь обращаться за помощью к такому сервису.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотая коллекция
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: